Боевые искусства

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Машет палкой тощий старец:

Восемь тигров, девять пьяниц… Эй, засранец-иностранец, Приезжай к нам в монастырь! Выкинь свой дорожный ранец, Подключайся в общий танец, Треснись, падла, лбом об сланец, Выйди в стойку и застынь!

»
— Олег Ладыженский, «Баллада о кулаке»

Боевыми искусствами называют различные системы единоборств, обычно восточные. Там не только драки, но и философия, правда, на европейской почве больше заметно первое, чем второе.

В произведениях массовой культуры герои нередко отправляются изучать сабж. Они не обязательно станут мастерами, но тема БИ то и дело будет подниматься, будет описываться додзе/спортзал, упоминаться спарринги, а может, герои влипнут в какое-нибудь приключение.

Родственный троп — мастер боевых искусств.

Какие бывают[править]

По основным используемым приемам. Как правило изучаются только те приемы, которые разрешены на официальных соревнованиях. Собственно системой БИ официально считаются только те стили, у которых есть признанный свод правил, регламент соревнований и система рангов.

  • Ударные — системы, в которых разрешено только нанесение ударов (броски, удержания, болевые и удушающие приемы не применяются). К таким системам относятся бокс (разрешены только удары руками), кик-боксинг, различные стили каратэ, муай-тай (он же «тайский бокс»), сават (встречается название «французский бокс»), тхэквондо, капоэйра (в капоэйре разрешены только удары ногами, а в тхэквондо за удар рукой дают так мало очков что ими бьют редко). Сюда же ушу, в котором помимо разнообразных ударов есть ещё и целый арсенал бросков и болевых (так что это нечто среднее между чисто ударным и смешанным — в зависимости от стиля и школы может быть как 1-2 простейших броска и всё, так изучаться целая сотня разнообразных борцовких приёмов).
  • Борьба — разрешены только броски, в некоторых системах удержания и болевые, а также удушающие приемы. В большинстве случаев борьба разделяется на стойку (борцы стоят на ногах, касаясь земли только стопами ног) и партер (борьба на земле). Обычно в стойке разрешены только броски, а удержания, болевые и удушающие — только в партере. Броски в партере как правило не запрещены, но и не оцениваются. Важным критерием различия разных видов борьбы является возможность или невозможность захвата за одежду. Наиболее известные системы: классическая (греко-римская) борьба, вольная борьба, дзю-до, спортивное самбо, сумо, айкидо. Сюда же джиу-джитсу (дзюдзюцу) в котором очень много борьбы и болевых, потому что противника в полном доспехе бить кулаком практически бесполезно, но есть и целый развитый арсенал ударов на случай, если противник всё же оказался без доспехов (так что оно нечто среднее между борьбой и смешанным).
  • Комбинированные стили — разрешены и удары, и приемы борьбы. Принято считать, что бойцы комбинированных стилей заметно уступают ударникам и борцам на их поле, но в целом превосходят их за счет универсальности. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что серьезные спортсмены как правило изучают и удары, и борьбу, но отдельно, а не комбинированным стилем. Например, тренируются в дзю-до и в муай-тай. Самые распространенные комбинированные системы: боевое самбо, кудо, Армейский рукопашный бой (и его зарубежные аналоги), панкратион, ММА.
  • Традиционное оружие — фехтование, арнис, вьет во дао, кэндо, оружие ушу, краби каронг, йоменри (с шестами). В 2010-х годах сильный импульс в развитии получили различные стили европейского фехтования: Historical European Martial Arts (HEMA) в Европе, Исторический Средневековый Бой (ИСБ) в России.
  • Современное оружие — АРБ, японское фехтование на винтовках со штыком. в XXI веке достаточно большую популярность приобрел ножевой бой.

Боевые искусства могут быть классифицированы по различным критериям, в том числе: По традиционности: исторические традиционные искусства, современные стили народной борьбы или современные гибридные боевые искусства.

По региону происхождения: восточные единоборства и западные БИ.

По методам подготовки: с оружием (фехтование, боевой посох и т. д.) или без оружия.

По применению или назначению: военное, самооборона, боевой спорт, сценические и демонстрационные формы, медитация.

В китайской традиции: «внешние» и «внутренние» стили, также «военные» (в доспехах) и «гражданские» (без доспехов, гражданскому лицу можно было хранить меч, а вот за хранение доспехов полагалась смертная казнь, потому большая часть китайских школ гражданские), «северные» (то как дерётся Джеки Чан[1]) и «южные» (то как дерётся Брюс Ли).

Коротко об основных БИ[править]

Вопреки расхожему мифу, наиболее популярные и эффективные стили БИ имеют либо чисто западное происхождение, либо вообще созданы синтетически в ХХ веке. Кроме того, почти все распространенные сегодня стили (включая считающиеся «очень древними» кунг-фу и карате) были созданы не ранее XVIII—XIX веков. Исключения есть, но крайне редки.

Терминология приемов[править]

  • Удары — собственно удары. Могут наноситься кулаком (реже открытой ладонью или сложно сгруппированной кистью), стопой ноги или нижней частью голени, локтями или коленями. Реже встречаются удары головой, совсем редко — плечом.
  • Броски — технические действия, направленные на выведение противника из равновесия и последующее падение.
  • Болевые приемы — действия, направленные на причинение противнику нестерпимой боли, как правило имитируют перелом сустава.
  • Удушающие приемы — действия направленные на ограничение возможности противника дышать.
  • Уклонение — защитное действие, направленное на нейтрализацию атаки противника путем избегания контакта с ним.
  • Блок — защитное действие, направленное на нейтрализацию атаки противника путем принятия ее на малочувствительные участки тела.

Существует некоторые количество других приемов (финты, психологические техники и т. д.), но они как правило не рассматриваются отдельно и не оговариваются правилами.

