Бронепоезда

Материал из Posmotrelisu
< Справочник автораСправочник автора/Бронепоезда
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Мы мирные люди, но наш бррронепоезд
Стоит на запáсном пути!
»
— Михаил Светлов
Серьезный подход к сабжу

Появление[править]

Bp9.jpg

Первые примитивные боевые машины на железнодорожном ходу появились еще в американскую гражданскую войну. Представляли они собой обыкновенные артиллерийские орудия, установленные на железнодорожные платформы. Никакого бронирования у них не было, и они не были рассчитаны на бой на небольшой дистанции: их тактика была простой — подкатил, отстрелялся, укатил. Изобретателем этих артиллерийских поездов был полковник Джон Турчин (Иван Турчанинов), русский эмигрант, воевавший в США на стороне северян. В Европе аналогичные артиллерийские поезда применялись во франко-прусскую войну.

А в англо-бурской войне появились настоящие бронепоезда — т. е. железнодорожные составы с бронированными вагонами, несущие как артиллерийское вооружение, так и вооружение для прямого огневого контакта[1]. Активно применялись бронепоезда в годы Первой мировой, правда конструкции того периода были весьма разнообразны, и обладали существенными недостатками: достаточно слабым вооружением (броневагоны оснащались одной пушкой и 3-6 пулеметами, при этом пушка размещалась в каземате и могла вести огонь только по ходу движения поезда или на один борт[2]), строились на базе легких вагонов или платформ, зачастую оснащались трофейным или устаревшим вооружением. Ближе к концу войны появились и железнодорожные орудия, в том числе весьма мощные — в этом плане отличились, разумеется, немцы, поставившие на рельсы морские пушки от 170-мм до 380-мм.

Мотоброневагон дореволюционной постройки «Заамурец», действовавший как самостоятельно, так и в составе бронепоезда. В 1918 году бронепоезд «Полупановцы», в состав которого входил и «Заамурец» был захвачен чехословаками и переименован в «Orlik»
Бронепоезд Добровольческой Армии «Единая Россия» — орудийная площадка
Бронепоезд Добровольческой Армии «Единая Россия» — пулеметный вагон

Гражданская война в России[править]

Настоящим звездным часом бронепоездов стала Гражданская война. Все дело в том, что характер военных действий очень способствовал их применению: зыбкие и динамичные фронты, способные за сутки переместиться на сотню километров, слабая насыщенность артиллерией и высокая значимость железных дорог как стратегически важных коммуникаций — всё это сделало бронепоезд козырной картой в тактике и стратегии. Для противостояния этим бронекувалдам различные иррегулярные силы, участвовавшие в Гражданской войне, стали совершенствовать тактику рельсовой войны; в свою очередь, бронепоезда обзавелись штатными восстановительными поездами для быстрого ремонта путей (искусство, утраченное позднее).

По неполным данным, только в Красной Армии в 1918-20 действовало более 300 бронепоездов. А ведь были они и у «добровольцев», и у колчаковцев, и у казаков, и у Центральной Рады. Точных цифр не знает никто: поезда строились и шли в бой; гибли в схватках, летели под откос либо оставлялись командой в безнадежной ситуации; формировались из трофейных вагонов; отправлялись в ремонт — и в бой прямо из ремонта.

Даже трудно сказать, что такое «бронепоезд». Вагоны? Но они за год боев менялись четырежды, да и бронепаровоз уже далеко не первый. Люди? Так от первого экипажа осталась буквально пара человек. Но остается нечто, еще более неуловимое чем «душа корабля» — но тем не менее реально существующее. НАШ БРОНЕПОЕЗД. Будь он белым, красным или в крапинку. В любом случае на нем собираются бесстрашные люди, для которых идеи важнее жизни. Другим там не место.

Спустимся с небес на землю. Бронепоезда Гражданской были двух типов: «самострой» и регулярные проекты. Первых было больше, и они могли быть любыми. Какая угодно платформа/вагон блиндируется чем попало и вооружается тем что есть. Как правило это были вагоны защищенные мешками с песком и с полевой пушкой в торце. Но попадались и экземпляры из морской никелевой брони, вооруженные 40-мм пушками Виккерса, знаменитыми «пом-пом».

Примерно то же с бронепаровозами. Кустарно могли и на обычный паровоз наклепать котельного железа (чаще всего использовали для этого паровозы серии О, обладавшие завидным запасом по весу), но встречались и паровозы специальной постройки. Последние отличались интегрированной бронёй, меньшими габаритами, большей тягой в ущерб максимальной скорости.

Регулярные проекты строились серийно по утвержденным чертежам. В Сормове (Нижний Новгород) для красных. В Севастополе для Врангеля. В Ростове для казаков. Все они почему-то использовали максимальный вариант: 4-осная платформа с 2 башнями по краям и высоким казематом в середине. Выглядит грозно, но нагрузку на рельсы дает максимальную. Особенно грешили эти севастопольские площадки, имевшие еще и пулеметные башни. Как уже было сказано, в процессе боев они часто переходили из рук в руки — и в конце гражданской по большей части уцелевшие оказались у красных.

