Редактирование: Боевые искусства

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 62: Строка 62:
* Классическая борьба. Еще ее называют «греко-римская». Несмотря на прямую отсылку к античности, прямой наследницей античных БИ не является. Считается своего рода эталоном борьбы — разрешены только броски в стойке. Никаких подножек, подсечек и проходов в ноги. Борцы выступают в трико, захват за одежду запрещен.
* Классическая борьба. Еще ее называют «греко-римская». Несмотря на прямую отсылку к античности, прямой наследницей античных БИ не является. Считается своего рода эталоном борьбы — разрешены только броски в стойке. Никаких подножек, подсечек и проходов в ноги. Борцы выступают в трико, захват за одежду запрещен.
* Вольная борьба. Как и в классической, захват за одежду не разрешается. Зато арсенал включает в себя подножки. Спорным моментом является оценка действий не по броскам, а по туше — когда один из борцов получает очки за то, что занял определенное положение относительно другого. Из-за этого поединок двух вольников может выглядеть как странное елозенье друг по другу, непосвященному человеку ничего не говорящее. Причём оборняющийся в партере слишком часто лежит на животе раскинув в стороны руки и ноги, прямо под нападающим, что в реальной драке является крайне опасным уязвимым положением.
* Вольная борьба. Как и в классической, захват за одежду не разрешается. Зато арсенал включает в себя подножки. Спорным моментом является оценка действий не по броскам, а по туше — когда один из борцов получает очки за то, что занял определенное положение относительно другого. Из-за этого поединок двух вольников может выглядеть как странное елозенье друг по другу, непосвященному человеку ничего не говорящее. Причём оборняющийся в партере слишком часто лежит на животе раскинув в стороны руки и ноги, прямо под нападающим, что в реальной драке является крайне опасным уязвимым положением.
* Дзюдо. Динамичная и разнообразная система борьбы, созданная в XIX веке японским врачом Дзингоро Кано. Борцы выступают в плотных кимоно, захват идет в основном за одежду (но и захваты за части тела тоже разрешены). Разрешены броски, удержания, болевые и удушающие приемы. В отличие от каратэ, сдавшего позиции боксу и кикбоксингу, является хрестоматийной системой борьбы с захватом за одежду. Из недостатков системы можно отметить странный пиетет к ногам оппонента — болевые на ноги запрещены, захват за ноги в стойке разрешен только в порядке контратаки. Олимпийский вид спорта, национальное достояние [[Япония|Японии]].
* Дзю-до. Динамичная и разнообразная система борьбы, созданная в XIX веке японским врачом Дзингоро Кано. Борцы выступают в плотных кимоно, захват идет в основном за одежду (но и захваты за части тела тоже разрешены). Разрешены броски, удержания, болевые и удушающие приемы. В отличие от каратэ, сдавшего позиции боксу и кик-боксингу, является хрестоматийной системой борьбы с захватом за одежду. Из недостатков системы можно отметить странный пиетет к ногам оппонента — болевые на ноги запрещены, захват за ноги в стойке разрешен только в порядке контратаки. Олимпийский вид спорта, национальное достояние [[Япония|Японии]].
** В XXI веке существенным недостатком системы стало постоянное перекраивание правил в интересах японских спортсменов (в дзюдо в силу его происхождения традиционно сильно японское лобби). В частности, упомянутый выше запрет на захваты за ноги был введен именно потому, что в японских школах (в отличие от российских, где сильно влияние Самбо), им уделялось мало внимания, из-за чего японские дзюдоисты и сами не умеют работать в ноги, и плохо от таких приемов защищаются.
** В XXI веке существенным недостатком системы стало постоянное перекраивание правил в интересах японских спортсменов (в дзю-до в силу его происхождения традиционно сильно японское лобби). В частности, упомянутый выше запрет на захваты за ноги был введен именно потому, что в японских школах (в отличие от российских, где сильно влияние Самбо), им уделялось мало внимания, из-за чего японские дзюдоисты и сами не умеют работать в ноги, и плохо от таких приемов защищаются.
* Самбо (на самом деле СамБО). Название системы это — аббревиатура, означающая «Самозащиа Без Оружия». Создана в 1920-е годы В.Ощепковым, А.Харлампиевым и В.Спиридоновым. Разделяется на спортивное (только борьба) и боевое (см.ниже). В спортивном самбо разрешены броски, удержания и болевые приемы. В отличие от дзюдо, нет удушений (что довольно странно), зато есть болевые на ноги и захват за ноги в стойке. Борцы выступают в плотных куртках и шортах. Является единственным российским/советским официальным видом спорта, популярным за рубежом.
* Самбо (на самом деле СамБО). Название системы это — аббревиатура, означающая «Самозащиа Без Оружия». Создана в 1920-е годы В.Ощепковым, А.Харлампиевым и В.Спиридоновым. Разделяется на спортивное (только борьба) и боевое (см.ниже). В спортивном самбо разрешены броски, удержания и болевые приемы. В отличие от дзю-до, нет удушений, зато есть болевые на ноги и захват за ноги в стойке. Борцы выступают в плотных куртках и шортах. Является единственным российским/советским видом спорта, популярным за рубежом.
