Редактирование: Белый заборчик

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|TheFabulousFifties|The Fabulous Fifties|Suburbia|Suburbia}}
{{TVTropes|TheFabulousFifties|The Fabulous Fifties|Suburbia|Suburbia|50's|50's Hair}}
{{Q|Дома продавались за $7990. Ветераны должны были только оставить депозит $100, который им впоследствии возвращали, а после вселения выплачивать ежемесячно $58. Компании каждый проданный дом приносил прибыль $1000.|[http://dkmk.ru/levittown.html Левиттаун — каркасный город американской мечты]}}
{{Q|Дома продавались за $7990. Ветераны должны были только оставить депозит $100, который им впоследствии возвращали, а после вселения выплачивать ежемесячно $58. Компании каждый проданный дом приносил прибыль $1000.|[http://dkmk.ru/levittown.html Левиттаун — каркасный город американской мечты]}}
[[Файл:WhitePicketFence.jpg|thumb|right|Семейственность, патриотизм и ностальгия]]
[[Файл:WhitePicketFence.jpg|thumb|right|Семейственность, патриотизм и ностальгия]]
Строка 8: Строка 8:
Американская мечта ([[Американская мечта|не та]], другая) о достойной мирной жизни стала реальностью! Мы победили и Великую Депрессию, и Гитлера; теперь всё, что нам нужно — это просто нам, мужчинам, достойно работать, а нашим жёнам — растить детей. Вернувшиеся с войны получили финансовую поддержку от государства, и те, кто до войны во время [[Великая депрессия|Великой Депрессии]] жил в трущобах, после войны переехали в дома с белым заборчиком [http://dkmk.ru/levittown.html подробнее].
Американская мечта ([[Американская мечта|не та]], другая) о достойной мирной жизни стала реальностью! Мы победили и Великую Депрессию, и Гитлера; теперь всё, что нам нужно — это просто нам, мужчинам, достойно работать, а нашим жёнам — растить детей. Вернувшиеся с войны получили финансовую поддержку от государства, и те, кто до войны во время [[Великая депрессия|Великой Депрессии]] жил в трущобах, после войны переехали в дома с белым заборчиком [http://dkmk.ru/levittown.html подробнее].


'''«Белый заборчик»''' (от англ. ''white picket fence life'') — это [[сеттинг]] [[золотой век|золотого века]] «Тихого/Молчаливого Поколения» («Традиционалистов») и расцвет «Бэби-Бумеров» в США, 1950-е годы, время затишья между Второй мировой и [[война во Вьетнаме|Вьетнамом]]. Если Европу дважды перекрутило в бесчеловечных войнах, то население США находилось после них в неоправданной эйфории. Людям казалось, что больше никаких проблем не будет, военные конфликты будут [[Бог из атомной бомбы|разрешаться мгновенно одной-другой бомбой]] или высадкой десанта, национальное благосостояние будет только расти, как и [[tv:NoPoverty|уровень жизни отдельных граждан]]. В соцлагере и СССР в это время была [[эпоха советского ампира]], которая перетекла в советский аналог — [[Эпоха оттепели|оттепель]]. В Британии появились рокеры, чья субкультура дощла до СССР через тридцать лет в 1980е годы, а затем превратились в байкеров.
'''«Белый заборчик»''' (от англ. ''white picket fence life'') — это [[сеттинг]] [[золотой век|золотого века]] «Тихого/Молчаливого Поколения» («Традиционалистов») и расцвет «Бэби-Бумеров» в США, 1950-е годы, время затишья между Второй мировой и [[война во Вьетнаме|Вьетнамом]]. Если Европу дважды перекрутило в бесчеловечных войнах, то население США находилось после них в неоправданной эйфории. Людям казалось, что больше никаких проблем не будет, военные конфликты будут разрешаться мгновенно [[tv:NukeEm|одной-другой бомбой]] или высадкой десанта, национальное благосостояние будет только расти, как и [[tv:NoPoverty|уровень жизни отдельных граждан]]. В соцлагере и СССР в это время была [[эпоха советского ампира]], которая перетекла в советский аналог — [[Эпоха оттепели|оттепель]]. В Британии появились рокеры, чья субкультура дощла до СССР через тридцать лет в 1980е годы, а затем превратились в байкеров.


Уже в следующее десятилетие эта стилистика стала выходить из моды и вытесняться [[Контркультура шестидесятых|забойно-наркоманской контркультурой]].
Уже в следующее десятилетие эта стилистика стала выходить из моды и вытесняться [[Контркультура шестидесятых|забойно-наркоманской контркультурой]].
Строка 20: Строка 20:
* [[Страх ядерной войны]] как приправа к золотому веку.
* [[Страх ядерной войны]] как приправа к золотому веку.