Тактически, бронепоезда делились на три категории:

  • Самая многочисленная — штурмовые поезда, предназначенные непосредственно для действий на переднем крае. Вооружались легкими пушками (в идеале — 76-мм полевыми образца 1902 года, но по факту ставились и зенитные, и горные, и короткие, и трофейные, и морские — в общем, те, что оказались под рукой) на прикрытых с бортов броней площадках в торцах платформ или в полноценных башнях[3] и пулеметами по бортам и/или в башенках на крыше вагона.
  • Поезда поддержки, обеспечивавшие действия пехоты, кавалерии и штурмовых бронепоездов огнем из ближнего тыла. Вооружались уже более мощными орудиями — тяжелыми полевыми пушками (опять-таки, в идеале — 107-мм обр. 1910 и 122-мм обр. 1909 или 1910, в реальности — трофейными или антантовскими пушками/гаубицами, встречались и морские орудия), бронирование противоосколочное, пулеметы по минимуму для самообороны.
  • Артиллерийские транспортеры с тяжелыми орудиями — в те годы число таких составов было на уровне статистической погрешности: пара построенных в 1917 морских транспортеров в боях почти не участвовали а более легкие использовались как поезда артподдержки.

В реальности же встречались и бронированные котельным железом паровозики, с трудом тянущие пару таких же платформ или теплушек, оборудованных дырками для ружей, и могучие монстры с двумя паровозами и десятком капитально забронированных вагонов с пушками, гаубицами и пулеметами на все случаи жизни, и просто середнячки с парой-тройкой бронеплатформ.

Типовой состав бронепоезда[править]

  • Бронепаровоз с бронетендером — для движения под обстрелом.
  • «Чёрный» паровоз с тендером — для движения в безопасности. Когда БП заходит в бой, «чёрный» паровоз оставляют на станции.
  • Броневагоны — собственно вагоны с пушками, два-четыре на бронепоезд, в зависимости от мощности бронепаровоза и массы вагонов.
  • Зенитные платформы — вагоны с зенитками.
  • Штабные и десантные вагоны — для людей.
  • Контрольные платформы — для подрыва мин. На них же держат запасы путевых инструментов и материалов.

30-е годы[править]

Бронепаровоз
Бронеплощадка довоенной постройки (Брянск)
Мотоброневагон МБВ Кировского завода

Брянская бронебаза[править]

В межвоенное время количество бронепоездов сократили, но полностью от них не отказались. Оставшиеся поезда собрали в Брянске, на т. н. Военсклад № 60, который вплоть до войны и занимался бронепоездами. Фактически это была ремонтная база, апгрейдившая несколько бронепоездов в год. Ничего принципиально нового не изобретали, но как минимум переделывали откровенно неудачные варианты. В результате «ударные» броневагоны получали:

  • Надежные проверенные шасси, не гнувшиеся под броней и не сходившие с рельсов. Откровенно глючные модели («Фокс-Арбель») изымались.
  • Нормальную броню. Не секрет что вагоны военной постройки бронировались абы чем, в том числе неброневой сталью либо тонкой броней с деревянной подкладкой.
  • Освещение, обогреватели, вентиляцию — вообще приличную обитаемость. Раньше было не до этого.
  • Стандартные пушки — 3-дюймовки обр. 1902/30 г с повышенным углом возвышения, вместо французских soixante-quinze, зениток Лендера, пушек обр. 1900 года, и чего угодно еще. Башенные установки получили сектор обстрела все 360 градусов.
    • Зенитка Лендера - это и есть полковая трехдюймовка на специальном станке, позволяющем стрельбу с огромными углами возвышения. С них даже колёсный лафет не демонтировали.
  • Соответствие железнодорожному стандарту и возможность перевода на европейскую колею. Ранее в стандарт вписывались не все.
  • приборы наблюдения и связи, пусть пока и примитивные. Раньше и этих не было.

Но в целом броневагоны оставались все теми же громоздкими двухбашенными коробками в полтора человеческих роста, с максимально возможным для тогдашних рельсов весом — порядка 60 тонн.

Кроме ударных, были тяжелые вагоны той же конструкции, с одной 107-мм пушкой в башне и иногда зенитными «Максимами», спаркой или счетверенкой. К концу 30-х разработали первую зенитную бронеплощадку — двухосную платформу со счетверенными «Максимами». Но даже таких средств ПВО на все поезда не хватало.

Всего до войны откапиталили и произвели с нуля 85 легких, 27 тяжелых и 28 зенитных бронеплощадок.

С бронепаровозами поступали примерно как с вагонами: ремонтировали сам паровоз (серии «О»), меняли броню, проводили внутреннюю связь, освещение, ставили танковую рацию, на тендере оборудовали командирскую башенку, там же ставили зенитную установку, на сей раз из спаренных «максимов».

