Редактирование: Боевые искусства

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 15: Строка 15:


== Какие бывают ==
== Какие бывают ==
Боевые искусства могут быть классифицированы по различным критериям, в том числе:
По основным используемым приемам. Как правило изучаются только те приемы, которые разрешены на официальных соревнованиях. Собственно системой БИ официально считаются только те стили, у которых есть признанный свод правил, регламент соревнований и система рангов.
По основным используемым приемам. Как правило изучаются только те приемы, которые разрешены на официальных соревнованиях. Собственно системой БИ официально считаются только те стили, у которых есть признанный свод правил, регламент соревнований и система рангов.
* Ударные — системы, в которых разрешено только нанесение ударов (броски, удержания, болевые и удушающие приемы не применяются). К таким системам относятся бокс (разрешены только удары руками), кик-боксинг, различные стили каратэ, муай-тай (он же «тайский бокс», и там немного борьбы есть, но так мало, что почти не считается), сават (встречается название «французский бокс»), тхэквондо, капоэйра (в капоэйре разрешены только удары ногами, а в тхэквондо за удар рукой дают так мало очков что ими бьют редко).
* Ударные — системы, в которых разрешено только нанесение ударов (броски, удержания, болевые и удушающие приемы не применяются). К таким системам относятся бокс (разрешены только удары руками), кик-боксинг, различные стили каратэ, муай-тай (он же «тайский бокс»), сават (встречается название «французский бокс»), тхэквондо, капоэйра (в капоэйре разрешены только удары ногами, а в тхэквондо за удар рукой дают так мало очков что ими бьют редко). Сюда же ушу, в котором помимо разнообразных ударов есть ещё и целый арсенал бросков и болевых (так что это нечто среднее между чисто ударным и смешанным — в зависимости от стиля и школы может быть как 1-2 простейших броска и всё, так изучаться целая сотня разнообразных борцовких приёмов).
* Борьба — разрешены только броски, в некоторых системах удержания и болевые, а также удушающие приемы. В большинстве случаев борьба разделяется на стойку (борцы стоят на ногах, касаясь земли только стопами ног) и партер (борьба на земле). Обычно в стойке разрешены только броски, а удержания, болевые и удушающие — только в партере. Броски в партере как правило не запрещены, но и не оцениваются. Важным критерием различия разных видов борьбы является возможность или невозможность захвата за одежду. Наиболее известные системы: классическая (греко-римская) борьба, вольная борьба, дзю-до, спортивное самбо, сумо, айкидо.  
* Борьба — разрешены только броски, в некоторых системах удержания и болевые, а также удушающие приемы. В большинстве случаев борьба разделяется на стойку (борцы стоят на ногах, касаясь земли только стопами ног) и партер (борьба на земле). Обычно в стойке разрешены только броски, а удержания, болевые и удушающие — только в партере. Броски в партере как правило не запрещены, но и не оцениваются. Важным критерием различия разных видов борьбы является возможность или невозможность захвата за одежду. Наиболее известные системы: классическая (греко-римская) борьба, вольная борьба, дзю-до, спортивное самбо, сумо, айкидо. Сюда же джиу-джитсу (дзюдзюцу) в котором очень много борьбы и болевых, потому что противника в полном доспехе бить кулаком практически бесполезно, но есть и целый развитый арсенал ударов на случай, если противник всё же оказался без доспехов (так что оно нечто среднее между борьбой и смешанным).
* Комбинированные стили — разрешены и удары, и приемы борьбы. Принято считать, что бойцы комбинированных стилей заметно уступают ударникам и борцам на их поле, но в целом превосходят их за счет универсальности. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что серьезные спортсмены как правило изучают и удары, и борьбу, но отдельно, а не комбинированным стилем. Например, тренируются в дзю-до и в муай-тай. Самые распространенные комбинированные системы: боевое самбо, кудо, Армейский рукопашный бой (и его зарубежные аналоги), панкратион, ММА.
* Комбинированные стили — разрешены и удары, и приемы борьбы. Принято считать, что бойцы комбинированных стилей заметно уступают ударникам и борцам на их поле, но в целом превосходят их за счет универсальности. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что серьезные спортсмены как правило изучают и удары, и борьбу, но отдельно, а не комбинированным стилем. Например, тренируются в дзю-до и в муай-тай. Самые распространенные комбинированные системы: боевое самбо, кудо, Армейский рукопашный бой (и его зарубежные аналоги), панкратион, ММА.
* Традиционное оружие — фехтование, арнис, вьет во дао, кэндо, оружие ушу, краби каронг, йоменри (с шестами). В 2010-х годах сильный импульс в развитии получили различные стили европейского фехтования: Historical European Martial Arts (HEMA) в Европе, Исторический Средневековый Бой (ИСБ) в России.
* Традиционное оружие — фехтование, арнис, вьет во дао, кэндо, оружие ушу, краби каронг, йоменри (с шестами). В 2010-х годах сильный импульс в развитии получили различные стили европейского фехтования: Historical European Martial Arts (HEMA) в Европе, Исторический Средневековый Бой (ИСБ) в России.
* Современное оружие — АРБ, японское фехтование на винтовках со штыком. В XXI веке достаточно большую популярность приобрел ножевой бой.
* Современное оружие — АРБ, японское фехтование на винтовках со штыком. в XXI веке достаточно большую популярность приобрел ножевой бой.


Боевые искусства могут быть классифицированы по различным критериям, в том числе:
По традиционности: исторические традиционные искусства, современные стили народной борьбы или современные гибридные боевые искусства.
По традиционности: исторические традиционные искусства, современные стили народной борьбы или современные гибридные боевые искусства.


Строка 48: Строка 47:
=== Ударные ===
=== Ударные ===
* Бокс. Несмотря на весьма ограниченный спектр приемов (разрешены только удары кулаками) является одним из самых распространенных и эффективных видов БИ. Кроме того, бокс — очень хорошо разработанная система, со множеством школ и подходов к обучению спортсменов с самыми разными физическими данными. Вопреки кажущейся простоте не так уж легок в освоении из-за большого количества вспомогательных приемов: уклонений, перемещений и комбинаций ударов. Олимпийский вид спорта.
* Бокс. Несмотря на весьма ограниченный спектр приемов (разрешены только удары кулаками) является одним из самых распространенных и эффективных видов БИ. Кроме того, бокс — очень хорошо разработанная система, со множеством школ и подходов к обучению спортсменов с самыми разными физическими данными. Вопреки кажущейся простоте не так уж легок в освоении из-за большого количества вспомогательных приемов: уклонений, перемещений и комбинаций ударов. Олимпийский вид спорта.
* Кикбоксинг. Представляет собой попытку совместить боксерскую технику работы руками (с некоторой поправкой в защите на то, что противник может ударить ногой) с техникой работы ногами из каратэ. Возник после Второй Мировой Войны, когда во время чемпионатов по фулл-контакт-каратэ, выяснилось, что бить в перчатке каратистские удары неудобно и неэффективно. Попытка оказалась более чем удачной — кикбоксинг развился в самостоятельную систему, но при этом кикбоксеры успешно выступают и в боксе. Обычно разрешены только удары кулаками и ногами, но в некоторых направлениях применяются колени и локти — что является влиянием тайского бокса.
* Кик-боксинг. Представляет собой попытку совместить боксерскую технику работы руками (с некоторой поправкой в защите на то, что противник может ударить ногой) с техникой работы ногами из каратэ, но не савата, поскольку создавшие его с саватом не были знакомы, а были каратистами. Возник после Второй Мировой Войны, когда во время чемпионатов по фулл-контакт-каратэ, выяснилось, что бить в перчатке каратистские удары неудобно и неэффективно. В целом, попытку можно считать удачной, поскольку кик-боксинг развился в самостоятельную систему, но при этом кик-боксеры успешно выступают и в боксе. Обычно разрешены только удары кулаками и ногами, но в некоторых направлениях применяются колени и локти — что является влиянием тайского бокса.