Ударные[править]

  • Бокс. Несмотря на весьма ограниченный спектр приемов (разрешены только удары кулаками) является одним из самых распространенных и эффективных видов БИ. Кроме того, бокс — очень хорошо разработанная система, со множеством школ и подходов к обучению спортсменов с самыми разными физическими данными. Вопреки кажущейся простоте не так уж легок в освоении из-за большого количества вспомогательных приемов: уклонений, перемещений и комбинаций ударов. Олимпийский вид спорта.
  • Кик-боксинг. Представляет собой попытку совместить боксерскую технику работы руками (с некоторой поправкой в защите на то, что противник может ударить ногой) с техникой работы ногами из каратэ, но не савата, поскольку создавшие его с саватом не были знакомы, а были каратистами. Возник после Второй Мировой Войны, когда во время чемпионатов по фулл-контакт-каратэ, выяснилось, что бить в перчатке каратистские удары неудобно и неэффективно. В целом, попытку можно считать удачной, поскольку кик-боксинг развился в самостоятельную систему, но при этом кик-боксеры успешно выступают и в боксе. Обычно разрешены только удары кулаками и ногами, но в некоторых направлениях применяются колени и локти — что является влиянием тайского бокса.
  • Муай-тай («тайский бокс», официальное название в России — «таиландский бокс»). Изначально таиландская ударная система во второй половине ХХ века стала популярна во всем мире. Является редким примером эффективной и распространенной системы с выраженным национальным колоритом. К тому же, муай-тай — очень древняя система, только в современном виде ей более 500 лет. Техника муай-тай проще и прямолинейнее, чем в боке или кик-боксинге, в ней меньше сложных перемещений, почти не используются уклонения (основная защита — жесткий блок), биомеханика ударов сориентирована на силу удара. В отличие от бокса и большинства школ кик-боксинга, в муай-тай активно используются колени и локти, в целом акцент смещен на ноги. Строго говоря, муай-тай относится к комбинированным системам, так как приветствует клинч и даже элементы борьбы в нем. Но борцовская техника выражена крайне слабо, поэтому муай-тай все же причисляют к ударным системам. Муай-тай любима борцами, перешедшими в комбинированные системы, так как при относительной легкости в освоении позволяет не слить ударную фазу поединка (кик)боксеру.
    • Муай-тай оказал большое влияние на кик-боксинг (в первую очередь своим знаменитым лоу-киком, а также ударами локтями и коленями), но и сам испытал большое влияние западных единоборств. В первую очередь это выразилось в том, что тайцы стали активно включать в арсенал уклонения и сложные перемещения, а также позаимствовали многие боксерские техники. В настоящее время (2023 г.) кик-боксинг и муай-тай стремительно сближаются.
  • Каратэ. По сути, не является единой системой, так как стили и школы могут отличаться друг от друга сильнее, чем муай-тай от кик-боксинга. В настоящее время наиболее широко распространены два стиля:
    • Сётокан (Шотокан) — классическое каратэ. Не выдержало конкуренции с кик-боксингом (изначально называвшимся фулл-контакт-каратэ, то есть «полноконтактное каратэ»), сегодня рассматривается как чисто спортивный стиль. Критиковалось ещё Оямой Масутацу за «бесконтактные» правила, по которым, если одни удары можно бить в контакт, то другие нужно бить без физического контакта, что приводит к тому чтобы избежать дисквалификации за противника налетевшего лицом на кулак, спортсмены часто приучаются от греха подальше бить ВСЕ удары бесконтактно, что может выйти боком во время реальной драке, когда гопники и хулиганы бьют в полную силу, а спортсмен по привычке останавливает ВСЕ удары в сантиметре от тела.
    • Кёкусин (Киокушин) — создан во второй половине ХХ века Масутацу Оямой, которому не нравились правила Сётокан, и он решил создать свои правила по которым можно и нужно бить в полную силу. На сегодняшний день — самый практичный стиль каратэ.
    • Годзюрю — традиционное окинавское каратэ, которое изучал Ояма Масутацу, от чего имеет много с ним общего, но есть и отличия.
  • Сават, он же «французский бокс». Идейный предшественник кик-боксинга, но на создание кик-боксинга не повилял никак, так как создатели кикбоксинга с ним не были знакомы, а после двух мировых войн сават пришёл в упадок по причине гибели большинства мастеров. Был вытащен из глубокой комы кикбоскингом, и на сегодняшний день практически с ним слился.
  • Тхэквондо — корейская система, основанная на ударах ногами (за удар рукой тоже дают очко, но существенно меньше, чем за удар ногой, потому руками бьют редко). Выглядит эффектно, но практичность спорна, потому что там запрещены удары по ногам (хоть тхэквондо и происходит от тхэккёна, где много бьют по ногам), так что тхэквондисты обычно пропускают все лоукики и подсечки.
  • Капоэйра — бразильская система ударов ногами (плюс ограниченный арсенал борьбы, в основном захватов руками за ноги) с элементами танца. Как и в предыдущем случае, скорее эффектна, чем эффективна.

Борьба[править]

