Босоногий поневоле

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Losing a Shoe in the Struggle, Barefoot Captives. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Инверсия: босоногие добровольно (но за серебряный доллар!) 1937 год.
« В мире девять миллионов террористов, а мне попался с ногами как у Золушки! »
— Джон МакКлейн описывает суть проблемы

Этот персонаж в одной сцене или во всем сюжете показывается босиком. Не то чтобы это ему так уж нравилось, нельзя сказать, что он не любит обувь, но обуви у него там просто нет. По обстоятельствам — не на что купить, негде взять, пришлось снять, некогда было обуться, заставили… Босоногость при этом в кадре не один раз. И такой персонаж часто привлекателен для масс не меньше, чем тот, кто не обут постоянно. Нередко при этом персонажу приходится терпеть холод.

Не любит обувь — практически противоположный троп. Если персонаж не любит обувь, и тут счастливая случайность — оказывается босоногим поневоле (например, Люси в одной из книг серии «Хроники Нарнии»), это туда.

Где встречается[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — некоторым пророкам (Моисею, Иисусу Навину, Исайе) приказывает снять обувь сам Бог. В этом нет практического смысла, но есть символический, и каждый раз он объясняется.
  • Французская народная сказка «Король-ворон» — королева ищет голубую траву, «что поёт ночью и днём, что крушит железо и сталь». Вернейший способ найти — идти по разным травам в латной обуви, пока она не развалится от этой травы. Вот только со срезанной травой дальше приходится идти босиком, а это означает свести всю кожу до мяса, а то и до кости (впрочем, кто сказал, что голубая трава вредит живой плоти больше, чем обычная?). Деревянные башмаки на смену она, конечно, взять не догадалась.
    • Это не троп Босоногая королева именно потому, что босоногая она поневоле, к тому же не очень долго.
    • В пересказе Натальи О’Шей (Хелависы) королева вообще не босоногая. Она надевает сразу две пары обуви — железные башмаки на кожаные. Кожаную обувь голубая трава не тронула. Наверняка и в народной сказке подразумевалось, что нежные босые ноги королевы не были так уж сильно изранены, хотя боль и кровь, конечно, присутствовали.
  • Оборотни после обратной трансформации, если только не успели вовремя раздеться и припрятать где-нибудь одежду и обувь, нередко вынуждены пробираться домой голыми и босыми. Да и в звероформе для них обувь не предусмотрена.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Майская ночь» — отец, околдованный мачехой-ведьмой, прогнал панночку из дома босую и куска хлеба не дал на дорогу.
    • «Мёртвые души» же! Помещик Плюшкин выделил дворне одну пару обуви на всех, причём надевают её лишь перед тем, как зайти в господские покои. А в остальное время приходится ходить босиком, даже на морозе.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — пленные с обеих сторон (русские у французов, французы у русских), в том числе зимой.
  • А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка» — инверсия. Лиза, переодевшись крестьянкой, собирается по-крестьянски ходить босиком, но не выдерживает даже дёрна, не говоря уже о песке и камушках, и ей приходится надевать лапти. Так что она поневоле обутая.
  • Валентина Осеева, «Васёк Трубачёв и его товарищи», и фильм «Отряд Трубачёва сражается» (1957). В книге московские школьники отправились на летние каникулы 1941 года в украинское село, оттого в багаже только, по пионерской моде того времени, лёгкие спортивные тапочки. Однако начинается война. В фильме местные жители срочно переодевают городских из пионерской формы в крестьянскую одежду (фашисты убивают пионеров, ага). Естественно, обуви тогда колхозным детишкам в летнее время было не положено, да и лишней пары взять неоткуда. В книге объяснение более прозаическое: на партизанские действия в лесу парусиновые тапки не рассчитаны. У большинства в отряде они развалились за две-три недели.
  • Гершензон, «Робин Гуд». У шерифа Ноттингемского в плену разбойники отнимают сапоги в воспитательных целях: пусть почувствует, каково простым людям!
  • Кир Булычёв, «Заповедник сказок» — Алиса попадает в заповедник под видом Золушки, для создания образа которой гном-проводник заставляет её идти босиком. (А вот в оригинальной сказке насчет босоногости Золушки ничего не сказано — не считая того момента, когда она убегает в одной туфельке, да и то на балу на ней, скорее всего, чулки).
    • А с другой стороны, где бы Алиса взяла подходящую для Эпохи легенд обувь? Современная обувь сразу бы её разоблачила, а другой у неё не было. А босиком она без проблем прошла в заповедник, разоблачение наступило намного позже.
    • «Козлик Иван Иванович», продолжение этой книги — субверсия. Алиса надевает обычные туфли и шерстяные носки, но, промочив ноги, вынуждена то и другое снять и все оставшееся время проводит босая. В тексте прямо не сказано, но иллюстрациям можно верить.
    • «Звёздный пёс» — Алиса, засланная как секретный агент в Шкомерздет (Школу мерзких детей, начинает обучение плохому с бросания в людей собственных туфель. Вот только туфель всего две, а дальше Алиса уже босая до первого урока (к первому уроку ей, очевидно, выдают казённые ботинки).
  • Н. Н. Носов, Незнайка на Луне - Незнайка, когда его на Луне бросили в реку, а потом на Дурацком острове, куда его забрали из-под моста с другими бездомными.
    • Пончик на поверхности Луны теряет космические сапоги. Казалось бы, его ноги должны оставаться в герметичном скафандре? А на некоторых иллюстрациях он бежит по Луне босиком, как будто сапоги - часть скафандра и без них разгерметизация не опасна. И что же это за скафандр, у которого сапоги с ног сваливаются?[1]
    • Очень хороший и практичный - особенно в условиях работы на поверхности Луны. Во первых, можно снять обувь в шлюзе и не тащить в корабль весьма мерзкий абразив в виде пыли лунного реголита. Во вторых, при повреждении подошвы остаётся некий шанс, что герметичный чулок скафандра держит давление и даст добраться до базы. В третьих, при более или менее одинаковых размерах скафандров у коротышек могут быть очень разные размеры стопы - а это делает запасные скафандры более универсальными и взаимозаменяемыми! При всей сказочности сеттинга, в вопросе скафандров Носов либо хорошо владел информацией из открытых источников, либо работал с грамотным консультантом (а мог и вдохновляться признанными классиками космооперы в лице Хайнлайна или Кларка).
  • Ольга Громыко, «Год крысы» — Альк Хаскиль — высокомерный аристократ, несколько раз теряет башмаки, а половину первой книги и вовсе ходит босой.
  • Юлия Вознесенская, «Юлианна, или Опасные игры» — хотя большинство персонажей относятся к другому тропу, отец Василий и Анастасия Николаевна тут соответствуют этому. Они просто вынуждены сбросить с себя обувь, когда она загорается.
    • Ужас у холодильника: Дара О’Тара хотя и не любит обувь, но вынуждена носить, потому что на нее наложен гейс: если она пойдёт по дому или саду босиком, пальцы на ногах будут расти криво. Но во время бегства она отвлекает Келпи, бросив ей свой сапог… а потом снимает и второй, чтобы не бежать в одном… и она ещё не крещена, значит, проклятие подействует? Впрочем, крестили её довольно быстро, и сильно испортить пальчики она не успела, а гейс мог и не подействовать, поскольку дорога уже не относится к дому или саду.
  • Отметился Виктор Суворов. В книге «Освободитель» описано, как его подростком отправили в город продавать на рынке колхозные арбузы. Чтобы у парня не выскочило желание бросить ночью кучу арбузов на местного сторожа и отправиться на колхозные деньги в кино, обувку предусмотрительно отобрали ещё до отъезда грузовика из деревни.
  • Юрий Нестеренко:
    • «Крылья»  — Шайну в детстве мать выгоняла босиком на мороз в надежде, что так ей больше подадут. Позже — Эйольта (ГГ), которая в комфортных условиях и сама не любит обувь, но вот ни бежать из тюрьмы во время землетрясения по усыпанным острыми обломками улицам, ни тем более идти босиком по снегу на казнь ей никакого удовольствия не доставляет.
    • «Приговор» — Дольф, рождённый под забором, проходил босиком все детство, пока не был подобран своим учителем. Эвелина — зигзаг: вначале остается босиком поневоле (выросла из единственной уцелевшей пары туфель), потом вошла во вкус, но в финале вынуждена сидеть босиком в холодной темнице и идти по зимнему лесу уже отнюдь не по своей воле.
    • «Гранитные поля» — Элисон, надменная и избалованная девушка из высшего общества, вынуждена идти босиком 140 км по гранитному плато, поскольку ее туфли на высоких каблуках для подобного путешествия не годятся. Ситуация усугубляется тем, что из-за генетической модицикации представительниц высшего класса (которые в норме, разумеется, босиком не ходят) ее подошвы в принципе не способны загрубеть.
  • Главная героиня трилогии Ника Горькавого «Астровитянка» выросла на астероиде в разбитом корабле и обувью не пользовалась с детства. Ей просто неоткуда было её взять: из своей выросла, а до родительской не доросла, да и не нужна она особо была в искусственной среде. В итоге на спасательный корабль Никки уходит «из дома» босиком и какое-то время привыкает к обуви на Луне.
  • Метавселенная Рудазова — Олег Бритва и рад бы обуться, да когти подошву прокалывают.
  • Созерцатель — в заключении у Итана отобрали шнурки, поэтому при побеге, после купания в канале, он остался без ботинок. Пришлось идти в лавку старьёвщика с револьвером. В смысле, менять револьвер на ботинки.
  • Владимир Беляев, «Старая крепость» — в последнем томе главный герой, приехав в другой город, становится свидетелем картины, как местные девушки-стиляги по дороге домой после танцев сбрасывают туфли на высоких каблуках и, кто в одних чулках, а кто и вообще босиком, весело бегут домой, давая уставшим от непривычной обуви ногам отдых. При этом они вовсе не любительницы ходить босиком и проблем с обувью не испытывают. Просто хранить в клубе дорогие туфли все опасаются, а тащить с собой сменную обувь всем лень.
  • Юрий Корольков, «Партизан Лёня Голиков» — похоже, автор очень любит троп. То Лёньке приходится идти в разведку босиком под видом нищего, то сбрасывать тяжёлые сапоги, чтобы догнать немецкого генерала. Впрочем, и до войны Лёнька и другие ребята часто ходили босиком, что было обычным в то время.