* Муайтай («тайский бокс», официальное название в России — «таиландский бокс»). В 2023 году было официально установлено правильное написание названия системы в одно слово: «муайтай». По тайски это означает «свободный бой». Изначально [[Капитан Очевидность|таиландская]] ударная система во второй половине ХХ века стала популярна во всем мире. Является редким примером эффективной и распространенной системы с выраженным национальным колоритом. К тому же, муайтай — очень древняя система, только в современном виде ей более 500 лет. Техника муайтай проще и прямолинейнее, чем в боксе или кикбоксинге, в ней меньше сложных перемещений, почти не используются уклонения (основная защита — жесткий блок), биомеханика ударов сориентирована на силу удара. В отличие от бокса и большинства школ кикбоксинга, в муайтай активно используются колени и локти, в целом акцент смещен на ноги. Строго говоря, муайтай относится к комбинированным системам, так как приветствует клинч и даже элементы борьбы в нем. Но борцовская техника выражена крайне слабо, поэтому муайтай все же причисляют к ударным системам. Муайтай любима борцами, перешедшими в комбинированные системы, так как при относительной легкости в освоении позволяет не слить ударную фазу поединка (кик)боксеру.
* Муай-тай («тайский бокс», официальное название в России — «таиландский бокс»). Изначально [[Капитан Очевидность|таиландская]] ударная система во второй половине ХХ века стала популярна во всем мире. Является редким примером эффективной и распространенной системы с выраженным национальным колоритом. К тому же, муай-тай — очень древняя система, только в современном виде ей более 500 лет. Техника муай-тай проще и прямолинейнее, чем в боке или кик-боксинге, в ней меньше сложных перемещений, почти не используются уклонения (основная защита — жесткий блок), биомеханика ударов сориентирована на силу удара. В отличие от бокса и большинства школ кик-боксинга, в муай-тай активно используются колени и локти, в целом акцент смещен на ноги. Строго говоря, муай-тай относится к комбинированным системам, так как приветствует клинч и даже элементы борьбы в нем. Но борцовская техника выражена крайне слабо, поэтому муай-тай все же причисляют к ударным системам. Муай-тай любима борцами, перешедшими в комбинированные системы, так как при относительной легкости в освоении позволяет не слить ударную фазу поединка (кик)боксеру.
** Муайтай оказал большое влияние на кикбоксинг (в первую очередь своим знаменитым лоу-киком, а также ударами локтями и коленями), но и сам испытал большое влияние западных единоборств. В первую очередь это выразилось в том, что тайцы стали активно включать в арсенал уклонения и сложные перемещения, а также позаимствовали многие боксерские техники. В настоящее время (2023 г.) кикбоксинг и муайтай стремительно сближаются.
** Муай-тай оказал большое влияние на кик-боксинг (в первую очередь своим знаменитым лоу-киком, а также ударами локтями и коленями), но и сам испытал большое влияние западных единоборств. В первую очередь это выразилось в том, что тайцы стали активно включать в арсенал уклонения и сложные перемещения, а также позаимствовали многие боксерские техники. В настоящее время (2023 г.) кик-боксинг и муай-тай стремительно сближаются.
* Каратэ. По сути, не является единой системой, так как стили и школы могут отличаться друг от друга сильнее, чем муайтай от кикбоксинга. В настоящее время наиболее широко распространены два стиля:
* Каратэ. По сути, не является единой системой, так как стили и школы могут отличаться друг от друга сильнее, чем муай-тай от кик-боксинга. В настоящее время наиболее широко распространены два стиля:
** Сётокан (Шотокан) — классическое каратэ. Не выдержало конкуренции с кикбоксингом (изначально называвшимся фулл-контакт-каратэ, то есть «полноконтактное каратэ»), сегодня рассматривается как чисто спортивный стиль. Критиковалось ещё Оямой Масутацу за «бесконтактные» правила, по которым, если одни удары можно бить в контакт, то другие нужно бить без физического контакта, что приводит к тому чтобы избежать дисквалификации за противника налетевшего лицом на кулак, спортсмены часто приучаются от греха подальше бить ВСЕ удары бесконтактно, что может выйти боком во время реальной драке, когда гопники и хулиганы бьют в полную силу, а спортсмен по привычке останавливает ВСЕ удары в сантиметре от тела.
** Сётокан (Шотокан) — классическое каратэ. Не выдержало конкуренции с кик-боксингом (изначально называвшимся фулл-контакт-каратэ, то есть «полноконтактное каратэ»), сегодня рассматривается как чисто спортивный стиль. Критиковалось ещё Оямой Масутацу за «бесконтактные» правила, по которым, если одни удары можно бить в контакт, то другие нужно бить без физического контакта, что приводит к тому чтобы избежать дисквалификации за противника налетевшего лицом на кулак, спортсмены часто приучаются от греха подальше бить ВСЕ удары бесконтактно, что может выйти боком во время реальной драке, когда гопники и хулиганы бьют в полную силу, а спортсмен по привычке останавливает ВСЕ удары в сантиметре от тела.
** Кёкусин (Киокушин) — создан во второй половине ХХ века Масутацу Оямой, которому не нравились правила Сётокан, и он решил создать свои правила по которым можно и нужно бить в полную силу. На сегодняшний день — самый практичный стиль каратэ. По большому счету представляет собой японизированный вариант кикбоксинга с хорошей примесью муайтай.
** Кёкусин (Киокушин) — создан во второй половине ХХ века Масутацу Оямой, которому не нравились правила Сётокан, и он решил создать свои правила по которым можно и нужно бить в полную силу. На сегодняшний день — самый практичный стиль каратэ.
*** Годзюрю — традиционное окинавское каратэ, которое изучал Ояма Масутацу, от чего имеет много с ним общего, но есть и отличия. Не так распространен, как два предыдущих стиля, но также довольно известен.
** Годзюрю — традиционное окинавское каратэ, которое изучал Ояма Масутацу, от чего имеет много с ним общего, но есть и отличия.
* Сават, он же «французский бокс». Идейный предшественник кикбоксинга, но на создание кикбоксинга не повлиял никак, так как создатели кикбоксинга с ним не были знакомы, а после двух мировых войн сават пришёл в упадок по причине гибели большинства мастеров. Был вытащен из глубокой комы кикбоскингом, и на сегодняшний день практически с ним слился. Был знаменит в конце XIX - начале XX века как "экзотическое" боевое искусство.
* Сават, он же «французский бокс». Идейный предшественник кик-боксинга, но на создание кик-боксинга не повилял никак, так как создатели кикбоксинга с ним не были знакомы, а после двух мировых войн сават пришёл в упадок по причине гибели большинства мастеров. Был вытащен из глубокой комы кикбоскингом, и на сегодняшний день практически с ним слился.
* Тхэквондо — корейская система, основанная на ударах ногами (за удар рукой тоже дают очко, но существенно меньше, чем за удар ногой, потому руками бьют редко). [[Круто, но непрактично|Выглядит эффектно, но практичность спорна]], потому что там запрещены удары по ногам (хоть тхэквондо и происходит от тхэккёна, где много бьют по ногам), так что тхэквондисты обычно пропускают все лоукики и подсечки.
* Тхэквондо — корейская система, основанная на ударах ногами (за удар рукой тоже дают очко, но существенно меньше, чем за удар ногой, потому руками бьют редко). [[Круто, но непрактично|Выглядит эффектно, но практичность спорна]], потому что там запрещены удары по ногам (хоть тхэквондо и происходит от тхэккёна, где много бьют по ногам), так что тхэквондисты обычно пропускают все лоукики и подсечки.
* Капоэйра — бразильская система ударов ногами (плюс ограниченный арсенал борьбы, в основном захватов руками за ноги) с элементами танца. По легенде зародилась в среде чернокожих рабов, которым нельзя было иметь оружие и изучать приемы рукопашного боя, поэтому они "маскировали" тренировки под танцы. Как и в предыдущем случае, скорее эффектна, чем эффективна. Тем не менее, весьма популярна в Бразилии.
* Капоэйра — бразильская система ударов ногами (плюс ограниченный арсенал борьбы, в основном захватов руками за ноги) с элементами танца. Как и в предыдущем случае, скорее эффектна, чем эффективна.


=== Борьба ===
=== Борьба ===
* Классическая борьба. Еще ее называют «греко-римская». Несмотря на прямую отсылку к античности, прямой наследницей античных БИ не является. Считается своего рода эталоном борьбы — разрешены только броски в стойке. Никаких подножек, подсечек и проходов в ноги. Борцы выступают в трико, захват за одежду запрещен.
* Классическая борьба. Еще ее называют «греко-римская». Несмотря на прямую отсылку к античности, прямой наследницей античных БИ не является. Считается своего рода эталоном борьбы — разрешены только броски в стойке. Никаких подножек, подсечек и проходов в ноги. Борцы выступают в трико, захват за одежду запрещен.
