Армия средневековой Японии

Материал из Posmotreli
< Справочник автораСправочник автора/Армия средневековой Японии
Перейти к навигации Перейти к поиску

До Гэмпей[править]

После Гэмпэй[править]

Сэнгоку[править]

Сэнгоку, она же «эпоха воюющих провинций», началась после потери сёгунами из рода Асикага реальной власти над страной в конце XV в. В конце концов наследственные военные губернаторы начали войны против соседей, и в итоге скоро вспыхнула война всех против всех. Даже тем, кто не хотел её вести, пришлось вооружиться, и даже самые мелкие владетели самых малых сёл и городков начали собирать вооруженные отряды. Эта эпоха — пик милитаризации в истории Японии вплоть до ВМВ. Нормой были вооружённые до зубов отряды крестьян на полевых работах, купеческие караваны напоминали армии на марше, самые крупные монастыри имели армии в десятки тысяч монахов (вплоть до конницы и пехоты в броне!). Рыбаки, горожане и крестьяне из приморских провинций и раньше массово записывались в пираты (вокоу), теперь же многие даймё стали с ними сотрудничать и даже возглавлять! Из 15-18 млн японцев к концу XVI в. в самураях служило не менее 1 млн человек, а всего 100 лет перед этим в «Смуте годов Онин» самураев было не более 150 тысяч, и воюющие армии массово пополнялись вооруженными слугами и отрядами разбойников.

Самураи, или Буси[править]

В это сословие были выделены люди, обязанные нести военную службу. Они резко различались своим происхождением — верхушка происходила от младших сыновей императоров и знатнейших домов родоплеменной знати, а пополнялось как разными родами айнов, перешедших на службу к японцам, выслужившимися крестьянами из военнообязанных, так и беглыми крестьянами из разбойничьих шаек (слово «ронин» изначально обозначало именно этих людей). Изначально не имели никакой гражданской власти и представляли просто вооружённые отряды под командованием назначаемого правительством губернатора. Примерно с XII—XIII в. самураи постепенно начали забирать долю власти у губернаторов, сначала делая их власть чисто номинальной; потом же они постепенно стали наследственными правителями в своих провинциях и уездах, а рядовые бойцы заполнили нишу от просто вооружённой охраны до самых мелких феодалов. В Японии было принято делить всех самураев не по титулам, а по назначенному содержанию — коку[1].

  • Хатамото — самая верхушка самурайского сословия, после владетельных князей даймё и более мелких сэмё. Ближе всех из сословия самураев походили по функциям и правам на европейское рыцарство. Имели право на своё знамя и право ношения оружия в присутствии даймё. Из них формировалась личная гвардия даймё и отряды самой элитной конницы. Нередко имели в подчинении до десятка самураев и сотни слуг. До эпохи сэнгоку их было всего несколько тысяч человек и даже к её концу не более 10-15 тысяч. Обычно им назначалось содержание не менее чем 200 коку риса, а нередко ещё и землю под выпас лошадей, но в этом случае полагалось являться со своим личным конём. В Японии конь стоил очень дорого, и развитие коневодства сильно сдерживалось малым количеством годных для его выпаса земель.
  • Ямабуси — японские аналог европейских паладинов и духовно-рыцарских орденов. Изначально это горные отшельники-одиночки последователи некоторых японских изводов буддизма. В ямабуси нередко уходили и обычные самураи. Но постепенно к XIII-XIV начали жить небольшими скитами, где кроме поиска просветления практиковали и изучение боевых искусств. Славились как невероятно умелые и способные бойцы, в XIV веке поддержали реставрацию императора Го-Дайго и показали боевую выучку сильно выше, чем у самурайского войска. К эпохе Сэнгоку считалось невероятно престижным иметь поддержку ямабуси. Обычно вооружались нагинатами, как оружием очень сложным, но крайне эффективным и универсальным в руках мастера. Выполняли обязанности военных советников и инструкторов. Наличие в армии отряда ямабуси даже в несколько десятков человек считалось очень крутым.
  • Буси — собственно, основная масса самураев. Они делились на тех, кому было даны земли, и тех, у кого её не было — они жили либо на выдаваемый сюзереном паёк, либо были де-факто его личными дворовыми слугами и охраной. Представители этого сословия с детства обязаны были учиться военному делу. На выдаваемое содержание или доход были обязаны покупать себе оружие и снаряжение. Как правило выполняли роль самой элитной и хорошо подготовленной тяжёлой пехоты, стрелков из длинных луков, командиров в отрядах асигару, были лёгкими всадниками — тогда лошадей получали от сюзерена. Пожилые либо увечные самураи обычно выполняли роль советников, наставников, чиновников и порученцев.
    • В эпоху Сэнгоку женщины из этого сословия также должны были проходить необходимый минимум военной подготовки, так как в период постоянных воин мужья и братья очень часто были либо убиты, либо в походе. Также женщины обучались минимуму грамоты (кане — считалось, что средняя женщина не имеет достаточно разума, чтобы выучить иероглифы) и умению вести хозяйство. Не имеющая должной подготовки и воспитания женщина из служивого сословия в худшем случае могла даже быть продана в рабство или убита своими же родичами по приказу сюзерена как «позорящая сословие».
  • Мономи[2] — разведчики. Как правило, их полагалось 100 человек на каждые 1000 человек войска. Каждый десятый из них, обычно был конным и, помимо разведки, выполняли роль гонцов. Нередко в мономи брали женщин из самурайского сословия, самых смелых и ловких и как можно более миниатюрного сложения — у разведчиков кони ради возможности использовать их на пересечённой местности были малорослые, и вес всадника там значил немало.
  • Асигару. Буси были дорогими и трудновосполнимыми «юнитами», и в случае затяжного конфликта начинался их дефицит, поэтому уже в «Смуте Онин» многие даймё нанимали шайки разбойников или даже просто насильно мобилизовали своих либо чужих крестьян, давали им минимум военной подготовки в качестве копейщиков и использовали их в качестве пушечного мяса или даже в качестве мародёров и карательных отрядов, так что их смертность была высока. Когда надобность в них после конфликта пропадала, их всех или часть зачастую просто выгоняли. Изначально им не давали никаких доспехов, отсюда прозвище «легконогие». В течении эпохи Сэнгоку самые способные и умелые асигару пополняли низы самурайского сословия, к её же концу граница между ними вообще стала расплывчата. Ода Нобунага именно из них начал формировать свою армию — изначально у него просто не было ресурсов демографических и экономических для найма самураев, а сильные и хорошо вооружённые соседи не дали бы шанса плохо обученной армии, пусть и многочисленной. В итоге Нобунага стал вооружать своих асигару самым простым и технологичным оружием — шестиметровыми обоюдоострыми пиками яри и нагинатами, — наладил производство упрощённых доспехов и самолично учил их сражаться в строю против кавалерии и пехоты. После знакомства с португальскими купцами они также получили мушкеты вместе с тактикой применения. Такие его действия сначала вызывали насмешки современников и подтверждали его репутацию чудака.

