Белый заборчик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The Fabulous Fifties, Suburbia. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Дома продавались за $7990. Ветераны должны были только оставить депозит $100, который им впоследствии возвращали, а после вселения выплачивать ежемесячно $58. Компании каждый проданный дом приносил прибыль $1000. »
— Левиттаун — каркасный город американской мечты
Семейственность, патриотизм и ностальгия

Много ли мне нужно? Большая семья, жена-домохозяйка, знающая своё место, опрятный двухэтажный домик в пригороде, идеально подстриженный зелёный газон и окружающий всё это белый заборчик.

Да, этот заборчик не способен от чего-то защитить. Но от чего защищать? Диких животных и индейцев перебили наши могучие предки, от враждебных коммунистов нас защищает самая сильная армия мира, а уж своих добрых соседей мы любим — пусть заходят в гости!

Американская мечта (не та, другая) о достойной мирной жизни стала реальностью! Мы победили и Великую Депрессию, и Гитлера; теперь всё, что нам нужно — это просто нам, мужчинам, достойно работать, а нашим жёнам — растить детей. Вернувшиеся с войны получили финансовую поддержку от государства, и те, кто до войны во время Великой Депрессии жил в трущобах, после войны переехали в дома с белым заборчиком подробнее.

«Белый заборчик» (от англ. white picket fence life) — это сеттинг золотого века «Тихого/Молчаливого Поколения» («Традиционалистов») и расцвет «Бэби-Бумеров» в США, 1950-е годы, время затишья между Второй мировой и Вьетнамом. Если Европу дважды перекрутило в бесчеловечных войнах, то население США находилось после них в неоправданной эйфории. Людям казалось, что больше никаких проблем не будет, военные конфликты будут разрешаться мгновенно одной-другой бомбой или высадкой десанта, национальное благосостояние будет только расти, как и уровень жизни отдельных граждан. В соцлагере и СССР в это время была эпоха советского ампира, которая перетекла в советский аналог — оттепель. В Британии появились рокеры, чья субкультура дощла до СССР через тридцать лет в 1980е годы, а затем превратились в байкеров.

Уже в следующее десятилетие эта стилистика стала выходить из моды и вытесняться забойно-наркоманской контркультурой.

Отличительные черты[править]

  • Счастливые люди с неправдоподобно широкими улыбками.
  • Окружающие люди добры. Преступности не бывает, максимум два-три хулигана на город.
  • Все общаются патриотичными слоганами и рекламными джинглами.
  • Противопоставление идеологий выходит на новый виток. Коммунисты же хотят разрушить идеальную жизнь свободных людей (и наоборот).
  • Холодная война хоть и не затрагивает большинства лично, но обсудить за ужином, что же там натворили красные — нормальная тема.
  • Страх ядерной войны как приправа к золотому веку.
  • Расовая сегрегация. В идеальном мире белых не место грязным нигерам, пуэрторикашкам или джапам! Если негр и появляется — то это дурачок, не претендующий ни на что большее.
  • Стандартные половые роли[1]. Мужчина должен быть добытчиком, гладко бриться и носить серую шляпу-«федору» (усы носят только нахальные итальяшки, а бороды — патлатые укурки хиппари). Женщина должна закручивать кудри, заниматься детьми и носить сарафан с цветочками.
  • Пожалуй, самая большая проблема, омрачающая всю эту идиллическую картину (не считая красных, но они там, далеко, просто маячат на горизонте) — эти юные сорванцы с набриолиненными коками, не выполняющие родительские правила, слушающие рок-н-ролл, читающие комиксы, втайне от «предков» рано начинающие целоваться и выпивать и рассекающие на своих машинах и мотоциклах по городу (на днях даже чуть не сбили!). Ну да ничего, вырастут — поумнеют, а особо упрямых наши наставники наверняка вернут на путь истинный. Аминь!
  • Безудержная экстраполяция развития приводит к смелым научно-техническим мечтам: через пять лет в каждом доме будет свой робот-слуга, через десять — свой реактор холодного синтеза, а через двадцать — можно будет слетать к бабушке, живущей на Нептуне.
  • Как следствие предыдущего пункта — эстетика space age, в наши дни превратившаяся в ретрофутуризм.
  • Демонстрация роскоши и «красивой жизни» (Голливуд, розовые кадиллаки, красивые девушки), и вместе с тем — определённый консерватизм и минимализм.
  • Появляются «первые ласточки» таких жанров как психологический триллер и научная фантастика с НЛО, в отличие от трэшака 1980-90-х, тоже сделанные с минимумом излишеств («Головокружение», «Бульвар Сансет», «Карнавал Душ» и др.) Надо сказать, нередко это шло им на пользу: например, созданные в эту эпоху первые сезоны «Сумеречной Зоны» до сих пор считаются лучшими, и продолжения, снятые в 1980-е и 2000-е, на их фоне выглядят слабовато. Многие современные авторы интеллектуальных триллеров, такие как Дэвид Линч, черпают вдохновение именно в 1950-х.
  • В дополнение к предыдущему пункту, в конце 1950-х — начале 1960-х возникает новый жанр фильмов, сочетающих гламурно-великосветскую эстетику пятидесятых с рисованными мультяшными заставками и элементами сюрреализма и вывиха мозга. Это — предвестники грядущей эпохи психоделиков и расширения сознания. Наиболее яркие представители — знаменитая «Розовая пантера» (1963) и её продолжения, «Шарада» (1963), а также пресловутое хичкоковское «Головокружение» (1958).
  • И как бы эпоха не казалась слишком консервативной, именно в неё зарождаются такие вещи как феминизм второй волны, борьба за права чернокожих[2] и ЛГБТ, либерализация свобод, добавление элементов социализма в экономику, потребительство, поп-культура (привет Элвису Пресли!) и т. д.