* Расовая сегрегация. В идеальном мире белых не место грязным [[Гангста, рэп и баскетбол|нигерам]], [[Тёплые моря и пиратские острова|пуэрторикашкам]] или [[развесистая сакура|джапам]]! Если негр и появляется — то это дурачок, не претендующий ни на что большее.
* Расовая сегрегация. В идеальном мире белых не место грязным [[Гангста, рэп и баскетбол|нигерам]], [[Тёплые моря и пиратские острова|пуэрторикашкам]] или [[развесистая сакура|джапам]]! Если негр и появляется — то это дурачок, не претендующий ни на что большее.
* Стандартные половые роли<ref>Даже их кодификатор. До эпохи белых заборчиков не только жена-домохозяйка и так была не каждой семье по средствам, но и домашний труд был изматывающим. А тут уже вся современная техника появилась и стала по карману, типичная домохозяйка успевала заодно ещё и детям время уделить, и выглядеть хорошо для мужа, и книг почитать и в социальной жизни участвовать.</ref>. [[tv:StandardFiftiesFather|Мужчина]] должен быть добытчиком, гладко бриться и носить серую шляпу-«федору» (усы носят только нахальные [[Оливы, макароны и серенады|итальяшки]], а бороды — [[Контркультура шестидесятых|патлатые укурки]] [[Хиппи|хиппари]]). [[tv:StayInTheKitchen|Женщина]] должна [[Причёски пятидесятых|закручивать кудри]], заниматься детьми и носить сарафан с цветочками.
* Стандартные половые роли<ref>Даже их кодификатор. До эпохи белых заборчиков не только жена-домохозяйка и так была не каждой семье по средствам, но и домашний труд был изматывающим. А тут уже вся современная техника появилась и стала по карману, типичная домохозяйка успевала заодно ещё и детям время уделить, и выглядеть хорошо для мужа, и книг почитать и в социальной жизни участвовать.</ref>. [[tv:StandardFiftiesFather|Мужчина]] должен быть добытчиком, гладко бриться и носить серую шляпу-«федору» (усы носят только нахальные [[Оливы, макароны и серенады|итальяшки]], а бороды — [[Контркультура шестидесятых|патлатые укурки]] [[Хиппи|хиппари]]). [[tv:StayInTheKitchen|Женщина]] должна закручивать кудри, заниматься детьми и носить сарафан с цветочками.
* Пожалуй, самая большая проблема, омрачающая всю эту идиллическую картину (не считая красных, но они там, далеко, просто маячат на горизонте) — эти [[Гризеры|юные сорванцы с набриолиненными коками]], не выполняющие родительские правила, слушающие рок-н-ролл, [[Совращение невинных|читающие комиксы]], втайне от «предков» рано начинающие целоваться и выпивать и рассекающие на своих [[Крутой водила|машинах]] и [[Крутой байкер|мотоциклах]] по городу (на днях даже чуть не сбили!). Ну да ничего, [[вырастут — поумнеют]], а особо упрямых наши [[Борец за нравственность|наставники]] наверняка вернут на путь истинный. Аминь!
* Пожалуй, самая большая проблема, омрачающая всю эту идиллическую картину (не считая красных, но они там, далеко, просто маячат на горизонте) — эти [[tv:GreaserDelinquents|юные сорванцы]] с [[Гризеры|набриолиненными коками]], не выполняющие родительские правила, слушающие рок-н-ролл, [[Совращение невинных|читающие комиксы]], втайне от «предков» рано начинающие целоваться и выпивать и рассекающие на своих [[Крутой водила|машинах]] и [[Крутой байкер|мотоциклах]] по городу (на днях даже чуть не сбили!). Ну да ничего, [[вырастут — поумнеют]], а особо упрямых наши [[Борец за нравственность|наставники]] наверняка вернут на путь истинный. Аминь!
* Безудержная экстраполяция развития приводит к смелым научно-техническим мечтам: через пять лет в каждом доме будет свой робот-слуга, через десять — свой реактор холодного синтеза, а через двадцать — можно будет слетать к бабушке, живущей на Нептуне.
* Безудержная экстраполяция развития приводит к смелым научно-техническим мечтам: через пять лет в каждом доме будет свой робот-слуга, через десять — свой реактор холодного синтеза, а через двадцать — можно будет слетать к бабушке, живущей на Нептуне.
* Как следствие предыдущего пункта — эстетика '''space age''', в наши дни превратившаяся в [[ретрофутуризм]].
* Как следствие предыдущего пункта — эстетика '''space age''', в наши дни превратившаяся в [[ретрофутуризм]].