  • Классическая борьба. Еще ее называют «греко-римская». Несмотря на прямую отсылку к античности, прямой наследницей античных БИ не является. Считается своего рода эталоном борьбы — разрешены только броски в стойке. Никаких подножек, подсечек и проходов в ноги. Борцы выступают в трико, захват за одежду запрещен.
  • Вольная борьба. Как и в классической, захват за одежду не разрешается. Зато арсенал включает в себя подножки. Спорным моментом является оценка действий не по броскам, а по туше — когда один из борцов получает очки за то, что занял определенное положение относительно другого. Из-за этого поединок двух вольников может выглядеть как странное елозенье друг по другу, непосвященному человеку ничего не говорящее. Причём оборняющийся в партере слишком часто лежит на животе раскинув в стороны руки и ноги, прямо под нападающим, что в реальной драке является крайне опасным уязвимым положением.
  • Дзю-до. Динамичная и разнообразная система борьбы, созданная в XIX веке японским врачом Дзингоро Кано. Борцы выступают в плотных кимоно, захват идет в основном за одежду (но и захваты за части тела тоже разрешены). Разрешены броски, удержания, болевые и удушающие приемы. В отличие от каратэ, сдавшего позиции боксу и кик-боксингу, является хрестоматийной системой борьбы с захватом за одежду. Из недостатков системы можно отметить странный пиетет к ногам оппонента — болевые на ноги запрещены, захват за ноги в стойке разрешен только в порядке контратаки. Олимпийский вид спорта, национальное достояние Японии.
    • В XXI веке существенным недостатком системы стало постоянное перекраивание правил в интересах японских спортсменов (в дзю-до в силу его происхождения традиционно сильно японское лобби). В частности, упомянутый выше запрет на захваты за ноги был введен именно потому, что в японских школах (в отличие от российских, где сильно влияние Самбо), им уделялось мало внимания, из-за чего японские дзюдоисты и сами не умеют работать в ноги, и плохо от таких приемов защищаются.
  • Самбо (на самом деле СамБО). Название системы это — аббревиатура, означающая «Самозащиа Без Оружия». Создана в 1920-е годы В.Ощепковым, А.Харлампиевым и В.Спиридоновым. Разделяется на спортивное (только борьба) и боевое (см.ниже). В спортивном самбо разрешены броски, удержания и болевые приемы. В отличие от дзю-до, нет удушений, зато есть болевые на ноги и захват за ноги в стойке. Борцы выступают в плотных куртках и шортах. Является единственным российским/советским видом спорта, популярным за рубежом.
    • Вопрос о создании Самбо является предметом полемики среди историков спорта. Главным создателем традиционно считается А.А.Харлампиев, который в 1936 году защитил дипломную работу, представлявшую собой описание приемов и правил этой борьбы. Тогда же появилось и названием. Согласно легенде, он совершил несколько поездок по кавказским и среднеазиатским республиками в поисках новых приемов борьбы. Харлампиев был учеником Ощепкова и Спиридонова. Ощепков, в свою очередь — учеником самого Дзигоро Кано, и был первым европейцем получившим второй дан. Во время репрессий был арестован как японский шпион и помер в изоляторе от сердечного приступа[2]. И спортивное самбо наиболее близко к тому чему обучал Ощепков. Элементы из видов борьбы Средней Азии и Кавказа, вероятно, попали в самбо ещё при Ощепкове, у которого были ученики из разных республик Союза, использовавшие свои национальные приёмы борьбы, так что Харлампиеву не было нужды колесить по всей стране — все сами приезжали сначала к его учителю, а затем и к нему самому. Спиридонов в свою очередь был сотрудником НКВД и знатоком джиуджитсу. В отличие от Ощепкова броски он не любил, а любил болевые стойки — милицейский приём с заведением руки за спину в стойке и взятием на болевой идёт именно от него! Тем не менее, Харлампиев как минимум свел наследие Спиридонова и Ощепкова в единую систему, много сделал для ее дальнейшего развития и популяризации.
  • Бразильское джиуджитсу — на самом деле не джиуджитсу, а происходит от дзюдо. Имеет развитую борьбу в партере благодаря чему часто побеждает в MMA, а критикуется за то, что вместо действий в стойке многие борцы на чемпионатах нередко просто ложится на спину, а затем обороняются лёжа на земле, и могут стать чемпионами мира не умея бросать противника на землю. А с точки зрения реальной драки — начать бой сразу с лежачей позиции чревато получение пинка с разгону по голове. С другой стороны, если нападающий один, то преимущество в партере скорее всего окажется решающим (при условии что освоил хотя бы один бросок, не ограничившись одним только партером. А если противником «бразильца» окажется дзюдоист или самбист и сам переведет драку в партер, то неизвестно кому будет хуже).
  • Айкидо — японская система борьбы в стойке. В отличие от дзю-до не предполагает жестких захватов и силовых бросков, а направлена на использовании энергии движения противника против него самого. Является объектом критики со стороны представителей более традиционных систем по причине более чем спорной эффективности — от поединков с представителями других стилей айкидоки как правило уклоняются, а имевшие место поединки традиционно заканчиваются их поражением.
  • Сумо — японский вид борьбы, знаменитый огромными тяжеловесами (хотя на самом деле в сумо просто нет весовых категорий, что привело к доминированию тяжей). Захват идет как правило за массивный пояс. Борьба идет только в стойке, партер отсутствует. Победа присуждается если противник коснулся земли любой точкой тела, кроме стоп ног. Кроме того, можно вытолкать оппонента а пределы круга, что также приносит победу. Поскольку вытолкать в большинстве случаев легче, 8 из 10 поединков в сумо заканчиваются победой по выталкиванию, а не броском. Практическая ценность системы невелика, но как зрелище она весьма популярна в Японии.
    • Есть мнение, что в прототипе сумо за пределами круга втыкали острые колья, так что выталкивание было штатным способом добиться победы. Потом колья убрали, а броски, для большей эффектности, добавили. Так это или нет — вопрос весьма дискуссионный.

Комбинированные[править]

  • Боевое самбо. К борцовским приемам спортивного самбо добавлена боксерская техника работы руками и ногами из джиу-джитсу. В отличие от других комбинированных систем, отдающих приоритет ударам, в БС борцовская техника рассматривается как «равноправная» ударной. Классический ход победного поединка в БС — нанесение нескольких ударов для деморализации или дезориентации противника, после чего проводится бросок, удержание (опционально) и болевой прием. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
  • Джиу-джитсу. Как единая система не существует — разные стили и школы отличаются разительно. Грубо говоря, представляет собой комбинацию дзю-до и каратэ. Хотя каратэ и джиуджитсу исторически были в разных странах, джиуджитсу — в Японии, а Окинава откуда каратэ до XIX считалась отдельной от Японии страной. Дзюдо же происходит от джиуджитсу (изначально в дзюдо изучались так же удары и фехтование катаной). Бойцы выступают в плотных кимоно.
  • Кудо. Синтетическая система, разработанная в 1980-х годах японским спортсменом Адзумой Такаси. Основой послужили дзю-до, каратэ кионкусинкай и тайский бокс. Является, вероятно, самой распространенной и узнаваемой комбинированной системой в мире, правда в последние годы с ней конкурирует выделившаяся в самостоятельный вид спорта ММА (см. ниже). Бойцы выступают в характерном плотном кимоно с рукавами до локтя и в защите. Разрешены все виды ударов, броски и болевые приемы. Удушений нет. Однако акцент смещен на ударную технику, при прочих равных побеждает боец, с преимуществом в ударах.
  • Армейский рукопашный бой (АРБ). По сути — наш ответ Кудо. Из существенных отличий только возможность выиграть проведя амплитудный бросок и обозначив четкое и незаблокированное противником добивание. Кроме того, удержания не оцениваются, хотя разрешены и применяются для получения тактического преимущества. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
  • ММА. Название представляет собой сокращение от английского названия Mixed Martial Arts (смешанные единоборства). Изначально система представляла собой не вид спорта, а соревнования, в которых принимали участие представители разных школ и систем. Однако в дальнейшем сформировался костяк правил, под который спортсмены начали целенаправленно готовиться, что, в свою очередь, привело к возникновению отдельной системы. В ММА разрешен весьма широкий спектр действий: удары, броски, болевые и удушающие приемы. Бойцы выступают без защиты (кроме накладок на кисти рук) и с голым торсом.
    • Шутфайтинг — напрямую происходит из американского рестлинга, где договорная борьба именуется «ворк», а честная борьба «шут». На первых чемпионатах по MMA среди участников было не мало шутфайтеров. Создан американским рестлером Бартом Вейлом переехавшим на ПМЖ в Японию и обнаружившим, что традиционная договорная борьба японцам неинтересна.
    • Стоит отметить, в ММА нет единого свода правил и их состав зависит от конкретной организации. В UFC, например, правила больше заточены под борцов и джитсеров, никаких стомпов или соккеркиков. Но так было не всегда, в 90-х годах, когда Смешанные боевые искусства только зарождались, было дозволено практически все и не было весовых категорий. А в нулевых годах была такая организация под названием PRIDE, где правила были наиболее уравновешенными для бойцов любых стилей, потому многие считают PRIDE лучшим ММА-промоушеном, где выступали, по сути своей, самые опасные люди на планете с физической точки зрения.
  • Панкратион. Своего рода предок ММА, входивший в программу ещё античных олимпийских игр, воссозданный в 1960-е годы американским спортсменом греческого происхождения Джимом Арванитисом. Почти во всем аналогичен ММА, но не так популярен.
  • Израильская система Крав-мага, позиционируется как исключительно практичная система направленая на выживание в бою. Является официальной для армии и полиции Израиля. Считается что там нет запрещенных приемов и поэтому не проводятся соревнования. Тренировки идут в полный контакт, с использованием защитной экипировки. Эффективность системы под вопросом, так как отсутствие правил, канона техники, рангов и соревнований создает широкое пространство для манипуляций и практикой Крав-мага не проверена. Тем не менее, материал, предлагаемый сертифицированными в Израиле инструкторами, выглядит в целом разумно и а кунг-фуфло не похож.
  • Хапкидо — корейский микс из местного тхэккёна (из которого вышло тхэквондо) и японского айки-дзюцу, а также отдельные элементы других БИ. Выгодно отличается от тхэквондо тем, что сохранило традиционный арсенал ударов по ногам (в тхэквондо по ногам не бьют).