* Вольная борьба. Как и в классической, захват за одежду не разрешается. Зато арсенал включает в себя подножки. Спорным моментом является оценка действий не по броскам, а по туше — когда один из борцов получает очки за то, что занял определенное положение относительно другого. Из-за этого поединок двух вольников может выглядеть как странное елозенье друг по другу, непосвященному человеку ничего не говорящее. Причём оборняющийся в партере слишком часто лежит на животе раскинув в стороны руки и ноги, прямо под нападающим, что в реальной драке является крайне опасным уязвимым положением.
* Вольная борьба. Как и в классической, захват за одежду не разрешается. Зато арсенал включает в себя подножки. Спорным моментом является оценка действий не по броскам, а по туше — когда один из борцов получает очки за то, что занял определенное положение относительно другого. Из-за этого поединок двух вольников может выглядеть как странное елозенье друг по другу, непосвященному человеку ничего не говорящее. Причём оборняющийся в партере слишком часто лежит на животе раскинув в стороны руки и ноги, прямо под нападающим, что в реальной драке является крайне опасным уязвимым положением.
* Дзюдо. Динамичная и разнообразная система борьбы, созданная в XIX веке японским врачом Дзингоро Кано. Борцы выступают в плотных кимоно, захват идет в основном за одежду (но и захваты за части тела тоже разрешены). Разрешены броски, удержания, болевые и удушающие приемы. В отличие от каратэ, сдавшего позиции боксу и кикбоксингу, является хрестоматийной системой борьбы с захватом за одежду. Из недостатков системы можно отметить странный пиетет к ногам оппонента — болевые на ноги запрещены, захват за ноги в стойке разрешен только в порядке контратаки. Олимпийский вид спорта, национальное достояние [[Япония|Японии]].
* Дзю-до. Динамичная и разнообразная система борьбы, созданная в XIX веке японским врачом Дзингоро Кано. Борцы выступают в плотных кимоно, захват идет в основном за одежду (но и захваты за части тела тоже разрешены). Разрешены броски, удержания, болевые и удушающие приемы. В отличие от каратэ, сдавшего позиции боксу и кик-боксингу, является хрестоматийной системой борьбы с захватом за одежду. Из недостатков системы можно отметить странный пиетет к ногам оппонента — болевые на ноги запрещены, захват за ноги в стойке разрешен только в порядке контратаки. Олимпийский вид спорта, национальное достояние [[Япония|Японии]].
** В XXI веке существенным недостатком системы стало постоянное перекраивание правил в интересах японских спортсменов (в дзюдо в силу его происхождения традиционно сильно японское лобби). В частности, упомянутый выше запрет на захваты за ноги был введен именно потому, что в японских школах (в отличие от российских, где сильно влияние Самбо), им уделялось мало внимания, из-за чего японские дзюдоисты и сами не умеют работать в ноги, и плохо от таких приемов защищаются.
** В XXI веке существенным недостатком системы стало постоянное перекраивание правил в интересах японских спортсменов (в дзю-до в силу его происхождения традиционно сильно японское лобби). В частности, упомянутый выше запрет на захваты за ноги был введен именно потому, что в японских школах (в отличие от российских, где сильно влияние Самбо), им уделялось мало внимания, из-за чего японские дзюдоисты и сами не умеют работать в ноги, и плохо от таких приемов защищаются.
* Самбо (на самом деле СамБО). Название системы это — аббревиатура, означающая «Самозащиа Без Оружия». Создана в 1920-е годы В.Ощепковым, А.Харлампиевым и В.Спиридоновым. Разделяется на спортивное (только борьба) и боевое (см.ниже). В спортивном самбо разрешены броски, удержания и болевые приемы. В отличие от дзюдо, нет удушений (что довольно странно), зато есть болевые на ноги и захват за ноги в стойке. Борцы выступают в плотных куртках и шортах. Является единственным российским/советским официальным видом спорта, популярным за рубежом.
* Самбо (на самом деле СамБО). Название системы это — аббревиатура, означающая «Самооборона Без Оружия». Создана в 1920-е годы В.Ощепковым, А.Харлампиевым и В.Спиридоновым. Разделяется на спортивное (только борьба) и боевое (см.ниже). В спортивном самбо разрешены броски, удержания и болевые приемы. В отличие от дзю-до, нет удушений, зато есть болевые на ноги и захват за ноги в стойке. Борцы выступают в плотных куртках и шортах. Является единственным российским/советским видом спорта, популярным за рубежом.
** Вопрос о создании Самбо является предметом полемики среди историков спорта. Главным создателем традиционно считается А.А.Харлампиев, который в 1936 году защитил дипломную работу, представлявшую собой описание приемов и правил этой борьбы. Тогда же появилось и названием. Согласно легенде, он совершил несколько поездок по кавказским и среднеазиатским республиками в поисках новых приемов борьбы. Харлампиев был учеником Ощепкова и Спиридонова. Ощепков, в свою очередь — учеником самого Дзигоро Кано, и стал первым европейцем, получившим второй дан. Во время репрессий был арестован как японский шпион и помер в изоляторе от сердечного приступа<ref>История с арестом Ощепкова крайне мутная, он служил в контрразведке еще при царе и попал под "харбинскую" кампанию НКВД в 1937 году. Был ли он действительно в чем-то виноват или стал жертвой произвола - сказать уже невозможно.</ref>. И спортивное самбо наиболее близко к тому чему обучал Ощепков. Элементы из видов борьбы Средней Азии и Кавказа, вероятно, попали в самбо ещё при Ощепкове, у которого были ученики из разных республик Союза, использовавшие свои национальные приёмы борьбы, так что Харлампиеву не было нужды колесить по всей стране — все сами приезжали сначала к его учителю, а затем и к нему самому. Спиридонов в свою очередь был сотрудником НКВД и знатоком джиуджитсу. В отличие от Ощепкова броски он не любил, а любил болевые стойки — милицейский приём с заведением руки за спину в стойке и взятием на болевой идёт именно от него! Тем не менее, Харлампиев как минимум свел наследие Спиридонова и Ощепкова в единую систему, много сделал для ее дальнейшего развития и популяризации.
** Вопрос о создании Самбо является предметом полемики среди историков спорта. Главным создателем традиционно считается А. А. Харлампиев. Согласно легенде, он совершил несколько поездок по кавказским и среднеазиатским республиками в поисках новых приемов борьбы. На самом деле Харлампиев был учеником Ощепкова и Спиридонова. Ощепков, в свою очередь — учеником самого Дзигоро Кано, и был первым европейцем получившим второй дан. Во время репрессий был арестован как японский шпион и помер в изоляторе от сердечного приступа. И спортивное самбо наиболее близко к тому чему обучал Ощепков. Элементы из видов борьбы Средней Азии и Кавказа, вероятно, попали в самбо ещё при Ощепкове, у которого были ученики из разных республик Союза, использовавшие свои национальные приёмы борьбы, так что Харлампиеву не было нужды колесить по всей стране — все сами приезжали сначала к его учителю, а затем и к нему самому. Удушающие Ощепков знал, но исключил их из обучения так как ещё в свою бытность учеником в Японии, не раз видел несчастные случаи случавшиеся при неаккуратно-беспощадном исполнении удушающих. Спиридонов — был сотрудником НКВД и знатоком джиуджитсу. Спиридонов в отличие от Ощепкова броски очень не любил, а любил болевые стойки — милицейский приём с заведением руки за спину в стойке и взятием на болевой идёт именно от него! Тем не менее, Харлампиев принимал участие в создании Самбо, активно развивал систему после смерти Ощепкова и много сделал для ее популяризации.
* Бразильское джиуджитсу (в просторечии - БЖЖ) — на самом деле не джиуджитсу, а происходит от дзюдо. Имеет развитую борьбу в партере благодаря чему часто побеждает в MMA, а критикуется за то, что вместо действий в стойке многие борцы на чемпионатах нередко просто ложится на спину, а затем обороняются лёжа на земле, и могут стать чемпионами мира не умея бросать противника на землю. А с точки зрения реальной драки — начать бой сразу с лежачей позиции чревато получение пинка с разгону по голове. С другой стороны, если нападающий один, то преимущество в партере скорее всего окажется решающим. На сегодняшний день (2024 г.) БЖЖ считается каноничной системой по работе в партере.
