Редактирование: Босоногий поневоле
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|LosingAShoeInTheStruggle|Losing a Shoe in the Struggle|BarefootCaptives|Barefoot Captives}} | {{TVTropes|LosingAShoeInTheStruggle|Losing a Shoe in the Struggle|BarefootCaptives|Barefoot Captives}} | ||
[[Файл:Barefoot_To_School.png|240px|thumb|right|[[Инверсия]]: босоногие добровольно (но за серебряный доллар!) | [[Файл:Barefoot_To_School.png|240px|thumb|right|[[Инверсия]]: босоногие добровольно (но за серебряный доллар!) 1937 год.]] | ||
{{q|В мире девять миллионов террористов, а мне попался с ногами как у Золушки!|Джон МакКлейн описывает суть проблемы}} | {{q|В мире девять миллионов террористов, а мне попался с ногами как у Золушки!|Джон МакКлейн описывает суть проблемы}} | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Н. В. Гоголь, «Майская ночь» — отец, околдованный мачехой-ведьмой, прогнал панночку из дома босую и куска хлеба не дал на дорогу. | * Н. В. Гоголь, «Майская ночь» — отец, околдованный мачехой-ведьмой, прогнал панночку из дома босую и куска хлеба не дал на дорогу. | ||
** «[[Мёртвые души]]» же! Помещик Плюшкин выделил дворне одну пару обуви на всех, причём надевают её лишь перед тем, как зайти в господские покои. А в остальное время приходится ходить босиком, даже на морозе. | ** «[[Мёртвые души]]» же! Помещик Плюшкин выделил дворне одну пару обуви на всех, причём надевают её лишь перед тем, как зайти в господские покои. А в остальное время приходится ходить босиком, даже на морозе. | ||
* Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]» — пленные с обеих сторон (русские у французов, французы у русских), в том числе зимой. | * Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]» — пленные с обеих сторон (русские у французов, французы у русских), в том числе зимой. | ||
* А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка» — [[инверсия]]. Лиза, переодевшись крестьянкой, собирается по-крестьянски ходить босиком, но не выдерживает даже | * А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка» — [[инверсия]]. Лиза, переодевшись крестьянкой, собирается по-крестьянски ходить босиком, но не выдерживает даже дерна, не говоря уже о песке и камушках, и ей приходится надевать лапти. Так что она поневоле '''обутая'''. | ||
* Валентина Осеева, «Васёк Трубачёв и его товарищи», и фильм «Отряд Трубачёва сражается» (1957). В книге московские школьники отправились на летние каникулы | * Валентина Осеева, «Васёк Трубачёв и его товарищи», и фильм «Отряд Трубачёва сражается» (1957). В книге московские школьники отправились на летние каникулы 1941 года в украинское село, оттого в багаже только, по пионерской моде того времени, лёгкие спортивные тапочки. Однако начинается война. В фильме местные жители срочно переодевают городских из пионерской формы в крестьянскую одежду (фашисты убивают пионеров, ага). Естественно, обуви тогда колхозным детишкам в летнее время было не положено, да и лишней пары взять неоткуда. В книге объяснение более прозаическое: на партизанские действия в лесу парусиновые тапки не рассчитаны. У большинства в отряде они развалились за две-три недели. | ||
* Гершензон, «[[Робин Гуд]]». У шерифа Ноттингемского в плену разбойники отнимают сапоги в воспитательных целях: пусть почувствует, каково простым людям! | * Гершензон, «[[Робин Гуд]]». У шерифа Ноттингемского в плену разбойники отнимают сапоги в воспитательных целях: пусть почувствует, каково простым людям! | ||
* Кир Булычёв, «[[Алиса Селезнёва|Заповедник сказок]]» — Алиса попадает в заповедник под видом [[Золушка|Золушки]], для создания образа которой гном-проводник заставляет | * Кир Булычёв, «[[Алиса Селезнёва|Заповедник сказок]]» — Алиса попадает в заповедник под видом [[Золушка|Золушки]], для создания образа которой гном-проводник заставляет ее идти босиком. (А вот в оригинальной сказке насчет босоногости Золушки ничего не сказано — не считая того момента, когда она убегает в одной туфельке, да и то на балу на ней, скорее всего, чулки). | ||
** «Козлик Иван Иванович», продолжение этой книги — [[субверсия]]. Алиса надевает обычные туфли и шерстяные носки, но, промочив ноги, вынуждена то и другое снять и все оставшееся время проводит босая. В тексте прямо не сказано, но иллюстрациям можно верить. | ** «Козлик Иван Иванович», продолжение этой книги — [[субверсия]]. Алиса надевает обычные туфли и шерстяные носки, но, промочив ноги, вынуждена то и другое снять и все оставшееся время проводит босая. В тексте прямо не сказано, но иллюстрациям можно верить. | ||
** «Звёздный пёс» — Алиса, засланная как секретный агент в Шкомерздет (Школу [[маленькие гаденыши|мерзких детей]] | ** «Звёздный пёс» — Алиса, засланная как секретный агент в Шкомерздет (Школу [[маленькие гаденыши|мерзких детей]], начинает обучение плохому с бросания в людей собственных туфель. Вот только туфель всего две, а дальше Алиса уже босая до первого урока (к первому уроку ей, очевидно, выдают казённые ботинки). | ||
* Н. | * Н. Н. Носов, [[Незнайка на Луне]] - Незнайка, когда его на Луне бросили в реку, а потом на Дурацком острове, куда его забрали из-под моста с другими бездомными. | ||
** Пончик на поверхности Луны теряет космические сапоги. Казалось бы, его ноги должны оставаться в герметичном скафандре? А на некоторых иллюстрациях он бежит по Луне босиком, как будто | ** Пончик на поверхности Луны теряет космические сапоги. Казалось бы, его ноги должны оставаться в герметичном скафандре? А на некоторых иллюстрациях он бежит по Луне босиком, как будто сапоги - часть скафандра и без них разгерметизация не опасна. И что же это за скафандр, у которого сапоги с ног сваливаются?<ref>Интересно, что реальные лунные скафандры программы «Аполлон» действительно оснащались съёмной обувью для теплоизоляции и дополнительной защиты от повреждений при ходьбе по реголиту. Правда, с виду больше похожей на ботинки, а не сапоги. Но зато все эти ботинки и впрямь остались на поверхности Луны вместе с прочим оборудованием, брошенным ради экономии взлётного веса.</ref> | ||
** Очень хороший и | ** Очень хороший и практичный - особенно в условиях работы на поверхности Луны. Во первых, можно снять обувь в шлюзе и не тащить в корабль весьма мерзкий абразив в виде пыли лунного реголита. Во вторых, при повреждении подошвы остаётся некий шанс, что герметичный чулок скафандра держит давление и даст добраться до базы. В третьих, при более или менее одинаковых размерах скафандров у коротышек могут быть очень разные размеры стопы - а это делает запасные скафандры более универсальными и взаимозаменяемыми! При всей сказочности сеттинга, в вопросе скафандров Носов либо хорошо владел информацией из открытых источников, либо работал с грамотным консультантом (а мог и вдохновляться признанными классиками космооперы в лице Хайнлайна или Кларка). | ||
* Ольга Громыко, «Год крысы» — Альк Хаскиль — высокомерный аристократ, несколько раз теряет башмаки, а половину первой книги и вовсе ходит босой. | * Ольга Громыко, «Год крысы» — Альк Хаскиль — высокомерный аристократ, несколько раз теряет башмаки, а половину первой книги и вовсе ходит босой. | ||
* Юлия Вознесенская, «[[Юлианна|Юлианна, или Опасные игры]]» — хотя большинство персонажей относятся к [[не любит обувь|другому тропу]], отец Василий и Анастасия Николаевна тут соответствуют этому. Они просто вынуждены сбросить с себя обувь, когда она загорается. | * Юлия Вознесенская, «[[Юлианна|Юлианна, или Опасные игры]]» — хотя большинство персонажей относятся к [[не любит обувь|другому тропу]], отец Василий и Анастасия Николаевна тут соответствуют этому. Они просто вынуждены сбросить с себя обувь, когда она загорается. | ||