Фактически совершенно независимо и параллельно (эпохи Намбокутё и Сэнгоку совпали по времени с Ренессансом) Нобунага пришёл к вершине европейской тактики той эпохи — испанской терции. Такие войска вполне могут считаться одними из мощнейших формирований пехоты того времени, отодвинув самураев по боевой эффективности на задний план. Основную их массу составляли «пикинеры», вооруженные яри. Особенно асигару отличились в битве при Нагасино, где мушкетёры-асигару под командованием Нобунага похоронили под свинцовым дождем элитную кавалерию дома Такэда[3], а затем — успешно прогулявшись в Корею и Китай. После прихода к власти Хидэёси (который сам был бывшим асигару) были повышены до самураев третьего сорта[4], а при Токугава были постепенно слились с самураями, перестав фактически существовать как род войск.

Прочие[править]

Армии не ограничивались только самураями или даже асигару.

  • Конидатай — примерные аналоги обозных команд у европейцев. У японцев не использовался тягловый скот вроде волов или лошадей, а колёсный транспорт был распространен мало (а потом и запрещён Ияэсу Токугавой), поэтому все грузы — снаряжение, рис, оружие, инструменты — тащились на собственном хребте (каждый самурай обязан был являться в армию с запасом риса на месяц — 12-13 кг). Впрочем, очень малая часть самых важных грузов перевозилась и на лошадях (например, казна). Реквизиции на месте не всегда были возможны — нередко деревни больше напоминали крепости с вооружёнными вплоть до огнестрела крестьянами, а продовольствие в эпоху Сэнгоку все нормальные крестьяне хранили в тщательно скрываемых схронах.[5] В период осад конидатай выполняли роль сапёрных команд, также на них было устройство и укрепление лагерей. Изредка они могли использоваться и как самая лёгкая пехота. Их могло быть до трети армии и больше.

Видные личности[править]