Зарубежная[править]

  • Г. Х. Андерсен:
    • «Снежная королева» — Герда. В первый раз она остается без обуви, потому что должна пожертвовать самым ценным (башмаки таковым и являются), во второй раз — потому что просто некогда ее надеть, хотя снаружи и метель с морозом. Оба раза блестяще обыграны в советском мультфильме.
    • «Девочка со спичками» — заглавная героиня. Кончилось печально — замерзла насмерть. Хотя замерзла бы и обутая.
    • «Дикие лебеди» — Элиза (будучи вообще-то принцессой), чтобы расколдовать братьев, должна разминать крапиву босыми ногами. Любил Ганс Христиан этот троп. (Можно вспомнить и Русалочку, для которой каждый шаг — все равно что босиком по лезвию ножа, даже если она обутая.)
    • «Красные башмачки» — Карен в начале сказки: «летом ей приходилось ходить босиком, а зимою — в грубых деревянных башмаках, которые ужасно натирали ей ноги».
  • Виктор Гюго:
    • «Отверженные»: в детстве — Козетта (носила деревянные башмаки на босу ногу, даже зимой), в юности — Эпонина и Азельма (им башмаков купить не на что, а хотелось бы).
    • «Собор Парижской Богоматери» — Эсмеральда. По своей воле она босиком не ходила, ее разули только в тюрьме. В адаптациях может ходить босиком и добровольно.
  • «Кольцо и роза» Уильяма Теккерея — перед тем, как выгнать Бетсинду из дворца, у нее отбирают туфли. Девушка вынуждена идти по снегу босиком… но добрая фея делает так, что ноги не мёрзнут.
  • Марк Твен:
    • «Принц и нищий» — зигзаг. Поначалу принц остаётся в лохмотьях нищего и босиком по собственной воле. Но вот потом, когда выясняется, что отыграть назад уже не получится…
    • «Янки при дворе короля Артура» — караван рабов, в который позже попадают и путешествующие инкогнито король вместе с протагонистом.
  • Джек Лондон, «Сердца трёх» — Торрес утопил сапоги во время потопа в пещере, потом ему было очень неудобно, и он попросил героев подождать, пока он сплетет сандалии из травы.
  • Александра Рипли, «Скарлетт» (сиквел «Унесённых ветром») — собственно, Скарлетт. Иногда она разувается по собственной воле, но во время шторма вынуждена сбросить туфли вместе с лишней одеждой, а на последних месяцах беременности все время ходит босиком, потому что отекают и болят ноги, обувь не налезает, а сырая земля ещё и облегчает боль. Другие женщины тоже разуваются по ходу действия, но обувь все-таки любят.
  • Стивен Кинг, «Кэрри» — героиня теряет туфли во время бегства со школьного бала и так и остаётся босой до самого конца. Не то чтобы это было самой большой её проблемой…
  • Детективы Карла Хайясена: в «Ураган» (он же «Дрянь-погода») Сцинк издевается над бессовестным журналистом Максом, отобрав у того обувь и потащив за собой в болото. Флоридское болото.
  • Без сандалий остаётся мусорщик Билли в романе «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» Г. Гаррисона. Бегать по постапокалиптическому Нью-Йорку босиком — занятие не из приятных. Хотя обувь есть далеко не у всех горожан.
  • В цикле романов «Проклятие эльфов» Андре Нортон без обуви ходят порабощённые эльфами люди. Это дополнительно усложняет побег.
  • Босиком вынуждены разгуливать дочери протагониста в «Хьюстон, 2015: Мисс Неопределённость» Майка Мак-Кая, причём потеря обуви случается дважды: сначала во время побега на танкере, а потом в деревне выживальщиков. В последнем случае ботинки у Софи и Натали есть, но строго приказано экономить: «С марта по ноябрь ботинки принадлежат к разряду „выходной“ одежды, и надевать их можно только в церковь. Ну или к доктору…» Старая хозяйка фермы миссис Паттон — просвещённый деспот, а молодая — Хейз Дулиттл — сама не любит обувь.
  • Осталась без обуви главная героиня романа П. Бачигалупи «Утонувшие города». Малия — девочка городская и культурная, и уже почти квалифицированный медик, оттого босиком ходит исключительно на охоту в джунгли, ну или за водой. К сожалению, единственные сандалии сгорели вместе с деревенской клиникой. В Утонувшие Города (современный нам Вашингтон с пригородами) героиня вынуждена идти босая.
  • Джордж Макдональд любил этот троп. Почти в каждой его сказке («Принцесса и гоблин», «Серый волк», «Потерянная принцесса», «Золотой ключ», «Легковесная принцесса», «История Фотогена и Никтерис» и т. д.) есть героиня — милый и добрый босоногий ангел, девочка или девушка, которой приходится ходить босиком поневоле (ночью в ночной рубашке, по прямому запрету и т. д.).
    • Иногда таких несколько.
    • А иногда девушка далеко не ангел, но по сюжету перевоспитывается.
  • Жаклин Уилсон, «Бриллиантовые девочки» — главная героиня Дикси. Мама занята новорождённым ребёнком, сёстры заняты собой, семья только что переехала в новый дом, вещи никто не распаковывает… в результате у девочки теряется носок, где остальные носки — неизвестно, а без носков единственные кеды натирают ноги… и девочка недолго думая их снимает. Так и бегает босиком почти до самого конца книги. Всем всё равно, и сама Дикси большую часть времени даже не вспоминает, что она босиком.
  • Стивен Спотсвуд, «Смерть под её кожей» (2021) — дабы не упустить убегающего преступника, героине пришлось преследовать его, будучи одетой лишь в наспех наброшенную мужскую рубашку. Едва сойдя с травы на кукурузное поле, она пожалела о том, что не надела ещё и туфли, потому как камни и старые стебли начали впиваться в её босые ступни. В итоге злодея она так и не поймала, но зато напоролась ногой на что-то острое и порезала пятку.

