Редактирование: А зори здесь тихие…

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 38: Строка 38:


== Тропы и штампы ==
== Тропы и штампы ==
* [[А двести двадцать не хочешь?]] Взаимные 220. С одной стороны, старшина и девушки полагали, что им предстоит отловить всего двух нервничающих фрицев (для чего отряда из шести бойцов было бы более чем достаточно), а не сойтись в бою с [[Их там много|шестнадцатью вооружёнными до зубов диверсантами]]. С другой стороны, если бы эти отборные немецкие бойцы знали, что им дадут таких пестелей не равные по уровню противники, а пять девушек и битый жизнью мужичок-старшина (точнее, на тот момент девушек осталось три, а в боях поучаствовали и вовсе две!), [[меня побила девчонка|они застрелились бы ещё в Германии]].
* [[А двести двадцать не хочешь?]] Взаимные 220. С одной стороны, старшина и девушки полагали, что им предстоит отловить всего двух нервничающих фрицев (для чего отряда из шести бойцов было бы более чем достаточно), а не сойтись в бою с [[Их там много|шестнадцатью вооружёнными до зубов диверсантами]]. С другой стороны, если бы эти отборные немецкие бойцы знали, что им дадут таких пестелей не равные по уровню противники, а пять девушек и битый жизнью мужичок-старшина (точнее, на тот момент девушек осталось три, а в боях поучаствовали и вовсе две!), они застрелились бы ещё в Германии.
* [[Безобидная рана]] — [[аверсия]]: ранение в руку с последующим купанием в болоте закончилось для Васкова сепсисом и, видимо, гангреной. Жизнь ему врачи спасли, а вот руку — нет.
* [[Безобидная рана]] — [[аверсия]]: ранение в руку с последующим купанием в болоте закончилось для Васкова сепсисом и, видимо, гангреной. Жизнь ему врачи спасли, а вот руку — нет.
* [[Блевать после первого убийства]] — Жене стало плохо после убийства немецкого диверсанта.
* [[Блевать после первого убийства]] — Жене стало плохо после убийства немецкого диверсанта.
Строка 45: Строка 45:
* [[Враги сожгли родную хату]] — у Жени, Сони, [[с прикрученным фитильком]] — у Риты.
* [[Враги сожгли родную хату]] — у Жени, Сони, [[с прикрученным фитильком]] — у Риты.
* [[Дыра в сюжете]] — почему матёрый разведчик Васков не подумал, что диверсантов может быть немного больше, чем двое?
* [[Дыра в сюжете]] — почему матёрый разведчик Васков не подумал, что диверсантов может быть немного больше, чем двое?
** Вообще-то к книге немало претензий: человек, даже немного знакомый с историей немецких (и наших, впрочем) разведывательно-диверсионных подразделений 1940-х годов от сюжета только [[Не в ладах с военным делом|вздохнёт глубоко]]…Всё это получилось, потому что Васильев, желая показать войну «не так, как все», не на фронте, а в тылу, изрядно исказил реальный прототип истории. Немецкие (вернее, финские) диверсионные подразделения действительно засылались в указанный район и пытались (причём небезуспешно) повредить коммуникации Беломора и окрестные ж/д пути. Такие группы были укомплектованы и обучены на очень серьёзном уровне, и охотились за ними, естественно, не девчата с местными мужичками, а спецподразделения НКВД при полноценной войсковой поддержке (оцепление и прочёсывание района). А случай, вдохновивший Васильева, произошёл, когда такая группа диверсантов, уже ''после'' совершения нападения, изрядно потрёпанная, обессиленная и с растраченным боезапасом всё-таки попыталась прорваться к железнодорожным путям с целью их перерезать. Тут-то их и встретил маленький отряд бойцов охранения (естессно, не женского пола) ценой своей жизни предотвративших очередную диверсию… В общем, IRL сюжет был бы просто нереален: к моменту начала событий весь район уже стоял на ушах, и после звонка Васкова к месту немедленно были бы стянуты армейские отряды и «волкодавы» из НКВД<ref>Подробнее о том, как это делается, можно прочитать в романе «Момент истины» (он же «В августе 44-го») Богомолова.</ref>. А за попытку поиграть в героизм и побегать по лесу за вражеской спецгруппой старшину<ref>Тогда уж майора, его начальника. В книге явно указано, что Васков беготню по лесам не сам затеял, а выполнял приказ.</ref>, вероятно, наградили бы не медалью, а трибуналом (хотя в живых он смог бы остаться с очень малой долей вероятности).<ref>Не говоря уже о том, что пройти мимо кустов, куда только что сиганула девушка и не заметить её в паре шагов подготовленный разведчик мог бы только в состоянии тяжёлого алкогольного опьянения…</ref> Но! Не забудем прикрутить длинный фитилёк: художественная сила произведения (девочки во главе с крестьянином Васковым стали собирательным символическим образом сопротивления русского народа захватчикам) так сильна, что при очевидных ляпах критика фронтовиков в адрес повести отсутствует. Не комильфо…
** [[Обоснуй]] — переоценил достоверность разведданных, а точнее — их точность и квалификацию невольного разведчика. Если короче, то совершил ошибку вследствие решения, принимаемого «на ходу». Да и не был он никаким «матёрым разведчиком», в тексте только сказано о службе и фронтовом опыте, который для него закончился осколочным ранением и отправкой на тот самый железнодорожный разъезд.
