Балет

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Димон, чё за балет? Играй жёстче!
— Поцелуй меня в пачку!

»
Реклама «Snickers»
« Балерину — видали? Она вертится — аж в глазах рябит. Привяжи к ноге динаму! Пусть она ток даёт в недоразвитые районы! »
— Аркадий Райкин, «Мысли рационализатора»

(link)

«Щелкунчик», танец Феи Драже

Балет — вид сценического искусства, столь же древний, сколь и опера (а то и постарше), и столь же выжимающий педаль в асфальт своими жанровыми условностями. Если в опере всегда поют вместо того, чтобы говорить, то здесь всё время танцуют.

Что в балете делают[править]

Танцуют. Много. Всегда. Никогда не произносят ни единого слова и все сюжетные повороты, коллизии и чувства выражают хореографией и пантомимой. Есть специальный язык пантомимы, не всегда с ходу понятный, но большинство ситуаций в балете всё-таки достаточно ясны любому зрителю.

В 90 % случаев в классическом балете балерины танцуют на пуантах — в специальных балетных туфлях, позволяющих встать на кончики пальцев. Мужчины, за редкими исключениями, танцуют без пуантов и на полупальцах (ну то есть просто на цыпочках). Характерные танцовщицы танцуют в специальных туфлях на каблучках.

(link)

Фуэте

Жёсткая плоская юбка, в которой танцуют балерины, называется «пачка».

Хореографические номера в балете, подобно ансамблям в опере, имеют особые названия, все на французском языке: па де де — танец для двух солистов; па де труа — для трёх и т. п. Все хореографические позиции также имеют свои названия, их огромное количество, и никто, кроме специалистов, их знать не обязан. Ну разве что фуэте — это когда балерина, стоя на носке одной ноги, быстро крутится вокруг своей оси, откидывая при каждом повороте вторую ножку в сторону. Если она умеет сделать это 32 раза подряд — она крута.

Балеты бывают классические — это всё, что создано до XX века, — и современные (это всё, что в XX и сейчас). Стиль танца в них разный, и не все балерины умеют одинаково хорошо танцевать и то, и другое. Страшно сказать, в современном балете даже слова бывают, но проговаривают их, разумеется, не сами танцовщики, а услужливая фонограмма.

В балете самая важная фигура — это хореограф. Да, даже важнее композитора, по крайней мере, сейчас. Хореограф — это то же самое, что режиссёр в кино: он заправляет тем, как всё это на сцене должно выглядеть, и лично ставит все танцы и движения. Так что не удивляйтесь, если в двух разных театрах вы увидите два разных «Лебединых озера». Ну, такие вот дела, другая редакция, другой хореограф. Например, балет «Спартак» со дня его создания ставился четыре раза, и всякий раз хореография была другая.

Балет — не самая важная, но неотъемлемая часть клюквы. Если самые известные на Западе русские после революции — это Ленин, Сталин и Гагарин, то до революции это Чайковский, Анна Павлова и Сергей Дягилев. Если русский не дикий cossack и не люмпен, только вчера выпущенный из Gulag — значит, он intelligentsiya и ходит по выходным в Bolshoy theatre на балет.

Самые известные балеты[править]

  • П. И. Чайковский — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Щелкунчика» неизменно показывают на Рождество и Новый Год, и музыка из этого балета звучит из каждого утюга. «Танец маленьких лебедей» вы тоже все знаете.
  • А. Адан — «Жизель».
  • Л. Минкус — «Баядерка», «Дон Кихот».
  • С. Прокофьев — «Ромео и Джульетта».
  • А. Хачатурян — «Спартак».

Балет в массовой культуре[править]

  • Фильм «Билли Эллиот».
  • Фильм «Чёрный лебедь».