Редактирование: Ворошиловский стрелок

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Info/Film
{{Прошу помощи зала}}
|film_name = Ворошиловский стрелок
'''Ворошиловский стрелок''' — художественный фильм 1999 года от режиссёра Станислава Говорухина, снятый по мотивам книги писателя Виктора Пронина «Женщина по средам», написанного в 1995 году.
[[Файл:Ворошиловский Стрелок.jpg|мини|Постер фильма]]
|genre= <ul><li>[[Криминальное кино|Криминал]]</li><li>[[Драма]]</li></ul>
|country= <ul><li>[[Россия]]</li></ul>
|studio=<ul><li>[[w:Профит|НТВ-Профит]]</li></ul>
|director=[[w:Говорухин, Станислав Сергеевич|Станислав Говорухин]]
|writer=<ul><li>Станислав Говорухин</li><li>[[w:Бородянский, Александр Эммануилович|Александр Бородянский]]</li><li>[[w:Поляков, Юрий Михайлович|Юрий Поляков]]</li></ul>
|year = 1999
|length = 95 минут
|showactors = 1
|act1 = [[w:Ульянов, Михаил Александрович|Михаил Ульянов]]
|role1 = Иван Афонин
|act2 = [[w:Синякина, Анна Юрьевна|Анна Синякина]]
|role2 = Катя Афонина
|act3 = [[w:Галкин, Владислав Борисович|Владислав Галкин]]
|role3 = Алексей
|act4 = [[w:Древнов, Илья Юрьевич|Илья Древнов]]
|role4 = Вадим
|act5 = [[w:Макаров, Алексей Валерьевич|Алексей Макаров]]
|role5 = Борис
|act6 = [[w:Башаров, Марат Алимжанович|Марат Башаров]]
|role6 = Игорь
}}
 
'''Ворошиловский стрелок''' — художественный фильм 1999 года от режиссёра Станислава Говорухина, снятый по мотивам книги писателя Виктора Пронина «Женщина по средам», написанного в 1995 году.
 
И первоисточник и великолепная экранизация (один из лучших фильмов у Говорухина, несколько неровного постановщика) — о негодяях-насильниках, и о [[вигилант]]стве, причём вынужденном, когда законным путём никакой справедливости не добьёшься. Симпатии автора и режиссёра — похоже, однозначно на стороне вигиланта. Фильм пользуется немалой народной любовью, считается одной из больших удач отечественного кинематографа.