Строка 39: | Строка 38: | ||
* Отметился [[Виктор Суворов]]. В книге «Освободитель» описано, как его подростком отправили в город продавать на рынке колхозные арбузы. Чтобы у парня не выскочило желание бросить ночью кучу арбузов на местного сторожа и отправиться на колхозные деньги в кино, обувку предусмотрительно отобрали ещё до отъезда грузовика из деревни. | * Отметился [[Виктор Суворов]]. В книге «Освободитель» описано, как его подростком отправили в город продавать на рынке колхозные арбузы. Чтобы у парня не выскочило желание бросить ночью кучу арбузов на местного сторожа и отправиться на колхозные деньги в кино, обувку предусмотрительно отобрали ещё до отъезда грузовика из деревни. | ||
* Юрий [[Нестеренко]]: | * Юрий [[Нестеренко]]: | ||
** «[[Крылья (роман)|Крылья]] | ** «[[Крылья (роман)|Крылья]]» — Шайну в детстве мать выгоняла босиком на мороз в надежде, что так ей больше подадут. Позже — Эйольта (ГГ), которая в комфортных условиях и сама [[не любит обувь]], но вот ни бежать из тюрьмы во время землетрясения по усыпанным острыми обломками улицам, ни тем более идти босиком по снегу на казнь ей никакого удовольствия не доставляет. | ||
** «[[Приговор]]» — Дольф, рождённый под забором, проходил босиком | ** «[[Приговор]]» — Дольф, рождённый под забором, проходил босиком все детство, пока не был подобран своим учителем. Эвелина — [[зигзаг]]: вначале остается босиком поневоле (выросла из единственной уцелевшей пары туфель), потом вошла во вкус, но в финале вынуждена сидеть босиком в холодной темнице и идти по зимнему лесу уже отнюдь не по своей воле. | ||
** «Гранитные поля» — Элисон, надменная и избалованная девушка из высшего общества, вынуждена идти босиком 140 км по гранитному плато, поскольку | ** «Гранитные поля» — Элисон, надменная и избалованная девушка из высшего общества, вынуждена идти босиком 140 км по гранитному плато, поскольку ее туфли на высоких каблуках для подобного путешествия не годятся. Ситуация усугубляется тем, что из-за генетической модицикации представительниц высшего класса (которые в норме, разумеется, босиком не ходят) ее подошвы в принципе не способны загрубеть. | ||
* Главная героиня трилогии Ника Горькавого «[[Астровитянка]]» выросла на астероиде в разбитом корабле и обувью не пользовалась с детства. Ей просто неоткуда было её взять: из своей выросла, а до родительской не доросла, да и не нужна она особо была в искусственной среде. В итоге на спасательный корабль Никки уходит «из дома» босиком и какое-то время привыкает к обуви на Луне. | * Главная героиня трилогии Ника Горькавого «[[Астровитянка]]» выросла на астероиде в разбитом корабле и обувью не пользовалась с детства. Ей просто неоткуда было её взять: из своей выросла, а до родительской не доросла, да и не нужна она особо была в искусственной среде. В итоге на спасательный корабль Никки уходит «из дома» босиком и какое-то время привыкает к обуви на Луне. | ||
* [[Метавселенная Рудазова]] — Олег Бритва и рад бы обуться, да когти подошву прокалывают. | * [[Метавселенная Рудазова]] — Олег Бритва и рад бы обуться, да когти подошву прокалывают. | ||
* [[Созерцатель]] — в заключении у Итана отобрали шнурки, поэтому при побеге, после купания в канале, он остался без ботинок. Пришлось идти в лавку старьёвщика с револьвером. В смысле, менять револьвер на ботинки. | * [[Созерцатель]] — в заключении у Итана отобрали шнурки, поэтому при побеге, после купания в канале, он остался без ботинок. Пришлось идти в лавку старьёвщика с револьвером. В смысле, менять револьвер на ботинки. | ||
* Владимир Беляев, «Старая крепость» — в последнем томе главный герой, приехав в другой город, становится свидетелем картины, как местные девушки-стиляги по дороге домой после танцев сбрасывают туфли на высоких каблуках и, кто в одних чулках, а кто и вообще босиком, весело бегут домой, давая уставшим от непривычной обуви ногам отдых. При этом они вовсе не любительницы ходить босиком и проблем с обувью не испытывают. Просто хранить в клубе дорогие туфли все опасаются, а тащить с собой сменную обувь всем лень. | * Владимир Беляев, «Старая крепость» — в последнем томе главный герой, приехав в другой город, становится свидетелем картины, как местные девушки-стиляги по дороге домой после танцев сбрасывают туфли на высоких каблуках и, кто в одних чулках, а кто и вообще босиком, весело бегут домой, давая уставшим от непривычной обуви ногам отдых. При этом они вовсе не любительницы ходить босиком и проблем с обувью не испытывают. Просто хранить в клубе дорогие туфли все опасаются, а тащить с собой сменную обувь всем лень. | ||
* Юрий Корольков, «Партизан Лёня | * Юрий Корольков, «Партизан Лёня Голиков» — похоже, автор очень любит троп. То Лёньке приходится идти в разведку босиком под видом нищего, то сбрасывать тяжёлые сапоги, чтобы догнать немецкого генерала. Впрочем, и до войны Лёнька и другие ребята часто ходили босиком, что было обычным в то время. | ||
==== | ==== На других языках ==== | ||
* Г. Х. Андерсен: | * Г. Х. Андерсен: | ||
** «[[ | ** «[[Snedronningen|Снежная королева]]» — Герда. В первый раз она остается без обуви, потому что должна пожертвовать самым ценным (башмаки таковым и являются), во второй раз — потому что просто некогда ее надеть, хотя снаружи и метель с морозом. Оба раза блестяще обыграны в советском мультфильме. | ||
** «Девочка со спичками» — заглавная героиня. Кончилось печально — {{spoiler|замерзла насмерть. Хотя замерзла бы и обутая}}. | ** «Девочка со спичками» — заглавная героиня. Кончилось печально — {{spoiler|замерзла насмерть. Хотя замерзла бы и обутая}}. | ||
** «Дикие лебеди» — Элиза (будучи вообще-то принцессой), чтобы расколдовать братьев, должна разминать крапиву босыми ногами. Любил Ганс Христиан этот троп. (Можно вспомнить и Русалочку, для которой каждый шаг — все равно что босиком по лезвию ножа, даже если она обутая.) | ** «Дикие лебеди» — Элиза (будучи вообще-то принцессой), чтобы расколдовать братьев, должна разминать крапиву босыми ногами. Любил Ганс Христиан этот троп. (Можно вспомнить и Русалочку, для которой каждый шаг — все равно что босиком по лезвию ножа, даже если она обутая.) | ||
Строка 56: | Строка 55: | ||
* Виктор Гюго: | * Виктор Гюго: | ||
** «[[Отверженные]]»: в детстве — Козетта (носила деревянные башмаки на босу ногу, даже зимой), в юности — Эпонина и Азельма (им башмаков купить не на что, а хотелось бы). | ** «[[Отверженные]]»: в детстве — Козетта (носила деревянные башмаки на босу ногу, даже зимой), в юности — Эпонина и Азельма (им башмаков купить не на что, а хотелось бы). | ||
** «[[Собор Парижской | ** «[[Собор Парижской богоматери]]» — Эсмеральда. По своей воле она босиком не ходила, ее разули только в тюрьме. В адаптациях может ходить босиком и добровольно. | ||
* «Кольцо и роза» Уильяма Теккерея — перед тем, как выгнать Бетсинду из дворца, у нее отбирают туфли. Девушка вынуждена идти по снегу босиком… но добрая фея делает так, что ноги не | * «Кольцо и роза» Уильяма Теккерея — перед тем, как выгнать Бетсинду из дворца, у нее отбирают туфли. Девушка вынуждена идти по снегу босиком… но добрая фея делает так, что ноги не мерзнут. | ||
* [[Марк Твен]]: | * [[Марк Твен]]: | ||