Кино[править]

  • «Свадьба в Малиновке»:
    • Знаменитая сцена обмена сапогами между дедом Нечипором и Яшкой-артиллеристом, которого накануне ограбили. В конце концов делят сапоги по одному на каждого.
    • Яринка первоначально выделялась среди других женщин и девушек обутостью, но была вынуждена бросить обувь, убегая от Попандопуло через реку.
  • Герои «Индианы Джонса» отметились дважды, и оба раза — киноблупер!
    • «В поисках утраченного ковчега»: Марион теряет туфлю в гробнице со змеями, а выбравшись — скидывает и вторую. В сцене возле немецкого самолёта она босиком, но далее на ней — всё те же туфли. Похоже, в НЗ самолёта нашлась точная копия.
    • «Храм судьбы» — Уилли Скотт теряет тапки в сцене на висячем мосту. Но босиком К. Капшоу играть не захотела, поэтому в последующих сценах героиня опять обута.
  • Чешский «Сон Алёнки» (1988) по мотивам «Алисы в стране чудес» — в одной сцене чулки АлисыАлёнки, которая сняла туфли перед входом в комнату, сами сползают у неё с ног и пытаются присоединиться к живым чулкам, грызущим пол. АлисаАлёнка с большим трудом возвращает их себе на ноги. Вот зачем была нужна эта сцена — для фансервиса?
  • «Бангкок Хилтон» (1989) — героине Николь Кидмэн приходится проводить время в тюрьме исключительно босиком. И на судебные заседания ходить так же. Туфли отобрали: обувь с твёрдой подошвой можно использовать в качестве оружия, а пара шлёпанцев в услуги этого «Хилтона» не входит. А ещё героине не рекомендовано сидеть в позе «нога на ногу», поскольку показать подошву значит оскорбить.
  • «12 стульев» Гайдая — в погоне за Бендером мадам Грицацуева сбрасывает белые туфельки, потому что босиком по коридорам гораздо легче бежать, чем на каблуках. Закрытая между двумя дверями, так и остаётся босиком, пока Остап не приносит ей (спящей) туфельки обратно со словами «Прощай, любимая».
    • Необузданные догадки: почему туфельки белые? Не в них ли она замуж выходила? Почему она тянет к Остапу руки с этими туфельками? Не напоминая ли, что у них свадьба была? Почему Бендер кладёт туфельки возле неё? Не потому ли, чтобы она увидела их утром и поняла, что совместная жизнь после свадьбы окончена?
  • Дважды остаётся без туфель супруга суперагента Таскера в фильме «Правдивая ложь» (1994): сначала во время «допроса с пристрастием», а затем на базе террористов — и до конца фильма (исключая сцену после титров). Впрочем, в обоих случаях дело балансирует на грани тропа «Не любит обувь»: сломанный каблук — ещё не повод совсем разуваться.
  • «Гарри Поттер»:
    • «Орден Феникса» — Полумна Лавгуд, если верить тому, что ботинки у нее действительно украли. Хотя это не факт — Хогвартс все-таки школа, и на уроки босиком никто не ходит, иначе разбирательство неизбежно.
    • «Кубок Огня» — Волдеморт после возрождения. Питер-Хвост приготовил ему плащ, но не обувь — Волдеморт ведь и сам не знал нового размера своей ноги.
    • Дары Смерти" — субверсия. Нет разумного объяснения того, почему Волдеморт до сих пор не обут, но такова воля режиссёра. Во всех фильмах получился ещё и троп босоногий чёрт.
  • «Босиком по парку» — герой вынужден разуться, несмотря на холод, чтобы помириться с любимой женой.
  • «Крепкий орешек» — волей случая оказался без ботинок в том момент, когда здание захватили «террористы». После чего весь фильм бегал босиком, что и сыграло в сцене перестрелки с Гансом и Карлом.
  • «Львиная доля» — Дина убегает от вломившихся в её квартиру убийц в чём была после душа, то есть в халате и босиком. В таком виде она бродит по улицам, пока не встречает «Ёжика».
  • Советская комедия «Бедная Маша» — сыграно Шутки ради: героиня воображает, как родители, узнав о ее (вымышленной) беременности, выгоняют ее прочь из дома босиком на мороз. Все это показывается с исполнением пародийно-трагической арии.
  • В конце фильме «Warcraft» 2016 г. сапог лишается Лотар, что не мешает ему эффектно накостылять предводителю орков.
  • «Пандорум» — биолог Надя вынуждена ходить босиком, чтобы меньше шуметь и не привлекать внимания заполонивших «Элизиум» мутантов-каннибалов
  • «Ускорение» (Momentum) — главная героиня сбежала от нападающих в одном халате и всё первую половину фильма вынуждена уходить от погони босиком (кое-какую одежду она всё же нашла). В одной из сцен затаившуюся под потолком ГГ выдаёт капля крови с порезанной об стекло ноги
  • «Бегущий в Лабиринте: Испытание огнём» — Тереза после спасения из лабораторий ПОРОКа вынуждена ходить босой, пока не находит подходящие ботинки в заброшенном торговом центре
  • «Dead Rising: Endgame» — Джордан, сбежавшая из лаборатории, сумела найти огнестрельное оружие, но не ботинки.
  • «Остров Ним» (Nim’s Island, 2008). Писательница Алекс Ровер теряет туфли во время побега на шлюпке с парохода. Для страдающей агорафобией городской дамы — культурный шок.
  • «Тихое место» — герои ходят босиком, чтобы их не услышали шныряющие вокруг дома монстры, ориентирующиеся исключительно по слуху. Зато какая мишень для коварного гвоздя в лестнице.
    • Над этим постебался один из обзорщиков, обозначив дыру в сюжете: почему бы им не носить носки? В носках ноги ходят тише, чем без них, а несколько носков, надетых друг на друга, могут заменить и обувь, защитив, в частности, от того самого гвоздя.
  • «Комната страха» — главная героиня Мег (Джоди Фостер) — поднятая с постели посреди ночи грабителями убегает в «комнату страха» босая. Почти всё оставшееся время фильма так и остаётся босиком.
    • Ее дочь аналогично, в результате через битое стекло грабителям девочку пришлось нести. Зато пригодилось в сцене припадка.
