Редактирование: Аверсия

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|AvertedTrope|Averted Trope}}
{{TVTropes|AvertedTrope|Averted Trope}}
{{Вкратце|Полное избегание тропа в среде ожидания}}
 
{{q|pre=1|
{{q|
Маленький мальчик по тундре гулял,
Маленький мальчик гранату нашёл.<br/>«Что это, папа?» — к отцу подошёл.<br/>«Дерни колечко!» — папаша сказал.<br/>Долго над полем сандалик летал…|Популярный [[Пионерский фольклор|«садистский стишок»]]}}
Маленький мальчик нефть с газом искал,
{{q|
Люди смеялись, кричали: «Дебил!»
Маленький мальчик гранату нашёл.<br/>«Что это, папа?» — к отцу подошёл.<br/>«Дерни колечко!» — папаша сказал.<br/>(Сам же тихонько в овраг отползал.)<br/>Маленький мальчик был не дурак:<br/>Дёрнул колечко — и кинул в овраг…<br/>Взрыв прогремел, полетели калоши,<br/>Мальчик в восторге захлопал в ладоши!|…и его аверсия.}}
Мальчик вырос и «Челси» купил.|Вы ожидали [[Пионерский фольклор|«садистский стишок»]]?}}
{{Q|pre=1|noanon=1|
В чёрном-чёрном городе…
На чёрной-чёрной улице…
В чёрном-чёрном доме…
Сидят два чёрных-чёрных человека…
{{spoiler|И спрашивает один из них: «ВасильИваныч, а нахрена мы покрышку-то подожгли?»}}}}


Итак, '''аверсия''' — это сознательное избегание [[штамп]]а. Читатель ждет уж рифмы «розы»? А дулю ему с маслом. Будет «мимозы». Или «грёзы». Или «слёзы». Или вообще никакой.
Итак, '''аверсия''' — это сознательное избегание [[штамп]]а. Читатель ждет уж рифмы «розы»? А дулю ему с маслом. Будет «мимозы». Или «грёзы». Или «слёзы». Или вообще никакой.
Строка 17: Строка 10:
Наилучшим образом аверсия помогает при избегании наиболее вопиющих и заезженных штампов. Ну, например, боевик, в котором сценарист и режиссер ни разу не показали, как [[всё взрывается]] или [[космоопера]], в которой отсутствует [[шумный космос]], имеют серьезные шансы прослыть оригинальными — в то время как вся оригинальность построена на экономии усилий.
Наилучшим образом аверсия помогает при избегании наиболее вопиющих и заезженных штампов. Ну, например, боевик, в котором сценарист и режиссер ни разу не показали, как [[всё взрывается]] или [[космоопера]], в которой отсутствует [[шумный космос]], имеют серьезные шансы прослыть оригинальными — в то время как вся оригинальность построена на экономии усилий.


'''Внимание:''' аверсия — это именно тот случай, когда аудитория ждет штампа, а он не появляется. Если предпосылок к появлению штампа не было, то, скорее всего, нет и аверсии. Например, отсутствие [[гипердрайв]]а в космической опере — аверсия самого популярного штампа, а в «жёсткой» [[научная фантастика|научной фантастике]] это уже не аверсия, а следование [[канон]]ам [[жанр]]а.
'''Внимание:''' аверсия — это именно тот случай, когда аудитория ждет штампа, а он не появляется. Если предпосылок к появлению штампа не было, то, скорее всего, нет и аверсии. Например, отсутствие [[тирьямпампация|тирьямпампации]] в космической опере — аверсия самого популярного штампа, а в «жёсткой» [[научная фантастика|научной фантастике]] это уже не аверсия, а следование [[канон]]ам [[жанр]]а.


Иногда на аверсии построены целые жанры и субжанры. Например, новелла в целом, как жанр, строится на том, что читатель ожидает одного конца, а получает другой (что отличает новеллу от рассказа, где ожидания читателя не связаны с каким-либо концом).