Минутка реальности[править]

« В США такие маленькие, низенькие белые заборчики по двум причинам: во-первых чтоб без помех понтоваться домом перед соседями, а во-вторых потому что высокий забор — помеха при стрельбе в нарушителей священного права частной собственности »
— суть

В то время как в СССР архитектор Виталий Лагутенко[3] строил «хрущобы», в США бизнесмен Билл Левит строил максимально дешёвые одноэтажные левитовские дома из стандартных конструкций без фундамента[4] и с максимальной экономией всего, что можно (неудивительно, что эти дома рушатся от урагана, как карточные домики, а при наводнении тут же дают течь), но при этом продававшиеся со встроенными шкафчиками и бытовой техникой. При этом дом, будучи по советским меркам «фанерным»[5], тем не менее выглядел вполне прилично: «всё как у людей, и с белым заборчиком!», позволяя пустить пыль в глаза (в том числе и совкам, увидевшим в перестройку эти «роскошные дома» и люто обзавидовавшимся, тем более что такой дом имеет собственный гараж[6]). А правительство было безмерно счастливо, потому что «Ни один человек, у которого есть собственный дом и кусок земли, не может быть коммунистом. У него полно других забот».

«

США страна дюже не типичная. Нам, все же Европа ближе. Для иллюстрации различий — берем сериал Shameless («Бесстыжие»). Версия для США — семья папашки-алкоголика живет в доме с двумя этажами и двумя туалетами. Тот же самый сериал, в версии для Великобритании, — того же самого режиссера, обратите внимание, — семья папашки-алкоголика живет в довольно тесной квартирке, той же хрущевке.

»
—  про хрущобы и заборчики в других Западных странах[7]

Так же стоит подчеркнуть, что вся иллюзия белого заборчика, была построена на работающей системе социальной и расовой сегрегации, в стране которая в течении 15 лет оставалась самой богатой, могущественной и благополучной страной мира. Которая имела возможность просто не обращать внимание на ряд социальных проблем внутри страны, покуда была крупнейшим в мире промышленным центром (по ту сторону железного занавеса, Европа лежала в руинах местами до начала 60ых, именно Америка была главным локомотивом индустрии для капстран) и люди получали по крайней мере порцию тостов с маслом на завтрак. Проблемы же белой, чёрной и цветной нищеты в регионах (особенно южных штатах) где не так повезло с развитием экономики, расовая сегрегация, права женщин, коррупция и грызня внутри правительства — всё это слабо волновало оптимистично настроенного избирателя среднего класса или из верхней страты синих воротничков (в кварталы где вместо белого заборчика стоит сетка Рабица, они просто старались не ездить). К тому же не стоит забывать, что людей сплачивала идея великой нации на пороге великого испытания — последней мировой войны против кровавого большевизма, который такой же как фашизм, только ещё хуже. Корейская война эти убеждения лишь сильнее заполировала, окончательно разделив мир, в первую очередь психологически, на два лагеря.