  • «Дамасское время» — попав в плен, главный герой лишается в том числе обуви, и до конца фильма остаётся босым.
  • «Железный человек 3» — люди Киллиана задерживают Пеппер в комнате мотеля и весь остальной фильм она проводит в том виде, в каком была на тот момент — босая.
  • «Капитан Марвел» — у героини, попавшей в плен к скруллам, забрали сапоги.
  • «Под водой» — механик Нора не успевает обуться во время прорыва и вынуждена спасаться с разрушенной станции босиком. Киноблупер: в экшн-сценах можно заметить защитные накладки на подошвах Кристен Стюарт.
  • «Он — дракон»: Мира после похищения в лапах дракона оказалась на острове в лохмотьях и босиком. По ходу действия нашла приличную одежду, но не обувь.
    • Скорее, относится к категории «не любит обувь» (или перестала любить таковую, попав из страны вечной зимы в тропики). Наверняка в тех сундуках с роскошной одеждой и обувь была, а главное, она и в финале босиком, уже прибыв на остров добровольно.
  • «Кольская сверхглубокая» — главной героине пришлось снять с себя все, кроме майки и шорт, да еще и облиться ледяной водой, сидя в холодильнике.
  • «Беспокойный свидетель» — десятилетняя немая девочка, проснувшись ночью, становится свидетельницей убийства, совершенного нечестным партнёром своего отца. Негодяй посылает своего сообщника убить её, и ей приходится прятаться от него по всей гостинице, бегая в пижаме и босиком.
  • «Техасская резня бензопилой 4: Новое поколение» — когда главные герои оказываются в лесу, Джекки, понимая, что несколько часов на шпильках ей не выдержать, спешит снять туфли.
  • «Бэтмен» 1989 г. — Вики Вэйл то и дело оказывается босой, когда Бэтмен приходит ей на помощь. Жизнь пишет сюжет: Ким Бейсингер на каблуках была выше Майкла Китона, а Вики Вэйл никак не могла быть выше Бэтмена.
  • «Крип» — поняв, что что-то не так, главная героиня принимается бегать по стации и поезду и вскоре остается без туфель на высоком каблуке, но в чулках.
  • Один дома:
    • В оригинальном фильме Марв на измазанных то ли дегтем, то ли смолой ступеньках оставляет ботинки и носки, после чего наступает сначала на огромный гвоздь («заботливо» укрепленный там Кевином), а затем на разложенные по полу хрупкие елочные игрушки.
    • В фильме-перезапуске Пэм попадается в ловушку, отсылающую сразу и к дегтю, и к газовой горелке, ее ботинки загораются, и она оказывается вынуждена от них избавиться, при этом получив ощутимые ожоги стоп. После этого ей приходится пройтись босиком по снегу, страдая сразу и от холода, и от ожогов. А потом именно она, предварительно получив по ступне блином от гантели, попадает в ловушку с деталями LEGO и оказывается вынуждена босиком пройтись по ним, что заканчивается падением на них же коленями со всего маху. После этого даже по обычному полу бедняжка ходит уже не скрывая боли.
  • «Дневник Бриджит Джонс» — аверсия: бросившись догонять прочитавшего ее дневник и нашедшего там много неприятного в свой адрес Дарси, одетая в одно нижнее белье Бриджит выбегает на заснеженную улицу босиком, но тут же влетает обратно в дом, отчаянно ругаясь и подпрыгивая от боли в подмороженных ступнях. И бежит за возлюбленным в нижнем белье, но обутая в кроссовки.
  • «Вышка» (2022) — две подруги Бекки и Хантер застряли на 600-метровой заброшенной телевышке посреди пустыни без возможности спуститься вниз. Обнаружив, что наверху сигнал телефона не ловит, а внизу ловил, они решили отправить с телефона сообщение о помощи и сбросить его вниз. А чтобы не разбился, Хантер сняла один кед, запихнула туда телефон, и утрамбовала его носком и лифчиком. А чуть позже Бекки сбросила вниз свои кроссовки, чтобы привлечь внимание мужчины, гуляющего под башней, но не слышащего их криков. Казалось бы, снимать носки для этого не требовалось, но она всё равно их сняла. Так они и провели остаток фильма — Бекки полностью босоногой, а Хантер наполовину.
  • «Крокодил Данди» — главная героиня, бросившись догонять решившего самоустраниться из любовного треугольника Мика Данди, почти сразу же обнаруживает, что бегать на каблуках очень неудобно и разувается, из-за чего ее принимает за проститутку один из попавшихся на пути прохожих, за что и огребает.
  • «Златовласка и три медведя» (1995) — подручная злодея-корпората, гоняясь за главной героиней по лесу в туфлях на высоких каблуках, очень быстро оказывается босой, сломав эти самые каблуки.
  • «13 часов» — модная девица в мини-юбке и с большим бюстом, когда на героев нападает оборотень, сначала пытается бежать в туфлях на шпильках, но когда сразу после этого они всей компанией лезут на чердак особняка, без колебаний избавляется от обуви.
  • «Клаустрофобы: Квест с того света» (а на самом деле «Play Dead», т. е. «Притворись мёртвым») (2022) — Хлоя инсценировала свою смерть, чтобы, попав в морг под видом трупа, пробраться в хранилище улик и стырить оттуда телефон, уличающий её непутёвого братца в преступлении, которое он действительно совершил. План, конечно, надёжный, как швейцарские часы, но речь сейчас не о том. В морге новоприбывшую «Джейн Доу», как и полагается, раздели догола, так что после оживления ей пришлось некоторое время бегать, завернувшись в простыню. Затем она нашла бесхозную медицинскую униформу и переоделась (а точнее просто оделась) в неё. Вот только обувь в комплект не входила (и нижнее бельё, кстати, тоже, но это уже другой троп), а потому почти весь фильм протагонистка пробыла босой. Её необутость никак не повлияла на сюжет, но иногда подсвечивалась — сначала Хлоя испачкала ступню чем-то грязным и вытерла её, а позже наступила на что-то острое, но не настолько острое, чтобы пораниться.