Конечно, воспроизводить конструкции 20-летней давности не есть хорошо. Но у Бронебазы не было ни возможностей, ни желания изобретать что-то новое. А в стране конечно разные «самоделкины» предлагали свои варианты. В лучшем случае дело заканчивалось постройкой опытных образцов.

Для железнодорожных войск ОГПУ-НКВД в начале 30-х годов были построены мотоброневагоны Дыренкова Д-2, Д-3 и Д-6, не слишком удачной конструкции, но весьма неплохо вооруженных — две башни с 76-мм пушками обр. 1902 года и пулеметами ДТ (единственный построенный Д-3 вооружался башнями от Т-26 с 45-мм пушкой и ДТ), четыре «Максима» по бортам и два в зенитной установке. Всего чекисты получили 31 Д-2 и по одному Д-3 и Д-6. В 1937 году были также построены два мотоброневагона МБВ Кировского завода — более удачной конструкции, вооруженные тремя башнями от танков Т-28 (76-мм пушка и 1-2 пулемета ДТ в каждой), шестью «Максимами» по бортам и в торцах броневагона и зенитной установкой М-4 (счетверенный «Максим»). Впоследствии оба МБВ были перевооружены на пушки Л-11, а затем на Ф-34. В дальнейшем были созданы проекты еще нескольких МБВ с пулеметами ДШК и башнями от Т-34 и КВ, но до их постройки дело не дошло.

Бронедрезины[править]

Но бронепоезда и даже отдельные мотоброневагоны — техника сложная, дорогая, громоздкая и зачастую излишне мощная. Поэтому в дополнение к тяжелым боевым единицам было решено строить более легкие и дешевые бронедрезины. И их попытались начать строить, но…

  • боевая дрезина БДТ — с башней от БТ-5. Всего планировалось построить три десятка дрезин, промышленность осилила пять.
  • штабной вагон ДШ с пулеметной башенкой. Построена одна штука.
  • транспортер на 10 человек ДТР, также с пулеметом на крыше. Снова планов громадье и пять ДТР на выходе.

В 1936 из них сформировали отдельный батальон, охранявший Транссиб[4]. Остальные дрезины (одна БДТ и все ДТР) придавались по 1-2 шт. дивизионам бронепоездов либо отдельным бронепоездам.

В результате место легких бронедрезин заняли бронеавтомобили с возможностью движения по рельсам (тем более, что такие машинки, в отличие от дрезин, могли сойти с рельсов и объехать поврежденный участок дороги). Всего было сначала переделано по девять БА-6 и ФАИ, затем построено еще 43 тяжелых броневика БА-10жд и 135 легких БА-20жд/БА-20Мжд, часть которых досталась и войскам НКВД. В последствии еще порядка трех десятков БА-10, БА-20 и БА-64 были переделаны в железнодорожные в ходе войны.

Транспортер ТМ-3-12 с 305-мм пушкой в ж/д музее Петербурга
Транспортер ТМ-1-180 со 180-мм пушкой в Севастополе

Тяжелые железнодорожные транспортеры[править]

Они, наоборот, развивались достаточно активно.

  • Первыми, еще в 1917 году, были построены два транспортера с 254/45-мм морскими пушками — машины достаточно примитивные: с предельно узким (всего 2 градуса) сектором обстрела, тяжелые, громоздкие, с устаревшими пушками 1895 года[5]. В 20-е годы оба транспортера получили более легкие и удачные 203-мм орудия и в 1932 году обновленные ТМ-8 (транспортер морской, восьмидюймовый) отправились на Дальний Восток.
  • В 1931 году были построены первые чисто советские транспортеры, как это ни дико, самые огромные: 6 установок ТМ-1-14 с 356-мм орудиями с непостроенного линейного крейсера «Измаил». Первые 3 были переведены на Дальний Восток, еще 3 остались под Ленинградом (пос. Лебяжье).
  • Затем последовали еще 6 ТМ-2-12 с 305-мм пушками длиной 40 калибров (запасные орудия для додредноутов типа «Андрей Первозванный»). Все они к концу 30-х отправились на Дальний Восток.
  • Наконец, ТМ-3-12, с 52-калиберными 12-дюймовками с линкора «Императрица Мария». Построено 3 шт, участвовали в Финской войне. После были переведены на базу Ханко. При оставлении базы были подорваны, но потом восстановлены финнами. После войны переданы СССР. Сохранилось все 3 экземпляра — находятся в Москве, Петербурге (Варшавский вокзал) и рядом с Питером на форту Красная Горка.
  • ТМ-1-180 — менее внушительные, но куда более практичные. Вооружены 180-мм пушкой длиной 57 калибров. Всего построено 20, воевали под Ленинградом. Сохранилось не менее 3 экземпляров: Москва, Красная Горка, Севастополь.

Забегая вперед, скажем что во время войны было построено несколько десятков транспортеров с пушками 100—152 мм. Стоит также осадить любителя все смешать в кучу и поставить подобного монстра в бронепоезд - орудия на железнодорожном ходу и перемещать то (особенно по путям военного времени) весьма проблематично, и обслуги они требуют с половину экипажа бронепоезда на одно орудие.