** «Принц и нищий» — [[зигзаг]]. Поначалу принц | ** «Принц и нищий» — [[зигзаг]]. Поначалу принц остается в лохмотьях нищего и босиком по собственной воле. Но вот потом, когда выясняется, что отыграть назад уже не получится… | ||
** «[[Янки при дворе короля Артура]]» — караван рабов, в который позже попадают и путешествующие инкогнито король вместе с протагонистом. | ** «[[Янки при дворе короля Артура]]» — караван рабов, в который позже попадают и путешествующие инкогнито король вместе с протагонистом. | ||
* [[Джек Лондон]], «Сердца трёх» — Торрес утопил сапоги во время потопа в пещере, потом ему было очень неудобно, и он попросил героев подождать, пока он сплетет сандалии из травы. | * [[Jack London|Джек Лондон]], «Сердца трёх» — Торрес утопил сапоги во время потопа в пещере, потом ему было очень неудобно, и он попросил героев подождать, пока он сплетет сандалии из травы. | ||
* Александра Рипли, «Скарлетт» (сиквел «[[Унесённые ветром|Унесённых ветром]]») — собственно, Скарлетт. Иногда она разувается [[Не любит обувь|по собственной воле]], но во время шторма вынуждена сбросить туфли вместе с лишней одеждой, а на последних месяцах беременности все время ходит босиком, потому что отекают и болят ноги, обувь не налезает, а сырая земля | * Александра Рипли, «Скарлетт» (сиквел «[[Унесённые ветром|Унесённых ветром]]») — собственно, Скарлетт. Иногда она разувается [[Не любит обувь|по собственной воле]], но во время шторма вынуждена сбросить туфли вместе с лишней одеждой, а на последних месяцах беременности все время ходит босиком, потому что отекают и болят ноги, обувь не налезает, а сырая земля еще и облегчает боль. Другие женщины тоже разуваются по ходу действия, но обувь все-таки любят. | ||
* [[Стивен Кинг]], «Кэрри» — героиня теряет туфли во время бегства со школьного бала и так и | * [[Стивен Кинг]], «Кэрри» — героиня теряет туфли во время бегства со школьного бала и так и остается босой до самого конца. Не то чтобы это было самой большой ее проблемой… | ||
* Детективы Карла Хайясена: в «Ураган» (он же «Дрянь-погода») Сцинк издевается над бессовестным журналистом Максом, отобрав у того обувь и потащив за собой в болото. Флоридское болото. | * Детективы Карла Хайясена: в «Ураган» (он же «Дрянь-погода») Сцинк издевается над бессовестным журналистом Максом, отобрав у того обувь и потащив за собой в болото. Флоридское болото. | ||
* Без сандалий остаётся [[мусорщик]] Билли в романе «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» Г. Гаррисона. Бегать по постапокалиптическому Нью-Йорку босиком — занятие не из приятных. Хотя обувь есть далеко не у всех горожан. | * Без сандалий остаётся [[мусорщик]] Билли в романе «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» Г. Гаррисона. Бегать по постапокалиптическому Нью-Йорку босиком — занятие не из приятных. Хотя обувь есть далеко не у всех горожан. | ||
* В цикле романов | * В цикле романов "Проклятие эльфов" Андре Нортон без обуви ходят порабощённые эльфами люди. Это дополнительно усложняет побег. | ||
* Босиком вынуждены разгуливать дочери протагониста в «Хьюстон, 2015: Мисс Неопределённость» Майка Мак-Кая, причём потеря обуви случается дважды: сначала во время побега на танкере, а потом в деревне выживальщиков. В последнем случае ботинки у Софи и Натали есть, но строго приказано экономить: «С марта по ноябрь ботинки принадлежат к разряду „выходной“ одежды, и надевать их можно только в церковь. Ну или к доктору…» Старая хозяйка фермы миссис Паттон — [[Просвещенный деспот|просвещённый деспот]], а молодая — Хейз Дулиттл — сама [[не любит обувь]]. | * Босиком вынуждены разгуливать дочери протагониста в «Хьюстон, 2015: Мисс Неопределённость» Майка Мак-Кая, причём потеря обуви случается дважды: сначала во время побега на танкере, а потом в деревне выживальщиков. В последнем случае ботинки у Софи и Натали есть, но строго приказано экономить: «С марта по ноябрь ботинки принадлежат к разряду „выходной“ одежды, и надевать их можно только в церковь. Ну или к доктору…» Старая хозяйка фермы миссис Паттон — [[Просвещенный деспот|просвещённый деспот]], а молодая — Хейз Дулиттл — сама [[не любит обувь]]. | ||
* Осталась без обуви главная героиня романа П. Бачигалупи «Утонувшие города». Малия — девочка городская и культурная, и уже почти квалифицированный медик, оттого босиком ходит исключительно на охоту в джунгли, ну или за водой. К сожалению, [[Враги сожгли родную хату|единственные сандалии сгорели вместе с деревенской клиникой]]. В Утонувшие Города (современный нам Вашингтон с пригородами) героиня вынуждена идти босая. | * Осталась без обуви главная героиня романа П. Бачигалупи «Утонувшие города». Малия — девочка городская и культурная, и уже почти квалифицированный медик, оттого босиком ходит исключительно на охоту в джунгли, ну или за водой. К сожалению, [[Враги сожгли родную хату|единственные сандалии сгорели вместе с деревенской клиникой]]. В Утонувшие Города (современный нам Вашингтон с пригородами) героиня вынуждена идти босая. | ||
Строка 72: | Строка 71: | ||
** Иногда таких несколько. | ** Иногда таких несколько. | ||
** А иногда девушка далеко не ангел, но по сюжету перевоспитывается. | ** А иногда девушка далеко не ангел, но по сюжету перевоспитывается. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 87: | Строка 83: | ||
* «[[Остап Бендер/Подробнее об адаптациях|12 стульев]]» Гайдая — в погоне за Бендером мадам Грицацуева сбрасывает белые туфельки, потому что босиком по коридорам гораздо легче бежать, чем на каблуках. Закрытая между двумя дверями, так и остаётся босиком, пока Остап не приносит ей (спящей) туфельки обратно со словами «Прощай, [[наглая ложь|любимая]]». | * «[[Остап Бендер/Подробнее об адаптациях|12 стульев]]» Гайдая — в погоне за Бендером мадам Грицацуева сбрасывает белые туфельки, потому что босиком по коридорам гораздо легче бежать, чем на каблуках. Закрытая между двумя дверями, так и остаётся босиком, пока Остап не приносит ей (спящей) туфельки обратно со словами «Прощай, [[наглая ложь|любимая]]». | ||
** [[Необузданные догадки]]: почему туфельки белые? Не в них ли она замуж выходила? Почему она тянет к Остапу руки с этими туфельками? Не напоминая ли, что у них свадьба была? Почему Бендер кладёт туфельки возле неё? Не потому ли, чтобы она увидела их утром и поняла, что совместная жизнь после свадьбы окончена? | ** [[Необузданные догадки]]: почему туфельки белые? Не в них ли она замуж выходила? Почему она тянет к Остапу руки с этими туфельками? Не напоминая ли, что у них свадьба была? Почему Бендер кладёт туфельки возле неё? Не потому ли, чтобы она увидела их утром и поняла, что совместная жизнь после свадьбы окончена? | ||
* Дважды остаётся без туфель супруга суперагента Таскера в фильме «Правдивая ложь» (1994): сначала во время «допроса с пристрастием», а затем на базе террористов — и до конца фильма (исключая [[Сцена после титров|сцену после титров]]). Впрочем, в обоих случаях дело балансирует на грани тропа «Не любит обувь»: сломанный каблук — ещё не повод совсем разуваться | * Дважды остаётся без туфель супруга суперагента Таскера в фильме «Правдивая ложь» (1994): сначала во время «допроса с пристрастием», а затем на базе террористов — и до конца фильма (исключая [[Сцена после титров|сцену после титров]]). Впрочем, в обоих случаях дело балансирует на грани тропа «Не любит обувь»: сломанный каблук — ещё не повод совсем разуваться. | ||
* «[[Гарри Поттер]]»: | * «[[Гарри Поттер]]»: | ||