Тем не менее, проблемы страны оставались неразрешёнными. А страх людей перед ядерной войной и огромное количество реакционеров и параноиков на высоких постах, стало утомлять граждан. «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» — это не гипербола и не преувеличение, из опыта общения JFK со своим генералитетом после прихода на пост, там всё было реально настолько вот плохо. История со сбитым Пауэрсом (когда Эйзенхауэр был вынужден открыто признать, что американское правительство нагло врало), убийство Кеннеди, со скандальными судебными процессами и разбирательствами вокруг него — подорвали веру многих американцев в политическую систему. И раскрыли множество неприятных фактов о том, что в идеалистической Америке, власть не сказать что идеалистична.

Карибский кризис и последовавшая разрядка отношений, уже пошатнули уютный манямирок белого заборчика, но окончательно его подорвала Вьетнамская война, начатая сразу с огромным размахом, без чётких целей и чёткого плана, и практически сходу превратившееся в мясорубку по переработке призывников в пушечное мясо. Все социальные гнойники копившееся десятилетиями, окончательно вскрылись, когда сотни тысяч молодых людей стали слать на убой непонятно за что. В тоже самое время как в самой стране проблемы не то что не решались, проблемы тех же чёрных не интересовали никого. А добило всю эту ситуацию начало переноса американскими корпорациями промышленных производств в Азию, пока ещё не очень активное, но уже ощутимо ударившее по рабочему классу. В последствии это всё привело к социальному взрыву и культурной (да и политической революции), которая разве что чудом не снесла политическую власть в Америке, но культурно её изменила навсегда. Но об этом в статье уже про следующую эпоху…

Исторические примеры[править]

Литература[править]

  • Клиффорд Саймак много писал о белых заборчиках и маленьких городках. К примеру, в романе «Кольцо вокруг солнца» заметно усовершенствованные домики (а заодно несгорающие лампочки и неломающиеся автомобили) делает раса транс-людей чтобы обрушить человеческую экономику естественно, из благих побуждений — это же Саймак!
  • Джон Стейнбек, «Зима тревоги нашей» — деконструкция американской мечты времён белого заборчика с социальной точки зрения и хорошая иллюстрация того, на какие компромиссы ради неё приходится идти.
  • Филип Дик:
    • «Распалась связь времён» — Рэгл Гамм, местная знаменитость (он уже три года как неизменный победитель в конкурсе местной ежедневной газеты), проживает с близкими людьми в идеальном маленьком городке. Но всё меняется, когда племянник Сэмми приносит из развалин в старом районе странный телефонный справочник…
    • «Фостер, ты мёртв!» — о жизни школьного изгоя, которого «заслуженно» травят одноклассники: ведь его отец отказывается покупать личный бункер на случай ядерной войны.
  • Эд Макбейн, «87-й полицейский участок» — цикл начался в середине пятидесятых и действие примерно четверти его книг происходит в Нью-Йорке неназванном Городе тех времён.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Я люблю Люси» (1951—57) — один из первых ситкомов, снятых в современном нам стиле. Сабж как он есть (хотя и не без попыток стёба).
  • Первый сезон «Сумеречной Зоны» снят в конце пятидесятых и раскрывает все популярные тогда мистические и фантастические темы — от странных происшествий в военные годы до НЛО и ядерного апокалипсиса. Причем отношение к добрым американцам между эпизодами может сильно различаться, из-за чего настроение каждой серии отличается от остальных, от умильно-добродушного до пессимизма и мизантропии
  • «Проделки Бивера» (Leave it to Beaver) (1957—1963) — сферический троп в кубическом вакууме. Мечта белой Америки о самой себе. Двухэтажный дом со штакетником и садиком, который содержит на одну зарплату благосклонно-мудрый папа. Неработающая, с перманентно-идеальным перманентом и невидимым макияжем, рассекающая по собственной кухне на каблуках и в жемчугах (но с передничком!) добрая и ласковая мама, все серьёзные решения оставляющая мужу. Пара сыновей (младший — тот самый Бивер), чьи мелкие и не особо серьёзные проблемы мудрый папа всегда решает справедливо и патриархально, трубочкой попыхивая. Дети зовут родителей «мама с папой» только в разговорах между собой, а в разговоре с родителями исключительно — «сэр» и «мэм», и никак иначе! Не-белых персонажей в этом сериале просто не было.

Мультфильмы[править]

  • Текс Эйвери насмехался над тропом в своём цикле из четырёх юмористических мультфильмов «Будущее» («Телевидение завтрашнего дня», «Автомобили будущего», «Дом будущего» и «Ферма будущего»), пародирующих рекламу 1950-х. Так или иначе, но шуточный вариант эстетики «белого заборчика» в разной степени присутствует и в других работах Эйвери.