Великая Отечественная[править]

Бронеплощадка типа «ОБ-3» (1941)
Площадка бронепоезда «Железняков»

Начало войны[править]

На 22 июня в РККА числилось 34 легких и 13 тяжелых бронепоездов (по другим данным — 53 бронепоезда), в том числе 10 бронепоездов кадрированных и «скрытого развертывания» (матчасть находилась в Брянске составе 4-го дивизиона в полной боевой готовности, но экипажей не имела). Большинство были во внутренних военных округах[6], а в западных округах — только 1-й дивизион (2 легких + 1 тяжелый) в Киеве и 60-й легкий бронепоезд в Ленинграде. Но чем бронепоезда и хороши, что могут быть переброшены на нужный участок за считанные дни. За НКВД числились 25 бронепаровозов, 32 артиллерийских бронеплощадки и 35 мотоброневагонов (которые объединялись в бронепоезда-МБВ по 2-3 броневагона и один бронепаровоз), в том числе и трофейные польские.

На Брянской рембазе находились бронеплощадки и паровозы для формирования новых поездов. Согласно Мобплану-41, требовалось сформировать еще 70 поездов — 50 легких и 20 тяжелых. Но завод возражал, ссылаясь на то что большинство площадок еще требуют ремонта. План не был выполнен из-за эвакуации завода.

Так или иначе, пришлось вспоминать опыт Гражданской и начинать строительство бронепоездов на местах. Чтобы не повторять самых грубых ошибок, типовые чертежи бронеплощадок и паровозов (упрощенный вариант того что делали в Брянске до войны) разослали по заводам под названием «НКПС-42». Но этим чертежам следовали не все. Где-то местные ресурсы не позволяли следовать образцу, и бронепоезд «лепили из того что было». Где-то, наоборот, считали, что могут построить лучше.

Характерный пример — бронепоезд № 1 «За Сталина», построенный Коломенским заводом. Самая его отличительная черта — специальный бронепаровоз, перестроенный из маневрового паровоза серии «9Т» с учетом специфики работы бронепоезда[7]. Руководил перестройкой знаменитый инженер Лебедянский. Две бронеплатформы имели низкий силуэт (в отличие от всех довоенных) и вооружались каждая двумя башнями от новейшего танка Т-34 (пушки Ф-34 с баллистикой дивизионного орудия)[8]. Броня платформ составляла 45 мм, как на Т-34. Было еще две зенитных площадки — одна с 37-мм пушкой и другая с 12.7-мм пулеметом ДШК. Вдвойне обидно, что такой мощный бронепоезд погиб в первом же бою, столкнувшись 11 октября 1941 под Гжатском с немецкими танками. Более того, немцы восстановили паровоз и одну бронеплощадку и использовали в своем бронепоезде. Что ж, судьба…

Наверное, самым знаменитым из советских бронепоездов стал «Железняков», защищавший Севастополь. [9] Вооруженный тремя новыми корабельными зенитками 34-К и парой старых пушек Лендера, минометами (от 2 до 8, включая 120-мм полковые) и 16 пулеметами «Максим» и ДШК, «Железняков» совершил более 140 боевых выходов. Немцы звали его «Зеленым призраком». Даже финал его был не как у всех — бронепоезд засыпало при обвале тоннеля, в самом конце обороны Севастополя.

Другие бронепоезда были менее известны, но и они выполнили свой долг. К сожалению, времена изменились, и попытки выйти в ближний бой, как в Гражданскую, чаще всего кончались плачевно: авиация и противотанковая артиллерия не оставляли шансов громоздким «крепостям». А вот в качестве подвижных батарей бронепоезда были весьма эффективны до самого конца войны. И еще одна роль, зачастую вынужденная — прикрытие отхода. Сплошь и рядом железная дорога оказывалась перерезанной, и единственное что оставалось бронепоезду — подороже продать жизнь в последнем бою. Всего в 1941 г. было потеряно 42 бронепоезда: 21 — значившиеся в списках Бронетанкового управления, 21 — прочие (флотские, местной постройки, трофейные прибалтийские); потери поездов НКВД неизвестны[10]. В 1942 — потери 45 (42 армейских и 3 флотских, включая «Железняков»).

Зенитная площадка типа «ПВО-4»
Бронеплощадка типа «БП-43»

Перелом[править]

В 43 были потеряны всего 2 бронепоезда, причем оба из одного дивизиона (60-го), почти одновременно — 7 июля, у станции Прохоровка (Воронежский фронт), в бою с авиацией. За 1944-45 потерь не было.

На основании боевого опыта (и по образу БП «За Сталина») строились площадки для «Ильи Муромца» и «Козьмы Минина» из 31-го особого отдельного Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона броневых поездов. Это наверное самый заслуженный дивизион в РККА. Каждый поезд состоял из бронепаровоза, 2 низкопрофильных орудийных площадок (по 2 башни от Т-34) и 2 зенитно-реактивных площадок (на каждой две зенитных пушки[11] и 1 пусковая установка М-8-24 «Катюша»), плюс 4 контрольные платформы.