БИ с оружием[править]

  • Олимпийское фехтование - олимпийский вид спорта. Подразделяется на три основные дисциплины: шпагу, рапиру и саблю. Они отличаются зоной поражения и разрешенными действиями (удары либо уколы). По своей сути ОФ наследует фехтованию Нового времени, когда холодное оружие все еще широко использовалось, но доспехов уже почти не было, и бой обычно заканчивался после первого же серьезного удара. Поэтому в современном ОФ бой ведется до первого попадания, после которого противники расходятся. Как правило в поединке большая часть схождений заканчивается обоюдным поражением соперников, которое засчитывается как очко обоим. На соревнованиях международного уровня счет из серии 41:44 при 35 обоюдках - норма жизни.
  • Кендо - изначально японская система владения мечом. В более-менее современном виде сформировалась довольно давно - в XVII веке, когда сёгун Токугава, впервые в истории объединив Японию, запретил самураям ношение (и даже домашнее хранение) доспехов. Эта мера должна была предотвратить бесконечные междусобицы. С точки зрения развития фехтования она привела к доминированию техник первого удара и скоростного извлечения оружия, так как поединок как правило выигрывал тот, кто первым нанес результативный удар. Подобная ситуация имела место и в Европе примерно в то же время, только там от доспехов отказались под влиянием огнестрельного оружия. В результате сегодня в кендо бой ведется до первого попадания, после чего противники расходятся. Также присутствует сложная система этикета и церемоний, влияющих на результат боя, причем не только до и после, но даже и во время поединка, в результате чего практическая ценность системы довольно низка, а ее представители в близких системах (см. ниже) выступают слабо.
    • Примерно такая же ситуация сложилась в других японских БИ с оружием: яридзюцу (владение копьем-яри), нагинатадзюцу (владение алебардой-нагинатой) и др. Хуже того, в них зачастую соревнования проводятся вообще без контакта соперников друг с другом - оценивается только качество исполнения приемов.
  • ИСБ (Исторический Средневековый Бой) - российский неофициальный вид спорта, обладающий, тем не менее, сформировавшимися правилами и стандартами и вышедший на международный уровень. Представляет собой фехтование в доспехах (требуется стилизация под тот или иной исторический период), как в дуэльных, так и в командных номинациях. Наиболее распространенные дуэльные номинации: щит+меч, полутораручный меч, меч+баклер, алебарда. Командные: 2 на 2, 3 на 3, 5 на 5, 21 на 21, 150 на 150. Проводятся также профессиональные поединки, где разрешены удары щитом и ногами, а также броски. Уколы запрещены во всех номинациях. В отличие от олимпийского фехтования, в ИСБ бой ведется не до первого попадания, а на время, в течение которого ведется подсчет очков. В коллективных номинациях боец считается выбывшем при падении, в т.ч. касании пола любой точкой тела, кроме стоп ног. В целом, картина поединка в ИСБ ближе к боксу/кик-боксингу, нежели к олимпийскому фехтованию.
  • СМБ (Спортивный Мечевой Бой) - также российский региональный вид спорта. По правилам и картине боя схож с ИСБ (см. выше), но бои проводятся не в металлических доспехах, а в специальном мягком снаряжении сходном с тем, что применяется в АРБ, Кудо и т.п. В качестве оружия используются тямбары - мягкие мечи со специальной разметкой. Основные номинации: щит+меч, меч+баклер, шашка+баклер, восточная сабля+щит, сабля соло, двуручный меч. Уколы могут быть как разрешены, так и запрещены в зависимости от номинации.
  • HEMA (Historical European Martial Arts) - сформировавшийся в Европе неофициальный вид спорта, набравший популярность и в России. Представляет собой нечто среднее между олимпийским фехтованием и ИСБ (см. выше). Бойцы выступают в плотных куртках и усиленных фехтовальных масках, используются элементы пластиковой защиты. Оружие стальное, но очень легкое и специально адаптированное для снижения травмоопасности. Уколы разрешены. Бои ведутся до первого попадания, после чего начинается новое схождение. Система во многом опирается на сохранившиеся фехтбухи эпохи Ренессанса (Мейер, Либери и др.), историчность техники бойцов учитывается судьями (хоть и не является главным критерием оценки).

Правды и бредни про боевые искусства[править]