** Вопрос о создании Самбо является предметом полемики среди историков спорта. Главным создателем традиционно считается А.А.Харлампиев, который в 1936 году защитил дипломную работу, представлявшую собой описание приемов и правил этой борьбы. Тогда же появилось и названием. Согласно легенде, он совершил несколько поездок по кавказским и среднеазиатским республиками в поисках новых приемов борьбы. Харлампиев был учеником Ощепкова и Спиридонова. Ощепков, в свою очередь — учеником самого Дзигоро Кано, и стал первым европейцем, получившим второй дан. Во время репрессий был арестован как японский шпион и помер в изоляторе от сердечного приступа<ref>История с арестом Ощепкова крайне мутная, он служил в контрразведке еще при царе и попал под "харбинскую" кампанию НКВД в 1937 году. Был ли он действительно в чем-то виноват или стал жертвой произвола - сказать уже невозможно.</ref>. И спортивное самбо наиболее близко к тому чему обучал Ощепков. Элементы из видов борьбы Средней Азии и Кавказа, вероятно, попали в самбо ещё при Ощепкове, у которого были ученики из разных республик Союза, использовавшие свои национальные приёмы борьбы, так что Харлампиеву не было нужды колесить по всей стране — все сами приезжали сначала к его учителю, а затем и к нему самому.  Спиридонов в свою очередь был сотрудником НКВД и знатоком джиуджитсу. В отличие от Ощепкова броски он не любил, а любил болевые стойки — милицейский приём с заведением руки за спину в стойке и взятием на болевой идёт именно от него! Тем не менее, Харлампиев как минимум свел наследие Спиридонова и Ощепкова в единую систему, много сделал для ее дальнейшего развития и популяризации.
** Вопрос о создании Самбо является предметом полемики среди историков спорта. Главным создателем традиционно считается А.А.Харлампиев, который в 1936 году защитил дипломную работу, представлявшую собой описание приемов и правил этой борьбы. Тогда же появилось и названием. Согласно легенде, он совершил несколько поездок по кавказским и среднеазиатским республиками в поисках новых приемов борьбы. Харлампиев был учеником Ощепкова и Спиридонова. Ощепков, в свою очередь — учеником самого Дзигоро Кано, и был первым европейцем получившим второй дан. Во время репрессий был арестован как японский шпион и помер в изоляторе от сердечного приступа<ref>История с арестом Ощепкова крайне мутная, он служил в контрразведке еще при царе и попал под "харбинскую" кампанию НКВД в 1937 году. Был ли он в чем-то виноват или стал жертвой произвола - сказать уже невозможно.</ref>. И спортивное самбо наиболее близко к тому чему обучал Ощепков. Элементы из видов борьбы Средней Азии и Кавказа, вероятно, попали в самбо ещё при Ощепкове, у которого были ученики из разных республик Союза, использовавшие свои национальные приёмы борьбы, так что Харлампиеву не было нужды колесить по всей стране — все сами приезжали сначала к его учителю, а затем и к нему самому.  Спиридонов в свою очередь был сотрудником НКВД и знатоком джиуджитсу. В отличие от Ощепкова броски он не любил, а любил болевые стойки — милицейский приём с заведением руки за спину в стойке и взятием на болевой идёт именно от него! Тем не менее, Харлампиев как минимум свел наследие Спиридонова и Ощепкова в единую систему, много сделал для ее дальнейшего развития и популяризации.
* Бразильское джиуджитсу (в просторечии - БЖЖ) — на самом деле не джиуджитсу, а происходит от дзюдо. Имеет развитую борьбу в партере благодаря чему часто побеждает в MMA, а критикуется за то, что вместо действий в стойке многие борцы на чемпионатах нередко просто ложится на спину, а затем обороняются лёжа на земле, и могут стать чемпионами мира не умея бросать противника на землю. А с точки зрения реальной драки — начать бой сразу с лежачей позиции чревато получение пинка с разгону по голове. С другой стороны, если нападающий один, то преимущество в партере скорее всего окажется решающим. На сегодняшний день (2024 г.) БЖЖ считается каноничной системой по работе в партере.
* Бразильское джиуджитсу — на самом деле не джиуджитсу, а происходит от дзюдо. Имеет развитую борьбу в партере благодаря чему часто побеждает в MMA, а критикуется за то, что вместо действий в стойке многие борцы на чемпионатах нередко просто ложится на спину, а затем обороняются лёжа на земле, и могут стать чемпионами мира не умея бросать противника на землю. А с точки зрения реальной драки — начать бой сразу с лежачей позиции чревато получение пинка с разгону по голове. С другой стороны, если нападающий один, то преимущество в партере скорее всего окажется решающим (при условии что освоил хотя бы один бросок, не ограничившись одним только партером. А если противником «бразильца» окажется дзюдоист или самбист и [[бросить в терновый куст|сам переведет драку в партер]], [[а 220 не хочешь?|то неизвестно кому будет хуже]]).
* Айкидо — японская система борьбы в стойке. В отличие от дзюдо не предполагает жестких захватов и силовых бросков, а направлена на использовании энергии движения противника против него самого. Является объектом критики со стороны представителей более традиционных систем по причине более чем спорной эффективности — от поединков с представителями других стилей айкидоки как правило уклоняются, а имевшие место поединки традиционно заканчиваются их поражением.
* Айкидо — японская система борьбы в стойке. В отличие от дзю-до не предполагает жестких захватов и силовых бросков, а направлена на использовании энергии движения противника против него самого. Является объектом критики со стороны представителей более традиционных систем по причине более чем спорной эффективности — от поединков с представителями других стилей айкидоки как правило уклоняются, а имевшие место поединки традиционно заканчиваются их поражением.