Интересно что в 1942 году хотели организовать массовый выпуск бронеплощадок с «Катюшами», но после испытаний от этой идеи отказались — конструкция вышла неудачной, слишком велико было рассеивание. Почему это не мешало поездам 31-го дивизиона, неизвестно.[12]

Справедливости ради надо сказать, что не-массированное использование «катюш» (1-2 установки в залпе) в любом случае особого эффекта не приносило, видимо поэтому на бронепоездах от них и отказались. В истории 31 дивизиона упоминается единственный случай, когда стреляли РСами в процессе бронепоездной дуэли. Но даже этот факт документально не подтвержден.

Еще в 1942 опыт войны показал, что двухбашенные броневагоны непрактичны: во-первых излишне тяжелы (что создает перегрузку пути и затрудняет подъем площадки в случае схода с рельсов), во вторых при их повреждении поезд лишается половины артиллерии. Сначала в 1942 предложили взамен площадку типа ОБ-3 — двухосную и с одной башней под полевую пушку 1902/30 года[13] или зенитку Лендера, всё такую же высокую и несуразную — фактически половину довоенного вагона (рассчитанную на полукустарное производство в железнодорожных мастерских). В 1943 создали бронеплощадку БП-43 с башней от Т-34, гораздо более компактную и соответственно лучше забронированную.[14] Штатный бронепоезд теперь состоял из паровоза, четырех площадок ОБ-3 или БП-43 и зенитной площадки «ПВО-4» с двумя огневыми точками — это могли быть 25-мм или 37-мм пушки либо 12.7-мм пулеметы ДШК. Довоенные платформы, «самострои» 1941-42 годов, а затем и ОБ-3 постепенно перевооружались на пушки Ф-34.

Помимо обычных бронепоездов, имелись специальные поезда ПВО. Каждый состоял из нескольких зенитных платформ, которые либо действовали совместно, либо «россыпью» прицеплялись к эшелонам с важным грузом. Организационно они входили в состав войск ПВО. К концу войны обеспечение ПВО поездов и станций стало чуть ли не главной задачей бронепоездов. Тем более что немцы, отходя, разрушали пути, и догнать их поездам было затруднительно.

Всего на конец войны в РККА числилось 140 бронепоездов. Многие из них были награждены орденами или почетными наименованиями, но гвардейским не стал ни один… В послевоенные годы они использовались для полицейских операций по борьбе с бандеровцами и им подобными антисоветскими партизанами. На 1950-е годы пришлось быстрое сокращение количества бронепоездов, вплоть до полного отказа от их содержания к концу десятилетия.

Железнодорожная артиллерия под Ленинградом[править]

Так вышло, что почти все тяжелые артиллерийские железнодорожные транспортеры оказались в 1941 в районе Ленинграда и приняли активное участие в его обороне. Для управления столь специфическими пушками была создана 101-я морская железнодорожная артиллерийская бригада (да, почти как «эскадрилья конных водолазов» — впрочем, у немцев были и парашютно-танковые дивизии…). В ее состав вошли:

  • 3 356-мм транспортера ТМ-1-14
  • 10 180-мм транспортеров ТМ-1-180 (построено 20; 4 были оставлены на полуострове Ханко, 2 потеряны в боях в Прибалтике, 4 входили в состав береговой обороны Черноморского флота).
  • 36 130-мм транспортеров с пушками Б-13 построенных заводом «Большевик» и Октябрьской железной дорогой.
  • 4 152-мм транспортера с пушками Канэ или новыми Б-38
  • несколько транспортеров с пушками 120 и 100 мм.

На момент формирования в бригаде было 28 батарей, 63 орудия. Ни одна операция Ленинградского фронта не проводилась без участия железнодорожной артиллерии. Она участвовала в обороне Ленинграда, контрбатарейной борьбе, прорыве блокады, а также поддерживала наши войска при наступлении в Прибалтике и Финляндии. Заслужила гвардейское звание. Последние выстрелы произвела 9 мая 1945 года по порту Либава.

Финны смогли восстановить часть транспортеров, оставленных нашими войсками на полуострове Ханко. Все три 305-мм установки ТМ-3-12 были найдены после войны и переданы СССР. Но сведений об их применении финнами нет. А вот минимум два транспортера ТМ-1-180 также были отремонтированы и использовались, причем довольно активно.