* Бразильское джиуджитсу — на самом деле не джиуджитсу, а происходит от дзюдо. Имеет развитую борьбу в партере благодаря чему часто побеждает в MMA, а критикуется за то, что вместо действий в стойке многие борцы на чемпионатах нередко просто ложится на спину, а затем обороняются лёжа на земле, и могут стать чемпионами мира не умея бросать противника на землю. А с точки зрения реальной драки — начать бой сразу с лежачей позиции чревато получение пинка с разгону по голове. С другой стороны, если нападающий один, то преимущество в партере скорее всего окажется решающим (при условии что освоил хотя бы один бросок, не ограничившись одним только партером. А если противником «бразильца» окажется дзюдоист или самбист и [[бросить в терновый куст|сам переведет драку в партер]], [[а 220 не хочешь?|то неизвестно кому будет хуже]]).
* Айкидо — японская система борьбы в стойке. В отличие от дзюдо не предполагает жестких захватов и силовых бросков, а направлена на использовании энергии движения противника против него самого. Является объектом критики со стороны представителей более традиционных систем по причине более чем спорной эффективности — от поединков с представителями других стилей айкидоки как правило уклоняются, а имевшие место поединки традиционно заканчиваются их поражением.
* Айкидо — японская система борьбы в стойке. В отличие от дзю-до не предполагает жестких захватов и силовых бросков, а направлена на использовании энергии движения противника против него самого. Является объектом критики со стороны представителей более традиционных систем по причине более чем спорной эффективности — от поединков с представителями других стилей айкидоки как правило уклоняются, а имевшие место поединки традиционно заканчиваются их поражением.
* [[Сумо]] — японский вид борьбы, знаменитый огромными тяжеловесами (хотя на самом деле в сумо просто нет весовых категорий, что привело к доминированию тяжей). Захват идет как правило за массивный пояс. Борьба идет только в стойке, партер отсутствует. Победа присуждается если противник коснулся земли любой точкой тела, кроме стоп ног. Кроме того, можно вытолкать оппонента а пределы круга, что также приносит победу. Поскольку вытолкать в большинстве случаев легче, 8 из 10 поединков в сумо заканчиваются победой по выталкиванию, а не броском. Практическая ценность системы невелика, но как зрелище она весьма популярна в Японии.
* [[Сумо]] — японский вид борьбы, знаменитый огромными тяжеловесами (хотя на самом деле в сумо просто нет весовых категорий, что привело к доминированию тяжей). Захват идет как правило за массивный пояс. Борьба идет только в стойке, партер отсутствует. Победа присуждается если противник коснулся земли любой точкой тела, кроме стоп ног. Кроме того, можно вытолкать оппонента а пределы круга, что также приносит победу. Поскольку вытолкать в большинстве случаев легче, 8 из 10 поединков в сумо заканчиваются победой по выталкиванию, а не броском. Практическая ценность системы невелика, но как зрелище она весьма популярна в Японии.
** Есть мнение, что в прототипе сумо за пределами круга втыкали острые колья, так что выталкивание было штатным способом добиться победы. Потом колья убрали, а броски, для большей эффектности, добавили. Так это или нет — вопрос весьма дискуссионный.
** Есть мнение, что в прототипе сумо за пределами круга втыкали острые колья, так что выталкивание было штатным способом добиться победы. Потом колья убрали, а броски, для большей эффектности, добавили. Так это или нет — вопрос весьма дискуссионный.


=== Комбинированные ===
=== Комбинированные ===
* Боевое самбо. К борцовским приемам спортивного самбо добавлена боксерская техника работы руками и ногами из джиуджитсу. В отличие от других комбинированных систем, отдающих приоритет ударам, в БС борцовская техника рассматривается как «равноправная» ударной. Классический ход победного поединка в БС — нанесение нескольких ударов для деморализации или дезориентации противника, после чего проводится бросок, удержание (опционально) и болевой прием. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
* Боевое самбо. К борцовским приемам спортивного самбо добавлена боксерская техника работы руками и ногами из джиу-джитсу. В отличие от других комбинированных систем, отдающих приоритет ударам, в БС борцовская техника рассматривается как «равноправная» ударной. Классический ход победного поединка в БС — нанесение нескольких ударов для деморализации или дезориентации противника, после чего проводится бросок, удержание (опционально) и болевой прием. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
* Джиуджитсу. Как единая система не существует — разные стили и школы отличаются разительно. Грубо говоря, представляет собой комбинацию дзюдо и каратэ. Хотя каратэ и джиуджитсу исторически были в разных странах, джиуджитсу — в Японии, а Окинава откуда каратэ до XIX считалась отдельной от Японии страной. Дзюдо же происходит от джиуджитсу (изначально в дзюдо изучались так же удары и фехтование катаной). Бойцы выступают в плотных кимоно.
* Джиу-джитсу. Как единая система не существует — разные стили и школы отличаются разительно. Грубо говоря, представляет собой комбинацию дзю-до и каратэ. Хотя каратэ и джиуджитсу исторически были в разных странах, джиуджитсу — в Японии, а Окинава откуда каратэ до XIX считалась отдельной от Японии страной. Дзюдо же происходит от джиуджитсу (изначально в дзюдо изучались так же удары и фехтование катаной). Бойцы выступают в плотных кимоно.
* Кудо. Синтетическая система, разработанная в 1980-х годах японским спортсменом Адзумой Такаси. Основой послужили дзюдо, каратэ кионкусинкай и муайтай. Является, вероятно, самой распространенной и узнаваемой комбинированной системой в мире, правда в последние годы с ней конкурирует выделившаяся в самостоятельный вид спорта ММА (см. ниже). Бойцы выступают в характерном плотном кимоно с рукавами до локтя и в защите. Разрешены все виды ударов, броски и болевые приемы. Удушений нет. Однако акцент смещен на ударную технику, при прочих равных побеждает боец, с преимуществом в ударах.
* Кудо. Синтетическая система, разработанная в 1980-х годах японским спортсменом Адзумой Такаси. Основой послужили дзю-до, каратэ кионкусинкай и тайский бокс. Является, вероятно, самой распространенной и узнаваемой комбинированной системой в мире, правда в последние годы с ней конкурирует выделившаяся в самостоятельный вид спорта ММА (см. ниже). Бойцы выступают в характерном плотном кимоно с рукавами до локтя и в защите. Разрешены все виды ударов, броски и болевые приемы. Удушений нет. Однако акцент смещен на ударную технику, при прочих равных побеждает боец, с преимуществом в ударах.
* Армейский рукопашный бой (АРБ). По сути — наш ответ Кудо. Из существенных отличий только возможность выиграть проведя амплитудный бросок и обозначив четкое и незаблокированное противником добивание. Кроме того, удержания не оцениваются, хотя разрешены и применяются для получения тактического преимущества. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
* Армейский рукопашный бой (АРБ). По сути — наш ответ Кудо. Из существенных отличий только возможность выиграть проведя амплитудный бросок и обозначив четкое и незаблокированное противником добивание. Кроме того, удержания не оцениваются, хотя разрешены и применяются для получения тактического преимущества. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
* ММА. Название представляет собой сокращение от английского названия Mixed Martial Arts (смешанные единоборства). Изначально система представляла собой не вид спорта, а соревнования, в которых принимали участие представители разных школ и систем. Однако в дальнейшем сформировался костяк правил, под который спортсмены начали целенаправленно готовиться, что, в свою очередь, привело к возникновению отдельной системы. В ММА разрешен весьма широкий спектр действий: удары, броски, болевые и удушающие приемы. При этом настоящих универсалов в ММА мало, большинство бойцов специализируются на определенной технике. Бойцы выступают без защиты (кроме накладок на кисти рук) и с голым торсом.  
* ММА. Название представляет собой сокращение от английского названия Mixed Martial Arts (смешанные единоборства). Изначально система представляла собой не вид спорта, а соревнования, в которых принимали участие представители разных школ и систем. Однако в дальнейшем сформировался костяк правил, под который спортсмены начали целенаправленно готовиться, что, в свою очередь, привело к возникновению отдельной системы. В ММА разрешен весьма широкий спектр действий: удары, броски, болевые и удушающие приемы. Бойцы выступают без защиты (кроме накладок на кисти рук) и с голым торсом.
**Стоит отметить, в ММА нет единого свода правил и их состав зависит от конкретной организации. В UFC, например, правила больше заточены под борцов и джитсеров, никаких стомпов или соккеркиков. Но так было не всегда, в 90-х годах, когда Смешанные боевые искусства только зарождались, было дозволено практически все и не было весовых категорий. А в нулевых годах была такая организация под названием PRIDE, где правила были наиболее уравновешенными для бойцов любых стилей, потому многие считают PRIDE лучшим ММА-промоушеном, где выступали, по сути своей, самые опасные люди на планете с физической точки зрения.