* [[Сумо]] — японский вид борьбы, знаменитый огромными тяжеловесами (хотя на самом деле в сумо просто нет весовых категорий, что привело к доминированию тяжей). Захват идет как правило за массивный пояс. Борьба идет только в стойке, партер отсутствует. Победа присуждается если противник коснулся земли любой точкой тела, кроме стоп ног. Кроме того, можно вытолкать оппонента а пределы круга, что также приносит победу. Поскольку вытолкать в большинстве случаев легче, 8 из 10 поединков в сумо заканчиваются победой по выталкиванию, а не броском. Практическая ценность системы невелика, но как зрелище она весьма популярна в Японии.
* [[Сумо]] — японский вид борьбы, знаменитый огромными тяжеловесами (хотя на самом деле в сумо просто нет весовых категорий, что привело к доминированию тяжей). Захват идет как правило за массивный пояс. Борьба идет только в стойке, партер отсутствует. Победа присуждается если противник коснулся земли любой точкой тела, кроме стоп ног. Кроме того, можно вытолкать оппонента а пределы круга, что также приносит победу. Поскольку вытолкать в большинстве случаев легче, 8 из 10 поединков в сумо заканчиваются победой по выталкиванию, а не броском. Практическая ценность системы невелика, но как зрелище она весьма популярна в Японии.
** Есть мнение, что в прототипе сумо за пределами круга втыкали острые колья, так что выталкивание было штатным способом добиться победы. Потом колья убрали, а броски, для большей эффектности, добавили. Так это или нет — вопрос весьма дискуссионный.
** Есть мнение, что в прототипе сумо за пределами круга втыкали острые колья, так что выталкивание было штатным способом добиться победы. Потом колья убрали, а броски, для большей эффектности, добавили. Так это или нет — вопрос весьма дискуссионный.


=== Комбинированные ===
=== Комбинированные ===
* Боевое самбо. К борцовским приемам спортивного самбо добавлена боксерская техника работы руками и ногами из джиуджитсу. В отличие от других комбинированных систем, отдающих приоритет ударам, в БС борцовская техника рассматривается как «равноправная» ударной. Классический ход победного поединка в БС — нанесение нескольких ударов для деморализации или дезориентации противника, после чего проводится бросок, удержание (опционально) и болевой прием. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
* Боевое самбо. К борцовским приемам спортивного самбо добавлена боксерская техника работы руками и ногами из джиу-джитсу. В отличие от других комбинированных систем, отдающих приоритет ударам, в БС борцовская техника рассматривается как «равноправная» ударной. Классический ход победного поединка в БС — нанесение нескольких ударов для деморализации или дезориентации противника, после чего проводится бросок, удержание (опционально) и болевой прием. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
* Джиуджитсу. Как единая система не существует — разные стили и школы отличаются разительно. Грубо говоря, представляет собой комбинацию дзюдо и каратэ. Хотя каратэ и джиуджитсу исторически были в разных странах, джиуджитсу — в Японии, а Окинава откуда каратэ до XIX считалась отдельной от Японии страной. Дзюдо же происходит от джиуджитсу (изначально в дзюдо изучались так же удары и фехтование катаной). Бойцы выступают в плотных кимоно.
* Джиу-джитсу. Как единая система не существует — разные стили и школы отличаются разительно. Грубо говоря, представляет собой комбинацию дзю-до и каратэ. Хотя каратэ и джиуджитсу исторически были в разных странах, джиуджитсу — в Японии, а Окинава откуда каратэ до XIX считалась отдельной от Японии страной. Дзюдо же происходит от джиуджитсу (изначально в дзюдо изучались так же удары и фехтование катаной). Бойцы выступают в плотных кимоно.
* Кудо. Синтетическая система, разработанная в 1980-х годах японским спортсменом Адзумой Такаси. Основой послужили дзюдо, каратэ кионкусинкай и муайтай. Является, вероятно, самой распространенной и узнаваемой комбинированной системой в мире, правда в последние годы с ней конкурирует выделившаяся в самостоятельный вид спорта ММА (см. ниже). Бойцы выступают в характерном плотном кимоно с рукавами до локтя и в защите. Разрешены все виды ударов, броски и болевые приемы. Удушений нет. Однако акцент смещен на ударную технику, при прочих равных побеждает боец, с преимуществом в ударах.
* Кудо. Синтетическая система, разработанная в 1980-х годах японским спортсменом Адзумой Такаси. Основой послужили дзю-до, каратэ кионкусинкай и тайский бокс. Является, вероятно, самой распространенной и узнаваемой комбинированной системой в мире, правда в последние годы с ней конкурирует выделившаяся в самостоятельный вид спорта ММА (см. ниже). Бойцы выступают в характерном плотном кимоно с рукавами до локтя и в защите. Разрешены все виды ударов, броски и болевые приемы. Удушений нет. Однако акцент смещен на ударную технику, при прочих равных побеждает боец, с преимуществом в ударах.
* Армейский рукопашный бой (АРБ). По сути — наш ответ Кудо. Из существенных отличий только возможность выиграть проведя амплитудный бросок и обозначив четкое и незаблокированное противником добивание. Кроме того, удержания не оцениваются, хотя разрешены и применяются для получения тактического преимущества. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
* Армейский рукопашный бой (АРБ). По сути — наш ответ Кудо. Из существенных отличий только возможность выиграть проведя амплитудный бросок и обозначив четкое и незаблокированное противником добивание. Кроме того, удержания не оцениваются, хотя разрешены и применяются для получения тактического преимущества. Бойцы выступают в защите и плотных куртках.