== Сюжет ==
== Сюжет ==
Иван Фёдорович Афонин — [[Крутой дедуля|ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды»]], бывший железнодорожник, а [[Крутой в отставке|ныне пенсионер]] живёт c своей внучкой Катей, студенткой музыкального училища. В соседнем доме проживает молодой бизнесмен «новый русский» Борис Чуханов, у которого часто собираются два приятеля — Вадим Пашутин (одноклассник Кати) и Игорь Зворыгин (студент, изучающий структурную лингвистику). У этой троицы есть традиция каждую среду отмечать «женский день», приглашая женщин лёгкого поведения.
Но однажды в среду 30 июня пригласить «даму с низкой социальной ответственностью» не удалось, и тут парни примечают возвращавшуюся домой Катю. Вадим предупреждает: «Не тот человек. Не даст!». Зворыгин в ответ ехидно заявляет: «Не даст — отнимем!». Игорь и Вадим заманивают девушку в квартиру Чуханова, [[Наглая ложь|под предлогом того, что у Бориса день рождения, но его никто не поздравил]]. Там парни спаивают девушку (её, непьющую и физически здоровую, развезло лишь самую чуть, в целом она — в здравом рассудке), [[Изнасилование — худшее из зол|а затем по очереди насилуют]]. Катя, ввиду запоздалого осознания, что происходит, парализована ужасом; ей не пришло в голову звать на помощь, а отбиваться у неё нет сил; к тому же Борис её стукнул. Чуханов и Игорь Зворыгин настроены цинично, а Вадим Пашутин, который некогда был безответно влюблён в Катю, сразу после «акта» пытается неуклюже оправдываться и чуть ли не «извиняться» перед ней<ref>Похоже на своеобразную отсылку к рассказу Леонида Андреева про парня, девушку которого изнасиловали несколько отморозков, а парень после этого начал плакать над ней, утешать её… и тут возжелал её плоти и «присунул» ей в свою очередь. Нюансы: Катя — не девушка Вадима (он всего лишь мечтал об этом); Вадим не плакал и не страдал морально (но [[Крокодилушка|чувствовал себя несколько неловко]] — это видно невооружённым глазом); Вадим пошёл вторым, а не последним.
* А ещё [[Ужас у холодильника|очень похоже, что Вадим самую чуточку ку-ку]]. Эта интересная личность повела в адрес изнасилованной Кати (наедине с ней, и уже после собственной эякуляции) такие речи, которые можно истолковать и как «У нас с тобой, может быть, теперь начнутся отношения; мы всё это переживём, перемелется, мукА будет…». Честное слово, после такого Вадимова фортеля {{spoiler|его последующее сюжетное сползание в безумие}} выглядит ЕЩЁ правдоподобнее!</ref> (но не более чем «чуть ли не»), и этим, разумеется, не вызывает в девушке ничего, кроме гнева и гадливости. После акта глумления Игорь кладёт в сумочку Кати 50 долларов, но девушка выбрасывает деньги на улице (Зворыгин, разумеется, немедленно сбегал и подобрал зелёные бумажки, попутно помешав местному алкашу завладеть ими). Вадим предлагает разбежаться, но Борис, узнав, что Катя живёт с дедом-пенсионером, отказывается, полагая, что у троицы гаденышей проблем никаких не будет.


Пострадавшая возвращается домой; ей стоило бы немедля пойти на медицинскую экспертизу и зафиксировать факт — но вместо этого она сразу идёт в ванную. Пусть она таким образом смоет улики — зато смоет и омерзительность, насколько это возможно; и потом, не носить же это семя в себе?!<ref>Афонин именно так объяснил не особенно, может быть, и дальновидный, но по-человечески вполне понятный поступок своей внучки.</ref> И возможно, Катя вдобавок осознаёт, что экспертиза, как пить дать, обнаружит в крови алкоголь.<ref>Если бы менты были честными — это сработало бы как раз против насильников. Но ёжику ясно, что милиция будет покрывать мажоров (один — богач, другой — сын весомых родителей, а третий — отпрыск самого полковника), а в таком случае Катино состояние опьянения постараются трактовать как «Знала, куда и зачем шла, и выпила в рамках добровольной гулянки, готовая к последующему сексу». Закон — что дышло: куда повернёшь, туда и вышло!.. Если Катя опасалась именно этого — она не ошиблась: нечестный следователь, который позже будет с ней разговаривать, примется трактовать употребление ею алкоголя именно в таком ключе; такая позиция следователя — попросту факт из фильма.</ref><ref>Эпичное произведение Сивой Кобылы: то, что жертва была пьяной, нельзя использовать для замятия дела никак, только через моральное давление на пострадавшую, но если уж кто-то будет заминать дело, тот найдет, до чего докопаться. На законодательном именно уровне опьянение никак не может быть использовано в качестве смягчающего вину насильника/ков обстоятельства</ref>
Иван Фёдорович Афонин — [[Крутой дедуля|ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды»]], бывший железнодорожник, а [[Крутой в отставке|ныне пенсионер]] живёт c своей внучкой Катей, студенткой музыкального училища. В соседнем доме проживает молодой бизнесмен «новый русский» Борис Чуханов, у которого часто собираются два приятеля — Вадим Пашутин (одноклассник Кати) и Игорь Зворыгин (студент, изучающий структурную лингвистику). У этой троицы есть традиция каждую среду отмечать «женский день», приглашая женщин лёгкого поведения.


