Редактирование: Балет
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}} | {{Video|Wz_f9B4pPtg|width=220|align=right|«Щелкунчик», танец Феи Драже}} | ||
'''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и [[опера]] (а то и постарше), и столь же выжимающий [[педаль в асфальт]] своими [[Допустимая жанровая условность|жанровыми условностями]]. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют. | '''Балет''' — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и [[опера]] (а то и постарше), и столь же выжимающий [[педаль в асфальт]] своими [[Допустимая жанровая условность|жанровыми условностями]]. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют. | ||
Строка 12: | Строка 9: | ||
Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка». | Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка». | ||
Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута. | Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па-де-де — танец для двух солистов; па-де-труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута. | ||
Балеты бывают классические — это всё, что создано до | Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое. | ||
В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая. | В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая. | ||
== Самые известные балеты == | == Самые известные балеты == | ||
* П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», | * П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик]]», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета [[Узнаваемая классическая музыка|звучит из каждого утюга]]. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете. | ||
* А. Адан — «Жизель». | * А. Адан — «Жизель». | ||
* Л. Минкус — «Баядерка», | * Л. Минкус — «Баядерка», «[[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]]». | ||
* С. Прокофьев — | * С. Прокофьев — «[[Ромео и Джульетта]]». | ||
* А. Хачатурян — «Спартак». | * А. Хачатурян — «Спартак». | ||
=== Не столь известные === | |||
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]]: «Бахчисарайский фонтан» — Борис Асафьев, «Золотая рыбка» — Людвиг Минкус, «Медный всадник» — Рейнгольд Глиэр. | |||
* «Весна священная», «Жар-птица» и «Петрушка» — Игорь Стравинский для «Русских балетов» Сергея Дягилева. | |||
** А также «[[Тысяча и одна ночь|Шехеразада]]» на музыку симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова. | |||
* «[[Драгоценности]]» — использована музыка Чайковского, Стравинского и француза Габриеля Форе. | |||
* «[[Собор Парижской Богоматери]]»: «Нотр-Дам де Пари» — Ролан Пети на музыку Мориса Жарра, «Дочь Гудулы» — А. А. Горский, «Эсмеральда» — Цезарь Пуни. | |||
* «[[Конёк-Горбунок]]» — тоже Пуни. | |||
* «[[пират|Корсар]]» — сборная солянка авторов: Адольф Адан, Лео Делиб, Рикардо Дриго и примкнувший к ним Пуни. | |||
* «Золотой век» — Дмитрий Шостакович, антикапиталистическая [[пропаганда]]. | |||
* «Пламя Парижа» — Борис Асафьев про [[Великая Французская Революция|ВФР]]. | |||
* «[[Золушка]]» и «[[Малахитовая шкатулка|Каменный цветок]]» — Сергей Прокофьев. | |||
* [[Кармен]] — Родион Щедрин на основе одноимённой оперы, поставлен для Майи Плисецкой. | |||
* «Коппелия» — Лео Делиб. | |||
* «Легенда о любви» — [[Страна огней|азербайджанец]] Ариф Меликов по драме [[Янычары, курорты и Великолепный век|турка]] Назыма Хикмета «Ферхад и Ширин». | |||
* «Половецкие пляски» — фрагмент оперы «[[Слово о полку Игореве|Князь Игорь]]», иногда исполняется отдельно в концертах. | |||
* «Сильфида» — Герман Левенскольд. Её Пушкин смотрел! | |||
== Балет в массовой культуре == | == Балет в массовой культуре == | ||
* | |||
* | === [[Кино]]фильмы === | ||
* «Билли Эллиот». | |||
* «Чёрный лебедь». | |||
* «Большой». | |||
* «Танцующие призраки» (1992). | |||
* «После тебя» (2016). | |||
* «Красные башмачки» (1948). | |||
=== [[Мультфильмы]] === | |||
* Несколько мультфильмов Барби: | |||
** Лебединое озеро | |||
** Щелкунчик | |||
** 12 танцующих принцесс | |||
** Балерина в розовых пуантах | |||
* Мультфильм «Балерина» 2017 года. | |||
* «Балерина на корабле» (1969). | |||
* «Балерина и зеркало», реж. Наталья Суринович. | |||
=== [[Мультсериалы]] === | |||
* «Ангелина Балерина». | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | |||
* «Принцесса Тютю». | |||
=== [[Видеоигры]] === | |||
* Танец смерти: | |||
** Последнее адажио | |||
** Мулен Руж | |||
** Роковые письма | |||
** Наваждение | |||
** Клятва влюблённых | |||
* Чёрный Лебедь. | |||
* Темные измерения: Пируэты теней. | |||
=== [[Музыка]] === | |||
* [[Владимир Высоцкий]] – ответное письмо мужа жене в деревню. Куплет имеет смысл привести целиком: | |||
{{Q|pre=1|Был в балете – [[Комическое непонимание сути|мужики девок лапают]], | |||
Девки все как на подбор, в белых тапочках. | |||
Вот пишу, а слёзы душат и капают. | |||
Не давай себя хватать, моя лапочка!|«Письмо из Москвы в деревню»}} | |||
* «Ленинград», клип на песню «Экстаз» (с припевом «Ты просто космос, Стас!»). Протагонист, впервые в жизни посещая балет, спрашивает «а он её не ё..?» (в смысле «не уронит»), на что слышит от соседа (внезапно [[Нет, не тот|Александра Васильева]], который историк моды): «Не должен». Опять-таки попытка воспринять искусство балета немножко не той аудиторией, для которой оно предназначено. | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | |||
* Балет «Лебединое озеро» стал [[Музыкальный символ|музыкальным символом]] августовского путча, так как его крутили по телевизору в перерывах между экстренными выпусками новостей. | |||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Театр}} | {{Nav/Театр}} |