** | ** «[[Орден Феникса]]» — Полумна Лавгуд, если верить тому, что ботинки у нее действительно украли. Хотя это не факт — Хогвартс все-таки школа, и на уроки босиком никто не ходит, иначе разбирательство неизбежно. | ||
** | ** «[[Harry Potter|Кубок Огня]]» — Волдеморт после возрождения. Питер-Хвост приготовил ему плащ, но не обувь — Волдеморт ведь и сам не знал нового размера своей ноги. | ||
** | ** Дары Смерти" — [[субверсия]]. Нет разумного объяснения того, почему Волдеморт до сих пор не обут, но такова воля режиссёра. Во всех фильмах получился ещё и троп [[босоногий чёрт]]. | ||
* «Босиком по парку» — герой вынужден разуться, несмотря на холод, чтобы помириться с любимой женой. | * «Босиком по парку» — герой вынужден разуться, несмотря на холод, чтобы помириться с любимой женой. | ||
* «[[Крепкий орешек]]» — волей случая оказался без ботинок в том момент, когда здание захватили «террористы». После чего весь фильм бегал босиком, что и [[Ружьё Чехова|сыграло]] в сцене перестрелки с Гансом и Карлом. | * «[[Крепкий орешек]]» — волей случая оказался без ботинок в том момент, когда здание захватили «террористы». После чего весь фильм бегал босиком, что и [[Ружьё Чехова|сыграло]] в сцене перестрелки с Гансом и Карлом. | ||
Строка 120: | Строка 115: | ||
* [[Home Alone|Один дома]]: | * [[Home Alone|Один дома]]: | ||
** В оригинальном фильме Марв на измазанных то ли дегтем, то ли смолой ступеньках оставляет ботинки и носки, после чего наступает сначала на огромный гвоздь («заботливо» укрепленный там Кевином), а затем на разложенные по полу хрупкие елочные игрушки. | ** В оригинальном фильме Марв на измазанных то ли дегтем, то ли смолой ступеньках оставляет ботинки и носки, после чего наступает сначала на огромный гвоздь («заботливо» укрепленный там Кевином), а затем на разложенные по полу хрупкие елочные игрушки. | ||
** В фильме-перезапуске Пэм попадается в ловушку, отсылающую сразу и к дегтю, и к газовой горелке, ее ботинки загораются, и она оказывается вынуждена от них избавиться, при этом получив ощутимые ожоги стоп. После этого ей приходится пройтись босиком по снегу, страдая сразу и от холода, и от ожогов. А потом именно она, предварительно получив по ступне блином от гантели, попадает в ловушку с деталями LEGO и оказывается вынуждена босиком пройтись по ним, что заканчивается падением на них же коленями со всего маху. После этого даже по обычному полу бедняжка ходит уже не скрывая боли. | ** В фильме-перезапуске Пэм попадается в ловушку, отсылающую сразу и к дегтю, и к газовой горелке, ее ботинки загораются, и она оказывается вынуждена от них избавиться, при этом получив ощутимые ожоги стоп. После этого ей приходится пройтись босиком по снегу, страдая сразу и от холода, и от ожогов. А потом именно она, предварительно получив по ступне блином от гантели, попадает в ловушку с деталями LEGO и оказывается вынуждена босиком пройтись по ним, что заканчивается падением на них же коленями со всего маху. После этого даже по обычному полу бедняжка ходит уже не скрывая боли. | ||
* «Дневник Бриджит Джонс» — аверсия: бросившись догонять прочитавшего ее дневник и нашедшего там много неприятного в свой адрес Дарси, одетая в одно нижнее белье Бриджит выбегает на заснеженную улицу босиком, но тут же влетает обратно в дом, отчаянно ругаясь и подпрыгивая от боли в подмороженных ступнях. И бежит за возлюбленным в нижнем белье, но обутая в кроссовки. | * «Дневник Бриджит Джонс» — аверсия: бросившись догонять прочитавшего ее дневник и нашедшего там много неприятного в свой адрес Дарси, одетая в одно нижнее белье Бриджит выбегает на заснеженную улицу босиком, но тут же влетает обратно в дом, отчаянно ругаясь и подпрыгивая от боли в подмороженных ступнях. И бежит за возлюбленным в нижнем белье, но обутая в кроссовки. | ||
Строка 127: | Строка 121: | ||
* «Златовласка и три медведя» (1995) — подручная злодея-корпората, гоняясь за главной героиней по лесу в туфлях на высоких каблуках, очень быстро оказывается босой, сломав эти самые каблуки. | * «Златовласка и три медведя» (1995) — подручная злодея-корпората, гоняясь за главной героиней по лесу в туфлях на высоких каблуках, очень быстро оказывается босой, сломав эти самые каблуки. | ||
* «13 часов» — модная девица в мини-юбке и с большим бюстом, когда на героев нападает оборотень, сначала пытается бежать в туфлях на шпильках, но когда сразу после этого они всей компанией лезут на чердак особняка, без колебаний избавляется от обуви. | * «13 часов» — модная девица в мини-юбке и с большим бюстом, когда на героев нападает оборотень, сначала пытается бежать в туфлях на шпильках, но когда сразу после этого они всей компанией лезут на чердак особняка, без колебаний избавляется от обуви. | ||
* «Клаустрофобы: Квест с того света» ([[Йопт In Translation|а на самом деле]] «Play Dead», | * «Клаустрофобы: Квест с того света» ([[Йопт In Translation|а на самом деле]] «Play Dead», т. е. «Притворись мёртвым») (2022) — Хлоя [[Инсценировал смерть|инсценировала свою смерть]], чтобы, попав в морг под видом трупа, пробраться в хранилище улик и стырить оттуда телефон, уличающий её непутёвого братца в преступлении, которое он действительно совершил. План, конечно, надёжный, как швейцарские часы, но речь сейчас не о том. В морге новоприбывшую «Джейн Доу», как и полагается, раздели догола, так что после оживления ей пришлось некоторое время бегать, завернувшись в простыню. Затем она нашла бесхозную медицинскую униформу и переоделась (а точнее просто оделась) в неё. Вот только обувь в комплект не входила (и нижнее бельё, кстати, тоже, но [[Трусы долой!|это уже другой троп]]), а потому почти весь фильм протагонистка пробыла босой. Её необутость никак не повлияла на сюжет, но иногда подсвечивалась — сначала Хлоя испачкала ступню чем-то грязным и вытерла её, а позже наступила на что-то острое, но не настолько острое, чтобы пораниться. | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
* Российский «[[Шерлок Холмс/Другие произведения|Шерлок Холмс]]» (2014) — Уотсон выскочил прямо из ванны и преследовал по всему [[Великий Смог|Лондон]]у кэб со злоумышленником. На вооружении стояли: армейские брюки, нижняя рубашка, револьвер. Обуться не успел, и это его спасло от виселицы за убийство. Вокруг флигеля — непролазная грязь, а на полу — ни одного отпечатка босой ноги. <s>Гасконец</s> Лестрейд поверил в невиновность бедного доктора. | |||
* Российский «[[Шерлок Холмс/Другие произведения|Шерлок Холмс]]» (2014) — Уотсон выскочил прямо из ванны и преследовал по всему [[Великий Смог| | |||
* «Крепостная» — в финале первого сезона новая жестокая хозяйка отбирает у [[одноногая собачка|главной героини]] обувь, после чего заставляет бежать 15 вёрст за телегой. | * «Крепостная» — в финале первого сезона новая жестокая хозяйка отбирает у [[одноногая собачка|главной героини]] обувь, после чего заставляет бежать 15 вёрст за телегой. | ||
* «[[Очень странные дела]] | * «[[Stranger Things|Очень странные дела]]» — Оди в тайной лаборатории своего отца и в дождливом холодном ноябрьском лесу после бегства из неё. | ||