Строка 31: Строка 31:
== Минутка реальности ==
== Минутка реальности ==
{{Q|В США такие маленькие, низенькие белые заборчики по двум причинам: во-первых чтоб без помех понтоваться домом перед соседями, а во-вторых потому что высокий забор — помеха при стрельбе в нарушителей священного права частной собственности|суть}}
{{Q|В США такие маленькие, низенькие белые заборчики по двум причинам: во-первых чтоб без помех понтоваться домом перед соседями, а во-вторых потому что высокий забор — помеха при стрельбе в нарушителей священного права частной собственности|суть}}
В то время как в СССР архитектор Виталий Лагутенко<ref>Да, «Мумий Троллю» он приходится дедушкой.</ref> строил «хрущобы», в США бизнесмен Билл Левит строил максимально дешёвые одноэтажные левитовские дома из стандартных конструкций без фундамента<ref>Точнее с плиточным фундаментом; позднее, уже когда 1950-е кончились, с ростом благосостояния дома вновь обрели более-менее нормальный фундамент, требуемый для наличия в доме нормального подвала.</ref> и с максимальной экономией всего, что можно (неудивительно, что эти дома рушатся от урагана, как карточные домики, а при наводнении тут же дают течь), но при этом продававшиеся со встроенными шкафчиками и бытовой техникой. При этом дом, будучи по советским меркам «фанерным»<ref>Благо и климат в большей части США позволяет меньше париться насчет теплоизоляции и отопления</ref>, тем не менее выглядел вполне прилично: «всё как у людей, и с белым заборчиком!», позволяя пустить пыль в глаза (в том числе и совкам, увидевшим в перестройку эти «роскошные дома» и люто обзавидовавшимся, тем более что такой дом имеет собственный гараж<ref>В СССР частная автомобилизация аж до 1980-х ниже статистической погрешности была, в США 1950-х автомобиль уже в каждой семье был.</ref>). А правительство было безмерно счастливо, потому что «Ни один человек, у которого есть собственный дом и кусок земли, не может быть коммунистом. У него полно других забот».
В то время как в СССР архитектор Виталий Лагутенко<ref>Да, «Мумий Троллю» он приходится дедушкой.</ref> строил «хрущобы», в США бизнесмен Билл Левит строил максимально дешёвые одноэтажные левитовские дома из стандартных конструкций без фундамента<ref>Точнее с плиточным фундаментом; позднее, уже когда 1950-е кончились, с ростом благосостояния дома вновь обрели более-менее нормальный фундамент, требуемый для наличия в доме нормального подвала.</ref> и с максимальной экономией всего, что можно (неудивительно, что эти дома рушатся от урагана, как карточные домики, а при наводнении тут же дают течь), но при этом продававшиеся со встроенными шкафчиками и бытовой техникой. При этом дом, будучи по советским меркам «фанерным»<ref>Благо и климат в большей части США позволяет меньше париться насчет теплоизоляции и отопления</ref>, тем не менее выглядел вполне прилично: «всё как у людей, и с белым заборчиком!», позволяя пустить пыль в глаза (в том числе и совкам, увидевшим в перестройку эти «роскошные дома» и люто обзавидовавшимся, тем более что такой дом имеет собственный гараж.<ref>В СССР частная автомобилизация аж до 1980-х ниже статистической погрешности была, в США 1950-х автомобиль уже в каждой семье был.</ref>). А правительство было безмерно счастливо, потому что «Ни один человек, у которого есть собственный дом и кусок земли, не может быть коммунистом. У него полно других забот».
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
США страна дюже не типичная. Нам, все же Европа ближе.
США страна дюже не типичная. Нам, все же Европа ближе.
Строка 42: Строка 42:
Тем не менее, проблемы страны оставались неразрешёнными. А страх людей перед ядерной войной и огромное количество реакционеров и параноиков на высоких постах, стало утомлять граждан. «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» — это не гипербола и не преувеличение, из опыта общения JFK со своим генералитетом после прихода на пост, там всё было ''реально'' настолько вот плохо. История со [[w:Уничтожение U-2 под Свердловском|сбитым Пауэрсом]] (когда Эйзенхауэр был вынужден открыто признать, что американское правительство нагло врало), убийство Кеннеди, со скандальными судебными процессами и разбирательствами вокруг него — подорвали веру многих американцев в политическую систему. И раскрыли множество неприятных фактов о том, что в идеалистической Америке, власть не сказать что идеалистична.
Тем не менее, проблемы страны оставались неразрешёнными. А страх людей перед ядерной войной и огромное количество реакционеров и параноиков на высоких постах, стало утомлять граждан. «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» — это не гипербола и не преувеличение, из опыта общения JFK со своим генералитетом после прихода на пост, там всё было ''реально'' настолько вот плохо. История со [[w:Уничтожение U-2 под Свердловском|сбитым Пауэрсом]] (когда Эйзенхауэр был вынужден открыто признать, что американское правительство нагло врало), убийство Кеннеди, со скандальными судебными процессами и разбирательствами вокруг него — подорвали веру многих американцев в политическую систему. И раскрыли множество неприятных фактов о том, что в идеалистической Америке, власть не сказать что идеалистична.