Телесериалы[править]

  • «Причуды науки» (1997) — эпизод «Данный наследник» (5 серия). После перемещения в прошлое Лиса сняла свой «футуристический» скафандр 2006 года, чтобы не привлекать внимания, и некоторое время ходила почти без одежды и совсем без обуви.
  • Российский «Шерлок Холмс» (2014) — Уотсон выскочил прямо из ванны и преследовал по всему Лондону кэб со злоумышленником. На вооружении стояли: армейские брюки, нижняя рубашка, револьвер. Обуться не успел, и это его спасло от виселицы за убийство. Вокруг флигеля — непролазная грязь, а на полу — ни одного отпечатка босой ноги. Гасконец Лестрейд поверил в невиновность бедного доктора.
  • «Сшиватель» (2021) — перед тем, как пусть адвокатессу Алиcсу Эйрли в камеру к заключённому, на которого нацелился очень хитроумный маньяк, главгероические детективы обыскали её и велели снять туфли на высоких каблуках. Алисса согласилась, а потом, пробыв в камере совсем немного, вышла оттуда и, не сказав никому ни слова и не озаботившись тем, чтобы вернуть туфли, покинула здание. А заключённый был найден мёртвым. Впрочем, долго бегать босиком Алиссе не довелось…
  • «Крепостная» — в финале первого сезона новая жестокая хозяйка отбирает у главной героини обувь, после чего заставляет бежать 15 вёрст за телегой.
  • «Очень странные дела» — Оди в тайной лаборатории своего отца и в дождливом холодном ноябрьском лесу после бегства из неё.
  • В корейских исторических сериалах босоногих бедняков практически не бывает — даже рабы и бедные крестьяне ходят по улицам и дорогам в верёвочных лаптях и носках (а дома — в одних носках). Так что если кто бос — это или пленник, угоняемый особо жестокими завоевателями, или осуждённый перед казнью (настоящей или только предполагаемой, но персонаж признаёт свою вину, разуваясь и раздеваясь до исподнего), или бедняка застали совсем уж врасплох во сне (более состоятельные люди и спят в носках). Ну, и изредка это оказывается на самом деле босоногий чудак, бросающий вызов общественным условностям на даосский манер (обычно не более чем на четверть часа, дольше уже совсем неприлично).
  • «Две жизни» — в начале одной из серий главная героиня, сцепившись в подземном переходе с гопниками, лишается туфель на шпильках и вынуждена удирать босиком. Погода на улице не слишком-то теплая, а пойти недотепе некуда.
  • «Punisher» (Netflix) — в одной из последних серий второго сезона Карен Пейдж, чтобы устроить Фрэнку побег из больницы, отдала туфли медбрату-фетишисту и была вынуждена прогуляться по больничным коридорам босой, на что тут же обратил внимание гонявшийся за Карателем фебеэровец.
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи», фильм «Третейский судья» — подосланная к Янову, чтобы втереться к нему в доверие, но всерьез влюбившаяся в него девица, поняв, что ему угрожает опасность, бежит к нему домой через весь город, для этого разувшись и в итоге сбив ноги в кровь.

Мультфильмы[править]

  • «Бременские музыканты» — разбойник, похожий на Балбеса (Юрия Никулина). В песне во втором мультике он показывает босую ногу с отчетливо видным волдырём и поёт, что ему «чужие сапоги натёрли ноги».
  • «Урфин Джюс» (2017) — внезапно Элли. Страшила (поддельный) крадет у нее серебряные башмачки, чтобы передать Урфину Джюсу, она бежит за ним сначала в носках, а потом уже и без носков. Во время финальной битвы носки возвращаются. (С этими носками в фильме вообще ляп: то появляются, то исчезают).
  • «Фунтик в цирке» — госпожа Белладонна остаётся босой, что в каком-то смысле символ её разорения. Каким образом? Обе туфли полетели в сыщиков, врезали им по каскам и вырубили Дурилло и Фокстрота.
  • «Ходжа Насреддин» (1982—83, Узбекистан, по мотивам книги Соловьёва) — босиком какое-то время ходит красавица Гюльджан, когда ей пришлось отдать туфельки Джафару за проход через мост. Потом Ходжа Насреддин вернёт людям все их вещи из сундука Джафара, начиная с этих самых туфелек.
  • «Волшебная серна» — инверсия. Бедняк Хасан поёт песню: «Пусть я беден, весь в заплатах и босой…» Но потом его показывают поближе… и на ногах у него туфли. Когда в финале он теряет богатство и остается в прежних лохмотьях, туфли ему тоже оставляют.
  • «Мук-скороход» — Маленький Мук остаётся босиком, когда падишах отнимает у него волшебные туфли. Потом оставляет босиком падишаха, забирая себе их обратно.
    • У него была ещё пара старых туфель, которые он снял, маскируясь под кота — не прокатило, но когда хозяйка котов предложила ему место слуги, он за ними почему-то не вернулся.
  • «Перфил и Фома» — бедный мужик Перфил лишается обуви и одежды, когда отдаёт их жевать своей корове, чтобы не мычала (Перфил, Фома и корова в этот момент прячутся от разбойников). Богатый мужик Фома лишается обуви и одежды по своей глупости, когда Перфил выманивает у него все вещи под «кто простуды не боится, в губернаторы годится». Отдельный момент характеристики: «И сапоги снимать?!»
  • «Русалочка» — Ариэль, оба раза, когда она превращается в человека и выходит на берег, а также Эрик, когда он теряет туфли в воде. Странная инверсия с Ариэль: когда она ныряет, чтобы перебраться с корабля на корабль, то прыгает в воду босиком, а выныривает обутая!
  • «Стань легендой! Бигфут младший» — главный герой, американский подросток Адам Харрисон, сбежав в лес, чтобы найти пропавшего отца, который, собственно и был бигфутом, порвал кеды, а новые взять было негде, вдобавок, из-за бигфутской наследственности его ступни увеличились, так что большую часть фильма Адам проходил босиком. Однако, вернувшись в цивилизацию он вновь начинает носить обувь, просто размером побольше.
  • «Страх[и] темноты» (2007) — протагонист последней новеллы лишился ботинка, после того как угодил ногой в пролом в полу. До этого происшествия в непроглядно-чёрной тьме, окутывающей зловещий дом, белели только его голова и кисти рук, после — к ним присоединилась босая ступня.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Зеркало» (2 сезон, 5 серия). Пак превратил сначала Элизу, а потом и всех остальных жителей Нью-Йорка в гаргулий. При этом все они лишились обуви, что вполне логично — человеческие ботиночки попросту не налезут на монструозные гаргульевы ступни с вот такенными когтищами. В финале, когда Пак вернул всё взад, на Элизе магическим образом появилась её обувь, а вот все остальные нью-йорковчане так и остались босоногими. Обоснуй такой странной избирательности: Пак обращал Элизу персонально, а всех остальных людей — массово. Так что над обувкой первой он поколдовал обдуманно, а с остальными уж получилось как получилось.
  • «Вуншпунш» — серия «Большеногие». Очередное заклятие пары колдунов действует так, что у мирных жителей города вырастают до огромных размеров ноги, и всем приходится остаться босиком, пока Якоб и Мяурицио ищут средство снять заклятие.
  • «Суперкнига» — в серии о блудном сыне тому дважды не везет с обувью. Первую пару городских туфель с него снимают грабители, вторую приходится продать за бесценок (как и богатую одежду).
  • «Приключения Рокки и Бульвинкля» — в одной из серий Бульвинкль заставляет Рокки снять ботинки, чтобы тот сыграл роль «босоногого мальчика». Рокки вопреки своей роли изображает, что без ботинок его лапам больно (хотя в других сериях он их никогда не носит), потом «не выдерживает»… и тут оказывается, что его ботинки уже надел медведь.
  • «Ну, погоди!» — знаменитая сцена на стадионе, где Волк пытается сбить Зайца с шеста кроссовками и в результате остается без обуви. Правда, это всего лишь одна из серий, где Волк постепенно «разоблачается» в обоих смыслах и в конце остается в трусах, но только здесь камера задерживается на босых лапах. А вот Заяц — из тех, кто не любит обувь, обут он куда реже Волка.
    • Спецвыпуск «Удивительные башмачки» для киножурнала «Фитиль». Прямо во время погони на Волке и Зайце разваливаются ботинки. По вине обувной фабрики №XX.
  • Winx club — феи Винкс на определённом этапе своего апгрейда осваивают трансформацию под названием «Энчантикс», при которой одежда феи меняется, а обувь исчезает (вместо неё появляются ленточки или barefoot sandals). Как ни странно, в таком виде феи не стесняются даже бродить по заснеженным пещерам.