Иногда на аверсии построены целые жанры и субжанры. Например, новелла в целом, как жанр, строится на том, что читатель ожидает одного конца, а получает другой (что отличает новеллу от рассказа, где ожидания читателя не связаны с каким-либо концом).
Строка 27: Строка 20:
* Например, анекдот начинается как хоррор, а собственно как устные «страшилки», {{spoiler|а оказывается пародией на таковые}}: «Чёрной-чёрной ночью на чёрном-чёрном кладбище, среди чёрных-чёрных могил клубился еле заметный, странный, МЕДЛЕННЫЙ мертвенно-белёсый туман, и было его совсем немного. Проносились какие-то „дуновения“, непохожие на обычный ветер: ветер ведь не имеет привычки дуть сразу в несколько сторон?.. Порой раздавался еле слышный заунывный стон: ыыыыы… Это перемежалось с шорохами, похрустыванием, тихим шипением. И урчащим чавканьем: кто-то что-то ел. Какие-то мелкие твари с горящими глазами перебегали от надгробия к надгробию. От высокого склепа отделилась высокая, тощая тень, за ней другая, чуть поменьше и поплотнее, и вдруг раздалось {{spoiler|„НУ ТЫ БУДЕШЬ ССАТЬ ИЛИ НЕТ?!“}}».
* Например, анекдот начинается как хоррор, а собственно как устные «страшилки», {{spoiler|а оказывается пародией на таковые}}: «Чёрной-чёрной ночью на чёрном-чёрном кладбище, среди чёрных-чёрных могил клубился еле заметный, странный, МЕДЛЕННЫЙ мертвенно-белёсый туман, и было его совсем немного. Проносились какие-то „дуновения“, непохожие на обычный ветер: ветер ведь не имеет привычки дуть сразу в несколько сторон?.. Порой раздавался еле слышный заунывный стон: ыыыыы… Это перемежалось с шорохами, похрустыванием, тихим шипением. И урчащим чавканьем: кто-то что-то ел. Какие-то мелкие твари с горящими глазами перебегали от надгробия к надгробию. От высокого склепа отделилась высокая, тощая тень, за ней другая, чуть поменьше и поплотнее, и вдруг раздалось {{spoiler|„НУ ТЫ БУДЕШЬ ССАТЬ ИЛИ НЕТ?!“}}».
** В данном случае — ещё и {{spoiler|[[бафос]]}}.
** В данном случае — ещё и {{spoiler|[[бафос]]}}.
** Другой вариант концовки: {{spoiler|Эх, Василий Иваныч, зря мы с тобой шину подожгли!}}.
** Вариация на тему прошлого варианта {{spoiler|Эй, Пятачок, зря мы с тобой резину жгли}}.
* Заходят раввин, ксёндз и пастор в бар. И {{spoiler|выпивают, рассказывают анекдоты, веселятся! Вот как бывает с нормальными людьми.}}
* Заходят раввин, ксёндз и пастор в бар. И {{spoiler|выпивают, рассказывают анекдоты, веселятся! Вот как бывает с нормальными людьми.}}
** В другом варианте были христианин, мусульманин, иудей и атеист.
* Модный стихотворный жанр «пирожки» сознательно избегает рифмы при строгом сохранении четырехстопного ямба.
* Модный стихотворный жанр «пирожки» сознательно избегает рифмы при строгом сохранении четырехстопного ямба.
** «Порошки», в свою очередь, аверсия «пирожков», так как рифма таки появляется в третьей и сразу же в одностопной четвёртой строке, принимая основную смысловую нагрузку.
** «Порошки», в свою очередь, аверсия «пирожков», так как рифма таки появляется в третьей и сразу же в одностопной четвёртой строке, принимая основную смысловую нагрузку.
Строка 33: Строка 29:
** Троп шире: по контексту просится что-то неприличное, а вместо него в самый последний момент вставляется что-то пристойное и тоже подходящее — [[получается смешно]].