Карибский кризис и последовавшая разрядка отношений, уже пошатнули уютный манямирок белого заборчика, но окончательно его подорвала [[Вьетнамская война]], начатая сразу с огромным размахом, без чётких целей и чёткого плана, и практически сходу превратившееся в мясорубку по переработке призывников в пушечное мясо. Все социальные гнойники копившееся десятилетиями, окончательно вскрылись, когда сотни тысяч молодых людей стали слать на убой непонятно за что. В тоже самое время как в самой стране проблемы не то что не решались, проблемы тех же чёрных не интересовали никого. А добило всю эту ситуацию начало переноса американскими корпорациями промышленных производств в Азию, пока ещё не очень активное, но уже ощутимо ударившее по рабочему классу. В последствии это всё привело к социальному взрыву и культурной (да и политической революции), которая разве что чудом не снесла политическую власть в Америке, но культурно её изменила навсегда. Но об этом в статье уже про следующую эпоху…
Карибский кризис и последовавшая разрядка отношений, уже пошатнули уютный манямирок белого заборчика, но окончательно его подорвала [[Вьетнамская война]], начатая сразу с огромным размахом, без чётких целей и чёткого плана, и практически сходу превратившееся в мясорубку по переработке призывников в пушечное мясо. Все социальные гнойники копившееся десятилетиями, окончательно вскрылись, когда сотни тысяч молодых людей стали слать на убой непонятно за что. В тоже самое время как в самой стране проблемы не то что не решались, проблемы тех же чёрных не интересовали никого. А добило всю эту ситуацию — начала переноса американскими корпорациями, промышленных производств в Азию, пока ещё не очень активное, но уже ощутимо ударившее по рабочему классу. В последствии это всё привело к социальному взрыву и культурной (да и политической революции), которая разве что чудом не снесла политическую власть в Америке, но культурно её изменила навсегда. Но об этом в статье уже про следующую эпоху…


== Исторические примеры ==
== Исторические примеры ==
Строка 49: Строка 49:
* Клиффорд Саймак много писал о белых заборчиках и [[маленький городок|маленьких городках]]. К примеру, в романе «Кольцо вокруг солнца» заметно усовершенствованные домики (а заодно несгорающие лампочки и неломающиеся автомобили) {{spoiler|делает раса [[транс-человек|транс-людей]]}} {{spoiler|чтобы обрушить человеческую экономику}} {{spoiler|естественно, из благих побуждений — это же Саймак!}}
* Клиффорд Саймак много писал о белых заборчиках и [[маленький городок|маленьких городках]]. К примеру, в романе «Кольцо вокруг солнца» заметно усовершенствованные домики (а заодно несгорающие лампочки и неломающиеся автомобили) {{spoiler|делает раса [[транс-человек|транс-людей]]}} {{spoiler|чтобы обрушить человеческую экономику}} {{spoiler|естественно, из благих побуждений — это же Саймак!}}
* Джон Стейнбек, «Зима тревоги нашей» — деконструкция американской мечты времён белого заборчика с социальной точки зрения и хорошая иллюстрация того, на какие компромиссы ради неё приходится идти.
* Джон Стейнбек, «Зима тревоги нашей» — деконструкция американской мечты времён белого заборчика с социальной точки зрения и хорошая иллюстрация того, на какие компромиссы ради неё приходится идти.
* [[Филип Дик]]:
** «Распалась связь времён» — Рэгл Гамм, местная знаменитость (он уже три года как неизменный победитель в конкурсе местной ежедневной газеты), проживает с близкими людьми в идеальном маленьком городке. Но всё меняется, когда племянник Сэмми приносит из развалин в старом районе странный телефонный справочник…
** «Фостер, ты мёртв!» — о жизни школьного изгоя, которого «заслуженно» травят одноклассники: ведь его отец отказывается покупать личный бункер на случай ядерной войны.
* Эд Макбейн, «[[87-й полицейский участок]]» — цикл начался в середине пятидесятых и действие примерно четверти его книг происходит в <del>Нью-Йорке</del> [[Ни один город не пострадал|неназванном Городе]] тех времён.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 58: Строка 54:
* «Бульвар Сансет» — грустная история про забытых звёзд Голливуда.
* «Бульвар Сансет» — грустная история про забытых звёзд Голливуда.
* «[[Carnival of Souls|Карнавал душ]]» — культовый хоррор, породивший множество подражаний и малоосмысленный ремейк 1998 года.
* «[[Carnival of Souls|Карнавал душ]]» — культовый хоррор, породивший множество подражаний и малоосмысленный ремейк 1998 года.