Веб-комиксы[править]

Манга и аниме[править]

  • «Унесённые призраками» — Тихиро. Чтобы попасть во внутренние помещения дома Юбабы, ей приходится, как всем, разуться и отдать туфли и носки странным мелким созданиям. Видно, что она делает это очень неохотно.
  • Sailor Moon — в одной из серий (начало пятого сезона, история про месть Нехелении с отсылками к «Снежной королеве») Усаги в лёгком платье выбрасывают на холодный снег, чтобы она «пострадала за любимого». Во время этого испытания её туфли исчезают.
    • В 24-й серии 1 сезона («Умереть за Нару») подружку Усаги Нару похищают прямо из постели, так что всю серию она ходит в пижаме и босиком. Впрочем, ей всё равно — она сначала в объятиях любимого, а потом в ангсте от его потери. Да и погода тёплая, не то что в предыдущем случае.
  • Bleach — Рукия, заточённая в башню, ожидает казни босиком. Наверно, холодно было бедняжке.
  • Sentouin, Hakenshimasu! — Гримм некогда пострадала от отдачи своего же проклятия и теперь передвигается в кресле…потому что не может надеть обувь, а босой ходить неудобно.
  • One Piece — во время нападения Крокодайла и повстанцев на Алубарну на принцессе Виви рвутся сандалии, и ей приходится их выбросить.

Видеоигры[править]

  • StarCraft — Сара Керриган. Когда ее превращают в зерга, она дважды остается не только без обуви, но и без одежды, если не считать за таковую панцирь. И оба раза видны пальчики на голых ножках… и растущие из пяток каблуки. Последние иногда исчезают.
    • А вот когда ее превращают в Зел-Нага, она сама выбирает себе внешность и оставляет ножки голыми (как часть стиля существа, похожего на ангела). Но вот что поневоле, так это при сияющей золотым светом коже грязные-прегрязные пятки. Сара не виновата, ее такой нарисовали!
  • Таким может быть ваш персонаж, если вы его разуете вопреки правилам сеттинга, не отыгрывая роль «не любящего обувь». Например, во «Властелине Колец онлайн» хоббиты и эльфы босиком вполне легально, люди — ну, бывает, а вот гномы — с какой бы радости?
  • Resident Evil 6 — попавшие в плен к террористам Джейк Мюллер и Шерри Биркин содержатся в больничных рубашках и без обуви. Босоногая Шерри получает возможность обуться только в конце первого этапа побега.
  • Bully — если задержаться вне спальных помещений «так поздно, что уже рано». протагонист-подросток неотвратимо вырубится, заснёт прямо там, где стоял. Если он при этом обут — наутро он проснётся в одних носках: обувь свистнули. Правда, если он зайдёт в свою комнату в общаге, где стоит его шкаф с одеждой, там всегда найдётся запасная пара точно такой же обуви.
  • Alice in Wonderland 2010 — когда Алиса нормального размера, на ней серое платье и черные туфли. Когда она увеличена или уменьшена, они в инвентарь кладутся, не иначе, а сама Алиса оказывается в непонятных тряпках и рваных чулках (а ведь в фильме чулок не было, и это подсвечено!). А после первого уменьшения на уровне в саду — так и вообще босиком. Поневоле.
  • Аlice: Madness Returns — среди нарядов Алисы, в которых она представляет себя в мире Страны Чудес, есть и ультрафансервисный подводный. Светящийся в темноте и с босыми ножками, да.
  • «Witcher III» — Кейра Мец, выдавая себя за деревенскую ворожею, вынуждена появляться перед крестьянами исключительно босиком, хотя и ненавидит это по причине невероятной брезгливости. Хотя что мешает ей использовать хотя бы лапти какие-нибудь? Нигде в сеттинге не фигурирует, что деревенские ведьмы ходят строго босиком.
    • Ага, ненавидит. В подземелье, где грязь, камни, а после Дикой Охоты еще и дико холодно тоже обуться не желает. Притом, что одежду чародеи могут наколдовать в любой момент (Трисс во второй серии раздевается и одевается магией, да и Кейра под конец линии кастует себе одежду поприличнее). Да и привыкнуть ходить босиком тоже надо. Ей это явно просто нравится.
    • На Скеллиге единственная категория босых женщин — это захваченные в набегах пленницы.
  • Tomb Raider 2013 — Сэм, которую переодели в церемониальную одежду перед жертвоприношением. И потащили в храм через заснеженные горы
  • Divinity: Original Sin 2 — большинство пленников Глаза Жнеца, включая главных героев. Хотя Фейну боты жизненно необходимы, потому они у него есть.
    • В первой же части лишиться обуви нельзя было в принципе, ибо она прошита в «голую» модель персонажей.
  • NEO Scavenger — В начале игры у героя ничего, кроме больничного халата, медальона и больничной бирки нет. Так что обувь приходится искать, дабы получить дополнительное очко действия. Причем надо найти оба ботинка, дабы получить бонус. И ни в коем случае на надевайте на себя неподходящую обувь (левый ботинок на правую ногу, правый на левую) и обмотки: герой получит дебаф «больные ноги», которые отнимут 1 очко действия.
  • The Last of Us: Part 2 — Эбби и Лев в финале, после попадания в плен к работорговцам-«Гремучникам».
  • Fallout: New Vegas — при первом визите в убежище Братства Стали, если только с Курьером нет Вероники, ГГ заставят раздеться до нижнего белья и в таком виде поведут на аудиенцию к старейшине. Поскольку носки в неснимаемом белье разработчики не предусмотрели, прогуливаться Курьеру придется босиком.
  • Die Young — героиня прибыла на остров максимум в шлепанцах и скорее всего потеряла их при похищении.
  • The Elder Scrolls III: Morrowind — представители зверорас (Аргониане и Каджиты) лишены возможности носить обувь, как понятно, из-за их стоп-digitigrade. В аддоне Bloodmoon аргонианин Греющийся-на-солнце иронизирует эту проблему: «Всё, о чем я прошу, это пара сапог. Разве это так сложно?».
    • Зато в других частях игр, зверорасы могут вполне носить обувь.
  • Wolcen: Lords of Mayhem — аверсия: если снять начальные обмотки с женщины-ГГ, то на ней окажутся босоножки на шпильках. Офигенно практичная обувь для профессиональной воительницы.
  • Risen — в первой части герой после кораблекрушения в начале игры одет, но, как ни странно, босой. И сапоги удастся купить еще очень не скоро.
  • Pathfinder: Wrath of the righteous Уголек: у нее тяжелейший ожог ступней, который хотя и зажил, но угробил нервные окончания, а наросшая кожа грубее и прочнее, чем здоровая. Вот и ходит бедняжка круглый год босиком (хотя в игре её можно обуть). Сжечь бы самого этого инквизитора…
  • «Hades» (2018) — и главный герой Загрей, и его отец Аид не могут носить обувь, потому что их ступни пылают огнём.
  • The Dark Pictures Anthology: Man of Medan (2019) — в начале игры вся пятёрка главных героев ходит босиком, потому что обувь на дайв-боте не нужна. После захвата лодки бандитами Алекс и Джулия обуваются, а у Алекса, Конрада и Флисс нет такой возможности, поэтому им приходится бродить по старому проржавевшему кораблю-призраку босиком. Кстати, захватившие их бандиты тоже не носят обуви, то ли потому что не любят, то ли потому что её у них просто нет.
  • Fallout 3 — обе любовницы Дукова расхаживают по его особняку босиком и в одних ночнушках. Но если Фантазии такая жизнь нравится, то Вишенка особенно и не скрывает, что прибилась к Дукову исключительно от безысходности. Если в первую встречу с ней ее разговорить, убедить уйти и проводить в Ривет-Сити, она сменит ночнушку на типичный пустошный наряд, таким образом тут же и обувшись.