** Шутфайтинг — напрямую происходит из американского рестлинга, где договорная борьба именуется «ворк», а честная борьба «шут». На первых чемпионатах по MMA среди участников было не мало шутфайтеров. Создан американским рестлером Бартом Вейлом переехавшим на ПМЖ в Японию и обнаружившим, что традиционная договорная борьба японцам неинтересна.
* Панкратион. Своего рода предок ММА, входивший в программу ещё античных олимпийских игр, воссозданный в 1960-е годы американским спортсменом греческого происхождения Джимом Арванитисом. Почти во всем аналогичен ММА, но не так популярен.
* Панкратион. Своего рода предок ММА, входивший в программу ещё античных олимпийских игр, воссозданный в 1960-е годы американским спортсменом греческого происхождения Джимом Арванитисом. Почти во всем аналогичен ММА, но не так популярен.
* Шутфайтинг — напрямую происходит из американского рестлинга, где договорная борьба именуется «ворк», а честная борьба «шут». На первых чемпионатах по MMA среди участников было не мало шутфайтеров. Создан американским рестлером Бартом Вейлом переехавшим на ПМЖ в Японию и обнаружившим, что традиционная договорная борьба японцам неинтересна.
* Израильская система Крав-мага, позиционируется как исключительно практичная система направленая на выживание в бою. Является официальной для армии и полиции Израиля. Считается что там нет запрещенных приемов и поэтому не проводятся соревнования. Тренировки идут в полный контакт, с использованием защитной экипировки. Эффективность системы под вопросом, так как отсутствие правил, канона техники, рангов и соревнований создает широкое пространство для манипуляций и практикой Крав-мага не проверена. Тем не менее, материал, предлагаемый сертифицированными в Израиле инструкторами, выглядит в целом разумно и а [[Кунг-фуфло|кунг-фуфло]] не похож.
* Израильская система Крав-мага, позиционируется как исключительно практичная система направленая на выживание в бою. Является официальной для армии и полиции Израиля. Считается что там нет запрещенных приемов и поэтому не проводятся соревнования. Тренировки идут в полный контакт, с использованием защитной экипировки. Эффективность системы под вопросом, так как отсутствие правил, канона техники, рангов и соревнований создает широкое пространство для манипуляций и практикой Крав-мага не проверена. Тем не менее, материал, предлагаемый сертифицированными в Израиле инструкторами, выглядит в целом разумно и на [[Кунг-фуфло|кунг-фуфло]] не похож.
* Хапкидо — корейский микс из местного тхэккёна (из которого вышло тхэквондо) и японского айки-дзюцу, а также отдельные элементы других БИ. Выгодно отличается от тхэквондо тем, что сохранило традиционный арсенал ударов по ногам (в тхэквондо по ногам не бьют).
* Хапкидо — корейский микс из местного тхэккёна (из которого вышло тхэквондо) и японского айкидзюцу, а также отдельные элементы других БИ. Выгодно отличается от тхэквондо тем, что сохранило традиционный арсенал ударов по ногам (в тхэквондо по ногам не бьют).


=== БИ с оружием ===
=== БИ с оружием ===
Строка 89: Строка 87:
* ИСБ (Исторический Средневековый Бой) - российский неофициальный вид спорта, обладающий, тем не менее, сформировавшимися правилами и стандартами и вышедший на международный уровень. Представляет собой фехтование в доспехах (требуется стилизация под тот или иной исторический период), как в дуэльных, так и в командных номинациях. Наиболее распространенные дуэльные номинации: щит+меч, полутораручный меч, меч+баклер, алебарда. Командные: 2 на 2, 3 на 3, 5 на 5, 21 на 21, 150 на 150. Проводятся также профессиональные поединки, где разрешены [[Щитом можно бить|удары щитом]] и ногами, а также броски. Уколы запрещены во всех номинациях. В отличие от олимпийского фехтования, в ИСБ бой ведется не до первого попадания, а на время, в течение которого ведется подсчет очков. В коллективных номинациях боец считается выбывшем при падении, в т.ч. касании пола любой точкой тела, кроме стоп ног. В целом, картина поединка в ИСБ ближе к боксу/кик-боксингу, нежели к олимпийскому фехтованию.
* ИСБ (Исторический Средневековый Бой) - российский неофициальный вид спорта, обладающий, тем не менее, сформировавшимися правилами и стандартами и вышедший на международный уровень. Представляет собой фехтование в доспехах (требуется стилизация под тот или иной исторический период), как в дуэльных, так и в командных номинациях. Наиболее распространенные дуэльные номинации: щит+меч, полутораручный меч, меч+баклер, алебарда. Командные: 2 на 2, 3 на 3, 5 на 5, 21 на 21, 150 на 150. Проводятся также профессиональные поединки, где разрешены [[Щитом можно бить|удары щитом]] и ногами, а также броски. Уколы запрещены во всех номинациях. В отличие от олимпийского фехтования, в ИСБ бой ведется не до первого попадания, а на время, в течение которого ведется подсчет очков. В коллективных номинациях боец считается выбывшем при падении, в т.ч. касании пола любой точкой тела, кроме стоп ног. В целом, картина поединка в ИСБ ближе к боксу/кик-боксингу, нежели к олимпийскому фехтованию.
* СМБ (Спортивный Мечевой Бой) - также российский региональный вид спорта. По правилам и картине боя схож с ИСБ (см. выше), но бои проводятся не в металлических доспехах, а в специальном мягком снаряжении сходном с тем, что применяется в АРБ, Кудо и т.п. В качестве оружия используются тямбары - мягкие мечи со специальной разметкой. Основные номинации: щит+меч, меч+баклер, шашка+баклер, восточная сабля+щит, сабля соло, двуручный меч. Уколы могут быть как разрешены, так и запрещены в зависимости от номинации.  
* СМБ (Спортивный Мечевой Бой) - также российский региональный вид спорта. По правилам и картине боя схож с ИСБ (см. выше), но бои проводятся не в металлических доспехах, а в специальном мягком снаряжении сходном с тем, что применяется в АРБ, Кудо и т.п. В качестве оружия используются тямбары - мягкие мечи со специальной разметкой. Основные номинации: щит+меч, меч+баклер, шашка+баклер, восточная сабля+щит, сабля соло, двуручный меч. Уколы могут быть как разрешены, так и запрещены в зависимости от номинации.  
* HEMA (Historical European Martial Arts) - сформировавшийся в Европе неофициальный вид спорта, набравший популярность и в России. Представляет собой нечто среднее между олимпийским фехтованием и ИСБ (см. выше). Бойцы выступают в плотных куртках и усиленных фехтовальных масках, используются элементы пластиковой защиты. Оружие стальное, но очень легкое и специально адаптированное для снижения травмоопасности. Уколы разрешены. Бои ведутся до первого попадания, после чего начинается новое схождение. Система во многом опирается на сохранившиеся фехтбухи эпохи Ренессанса (Мейер, Либери и др.), историчность техники бойцов учитывается судьями (хоть и не является главным критерием оценки).
* HEMA (Historical European Martial Arts) - сформировавшийся в Европе неофициальный вид спорта, набравший популярность и в России. Представляет собой нечто среднее между олимпийским фехтованием и ИСБ (см. выше). Бойцы выступают в плотных куртках и усиленных фехтовальных масках, используются элементы пластиковой защиты. Оружие стальное, но специально адаптированное для снижения травмоопасности. Уколы разрешены. Бои ведутся до первого попадания, после чего начинается новое схождение. Система во многом опирается на сохранившиеся фехтбухи эпохи Ренессанса (Мейер, Либери и др.), историчность техники бойцов учитывается судьями (хоть и не является главным критерием оценки).


== Правды и бредни про боевые искусства ==
== Правды и бредни про боевые искусства ==
* '''Самое главное''' — ни одно боевое искусство не гарантирует победы в любой ситуации, но существенно увеличивает шансы на нее опять-таки в любой ситуации.
* '''Самое главное''' — ни одно боевое искусство не гарантирует победы в любой ситуации, но существенно увеличивает шансы на нее опять-таки в любой ситуации.