* «[[wikipedia:Blackbouard Jungles|Школьные джунгли]]» — социальная драма о новом учителе в школе со множеством трудных подростков. Будучи вполне травоядным этот фильм, тем не менее, настолько отличался от стандартного стерильно-приторного образа, что [https://todayinclh.com/?event=blackboard-jungle-removed-as-u-s-entry-in-venice-film-festival был снят с показа (по требованию американского посла) на Венецианском Кинофестивале], а различные [[Борец за нравственность|борцы за нравственность]] пытались запретить его к показу уже в самих США ([[Во всём виновата Дока 2!|а то насмотрятся дитачки и плохому научатся]]).
* [[Bliss (2021)|Блаженство]] — главные герои живут в мире, который можно описать [[белый заборчик]]. {{spoiler|На самом деле вокруг [[постапокалипсис]], а то что они видят это — [[дополненная реальность]].}}


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 67: Строка 63:
=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Текс Эйвери насмехался над тропом в своём цикле из четырёх юмористических мультфильмов «Будущее» («Телевидение завтрашнего дня», «Автомобили будущего», «Дом будущего» и «Ферма будущего»), пародирующих рекламу 1950-х. Так или иначе, но шуточный вариант эстетики «белого заборчика» в разной степени присутствует и в других работах Эйвери.
* Текс Эйвери насмехался над тропом в своём цикле из четырёх юмористических мультфильмов «Будущее» («Телевидение завтрашнего дня», «Автомобили будущего», «Дом будущего» и «Ферма будущего»), пародирующих рекламу 1950-х. Так или иначе, но шуточный вариант эстетики «белого заборчика» в разной степени присутствует и в других работах Эйвери.
* «Джетсоны» живут в мире [[Space age|белого заборчика в будущем]], а «Флинтстоуны» — в мире [[На динозавра с каменным топором|белого заборчика из мамонтовой кости]].


== Примеры более позднего обыгрывания ==
== Примеры более позднего обыгрывания ==
Строка 77: Строка 74:
* «Стэпфордские жёны» с экранизацией.
* «Стэпфордские жёны» с экранизацией.
* Харлан Эллисон, «Парень и его пёс» — на поверхности [[Мир-помойка|помойка]] обыкновенная, постядерная, в подземном городе-убежище — те самые белые заборчики, [[Утопии нет нигде|и тоже помойка, только приглаженная]].
* Харлан Эллисон, «Парень и его пёс» — на поверхности [[Мир-помойка|помойка]] обыкновенная, постядерная, в подземном городе-убежище — те самые белые заборчики, [[Утопии нет нигде|и тоже помойка, только приглаженная]].
* У упомянутого выше Клиффорда Саймака сложная игра с тропом, не то [[деконструкция]], не то [[инверсия]]. В рассказе "Изгородь" ("The fence") заборчик вокруг идиллического  городка поначалу кажется белым. А потом выясняется что это не заборчик, а [[ силовое поле| непреодолимая стена]], окружающая человеческую резервацию. {{spoiler| Впрочем, все не так ужасно. Снаружи на героя смотрят  "с добротой, жалостью и  бесконечным превосходством." }}


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 87: Строка 83:
* «[[Pleasantville|Плезантвиль]]» — всё об этом, от [[утопия|изначального восторга]] до [[деконструкция|скрытых проблем]].
* «[[Pleasantville|Плезантвиль]]» — всё об этом, от [[утопия|изначального восторга]] до [[деконструкция|скрытых проблем]].
** «[[Субурбикон]]» — ещё одна деконструкция.
** «[[Субурбикон]]» — ещё одна деконструкция.
* «[[Ромовый Дневник]]» про молодого Хантера Томпсона, который ещё не стал ''тем самым'' Хантером, молодого, наивного и неискушённого. Про богатых и сытых американцев из народа, желающих чувствовать себя «белыми людьми». Про чернокожих и цветных жителей карибских островов, которые по сути жители американской колонии и обязаны белым американцам вылизывать пятки за жратву. И про «восхитительный» паноптикум американских бизнесменов, политиков и генералов, с их жёнами и куртизанками, которые очень сильно хотят превратить эти острова в курорт мирового класса, где можно будет доить тех самых благообразных яппи и синих воротничков, сколачивая свой гефешт на голубом море, дешёвой рабочей силе и доступных местных женщинах. А так же про идеализм и чувство справедливости наивной молодости, против большого и злого мира. Хантер очень сильно любил ту старую, «до Вьетнамскую» Америку, нежно. Фильм не так знаменит как «Страх и Ненависть в Лас-Вегасе», который тоже исчерпывающий для следующей уже эпохи, из-за отсутствие здесь настолько ударных доз трэша и угара. И совершенно зря, один из лучших фильмов про ту эпоху. И именно про тот аспект, какого жилось обслуге всего этого «белого заборчика», тем кто изготавливал им обувь и готовил ром. Экранизированная книга, была написана в 1960ом году, как раз когда эпоха достигла своего апогея.  