Иван Фёдорович сразу догадывается о произошедшем. Узнав от своей внучки, кто надругался над ней, он впадает в ярость, хватает топор и идёт разбираться с насильниками. По пути его останавливает сосед — молодой участковый Алексей Подберёзкин — и отправляет старика домой, а сам вызывает милицию. Прибывший отряд во главе с капитаном Кошаевым разгоняет насильников по разным комнатам и выбивает из каждого урода признание (Кошаев ''в исполнении Сергея Гармаша'' отыграл троп [[Чудо одной сцены]]). Во время этой сцены один из насильников пытается вбросить что-то в духе «Да на этой девке и без того давно уже пробы ставить негде!», но участковый Подберёзкин заявляет, что Катерина выросла у него на глазах, поэтому милиции хорошо известно, какова она на самом деле (безупречно приличная), и эта [[наглая ложь]] у преступников не прокатит. К тому же на простынях обнаружена обильная кровь: факт принудительной ''дефлорации'' очевиден. Однако в последний момент приезжает отец Вадима — [[Оборотни в погонах|полковник милиции Николай Петрович Пашутин]]. Он задействует свои связи и обвинение разваливается. Афониным приходит повестка к следователю, который издевательски насмехается над Катей (маскируя это под «учтивость и корректность, всего лишь при этом эмоциональность») и говорит ей, что она добровольно и в корыстных целях занялась сексом с троицей. Попутно он обращает внимание пострадавшей на тот факт, что медицинская экспертиза «сразу по горячим следам» не была проведена, и теперь вряд ли удастся что-то доказать. Иван Афонин решает обратиться к прокурору, но тот заявляет старику, что улики собраны с нарушением закона и советует ему получше воспитывать свою внучку. Иван Афонин [[Почему ты отстой|высказывает прокурору все, что он думает о нем и о власть предержащих]].
Но однажды в среду 30 июня пригласить «даму с низкой социальной ответственностью» не удалось, и тут парни примечают возвращавшуюся домой Катю. Игорь и Вадим заманивают её в квартиру Чуханова, [[Наглая ложь|под предлогом того, что у Бориса день рождения, но его никто не поздравил]]. Там парни спаивают девушку, [[Изнасилование — худшее из зол|а затем по очереди насилуют]]. После акта глумления Игорь кладёт в сумочку Кати 50 долларов, но девушка выбрасывает деньги на улице. Вадим предлагает разбежаться, но Борис, узнав, что Катя живёт с дедом-пенсионером, отказывается, полагая, что у троицы гаденышей проблем никаких не будет.


Подберёзкин предлагает Афонину обратиться в Генеральную прокуратуру, но Иван Фёдорович, отчаявшись добиться торжества справедливости законными методами, решает [[мститель|осуществить правосудие своими руками]]. Он продаёт знакомому бизнесмену за $5000 свой дом в родной деревне; узнаёт от внучки, что соседка Мария Гавриловна Артёмова уехала в деревню на три недели и оставила ключи для присмотра за квартирой, из окон которой открывается вид на окна квартиры Бориса; отправляется в Москву, где, походив по барахолкам, выходит на нелегальных [[торговец оружием|торговцев оружием]] и приобретает у них СВД с глушителем. Разумеется, торговцы поначалу не спешили ему верить (мало ли, вдруг это провокация силовиков?); но их главарь, побеседовав с дедом, приходит к выводу, что, по-видимому, тут всё без подвоха, и ветерана действительно «достали так, что дальше некуда», а законным путём ничего не добьёшься. Проверяя оружие, пенсионер неожиданно для торговцев поражает мишень так метко, что они восхищённо называют его «Ворошиловским стрелком».
Пострадавшая возвращается домой и Иван Фёдорович сразу догадывается о произошедшем. Узнав от своей внучки, кто надругался над ней, он впадает в ярость, хватает топор и идёт разбираться с насильниками. По пути его останавливает сосед — участковый Алексей Подберёзкин — и отправляет старика домой, а сам вызывает милицию. Прибывший отряд во главе с капитаном Кашаевым разгоняет насильников по разным комнатам и выбивает из каждого урода признание. Но в последний момент приезжает отец Вадима — [[Оборотни в погонах|полковник милиции Николай Петрович Пашутин]]. Он задействует свои связи и обвинение разваливается. Афониным приходит повестка к следователю, который издевательски насмехается над Катей и говорит ей, что она добровольно и в корыстных целях занялась сексом с троицей. Иван Афонин решает обратиться к прокурору, но тот заявляет старику, что улики собраны с нарушением закона и советует ему получше воспитывать свою внучку. Иван Афонин [[Почему ты отстой|высказывает прокурору все, что он думает о нем и о власть предержащих]].  