  • Самое главное — ни одно боевое искусство не гарантирует победы в любой ситуации, но существенно увеличивает шансы на нее опять-таки в любой ситуации.
  • Существуют специальные «уличные» виды БИ, которые наглухо уделывают наивных спортсменов — в принципе, ситуация когда, скажем, боксера на улице одолеет хулиган при помощи какого-нибудь приемчика, не применяющегося в спортзале (например удара ногой в пах), вполне возможна. Однако гораздо вероятнее, что у понадеявшегося на подлянки гопника свет выключится гораздо раньше, чем он сумеет своей подлянкой воспользоваться. Дело в том, что ограничения в спорте это не какая-то бессмысленная дань традициям, а вполне здравые и разумные рамки дозволенного, позволяющие интенсивно нарабатывать навык без травм. По итогам, даже у средненького боксера, владеющего всего тремя-четырьмя наработанными комбинациями, навык ударов руками будет прокачан на порядок лучше, чем у гопника всего его подлянки. И это не говоря об ОФП. Про клоунаду вроде «бакланки», казачего спайса и тому подобные ужимки мы даже речь не ведем — это обычный развод легковерных обывателей на деньги и проходит он по другому ведомству. Так что на улице против спортсмена может скорее сработать внезапность нападения или количественное преимущество нападающих, чем какие-то «уличные» техники.
    • Крав-мага специализируется в том числе на оттачивании «запрещенных» приемом (удары в пах, глаза, горло и т. д.).
  • Настоящий мастер боевых искусств способен выйти победителем в схватке с целым взводом противников — и правда, и бред. Определённая подготовка существенно повышает шансы победить кого угодно. Но если оппонентов пойдёт на вас двое и более, то шансы уменьшаются пропорционально количеству врагов. К тому же всё зависит от того, какого качества будут эти враги, то есть насколько они вообще умеют драться. Нужно знать: когда надо драться, а когда лучше убежать.
  • Боевые искусства помогают защититься от вооружённого ножом хулигана — и да, и нет. Даже чтобы успешно обороняться от противника с ножом, на тренировке обязательно нужно изучать соответствующие приёмы и доводить их до автоматизма. Многое зависит и от того, как хорошо оппонент владеет своим оружием, и даже высокая боевая подготовка не даёт гарантии от ранения. Короче, если на вас кинулись с ножом — знайте, что порез вы точно получите. Главное, чтобы не в уязвимые места. Как показывает личный опыт автора правки — если на вас в тёмном переулке идёт хмырь с бабочкой и говорит «кошелёк или жизнь!», лучше исполните его желание — живым вы с ментами или, на худой конец, с толпой ваших друзей его найдёте и жестоко отплатите куда скорее, чем покалеченным, а то и сыгравшим в ящик. Если же кто-то серьёзно на вас кинулся ножом и хочет убить, или отдать что-то вы не можете от слова совсем — лучше хватайте в руку что-либо тяжёлое, например табуретку, стул, полено… да хоть здоровый камень или кирпич, и лупите мерзавца без пощады: нож — это вообще-то уже серьёзно. Главное, подумайте, что вы скажете следаку.
    • Подобное неплохо показано в «Тайне двух океанов»: когда шпион Ивашев кидается с выкидухой на госбеза, тот просто хватает табуретку и парирует нож в сиденье, чем обезоруживает мерзавца. В жизни у автора был как раз похожий случай. С отличием: после обезоруживания табуретка отправилась в полёт прямо в голову нападавшему. От ребят в униформе, конечно, потом про такой полёт и попадание были вопросы, но всё закончилось счастливо.
  • Существуют «особо эффективные» приёмы самообороны, абсолютно простые для освоения неподготовленному человеку — бред, и причём опасный. Наверняка каждый интересующийся не раз сталкивались с рекламой школ типа «гражданской самообороны», «реального уличного боя» и т. п. Типа «наша школа (секция, инструктор) всего за пару месяцев и символическую плату обучат вас нескольким простым и эффективным приёмам, которые помогут вам на улице». Если вам кто-то предлагает вступить в такую школу — посылайте такого рекламщика к известной бабушке с динозаврами. Надо знать, что для овладения квалифицированными навыками в любой сфере деятельности так или иначе нужно время, а в сфере боевых искусств — тем более. Даже простейшие приёмы действительно могут быть эффективны, но лишь при условии, того, что боец потратит на их освоение не один месяц в спортзале. К слову, на самом деле даже кажущиеся простыми приёмы, если их грамотно проводить, довольно сложны. Так, например, правильное выполнение обычного прямого удара кулаком (кросса) требует участия почти всех мышц тела — от стопы до кистей обеих (а не только бьющей) рук и даже шеи. Координировать работу такого количества мышц совсем не просто.
    • В «Шматрице» (гоблиновском варианте фильма «Матрица») Матвей (Морфей, в смысле) перед поединком с Нео говорит — «Есть три уровня сложности поединка. Первый — это тренировочный спарринг, как сейчас. Второй — смертельная драка в монастыре Шао-Линь. И третий — самый сложный — пьяная драка в коммунальной квартире». Для непонятливых объясняю — от кого больше вам достанется вреда? От боксёра-чемпиона мира, который имеет представления о правилах поединка, пределах применения силы и осознаёт свою ответственность за вас? Ему не нужны проблемы с законом, понимаете ли. Или от не контролирующих себя отморозков? Ответ, думаю, очевиден. Даже, если подумать, в школьной драке, если ваш оппонент — малолетний ничего не соображающий дебил, то и тут вы с лёгкостью можете получить серьёзную травму, хотя вроде бы хотели просто слегка выяснить отношения, честно и до первого фингала. В настоящем бою правила отсутствуют.
  • Применение особо крутых приёмом БИ отменяет физическую подготовку — бред. Хорошая физическая подготовка для нормального обучения приёмам просто необходима. Без нормальной физподготовки любое боевое искусство превращается не более чем в боевой балет.
    • Пресловутые удары по уязвимым местам без той же длительной подготовки и доведения действий до автоматизма не помогут — в те самые места надо ещё уметь и суметь(!) попасть. Да и надо понимать, что такой удар — это удар последнего шанса, если вас убивать начали. В противном случае будете пояснять следаку, почему превысили степень самообороны.
    • В реальности необходима и техника, и ОФП. Но есть занятный эффект — ОФП (особенно развитая выносливость) даже без техники существенно повышает ваши шансы в драке, а вот техника без ОФП бесполезна от слова «совсем».
  • Боевые искусства помогут девушке победить мужчин, а тщедушному подростку — здоровенного бугая — с прикрученным фитильком. На самом деле тут скорее речь идет не о противостоянии мужчины и женщина, а о частном случае драки противников, один из которых имеет явное физическое превосходство над вторым, так как средний мужчина всегда имеет определённое преимущество перед средней женщиной в физической силе и рефлексах. Поэтому, чтобы девушке победить уличного хулигана, она должна быть действительно хорошо тренирована, а он — иметь о боевой и физической подготовке весьма смутное представление. Тут работает нечто вроде закона квадрата-куба — одолеть противника, обладающего существенным физическим преимуществом, можно, но для этого нужно иметь преимущество в технике бОльшее, чем у противника в физике. Грубо говоря, чтобы победить вдвое более сильного амбала, девушка должна быть вчетверо более умелой. Тем не менее, владение боевыми искусствами для девушки может помочь нейтрализовать противника хотя бы временно — например, пользуясь тем, что от неё не ждут сколь-нибудь серьёзного сопротивления, нанести удар в ту же болевую точку или сбежать.
  • Восточные боевые искусства — самые древние виды боевых искусств, и от них всё пошло (как вариант — Восточные боевые искусства — самые эффективные из всех боевых искусств) — бред. Во-первых, ещё на предметах утвари, фресках, рисунках древних египтян, греков, римлян можно встретить изображения борцов и боксёров. Дошли до нас и европейские средневековые трактаты и иллюстрированные учебники, которые показывают изощрённое понимание самозащиты без оружия, включая броски, захваты, борьбу в партере, заломы, удары открытой рукой, удары ногами, переломы костей и даже воздействие на болевые точки. Хотя большее значение в них придавалось броскам, а не ударам, и борьбе в доспехах, нежели без, нельзя утверждать, что они были менее эффективны. чем восточные. Причина, по которой эти навыки сошли на нет и практически забылись, почти полностью лежит на развитии цивилизацией Запада личного огнестрельного оружия. Во-вторых, ну не существует в природе какого-либо «самого эффективного боевого искусства». Хотя бы потому, что непонятно, как вообще оценить эффективность того или иного БИ — ведь не стоит путать показ приёмов на публику и реальную драку или сражение. Как показывает опыт хотя бы реальных уличных драк, никакие приёмы нельзя расценивать как панацею. Работает то, что бойцом хорошо отработано до автоматизма, плюс нужно иметь какую-никакую голову на плечах, то есть соображать и уметь оценивать расстановку сил.
    • Тут есть исключение — муай-тай (см. выше). Вполне эффективная ударная боевая система, мало того что выраженно национальная, так еще древняя — более 500 лет только в современном виде.
  • Боевыми искусствами занимались в основном в монастырях и в основном монахи — бред. Монастырь всегда и везде в любой стране мира и в любой конфессии — это место, где уединяются люди с целью религиозной практики. Если в каких-нибудь голливудских кинолентах какой-нибудь монастырь изображают в виде вуза боевых искусств, это — буйный бред авторов фильма. В реальности даже в знаменитом Шаолине боевыми искусствами занимались далеко не все обитатели. Важно понимать: горы Суншань, где и расположен Шаолинь — довольно глухое место, где шастало немало бандитов, и на монастырь Шаолинь не раз нападали, вот и приходилось монастырю содержать собственную дружину. Часто в неё вступали монахи, бывшие в миру воинами, то есть вполне имеющие опыт. А в Японии после смерти господина самурай, не совершивший ритуальное самоубийство, либо становился ронином, либо уходил в монахи.
  • Лучшими бойцами в средневековой Японии были легендарные и таинственные ниндзя  — и да, и нет. Ниндзя полагались главным образом на скрытую и внезапную атаку. Главный упор делался не на доскональное овладение техникой боя, а на методы и способы застать противника врасплох.
  • Древнее боевое искусство ниндзя — ниндзюцу! — не существует такого боевого искусства, как такового. Ниндзюцу — это скорее целое направление боевой подготовки, включающая в себя искусство шпионажа, методику диверсионной работы в тылу врага, элементы выживания и т. д. Сами по себе боевые приёмы ниндзюцу — то же джиу-джитсу (но НЕ карате, которое с Окинавы являвшейся до XIX века официально «независимым» от Японии государством), только упор сделан на удары, а не броски. Поэтому всякие там секции по ниндзюцу, особенно в России — это либо реконструкторские клубы, либо просто шарашкины конторы. Если уж вы так хотите быть, как ниндзя, крутым и незаметным — отслужите срочную, а потом ещё и пять лет по контракту в ДШБ или разведроте, а лучше сразу в ОБСН ГРУ ГШ. Тогда вам точно будет завидовать большинство ниндзя.