* «[[Ромовый Дневник]]» - про молодого Хантера Томпсона, который ещё не стал ''тем самым'' Хантером, молодого, наивного и неискушённого. Про богатых и сытых американцев из народа, желающих чувствовать себя "белыми людьми". Про чернокожих и цветных жителей карибских островов, которые по сути жители американской колонии и обязаны белым американцам вылизывать пятки за жратву. И про "восхитительный" паноптикум американских бизнесменов, политиков и генералов, с их жёнами и куртизанками - которые очень сильно хотят превратить эти острова в курорт мирового класса, где можно будет доить тех самых благообразных яппи и синих воротничков, сколачивая свой гефешт на голубом море, дешёвой рабочей силе и доступных местных женщинах. А так же про идеализм и чувство справедливости наивной молодости, против большого и злого мира. Хантер очень сильно любил ту старую, "до Вьетнамскую" Америку, нежно. Фильм не так знаменит как "Страх и Ненависть в Лас-Вегасе", который тоже исчерпывающий для следующей уже эпохи, из-за отсутствие здесь настолько ударных доз трэша и угара. И совершенно зря, один из лучших фильмов про ту эпоху. И именно про тот аспект, какого жилось обслуге всего этого "белого заборчика", тем кто изготавливал им обувь и готовил ром. Экранизированная книга, была написана в 1960ом году, как раз когда эпоха достигла своего апогея.  
* «Зомби по имени Фидо» — американцы выиграли войну против [[зомби]] и сделали их своими рабами, а потом наступили 1950-е и сабж.
* «Зомби по имени Фидо» — американцы выиграли войну против [[зомби]] и сделали их своими рабами, а потом наступили 1950-е и сабж.
* «Гаррисон Бержерон» (по рассказу Курта Воннегута) — чистый [[белый заборчик]] с [[лоботомия|лоботомией]].
* «Гаррисон Бержерон» (по рассказу Курта Воннегута) — чистый [[белый заборчик]] с [[лоботомия|лоботомией]].
Строка 101: Строка 97:
* «Горячие головы: Part Deux» — подрывник Рабинович мечтает, как вернётся на гражданку: ''женюсь на своей любимой, возьму кредит на постройку маленького уютного домика, заведём детей… А потом, лет через двадцать, когда закончу выплату ипотеки, ОБЛОЖУ ЭТОТ ДОЛБАНЫЙ ДОМ ДИНАМИТОМ И ПОДОРВУ К ЧЕРТЯМ СОБАЧЬИМ!!!''
* «Горячие головы: Part Deux» — подрывник Рабинович мечтает, как вернётся на гражданку: ''женюсь на своей любимой, возьму кредит на постройку маленького уютного домика, заведём детей… А потом, лет через двадцать, когда закончу выплату ипотеки, ОБЛОЖУ ЭТОТ ДОЛБАНЫЙ ДОМ ДИНАМИТОМ И ПОДОРВУ К ЧЕРТЯМ СОБАЧЬИМ!!!''
* Фильм-[[мюзикл]] «[[Битлз|Across The Universe]]» — хоть действие происходит в конце 60-х, но явление ещё цвело в провинции. Один из главных героев переезжает в Нью-Йорк, где уже вовсю [[Хиппи|лето цветов]] и [[ПТСР|вьетнамский синдром]] из городка, сплошь состоящего из белых заборчиков. Вообще, оба сеттинга, а также свингующе-бунтующий Лондон, откуда приезжает другой ГГ, показаны вполне «вкусно» и атмосферно. За исключением пары шрамов от современной цензуры: повальной рафинированной толерантности в отношении чернокожих (это во времена бунта в Детройте-то, упоминающегося героями) и стопроцентно-беспримесно гетеросексуальной песни Леннона, вложенной в уста девочки-лесбиянки.
* Фильм-[[мюзикл]] «[[Битлз|Across The Universe]]» — хоть действие происходит в конце 60-х, но явление ещё цвело в провинции. Один из главных героев переезжает в Нью-Йорк, где уже вовсю [[Хиппи|лето цветов]] и [[ПТСР|вьетнамский синдром]] из городка, сплошь состоящего из белых заборчиков. Вообще, оба сеттинга, а также свингующе-бунтующий Лондон, откуда приезжает другой ГГ, показаны вполне «вкусно» и атмосферно. За исключением пары шрамов от современной цензуры: повальной рафинированной толерантности в отношении чернокожих (это во времена бунта в Детройте-то, упоминающегося героями) и стопроцентно-беспримесно гетеросексуальной песни Леннона, вложенной в уста девочки-лесбиянки.
