Редактирование: Александр Бушков
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Бушков''' Александр Александрович (род. 1956) — выдающийся российский фантаст | '''Бушков''' Александр Александрович (род. 1956) — выдающийся российский фантаст. Более всего известен своей многотомной и многолетней (создающейся с начала 1990-х и по настоящее время) сагой о лорде [[Сварог]]е. Но к «Сварогу» творческий путь Бушкова отнюдь не сводится; многие другие его труды также достойны внимания. | ||
Вообще [[Фанская кличка|Сан Саныч]] — очень плодовитый автор. Склонен к написанию многотомных-многосиквельных эпопей (злые языки поговаривают, что не без некоторого участия «литнегров»). | Вообще [[Фанская кличка|Сан Саныч]] — очень плодовитый автор. Склонен к написанию многотомных-многосиквельных эпопей (злые языки поговаривают, что не без некоторого участия «литнегров»). | ||
Кроме фантастики, он пишет и «романы-боевики», в том числе и несколько конспирологической направленности. В них он часто добавляет [[бонус для современников|бонусы для современников]]. А то и прямо выводит реальных лиц (или карикатуры на них), обычно с полагающимся переименованием. | Кроме фантастики, он пишет и «романы-боевики», в том числе и несколько конспирологической направленности. В них он часто добавляет [[бонус для современников|бонусы для современников]]. А то и прямо выводит реальных лиц (или карикатуры на них), обычно с полагающимся переименованием. | ||
== Особенности личности, творчества, убеждений и деятельности == | == Особенности личности, творчества, убеждений и деятельности == | ||
Строка 38: | Строка 36: | ||
Кроме фантастических и «боевиковых» сюжетов, Бушков пишет также масштабную публицистику на исторические темы. Он является историком-любителем и занимается популяризацией истории. В этом своём качестве: | Кроме фантастических и «боевиковых» сюжетов, Бушков пишет также масштабную публицистику на исторические темы. Он является историком-любителем и занимается популяризацией истории. В этом своём качестве: | ||
1. Осуждает скалигеровщину (то есть практиковавшееся в эпоху Возрождения и позже «сочинение официальной исторической хронологии от балды», с привлечением оккультных — нумерологических — принципов) | 1. Осуждает скалигеровщину (то есть практиковавшееся в эпоху Возрождения и позже «сочинение официальной исторической хронологии от балды», с привлечением оккультных — нумерологических — принципов). | ||
* …И вообще | * …И вообще клеймит всяческий оккультизм-«шизотерику» как явление — отнюдь не только в применении к изучению истории. | ||
2. Осуждает «[[Историю пишут победители|написание истории победителями]]». И вообще всякое «переписывание истории» именно под прихоти и аппетиты сильных мира сего. | 2. Осуждает «[[Историю пишут победители|написание истории победителями]]». И вообще всякое «переписывание истории» именно под прихоти и аппетиты сильных мира сего. | ||
3. Осуждает искусственное сепарирование истории от прочих наук — особенно от экономики, инженерии, биологии и психологии. Бушков настаивает, что таким макаром получается в итоге «сепарирование изучения исторических событий от реальной жизни», а это-де феномен антинаучный. | 3. Осуждает искусственное сепарирование истории от прочих наук — особенно от экономики, инженерии, биологии и психологии. Бушков настаивает, что таким макаром получается в итоге «сепарирование изучения исторических событий от реальной жизни», а это-де феномен антинаучный. | ||