** Троп шире: по контексту просится что-то неприличное, а вместо него в самый последний момент вставляется что-то пристойное и тоже подходящее — [[получается смешно]].
* Переделки пословиц и поговорок, начинающиеся традиционно, а заканчивающиеся написанным КАПСЛОКОМ живописанием [[гуро|того]], что происходит с их героями, обычно выдержанным в стиле [[матомная бомба]].
* Переделки пословиц и поговорок, начинающиеся традиционно, а заканчивающиеся написанным КАПСЛОКОМ живописанием [[гуро|того]], что происходит с их героями, обычно выдержанным в стиле [[матомная бомба]].
** Появившаяся позже аверсия уже этого жанра, [[светлее и мягче]] — всё тем же капсом описывается благодать и идиллия, которой не ожидаешь. (Пример: в тихом омуте черти {{spoiler|ИГРАЮТ В ШАХМАТЫ ОБСУЖДАЮТ КАНТА ВСЁ ПРИБРАНО НИКАКОГО АЛКОГОЛЯ ТИХО ИГРАЕТ RADIOHEAD БУДТО В РАЙ ПОПАЛ}}).
** Появившаяся позже аверсия уже этого жанра, [[светлее и мягче]] всё тем же капсом описывается благодать и идиллия, которой не ожидаешь. (Пример: в тихом омуте черти {{spoiler|ИГРАЮТ В ШАХМАТЫ ОБСУЖДАЮТ КАНТА ВСЁ ПРИБРАНО НИКАКОГО АЛКОГОЛЯ ТИХО ИГРАЕТ RADIOHEAD БУДТО В РАЙ ПОПАЛ}}).


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 41: Строка 37:
* Марк Твен, «Рассказ о дурном мальчике» — педаль в пол: очень ехидный стёб над топорно-нравоучительными рассказами для детей целиком строится на аверсиях, которые сам же автор подсвечивает из авиапрожектора.
* Марк Твен, «Рассказ о дурном мальчике» — педаль в пол: очень ехидный стёб над топорно-нравоучительными рассказами для детей целиком строится на аверсиях, которые сам же автор подсвечивает из авиапрожектора.
* Рассказы О.Генри.
* Рассказы О.Генри.
* «Пилот с Границы» [[Юрий Нестеренко|Юрия Нестеренко]]: Роберт Уайт вынужден спасать [[Дева в беде|дочку миллиардера]], не долетевшую до своего жениха, и попутно узнает [[А власти скрывают|страшную тайну]] о причинах межзвёздной войны. Итог? Он и не думает ни влюбляться в спасённую, ни спасать мир. Эмили выходит замуж за первоначального жениха, межзвёздная война продолжается без надежды на окончание, а герой, получив своё вознаграждение, удаляется на необитаемый [[остров]] читать книги, что в общем-то и было его целью.
* «Пилот с Границы» Юрия Нестеренко: Роберт Уайт вынужден спасать [[Дева в беде|дочку миллиардера]], не долетевшую до своего жениха, и попутно узнает [[А власти скрывают|страшную тайну]] о причинах межзвёздной войны. Итог? Он и не думает ни влюбляться в спасённую, ни спасать мир. Эмили выходит замуж за первоначального жениха, межзвёздная война продолжается без надежды на окончание, а герой, получив своё вознаграждение, удаляется на необитаемый [[остров]] читать книги, что в общем-то и было его целью.
* «[[Мартин Иден]]» — «роман задумывался, как резкая критика индивидуализма, но этого не поняли даже социалисты!», согласно [[Слово божие|слову божию]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Второй фильм в классической серии «Планета обезьян». Герои пытаются предотвратить взрыв бомбы, которая окончательно уничтожит жизнь на Земле. В последний момент им это так и НЕ удается. Фильм кончается словами о том, что третья планета Солнечной системы отныне мертва.