Примеры более позднего обыгрывания[править]

Литература[править]

  • Стивен Кинг обожает это дело деконструировать! Белые заборчики у него встречаются регулярно, а что скрывается за ними… неизвестно, что из этого хуже — древнее зло или пороки обывателей.
    • Выделяются среди прочего почти не мистичные «Сердца в Атлантиде», где показан переход от белых заборчиков к бойне Вьетнама с неизбежным ПТСР героев и превращение подростковой романтики в политиканскую грязь.
    • «11/22/63» — о попаданце из 2010-х годов, попавшем в 1958 год в попытке предотвратить убийство Кеннеди. Зря он это затеял, ох зря…
  • «Досье Дрездена»: весь квартал, где живёт Майкл Карпентер, именно такой. Правда, о дюжине ангелов, охраняющих его дом и живущих в половине этого самого квартала соглядатаев-охранников из сидхе, нанятых его дочерью, мы умолчим.
  • «Стэпфордские жёны» с экранизацией.
  • Харлан Эллисон, «Парень и его пёс» — на поверхности помойка обыкновенная, постядерная, в подземном городе-убежище — те самые белые заборчики, и тоже помойка, только приглаженная.
  • У упомянутого выше Клиффорда Саймака сложная игра с тропом, не то деконструкция, не то инверсия. В рассказе "Изгородь" ("The fence") заборчик вокруг идиллического городка поначалу кажется белым. А потом выясняется что это не заборчик, а непреодолимая стена, окружающая человеческую резервацию. Впрочем, все не так ужасно. Снаружи на героя смотрят "с добротой, жалостью и бесконечным превосходством."

Кино[править]