Примеры[править]

Пожалуйста, приводите примеры, где герои изучают боевые искусства, а не фильмы с мордобитием.

Литература[править]

  • Генри Лайон Олди — множество примеров:
    • Ахейский цикл — множество главных и неглавных героев в палестре изучают необходимые будущим героям «предметы»: борьбу-панкратион, копейный бой, стрельбу из лука, колесничное дело и так далее.
    • «Чёрный Баламут» — протагонистами всех трёх книг являются ученики Рамы-с-Топором, величайшего мастера как обычных боевых искусств, так и сверхъестественного мастерства Астра-Видьи. Второй ученик, Дрона, попутно добирает боевых умений где только можно, обучаясь в том числе узнаваемо описанному искусству каларипаятту.
    • «Мессия очищает диск» — в центре происходящих событий находится монастырь Шаолинь и его монахи-воители. Комментарии излишни.
    • «Бездна голодных глаз», новелла «Сумерки мира» — подготовка саларов, Скользящих-в-Сумерках. Включает как традиционное фехтование и рукопашный бой, так и обращение с экзотическими снарядами вроде каменного ядра.
    • «Нопэрапон» — главным образом, в «современной» линии, где серьезно занимающиеся боевыми искусствами главные герои пытаются раскрыть секрет системы идиотских тренировок, которые, тем не менее, наделяют адептов невероятной силой.
    • Причём обе ипостаси Олдей — практикующие каратисты и знают, о чём пишут.
  • «Волкодав»: «Кан-киро, благородное кан-киро, трижды глуп тот, кто понимает его лишь как искусство сражаться!» Тем не менее, сражаться оно тоже вполне помогает. Судя по описанию, похоже на айкидо и в философской, и в боевой части. Надо также отметить, что на определённой ступени овладения кан-киро мастера становятся практически непобедимы силами обычных людей, и проигрывают только при недостаточной чистоте духа, если их поступки противоречат мировой гармонии.
  • Алекс Кош, цикл «Далёкая страна»: так и называется — Искусство. Комплексная система развития тела, разума и духа, позволяющая делать всё, что мы так любим в фильмах о кунг-фу (многометровые прыжки, прошибание камня голыми руками, уклонение от стрел и так далее). По сути, несмотря на то, что начинается всё с физподготовки и традиционных приёмов единоборств, является полноценной магической школой, разве что учит правлять не внешней энергией, как Ремесло, а внутренней. Изобретено вампирами, от которых перешло к людям, вампиры лидируют в освоении с заметным отрывом.
  • Питер Бретт, «Война с демонами» — шарусак, красийское искусство рукопашного боя. Делится на три стиля, по мере возрастания сложности и эффективности. Шарусак шарумов (воинов) включает в себя подготовку с оружием и без, ориентирован на удары и подсечки. Боевое искусство дама (священников-мужчин) целиком построено на безоружном бое (оружие запретно для дама), включает больше бросков и захватов и позволяет адепту без большого труда расправиться с вооружённым шарумом. Наконец, шарусак дама’тинг (женщин-священниц) ориентирован на атаку критических точек, применяется только в крайнем случае, но много эффективнее первых двух стилей — один из воинов позволил отрезать себе язык и сделать себя евнухом, чтобы ему позволили учиться бою у дама’тинг.
  • «Архимаг» А. Рудазова — любимый вид спорта дэвкаци — вольная борьба. Правила очень просты. Положив противника на лопатки, получаешь очко. Судья обозначает его, загибая палец. Правая ладонь — один борец, левая — другой. Когда на одной из рук все пальцы окажутся загнутыми, этот борец побеждает. Нельзя наносить противнику удары, сжимать его ногами, делать подножки, подсечки и так далее. Все захваты ограничиваются верхней частью тела. Пожалуй, единственное серьёзное отличие борьбы дэвкаци от греко-римской — отсутствие весовых категорий. Да и то сказать — наилегчайший из местных борцов на сотню фунтов превосходит человеческого супертяжа.
  • Миры и войны Сергея Тармашева:
    • Цикл «Древний» — воинская каста часто проводит уроки самообороны для гражданской, чтобы в случае чего те смогли отстоять родной дом.
    • Цикл «Иллюзия» — Иоланту, как и всех прочих пробужденных, обучают еще и БИ. Девушкам это особенно важно: у них и боевые кристаллы слабее, и защита менее прочная, зато сверхчеловеческие физические характеристики подвезли, и обычно этого хватает.
    • Цикл «Жажда власти» — одну из претенденток на трон, Юлу, серьезно готовят по военной программе, включающую в себя, помимо прочего, углубленное изучение БИ. На фоне её изнуряющих тренировок подготовка других кандидатов выглядит комично: Славика просто учат бегать кросс, чтобы побыстрее занять трон, подготовка Ксении же давит педаль в другую галактику: ей просто сжигают лишний жирок медицинскими процедурами. И даже учитывая это она все равно умудряется пребывать немного «в теле».
  • А. Корнилов, Р. Злотников, цикл «Рыцари Порога» — в последней книге рыцари открывают новую, четвертую крепость, в которую набирают всех желающих (прошедших вступительное испытание, но это мелочи), и занимаются их обучением. В основном свежеиспеченных рыцарей учат боевым искусствам, и надо сказать, учат весьма недурно — спустя полгода обучения каждый студент способен точным ударом руки переломить меч противника, посохом расщепить стрелу надвое в полете и так далее.