* '''Существуют специальные «уличные» виды БИ, которые наглухо уделывают наивных спортсменов''' — бред. В принципе, ситуация когда, скажем, боксера на улице одолеет хулиган при помощи какого-нибудь приемчика, не применяющегося в спортзале (например удара ногой в пах), вполне возможна. Однако гораздо вероятнее, что у понадеявшегося на подлянки гопника свет выключится гораздо раньше, чем он сумеет своей подлянкой воспользоваться. Дело в том, что ограничения в спорте это не какая-то бессмысленная дань традициям, а вполне здравые и разумные рамки дозволенного, позволяющие интенсивно нарабатывать навык без травм. По итогам, даже у средненького боксера, владеющего всего тремя-четырьмя наработанными комбинациями, навык ударов руками будет прокачан на порядок лучше, чем у гопника всего его подлянки. И это не говоря об ОФП. Про клоунаду вроде «бакланки», казачего спа<s>й</s>са и тому подобные ужимки мы даже речь не ведем — это обычный развод легковерных обывателей на деньги и проходит он по [[Кунг-фуфло|другому ведомству]]. Так что на улице против спортсмена может скорее сработать внезапность нападения или количественное преимущество нападающих, чем какие-то «уличные» техники.
* '''Существуют специальные «уличные» виды БИ, которые наглухо уделывают наивных спортсменов''' — в принципе, ситуация когда, скажем, боксера на улице одолеет хулиган при помощи какого-нибудь приемчика, не применяющегося в спортзале (например удара ногой в пах), вполне возможна. Однако гораздо вероятнее, что у понадеявшегося на подлянки гопника свет выключится гораздо раньше, чем он сумеет своей подлянкой воспользоваться. Дело в том, что ограничения в спорте это не какая-то бессмысленная дань традициям, а вполне здравые и разумные рамки дозволенного, позволяющие интенсивно нарабатывать навык без травм. По итогам, даже у средненького боксера, владеющего всего тремя-четырьмя наработанными комбинациями, навык ударов руками будет прокачан на порядок лучше, чем у гопника всего его подлянки. И это не говоря об ОФП. Про клоунаду вроде «бакланки», казачего спа<s>й</s>са и тому подобные ужимки мы даже речь не ведем — это обычный развод легковерных обывателей на деньги и проходит он по [[Кунг-фуфло|другому ведомству]]. Так что на улице против спортсмена может скорее сработать внезапность нападения или количественное преимущество нападающих, чем какие-то «уличные» техники.
* '''Настоящий мастер боевых искусств способен выйти победителем в схватке с целым взводом противников''' — и правда, и бред. Определённая подготовка существенно повышает шансы победить кого угодно. Но если оппонентов пойдёт на вас двое и более, то шансы уменьшаются в геометрической прогрессии пропорционально количеству врагов. К тому же всё зависит от того, какого качества будут эти враги, то есть насколько они вообще умеют драться. Нужно знать: когда надо драться, а когда лучше убежать.
** Крав-мага специализируется в том числе на оттачивании «запрещенных» приемом (удары в пах, глаза, горло и т. д.).
* '''Настоящий мастер боевых искусств способен выйти победителем в схватке с целым взводом противников''' — и правда, и бред. Определённая подготовка существенно повышает шансы победить кого угодно. Но если оппонентов пойдёт на вас двое и более, то шансы уменьшаются пропорционально количеству врагов. К тому же всё зависит от того, какого качества будут эти враги, то есть насколько они вообще умеют драться. Нужно знать: когда надо драться, а когда лучше убежать.
* '''Боевые искусства помогают защититься от вооружённого ножом хулигана''' — и да, и нет. Даже чтобы успешно обороняться от противника с ножом, на тренировке обязательно нужно изучать соответствующие приёмы и доводить их до автоматизма. Многое зависит и от того, как хорошо оппонент владеет своим оружием, и даже высокая боевая подготовка не даёт гарантии от ранения. Короче, если на вас кинулись с ножом — знайте, что порез вы точно получите. Главное, чтобы не в уязвимые места. Как показывает личный опыт автора правки — если на вас в тёмном переулке идёт хмырь с бабочкой и говорит «кошелёк или жизнь!», лучше исполните его желание — живым вы с ментами или, на худой конец, с толпой ваших друзей его найдёте и жестоко отплатите куда скорее, чем покалеченным, а то и сыгравшим в ящик. Если же кто-то серьёзно на вас кинулся ножом и хочет убить, или отдать что-то вы не можете от слова совсем — лучше хватайте в руку что-либо тяжёлое, например табуретку, стул, полено… да хоть здоровый камень или кирпич, и лупите мерзавца без пощады: нож — это вообще-то уже серьёзно. Главное, подумайте, что вы скажете следаку.
* '''Боевые искусства помогают защититься от вооружённого ножом хулигана''' — и да, и нет. Даже чтобы успешно обороняться от противника с ножом, на тренировке обязательно нужно изучать соответствующие приёмы и доводить их до автоматизма. Многое зависит и от того, как хорошо оппонент владеет своим оружием, и даже высокая боевая подготовка не даёт гарантии от ранения. Короче, если на вас кинулись с ножом — знайте, что порез вы точно получите. Главное, чтобы не в уязвимые места. Как показывает личный опыт автора правки — если на вас в тёмном переулке идёт хмырь с бабочкой и говорит «кошелёк или жизнь!», лучше исполните его желание — живым вы с ментами или, на худой конец, с толпой ваших друзей его найдёте и жестоко отплатите куда скорее, чем покалеченным, а то и сыгравшим в ящик. Если же кто-то серьёзно на вас кинулся ножом и хочет убить, или отдать что-то вы не можете от слова совсем — лучше хватайте в руку что-либо тяжёлое, например табуретку, стул, полено… да хоть здоровый камень или кирпич, и лупите мерзавца без пощады: нож — это вообще-то уже серьёзно. Главное, подумайте, что вы скажете следаку.
** Подобное неплохо показано в «Тайне двух океанов»: когда шпион Ивашев кидается с выкидухой на госбеза, тот просто хватает табуретку и парирует нож в сиденье, чем обезоруживает мерзавца. В жизни у автора был как раз похожий случай. С отличием: после обезоруживания табуретка отправилась в полёт прямо в голову нападавшему. От ребят в униформе, конечно, потом про такой полёт и попадание были вопросы, но всё закончилось счастливо.
** Подобное неплохо показано в «Тайне двух океанов»: когда шпион Ивашев кидается с выкидухой на госбеза, тот просто хватает табуретку и парирует нож в сиденье, чем обезоруживает мерзавца. В жизни у автора был как раз похожий случай. С отличием: после обезоруживания табуретка отправилась в полёт прямо в голову нападавшему. От ребят в униформе, конечно, потом про такой полёт и попадание были вопросы, но всё закончилось счастливо.
* '''Существуют «особо эффективные» приёмы самообороны, абсолютно простые для освоения неподготовленному человеку''' — бред, и причём опасный. Наверняка каждый интересующийся не раз сталкивались с рекламой школ типа «гражданской самообороны», «реального уличного боя» и т. п. Типа «наша школа (секция, инструктор) всего за пару месяцев и символическую плату обучат вас нескольким простым и эффективным приёмам, которые помогут вам на улице». Если вам кто-то предлагает вступить в [[Идиотские тренировки|такую школу]] — посылайте такого рекламщика к известной бабушке с динозаврами. Надо знать, что для овладения квалифицированными навыками в любой сфере деятельности так или иначе нужно время, а в сфере боевых искусств — тем более. Даже простейшие приёмы действительно могут быть эффективны, но лишь при условии, того, что боец потратит на их освоение не один месяц в спортзале. К слову, на самом деле даже кажущиеся простыми приёмы, если их грамотно проводить, довольно сложны. Так, например, правильное выполнение обычного прямого удара кулаком (кросса) требует участия почти всех мышц тела — от стопы до кистей обеих (а не только бьющей) рук и даже шеи. Координировать работу такого количества мышц совсем не просто.
* '''Существуют «особо эффективные» приёмы самообороны, абсолютно простые для освоения неподготовленному человеку''' — бред, и причём опасный. Наверняка каждый интересующийся не раз сталкивались с рекламой школ типа «гражданской самообороны», «реального уличного боя» и т. п. Типа «наша школа (секция, инструктор) всего за пару месяцев и символическую плату обучат вас нескольким простым и эффективным приёмам, которые помогут вам на улице». Если вам кто-то предлагает вступить в такую школу — посылайте такого рекламщика к известной бабушке с динозаврами. Надо знать, что для овладения квалифицированными навыками в любой сфере деятельности так или иначе нужно время, а в сфере боевых искусств — тем более. Даже простейшие приёмы действительно могут быть эффективны, но лишь при условии, того, что боец потратит на их освоение не один месяц в спортзале. К слову, на самом деле даже кажущиеся простыми приёмы, если их грамотно проводить, довольно сложны. Так, например, правильное выполнение обычного прямого удара кулаком (кросса) требует участия почти всех мышц тела — от стопы до кистей обеих (а не только бьющей) рук и даже шеи. Координировать работу такого количества мышц совсем не просто.