* ММА. Название представляет собой сокращение от английского названия Mixed Martial Arts (смешанные единоборства). Изначально система представляла собой не вид спорта, а соревнования, в которых принимали участие представители разных школ и систем. Однако в дальнейшем сформировался костяк правил, под который спортсмены начали целенаправленно готовиться, что, в свою очередь, привело к возникновению отдельной системы. В ММА разрешен весьма широкий спектр действий: удары, броски, болевые и удушающие приемы. При этом настоящих универсалов в ММА мало, большинство бойцов специализируются на определенной технике. Бойцы выступают без защиты (кроме накладок на кисти рук) и с голым торсом.  
* ММА. Название представляет собой сокращение от английского названия Mixed Martial Arts (смешанные единоборства). Изначально система представляла собой не вид спорта, а соревнования, в которых принимали участие представители разных школ и систем. Однако в дальнейшем сформировался костяк правил, под который спортсмены начали целенаправленно готовиться, что, в свою очередь, привело к возникновению отдельной системы. В ММА разрешен весьма широкий спектр действий: удары, броски, болевые и удушающие приемы. Бойцы выступают без защиты (кроме накладок на кисти рук) и с голым торсом.
** Шутфайтинг — напрямую происходит из американского рестлинга, где договорная борьба именуется «ворк», а честная борьба «шут». На первых чемпионатах по MMA среди участников было не мало шутфайтеров. Создан американским рестлером Бартом Вейлом переехавшим на ПМЖ в Японию и обнаружившим, что традиционная договорная борьба японцам неинтересна.
**Стоит отметить, в ММА нет единого свода правил и их состав зависит от конкретной организации. В UFC, например, правила больше заточены под борцов и джитсеров, никаких стомпов или соккеркиков. Но так было не всегда, в 90-х годах, когда Смешанные боевые искусства только зарождались, было дозволено практически все и не было весовых категорий. А в нулевых годах была такая организация под названием PRIDE, где правила были наиболее уравновешенными для бойцов любых стилей, потому многие считают PRIDE лучшим ММА-промоушеном, где выступали, по сути своей, самые опасные люди на планете с физической точки зрения.
**Стоит отметить, в ММА нет единого свода правил и их состав зависит от конкретной организации. В UFC, например, правила больше заточены под борцов и джитсеров, никаких стомпов или соккеркиков. Но так было не всегда, в 90-х годах, когда Смешанные боевые искусства только зарождались, было дозволено практически все и не было весовых категорий. А в нулевых годах была такая организация под названием PRIDE, где правила были наиболее уравновешенными для бойцов любых стилей, потому многие считают PRIDE лучшим ММА-промоушеном, где выступали, по сути своей, самые опасные люди на планете с физической точки зрения.
* Панкратион. Своего рода предок ММА, входивший в программу ещё античных олимпийских игр, воссозданный в 1960-е годы американским спортсменом греческого происхождения Джимом Арванитисом. Почти во всем аналогичен ММА, но не так популярен.
* Панкратион. Своего рода предок ММА, входивший в программу ещё античных олимпийских игр, воссозданный в 1960-е годы американским спортсменом греческого происхождения Джимом Арванитисом. Почти во всем аналогичен ММА, но не так популярен.
* Шутфайтинг — напрямую происходит из американского рестлинга, где договорная борьба именуется «ворк», а честная борьба «шут». На первых чемпионатах по MMA среди участников было не мало шутфайтеров. Создан американским рестлером Бартом Вейлом переехавшим на ПМЖ в Японию и обнаружившим, что традиционная договорная борьба японцам неинтересна.
* Израильская система Крав-мага, позиционируется как исключительно практичная система направленая на выживание в бою. Является официальной для армии и полиции Израиля. Считается что там нет запрещенных приемов и поэтому не проводятся соревнования. Тренировки идут в полный контакт, с использованием защитной экипировки. Эффективность системы под вопросом, так как отсутствие правил, канона техники, рангов и соревнований создает широкое пространство для манипуляций и практикой Крав-мага не проверена. Тем не менее, материал, предлагаемый сертифицированными в Израиле инструкторами, выглядит в целом разумно и а [[Кунг-фуфло|кунг-фуфло]] не похож.
* Израильская система Крав-мага, позиционируется как исключительно практичная система направленая на выживание в бою. Является официальной для армии и полиции Израиля. Считается что там нет запрещенных приемов и поэтому не проводятся соревнования. Тренировки идут в полный контакт, с использованием защитной экипировки. Эффективность системы под вопросом, так как отсутствие правил, канона техники, рангов и соревнований создает широкое пространство для манипуляций и практикой Крав-мага не проверена. Тем не менее, материал, предлагаемый сертифицированными в Израиле инструкторами, выглядит в целом разумно и на [[Кунг-фуфло|кунг-фуфло]] не похож.
* Хапкидо — корейский микс из местного тхэккёна (из которого вышло тхэквондо) и японского айки-дзюцу, а также отдельные элементы других БИ. Выгодно отличается от тхэквондо тем, что сохранило традиционный арсенал ударов по ногам (в тхэквондо по ногам не бьют).