* Второй фильм в классической серии «Планета обезьян». Герои пытаются предотвратить взрыв бомбы, которая окончательно уничтожит жизнь на Земле. В последний момент им это так и НЕ удается. Фильм кончается словами о том, что третья планета Солнечной системы отныне мертва.
* Вся серия «Миссия невыполнима» так или иначе экспуатирует сюжетный ход с применением масок, в совершенстве имитирующих чужие лица. В четвёртом фильме этот трюк не используется. Причем герои готовят такую маску, но не успевают пустить ее в ход.
* Вся серия «Миссия невыполнима» так или иначе экспуатирует сюжетный ход с применением масок, в совершенстве имитирующих чужие лица. В четвёртом фильме этот трюк не используется. Причем герои готовят такую маску, но не успевают пустить ее в ход.
* «White of the Eye». Маньяком оказывается [[Он действительно злодей!|именно тот, на кого с самого начала и падает подозрение]].
* «White of the Eye». Маньяком оказывается именно тот, на кого с самого начала и падает подозрение.
* «[[Cabin In The Woods|Хижина в лесу]]». Одна из героинь валяет дурака с настенным чучелом — оскаленной головой волка. Она долго и чувственно целует «волчишку», засовывает язык «ему» в пасть… Так и ждёшь, что сейчас чучело — по законам заявленного жанра — оживёт и отгрызёт ей пол-лица или хотя бы язык и губу… Но нет, этого не происходит.
* [[Cabin In The Woods|«Хижина в лесу»]]. Одна из героинь валяет дурака с настенным чучелом — оскаленной головой волка. Она долго и чувственно целует «волчишку», засовывает язык «ему» в пасть… Так и ждёшь, что сейчас чучело — по законам заявленного жанра — оживёт и отгрызёт ей пол-лица или хотя бы язык и губу… Но нет, этого не происходит.
** Более того, всё сведено в [[бафос]]: закончив свой «эстрадный номер», которому все аплодируют, девушка украдкой отплёвывается — чучело, видать, несколько запылилось.
** Более того, всё сведено в [[бафос]]: закончив свой «эстрадный номер», которому все аплодируют, девушка украдкой отплёвывается — чучело, видать, несколько запылилось.
* Фильмы братьев Коэнов. Допустим, в [[Старикам тут не место]] шериф наконец настигает Чигура, заходит в ту же комнату, где прячется киллер. Мы ждём, что Добро восторжествует и Чигура шериф застрелит/арестует, либо восторжествует Зло и шерифа задушит Чигур. Ан нет — торжествует аверсия.
* Фильмы братьев Коэнов. Допустим, в [[Старикам тут не место]] шериф наконец настигает Чигура, заходит в ту же комнату, где прячется киллер. Мы ждём, что Добро восторжествует и Чигура шериф застрелит/арестует, либо восторжествует Зло и шерифа задушит Чигур. Ан нет — торжествует аверсия.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Глухарь. Пятницкий. Карпов|Глухарь]]». В сцене с Досей (Феодосием) Антошин нарвался на зачётную аверсию тропа «[[Супружеская измена]]». Это при том, что чисто формально Настя ему не жена (разве что «гражданская»).
* «Глухарь». В сцене с Досей (Феодосием) Антошин нарвался на зачётную аверсию тропа «[[Супружеская измена]]». Это при том, что чисто формально Настя ему не жена (разве что «гражданская»).
* «Лесник», третий сезон, глава «Несчастный случай». Когда злодей захватывает заложницу в сельском магазине, зритель привычно ждёт, что вот сейчас Зубов совершит свой ОЧЕРЕДНОЙ подвиг. Зубов вроде бы уже и действовать начал… А вот нифига! Ничего у него не вышло, {{spoiler|и злодея в итоге нейтрализовал совсем другой человек}}.