  • Дэвид Линч очень любит эту эпоху, на которую пришлись его детские и раннеподростковые годы, и часто обыгрывает её в своих фильмах.
    • «Малхолланд Драйв» — несмотря на то, что действие происходит в относительной современности (Голливуд начала 2000-х), стилистически фильм очень напоминает пятидесятые и полон аллюзий и оммажей фильмам Хичкока (особенно «Головокружению») и «Бульвару Сансет»; собственно, главная героиня, молодая актриса Бетти — типичная хичкоковская героиня. При этом автор показывает и тёмно-декадентскую сторону Голливуда, скрывающуюся за глянцевым фасадом.
    • «Синий бархат» — тоже про тёмную подоплёку «Белого заборчика».
  • «Назад в будущее» — большая часть первого фильма проходит в этом сеттинге.
  • Как и ещё одного фильма с Майклом Дж. Фоксом, «Доктор Голливуд» — молодой хирург Бен Стоун получает позицию в престижной калифорнийской клинике, но проезжая Южную Каролину по пути туда, шарахается от вышедших на трассу коров, и начисто сносит придорожный заборчик как раз в процессе его покраски каким-то дедулей в белый цвет. В досаде от разрушения его американской мечты, старичок (1) отказывается от денежной компенсации, и вместо этого (2) оказавшись местным судьей, присуждает Бену общественные работы.
  • «Плезантвиль» — всё об этом, от изначального восторга до скрытых проблем.
  • «Ромовый Дневник» — про молодого Хантера Томпсона, который ещё не стал тем самым Хантером, молодого, наивного и неискушённого. Про богатых и сытых американцев из народа, желающих чувствовать себя «белыми людьми». Про чернокожих и цветных жителей карибских островов, которые по сути жители американской колонии и обязаны белым американцам вылизывать пятки за жратву. И про «восхитительный» паноптикум американских бизнесменов, политиков и генералов, с их жёнами и куртизанками, которые очень сильно хотят превратить эти острова в курорт мирового класса, где можно будет доить тех самых благообразных яппи и синих воротничков, сколачивая свой гефешт на голубом море, дешёвой рабочей силе и доступных местных женщинах. А так же про идеализм и чувство справедливости наивной молодости, против большого и злого мира. Хантер очень сильно любил ту старую, «до Вьетнамскую» Америку, нежно. Фильм не так знаменит как «Страх и Ненависть в Лас-Вегасе», который тоже исчерпывающий для следующей уже эпохи, из-за отсутствие здесь настолько ударных доз трэша и угара. И совершенно зря, один из лучших фильмов про ту эпоху. И именно про тот аспект, какого жилось обслуге всего этого «белого заборчика», тем кто изготавливал им обувь и готовил ром. Экранизированная книга, была написана в 1960ом году, как раз когда эпоха достигла своего апогея.
  • «Зомби по имени Фидо» — американцы выиграли войну против зомби и сделали их своими рабами, а потом наступили 1950-е и сабж.
  • «Гаррисон Бержерон» (по рассказу Курта Воннегута) — чистый белый заборчик с лоботомией.
  • «Спокойной ночи и удачи» — про расследование деятельности сенатора Джозефа Маккарти, известного антикоммуниста, борца с «красной угрозой» и зачинщика одной из самых эпичных «охот на ведьм» в истории.
  • «Плакса» (1990) — как раз-таки показывает тех самых «юнцов на мотоциклах» (включая ГГ), которые нарушали покой благополучных буржуа за белыми заборчиками и «совращали» их милых послушных девочек. И да, действие происходит в 1950-е.
  • «Грязные танцы» — действие происходит в 1963, на излёте эпохи. Ещё жив Кеннеди, ещё сильны позиции моралфагов, но уже рвётся наружу неукротимый молодёжный дух, который выражается в «неприличных танцах» вроде того же мамбо, которое и учится танцевать главная героиня. Впрочем, не обошлось без жирнющего фитилька: музыка в фильме — ну ни разу не из 1960-х, а очень даже из 1980-х, но кому не пофиг при взгляде на бесподобные танцы обаятельнейших Патрика Суэйзи и Дженнифер Грей?
  • «Розовый фламинго» — предельно трэшовая деконструкция всего, что хоть немного связано с тропом.
  • «Эксперты» — двух друзей похищают и привозят якобы в подобный сабж, хотя фильм 1980-х годов. Вот только, на самом деле — они в СССР, а городок является полигоном для подготовки агентов. Большая часть юмора в том, что быт городка основан на устаревшей идее того, как должен выглядеть типичный американский городок.
  • «Майор Пэйн» (1996) — в немного ироничном ключе показано в мечтах главного героя о мирной жизни.
  • «Форма воды» — очень красочное обыгрывание стилистики 1950-х, а заодно и деконструкция ценностей (главгадом является именно типичный Белый Мужчина — отец семейства, вдобавок ещё и военный; его издевательства над морским гуманоидом — весьма прозрачная метафора сами знаете чего).
  • «Строшек» Вернера Херцога — деконструкция американской мечты (по крайней мере, как её понимает немецкий иммигрант). Да, можно заказать домик. Да, его доставят и установят за несколько часов. Да, сейчас ничего платить не надо. Но позже платить придётся. А что быстро установили, то быстро могут демонтировать.
  • «Эдвард Руки-ножницы» (1990) — деконструкция с педалью в земную кору: неестественные домики, буллинг, красивая девочка.
  • «Горячие головы: Part Deux» — подрывник Рабинович мечтает, как вернётся на гражданку: женюсь на своей любимой, возьму кредит на постройку маленького уютного домика, заведём детей… А потом, лет через двадцать, когда закончу выплату ипотеки, ОБЛОЖУ ЭТОТ ДОЛБАНЫЙ ДОМ ДИНАМИТОМ И ПОДОРВУ К ЧЕРТЯМ СОБАЧЬИМ!!!
  • Фильм-мюзикл «Across The Universe» — хоть действие происходит в конце 60-х, но явление ещё цвело в провинции. Один из главных героев переезжает в Нью-Йорк, где уже вовсю лето цветов и вьетнамский синдром из городка, сплошь состоящего из белых заборчиков. Вообще, оба сеттинга, а также свингующе-бунтующий Лондон, откуда приезжает другой ГГ, показаны вполне «вкусно» и атмосферно. За исключением пары шрамов от современной цензуры: повальной рафинированной толерантности в отношении чернокожих (это во времена бунта в Детройте-то, упоминающегося героями) и стопроцентно-беспримесно гетеросексуальной песни Леннона, вложенной в уста девочки-лесбиянки.
  • Трилогия «Артур и минипуты» — семья Артура проживает в таком городке 1950-х, снято удивительно и по-доброму и не без стёба (панургова полиция, хоть и с прикрученным фитильком, но присутствует, это ж Люк Бессон). Даже местного воротилу-мошенника скручивают удивительно быстро. Хотя, если посмотреть внимательнее... всё не так здорово.
    • Только местные стражи порядка как раз быстро сливают битву, что впрочем не их вина — уж слишком большое численное превосходство было у противника. А вот вовремя прибывшая «кавалерия» (нацгвардия или армии? Автор данной правки не уверен в войсковой принадлежности прибывших войск) с бронетехникой, пулеметами и автоматическим оружием расправляется с противником на раз-два.
  • Блаженство — главные герои живут в мире, который можно описать белый заборчик. На самом деле вокруг постапокалипсис, а то что они видят это — дополненная реальность.