* В корейских исторических сериалах босоногих бедняков практически не бывает — даже рабы и бедные крестьяне ходят по улицам и дорогам в верёвочных лаптях и носках (а дома — в одних носках). Так что если кто бос — это или пленник, угоняемый особо жестокими завоевателями, или осуждённый перед казнью (настоящей или только предполагаемой, но персонаж признаёт свою вину, разуваясь и раздеваясь до исподнего), или бедняка застали совсем уж врасплох во сне (более состоятельные люди и спят в носках). Ну, и изредка это оказывается на самом деле [[босоногий чудак]], бросающий вызов общественным условностям на даосский манер (обычно не более чем на четверть часа, дольше уже совсем неприлично). | * В корейских исторических сериалах босоногих бедняков практически не бывает — даже рабы и бедные крестьяне ходят по улицам и дорогам в верёвочных лаптях и носках (а дома — в одних носках). Так что если кто бос — это или пленник, угоняемый особо жестокими завоевателями, или осуждённый перед казнью (настоящей или только предполагаемой, но персонаж признаёт свою вину, разуваясь и раздеваясь до исподнего), или бедняка застали совсем уж врасплох во сне (более состоятельные люди и спят в носках). Ну, и изредка это оказывается на самом деле [[босоногий чудак]], бросающий вызов общественным условностям на даосский манер (обычно не более чем на четверть часа, дольше уже совсем неприлично). | ||
* «Две жизни» — в начале одной из серий главная героиня, сцепившись в подземном переходе с гопниками, лишается туфель на шпильках и вынуждена удирать босиком. Погода на улице не слишком-то теплая, а пойти недотепе некуда. | * «Две жизни» — в начале одной из серий главная героиня, сцепившись в подземном переходе с гопниками, лишается туфель на шпильках и вынуждена удирать босиком. Погода на улице не слишком-то теплая, а пойти недотепе некуда. | ||
* | * «Punisher (Netflix)» — в одной из последних серий второго сезона Карен Пейдж, чтобы устроить Фрэнку побег из больницы, отдала туфли медбрату-фетишисту и была вынуждена прогуляться по больничным коридорам босой, на что тут же обратил внимание гонявшийся за Карателем фебеэровец. | ||
* «Следствие ведут ЗнаТоКи», фильм «Третейский судья» — подосланная к Янову, чтобы втереться к нему в доверие, но всерьез влюбившаяся в него девица, поняв, что ему угрожает опасность, бежит к нему домой через весь город, для этого разувшись и в итоге сбив ноги в кровь. | * «Следствие ведут ЗнаТоКи», фильм «Третейский судья» — подосланная к Янову, чтобы втереться к нему в доверие, но всерьез влюбившаяся в него девица, поняв, что ему угрожает опасность, бежит к нему домой через весь город, для этого разувшись и в итоге сбив ноги в кровь. | ||
Строка 158: | Строка 145: | ||
** В сиквеле — уже [[не любит обувь|другой троп]]. | ** В сиквеле — уже [[не любит обувь|другой троп]]. | ||
* «[[Страх(и) темноты]]» (2007) — протагонист последней новеллы лишился ботинка, после того как угодил ногой в пролом в полу. До этого происшествия в непроглядно-чёрной тьме, окутывающей зловещий дом, белели только его голова и кисти рук, после — к ним присоединилась босая ступня. | * «[[Страх(и) темноты]]» (2007) — протагонист последней новеллы лишился ботинка, после того как угодил ногой в пролом в полу. До этого происшествия в непроглядно-чёрной тьме, окутывающей зловещий дом, белели только его голова и кисти рук, после — к ним присоединилась босая ступня. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* | * Мультсериал «[[Вуншпунш]]» — серия «Большеногие». Очередное заклятие пары колдунов действует так, что у мирных жителей города вырастают до огромных размеров ноги, и всем приходится остаться босиком, пока Якоб и Мяурицио ищут средство снять заклятие. | ||
* Мультсериал «Суперкнига» — в серии о блудном сыне тому дважды не везет с обувью. Первую пару городских туфель с него снимают грабители, вторую приходится продать за бесценок (как и богатую одежду). | |||
* «Суперкнига» — в серии о блудном сыне тому дважды не везет с обувью. Первую пару городских туфель с него снимают грабители, вторую приходится продать за бесценок (как и богатую одежду). | * Мультериал «Приключения Рокки и Бульвинкля» — в одной из серий Бульвинкль заставляет Рокки снять ботинки, чтобы тот сыграл роль «босоногого мальчика». Рокки вопреки своей роли изображает, что без ботинок его лапам больно (хотя в других сериях он их никогда не носит), потом «не выдерживает»… и тут оказывается, что его ботинки уже надел медведь. | ||
* «Приключения Рокки и Бульвинкля» — в одной из серий Бульвинкль заставляет Рокки снять ботинки, чтобы тот сыграл роль «босоногого мальчика». Рокки вопреки своей роли изображает, что без ботинок его лапам больно (хотя в других сериях он их никогда не носит), потом «не выдерживает»… и тут оказывается, что его ботинки уже надел медведь. | * Мультсериал «[[Ну, погоди!]]» — знаменитая сцена на стадионе, где Волк пытается сбить Зайца с шеста кроссовками и в результате остается без обуви. Правда, это всего лишь одна из серий, где Волк постепенно «разоблачается» в обоих смыслах и в конце остается в трусах, но только здесь камера задерживается на босых лапах. А вот Заяц — из тех, кто [[не любит обувь]], обут он куда реже Волка. | ||
* «[[Ну, погоди!]]» — знаменитая сцена на стадионе, где Волк пытается сбить Зайца с шеста кроссовками и в результате остается без обуви. Правда, это всего лишь одна из серий, где Волк постепенно «разоблачается» в обоих смыслах и в конце остается в трусах, но только здесь камера задерживается на босых лапах. А вот Заяц — из тех, кто [[не любит обувь]], обут он куда реже Волка. | |||
** Спецвыпуск «Удивительные башмачки» для киножурнала «Фитиль». Прямо во время погони на Волке и Зайце разваливаются ботинки. По вине обувной фабрики №XX. | ** Спецвыпуск «Удивительные башмачки» для киножурнала «Фитиль». Прямо во время погони на Волке и Зайце разваливаются ботинки. По вине обувной фабрики №XX. | ||
* [[Winx club]] — феи Винкс на определённом этапе своего апгрейда осваивают трансформацию под названием «Энчантикс», при которой одежда феи меняется, а обувь исчезает (вместо неё появляются ленточки или barefoot sandals). Как ни странно, в таком виде феи не стесняются даже бродить по заснеженным пещерам. | * [[Winx club]] — феи Винкс на определённом этапе своего апгрейда осваивают трансформацию под названием «Энчантикс», при которой одежда феи меняется, а обувь исчезает (вместо неё появляются ленточки или barefoot sandals). Как ни странно, в таком виде феи не стесняются даже бродить по заснеженным пещерам. | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
Строка 181: | Строка 163: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[StarCraft]] — Сара Керриган. Когда ее превращают в зерга, она дважды остается не только без обуви, но и без одежды, если не считать за таковую панцирь. И оба раза видны пальчики на голых ножках… и растущие из пяток каблуки. Последние иногда исчезают. | * [[StarCraft]] — Сара Керриган. Когда ее превращают в зерга, она дважды остается не только без обуви, но и без одежды, если не считать за таковую панцирь. И оба раза видны пальчики на голых ножках… и растущие из пяток каблуки. Последние иногда исчезают. | ||
** А вот когда ее превращают в {{spoiler|Зел-Нага}}, она сама выбирает себе внешность и оставляет ножки голыми (как часть стиля существа, похожего на [[босоногий ангел|ангела]]). Но вот что поневоле, так это при сияющей золотым светом коже грязные-прегрязные пятки. Сара не виновата, ее такой нарисовали! | ** А вот когда ее превращают в {{spoiler|Зел-Нага}}, она сама выбирает себе внешность и оставляет ножки голыми (как часть стиля существа, похожего на [[босоногий ангел|ангела]]). Но вот что поневоле, так это при сияющей золотым светом коже грязные-прегрязные пятки. Сара не виновата, ее такой нарисовали! | ||
* Таким может быть ваш персонаж, если вы его разуете вопреки правилам сеттинга, не отыгрывая роль «не любящего обувь». Например, во «Властелине Колец онлайн» хоббиты и эльфы босиком вполне легально, люди — ну, бывает, а вот гномы — с какой бы радости? | * Таким может быть ваш персонаж, если вы его разуете вопреки правилам сеттинга, не отыгрывая роль «не любящего обувь». Например, во «Властелине Колец онлайн» хоббиты и эльфы босиком вполне легально, люди — ну, бывает, а вот гномы — с какой бы радости? | ||