* «Лесник», третий сезон, глава «Несчастный случай». Когда злодей захватывает заложницу в сельском магазине, зритель привычно ждёт, что вот сейчас Зубов совершит свой ОЧЕРЕДНОЙ подвиг. Зубов вроде бы уже и действовать начал… А вот нифига! Ничего у него не вышло, {{spoiler|и злодея в итоге нейтрализовал совсем другой человек}}.
** По мере того, как разворачивался дальше третий сезон, авторы всё больше входили во вкус по части аверсий. Глава «Джекпот»: потерявший берега Чиркаш застрелил родного брата авторитета Хасана, и Хасан намерен его, Чиркаша, просто без затей прикончить. Зубов пытается «разрулить всё по понятиям» и «забивает стрелку». Зритель уже ждёт, что на этой «стрелке» Зубов примется геройствовать в своём привычном рэмбо-коммандо-стиле… А вот нифига! {{spoiler|Зубов и Чиркаш не доехали до «стрелки» — Зубова «принял по беспределу» и упрятал за решётку его враг, ГИБДДшный полковник.}}
** По мере того, как разворачивался дальше третий сезон, авторы всё больше входили во вкус по части аверсий. Глава «Джекпот»: потерявший берега Чиркаш застрелил родного брата авторитета Хасана, и Хасан намерен его, Чиркаша, просто без затей прикончить. Зубов пытается «разрулить всё по понятиям» и «забивает стрелку». Зритель уже ждёт, что на этой «стрелке» Зубов примется геройствовать в своём привычном рэмбо-коммандо-стиле… А вот нифига! {{spoiler|Зубов и Чиркаш не доехали до «стрелки» — Зубова «принял по беспределу» и упрятал за решётку его враг, ГИБДДшный полковник.}}
* «[[Баффи — истребительница вампиров]]» (1997) — Дон пытается при помощи магии воскресить маму. Баффи удается ее убедить не доводить ритуал до конца, потому что мама [[вернулся не таким|вернется не такой]]. Дон хватает благоразумия послушаться. Мама так и не появляется — мы слышим только стук в дверь, но когда Дон открывает дверь, за ней — никого.
* [[Buffy the Vampire Slayer|«Баффи — истребительница вампиров»]]: Дон пытается при помощи магии воскресить маму. Баффи удается ее убедить не доводить ритуал до конца, потому что мама [[вернулся не таким|вернется не такой]]. Дон хватает благоразумия послушаться. Мама так и не появляется — мы слышим только стук в дверь, но когда Дон открывает дверь, за ней — никого.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
Строка 62: Строка 57:


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* Brave 10: Обычная девушка носит легендарный магический [[артефакт]] как обычное украшение. Злодей, желающий с помощью артефакта обрести власть над страной, с большим трудом захватывает девушку. Но сделав это, он что-то не торопится забирать артефакт у неё. «Мы не будем трогать артефакт, пока не поймём ''' зачем''' его вообще дали обычной девушке». Как оказалось, {{spoiler|в [[Дева Апокалипсиса|девушке]] [[Заключенное зло|запечатали]] [[Древнее зло|могущественную тёмную богиню]]. Артефакт не дает богине сорвать печать и выполнить своё [[Разрушитель миров|желание]]. [[Разбудить Ктулху]] в этот раз не удалось }}. Впрочем {{spoiler|богиня в итоге смогла сорвать печать и без посторонней помощи.}}
* Brave 10: Обычная девушка носит легендарный магический [[Артефакт|артефакт]] как обычное украшение. Злодей, желающий с помощью артефакта обрести власть над страной, с большим трудом захватывает девушку. Но сделав это, он что-то не торопится забирать артефакт у нее. «Мы не будем трогать артефакт, пока не поймем ''' зачем''' его вообще дали обычной девушке». Как оказалось: {{spoiler|В девушке [[Заключенное зло|запечатали]] [[Древнее зло|могущественную темную богиню]]. Артефакт не дает богине сорвать печать и выполнить свое [[Разрушитель миров|желание]]. [[Разбудить Ктулху|Разбудить Ктулху]] в этот раз не удалось }}. Впрочем {{spoiler|богиня в итоге смогла сорвать печать и без посторонней помощи}}
* [[Blue Exorcist]]: Рензо Шима — двойной агент. Когда к эксваерам пришли, чтобы они поручились за него (что он на их стороне), Рин, вместо того чтобы сразу кинуться на защиту друга, первым делом наехал на Мефисто. Подсвечено самим демоном-ректором.