*** Вообще-то к книге немало претензий: человек, даже немного знакомый с историей немецких (и наших, впрочем) разведывательно-диверсионных подразделений 1940-х годов от сюжета только [[Не в ладах с военным делом|вздохнёт глубоко]]…Всё это получилось, потому что Васильев, желая показать войну «не так, как все», не на фронте, а в тылу, изрядно исказил реальный прототип истории. Немецкие (вернее, финские) диверсионные подразделения действительно засылались в указанный район и пытались (причём небезуспешно) повредить коммуникации Беломора и окрестные ж/д пути. Такие группы были укомплектованы и обучены на очень серьёзном уровне, и охотились за ними, естественно, не девчата с местными мужичками, а спецподразделения НКВД при полноценной войсковой поддержке (оцепление и прочёсывание района). А случай, вдохновивший Васильева, произошёл, когда такая группа диверсантов, уже ''после'' совершения нападения, изрядно потрёпанная, обессиленная и с растраченным боезапасом всё-таки попыталась прорваться к железнодорожным путям с целью их перерезать. Тут-то их и встретил маленький отряд бойцов охранения (естессно, не женского пола) ценой своей жизни предотвративших очередную диверсию… В общем, IRL сюжет был бы просто нереален: к моменту начала событий весь район уже стоял на ушах, и после звонка Васкова к месту немедленно были бы стянуты армейские отряды и «волкодавы» из НКВД<ref>Подробнее о том, как это делается, можно прочитать в романе «Момент истины» (он же «В августе 44-го») Богомолова.</ref>. А за попытку поиграть в героизм и побегать по лесу за вражеской спецгруппой старшину<ref>Тогда уж майора, его начальника. В книге явно указано, что Васков беготню по лесам не сам затеял, а выполнял приказ.</ref>, вероятно, наградили бы не медалью, а трибуналом (хотя в живых он смог бы остаться с очень малой долей вероятности).<ref>Не говоря уже о том, что пройти мимо кустов, куда только что сиганула девушка и не заметить её в паре шагов подготовленный разведчик мог бы только в состоянии тяжёлого алкогольного опьянения…</ref> Но! Не забудем прикрутить длинный фитилёк: художественная сила произведения (девочки во главе с крестьянином Васковым стали собирательным символическим образом сопротивления русского народа захватчикам) так сильна, что при очевидных ляпах критика фронтовиков в адрес повести отсутствует. Не комильфо…
* [[Жертвенный агнец]] — Соня, Галя и даже Лиза.
* [[Жертвенный агнец]] — Соня, Галя и даже Лиза.
* [[Жертвенный лев]]:
* [[Жертвенный лев]]:
Строка 61: Строка 62:
** Соня и [[очкарик]]-сокурсник, безымянный в книге, Миша в экранизации Ростоцкого.
** Соня и [[очкарик]]-сокурсник, безымянный в книге, Миша в экранизации Ростоцкого.
** Лиза и приезжий из города, к которому она в ночнушке и платке [[Влюблённый малыш|пришла на сеновал, где у него постель]]. Но [[Одеть женщину|он отправил её спать]]. «Глупости не стоит делать даже со скуки».