Вернувшись домой, Иван Фёдорович встречает свою дочь Ольгу, мать Кати. Но радость встречи быстро сменяется горьким разочарованием: женщина решила навестить отца лишь для того, чтоб попросить у него деньги на какие-то свои цели. Старик ей в ответ заявляет, что у него денег нет, а услышав, что Ольга попросит денег у полковника Пашутина, Афонин тут же выгоняет её вместе с ухажёром «Додиком» (молодым армянином Давидом, [[Торгаш — это плохо|торгашом]]-«челноком») из своего дома.
Подберёзкин предлагает Афонину обратиться в Генеральную прокуратуру, но Иван Фёдорович, отчаявшись добиться торжества справедливости законными методами, решает осуществить правосудие своими руками. Он продает знакомому бизнесмену за 5.000 долларов свой дом в родной деревне; узнает от внучки, что соседка Мария Гавриловна Артёмова уехала в деревню на три недели и оставила ключи для присмотра за квартирой, из окон которой открывается вид на окна квартиры Бориса; отправляется в Москву, где, походив по барахолкам, выходит на нелегальных торговцев оружием и приобретает у них СВД с глушителем. Проверяя оружие, пенсионер неожиданно для торговцев поражает мишень так метко, что они восхищённо называют его «Ворошиловским стрелком».


Ночью Иван Фёдорович тайком переносит винтовку в квартиру уехавшей соседки. В очередную среду, 28 июля, троица насильников вновь собирается на квартире у Бориса. Иван Афонин начинает свою месть: [[Оторву твой длинный...|старик стреляет из винтовки в бутылку шампанского, которую держит между ног Игорь, тем самым кастрируя насильника]]. Афонин прячет винтовку и, ради видимости алиби, возвращается к компании мужиков-доминошников во дворе, которые наблюдают, как «скорая» забирает Зворыгина в больницу. Пашутин допрашивает сына и Чуханова, но те не могут ничего сказать: они думают, что бутылка шампанского сама взорвалась. Позже Пашутин-старший сообщает своему сынку, что бутылка взорвалась не просто так: в неё угодила пуля. Парни при этом заявляют, что у них при себе оружия не было.
Вернувшись домой, Иван Фёдорович встречает свою дочь Ольгу, которая приходится матерью Кати. Но радость встречи быстро сменяется горьким разочарованием: женщина решила навестить отца лишь для того, чтоб попросить у него деньги на какие-то свои цели. Старик ей в ответ заявляет, что у него денег нет, а услышав, что Ольга попросит денег у полковника Пашутина, Афонин тут же выгоняет её вместе с ухажёром «Додиком» из своего дома.