** В «Шматрице» (гоблиновском варианте фильма «Матрица») Матвей (Морфей, в смысле) перед поединком с Нео говорит — «Есть три уровня сложности поединка. Первый — это тренировочный спарринг, как сейчас. Второй — смертельная драка в монастыре Шао-Линь. И третий — самый сложный — пьяная драка в коммунальной квартире». Для непонятливых объясняю — от кого больше вам достанется вреда? От боксёра-чемпиона мира, который имеет представления о правилах поединка, пределах применения силы и осознаёт свою ответственность за вас? Ему не нужны проблемы с законом, понимаете ли. Или от не контролирующих себя отморозков? Ответ, думаю, очевиден. Даже, если подумать, в школьной драке, если ваш оппонент — малолетний ничего не соображающий дебил, то и тут вы с лёгкостью можете получить серьёзную травму, хотя вроде бы хотели просто слегка выяснить отношения, честно и до первого фингала. В настоящем бою правила отсутствуют.
** В «Шматрице» (гоблиновском варианте фильма «Матрица») Матвей (Морфей, в смысле) перед поединком с Нео говорит — «Есть три уровня сложности поединка. Первый — это тренировочный спарринг, как сейчас. Второй — смертельная драка в монастыре Шао-Линь. И третий — самый сложный — пьяная драка в коммунальной квартире». Для непонятливых объясняю — от кого больше вам достанется вреда? От боксёра-чемпиона мира, который имеет представления о правилах поединка, пределах применения силы и осознаёт свою ответственность за вас? Ему не нужны проблемы с законом, понимаете ли. Или от не контролирующих себя отморозков? Ответ, думаю, очевиден. Даже, если подумать, в школьной драке, если ваш оппонент — малолетний ничего не соображающий дебил, то и тут вы с лёгкостью можете получить серьёзную травму, хотя вроде бы хотели просто слегка выяснить отношения, честно и до первого фингала. В настоящем бою правила отсутствуют.
** Опять-таки, [[Инверсия|в обратную сторону]] это работает — существуют [[Круто, но непрактично|предельно неэффективные]] для применения в драке школы боевых искусств. Чтобы не разводить холивар, не будем приводить конкретных примеров. Отметим лишь общую и очевидную закономерность: чем больше доля условностей и чем более специфические условия спарринга в БИ, тем меньше от него пользы вне спортзала. С другой стороны, даже не самые «прикладные» виды единоборств совершенствуют адепта в плане ОФП (смотри следующий пункт), а иногда прививают и другие полезные качества (или вредные, как, например, излишняя самоуверенность). Важно помнить, что все БИ так или иначе ограничены своим сводом правил, и ни одно не имитирует полностью реальную драку, где таких правил нет.
* '''Применение особо крутых приёмом БИ отменяет физическую подготовку''' — бред. Хорошая физическая подготовка для нормального обучения приёмам просто необходима. Без нормальной физподготовки любое боевое искусство превращается не более чем в боевой балет.
* '''Применение особо крутых приёмом БИ отменяет физическую подготовку''' — бред. Хорошая физическая подготовка для нормального обучения приёмам просто необходима. Без нормальной физподготовки любое боевое искусство превращается не более чем в боевой балет.
** Пресловутые удары по уязвимым местам без той же длительной подготовки и доведения действий до автоматизма не помогут — в те самые места надо ещё уметь и суметь(!) попасть. Да и надо понимать, что такой удар — это удар последнего шанса, если вас убивать начали. В противном случае будете пояснять следаку, почему превысили степень самообороны.
** В реальности необходима и техника, и ОФП. Но есть занятный эффект — ОФП (особенно развитая выносливость) даже без техники существенно повышает ваши шансы в драке, а вот техника без ОФП бесполезна от слова «совсем».
** В реальности необходима и техника, и ОФП. Но есть занятный эффект — ОФП (особенно развитая выносливость) даже без техники существенно повышает ваши шансы в драке, а вот техника без ОФП бесполезна от слова «совсем».
* '''Боевые искусства помогут девушке победить мужчин, а тщедушному подростку — здоровенного бугая''' — [[с прикрученным фитильком]]. На самом деле тут скорее речь идет не о противостоянии мужчины и женщины, а о более общей ситуации: о драке противников, один из которых имеет явное физическое превосходство над вторым (так как средний мужчина всегда имеет определённое преимущество перед средней женщиной в физической силе и рефлексах). Вопрос о том, может ли слабый победить сильного относится к категории вечных и ответ на него таков: может, но с оговорками. Тут работает нечто вроде [[Закон квадрата-куба|закона квадрата-куба]] — одолеть противника, обладающего существенным физическим преимуществом, возможно, но для этого нужно иметь преимущество в технике бОльшее, чем у противника в физике. Грубо говоря, чтобы победить вдвое более сильного амбала, девушка должна быть вчетверо более умелой. Соответственно, если физически крепкий оппонент сам не валенок, справиться с ним может быть практически невозможно. Тем не менее, владение боевыми искусствами для девушки может помочь нейтрализовать противника хотя бы временно — например, пользуясь тем, что от неё не ждут сколь-нибудь серьёзного сопротивления, нанести удар в ту же болевую точку или сбежать.
* '''Боевые искусства помогут девушке победить мужчин, а тщедушному подростку — здоровенного бугая''' — [[с прикрученным фитильком]]. На самом деле тут скорее речь идет не о противостоянии мужчины и женщина, а о частном случае драки противников, один из которых имеет явное физическое превосходство над вторым, так как средний мужчина всегда имеет определённое преимущество перед средней женщиной в физической силе и рефлексах. Поэтому, чтобы девушке победить уличного хулигана, она должна быть действительно хорошо тренирована, а он — иметь о боевой и физической подготовке весьма смутное представление. Тут работает нечто вроде [[Закон квадрата-куба|закона квадрата-куба]] — одолеть противника, обладающего существенным физическим преимуществом, можно, но для этого нужно иметь преимущество в технике бОльшее, чем у противника в физике. Грубо говоря, чтобы победить вдвое более сильного амбала, девушка должна быть вчетверо более умелой. Тем не менее, владение боевыми искусствами для девушки может помочь нейтрализовать противника хотя бы временно — например, пользуясь тем, что от неё не ждут сколь-нибудь серьёзного сопротивления, нанести удар в ту же болевую точку или сбежать.
* '''Восточные боевые искусства — самые древние виды боевых искусств, и от них всё пошло''' (как вариант — '''Восточные боевые искусства — самые эффективные из всех боевых искусств''') — бред. Во-первых, ещё на предметах утвари, фресках, рисунках древних [[Фараоны и пирамиды|египтян]], [[Герои и философы|греков]], [[Герои и философы|римлян]] можно встретить изображения борцов и боксёров. Дошли до нас и европейские средневековые трактаты и иллюстрированные учебники, которые показывают изощрённое понимание самозащиты без оружия, включая броски, захваты, борьбу в партере, заломы, удары открытой рукой, удары ногами, переломы костей и даже воздействие на болевые точки. Хотя большее значение в них придавалось броскам, а не ударам, и борьбе в доспехах, нежели без, нельзя утверждать, что они были менее эффективны, чем восточные. Причина, по которой эти навыки сошли на нет и практически забылись, почти полностью лежит на развитии цивилизацией Запада личного огнестрельного оружия. Во-вторых, ну не существует в природе какого-либо «самого эффективного боевого искусства». Хотя бы потому, что непонятно, как вообще оценить эффективность того или иного БИ — ведь не стоит путать показ приёмов на публику и реальную драку или сражение. Как показывает опыт хотя бы реальных уличных драк, никакие приёмы нельзя расценивать как панацею. Работает то, что бойцом хорошо отработано до автоматизма, плюс нужно иметь какую-никакую голову на плечах, то есть соображать и уметь оценивать расстановку сил.