4. Осуждает слепую приверженность устоявшимся версиям и букве источников. Бушков, подобно М. Каченовскому, Н. Морозову и Р. Коллингвуду, тоже требует проверять источники другими, более редкими и незаслуженно забытыми свидетельствами, а также смежными дисциплинами и «здравым смыслом». См. опять же '''«Россия, которой не было» | 4. Осуждает слепую приверженность устоявшимся версиям и букве источников. Бушков, подобно М. Каченовскому, Н. Морозову и Р. Коллингвуду, тоже требует проверять источники другими, более редкими и незаслуженно забытыми свидетельствами, а также смежными дисциплинами и «здравым смыслом». См. опять же '''«Россия, которой не было»'''. | ||
* В частности, | * В частности, начисто отрицает монгольское нашествие и «великую империю на полмира», созданную Чингисханом и потомками оного. Подаёт «татарское вторжение в Европу» 1241—1242 гг. как '''русско'''-тюркское вторжение организованной армии (а не «воинственных монгольских кочевников»). Эту армию, дескать, вели на запад русские бояре и ордынские военачальники. Эта армия, дескать, шла на помощь императору Фридриху фон Гогенштауфену и гибеллинам, да так и не дошла по какой-то причине. | ||
* Кроме того, отвергает и устоявшуюся версию «очень древней, многотысячелетней» китайской истории (см. '''там же'''). | |||
* Кроме того, | |||
5. Осуждает [[Неэтичный учёный|неэтичных учёных]] как феномен. Бушков — сторонник [[Осторожная наука|осторожной науки]]. Этот мотив то и дело повторяется в самых разных его трудах | 5. Осуждает [[Неэтичный учёный|неэтичных учёных]] как феномен. Бушков — сторонник [[Осторожная наука|осторожной науки]]. Этот мотив то и дело повторяется в самых разных его трудах. | ||
6. Осуждает «окаянное византийское православие» как фактор удушения светской культуры. В этом пункте Бушкову милее католицизм, при котором светские искусства развивались свободно. | 6. Осуждает «окаянное византийское православие» как фактор удушения светской культуры. В этом пункте Бушкову милее католицизм, при котором светские искусства развивались свободно. | ||
7. Осуждает чрезмерное поливание грязью имени, личности и деятельности Иоанна Грозного. Бушков не отрицает у Грозного некоторой клиники — всего лишь указывает, что ей было откуда взяться, учитывая трагическое детство царя. Но вместе с тем Бушков призывает покончить с муссированием «чёрной легенды» вокруг Грозного. На этого монарха | 7. Осуждает чрезмерное поливание грязью имени, личности и деятельности Иоанна Грозного. Бушков не отрицает у Грозного некоторой клиники — всего лишь указывает, что ей было откуда взяться, учитывая трагическое детство царя. Но вместе с тем Бушков призывает покончить с муссированием «чёрной легенды» вокруг Грозного. На этого монарха с давних пор плетут, будто он был [[Наглая ложь|«сущим исчадием ада», «сплошным позором Московской Руси», «совершенно непригодным правителем»]] и т. п. Другими словами, Бушков настаивает, что Иоанн IV был оболган и оклеветан не слабее, чем, например, Ричард III Английский. | ||
* О Грозном см. у Бушкова книгу '''«Иван Грозный: Кровавый поэт»'''. | * О Грозном см. у Бушкова книгу '''«Иван Грозный: Кровавый поэт»'''. | ||
8. Осуждает идеализацию Петра I. Более того, сего деятеля и его практику Бушков порицает. Считать Петра «славой России» он отказывается. Настаивает, что от потуг Петра было значительно больше вреда, чем пользы. Охотно подписывается под известной эпиграммой «Нет, не змия Всадник Медный растоптал, стремясь вперёд — растоптал народ наш бедный, растоптал простой народ» | 8. Осуждает идеализацию Петра I. Более того, сего деятеля и его практику Бушков порицает. Считать Петра «славой России» он отказывается. Настаивает, что от потуг Петра было значительно больше вреда, чем пользы. Охотно подписывается под известной эпиграммой «Нет, не змия Всадник Медный растоптал, стремясь вперёд — растоптал народ наш бедный, растоптал простой народ» (детали см. в полной версии '''«России, которой не было»'''). | ||