Музыка[править]

  • «Король и шут», «Забытые ботинки» — выйдя в полночь на лунную дорогу, главный герой забыл ботинки в спальне своей любимой и отправился в дальний путь босиком. Далеко уйти не получилось, пришлось возвращаться обратно с отмороженной ступнёй.
  • Shinedown, клип на песню «Evolve» — героиня клипа, пришедшая на деловую встречу при полном параде в деловом костюме, чулках и на шпильках, внезапно очнулась прикованной наручниками к привинченному к полу стулу напротив стола, под которым красовалась бомба, таймер которой отсчитывал последние минуты. Пытаясь освободиться, она лишилась не только туфель, но и чулок, а потом, всё-таки сумев разломать стул, ещё долго носилась босиком по всему зданию в поисках выхода.

Реальная жизнь[править]

  • Рабы, заключенные и пленники, у которых обувь либо отобрали, либо она износилась, а новую выдавать никто не собирается. А иногда это и законом запрещено. (Например, рабы на Барбадосе и других карибских островах получили говорящие прозвище «redlegs» — «красноногие»: в тропическом климате кожа у белых рабов на солнце обгорала и выглядела красной из-за постоянных солнечных ожогов. Хотя leg — это нога целиком, а не ступня, но у кого нет штанов, обычно нет и обуви). Причины этого, помимо чисто экономических (обувь денег стоит), следующие:
    • Обутой ногой можно ударить сильнее, чем босой, поэтому обувь можно рассматривать как оружие.
    • Босиком труднее бежать (во всех смыслах).
      • Не обязательно. По некоторым поверхностям босиком бежать легче, а уж если раб или пленный из народа, привыкшего к естественной среде...
    • Если у свободных в данном обществе ходить босиком не принято, босые ноги сразу выдают раба. Проще и дешевле, чем ошейник, а по сравнению с клеймом даже и гуманнее (впрочем, одно вполне могло сочетаться с другим).
  • Но законы и обычаи на сей счет в разные времена и в разных странах были разные. В современном цивилизованном мире военнопленным и заключенным обувь положена обязательно (более того, если арестант сам не любит обувь, его могут за это наказать как за нарушение установленной формы одежды).
  • Босоногими часто были военнопленные японских концлагерей в Индонезии и на Филиппинах: в тропиках обувь быстро разваливалась, а заменять ее никто не собирался. От этого ноги у пленных были покрыты ранами и язвами. В самой Японии пленных кое-где заставляли разуваться внутри бараков, даже если там было холодно (по японскому обычаю внутри помещения ходят босиком или в носках). В одном из лагерей пленные предпочитали идти две мили от лагеря до завода босиком (на заводе у них была рабочая обувь), даже по холоду и снегу, дело было в том, что жестокий надзиратель этого лагеря установил правило: если на обуви заключенного было хоть одно пятно грязи, владелец вылизывал свои ботинки языком. В конце войны в Японии наблюдался дефицит всего, в том числе одежды и обуви, у новоприбывших пленных (это были, в основном, сбитые летчики) охранники забирали хорошую обувь себе.
    • Если верить английской Википедии, инквизиторы полагали, что босиком ведьмы не смогут колдовать, и потому арестованных по этому обвинению разували обязательно. Не очень понятно, правда, как это сочеталось с верой, что на шабаш ведьмы летают голыми и соответственно босыми, и там им это не мешает[2].
  • Нищие босяки.
  • Бедняки с единственной парой обуви, которую надевали только по очень торжественным случаях (где обязательно нужно, одевшись в лучшую одежду показать, что не босяк), а всех остальных случаях — ходили босиком, чтобы сберечь свою единственную обувь.
    • Профессиональным танцовщицам на Ближнем Востоке очень непрестижно танцевать босиком. Так делают лишь те, у кого есть единственная пара обуви, которую очень жалко затанцевать, а если танцует в обуви — значит, танцовщица хорошо зарабатывает, и обувь у неё не единственная.
  • Солдаты, у которых обувь развалилась после множества переходов. Хотя снабженцы должны вовремя менять им обувь, а в военное время они легко могут добровольно-принудительно реквизировать обувь у гражданских с распиской о том что стоимость будет компенсирована. Особенно часто такая проблема возникает у разного рода партизан и ополченцев, которые и изначально могут быть набраны из не имеющих обуви бедняков, и со снабжением у них проблемы, и с местным населением ссориться не резон (к тому же оно может быть таким же бедным и босоногим) — а также армии, бегущей после разгрома, у которой со снабжением тоже понятные проблемы.
    • Анекдотичный случай: своё поражение в войне с Эфиопией итальянцы оправдывали тем, что эфиопские солдаты, будучи босыми, успешно совершали марш-броски, оказавшиеся не под силу обутым итальянским солдатам, которым «мешала обувь». На самом деле у бедной Эфиопии просто не было денег на то, чтобы обуть свою армию, а 30 тысяч берданок они получили в подарок от Николая II (в России к тому времени берданки были сняты с вооружения, так что эфиопы разбили итальянцев не только босыми, но ещё и имея устаревшее оружие).
  • Типичная жертва грабителей в прошлом. Вообще обувь долгое время была дорогой вещью, и покушались на неё часто. Да и сейчас обычно не дешёвая — если говорить о хорошей, а вот массовое распространение резиновых «вьетнамок» практически покончило с босоногостью в большинстве стран третьего мира.
