Редактирование: Аверсия
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|AvertedTrope|Averted Trope}} | {{TVTropes|AvertedTrope|Averted Trope}} | ||
{{q | {{q| | ||
Маленький мальчик | Маленький мальчик гранату нашёл.<br/>«Что это, папа?» — к отцу подошёл.<br/>«Дерни колечко!» — папаша сказал.<br/>Долго над полем сандалик летал…|Популярный [[Пионерский фольклор|«садистский стишок»]]…}} | ||
{{q| | |||
Маленький мальчик гранату нашёл.<br/>«Что это, папа?» — к отцу подошёл.<br/>«Дерни колечко!» — папаша сказал.<br/>(Сам же тихонько в овраг отползал.)<br/>Маленький мальчик был не дурак:<br/>Дёрнул колечко — и кинул в овраг…<br/>Взрыв прогремел, полетели калоши,<br/>Мальчик в восторге захлопал в ладоши!|…и его аверсия.}} | |||
{{ | |||
Итак, '''аверсия''' — это сознательное избегание [[штамп]]а. Читатель ждет уж рифмы «розы»? А дулю ему с маслом. Будет «мимозы». Или «грёзы». Или «слёзы». Или вообще никакой. | Итак, '''аверсия''' — это сознательное избегание [[штамп]]а. Читатель ждет уж рифмы «розы»? А дулю ему с маслом. Будет «мимозы». Или «грёзы». Или «слёзы». Или вообще никакой. | ||
Строка 17: | Строка 10: | ||
Наилучшим образом аверсия помогает при избегании наиболее вопиющих и заезженных штампов. Ну, например, боевик, в котором сценарист и режиссер ни разу не показали, как [[всё взрывается]] или [[космоопера]], в которой отсутствует [[шумный космос]], имеют серьезные шансы прослыть оригинальными — в то время как вся оригинальность построена на экономии усилий. | Наилучшим образом аверсия помогает при избегании наиболее вопиющих и заезженных штампов. Ну, например, боевик, в котором сценарист и режиссер ни разу не показали, как [[всё взрывается]] или [[космоопера]], в которой отсутствует [[шумный космос]], имеют серьезные шансы прослыть оригинальными — в то время как вся оригинальность построена на экономии усилий. | ||
'''Внимание:''' аверсия — это именно тот случай, когда аудитория ждет штампа, а он не появляется. Если предпосылок к появлению штампа не было, то, скорее всего, нет и аверсии. Например, отсутствие [[ | '''Внимание:''' аверсия — это именно тот случай, когда аудитория ждет штампа, а он не появляется. Если предпосылок к появлению штампа не было, то, скорее всего, нет и аверсии. Например, отсутствие [[тирьямпампация|тирьямпампации]] в космической опере — аверсия самого популярного штампа, а в «жёсткой» [[научная фантастика|научной фантастике]] это уже не аверсия, а следование [[канон]]ам [[жанр]]а. | ||
Иногда на аверсии построены целые жанры и субжанры. Например, новелла в целом, как жанр, строится на том, что читатель ожидает одного конца, а получает другой (что отличает новеллу от рассказа, где ожидания читателя не связаны с каким-либо концом). | Иногда на аверсии построены целые жанры и субжанры. Например, новелла в целом, как жанр, строится на том, что читатель ожидает одного конца, а получает другой (что отличает новеллу от рассказа, где ожидания читателя не связаны с каким-либо концом). | ||
Строка 27: | Строка 20: | ||
* Например, анекдот начинается как хоррор, а собственно как устные «страшилки», {{spoiler|а оказывается пародией на таковые}}: «Чёрной-чёрной ночью на чёрном-чёрном кладбище, среди чёрных-чёрных могил клубился еле заметный, странный, МЕДЛЕННЫЙ мертвенно-белёсый туман, и было его совсем немного. Проносились какие-то „дуновения“, непохожие на обычный ветер: ветер ведь не имеет привычки дуть сразу в несколько сторон?.. Порой раздавался еле слышный заунывный стон: ыыыыы… Это перемежалось с шорохами, похрустыванием, тихим шипением. И урчащим чавканьем: кто-то что-то ел. Какие-то мелкие твари с горящими глазами перебегали от надгробия к надгробию. От высокого склепа отделилась высокая, тощая тень, за ней другая, чуть поменьше и поплотнее, и вдруг раздалось {{spoiler|„НУ ТЫ БУДЕШЬ ССАТЬ ИЛИ НЕТ?!