В очередную среда Афонин замечает Бориса на новом автомобиле BMW E34. Он идёт в квартиру Артёмовой, достает винтовку и целится в Бориса. Тот садится за руль, а Афонин стреляет зажигательным патроном в бензобак. [[Бензин — это взрывчатка|Машина взрывается]]; коммерсант, охваченный пламенем, выскакивает наружу. Он остаётся в живых, но получает сильные ожоги спины, [[О, мой зад!|задницы]] и половых органов, машина же сгорает дотла. Полковник Пашутин обнаруживает пулевое отверстие в бензобаке сгоревшей машины. Мент заявляет сыну, что в следующую среду Вадим станет жертвой. Папаше стыдно, что у него такой сын (хоть и нешуточно страшно за судьбу ненаглядного чада), и оттого мент ядовито насмехается над отпрыском (типа «педагогика» такая), чем, сам того не желая, запугивает его до последней крайности. Охваченный ужасом Вадим занавешивает окна и достаёт из шкафа ружьё. Участковый Подберёзкин догадывается о происходящем, приходит к Кате, когда её деда нет дома, и тайком забирает ненадолго ключи от квартиры Артёмовой.
Ночью Иван Фёдорович тайком переносит винтовку в квартиру уехавшей соседки. В очередную среду, 28 июля, троица насильников вновь собирается на квартире у Бориса. Иван Афонин начинает свою месть: [[Оторву твой длинный...|старик стреляет из винтовки в бутылку шампанского, которую держит между ног Игорь, тем самым кастрируя насильника]]. Афонин прячет винтовку и возвращается к компании мужиков-доминошников во дворе, которые наблюдают, как «скорая» забирает Зворыгина в больницу. Пашутин допрашивает сына и Чуханова, но те не могут ничего сказать: они думают, что бутылка шампанского сама взорвалась. Позже Пашутин-старший сообщает своему сынку, что бутылка взорвалась не просто так: в нее угодила пуля. Парни при этом заявляют, что у них при себе оружия не было.


Пашутин-старший же узнаёт, что Афонин недавно продал дом. Он с двумя сыщиками приходит с обыском в квартиру Афониных. Во время обыска за своими ключами приходит Марья Гавриловна. Все тут же идут к ней домой и проводят обыск в квартире, но подручные Пашутина ничего не находят. Пашутин заявляет Иван Фёдоровичу, что знает о том, что тот — стрелок, и грозит расправой, если с его сыном что-нибудь случится. Старик отвечает: «[[Бронебойный ответ|Поздно спохватился. Уже случилось]]» (Афонин подразумевал, что сынок полковника связался с плохой компанией и стал насильником). Охваченный ужасом Пашутин-старший спешит домой. Там полковник стучится в запертую квартиру, пытается выстрелом из пистолета открыть замок, но тут из квартиры раздаётся ответный выстрел, который тяжело ранит Пашутина-старшего. Его помощник врывается в квартиру и обнаруживает [[Разум не вынес|невменяемого Вадима с ружьём, спрятавшегося за холодильником]]. Отобрав у парня оружие, опер вызывает скорую для полковника и психиатра для Вадима, который в этот момент истерично хохочет.
В очередную среда Афонин замечает Бориса на новом автомобиле BMW E34. Он идёт в квартиру Артёмовой, достает винтовку и целится в Бориса. Тот садится за руль, а Афонин стреляет зажигательным патроном в бензобак. [[Бензин — это взрывчатка|Машина взрывается]]; коммерсант, охваченный пламенем, выскакивает наружу. Он остаётся в живых, но получает сильные ожоги спины и [[О, мой зад!|задницы]], машина же сгорает дотла. Полковник Пашутин обнаруживает пулевое отверстие в бензобаке сгоревшей машины. Мент заявляет сыну, что в следующую среду Вадим станет жертвой. Охваченный ужасом Вадим занавешивает окна и достаёт из шкафа ружьё. Участковый Подберёзкин догадывается о происходящем, приходит к Кате, когда её деда нет дома, и тайком забирает ненадолго ключи от квартиры Артёмовой.