Немецкая бронеплощадка

Бронепоезда Германии[править]

В начале войны Германия мало уделяла внимания бронепоездам. Но постепенно необходимость защиты ж/д линий потребовала вспомнить и про «панцерцуг». В наличии были 20 «бронепоездов» с цементной защитой и пулеметным вооружением постройки Веймарской республики, плюс трофеи — несколько столь же хилых чешских (бывших австро-венгерских) и 2 более мощных польских (точнее, собранных из исправных польских бронеплатформ, вооруженных парой 75-мм пушек или одной 75-мм пушкой и одной 100-мм гаубицей). Перед вторжением в СССР были созданы 6 импровизированных поездов — две-три платформы с французскими танками S-35, две-три «пехотных» платформы с десантом плюс паровоз с бронированной рубкой. В процессе боев использовались также трофейные советские бронеединицы. Вообще до середины 1942 бронепоездами особо не занимались. Имелись у немцев и бронедрезины — трофейные польские «Жуки».

В 1942 году началось производство новых броневагонов, причем явно под влиянием польских образцов: артиллерийского (105-мм гаубица в башне, своя LeFH-18 или чешско-польская LeFH-14/19) и зенитно-артиллерийского (1 75-мм пушка, опять-таки своя или трофейная советская 1902/30 годов и 20-мм «фирлинг»). К 1943 году бронепоезда имели до четырёх 76,2-мм или четырёх 105-мм орудий. Толщина брони составляла 15 — 33 мм. Была разработана новая платформа для крепления танка, которая позволяла быстро сгрузить технику (чаще всего, чешские 38(t)) и применять её вместе с пехотой или для разведки. Были созданы также платформы с бронеавтомобилями (по два Панар-178 на один бронепоезд). Широко применялись бронедрезины — как самостоятельно (обычно против партизан) так и в составе бронепоездов. Дрезина имела броню до 15 мм, скорость до 70 км/ч, экипаж 6 чел и вооружение 4 пулемета. На некоторых устанавливалась танковая башня (от Pz-III/IV/38(t) или с трофейных танков — Т-26/БТ, Т-34, итальянских М13/40). Лёгкий (тыловой или разведывательный) бронепоезд мог состоять из десяти подобных дрезин. Их использование было весьма широким на оккупированной территории СССР и Балканского полуострова.

На 1943 год стандартный фронтовой тяжёлый бронепоезд выглядел так: командирский вагон (штаб, радисты, санитары), пехотный вагон (два пулемёта), два усиленных пехотных вагона (до шести пулемётов и два 80-мм миномёта), сапёрный вагон (до трёх пулемётов и огнемёт), тактический артиллерийский вагон (два пулемёта), четыре пушечных вагона (либо образца 1942 года, либо новые, с одной или двумя танковыми башнями, некоторые «танковые» вагоны не имели башен и вооружались минометами), два зенитных вагона (20-мм «фирлинг», одна спаренная 37-мм зенитка). В конце состава присоединяли бронедрезины и платформы с танками (Pz.Kpfw 38(t) и бронеавтомобилями Панар 38(f)). Каждая платформа состава обладала мотором мощностью 76 л. с. и могла развивать скорость до 40 км/ч. Средняя толщина брони состава была равна 20 мм. Экипаж бронепоезда (технический и командирский состав) состоял из 21 человека, плюс 30−35 пехотинцев. Автономность бронепоезда составляла до 700 км.

В 1943-44 на Восточном фронте находилось до 30 тяжелых и 10 легких поездов. Со временем их число сокращалось: как и советские бронепоезда в 1941-42, немецкие теперь несли большие потери, прикрывая отход своих войск. В начале февраля 1945 года из оставшихся тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа, основной задачей которой было удержание Берлинского направления. В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», вооружённый башнями от танков «Пантера».

Наследниками первых поездов без брони, но с пушкой, дававших залп с безопасного для себя расстояния стали весьма многочисленные железнодорожные артиллерийские транспортёры немцев. Самой крупной, тяжелой и бесполезной была, разумеется, 800-мм Дора, но хватало и артиллерии поменьше. Самыми многочисленными представителями «Эйзенбанн канон» стали 283-мм орудия, известные под именем «Бруно» — до войны немцы построили 13 «Бруно» с использованием оставшихся от кайзеровского флота стволов, а в годы войны — еще 25 установок «Нойе Бруно», активно использовавшихся как против СССР (под Ленинградом и Севастополем), так и на Западе (наиболее известна «Анцио Энни» — пушка (на самом деле — три пушки), терроризировавшие американский плацдарм у Анцио). Были у немцев и орудия поменьше — 240-мм, 203-мм, 194-мм трофейные французские, но их преимущественно использовали в береговой обороне.

Что характерно, в качестве локомотива для тяжелых ж/д орудий немцы использовали исключительно тепловозы.

Япония[править]

Япония до начала 30-х годов почти не занималась бронепоездами (судя по описаниям конфликта 1931-32 годов в Маньчжурии, какие-то бронепоезда у них были, но явно не самая передовая техника), но после взятия под контроль Маньчжурии перед японцами встал вопрос о контроле значительной территории, на окраинах которой к тому же стояли дивизионы советских бронепоездов.

В 1934 году был построен «специальный поезд тип 94», судя по всему, предназначенный для противостояния всем советским бронепоездам разом: передовой броневагон с 13,2 мм пулеметами, второй и третий вагоны со 100-мм пушками и вагон с двумя 75-мм зенитками, штабной вагон и вагон-казарма. Имелся у японцев и броневагон со 150-мм гаубицей.