“}}». | * Например, анекдот начинается как хоррор, а собственно как устные «страшилки», {{spoiler|а оказывается пародией на таковые}}: «Чёрной-чёрной ночью на чёрном-чёрном кладбище, среди чёрных-чёрных могил клубился еле заметный, странный, МЕДЛЕННЫЙ мертвенно-белёсый туман, и было его совсем немного. Проносились какие-то „дуновения“, непохожие на обычный ветер: ветер ведь не имеет привычки дуть сразу в несколько сторон?.. Порой раздавался еле слышный заунывный стон: ыыыыы… Это перемежалось с шорохами, похрустыванием, тихим шипением. И урчащим чавканьем: кто-то что-то ел. Какие-то мелкие твари с горящими глазами перебегали от надгробия к надгробию. От высокого склепа отделилась высокая, тощая тень, за ней другая, чуть поменьше и поплотнее, и вдруг раздалось {{spoiler|„НУ ТЫ БУДЕШЬ ССАТЬ ИЛИ НЕТ?!“}}». | ||
** В данном случае — ещё и {{spoiler|[[бафос]]}}. | ** В данном случае — ещё и {{spoiler|[[бафос]]}}. | ||
** Другой вариант концовки: {{spoiler|Эх, Василий Иваныч, зря мы с тобой шину подожгли!}}. | |||
** Вариация на тему прошлого варианта {{spoiler|Эй, Пятачок, зря мы с тобой резину жгли}}. | |||
* Заходят раввин, ксёндз и пастор в бар. И {{spoiler|выпивают, рассказывают анекдоты, веселятся! Вот как бывает с нормальными людьми.}} | * Заходят раввин, ксёндз и пастор в бар. И {{spoiler|выпивают, рассказывают анекдоты, веселятся! Вот как бывает с нормальными людьми.}} | ||
** В другом варианте были христианин, мусульманин, иудей и атеист. | |||
* Модный стихотворный жанр «пирожки» сознательно избегает рифмы при строгом сохранении четырехстопного ямба. | * Модный стихотворный жанр «пирожки» сознательно избегает рифмы при строгом сохранении четырехстопного ямба. | ||
** «Порошки», в свою очередь, аверсия «пирожков», так как рифма таки появляется в третьей и сразу же в одностопной четвёртой строке, принимая основную смысловую нагрузку. | ** «Порошки», в свою очередь, аверсия «пирожков», так как рифма таки появляется в третьей и сразу же в одностопной четвёртой строке, принимая основную смысловую нагрузку. | ||
Строка 33: | Строка 29: | ||
** Троп шире: по контексту просится что-то неприличное, а вместо него в самый последний момент вставляется что-то пристойное и тоже подходящее — [[получается смешно]]. | ** Троп шире: по контексту просится что-то неприличное, а вместо него в самый последний момент вставляется что-то пристойное и тоже подходящее — [[получается смешно]]. | ||
* Переделки пословиц и поговорок, начинающиеся традиционно, а заканчивающиеся написанным КАПСЛОКОМ живописанием [[гуро|того]], что происходит с их героями, обычно выдержанным в стиле [[матомная бомба]]. | * Переделки пословиц и поговорок, начинающиеся традиционно, а заканчивающиеся написанным КАПСЛОКОМ живописанием [[гуро|того]], что происходит с их героями, обычно выдержанным в стиле [[матомная бомба]]. | ||
** Появившаяся позже аверсия уже этого жанра, [[светлее и мягче]] | ** Появившаяся позже аверсия уже этого жанра, [[светлее и мягче]] — всё тем же капсом описывается благодать и идиллия, которой не ожидаешь. (Пример: в тихом омуте черти {{spoiler|ИГРАЮТ В ШАХМАТЫ ОБСУЖДАЮТ КАНТА ВСЁ ПРИБРАНО НИКАКОГО АЛКОГОЛЯ ТИХО ИГРАЕТ RADIOHEAD БУДТО В РАЙ ПОПАЛ}}). | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 41: | Строка 37: | ||
* Марк Твен, «Рассказ о дурном мальчике» — педаль в пол: очень ехидный стёб над топорно-нравоучительными рассказами для детей целиком строится на аверсиях, которые сам же автор подсвечивает из авиапрожектора. | * Марк Твен, «Рассказ о дурном мальчике» — педаль в пол: очень ехидный стёб над топорно-нравоучительными рассказами для детей целиком строится на аверсиях, которые сам же автор подсвечивает из авиапрожектора. | ||
* Рассказы О.Генри. | * Рассказы О.Генри. | ||