* '''Восточные боевые искусства — самые древние виды боевых искусств, и от них всё пошло''' (как вариант — '''Восточные боевые искусства — самые эффективные из всех боевых искусств''') — бред. Во-первых, ещё на предметах утвари, фресках, рисунках древних [[Фараоны и пирамиды|египтян]], [[Герои и философы|греков]], [[Герои и философы|римлян]] можно встретить изображения борцов и боксёров. Дошли до нас и европейские средневековые трактаты и иллюстрированные учебники, которые показывают изощрённое понимание самозащиты без оружия, включая броски, захваты, борьбу в партере, заломы, удары открытой рукой, удары ногами, переломы костей и даже воздействие на болевые точки. Хотя большее значение в них придавалось броскам, а не ударам, и борьбе в доспехах, нежели без, нельзя утверждать, что они были менее эффективны. чем восточные. Причина, по которой эти навыки сошли на нет и практически забылись, почти полностью лежит на развитии цивилизацией Запада личного огнестрельного оружия. Во-вторых, ну не существует в природе какого-либо «самого эффективного боевого искусства». Хотя бы потому, что непонятно, как вообще оценить эффективность того или иного БИ — ведь не стоит путать показ приёмов на публику и реальную драку или сражение. Как показывает опыт хотя бы реальных уличных драк, никакие приёмы нельзя расценивать как панацею. Работает то, что бойцом хорошо отработано до автоматизма, плюс нужно иметь какую-никакую голову на плечах, то есть соображать и уметь оценивать расстановку сил.
** Правда если брать за критерий эффективности результаты выступлений представителей разных стилей в ММА (и, особенно, в "боях без правил" образца 90-х годов, где не учитывались весовые категории и выступали "чистые" представители своих стилей), то восточные единоборства показывают низкую эффективность (за исключением разве что муайтай и, в узкой нише борьбы в стойке - дзюдо).
** Тут есть исключение — муай-тай (см. выше). Вполне эффективная ударная боевая система, мало того что выраженно национальная, так еще древняя — более 500 лет только в современном виде.
** Тут есть исключение — муайтай (см. выше). Вполне эффективная ударная боевая система, мало того что выраженно национальная, так еще древняя — более 500 лет только в современном виде.
* ''' Боевыми искусствами занимались в основном в монастырях и в основном монахи''' — бред. Монастырь всегда и везде в любой стране мира и в любой конфессии — это место, где уединяются люди с целью религиозной практики. Если в каких-нибудь голливудских кинолентах какой-нибудь монастырь изображают в виде вуза боевых искусств, это — буйный бред авторов фильма. В реальности даже в знаменитом Шаолине боевыми искусствами занимались далеко не все обитатели. Важно понимать: горы Суншань, где и расположен Шаолинь — довольно глухое место, где шастало немало бандитов, и на монастырь Шаолинь не раз нападали, вот и приходилось монастырю содержать собственную дружину. Часто в неё вступали монахи, бывшие в миру воинами, то есть вполне имеющие опыт. А в Японии после смерти господина самурай, не совершивший ритуальное самоубийство, либо становился [[ронин]]ом, либо уходил в монахи.
* ''' Боевыми искусствами занимались в основном в монастырях и в основном монахи''' — бред. Монастырь всегда и везде в любой стране мира и в любой конфессии — это место, где уединяются люди с целью религиозной практики. Если в каких-нибудь голливудских кинолентах какой-нибудь монастырь изображают в виде вуза боевых искусств, это — буйный бред авторов фильма. В реальности даже в знаменитом Шаолине боевыми искусствами занимались далеко не все обитатели. Важно понимать: горы Суншань, где и расположен Шаолинь — довольно глухое место, где шастало немало бандитов, и на монастырь Шаолинь не раз нападали, вот и приходилось монастырю содержать собственную дружину. Часто в неё вступали монахи, бывшие в миру воинами, то есть вполне имеющие опыт. А в Японии после смерти господина самурай, не совершивший ритуальное самоубийство, либо становился [[ронин]]ом, либо уходил в монахи.
* '''Лучшими бойцами в средневековой Японии были легендарные и таинственные ниндзя ''' — и да, и нет. [[Ниндзя]] полагались главным образом на скрытую и внезапную атаку. Главный упор делался не на доскональное овладение техникой боя, а на методы и способы застать противника врасплох.
* '''Лучшими бойцами в средневековой Японии были легендарные и таинственные ниндзя ''' — и да, и нет. [[Ниндзя]] полагались главным образом на скрытую и внезапную атаку. Главный упор делался не на доскональное овладение техникой боя, а на методы и способы застать противника врасплох.
Строка 132: Строка 132:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Непобедимый» (1983). Советский фильм, в художественном ключе воспроизводящий тот вариант легенды о создании Самбо, в котором Харлампиев колесил по всему Союзу, собирая приемы народных видов борьбы. Красноармеец Андрей Хромов приезжает в Среднюю Азию (судя по всему в Узбекистан), чтобы изучать борьбу куреш. Там он оказывается впутан в местные интриги, в том числе в поиски старинного манускрипта, содержащего описания смертоносных приемов. По совместительству является [[Истерн|истерном]].
* Для множества боевиков 90-х годов ХХ века была характерна схема: герой (или его родственник) выхватывает люлей от сильного и жестокого противника — герой находит [[ментор]]а — герой превозмогает того самого сильного и жестокого противника. Наиболее яркие примеры: «Кикбоксер», «Кровавый Спорт — 2», «В поисках приключений».
* Для множества боевиков 90-х годов ХХ века была характерна схема: герой (или его родственник) выхватывает люлей от сильного и жестокого противника — герой находит [[ментор]]а — герой превозмогает того самого сильного и жестокого противника. Наиболее яркие примеры: «Кикбоксер», «Кровавый Спорт — 2», «В поисках приключений».
** Ещё лет на 15 ранее подобная схема была в ранних фильмах Джеки Чана. Как вариант — получив вначале небольших люлей, тренируется у ментора кое-как. Считая себя уже окрутевшим, получает от антагониста серьёзно, и уже на этом этапе начинает заниматься всерьёз, вплоть до изобретения собственных техник.
** Ещё лет на 15 ранее подобная схема была в ранних фильмах Джеки Чана. Как вариант — получив вначале небольших люлей, тренируется у ментора кое-как. Считая себя уже окрутевшим, получает от антагониста серьёзно, и уже на этом этапе начинает заниматься всерьёз, вплоть до изобретения собственных техник.
Строка 169: Строка 168:
* В большинстве файтингов история начинается именно с обучения ГГ боевому искусству — [[Tekken]], Street Fighter, Killer Instinct, тысячи их! Так что приводите, пожалуйста, примеры из других жанров.
* В большинстве файтингов история начинается именно с обучения ГГ боевому искусству — [[Tekken]], Street Fighter, Killer Instinct, тысячи их! Так что приводите, пожалуйста, примеры из других жанров.
* [[Sleeping Dogs]] — несмотря на то, что это GTA-клон (где есть огнестрел), разборки триад здесь в подавляющем большинстве случаев происходят врукопашную. Изредка используется холодняк. Также, ГГ по сюжету встречает своего тренера и обучаться некоторым приёмам. В отличие от GTA, где есть простенькие удары руками-ногами, здесь действительно много движений из восточных единоборств.
* [[Sleeping Dogs]] — несмотря на то, что это GTA-клон (где есть огнестрел), разборки триад здесь в подавляющем большинстве случаев происходят врукопашную. Изредка используется холодняк. Также, ГГ по сюжету встречает своего тренера и обучаться некоторым приёмам. В отличие от GTA, где есть простенькие удары руками-ногами, здесь действительно много движений из восточных единоборств.
* [[Jade Empire]] — в этой игре от BioWare, где действие происходит в фэнтезийной версии средневекового Китая, огнестрела, как и любого дистанционного оружия, практически нет, и разбираться со всеми врагами приходится исключительно врукопашную.
* Jade Empire — в этой игре от BioWare, где действие происходит в фэнтезийной версии средневекового Китая, огнестрела, как и любого дистанционного оружия, практически нет, и разбираться со всеми врагами приходится исключительно врукопашную.
* [[Splinter Cell]] — начиная с Conviction, хотя по новеллизациям Фишер владел крав-мага с самого начала службы в Третьем Эшелоне. Помимо боев в перестрелке с [[Мастер кулака и пули|применением огнестрельного оружия и окружения]], также есть эпизоды с допросами, где нужно обезоружить противника, а затем при помощи колена/рояля/флагштока принудить его к сотрудничеству. В Blacklist снова вернули нож и возможность [[Не убий|оглушать]]
* [[Splinter Cell]] — начиная с Conviction, хотя по новеллизациям Фишер владел крав-мага с самого начала службы в Третьем Эшелоне. Помимо боев в перестрелке с [[Мастер кулака и пули|применением огнестрельного оружия и окружения]], также есть эпизоды с допросами, где нужно обезоружить противника, а затем при помощи колена/рояля/флагштока принудить его к сотрудничеству. В Blacklist снова вернули нож и возможность [[Не убий|оглушать]]


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!