Кроме бронепоездов, японцы использовали и бронеавтомобили с возможностью движения по рельсам Сумида тип 91 Со-Мо и бронетранспортеры тип 95 «Со-Ки»

«Противокитайский» бронепоезд
Спецпоезд в Чечне
Спецпоезд в Чечне

Великобритания[править]

Великобритания также строила бронепоезда в 1939—1940 годах: после Дюнкерка глаза у страха были настолько велики, что в каждом плывущем по мелкой речке бревне виделась немецкая баржа, готовая извергнуть бесчисленные орды неостановимых немецких танков. И хотя к началу войны бронепоездов на территории Британии не было (только несколько броневагонов и бронемашин на железнодорожном ходу остались в Ирландии после подавления Пасхального восстания), их довольно быстро начали собирать — чаще всего, примерно по тому же принципу, что и у нас в Гражданскую: «я его слепила из того, что было». Финансирования на это практически не выделялось, бронепоезда собирались силами рабочих ремонтных заводов, орудия выделялись местными отрядами самообороны.

Сколько-нибудь годный единый проект бронепоезда подоспел только к концу 1940 года, когда уже стало ясно: операция «Морской лев» накрылась медным тазом, так что проект тихо запихнули под сукно, где ему и было самое место.

В качестве курьёза нельзя не упомянуть бронепоезд на железной дороге Хоувея и Зборовски: почти игрушечная железная дорога имела расстояние между рельсами ровно в 4 раза меньше, чем современная российская колея, а паровоз вместе с трубой был ниже человеческого роста. Несколько солдат, вооружённых пулемётами и противотанковыми ружьями сидели на корточках в блиндированных полувагонах (лёжа они не помещались, а встав, могли опрокинуть весь поезд). При этом мини-бронепоезд оказался едва ли не самым эффективным из всех британских бронепоездов: на его счету целый один сбитый немецкий пикировщик. Злые языки говорят, что он свалился с неба от смеха, но на самом деле пилот, используя паровоз как ориентир для определения высоты выхода из пикирования, предсказуемо ошибся и воткнул самолёт в землю.

Реинкарнация[править]

Впоследствии (в 1970-е годы) 4 бронепоезда построили на случай войны с Китаем. К делу подошли весьма серьезно, с использованием всей тогдашней техники.

В состав типового бронепоезда БП-1 входили:

  • бронетепловоз — оборудован 4 пулемётами, двухъярусная рубка с отделением машиниста снизу и командирским местом в верхней части;
    • Строился двух типов: «малый» строился на базе маневрового ТГМ1 (Муромский завод), «большой» — из одиночной секции двухсекционного ТГ16 для Сахалина, выполненного в ширококолейном варианте, соответственно — Людиновский.
  • штабной броневагон (командный пункт и узел связи) 1 23-мм счетверённая зенитная установка и 1 спаренная 23-мм зенитная установка ЗУ-23;
  • зенитная бронеплощадка (1 ЗУ-23-4 и 1 ЗУ-23);
  • 2 платформы с 2 танками ПТ-76 на каждой, с усиленными броневыми откидными бортами-аппарелями;
  • 4 платформы с 2 бронетранспортерами БТР-40жд на каждой.
  • 2 страховочные платформы (для перевозки ремонтных материалов и страховки от мин и фугасов);
  • 5 бронелетучек БТЛ-1, которые могли использоваться самостоятельно или двигаться в общем составе бронепоезда.

Каждая бронелетучка включала бронетепловоз и 2 бронеплатформы. На каждой платформе по 1 танку (Т-54/55), бронеотсек для десанта и аппарель для съезда на насыпь. Экипаж летучки 22 чел.

    • Если считать по вашей схеме, в составе каждого бронепоезда с пятью бронелетучками должно быть шесть бронетепловозов. Так не бывает - либо сами летучки служат локомотивами для бронепоезда, либо это самоходная единица, к которой цепляют платформы, и которая может отцепиться и действовать самостоятельно, не лишая бронепоезд подвижности.

Последний раз эти поезда видели в начале 90-х в Закавказье.

Вспомнили о бронепоездах также после распада СССР, в Чеченскую войну. Для боев с чеченскими боевиками строили импровизированные «спецпоезда» с бронированием из мешков с песком и старой бронетехникой, установленной на платформы, вместо классических броневагонов. Всего в чеченских войнах участвовало 6 таких спецпоездов.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс РТ-23 УТТХ «Мо́лодец» в ж/д музее на Варшавском вокзале СПБ

Ракетный поезд стратегического назначения[править]

Без брони, но по тому же принципу что и первые поезда с крупнокалиберными пушками — дать залп и смотаться[15].