  • Оказавшиеся в воде против своей воли либо сами скидывали обувь, либо её теряли, когда сапоги наполнялись водой.
  • Представительницы прекрасного пола, у которых внезапно сломался каблук. Или там через воду пришлось идти… Хотя чаще всего это всего лишь благовидный предлог для тех, кто не любит обувь; если женщина, напротив, не любит ходить босиком, она будет стоически ковылять и на сломанном каблуке, и в мокрых туфлях.
    • А вот если тем же любительницам высоких каблуков в чрезвычайной ситуации приходится быстро бежать, тогда да.
  • Авиапассажирам обувь положено снимать при аварийном покидании самолёта (чтобы не порвать ткань аварийного трапа, представляющего собой матерчатую «горку»), а также во время предполетного досмотра (причем в американских, например, аэропортах никакие бахилы при этом не выдаются).
  • Актёры и актрисы, которых режиссер заставляет выходить на сцену или в кадр босиком, хотя в оригинальном тексте этой детали не было.
  • Да и самому потерять или привести в полную негодность свою обувь можно многими способами. Если только вы ходите не в гадах, кирзовых или яловых сапогах: лишиться этой обуви можно, лишь пройдя по глубокой луже из царской водки.
  • При посещении молельных домов и святых мест ряда религий разуваться обязательно всем — не только самим верующим, но и туристам, независимо от взглядов последних. (Впрочем, ушлые арабы в туристических местах предлагают вместо этого купить у них бахилы.)
  • В средние века босоногость (обычно в виде требования дойти туда-то босиком) могла быть назначена как в виде церковного покаяния, так и в виде приговора светского суда. Учитывая степень загаженности улиц средневековых городов (не только лошадиный навоз и помои, но и человеческие фекалии), это было достаточно суровым наказанием (либо его частью, если босиком вели на казнь).
  • Босоногих детей часто можно было увидеть в США времён Великой депрессии. Кто-то ходил так оттого, что не на что было купить обувь, но большинство просто из экономии, чтобы не сносить единственную пару. В некоторых школах директора устраивали по осени соревнование: кто из учеников дольше всех выдержит без ботинок, получит серебряный доллар. Один герой в Вирджинии выдержал до 5 декабря, несколько раз придя в школу по снегу. Идея была в том, чтобы дети из бедных семей по возможности не пропускали уроки.
  • Олимпийский чемпион 1960 года эфиоп Абебе Бикила пробежал весь марафон босиком, так как вышел на замену неожиданно заболевшему бегуну, и у Бикилы не оказалось подходящей спортивной обуви.
  • В Кампучии времён Пол Пота босоногим поневоле осталось всё городское население — около полутора миллионов человек — и зажиточные крестьяне (у деревенской бедноты обувки и так не было). После победы красных кхмеров горожан почти полностью «эвакуировали» в сельскую местность. «Но самое поразительное зрелище — это обувь. Сотни, тысячи, может быть, десятки тысяч пар, брошенных посреди мостовой, стоящих на тротуарах, в воротах домов, буквально на каждом квадратном метре улицы. Мужские, дамские, детские. Сандалии и штиблеты. Элегантные туфельки на каблучке и мужские мокасины из буйволовой кожи, дешевые школьные тапочки и стоптанные ботинки торговца. Где-то здесь, когда выселяли жителей, был, по всей вероятности, сборный пункт. Перед отправкой в „коммуны“ жителям велели выбросить все документы и снять обувь.» (В. Гурницкий, «Песочные часы», 1979)
  • Пациенты больниц (по крайней мере, американских), доставленные туда в беспомощном состоянии. С них срезают всю одежду (и никто потом ее стоимость не компенсирует), и обувь, соответственно, тоже снимают. Вместо одежды выдают пижаму, а вот обувь вместе с прочими личными вещами возвращают только при выписке. Понятно, что пока человек лежит в кровати, обувь ему особо не нужна (и даже сходить в чистый туалет, находящийся в той же палате, можно и босиком), а на операцию или процедуры его отвезут. Но вот если он захочет куда-то прогуляться и тем паче покинуть больницу без санкции врачей, тогда проблема (неоднократно демонстрируемая в американских фильмах — в частности, то же бегство Сары Коннор в «Терминатор-2»).
    • Как раз Сара в фильме одета и в пижаму, и в халат, и в резиновые тапочки. Вполне стандартный наряд для пациентки психиатрической клиники.
  • Русский поэт и писатель Фёдор Сологуб происходил из бедной семьи, и хотя обувь у него была, но в детстве и юности родители часто заставляли его ходить босиком, чтобы она не изнашивалась. Многие его герои ходят босиком именно по этой причине: они крестьяне, бедняки или, как Анна Ермолина, эксцентричные дворяне, которых к босохождению приучили родители. А ещё босоногость бывает отсылкой к библейским мотивам.

Примечания[править]

  1. Интересно, что реальные лунные скафандры программы «Аполлон» действительно оснащались съёмной обувью для теплоизоляции и дополнительной защиты от повреждений при ходьбе по реголиту. Правда, с виду больше похожей на ботинки, а не сапоги. Но зато все эти ботинки и впрямь остались на поверхности Луны вместе с прочим оборудованием, брошенным ради экономии взлётного веса.
  2. Вообще высказывалась идея, что у ведьмы могут быть скрытые амулеты, который поможет бежать, переносить пытки и т.п. И вот чтобы этого амулета её лишить, у ведьм могли отнять одежду, обувь, иногда даже брили наголо.