Телесериалы[править]

  • «Бэтмен» 1960-х сделан именно в такой стилистике.
  • «Отчаянные домохозяйки» частично деконструируют данный троп (хотя действие разворачивается в наше время). Главная идея сериала — противоречие между внешним благополучием жителей пригорода и страстями, кипящих за фасадами их жилищ.
  • «Фарго» — в плане идей близок к примеру выше. Место действия, это всегда идиллический с виду американский городок с уютными домиками и красивыми снежными пейзажами, но за ширмой такой жизни скрываются жуткие вещи.
    • Тут в прочем хороша заметна разница в эпохах. Во втором сезоне, где действия разворачиваются в семидесятые, Миннесота и тот же Фарго, не смотря на криминальные разборки, выглядят всё равно место достаточно оптимистичным (во многом благодаря тому, что за порядок в городе отвечают шурин с зятем, по совместительству ветераны двух войн, и крепкие как скала). В первом же сезоне вся идиллия реально липовая. Штатом правят бандиты, шериф бестолочь (не потому что он плохой, просто он в принципе не видел в жизни настоящих преступников), местное еврейское сообщество вообще живёт в состоянии постоянной боевой готовности отражать нападения убийц-социопатов из «внешнего мира». Ну и в конце-концов, какой то псих настрелял в общей сложности три десятка человек, и всем на это абсолютно наплевать.
  • «Чернобыль: Зона отчуждения» — во втором сезоне главные герои попадают в маленький американский городок в 1956 год. Эти моменты просто пропитаны атмосферой сабжа. Даже цветовая гамма в них отличается от основной в сериале и почти все герои утрированно-позитивные (но слово «почти» здесь решающее)
  • «Человек в высоком замке» — жизнь семейства обергруппенфюрера Смита суть белый заборчик с поправкой на победу нацистской идеологии. Правда, по сюжету там уже шестидесятые.
  • «ВандаВижен».
    • Кто смотрел — распишите подробнее, массаракш!
  • «Американская история ужасов: Фрик-шоу» — проще процитировать хозяйку этого самого цирка: «Я тебе расскажу, кто здесь настоящие чудовища. Люди за этими стенами, в твоём городке. Во всех этих мелких городишках. Зажатые, чопорные домохозяйки, отупевшие от скуки за просмотром рекламы отбеливателей». Да, уродцы здесь тоже не самые приятные и дружелюбные личности, но их враждебность в ответ на всеобщую неприязнь хотя бы можно понять. Куда больше омерзения вызывают самые обычные и вроде бы благополучные люди, страдающие расизмом, сексизмом, просто козлизмом и ненавистью ко всему, что не вписывается в их представления об идеальном мире, где не должно быть места этим самым уродствам.
  • Picket Fences, что в надмозговом переводе «Застава фехтовальщиков», в буквальном «Штакетные заборы», «Частокол».

Мультфильмы[править]

  • Мрачная версия в цикле мультфильмов про Аутодейл. Антиутопия. Руководство (киборги) навязало эстетику белого заборчика всем жителям города-государства. Все, кто не соответствует требованиям (все «должны быть красивыми» и проч.), подлежат уничтожению (кого-то переделывают в киборга, если он по какому-то критерию лучше стандарта). Даже если семья потеряла одного родителя, ее объявляют неполной, детей забирают (передают другим родителям? вроде как оставляют в живых), второго родителя признают несоответствующим параметрам со всеми вытекающими. Когда пара вырастила ребенка, готового вступить в брак (надо полагать, если несколько, пока все отпрыски не создадут свои семьи), то их тоже признают бесполезными. Плюс всем совершеннолетним положено носить улыбающиеся маски.