* Трилогия «[[Артур и минипуты]]» — семья Артура проживает в таком городке 1950-х, снято удивительно и по-доброму и не без стёба ([[панургова полиция]], хоть и [[с прикрученным фитильком]], но присутствует, [[Авторский набор штампов|это ж Люк Бессон]]). Даже местного воротилу-мошенника скручивают удивительно быстро. Хотя, если посмотреть внимательнее... [[Капитан Пиндостан|всё не так здорово]].
* Трилогия «[[Артур и минипуты]]» — семья Артура проживает в таком городке 1950-х, снято удивительно и по-доброму и не без стёба ([[панургова полиция]], хоть и [[с прикрученным фитильком]], но присутствует, [[Авторский набор штампов|это ж Люк Бессон]]). И, да, единственный местный не преступник даже, а просто меркантильный [[козёл]] выводится на чистую воду и получает по заслугам удивительно быстро. Да и с [[Не в ладах с физикой|нашествием]] [[Закон квадрата-куба|комаров-переростков]] [[Артур и война двух миров|в третьей части]] местные доблестные стражи закона и порядка справляются за считанные минуты.
** Только местные стражи порядка как раз быстро сливают битву, что впрочем не их вина — уж слишком большое численное превосходство было у противника. А вот вовремя прибывшая «кавалерия» ''(нацгвардия или армии? Автор данной правки не уверен в войсковой принадлежности прибывших войск)'' с бронетехникой, пулеметами и автоматическим оружием расправляется с противником на раз-два.
** Местные стражи порядка как раз быстро сливают битву, что впрочем не их вина — уж слишком большое численное превосходство было у противника. А вот вовремя прибывшая «кавалерия» ''(нацгвардия или армии? Автор данной правки не уверен в войсковой принадлежности прибывших войск)'' с бронетехникой, пулеметами и автоматическим оружием расправляется с противником на раз-два.
* [[Bliss (2021)|Блаженство]] — главные герои живут в мире, который можно описать [[белый заборчик]]. {{spoiler|На самом деле вокруг [[постапокалипсис]], а то что они видят это — [[дополненная реальность]]}}.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 109: Строка 104:
* «[[Отчаянные домохозяйки]]» частично деконструируют данный троп (хотя действие разворачивается в наше время). Главная идея сериала — противоречие между внешним благополучием жителей пригорода и страстями, кипящих за фасадами их жилищ.
* «[[Отчаянные домохозяйки]]» частично деконструируют данный троп (хотя действие разворачивается в наше время). Главная идея сериала — противоречие между внешним благополучием жителей пригорода и страстями, кипящих за фасадами их жилищ.
* «[[Фарго]]» — в плане идей близок к примеру выше. Место действия, это всегда идиллический с виду американский городок с уютными домиками и красивыми снежными пейзажами, но за ширмой такой жизни скрываются жуткие вещи.
* «[[Фарго]]» — в плане идей близок к примеру выше. Место действия, это всегда идиллический с виду американский городок с уютными домиками и красивыми снежными пейзажами, но за ширмой такой жизни скрываются жуткие вещи.
** Тут в прочем хороша заметна разница в эпохах. Во втором сезоне, где действия разворачиваются в [[Свинцовые семидесятые|семидесятые]], Миннесота и тот же Фарго, не смотря на криминальные разборки, выглядят всё равно место достаточно оптимистичным (во многом благодаря тому, что за порядок в городе отвечают шурин с зятем, по совместительству ветераны двух войн, и крепкие как скала). В первом же сезоне вся идиллия реально липовая. Штатом правят бандиты, шериф бестолочь (не потому что он плохой, просто он в принципе не видел в жизни настоящих преступников), местное еврейское сообщество вообще живёт в состоянии постоянной боевой готовности отражать нападения убийц-социопатов из «внешнего мира». Ну и в конце-концов, какой то псих настрелял в общей сложности три десятка человек, и всем на это абсолютно наплевать.  
** Тут в прочем хороша заметна разница в эпохах. Во втором сезоне, где действия разворачиваются в 70ые - Миннесота и тот же Фарго, не смотря на криминальные разборки, выглядят всё равно место достаточно оптимистичным (во многом благодаря тому, что за порядок в городе отвечают шурин с зятем, по совместительству ветераны двух войн, и крепкие как скала). В первом же сезоне - вся идиллия реально липовая. Штатом правят бандиты, шериф бестолочь (не потому что он плохой, просто он в принципе не видел в жизни настоящих преступников), местное еврейское сообщество вообще живёт в состоянии постоянной боевой готовности отражать нападения убийц социопатов из "внешнего мира". Ну и в конце-концов, какой то псих настрелял в общей сложности три десятка человек, и всем на это абсолютно наплевать.  