По договору СНВ-1 районы их патрулирования были жестко ограничены, что резко снизило возможности по их маскировке. После этого содержать, а тем более, модернизировать их стало бессмысленно. В настоящее время все такие поезда списаны, старые ракеты утилизированы после истечения срока годности. Договора СНВ-3 окончательно поставил крест на этой схеме, запретив нахождение развёрнутых носителей МБР вне заранее заявленных баз.

Примечания[править]

  1. Известно, что в 1899 году бронепоезд, на котором, в числе прочих, находился молодой военный корреспондент Уинстон Черчилль, попал в бурскую засаду и был захвачен.
  2. Отечественный «Заамурец» и австрийский мотоброневагон Шобера с башенной артиллерией были скорее исключением, чем правилом.
  3. Башни по большей части имели ограниченный сектор обстрела в 180—220 градусов (то есть, только вперед/назад и по бортам), башни с круговым обстрелом были достаточно редким явлением (но встречались — у бронепоездов Путиловского завода, например)
  4. 5-й батальон бронедрезин изначально имел по штату 10 боевых дрезин БДТ и 1 штабную ДШ, но по итогам производства штат пересмотрели в пользу реальности, и с 1937 до 45 г в составе батальона было всего 4 боевых дрезины, 1 штабная, и 39 броневиков на железнодорожном ходу (30 БА-6жд/БА-10жд и 9 ФАИ-жд). Но главный принцип сохранялся: в мало освоенных местах эксплуатация дрезины (или броневика) с автономностью 200..400 км была гораздо проще, чем паровоза, которому нужна как минимум заправка водой через каждые 100 км. Батальон принимал участие в войне с Японией в 1945.
  5. Теми самыми «неудачной выделки», плач по которым обязательно входит в описание морских боев Русско-японской войны
  6. Орловский ВО — 4-й дивизион (плюс 6-й и 12-й «скрытые» дивизионы), Северо-Кавказский ВО — 8-й дивизион, Закавказский ВО — 7-й дивизион, Дальневосточный фронт — 2-й, 3-й и 9-й дивизионы, 13-й, 63-й, 66-й и 67-й бронепоезда, Среднеазиатский ВО — 10-й, 11-й и кадрированные 61-й и 62-й бронепоезда
  7. Все прочие бронепоезда в Великую Отечественную (как и большинство поездов в Гражданскую) использовали стандартные паровозы серии Ов или Од
  8. Аналогичные бронеплощадки получили также упомянутые ниже «Илья Муромец» с «Козьмой Мининым» и бронепоезда имени газет «Правда» и «Красная Звезда»
  9. Вроде негоже большевикам верить в мистику. Но имя ухаря-матроса, разогнавшего Учредилку, будто и впрямь помогало в бою. Речной монитор, тоже названный «Железняков», единственный из бывшей Днепровской флотилии ушел морем сначала в Севастополь, затем в Азовское море. В 1942, когда побережье Азова было захвачено, он прорвался через Керченский пролив на Кавказ. И главное, он не только «уходил» и «прорывался», но и громил врага своими орудиями.
  10. Но, скорее всего, велики — дивизии НКВД по охране железных дорог, в состав которых и входили бронепоезда и мотоброневагоны, разворачивались в первую очередь на диверсантоопасных западных территориях СССР и соответственно одними из первых оказались под ударом. Так, одних броневагонов Д-2 немцам удалось восстановить 7 штук, а из захваченных во Львове бывших польских бронеплощадок сформировать «двойной» бронепоезд (действовавший по ситуации то единым целым, то двумя составами)
  11. На «Минине» — 2 x 25-мм, на «Муромце» — 2 x 76-мм пушки Лендера
  12. Очень даже известно. На «Минине» и «Муромце» установки М-8-24 стояли на 4-осных бронеплатформах весом не менее 50 тонн. А построенные по постановлению ГКО № 924 реактивные платформы были двухосными, весом от силы 15 тонн — причем стояло на них по две М-8-36 либо одна М-13-24. Формально у «катюши» отдачи нет, но ясно, что в процессе залпа установка неслабо раскачивается — и тем сильнее чем меньше масса системы. Делаем выводы…
  13. К этому моменту пушка уже числилась в безнадежно устаревших — «благодаря» однобрусному лафету она имела очень узкий угол горизонтального наведения, и уступала в оперативности маневра огнем новым ЗИС-3
  14. Эти площадки можно увидеть в фильме «Незабываемый 1919 год», снятом после войны. Еще больше радуют показанные там же броневики БА-64.
  15. Точнее, стать «неуловимым Джо». Сам по себе состав без ракет никому не нужен, на него и боезапас тратить не будут. А основное преимущество такого поезда — до поры до времени отличить его от обычного состава затруднительно, хоть со спутника хоть ещё как. Соответственно, район патрулирования непредсказуем, и уничтожить его раньше чем он отстреляется — почти нереально.
    • Разве что с воздуха — и то смотрелся весьма подозрительно, так как небольшой состав внешне неотличимых от пассажирских (опять же с воздуха) вагонов вела сплотка аж из трех тепловозов ДМ62. Ага, шесть таких выводят на пусковой стол ракету «Протон»