** Лиза и приезжий из города, к которому она в ночнушке и платке [[Влюблённый малыш|пришла на сеновал, где у него постель]]. Но [[Одеть женщину|он отправил её спать]]. «Глупости не стоит делать даже со скуки».
* [[После такого не выживают]] пополам с [[Самоубийственная самоуверенность]] — застрелив Галю, немцы гонялись по лесу за Васковым, тот оторвался от них и попал в болото. У диверсантов не было доказательств, что старшина утоп, и тем не менее о его существовании забыли. Хотя то, что Женя в последнем бою не могла стрелять [[В каждой руке по оружию|из двух немецких пистолетов-пулемётов МP-40]], вроде бы должно было навести на мысль. Вместо того, чтобы прочесать местность, немцы завалились спать, не осознав, что поблизости бродил вооружённый и очень злой мужик.
* [[После такого не выживают]] пополам с [[Самоубийственная самоуверенность]] — застрелив Галю, немцы гонялись по лесу за Васковым, тот оторвался от них и попадал в болото. У диверсантов не было доказательств, что старшина утоп, и тем не менее о его существовании забыли. Хотя то, что Женя в последнем бою не могла стрелять [[В каждой руке по оружию|из двух немецких пистолетов-пулемётов МP-40]], вроде бы должно было навести на мысль. Вместо того, чтобы прочесать местность, немцы завалились спать, не осознав, что поблизости бродил вооружённый и очень злой мужик.
** [[Обоснуй]] — в тексте прямо указано, что на немецких картах болото обозначено как "непроходимое". То есть, попавший туда боец не имел шансов выжить, по их мнению. И должен был неминуемо повторить судьбу Лизы Бричкиной. О том, что Васков знает тайную тропу через болото, немцы не догадывались до самого конца.
** [[Обоснуй]] — в тексте прямо указано, что на немецких картах болото обозначено как "непроходимое". То есть, попавший туда боец не имел шансов выжить, по их мнению. И должен был неминуемо повторить судьбу Лизы Бричкиной. О том, что Васков знает тайную тропу через болото, немцы не догадывались до самого конца.
* [[Принцессы не какают]] — [[аверсия]]. «Для ночных дел я вам самолично нужник поставил».
* [[Принцессы не какают]] — [[аверсия]]. «Для ночных дел я вам самолично нужник поставил».
Строка 74: Строка 75:
* [[Хороший плохой конец]]. Из 6 главных героев в живых остался один, и то покалеченный, зато диверсанты обезврежены.
* [[Хороший плохой конец]]. Из 6 главных героев в живых остался один, и то покалеченный, зато диверсанты обезврежены.
** По поводу диверсантов Васков прямо в тексте говорит, что получилось [[бессмысленное самопожертвование]] — у железной дороги, куда их пытались не пустить, всяко охрана получше, чем пять девчат да старшина с наганом! Зато сын Риты Осяниной обрел приемного отца в лице Васкова, война выиграна, а память о девушках сохранена.
** По поводу диверсантов Васков прямо в тексте говорит, что получилось [[бессмысленное самопожертвование]] — у железной дороги, куда их пытались не пустить, всяко охрана получше, чем пять девчат да старшина с наганом! Зато сын Риты Осяниной обрел приемного отца в лице Васкова, война выиграна, а память о девушках сохранена.
* [[Проблема противоположных оценок]]/[[Неудачная басня]] — эпизод с немецкими диверсантами, которых [[Добивать раненых|добили свои]]. Авторами преподносится как образец жестокости по отношению к своим. С другой стороны — действия самих диверсантов вполне оправданы. Они выполняют задание в тылу противника, на руках двое раненных, которые сами идти не могут, замедляют движение всего отряда и ставят под угрозу задания. Причем даже успешное выполнение задачи еще не значит, что их вернут обратно самолётом — скорее всего придётся перебираться через линию фронта. Просто оставить — нельзя, или умрут от ран или найдет противник, а плен для них — [[участь хуже смерти]].