* «Чернобыль: Зона отчуждения» — во втором сезоне главные герои попадают в маленький американский городок в 1956 год. Эти моменты просто пропитаны атмосферой сабжа. Даже цветовая гамма в них отличается от основной в сериале и почти все герои утрированно-позитивные (но слово «почти» здесь решающее)
* «Чернобыль: Зона отчуждения» — во втором сезоне главные герои попадают в маленький американский городок в 1956 год. Эти моменты просто пропитаны атмосферой сабжа. Даже цветовая гамма в них отличается от основной в сериале и почти все герои утрированно-позитивные (но слово «почти» здесь решающее)
* «[[Человек в высоком замке]]» — жизнь семейства обергруппенфюрера Смита суть белый заборчик с поправкой на победу нацистской идеологии. Правда, по сюжету там уже шестидесятые.
* «[[Человек в высоком замке]]» — жизнь семейства обергруппенфюрера Смита суть белый заборчик с поправкой на победу нацистской идеологии. Правда, по сюжету там уже шестидесятые.
* «[[ВандаВижен]]».
* «[[WandaVision|ВандаВижн]]».
** ''Кто смотрел — распишите подробнее, массаракш!''
* [[American_Horror_Story/American_Horror_Story:_Freak_Show|«Американская история ужасов: Цирк Уродов»]] — проще процитировать хозяйку этого самого цирка: «Я тебе расскажу, кто здесь настоящие чудовища. Люди за этими стенами, в твоём городке. Во всех этих мелких городишках. Зажатые, чопорные домохозяйки, отупевшие от скуки за просмотром рекламы отбеливателей». Да, уродцы здесь тоже не самые приятные и дружелюбные личности, но их враждебность в ответ на всеобщую неприязнь хотя бы можно понять. Куда больше омерзения вызывают самые обычные и вроде бы благополучные люди, страдающие расизмом, сексизмом, просто козлизмом и ненавистью ко всему, что не вписывается в их представления об идеальном мире, где не должно быть места этим самым уродствам.
* «[[Американская история ужасов: Фрик-шоу]]» — проще процитировать хозяйку этого самого цирка: «Я тебе расскажу, кто здесь настоящие чудовища. Люди за этими стенами, в твоём городке. Во всех этих мелких городишках. Зажатые, чопорные домохозяйки, отупевшие от скуки за просмотром рекламы отбеливателей». Да, уродцы здесь тоже не самые приятные и дружелюбные личности, но их враждебность в ответ на всеобщую неприязнь хотя бы можно понять. Куда больше омерзения вызывают самые обычные и вроде бы благополучные люди, страдающие расизмом, сексизмом, просто козлизмом и ненавистью ко всему, что не вписывается в их представления об идеальном мире, где не должно быть места этим самым уродствам.
* [[Picket Fences]], что в [[надмозг]]овом переводе «Застава фехтовальщиков», в буквальном [[Именно то, что написано на упаковке|«Штакетные заборы», «Частокол»]].
* [[Picket Fences]], что в [[надмозг]]овом переводе «Застава фехтовальщиков», в буквальном [[Именно то, что написано на упаковке|«Штакетные заборы», «Частокол»]].


Строка 167: Строка 161:
* Позднесоветские группы «Браво» и «Секрет», возродившие движение стиляг в эпоху, когда всё это превратилось в модное ретро и мечту жить «как на западе» именно в таком представлении.
* Позднесоветские группы «Браво» и «Секрет», возродившие движение стиляг в эпоху, когда всё это превратилось в модное ретро и мечту жить «как на западе» именно в таком представлении.
* Немалая часть творчества Lana Del Rey, как лирика, так и видеоклипы — как минимум «Video Games», «National Anthem», «Love». Ну а клип 2021 года «Chemtrails Over the Country Club» пробивает педаль в асфальт прямо-таки по канону — превращение из пасторальной картинки в хоррор.
* Немалая часть творчества Lana Del Rey, как лирика, так и видеоклипы — как минимум «Video Games», «National Anthem», «Love». Ну а клип 2021 года «Chemtrails Over the Country Club» пробивает педаль в асфальт прямо-таки по канону — превращение из пасторальной картинки в хоррор.
* Лесли Фиш, «[[yt:o-mZ9pKvCmk|Surprise!]— песня об одной [[:w:Спутник-1|маленькой звездочке]] и гигантскому пинку по ЧСВ обитателей белого заборчика.
* Лесли Фиш, [https://www.youtube.com/watch?v=o-mZ9pKvCmk «Surprise!»] — песня об одной [[:w:Спутник-1|маленькой звездочке]] и гигантскому пинку по ЧСВ обитателей белого заборчика.


=== Эстрада и цирк ===
=== Эстрада и цирк ===
Строка 174: Строка 168:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
<references/>
 
{{Nav/США}}
{{Nav/США}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!