Кино[править]

  • «Непобедимый» (1983). Советский фильм, в художественном ключе воспроизводящий тот вариант легенды о создании Самбо, в котором Харлампиев колесил по всему Союзу, собирая приемы народных видов борьбы. Красноармеец Андрей Хромов приезжает в Среднюю Азию (судя по всему в Узбекистан), чтобы изучать борьбу куреш. Там он оказывается впутан в местные интриги, в том числе в поиски старинного манускрипта, содержащего описания смертоносных приемов. По совместительству является истерном.
  • Для множества боевиков 90-х годов ХХ века была характерна схема: герой (или его родственник) выхватывает люлей от сильного и жестокого противника — герой находит ментора — герой превозмогает того самого сильного и жестокого противника. Наиболее яркие примеры: «Кикбоксер», «Кровавый Спорт — 2», «В поисках приключений».
    • Ещё лет на 15 ранее подобная схема была в ранних фильмах Джеки Чана. Как вариант — получив вначале небольших люлей, тренируется у ментора кое-как. Считая себя уже окрутевшим, получает от антагониста серьёзно, и уже на этом этапе начинает заниматься всерьёз, вплоть до изобретения собственных техник.
  • «Ип Ман» — про житие учителя Брюса Ли. Тема разнообразных БИ раскрыта более чем широко.
  • «Эквилибриум» — ган-ката, боевое искусство с использованием огнестрела.
  • «Запретное царство» — главный герой — подросток Джейсон, обучаясь кунг-фу вырастает над собой не только физически, но и духовно. Звездный дуэт Джета Ли и Джеки Чана прилагается.
  • Позднесоветские узбекфильмовские «Новые приключения Акмаля» — главный герой-подросток, пообещав больше никуда не убегать, занялся самбо и, возможно, дзюдо (занятия первым показаны напрямую, но сразу после этого выходит поговорить с милиционером в полном дзюдоги — хотя теоретически оно могло быть «сыграно» белой самбовкой с пододетыми светлыми брюками). Впоследствии умение пригождается отбиваться от стражи присвоившего его подвиг хана.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Кунг-фу Панда» — вся франшиза об этом.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — куда же в СФК Азии без монастырей, обучающих боевых монахов?
  • Star vs. the Forces of Evil — Марко занимается каратэ, пару эпизодов мультика закручивается вокруг этого занятия. К слову, этот навык помогает ему бить злодеев.
  • A.T.O.M. — в этой вселенной существует вымышленное боевые искусство джо-лан, позволяющее использовать дистанционные атаки, а-ля Hadouken из Street Fighter. Им владеет главный герой Аксель.
    • Бразильянка Лайнесс является мастером своего национального боевого искусства капоэйра.
  • Teenage Mutant Ninja Turtles — как минимум юность свою черепашки провели, обучаясь боевым искусствам у гигантской разумной крысы, которая сама обучалась по книгам и фильмам.

Комиксы[править]

  • DC Comics — если перед вами обычный человек, не обладающий инопланетным происхождением, врожденными мутациями или божественной родословной, то с вероятностью в 95 % он как минимум несколько лет обучался двум или более БИ. Педаль в пол давит Бэтмен, изучивший ВСЕ известные человечеству боевые искусства. Причем первые 127(!) из них он изучил до 25(!!) лет.

Манга и аниме[править]