* [[Blue Exorcist]]: Рензо Шима — двойной агент. Когда к эксваерам пришли, чтобы они поручились за него (что он на их стороне), Рин, вместо того чтобы сразу кинуться на защиту друга, первым делом наехал на Мефисто. Подсвечено самим демоном-ректором.
* [[Mob Psycho 100]]: наитипичнейшая история о том, как парня затаскивают в загибающийся [[школьный клуб]], помещение которого хотят отжать тупые качки-спортсмены внезапно оборачивается тем, что Моб просит у спортсменов разрешения к ним присоединиться: ему хочется стать сильнее, а на клуб с еле знакомыми школьниками вообще наплевать. И вторая аверсия: спортсмены на самом деле отличные ребята и не против того, чтобы челын клуба по-прежнему встречались в своём бывшем помещнии: им просто нужна была раздевалка и место для хранения инвентаря


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Gunman Chronicles: — на момент выхода этой игры (2000 г) в шутерах уже сформировалась традиция финального боя ГГ с [[босс]]ом. Здесь же {{spoiler|уничтожением босса занимается NPC, а задача ГГ прикрывать союзника от набегающей мелкой шушеры}}.
 
* [[Bioshock]] Infinite: — и снова про боссов. Последнюю треть игры мы методично идём к крепости главгада и по примеру первой части ждём финального боя с ним или с его (почти в буквальном смысле) [[дракон (персонаж)|драконом]]. {{spoiler|Оба гибнут в катсценах}}.
* «Gunman Chronicles»: — на момент выхода этой игры (2000 г) в шутерах уже сформировалась традиция финального боя ГГ с [[Босс|боссом]]. Здесь же {{spoiler|уничтожением босса занимается NPC, а задача ГГ - прикрывать союзника от набегающей мелкой шушеры}}.
* «Bioshock Infinite»: — и снова про боссов. Последнюю треть игры мы методично идём к крепости главгада и по примеру первой части ждём финального боя с ним или с его (почти в буквальном смысле) [[дракон (персонаж)|драконом]]. {{spoiler|Оба гибнут в катсценах}}.
** Там же: по сравнению с двумя предыдущими частями серии концовка {{spoiler|здесь одна и не зависит от решений игрока}}.
** Там же: по сравнению с двумя предыдущими частями серии концовка {{spoiler|здесь одна и не зависит от решений игрока}}.
* [[Papers, Please]]: самую лучшую концовку (открывающую режим бесконечной игры) вы получите только если {{spoiler|будете верно служить Арстоцке и не выполнять ни одно из заданий Ордена.}}
* «Papers, please»: самую лучшую концовку (открывающую режим бесконечной игры) вы получите только если {{spoiler|будете верно служить Арстоцке и не выполнять ни одно из заданий Ордена.}}
* [[World of Warcraft]] — герой таурен Крутогорья: «Встретились как-то раз таурен, яунгол и таунка… э-э да это не анекдот. Так прошло воссоединение моей семьи.»
* «[[World of Warcraft]]» — герой таурен Крутогорья: «Встретились как-то раз таурен, яунгол и таунка… э-э да это не анекдот. Так прошло воссоединение моей семьи.»
* In the Hunt — [[скролл-шутер]] без автоскроллинга. Мы играем не за истребитель, а за подводную лодку и продвигаемся вперёд только по своему желанию.


== Аверсия как штамп ==
== Аверсия как штамп ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!