* «Пилот с Границы» | * «Пилот с Границы» Юрия Нестеренко: Роберт Уайт вынужден спасать [[Дева в беде|дочку миллиардера]], не долетевшую до своего жениха, и попутно узнает [[А власти скрывают|страшную тайну]] о причинах межзвёздной войны. Итог? Он и не думает ни влюбляться в спасённую, ни спасать мир. Эмили выходит замуж за первоначального жениха, межзвёздная война продолжается без надежды на окончание, а герой, получив своё вознаграждение, удаляется на необитаемый [[остров]] читать книги, что в общем-то и было его целью. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Второй фильм в классической серии «Планета обезьян». Герои пытаются предотвратить взрыв бомбы, которая окончательно уничтожит жизнь на Земле. В последний момент им это так и НЕ удается. Фильм кончается словами о том, что третья планета Солнечной системы отныне мертва. | * Второй фильм в классической серии «Планета обезьян». Герои пытаются предотвратить взрыв бомбы, которая окончательно уничтожит жизнь на Земле. В последний момент им это так и НЕ удается. Фильм кончается словами о том, что третья планета Солнечной системы отныне мертва. | ||
* Вся серия «Миссия невыполнима» так или иначе экспуатирует сюжетный ход с применением масок, в совершенстве имитирующих чужие лица. В четвёртом фильме этот трюк не используется. Причем герои готовят такую маску, но не успевают пустить ее в ход. | * Вся серия «Миссия невыполнима» так или иначе экспуатирует сюжетный ход с применением масок, в совершенстве имитирующих чужие лица. В четвёртом фильме этот трюк не используется. Причем герои готовят такую маску, но не успевают пустить ее в ход. | ||
* «White of the Eye». Маньяком оказывается | * «White of the Eye». Маньяком оказывается именно тот, на кого с самого начала и падает подозрение. | ||
* | * [[Cabin In The Woods|«Хижина в лесу»]]. Одна из героинь валяет дурака с настенным чучелом — оскаленной головой волка. Она долго и чувственно целует «волчишку», засовывает язык «ему» в пасть… Так и ждёшь, что сейчас чучело — по законам заявленного жанра — оживёт и отгрызёт ей пол-лица или хотя бы язык и губу… Но нет, этого не происходит. | ||
** Более того, всё сведено в [[бафос]]: закончив свой «эстрадный номер», которому все аплодируют, девушка украдкой отплёвывается — чучело, видать, несколько запылилось. | ** Более того, всё сведено в [[бафос]]: закончив свой «эстрадный номер», которому все аплодируют, девушка украдкой отплёвывается — чучело, видать, несколько запылилось. | ||
* Фильмы братьев Коэнов. Допустим, в [[Старикам тут не место]] шериф наконец настигает Чигура, заходит в ту же комнату, где прячется киллер. Мы ждём, что Добро восторжествует и Чигура шериф застрелит/арестует, либо восторжествует Зло и шерифа задушит Чигур. Ан нет — торжествует аверсия. | * Фильмы братьев Коэнов. Допустим, в [[Старикам тут не место]] шериф наконец настигает Чигура, заходит в ту же комнату, где прячется киллер. Мы ждём, что Добро восторжествует и Чигура шериф застрелит/арестует, либо восторжествует Зло и шерифа задушит Чигур. Ан нет — торжествует аверсия. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * «Глухарь». В сцене с Досей (Феодосием) Антошин нарвался на зачётную аверсию тропа «[[Супружеская измена]]». Это при том, что чисто формально Настя ему не жена (разве что «гражданская»). | ||
* «Лесник», третий сезон, глава «Несчастный случай». Когда злодей захватывает заложницу в сельском магазине, зритель привычно ждёт, что вот сейчас Зубов совершит свой ОЧЕРЕДНОЙ подвиг. Зубов вроде бы уже и действовать начал… А вот нифига! Ничего у него не вышло, {{spoiler|и злодея в итоге нейтрализовал совсем другой человек}}. | * «Лесник», третий сезон, глава «Несчастный случай». Когда злодей захватывает заложницу в сельском магазине, зритель привычно ждёт, что вот сейчас Зубов совершит свой ОЧЕРЕДНОЙ подвиг. Зубов вроде бы уже и действовать начал… А вот нифига! Ничего у него не вышло, {{spoiler|и злодея в итоге нейтрализовал совсем другой человек}}. | ||