9. Осуждает идеализацию декабристского движения | 9. Осуждает идеализацию декабристского движения (детали см. '''там же'''). | ||
10. Осуждает теорию Дарвина | 10. Осуждает теорию Дарвина (см. книгу '''«Планета призраков»'''). Утверждает, что некий японский учёный Хисао Баба сумел, без особого шумства и пиара, разбить многие положения традиционной теории эволюции в пух и прах, с фактами в руках. | ||
11. Осуждает [[Протестанты плохие|протестантскую этику]] с её детерминизмом (учением о железной предопределённости всех судеб) и фактическим | 11. Осуждает [[Протестанты плохие|протестантскую этику]] с её детерминизмом (учением о железной предопределённости всех судеб) и фактическим «правом сильного/богатого». | ||
12. Осуждает | 12. Осуждает былой британский империализм (его обличению даже посвятил многотомный публицистический труд '''«Англия: Остров кошмаров»'''). | ||
13. Осуждает Николая II | 13. Осуждает Николая II (см. книгу '''«Распутин: Выстрелы из прошлого»'''). Никому не советует присоединяться к хору, возвеличивающему эту «корону без головы»(с). | ||
14. Осуждает большевизм и любые его, по мнению Бушкова, аналоги в любые эпохи. | 14. Осуждает большевизм и любые его, по мнению Бушкова, аналоги в любые эпохи. | ||
15. Осуждает Никиту Хрущёва (см. '''«Россия, которой не было»''' | 15. Осуждает Никиту Хрущёва (см. '''«Россия, которой не было»'''). И вообще клеймит политический — но не философский! — волюнтаризм. То есть клеймит манеру руководить страной в стиле «Что хочу, то и ворочу», а не учение о свободе воли (этому учению Бушков как раз привержен). | ||
16. Осуждает экстремизм всех мастей. | 16. Осуждает экстремизм всех мастей. | ||
Строка 92: | Строка 77: | ||
Как минимум часть этих идей находит отражение и в художественном творчестве Бушкова. | Как минимум часть этих идей находит отражение и в художественном творчестве Бушкова. | ||
Фоменковщину Бушков критикует, но с другой стороны — не с «официальной», не с «фундаменталистской». | |||
За всё вышеперечисленное Бушкова некоторые клеймят «фолк-историком», на что Сан Саныч отвечает великолепным презрением. Он терпимо относится к критике своего художественного наследия («я не золотая монета, чтобы всем нравиться»), но открыто потешается над критиками своих ВНЕхудожественных взглядов и приёмов. | За всё вышеперечисленное Бушкова некоторые клеймят «фолк-историком», на что Сан Саныч отвечает великолепным презрением. Он терпимо относится к критике своего художественного наследия («я не золотая монета, чтобы всем нравиться»), но открыто потешается над критиками своих ВНЕхудожественных взглядов и приёмов. | ||
Строка 105: | Строка 90: | ||
=== Частые объекты сатиры, обличений === | === Частые объекты сатиры, обличений === | ||
Бушков [[Изнасилование — худшее из зол|ненавидит изнасилования]] и обличает насильников. Так же настроены и многие бушковские герои, и когда могут — карают за подобные замашки. | |||
* К ЛГБТ и [[Чрезмерно изобретательная сексуальность|чрезмерно изобретательной сексуальности]] писатель тоже относится, мягко выражаясь, без всякого почтения. | |||
* К ЛГБТ и [[Чрезмерно изобретательная сексуальность|чрезмерно изобретательной сексуальности]] | |||
* Иногда показывает эфебофилов с некоторым сочувствием (как [[Антигерой|антигероев]], а не злодеев), но в целом [[педофил]]ию осуждает. | * Иногда показывает эфебофилов с некоторым сочувствием (как [[Антигерой|антигероев]], а не злодеев), но в целом [[педофил]]ию осуждает. | ||
=== Штампы в авторской речи === | === Штампы в авторской речи === | ||
Строка 137: | Строка 113: | ||
== Произведения == | == Произведения == | ||
{{stub}} | {{stub}} | ||