Мультсериалы[править]

  • Flinstones. Сеттинг бережно перенесён в каменный век. Считается, что получился стоунпанк.
  • Jetsons aka «Флинстоуны в космосе». Перенос заборчика на сто лет вперёд. Естественно, футуризм и ретрофутуризм в комплекте.
  • Мультфильмы «South Park», «Симпсоны», «Гриффины», «Американский папаша», «Мистер Пиклз», «Царь Горы» и другие — сатирическо-юмористическое исполнение.
  • «Жизнь с Луи» — редкий случай сеттинга в чистом виде, хотя уже на излёте эпохи: действие происходит в 1961-62 гг. (то есть, уже во времена президентского срока Дж. Ф. Кеннеди и незадолго до начала расцвета Сексуальной революции и контркультуры шестидесятых).
  • «Конь БоДжек» — воспоминания из детства БоДжека и его матери. Как правило жестокая деконструкция.
  • My Little Pony — Понивилль для большинства пони это именно что место где каждый без проблем может иметь вполне обустроенный быт и посвящать свое время семейной жизни и друзьям, судя по всему вполне типичный для Эквестрии город и редкий случай реконструкции тропа. Как исключение сами дома как раз не типовые — пони вообще плохо умеют конвейерным методом работать. А вот за карьерой и свершениями нужно ехать либо в большой город, либо на фронтир.
    • С другой стороны регулярно случается очередной армагеддец. Так что дома у них всегда новые ©.
  • «Семейка Тофу» — семейка хиппи Тофу живёт в окружении таких домов. Их собственный дом заметно отличается от остальных.
  • King of the Hill — главный герой обожает этот троп и пытается ему соответствовать, хоть и живёт уже в 1990-х. Поэтому получается у него это лишь отчасти.

Комиксы[править]

  • «Supergod» — американскому сверхчеловеку после тотального апгрейда построили такие декорации для комфортной жизни, то есть натурально отгрохали целый город-бункер. Педаль в асфальт — ему также внушили, что он умер и попал в рай, а наука тем временем дошла до возможности периодически забирать его на бренную землю, чтобы решать там разные проблемы.

Аниме и Манга[править]

  • Area-88 — Патрик Рид хотел вернуться домой к уютному дому с белым заборчиком, но не смог найти себя после Вьетнама и вынужден был воевать на чужих войнах.

Видеоигры[править]

  • Серия Fallout эксплуатирует и одновременно высмеивает эту эстетику в режиме «педаль в пол». Страх ядерной войны был оправдан, военные общались слоганами, а реклама войну пережила лучше тараканов. Ну и ретрофутуризм, конечно.
    • Fallout 3 — Транквилити-Лейн это именно оно. Пусть и искусственное.
      • В реальности «белые заборчики» старательно косплеятся в Андейле. «Победитель на звание лучшего города США» — прибежище двух милых семеек каннибалов.
    • Fallout: New Vegas, дополнение Old World Blues. В НИИ присутствуют полноразмерный макет поселения. Что, одновременно, отсылает и к Транквилити-Лейн.
    • Почему макет? Это и есть поселение, где до киборгизации жили ученые и где до сих пор лежат их личные вещи, а обстановка позволяет понять что-то об их личностях
    • Fallout 4 — всё начинается в пригороде Бостона. Белый заборчик присутствует.
      • К довоенному образу жизни также пытаются прийти жители Ковенанта — и на фоне прочих мест весьма преуспели. Свято место побития камнями неверных охоты на ведьм вычисления коммуняк занято вычислением синтов. Справедливости ради, не без причины.
      • А еще белые заборчики можно строить, если найти определенный журнал из серии Picket Fences.
      • Или переставлять с места на место ещё те, довоенные. Да, они изрядно потрёпаны временем — но пока что на месте. Но строить полагающиеся к заборчикам аккуратные домики нельзя: в ассортименте строительного конструктора — только сурово-апокалиптические деревянные халупки, серый бетон, стальные ангары, старые амбары и склады.
  • L.A. Noire — своего рода деконструкция сеттинга. Часть сюжета напрямую завязана на махинациях при строительстве этих самых домов для ветеранов войны.
  • The movies — Большая часть павильонов выполнена в этой манере
  • Saints Row 4 — По ходу игры придется несколько раз отправляться в симуляцию Стилпорта, выполненную в утрированном стиле пятидесятых. Более того, первое посещение этой симуляции стилизованно под семейный сериал того времени и даже рекламная пауза будет. Смысл такой симуляции в том, что по мнению Императора Зиньяка это самое препоганое место для Босса Святых. Для Кинзи Кенсигтон тоже. И не напоминайте ей про юбку!
  • Stubbs the Zombie — играем за зомби в городе Панчбоуле, выстроенном именно в таком стиле. На дворе 1959 год.
  • Mass Effect 3 — Саманта Трейнор при романе может признаться, что мечтает о доме с белым заборчиком, двух детях и лабрадоре. И любящей жене, разумеется.
  • Stardew Valley — Провинциальная американская утопия как она есть: пастораль, няшные животные, дружелюбные соседи, городские праздники,
  • Harvester — жестокая и циничная деконструкция сабжа.
  • Destroy All Humans! — стёб над эпохой и одновременно пародия на множество фильмов ужасов с инопланетянами тех лет.
  • The Sims же! Вся игра об этом.
  • Lake — симулятор почтальонши в небольшом американском городке. Белые заборчики прилагаются.