  • Ода Нобунага — по происхождению наследственный военный губернатор провинции Овари. Фактически именно он завершил период Сэнгоку, так как эпоха после его смерти обычно зовётся Адзути-Момояма. Гениальный полководец и военный реформатор, он являлся инициатором перехода к армии, основой которой составляли многочисленные и хорошо обученные отряды асигару с аркебузами и застрельщиками с длинными луками-юми и прикрывающими их отрядами асигару с длинными пиками-яри. Но он очень умело использовал также отряды тяжелой конницы и панцирной пехоты. В начале своего пути он объединил раздробленную между разными ветвями рода Ода провинцию Овари, истребив большую часть своего клана и убил несколько своих братьев, а представителей побочных ветвей заставил либо бежать из провинции, либо выйти из рода Ода принятием другой фамилии и записью в простые хатамото. Сумел захватить земли центральной Японии вместо со столицей в Киото и отстоять их против мощнейшей коалиции сил, перед смертью вёл кампанию по завоеванию южной Японии. По характеру он скорее был закоренелый милитарист и тоталитарный миротворец, с презрением относившийся к установленным в обществе нормам. Был убит в результате предательства своего же генерала, но созданная им военная структура позволила его генералу Тоётоми Хидэёси, который начинал воинскую службу простым асигару, объединить Японию.
  • Такэда Сингэн имел наследственную должность военного губернатора горной провинции Каи. Считается одним из самых выдающихся полководцев эпохи Сэнгоку. Был одним из главных претендентов на роль объединителя Японии, но этому помешала ранняя смерть. В отличии от хотя бы и маленькой, но крайне густонаселённой провинции Овари, доставшейся роду Ода, Каи была слабонаселена, гориста, плохо подходила для выращивания риса и не имела выхода к морю. Поэтому Такэде волей-неволей пришлось стать и грамотным управленцем и сделать ставку на качественное превосходство над врагами. Развитие золотых рудников дало ему большие доходы, а горные долины позволили в больших количествах (для Японии) разводить коней. Эти доходы позволили создать отряды крайне мощной и хорошо подготовленной тяжёлой конницы, а также купить поддержку и лояльность кланов ниндзя из провинции Ига, так что он всегда имел самые исчерпывающие сведения о планах и перемещениях врага. Изначально порох широко использовался на горных работах, но Такэда создал первые части сапёров и стал их использовать для подрыва стен замков, он же проявлял немалый интерес к огнестрельному оружию и одним из первых в Японии создал подразделения аркебузиров у себя в армии. Перед своей смертью он частично или полностью завоевал шесть провинций, полностью разгромил армию будущего сёгуна Иэясу Токугава и держал в осаде его замок. Многие из его военных и административных реформ были приняты и потом внедрены во всей Японии Нобунагой и его преемниками.
  • Мори Мотонари, в отличие от первых двух, не происходил из рода Тайра или Минамото. По происхождению был мелким феодалом из южнояпонской провинции Аки, а к концу жизни сумел объединить почти весь юго-запад Японии. В отличии от Нобунаги или Такэды, был в большей мере дипломат и управленец, не гнушался сотрудничества ни с пиратами-вокоу, ни с христианскими миссионерами, получал огромные доходы на морской торговле, имел самый сильный флот в Японии. Его преемник сумел в течении двух лет успешно противостоять армии Нобунаги под командованием Хидэёси. После смерти Нобунаги он же сумел сохранить своё положение, хоть и был вынужден признать себя вассалом Хидэёси и платить огромную дань. Его потомки сумели сохранить положение крупных даймё и при Токугава, хоть им и оставили только две из десяти провинций. Сыграли огромную роль в падении сёгуната Токугава и революции Мэйдзи. Род Мори существует и сейчас. Имеет огромное хоть и скрытое политическое влияние в Японии.

Адзути-Момояма[править]

Так называется период в японской истории от смерти Оды Нобунаги и до создания сёгуната Токугава,

Примечания[править]

  1. Изначально это количество риса, достаточное для прокормления взрослого мужчины в течении года, примерно 180 л. В разные эпохи его значение могло меняться, но именно в эпоху Сэнгоку это не рыночная цена 150 кг риса, а твердый зерновой эквивалент. То есть доход 50 коку обозначал, что самураю дали землю, урожай с которой равен 50*180*0,83= 7470 кг риса в год.
  2. Их нередко смешивают или путают с ниндзя.
  3. Точнее, против Такэды Сингэна этот трюк просто не работал — наоборот, он сам проявлял интерес к огнестрельному оружию и начал формировать такие же отряды в своей армии. Возможно, только его неожиданная смерть спасла Оду Нобунагу и Иэясу Токугава от полного поражения. А вот его бездарный сын Такэда Кацуёри додумался послать свою элитную конницу через реку(!), на окопавшихся за рвом (!) и частоколом (!) аркубузиров (!).
  4. К концу эпохи Сэнгоку асигару по происхождению были уже далеко не запуганными крестьянами, насильно угнанными в армию как пушечное мясо, а зачастую были младшими сыновьями разбогатевших на войне и получивших землю асигару. Служить в армию они шли, чтобы избежать дробления отцовского земельного надела, а в самураи не шли, чтобы не подпасть под строгие ограничения и повинности этого сословия. Тоётоми же строго запретил такие скачки, приказав либо вернуться к земледелию или ремеслу, либо же принести клятву верности и перейти в воинское сословие как самураи самого низкого ранга — без права владения землёй. Так что его «благодеяние» не для всех асигару было благом.
  5. Сюжет гениального фильма «Семь самураев» отображает реальные события с большими натяжками. Показанные Куросавой крестьяне никак не напоминают потомков четырёх поколений людей, переживших 100 лет войны всех против всех.