* Хапкидо — корейский микс из местного тхэккёна (из которого вышло тхэквондо) и японского айкидзюцу, а также отдельные элементы других БИ. Выгодно отличается от тхэквондо тем, что сохранило традиционный арсенал ударов по ногам (в тхэквондо по ногам не бьют).


=== БИ с оружием ===
=== БИ с оружием ===
Строка 93: Строка 93:
== Правды и бредни про боевые искусства ==
== Правды и бредни про боевые искусства ==
* '''Самое главное''' — ни одно боевое искусство не гарантирует победы в любой ситуации, но существенно увеличивает шансы на нее опять-таки в любой ситуации.
* '''Самое главное''' — ни одно боевое искусство не гарантирует победы в любой ситуации, но существенно увеличивает шансы на нее опять-таки в любой ситуации.
* '''Существуют специальные «уличные» виды БИ, которые наглухо уделывают наивных спортсменов''' — бред. В принципе, ситуация когда, скажем, боксера на улице одолеет хулиган при помощи какого-нибудь приемчика, не применяющегося в спортзале (например удара ногой в пах), вполне возможна. Однако гораздо вероятнее, что у понадеявшегося на подлянки гопника свет выключится гораздо раньше, чем он сумеет своей подлянкой воспользоваться. Дело в том, что ограничения в спорте это не какая-то бессмысленная дань традициям, а вполне здравые и разумные рамки дозволенного, позволяющие интенсивно нарабатывать навык без травм. По итогам, даже у средненького боксера, владеющего всего тремя-четырьмя наработанными комбинациями, навык ударов руками будет прокачан на порядок лучше, чем у гопника всего его подлянки. И это не говоря об ОФП. Про клоунаду вроде «бакланки», казачего спа<s>й</s>са и тому подобные ужимки мы даже речь не ведем — это обычный развод легковерных обывателей на деньги и проходит он по [[Кунг-фуфло|другому ведомству]]. Так что на улице против спортсмена может скорее сработать внезапность нападения или количественное преимущество нападающих, чем какие-то «уличные» техники.
* '''Существуют специальные «уличные» виды БИ, которые наглухо уделывают наивных спортсменов''' — в принципе, ситуация когда, скажем, боксера на улице одолеет хулиган при помощи какого-нибудь приемчика, не применяющегося в спортзале (например удара ногой в пах), вполне возможна. Однако гораздо вероятнее, что у понадеявшегося на подлянки гопника свет выключится гораздо раньше, чем он сумеет своей подлянкой воспользоваться. Дело в том, что ограничения в спорте это не какая-то бессмысленная дань традициям, а вполне здравые и разумные рамки дозволенного, позволяющие интенсивно нарабатывать навык без травм. По итогам, даже у средненького боксера, владеющего всего тремя-четырьмя наработанными комбинациями, навык ударов руками будет прокачан на порядок лучше, чем у гопника всего его подлянки. И это не говоря об ОФП. Про клоунаду вроде «бакланки», казачего спа<s>й</s>са и тому подобные ужимки мы даже речь не ведем — это обычный развод легковерных обывателей на деньги и проходит он по [[Кунг-фуфло|другому ведомству]]. Так что на улице против спортсмена может скорее сработать внезапность нападения или количественное преимущество нападающих, чем какие-то «уличные» техники.
* '''Настоящий мастер боевых искусств способен выйти победителем в схватке с целым взводом противников''' — и правда, и бред. Определённая подготовка существенно повышает шансы победить кого угодно. Но если оппонентов пойдёт на вас двое и более, то шансы уменьшаются в геометрической прогрессии пропорционально количеству врагов. К тому же всё зависит от того, какого качества будут эти враги, то есть насколько они вообще умеют драться. Нужно знать: когда надо драться, а когда лучше убежать.
** Крав-мага специализируется в том числе на оттачивании «запрещенных» приемом (удары в пах, глаза, горло и т. д.).
* '''Настоящий мастер боевых искусств способен выйти победителем в схватке с целым взводом противников''' — и правда, и бред. Определённая подготовка существенно повышает шансы победить кого угодно. Но если оппонентов пойдёт на вас двое и более, то шансы уменьшаются пропорционально количеству врагов. К тому же всё зависит от того, какого качества будут эти враги, то есть насколько они вообще умеют драться. Нужно знать: когда надо драться, а когда лучше убежать.
* '''Боевые искусства помогают защититься от вооружённого ножом хулигана''' — и да, и нет. Даже чтобы успешно обороняться от противника с ножом, на тренировке обязательно нужно изучать соответствующие приёмы и доводить их до автоматизма. Многое зависит и от того, как хорошо оппонент владеет своим оружием, и даже высокая боевая подготовка не даёт гарантии от ранения. Короче, если на вас кинулись с ножом — знайте, что порез вы точно получите. Главное, чтобы не в уязвимые места. Как показывает личный опыт автора правки — если на вас в тёмном переулке идёт хмырь с бабочкой и говорит «кошелёк или жизнь!», лучше исполните его желание — живым вы с ментами или, на худой конец, с толпой ваших друзей его найдёте и жестоко отплатите куда скорее, чем покалеченным, а то и сыгравшим в ящик. Если же кто-то серьёзно на вас кинулся ножом и хочет убить, или отдать что-то вы не можете от слова совсем — лучше хватайте в руку что-либо тяжёлое, например табуретку, стул, полено… да хоть здоровый камень или кирпич, и лупите мерзавца без пощады: нож — это вообще-то уже серьёзно. Главное, подумайте, что вы скажете следаку.