* [[Проблема противоположных оценок]]/[[Неудачная басня]] — эпизод с немецкими диверсантами, которых [[Добивать раненых|добили свои]]. Авторами преподносится как образец жестокости по отношению к своим. С другой стороны — действия самих диверсантов вполне оправданы. Они выполняют задание в тылу противника, на руках двое раненных, которые сами идти не могут, замедляют движение всего отряда и ставят под угрозу задания. Причем даже успешное выполнение задачи еще не значит, что их вернут обратно самолётом — скорее всего придётся перебираться через линию фронта. Просто оставить — нельзя, или умрут от ран или найдет противник, а плен для них — участь хуже смерти.
** IRL немецкие диверсанты имели на такой случай капсулы с ядом. Впрочем, советские действовали в схожих традициях.
** IRL немецкие диверсанты имели на такой случай капсулы с ядом. Впрочем, советские действовали в схожих традициях.


Строка 84: Строка 85:


=== Станислав Ростоцкий ===
=== Станислав Ростоцкий ===
Двухсерийный фильм 1972 года. Особенность — [[инверсия]] тропа [[Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое]]: фильм чёрно-белый, воспоминания пяти героинь о счастливой мирной жизни — цветные. Автор статьи не страдает от излишней сентиментальности, однако при просмотре этих эпизодов не мог [[слезогонка|сдержать слёз]]. И [[зигзаг]]: воспоминания Жени о расстреле семьи сделаны в [[Чёрно-красный — для всех опасный|чёрно-красных]] тонах. Также в цвете сняты пролог и эпилог, действие которых происходит в наше время.
Двухсерийный фильм 1972 года. Особенность — [[инверсия]] тропа [[Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое]]: фильм чёрно-белый, воспоминания пяти героинь о счастливой мирной жизни — цветные. Автор статьи не страдает от излишней сентиментальности, однако при просмотре этих эпизодов не мог [[слезогонка|сдержать слёз]]. И [[зигзаг]]: воспоминания Жени о расстреле семьи сделаны в [[Чёрно-красный — для всех опасный|чёрно-красных]] тонах. Также в цвете сняты пролог и эпилог, действие которых происходит в наше время.
* Рита родила ребёнка, к ней в роддом пришёл муж.
* Рита родила ребёнка, к ней в роддом пришёл муж.
* Женя увидела красавца военного, прибывшего на службу. Потом её семья отмечала Первомай, сидя за столом, а она танцевала с военным. Потом отец упрекал её в том, что она флиртует с женатым человеком. Потом красный командир учил её стрелять.
* Женя увидела красавца военного, прибывшего на службу. Потом её семья отмечала Первомай, сидя за столом, а она танцевала с военным. Потом отец упрекал её в том, что она флиртует с женатым человеком. Потом красный командир учил её стрелять.
** А потом она слышала крики и пулемётные очереди.
** А потом она слышала крики и пулемётные очереди.
* Лиза вспоминала маму. Потом приехавшего из города проверяющего — как он работал. Потом — как она пришла к нему вечером в ночнушке и платке. Потом он прислал ей открытку с приглашением приехать в город и поступить в техникум.
* Лиза вспоминала маму. Потом приехавшего из города проверяющего — как он работал. Потом — как она пришла к нему вечером в ночнушке и платке. Потом он прислал ей открытку с приглашением приехать в город и поступить в техникум.
* Соня вспоминала, как она сидит в читальном зале, студент оказывается всё ближе к ней, и наконец, они едят один бутерброд. Потом в новый 1941 год катаются на катке, падают и смеются. Потом её парень Миша ушёл добровольцем на фронт, а ей подарил на память книгу.
* Соня вспоминала, как она сидит в читальном зале, студент оказывается всё ближе к ней, и наконец, они едят один бутерброд. Потом в новый 1941 год катаются на катке, падают и смеются. Потом её парень Миша ушёл добровольцем на фронт, а ей подарил на память книгу.
* Галя видела себя кинозвездой из фильма «Цирк». После представления её везли в нарядном платье и карете домой — в детдом им. Крупской.
* Галя видела себя кинозвездой из фильма «Цирк». После представления её везли в нарядном платье и карете домой — в детдом им. Крупской.


Расхождения с книгой есть в статье в Википедии, пересказывать смысла нет. Ну разве что это:
Расхождения с книгой есть в статье в Википедии, пересказывать смысла нет. Ну разве что это:
* [[Ай, молодца!]]: Рита застрелила спасшегося из подбитого самолета немецкого лётчика. А ведь Васков хотел его взять как «языка»!