* [[Resident Evil]] 6 — попавшие в плен к террористам Джейк Мюллер и Шерри Биркин содержатся в больничных рубашках и без обуви. Босоногая Шерри получает возможность обуться только в конце первого этапа побега. | * [[Resident Evil]] 6 — попавшие в плен к террористам Джейк Мюллер и Шерри Биркин содержатся в больничных рубашках и без обуви. Босоногая Шерри получает возможность обуться только в конце первого этапа побега. | ||
* [[Portal|«Portal»]] — Челл. | |||
* [[Bully]] — если задержаться вне спальных помещений «так поздно, что уже рано». протагонист-подросток неотвратимо вырубится, заснёт прямо там, где стоял. Если он при этом обут — наутро он проснётся в одних носках: обувь свистнули. Правда, если он зайдёт в свою комнату в общаге, где стоит его шкаф с одеждой, там всегда найдётся запасная пара точно такой же обуви. | * [[Bully]] — если задержаться вне спальных помещений «так поздно, что уже рано». протагонист-подросток неотвратимо вырубится, заснёт прямо там, где стоял. Если он при этом обут — наутро он проснётся в одних носках: обувь свистнули. Правда, если он зайдёт в свою комнату в общаге, где стоит его шкаф с одеждой, там всегда найдётся запасная пара точно такой же обуви. | ||
* Alice in Wonderland 2010 — когда Алиса нормального размера, на ней серое платье и черные туфли. Когда она увеличена или уменьшена, они [[карманная вселенная|в инвентарь кладутся, не иначе]], а сама Алиса оказывается в непонятных тряпках и рваных чулках (а ведь в фильме чулок не было, и это подсвечено!). А после первого уменьшения на уровне в саду — так и вообще босиком. Поневоле. | * Alice in Wonderland 2010 — когда Алиса нормального размера, на ней серое платье и черные туфли. Когда она увеличена или уменьшена, они [[карманная вселенная|в инвентарь кладутся, не иначе]], а сама Алиса оказывается в непонятных тряпках и рваных чулках (а ведь в фильме чулок не было, и это подсвечено!). А после первого уменьшения на уровне в саду — так и вообще босиком. Поневоле. | ||
* [[Аlice: Madness Returns]] | * [[Аlice: Madness Returns]] - среди нарядов Алисы, в которых она представляет себя в мире Страны Чудес, есть и ультрафансервисный подводный. Светящийся в темноте и с босыми ножками, да. | ||
* | * [[Witcher III|«Witcher III»]] — Кейра Мец, выдавая себя за деревенскую ворожею, вынуждена появляться перед крестьянами исключительно босиком, хотя и ненавидит это по причине невероятной брезгливости. Хотя что мешает ей использовать хотя бы лапти какие-нибудь? Нигде в сеттинге не фигурирует, что деревенские ведьмы ходят строго босиком. | ||
** Ага, ненавидит. В подземелье, где грязь, камни, а после Дикой Охоты еще и дико холодно тоже обуться не желает. Притом, что одежду чародеи могут наколдовать в любой момент (Трисс во второй серии раздевается и одевается магией, да и Кейра под конец линии кастует себе одежду поприличнее). Да и привыкнуть ходить босиком тоже надо. Ей это явно просто нравится. | ** Ага, ненавидит. В подземелье, где грязь, камни, а после Дикой Охоты еще и дико холодно тоже обуться не желает. Притом, что одежду чародеи могут наколдовать в любой момент (Трисс во второй серии раздевается и одевается магией, да и Кейра под конец линии кастует себе одежду поприличнее). Да и привыкнуть ходить босиком тоже надо. Ей это явно просто нравится. | ||
** На Скеллиге единственная категория босых женщин — это захваченные в набегах пленницы. | ** На Скеллиге единственная категория босых женщин — это захваченные в набегах пленницы. | ||
Строка 203: | Строка 180: | ||
* [[The Last of Us: Part 2]] — Эбби и Лев в финале, после попадания в плен к работорговцам-«Гремучникам». | * [[The Last of Us: Part 2]] — Эбби и Лев в финале, после попадания в плен к работорговцам-«Гремучникам». | ||
* [[Fallout: New Vegas]] — при первом визите в убежище Братства Стали, если только с Курьером нет Вероники, ГГ заставят раздеться до нижнего белья и в таком виде поведут на аудиенцию к старейшине. Поскольку носки в неснимаемом белье разработчики не предусмотрели, прогуливаться Курьеру придется босиком. | * [[Fallout: New Vegas]] — при первом визите в убежище Братства Стали, если только с Курьером нет Вероники, ГГ заставят раздеться до нижнего белья и в таком виде поведут на аудиенцию к старейшине. Поскольку носки в неснимаемом белье разработчики не предусмотрели, прогуливаться Курьеру придется босиком. | ||
* Die | * Die Young — героиня прибыла на остров максимум в шлепанцах и скорее всего потеряла их при похищении. | ||
* [[The Elder Scrolls III: Morrowind]] — представители зверорас (Аргониане и Каджиты) лишены возможности носить обувь, как понятно, из-за их стоп-digitigrade. В аддоне Bloodmoon аргонианин Греющийся-на-солнце иронизирует эту проблему: ''«Всё, о чем я прошу, это пара сапог. Разве это так сложно?»''. | * [[The Elder Scrolls III: Morrowind]] — представители зверорас (Аргониане и Каджиты) лишены возможности носить обувь, как понятно, из-за их стоп-digitigrade. В аддоне Bloodmoon аргонианин Греющийся-на-солнце иронизирует эту проблему: ''«Всё, о чем я прошу, это пара сапог. Разве это так сложно?»''. | ||
** Зато в других частях игр, зверорасы могут вполне носить обувь. | ** Зато в других частях игр, зверорасы могут вполне носить обувь. | ||
* Wolcen: Lords of | * Wolcen: Lords of Mayhem — аверсия: если снять начальные обмотки с женщины-ГГ, то на ней окажутся босоножки на шпильках. Офигенно практичная обувь для профессиональной воительницы. | ||
* [[Risen]] — в первой части герой после кораблекрушения в начале игры одет, но, как ни странно, босой. И сапоги удастся купить еще очень не скоро. | * [[Risen]] — в первой части герой после кораблекрушения в начале игры одет, но, как ни странно, босой. И сапоги удастся купить еще очень не скоро. | ||
* [[Pathfinder: | * [[Pathfinder: wrath of the righteous]] Уголек: у нее тяжелейший ожог ступней, который хотя и зажил, но оставил ноги грубыми а нервные окончания отмершими. Вот и ходит бедный ребенок босиком, зимой и летом. Сжечь бы этого инквизитора самого.... | ||
* [[ | * [[The Dark Pictures Anthology: Man of Medan]] (2019) — в начале игры вся пятёрка главных героев ходит босиком, потому что обувь на дайв-боте не нужна. После захвата лодки бандитами Алекс и Джулия обуваются, а у Алекса, Конрада и Флисс нет такой возможности, поэтому им приходится бродить по старому проржавевшему [[Летучий Голландец|кораблю-призраку]] босиком. Кстати, захватившие их бандиты тоже не носят обуви, то ли [[Не любит обувь|потому что не любят]], то ли [[Нищие босяки|потому что её у них просто нет]]. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* «[[Король и шут]]», «Забытые ботинки» — выйдя в полночь на лунную дорогу, главный герой [[Именно то, что написано на упаковке|забыл ботинки]] в спальне своей любимой и отправился в дальний путь босиком. Далеко уйти не получилось, пришлось возвращаться обратно с отмороженной ступнёй. | * «[[Король и шут]]», «Забытые ботинки» — выйдя в полночь на лунную дорогу, главный герой [[Именно то, что написано на упаковке|забыл ботинки]] в спальне своей любимой и отправился в дальний путь босиком. Далеко уйти не получилось, пришлось возвращаться обратно с отмороженной ступнёй. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