** По мере того, как разворачивался дальше третий сезон, авторы всё больше входили во вкус по части аверсий. Глава «Джекпот»: потерявший берега Чиркаш застрелил родного брата авторитета Хасана, и Хасан намерен его, Чиркаша, просто без затей прикончить. Зубов пытается «разрулить всё по понятиям» и «забивает стрелку». Зритель уже ждёт, что на этой «стрелке» Зубов примется геройствовать в своём привычном рэмбо-коммандо-стиле… А вот нифига! {{spoiler|Зубов и Чиркаш не доехали до «стрелки» — Зубова «принял по беспределу» и упрятал за решётку его враг, ГИБДДшный полковник.}} | ** По мере того, как разворачивался дальше третий сезон, авторы всё больше входили во вкус по части аверсий. Глава «Джекпот»: потерявший берега Чиркаш застрелил родного брата авторитета Хасана, и Хасан намерен его, Чиркаша, просто без затей прикончить. Зубов пытается «разрулить всё по понятиям» и «забивает стрелку». Зритель уже ждёт, что на этой «стрелке» Зубов примется геройствовать в своём привычном рэмбо-коммандо-стиле… А вот нифига! {{spoiler|Зубов и Чиркаш не доехали до «стрелки» — Зубова «принял по беспределу» и упрятал за решётку его враг, ГИБДДшный полковник.}} | ||
* | * [[Buffy the Vampire Slayer|«Баффи — истребительница вампиров»]]: Дон пытается при помощи магии воскресить маму. Баффи удается ее убедить не доводить ритуал до конца, потому что мама [[вернулся не таким|вернется не такой]]. Дон хватает благоразумия послушаться. Мама так и не появляется — мы слышим только стук в дверь, но когда Дон открывает дверь, за ней — никого. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 62: | Строка 57: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* Brave 10: Обычная девушка носит легендарный магический [[артефакт]] как обычное украшение. Злодей, желающий с помощью артефакта обрести власть над страной, с большим трудом захватывает девушку. Но сделав это, он что-то не торопится забирать артефакт у | * Brave 10: Обычная девушка носит легендарный магический [[Артефакт|артефакт]] как обычное украшение. Злодей, желающий с помощью артефакта обрести власть над страной, с большим трудом захватывает девушку. Но сделав это, он что-то не торопится забирать артефакт у нее. «Мы не будем трогать артефакт, пока не поймем ''' зачем''' его вообще дали обычной девушке». Как оказалось: {{spoiler|В девушке [[Заключенное зло|запечатали]] [[Древнее зло|могущественную темную богиню]]. Артефакт не дает богине сорвать печать и выполнить свое [[Разрушитель миров|желание]]. [[Разбудить Ктулху|Разбудить Ктулху]] в этот раз не удалось }}. Впрочем {{spoiler|богиня в итоге смогла сорвать печать и без посторонней помощи}} | ||
* [[Blue Exorcist]]: Рензо Шима — двойной агент. Когда к эксваерам пришли, чтобы они поручились за него (что он на их стороне), Рин, вместо того чтобы сразу кинуться на защиту друга, первым делом наехал на Мефисто. Подсвечено самим демоном-ректором. | * [[Blue Exorcist]]: Рензо Шима — двойной агент. Когда к эксваерам пришли, чтобы они поручились за него (что он на их стороне), Рин, вместо того чтобы сразу кинуться на защиту друга, первым делом наехал на Мефисто. Подсвечено самим демоном-ректором. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* | |||
* | * «Gunman Chronicles»: — на момент выхода этой игры (2000 г) в шутерах уже сформировалась традиция финального боя ГГ с [[Босс|боссом]]. Здесь же {{spoiler|уничтожением босса занимается NPC, а задача ГГ - прикрывать союзника от набегающей мелкой шушеры}}. | ||
* «Bioshock Infinite»: — и снова про боссов. Последнюю треть игры мы методично идём к крепости главгада и по примеру первой части ждём финального боя с ним или с его (почти в буквальном смысле) [[дракон (персонаж)|драконом]]. {{spoiler|Оба гибнут в катсценах}}. | |||
** Там же: по сравнению с двумя предыдущими частями серии концовка {{spoiler|здесь одна и не зависит от решений игрока}}. | ** Там же: по сравнению с двумя предыдущими частями серии концовка {{spoiler|здесь одна и не зависит от решений игрока}}. | ||
* | * «Papers, please»: самую лучшую концовку (открывающую режим бесконечной игры) вы получите только если {{spoiler|будете верно служить Арстоцке и не выполнять ни одно из заданий Ордена.}} | ||
* [[World of Warcraft]] | * «[[World of Warcraft]]» — герой таурен Крутогорья: «Встретились как-то раз таурен, яунгол и таунка… э-э да это не анекдот. Так прошло воссоединение моей семьи.» | ||
== Аверсия как штамп == | == Аверсия как штамп == |