* '''Боевые искусства помогают защититься от вооружённого ножом хулигана''' — и да, и нет. Даже чтобы успешно обороняться от противника с ножом, на тренировке обязательно нужно изучать соответствующие приёмы и доводить их до автоматизма. Многое зависит и от того, как хорошо оппонент владеет своим оружием, и даже высокая боевая подготовка не даёт гарантии от ранения. Короче, если на вас кинулись с ножом — знайте, что порез вы точно получите. Главное, чтобы не в уязвимые места. Как показывает личный опыт автора правки — если на вас в тёмном переулке идёт хмырь с бабочкой и говорит «кошелёк или жизнь!», лучше исполните его желание — живым вы с ментами или, на худой конец, с толпой ваших друзей его найдёте и жестоко отплатите куда скорее, чем покалеченным, а то и сыгравшим в ящик. Если же кто-то серьёзно на вас кинулся ножом и хочет убить, или отдать что-то вы не можете от слова совсем — лучше хватайте в руку что-либо тяжёлое, например табуретку, стул, полено… да хоть здоровый камень или кирпич, и лупите мерзавца без пощады: нож — это вообще-то уже серьёзно. Главное, подумайте, что вы скажете следаку.
** Подобное неплохо показано в «Тайне двух океанов»: когда шпион Ивашев кидается с выкидухой на госбеза, тот просто хватает табуретку и парирует нож в сиденье, чем обезоруживает мерзавца. В жизни у автора был как раз похожий случай. С отличием: после обезоруживания табуретка отправилась в полёт прямо в голову нападавшему. От ребят в униформе, конечно, потом про такой полёт и попадание были вопросы, но всё закончилось счастливо.
** Подобное неплохо показано в «Тайне двух океанов»: когда шпион Ивашев кидается с выкидухой на госбеза, тот просто хватает табуретку и парирует нож в сиденье, чем обезоруживает мерзавца. В жизни у автора был как раз похожий случай. С отличием: после обезоруживания табуретка отправилась в полёт прямо в голову нападавшему. От ребят в униформе, конечно, потом про такой полёт и попадание были вопросы, но всё закончилось счастливо.
* '''Существуют «особо эффективные» приёмы самообороны, абсолютно простые для освоения неподготовленному человеку''' — бред, и причём опасный. Наверняка каждый интересующийся не раз сталкивались с рекламой школ типа «гражданской самообороны», «реального уличного боя» и т. п. Типа «наша школа (секция, инструктор) всего за пару месяцев и символическую плату обучат вас нескольким простым и эффективным приёмам, которые помогут вам на улице». Если вам кто-то предлагает вступить в [[Идиотские тренировки|такую школу]] — посылайте такого рекламщика к известной бабушке с динозаврами. Надо знать, что для овладения квалифицированными навыками в любой сфере деятельности так или иначе нужно время, а в сфере боевых искусств — тем более. Даже простейшие приёмы действительно могут быть эффективны, но лишь при условии, того, что боец потратит на их освоение не один месяц в спортзале. К слову, на самом деле даже кажущиеся простыми приёмы, если их грамотно проводить, довольно сложны. Так, например, правильное выполнение обычного прямого удара кулаком (кросса) требует участия почти всех мышц тела — от стопы до кистей обеих (а не только бьющей) рук и даже шеи. Координировать работу такого количества мышц совсем не просто.
* '''Существуют «особо эффективные» приёмы самообороны, абсолютно простые для освоения неподготовленному человеку''' — бред, и причём опасный. Наверняка каждый интересующийся не раз сталкивались с рекламой школ типа «гражданской самообороны», «реального уличного боя» и т. п. Типа «наша школа (секция, инструктор) всего за пару месяцев и символическую плату обучат вас нескольким простым и эффективным приёмам, которые помогут вам на улице». Если вам кто-то предлагает вступить в такую школу — посылайте такого рекламщика к известной бабушке с динозаврами. Надо знать, что для овладения квалифицированными навыками в любой сфере деятельности так или иначе нужно время, а в сфере боевых искусств — тем более. Даже простейшие приёмы действительно могут быть эффективны, но лишь при условии, того, что боец потратит на их освоение не один месяц в спортзале. К слову, на самом деле даже кажущиеся простыми приёмы, если их грамотно проводить, довольно сложны. Так, например, правильное выполнение обычного прямого удара кулаком (кросса) требует участия почти всех мышц тела — от стопы до кистей обеих (а не только бьющей) рук и даже шеи. Координировать работу такого количества мышц совсем не просто.
** В «Шматрице» (гоблиновском варианте фильма «Матрица») Матвей (Морфей, в смысле) перед поединком с Нео говорит — «Есть три уровня сложности поединка. Первый — это тренировочный спарринг, как сейчас. Второй — смертельная драка в монастыре Шао-Линь. И третий — самый сложный — пьяная драка в коммунальной квартире». Для непонятливых объясняю — от кого больше вам достанется вреда? От боксёра-чемпиона мира, который имеет представления о правилах поединка, пределах применения силы и осознаёт свою ответственность за вас? Ему не нужны проблемы с законом, понимаете ли. Или от не контролирующих себя отморозков? Ответ, думаю, очевиден. Даже, если подумать, в школьной драке, если ваш оппонент — малолетний ничего не соображающий дебил, то и тут вы с лёгкостью можете получить серьёзную травму, хотя вроде бы хотели просто слегка выяснить отношения, честно и до первого фингала. В настоящем бою правила отсутствуют.