Настольные игры[править]

Музыка[править]

  • Soundgarden — Black Hole Sun. В видеоклипе — белый заборчик во все поля. Скрывающаяся за ним гадость: ханжество, мещанство, потреблятство и т. д. — прилагается.
  • Stromae — Papaoutai. В клипе мальчик, живущий в типичном белозаборочном городке, безуспешно пытается оживить своего отца-манекена, чтобы тот начал его любить и играть с ним, как соседи мальчика. Правда, так как автор песни родом из Бельгии, то это — субверсия, и белый заборчик — соответственно, франко-бельгийский. (А что, неплохо было бы написать отдельную статью про сеттинг Франции 1950-60-х годов).
  • Клип Das Weisse Licht группы Oomph! У приветливого поселения с белыми заборчиками есть страшная тайна. Практически все его обитатели — роботы! Даже сам главный герой, в ужасе обнаруживающий под кожей микросхемы и провода.
  • Позднесоветские группы «Браво» и «Секрет», возродившие движение стиляг в эпоху, когда всё это превратилось в модное ретро и мечту жить «как на западе» именно в таком представлении.
  • Немалая часть творчества Lana Del Rey, как лирика, так и видеоклипы — как минимум «Video Games», «National Anthem», «Love». Ну а клип 2021 года «Chemtrails Over the Country Club» пробивает педаль в асфальт прямо-таки по канону — превращение из пасторальной картинки в хоррор.
  • Лесли Фиш, «Surprise!» — песня об одной маленькой звездочке и гигантскому пинку по ЧСВ обитателей белого заборчика.

Эстрада и цирк[править]

  • Встречалась данная эстетика и у Руди Коби в конце 1980-х и начале 1990-х, как и все его творчество в шуточном прочтении. Наиболее характерный номер «Стиральная машина» (похожий кто только из фокусников не исполнял но в классической версии — «закручивание»). Стилизован под рекламу эпохи. https://www.youtube.com/watch?v=7dueqUHZXJU&t=16s Первый номер выпуска. В принципе, у Д.Копперфилда в передаче «Встреча со взрывом» был аналогичный, с намеком на 1950-е, очень прозрачным намеком. И похожий вариант с музыкой 1950-х и девушкой в наряде образца 1950-х встречается и у других исполнителей «закручивания» если не через раз, то через два.
  • Один из стилей подачи «классических» и не очень фокусов Римантаса Навицкаса. Зарубежная музыка 1950-х, плюс сам внешний вид фокусника как с рекламного плаката тех же времен.

Примечания[править]

  1. Даже их кодификатор. До эпохи белых заборчиков не только жена-домохозяйка и так была не каждой семье по средствам, но и домашний труд был изматывающим. А тут уже вся современная техника появилась и стала по карману, типичная домохозяйка успевала заодно ещё и детям время уделить, и выглядеть хорошо для мужа, и книг почитать и в социальной жизни участвовать.
  2. Начинает свою деятельность некто Мартин Лютер Кинг, движение за гражданские права цветного населения постепенно набирает обороты (порой — до вооружённых столкновений с привлечением Национальной гвардии), и в некоторых сферах (прежде всего в армии, полиции и парамилитарных структурах) сегрегация медленно начинает отступать. Пика этот процесс достигнет уже в конце 1960-х.
  3. Да, «Мумий Троллю» он приходится дедушкой.
  4. Точнее с плиточным фундаментом; позднее, уже когда 1950-е кончились, с ростом благосостояния дома вновь обрели более-менее нормальный фундамент, требуемый для наличия в доме нормального подвала.
  5. Благо и климат в большей части США позволяет меньше париться насчет теплоизоляции и отопления
  6. В СССР частная автомобилизация аж до 1980-х ниже статистической погрешности была, в США 1950-х автомобиль уже в каждой семье был.
  7. На самом деле это голливудская нищета, а не показ реалий страны, а комментарий — яркий образец тропа «Америка-Америка».