* [[Ай, молодца!]]: Рита застрелила спасшегося из подбитого самолета немецкого лётчика. А ведь Васков хотел его взять как «языка»!
* Сцена в бане: начальник товарищ Третий посоветовал Васкову сделать приятное для девушек. В книге упоминание о бане есть, но не как о награде за успешный бой. Обнажёнка на советском экране, мягко говоря, не приветствовалась, но автор всё-таки отснял. Впрочем, пикантных подробностей немного. Посыл был таков: эти красивые женские тела предназначены природой для любви, а не для войны.
* Сцена в бане: начальник товарищ Третий посоветовал Васкову сделать приятное для девушек. В книге упоминание о бане есть, но не как о награде за успешный бой. Обнажёнка на советском экране, мягко говоря, не приветствовалась, но автор всё-таки отснял. Впрочем, пикантных подробностей немного. Посыл был таков: эти красивые женские тела предназначены природой для любви, а не для войны.
* [[Визуальная отсылка]] — многократно показываемая часовня на фоне озера отсылает к картине Левитана «Над вечным покоем».
* [[Визуальная отсылка]] многократно показываемая часовня на фоне озера отсылает к картине Левитана «Над вечным покоем».
* [[Не в ладах с оружием]] — зенитчицы били по германским самолётам из пулемёта Владимирова, разработанного лишь через два года после событий.
* [[Не в ладах с оружием]] зенитчицы били по германским самолётам из пулемёта Владимирова, разработанного лишь через два года после событий.
* [[Нести как невесту]] — так Васков выносил Женьку из озера.
* [[Нести как невесту]] так Васков выносил Женьку из озера.
* [[Обнять и плакать]] — все девочки на контрасте цветных [[флэшбэк]]ов с фронтовой жизнью.
* [[Обнять и плакать]] все девочки на контрасте цветных [[флэшбэк]]ов с фронтовой жизнью.
* [[Отказаться от награды]] — авторская отсебятина: в оригинале не было подобной сцены, в которой Рита отказалась.
* [[Отказаться от награды]] авторская отсебятина: в оригинале не было подобной сцены, в которой Рита отказалась.
* [[Ружьё Чехова]]: знал бы товарищ Третий, как немецкое командование заинтересовал их разъезд после хорошей стрельбы по самолётам…
* [[Ружьё Чехова]]: знал бы товарищ Третий, как немецкое командование заинтересовал их разъезд после хорошей стрельбы по самолётам…
* [[Спасение осталось дома]] — возвращаясь за подмогой, Лиза [[Любовь делает тупицей|замечталась]] и забыла прихватить специально для перехода по болоту вырезанную старшиной прочную слегу, а вместо неё нашла какой-то сухой дрын. А тот взял и сломался в самый ответственный момент, чем обрёк девушку на медленную и страшную смерть в трясине. В книге она просто пробежала мимо слег.
* [[Спасение осталось дома]] возвращаясь за подмогой, Лиза [[Любовь делает тупицей|замечталась]] и забыла прихватить специально для перехода по болоту вырезанную старшиной прочную слегу, а вместо неё нашла какой-то сухой дрын. А тот взял и сломался в самый ответственный момент, чем обрёк девушку на медленную и страшную смерть в трясине. В книге она просто пробежала мимо слег.


Интересные факты:
Интересные факты:
* Андрей Мартынов, исполнитель роли Васкова, был женат на немке из Германии.
* Андрей Мартынов, исполнитель роли Васкова, был женат на немке из Германии.
* Ростоцкий специально пригласил Юрия Левитана прочитать сводку Совинформбюро о положении на фронтах. Просто старого текста в архивах не нашлось
* Ростоцкий специально пригласил Юрия Левитана прочитать сводку Совинформбюро о положении на фронтах. Просто старого текста в архивах не нашлось
* Сцены на озере снимались на [[:w:Рускеальские водопады|каскаде Ахвенкоски]] в Карелии. Экскурсоводы по сей день не перестают это подчёркивать, хотя для людей, рождённых не в СССР, этот факт уже превратился в [[бонус для современников]], а то и [[бонус для гениев|гениев]].


=== КНР ===
=== КНР ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!