** В «Шматрице» (гоблиновском варианте фильма «Матрица») Матвей (Морфей, в смысле) перед поединком с Нео говорит — «Есть три уровня сложности поединка. Первый — это тренировочный спарринг, как сейчас. Второй — смертельная драка в монастыре Шао-Линь. И третий — самый сложный — пьяная драка в коммунальной квартире». Для непонятливых объясняю — от кого больше вам достанется вреда? От боксёра-чемпиона мира, который имеет представления о правилах поединка, пределах применения силы и осознаёт свою ответственность за вас? Ему не нужны проблемы с законом, понимаете ли. Или от не контролирующих себя отморозков? Ответ, думаю, очевиден. Даже, если подумать, в школьной драке, если ваш оппонент — малолетний ничего не соображающий дебил, то и тут вы с лёгкостью можете получить серьёзную травму, хотя вроде бы хотели просто слегка выяснить отношения, честно и до первого фингала. В настоящем бою правила отсутствуют.
* '''Применение особо крутых приёмом БИ отменяет физическую подготовку''' — бред. Хорошая физическая подготовка для нормального обучения приёмам просто необходима. Без нормальной физподготовки любое боевое искусство превращается не более чем в боевой балет.
* '''Применение особо крутых приёмом БИ отменяет физическую подготовку''' — бред. Хорошая физическая подготовка для нормального обучения приёмам просто необходима. Без нормальной физподготовки любое боевое искусство превращается не более чем в боевой балет.
** Пресловутые удары по уязвимым местам без той же длительной подготовки и доведения действий до автоматизма не помогут — в те самые места надо ещё уметь и суметь(!) попасть. Да и надо понимать, что такой удар — это удар последнего шанса, если вас убивать начали. В противном случае будете пояснять следаку, почему превысили степень самообороны.
** В реальности необходима и техника, и ОФП. Но есть занятный эффект — ОФП (особенно развитая выносливость) даже без техники существенно повышает ваши шансы в драке, а вот техника без ОФП бесполезна от слова «совсем».
** В реальности необходима и техника, и ОФП. Но есть занятный эффект — ОФП (особенно развитая выносливость) даже без техники существенно повышает ваши шансы в драке, а вот техника без ОФП бесполезна от слова «совсем».
* '''Боевые искусства помогут девушке победить мужчин, а тщедушному подростку — здоровенного бугая''' — [[с прикрученным фитильком]]. На самом деле тут скорее речь идет не о противостоянии мужчины и женщины, а о более общей ситуации: о драке противников, один из которых имеет явное физическое превосходство над вторым (так как средний мужчина всегда имеет определённое преимущество перед средней женщиной в физической силе и рефлексах). Вопрос о том, может ли слабый победить сильного относится к категории вечных и ответ на него таков: может, но с оговорками. Тут работает нечто вроде [[Закон квадрата-куба|закона квадрата-куба]] — одолеть противника, обладающего существенным физическим преимуществом, возможно, но для этого нужно иметь преимущество в технике бОльшее, чем у противника в физике. Грубо говоря, чтобы победить вдвое более сильного амбала, девушка должна быть вчетверо более умелой. Соответственно, если физически крепкий оппонент сам не валенок, справиться с ним может быть практически невозможно. Тем не менее, владение боевыми искусствами для девушки может помочь нейтрализовать противника хотя бы временно — например, пользуясь тем, что от неё не ждут сколь-нибудь серьёзного сопротивления, нанести удар в ту же болевую точку или сбежать.
* '''Боевые искусства помогут девушке победить мужчин, а тщедушному подростку — здоровенного бугая''' — [[с прикрученным фитильком]]. На самом деле тут скорее речь идет не о противостоянии мужчины и женщина, а о частном случае драки противников, один из которых имеет явное физическое превосходство над вторым, так как средний мужчина всегда имеет определённое преимущество перед средней женщиной в физической силе и рефлексах. Поэтому, чтобы девушке победить уличного хулигана, она должна быть действительно хорошо тренирована, а он — иметь о боевой и физической подготовке весьма смутное представление. Тут работает нечто вроде [[Закон квадрата-куба|закона квадрата-куба]] — одолеть противника, обладающего существенным физическим преимуществом, можно, но для этого нужно иметь преимущество в технике бОльшее, чем у противника в физике. Грубо говоря, чтобы победить вдвое более сильного амбала, девушка должна быть вчетверо более умелой. Тем не менее, владение боевыми искусствами для девушки может помочь нейтрализовать противника хотя бы временно — например, пользуясь тем, что от неё не ждут сколь-нибудь серьёзного сопротивления, нанести удар в ту же болевую точку или сбежать.