  • Ranma 1/2 — всё вокруг этого, everything is kungfu anything goes. Тренировочные пробежки и ката начинаются прямо с заставки; внутри — в ассортименте от реальных кэмпо/карате, дзюдо, кюдо, сумо, дзюдо, кэндо и европейского фехтования (введённых буквально за первые три главы манги и полторы серии аниме) до это ж надо было додуматься.
  • Angel Beats! — Мацусита «пятый дан» занимается дзюдо. Он также обучил всех остальных членов команды этому боевому искусству.
  • Gunnm — марсианское боевое искусство киборгов Panzer Kunst.
  • Hajime no Ippo — Иппо Макуноти — робкий ученик старшей школы, не имеющий друзей из-за того, что он всегда занят помощью маме в их семейном рыболовном бизнесе. Однажды, после избиения Иппо группой хулиганов во главе с Умэдзавой, ему помог профессиональный боксер среднего веса, прогнавший хулиганов и отнесший Иппо в Зал Камогава, принадлежащий бывшему боксеру Гэндзи Камогаве, чтобы обработать его раны. Когда Иппо проснулся от звуков боксерской тренировки, боксёр, спасший его, Мамору Такамура, попытался его взбодрить, позволив выместить своё расстройство на боксёрской груше. Это было первое знакомство Иппо с боксом. После этого случая Иппо стал регулярно тренироваться. Его профессиональный путь в японском боксе начался с двух спаррингов со своим сверстником Итиро Миятой.
  • Dragon Ball — если вы вдруг забыли, то изначально манга была об этом. Школы, Интернациональные турниры и старые и мудрые мастера в наличии. Позже все скатилось в швыряние бомбами духов размером с планету, измерение длины камехамехи и прочего.
  • Hokuto no Ken — на любой вкус и цвет! Балом правят Хокуто и Нанто, древнейшие китайские смертельные стили с двухтысячелетней историей. Это наглядно показано в главе с фальшивым Токи: самый слабый ученик Хокуто, учившийся у самого слабого ученика Хокуто, одним ударом убивает сильнейшего боксера. Прочих боевых стилей дофига и больше[3], поэтому рассмотрим только наиболее интересные:
    • Собственно, Hokuto Shin Ken, aka Божественный Кулак Большого Ковша (Не путать с кулаком северной звезды — названием самой манги) — боевое искусство, специализирующееся на поражении «скрытых точек» противника. У каждого человека есть 708 скрытых точек, нажатие на каждую из которых производит разного рода эффекты: ослепляет, парализует, лечит, калечит, заставляет противника идти спиной вперед, пока тот не упадет с обрыва(!), заставляет немую девочку говорить(!!); Но в основном используется, конечно же, для эффектного убийства путем взрыва той или иной части тела (серьезно, такое ощущение что из этих 708 точек как минимум 700 отвечают за убийство). Максимально полный список скрытых точек и эффектов от нажатия на них, а также других техник, можно найти тут (только не пытайтесь, пожалуйста, повторять прочитанное дома: если повезёт, сломаете палец. Если не повезет, маме придется отмывать от вас обои).
    • Nanto Sei Ken, aka Святой Кулак Южного Ковша. Имеет 108 разных школ, в каждой из которой изучают разные стили. При этом в большинстве своем различаются только названиями самих стилей и атак. Шесть сильнейших обладателей образуют шестерку священных кулаков южного ковша, что символизирует шесть звезд в этом созвездии. Специализируются на режущих ударах собственным ки, которым с одинаковой легкостью разрубают пополам человека в доспехах, огромный валун или танк.
    • Nanto Bakusatsu Ken, aka Кулак Взрывного Убийства Южного Ковша — игра с тропом. Боевой стиль Шакала, который драться не умеет от слова совсем, но крутизну в глазах подчиненных проявлять надо, поэтому он просто кричит пафосное название своего стиля перед атакой и… кидает в противника динамитом. Подсвечено Кеном.
  • JoJo's Bizarre Adventure — в программу обучения хамону, помимо всего прочего, входит еще и изучение боевых искусств, без которых он будет практически бесполезен.

Видеоигры[править]

  • В большинстве файтингов история начинается именно с обучения ГГ боевому искусству — Tekken, Street Fighter, Killer Instinct, тысячи их! Так что приводите, пожалуйста, примеры из других жанров.
  • Sleeping Dogs — несмотря на то, что это GTA-клон (где есть огнестрел), разборки триад здесь в подавляющем большинстве случаев происходят врукопашную. Изредка используется холодняк. Также, ГГ по сюжету встречает своего тренера и обучаться некоторым приёмам. В отличие от GTA, где есть простенькие удары руками-ногами, здесь действительно много движений из восточных единоборств.
  • Jade Empire — в этой игре от BioWare, где действие происходит в фэнтезийной версии средневекового Китая, огнестрела, как и любого дистанционного оружия, практически нет, и разбираться со всеми врагами приходится исключительно врукопашную.
  • Splinter Cell — начиная с Conviction, хотя по новеллизациям Фишер владел крав-мага с самого начала службы в Третьем Эшелоне. Помимо боев в перестрелке с применением огнестрельного оружия и окружения, также есть эпизоды с допросами, где нужно обезоружить противника, а затем при помощи колена/рояля/флагштока принудить его к сотрудничеству. В Blacklist снова вернули нож и возможность оглушать

Визуальные романы[править]

  • Little Busters! — Кенго Миядзава входит в клуб кэндо. Он даже ходит в основном в хакама, с недоверием относясь к школьной форме. Синай, кстати, является его фирменным оружием в игре.

Настольные игры[править]

  • World of Darkness — не смотря на обилие таких монстров, которых из пулемета то уложить трудно, БИ во вселенной мира тьмы все же пользуются популярностью:
« Раз – и Люсита сдавила захватом шею князя, два – и она ткнула его пальцами в глаза. Раз-два, быстрее чем ребенок может вздохнуть, и сильнее, чем любой смертный может ударить. Она злорадно улыбнулась, наблюдая за тем, как потерявший весь свой царственный вид и оставшийся без глаз Канут в панике щелкал глазами и хватался за горло. Ни взгляда, ни голоса, и ни шанса использовать потусторонне и гипнотическое величие. Теперь она могла доделать оставшееся на свое усмотрение. »
— Vampire: The Masquerade
  • CyberPunk 2020 — на удивление отлично проработанная система БИ. В отличии от обычного уличного драчуна, мастер БИ действительно должен обучаться, и обучаться довольно долго, в зависимости от стиля. В основных правилах есть Айкидо, Бокс, Кунг-Фу, Каратэ, Капоэйра, Дзюдо, Чой Ли Фут, Сават, Муай-тай, Тхэквондо и Реслинг. Бокс, Дзюдо и Реслинг даются легче всех, Тхэквондо и Муай-тай — сложнее(Того же бокса — аж в 4 раза). Преимущество боевых искусств перед обычным мордобоем в том, что в них есть ключевые атаки — атаки, отражающие сильные стороны данного стиля. Когда используется ключевая атака, к числу атаки прибавляется определенный модификатор, зависящий от атаки и стиля. Также, при использовании боевых искусств к повреждениям добавляется уровень умения. Например, мастер с +10 на кунг-фу будет наносить на 10 очков повреждения больше[4]. Это очень внушительное преимущество, особенно при ударах в голову (которые наносят двойные повреждения).

Примечания[править]

  1. Одно из интервью с Джеки Чаном, когда на вопрос между северными и южными стилями, он попросил посмотреть как дерётся он и как Брюс Ли
  2. История с арестом Ощепкова крайне мутная, он служил в контрразведке еще при царе и попал под "харбинскую" кампанию НКВД в 1937 году. Был ли он в чем-то виноват или стал жертвой произвола - сказать уже невозможно.
  3. Если вдруг кому интересно всех посмотреть, то вот список
  4. Для справки, урон от обычной атаки рукой — 1-2. Урон от дробовика с трех метров — 2-12.