Строка 219: | Строка 195: | ||
** Обутой ногой можно ударить сильнее, чем босой, поэтому обувь можно рассматривать как оружие. | ** Обутой ногой можно ударить сильнее, чем босой, поэтому обувь можно рассматривать как оружие. | ||
** Босиком труднее бежать (во всех смыслах). | ** Босиком труднее бежать (во всех смыслах). | ||
*** Не обязательно. По некоторым поверхностям босиком бежать легче, а уж если раб или пленный из народа, привыкшего к естественной | *** Не обязательно. По некоторым поверхностям босиком бежать легче, а уж если раб или пленный из народа, привыкшего к естественной среде... | ||
** Если у свободных в данном обществе ходить босиком не принято, босые ноги сразу выдают раба. Проще и дешевле, чем ошейник, а по сравнению с клеймом даже и гуманнее (впрочем, одно вполне могло сочетаться с другим). | ** Если у свободных в данном обществе ходить босиком не принято, босые ноги сразу выдают раба. Проще и дешевле, чем ошейник, а по сравнению с клеймом даже и гуманнее (впрочем, одно вполне могло сочетаться с другим). | ||
* Но законы и обычаи на сей счет в разные времена и в разных странах были разные. В современном цивилизованном мире военнопленным и заключенным обувь положена обязательно (более того, если арестант сам [[не любит обувь]], его могут за это наказать как за нарушение установленной формы одежды). | * Но законы и обычаи на сей счет в разные времена и в разных странах были разные. В современном цивилизованном мире военнопленным и заключенным обувь положена обязательно (более того, если арестант сам [[не любит обувь]], его могут за это наказать как за нарушение установленной формы одежды). | ||
* Босоногими часто были военнопленные японских концлагерей в Индонезии и на Филиппинах: в тропиках обувь быстро разваливалась, а заменять ее никто не собирался. От этого ноги у пленных были покрыты ранами и язвами. В самой Японии пленных кое-где заставляли разуваться внутри бараков, даже если там было холодно (по японскому обычаю внутри помещения ходят босиком или в носках). В одном из лагерей пленные предпочитали идти две мили от лагеря до завода босиком (на заводе у них была рабочая обувь), даже по холоду и снегу, дело было в том, что жестокий надзиратель этого лагеря установил правило: если на обуви заключенного было хоть одно пятно грязи, владелец вылизывал свои ботинки языком. В конце войны в Японии наблюдался дефицит всего, в том числе одежды и обуви, у новоприбывших пленных (это были, в основном, сбитые летчики) охранники забирали хорошую обувь себе. | * Босоногими часто были военнопленные японских концлагерей в Индонезии и на Филиппинах: в тропиках обувь быстро разваливалась, а заменять ее никто не собирался. От этого ноги у пленных были покрыты ранами и язвами. В самой Японии пленных кое-где заставляли разуваться внутри бараков, даже если там было холодно (по японскому обычаю внутри помещения ходят босиком или в носках). В одном из лагерей пленные предпочитали идти две мили от лагеря до завода босиком (на заводе у них была рабочая обувь), даже по холоду и снегу, дело было в том, что жестокий надзиратель этого лагеря установил правило: если на обуви заключенного было хоть одно пятно грязи, владелец вылизывал свои ботинки языком. В конце войны в Японии наблюдался дефицит всего, в том числе одежды и обуви, у новоприбывших пленных (это были, в основном, сбитые летчики) охранники забирали хорошую обувь себе. | ||
** Если верить английской Википедии, инквизиторы полагали, что босиком ведьмы не смогут колдовать, и потому арестованных по этому обвинению разували обязательно. Не очень понятно, правда, как это сочеталось с верой, что на шабаш ведьмы летают голыми и соответственно босыми, и там им это не мешает<ref>Вообще высказывалась идея, что у ведьмы могут быть скрытые амулеты, который поможет бежать, переносить пытки | ** Если верить английской Википедии, инквизиторы полагали, что босиком ведьмы не смогут колдовать, и потому арестованных по этому обвинению разували обязательно. Не очень понятно, правда, как это сочеталось с верой, что на шабаш ведьмы летают голыми и соответственно босыми, и там им это не мешает<ref>Вообще высказывалась идея, что у ведьмы могут быть скрытые амулеты, который поможет бежать, переносить пытки и т.п. И вот чтобы этого амулета её лишить, у ведьм могли отнять одежду, обувь, иногда даже брили наголо.</ref>. | ||
* [[Нищие босяки]]. | * [[Нищие босяки]]. | ||
* Бедняки с единственной парой обуви, которую надевали только по очень торжественным случаях (где обязательно нужно, одевшись в лучшую одежду показать, что не босяк), а всех остальных случаях — ходили босиком, чтобы сберечь свою единственную обувь. | * Бедняки с единственной парой обуви, которую надевали только по очень торжественным случаях (где обязательно нужно, одевшись в лучшую одежду показать, что не босяк), а всех остальных случаях — ходили босиком, чтобы сберечь свою единственную обувь. | ||
Строка 230: | Строка 206: | ||
** Анекдотичный случай: своё поражение в войне с Эфиопией итальянцы оправдывали тем, что эфиопские солдаты, будучи босыми, успешно совершали марш-броски, оказавшиеся не под силу обутым итальянским солдатам, которым «мешала обувь». На самом деле у бедной Эфиопии просто не было денег на то, чтобы обуть свою армию, а 30 тысяч берданок они получили в подарок от Николая II (в России к тому времени берданки были сняты с вооружения, так что эфиопы разбили итальянцев не только босыми, но ещё и имея устаревшее оружие). | ** Анекдотичный случай: своё поражение в войне с Эфиопией итальянцы оправдывали тем, что эфиопские солдаты, будучи босыми, успешно совершали марш-броски, оказавшиеся не под силу обутым итальянским солдатам, которым «мешала обувь». На самом деле у бедной Эфиопии просто не было денег на то, чтобы обуть свою армию, а 30 тысяч берданок они получили в подарок от Николая II (в России к тому времени берданки были сняты с вооружения, так что эфиопы разбили итальянцев не только босыми, но ещё и имея устаревшее оружие). | ||
* Типичная жертва грабителей в прошлом. Вообще обувь долгое время была дорогой вещью, и покушались на неё часто. Да и сейчас обычно не дешёвая — если говорить о хорошей, а вот массовое распространение резиновых «вьетнамок» практически покончило с босоногостью в большинстве стран третьего мира. | * Типичная жертва грабителей в прошлом. Вообще обувь долгое время была дорогой вещью, и покушались на неё часто. Да и сейчас обычно не дешёвая — если говорить о хорошей, а вот массовое распространение резиновых «вьетнамок» практически покончило с босоногостью в большинстве стран третьего мира. | ||
* Оказавшиеся в воде против своей воли либо сами скидывали обувь, либо | * Оказавшиеся в воде против своей воли либо сами скидывали обувь, либо ее теряли, когда сапоги наполнялись водой. | ||
* Представительницы прекрасного пола, у которых внезапно сломался каблук. Или там через воду пришлось идти… Хотя чаще всего это всего лишь благовидный предлог для тех, кто [[не любит обувь]]; если женщина, напротив, не любит ходить босиком, она будет стоически ковылять и на сломанном каблуке, и в мокрых туфлях. | * Представительницы прекрасного пола, у которых внезапно сломался каблук. Или там через воду пришлось идти… Хотя чаще всего это всего лишь благовидный предлог для тех, кто [[не любит обувь]]; если женщина, напротив, не любит ходить босиком, она будет стоически ковылять и на сломанном каблуке, и в мокрых туфлях. | ||