* '''Восточные боевые искусства — самые древние виды боевых искусств, и от них всё пошло''' (как вариант — '''Восточные боевые искусства — самые эффективные из всех боевых искусств''') — бред. Во-первых, ещё на предметах утвари, фресках, рисунках древних [[Фараоны и пирамиды|египтян]], [[Герои и философы|греков]], [[Герои и философы|римлян]] можно встретить изображения борцов и боксёров. Дошли до нас и европейские средневековые трактаты и иллюстрированные учебники, которые показывают изощрённое понимание самозащиты без оружия, включая броски, захваты, борьбу в партере, заломы, удары открытой рукой, удары ногами, переломы костей и даже воздействие на болевые точки. Хотя большее значение в них придавалось броскам, а не ударам, и борьбе в доспехах, нежели без, нельзя утверждать, что они были менее эффективны, чем восточные. Причина, по которой эти навыки сошли на нет и практически забылись, почти полностью лежит на развитии цивилизацией Запада личного огнестрельного оружия. Во-вторых, ну не существует в природе какого-либо «самого эффективного боевого искусства». Хотя бы потому, что непонятно, как вообще оценить эффективность того или иного БИ — ведь не стоит путать показ приёмов на публику и реальную драку или сражение. Как показывает опыт хотя бы реальных уличных драк, никакие приёмы нельзя расценивать как панацею. Работает то, что бойцом хорошо отработано до автоматизма, плюс нужно иметь какую-никакую голову на плечах, то есть соображать и уметь оценивать расстановку сил.
* '''Восточные боевые искусства — самые древние виды боевых искусств, и от них всё пошло''' (как вариант — '''Восточные боевые искусства — самые эффективные из всех боевых искусств''') — бред. Во-первых, ещё на предметах утвари, фресках, рисунках древних [[Фараоны и пирамиды|египтян]], [[Герои и философы|греков]], [[Герои и философы|римлян]] можно встретить изображения борцов и боксёров. Дошли до нас и европейские средневековые трактаты и иллюстрированные учебники, которые показывают изощрённое понимание самозащиты без оружия, включая броски, захваты, борьбу в партере, заломы, удары открытой рукой, удары ногами, переломы костей и даже воздействие на болевые точки. Хотя большее значение в них придавалось броскам, а не ударам, и борьбе в доспехах, нежели без, нельзя утверждать, что они были менее эффективны. чем восточные. Причина, по которой эти навыки сошли на нет и практически забылись, почти полностью лежит на развитии цивилизацией Запада личного огнестрельного оружия. Во-вторых, ну не существует в природе какого-либо «самого эффективного боевого искусства». Хотя бы потому, что непонятно, как вообще оценить эффективность того или иного БИ — ведь не стоит путать показ приёмов на публику и реальную драку или сражение. Как показывает опыт хотя бы реальных уличных драк, никакие приёмы нельзя расценивать как панацею. Работает то, что бойцом хорошо отработано до автоматизма, плюс нужно иметь какую-никакую голову на плечах, то есть соображать и уметь оценивать расстановку сил.
** Правда если брать за критерий эффективности результаты выступлений представителей разных стилей в ММА (и, особенно, в "боях без правил" образца 90-х годов, где не учитывались весовые категории и выступали "чистые" представители своих стилей), то восточные единоборства показывают низкую эффективность (за исключением разве что муайтай и, в узкой нише борьбы в стойке - дзюдо).
** Тут есть исключение — муай-тай (см. выше). Вполне эффективная ударная боевая система, мало того что выраженно национальная, так еще древняя — более 500 лет только в современном виде.
** Тут есть исключение — муайтай (см. выше). Вполне эффективная ударная боевая система, мало того что выраженно национальная, так еще древняя — более 500 лет только в современном виде.
* ''' Боевыми искусствами занимались в основном в монастырях и в основном монахи''' — бред. Монастырь всегда и везде в любой стране мира и в любой конфессии — это место, где уединяются люди с целью религиозной практики. Если в каких-нибудь голливудских кинолентах какой-нибудь монастырь изображают в виде вуза боевых искусств, это — буйный бред авторов фильма. В реальности даже в знаменитом Шаолине боевыми искусствами занимались далеко не все обитатели. Важно понимать: горы Суншань, где и расположен Шаолинь — довольно глухое место, где шастало немало бандитов, и на монастырь Шаолинь не раз нападали, вот и приходилось монастырю содержать собственную дружину. Часто в неё вступали монахи, бывшие в миру воинами, то есть вполне имеющие опыт. А в Японии после смерти господина самурай, не совершивший ритуальное самоубийство, либо становился [[ронин]]ом, либо уходил в монахи.
* ''' Боевыми искусствами занимались в основном в монастырях и в основном монахи''' — бред. Монастырь всегда и везде в любой стране мира и в любой конфессии — это место, где уединяются люди с целью религиозной практики. Если в каких-нибудь голливудских кинолентах какой-нибудь монастырь изображают в виде вуза боевых искусств, это — буйный бред авторов фильма. В реальности даже в знаменитом Шаолине боевыми искусствами занимались далеко не все обитатели. Важно понимать: горы Суншань, где и расположен Шаолинь — довольно глухое место, где шастало немало бандитов, и на монастырь Шаолинь не раз нападали, вот и приходилось монастырю содержать собственную дружину. Часто в неё вступали монахи, бывшие в миру воинами, то есть вполне имеющие опыт. А в Японии после смерти господина самурай, не совершивший ритуальное самоубийство, либо становился [[ронин]]ом, либо уходил в монахи.
* '''Лучшими бойцами в средневековой Японии были легендарные и таинственные ниндзя ''' — и да, и нет. [[Ниндзя]] полагались главным образом на скрытую и внезапную атаку. Главный упор делался не на доскональное овладение техникой боя, а на методы и способы застать противника врасплох.
* '''Лучшими бойцами в средневековой Японии были легендарные и таинственные ниндзя ''' — и да, и нет. [[Ниндзя]] полагались главным образом на скрытую и внезапную атаку. Главный упор делался не на доскональное овладение техникой боя, а на методы и способы застать противника врасплох.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!