** А вот если тем же любительницам высоких каблуков в чрезвычайной ситуации приходится быстро бежать, тогда да. | ** А вот если тем же любительницам высоких каблуков в чрезвычайной ситуации приходится быстро бежать, тогда да. | ||
* Авиапассажирам обувь положено снимать при аварийном покидании | * Авиапассажирам обувь положено снимать при аварийном покидании самолета (чтобы не порвать ткань аварийного трапа, представляющего собой матерчатую «горку»), а также во время предполетного досмотра (причем в американских, например, аэропортах никакие бахилы при этом не выдаются). | ||
* Актёры и актрисы, которых режиссер заставляет выходить на сцену или в кадр босиком, хотя в оригинальном тексте этой детали не было. | * Актёры и актрисы, которых режиссер заставляет выходить на сцену или в кадр босиком, хотя в оригинальном тексте этой детали не было. | ||
* Да и самому потерять или привести в полную негодность свою обувь можно многими способами. Если только вы ходите не в [[Крутые тяжелые башмаки|гадах]], кирзовых или яловых сапогах: лишиться ''этой'' обуви можно, лишь пройдя по глубокой луже из царской водки. | * Да и самому потерять или привести в полную негодность свою обувь можно многими способами. Если только вы ходите не в [[Крутые тяжелые башмаки|гадах]], кирзовых или яловых сапогах: лишиться ''этой'' обуви можно, лишь пройдя по глубокой луже из царской водки. | ||
* При посещении молельных домов и святых мест ряда религий разуваться обязательно всем — не только самим [[Босоногий верующий|верующим]], но и туристам, независимо от взглядов последних. (Впрочем, ушлые арабы в туристических местах предлагают вместо этого купить у них бахилы.) | * При посещении молельных домов и святых мест ряда религий разуваться обязательно всем — не только самим [[Босоногий верующий|верующим]], но и туристам, независимо от взглядов последних. (Впрочем, ушлые арабы в туристических местах предлагают вместо этого купить у них бахилы.) | ||
* В средние века босоногость (обычно в виде требования дойти туда-то босиком) могла быть назначена как в виде церковного покаяния, так и в виде приговора светского суда. Учитывая степень загаженности улиц средневековых городов (не только лошадиный навоз и помои, но и человеческие фекалии), это было достаточно суровым наказанием (либо его частью, если босиком вели на казнь). | * В средние века босоногость (обычно в виде требования дойти туда-то босиком) могла быть назначена как в виде церковного покаяния, так и в виде приговора светского суда. Учитывая степень загаженности улиц средневековых городов (не только лошадиный навоз и помои, но и человеческие фекалии), это было достаточно суровым наказанием (либо его частью, если босиком вели на казнь). | ||
* Босоногих детей часто можно было увидеть в США времён [[Великая депрессия|Великой депрессии]]. Кто-то ходил так оттого, что не на что было купить обувь, но большинство просто из экономии, чтобы не сносить единственную пару. В некоторых школах директора устраивали по осени соревнование: кто из учеников дольше всех выдержит без ботинок, получит серебряный доллар. Один герой в Вирджинии выдержал до 5 декабря, несколько раз придя в школу по снегу. Идея была в том, чтобы дети из бедных семей по возможности не пропускали уроки. | * Босоногих детей часто можно было увидеть в США времён [[Великая депрессия|Великой депрессии]]. Кто-то ходил так оттого, что не на что было купить обувь, но большинство просто из экономии, чтобы не сносить единственную пару. В некоторых школах директора устраивали по осени соревнование: кто из учеников дольше всех выдержит без ботинок, получит серебряный доллар. Один герой в Вирджинии выдержал до 5 декабря, несколько раз придя в школу по снегу. Идея была в том, чтобы дети из бедных семей по возможности не пропускали уроки. | ||
* Олимпийский чемпион | * Олимпийский чемпион 1960 года эфиоп Абебе Бикила пробежал весь марафон босиком, так как вышел на замену неожиданно заболевшему бегуну, и у Бикилы не оказалось подходящей спортивной обуви. | ||
* В Кампучии времён Пол Пота босоногим поневоле осталось [[педаль в пол|всё городское население]] — около полутора миллионов человек — и зажиточные крестьяне (у деревенской бедноты обувки и так не было). После победы красных кхмеров горожан почти полностью «эвакуировали» в сельскую местность. «Но самое поразительное зрелище — это обувь. Сотни, тысячи, может быть, десятки тысяч пар, брошенных посреди мостовой, стоящих на тротуарах, в воротах домов, буквально на каждом квадратном метре улицы. Мужские, дамские, детские. Сандалии и штиблеты. Элегантные туфельки на каблучке и мужские мокасины из буйволовой кожи, дешевые школьные тапочки и стоптанные ботинки торговца. Где-то здесь, когда выселяли жителей, был, по всей вероятности, сборный пункт. Перед отправкой в „коммуны“ жителям велели выбросить все документы и снять обувь.» (В. Гурницкий, «Песочные часы», 1979) | * В Кампучии времён Пол Пота босоногим поневоле осталось [[педаль в пол|всё городское население]] — около полутора миллионов человек — и зажиточные крестьяне (у деревенской бедноты обувки и так не было). После победы красных кхмеров горожан почти полностью «эвакуировали» в сельскую местность. «Но самое поразительное зрелище — это обувь. Сотни, тысячи, может быть, десятки тысяч пар, брошенных посреди мостовой, стоящих на тротуарах, в воротах домов, буквально на каждом квадратном метре улицы. Мужские, дамские, детские. Сандалии и штиблеты. Элегантные туфельки на каблучке и мужские мокасины из буйволовой кожи, дешевые школьные тапочки и стоптанные ботинки торговца. Где-то здесь, когда выселяли жителей, был, по всей вероятности, сборный пункт. Перед отправкой в „коммуны“ жителям велели выбросить все документы и снять обувь.» (В. Гурницкий, «Песочные часы», 1979) | ||
* Пациенты больниц (по крайней мере, американских), доставленные туда в беспомощном состоянии. С них срезают всю одежду (и никто потом ее стоимость не компенсирует), и обувь, соответственно, тоже снимают. Вместо одежды выдают пижаму, а вот обувь вместе с прочими личными вещами возвращают только при выписке. Понятно, что пока человек лежит в кровати, обувь ему особо не нужна (и даже сходить в чистый туалет, находящийся в той же палате, можно и босиком), а на операцию или процедуры его отвезут. Но вот если он захочет куда-то прогуляться и тем паче покинуть больницу без санкции врачей, тогда проблема (неоднократно демонстрируемая в американских фильмах — в частности, то же бегство Сары Коннор в «Терминатор-2»). | * Пациенты больниц (по крайней мере, американских), доставленные туда в беспомощном состоянии. С них срезают всю одежду (и никто потом ее стоимость не компенсирует), и обувь, соответственно, тоже снимают. Вместо одежды выдают пижаму, а вот обувь вместе с прочими личными вещами возвращают только при выписке. Понятно, что пока человек лежит в кровати, обувь ему особо не нужна (и даже сходить в чистый туалет, находящийся в той же палате, можно и босиком), а на операцию или процедуры его отвезут. Но вот если он захочет куда-то прогуляться и тем паче покинуть больницу без санкции врачей, тогда проблема (неоднократно демонстрируемая в американских фильмах — в частности, то же бегство Сары Коннор в «Терминатор-2»). |