Подберёзкин просит Афонина зайти к нему. Там выясняется, что участковый заблаговременно забрал из квартиры Артёмовой СВД. Неофициально конфисковав оружие, Подберёзкин отпускает старика. Таким образом, Афонину больше нечего опасаться: никто против него ничего не докажет. Иван Фёдорович благодарит участкового и уходит. Придя домой, пенсионер слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь», и тихо плачет от радости, понимая, что в их дом вернулись мир и спокойствие.
Пашутин-старший же узнаёт, что Афонин недавно продал дом. Он с двумя сыщиками приходит с обыском в квартиру Афониных. Во время обыска за своими ключами приходит Марья Гавриловна. Все тут же идут к ней домой и проводят обыск в квартире, но подручные Пашутина ничего не находят. Пашутин заявляет Иван Фёдоровичу, что знает о том, что тот — стрелок и грозит расправой, если с его сыном что-нибудь случится. Старик отвечает: «[[Бронебойный ответ|Поздно спохватился. Уже случилось]]» (Афонин подразумевал, что сынок полковника связался с плохой компанией и стал насильником). Охваченный ужасом Пашутин-старший спешит домой. Там полковник стучится в запертую квартиру, пытается выстрелом из пистолета открыть замок, но тут из квартиры раздаётся ответный выстрел, который тяжело ранит Пашутина-старшего. Его подручный врывается в квартиру и обнаруживает [[Разум не вынес|невменяемого Вадима с ружьём, спрятавшегося за холодильником]]. Отобрав у парня оружие, опер вызывает скорую для полковника и психиатра для Вадима, который в этот момент истерично хохочет.


== Действующие лица и исполнители ==
Подберёзкин просит Афонина зайти к нему. Там выясняется, что участковый заблаговременно забрал из квартиры Артёмовой СВД, и, неофициально конфисковав оружие, отпускает старика. Иван Фёдорович благодарит участкового и уходит. Придя домой, пенсионер слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь», и тихо плачет от радости, понимая, что в их дом вернулись мир и спокойствие.
* Иван Фёдорович Афонин — Михаил Ульянов
* Катя — Анна Синякина
* Алексей Подберёзкин — Влад Галкин (Сухачёв)
* Борис Чуханов — Алексей Макаров
* Игорь Зворыгин — Марат Башаров
* Вадим Пашутин — Илья Древнов
* Пашутин-старший, полковник милиции — Александр Пороховщиков
* Капитан Кошаев — Сергей Гармаш
* Ольга, мать Кати — Ирина Розанова
* Давид, ухажёр (и очередной жених?) Ольги — Карен Мурадян
* Следователь — Владимир Семаго (Говорухин [[Камео|пригласил сняться]] политика, непрофессионального актёра)
* Красавица-шлюха, прикалывавшаяся над Афониным в коридоре (тоже вызванная к следователю) — Ирина Третьякова
* [[Коррупционер|Прокурор]] — Георгий Мартиросян
* Главарь нелегальных торговцев оружием (в прошлом их боевой командир?) — Сергей Апрельский
* Пострадавший на войне торговец оружием (подёргивается, лыбится и заикается) — Алексей Шевченков
* Рыночный торговец, предлагавший Афонину газовый пистолет (приятель и наводчик торговцев оружием) — Олег Комаров (в титрах ошибочно А. Комаров)
* Славик по прозвищу «Скарлатина», местный алкаш лет за 40, самая яркая фигура среди дворовых шахматистов-доминошников — Вячеслав Голоднов
* Артёмова М. Г., соседка — Роза Якимова


== Что здесь имеется ==
== Что здесь имеется ==
* [[Справочник автора/Автомат Калашникова|Автомат Калашникова]] — на задержание троицы уродов наряд милиции приехал с «Калашами» (при том с АКМСами, а не привычными глазу «ксюхами») — на дворе 1999 год. Во-первых, устав требует, а во-вторых, Кошаев рассчитывал (и не зря) на то, какое отличное деморализирующее действие производит «Калаш», направленный насильнику в рожу.
* [[Боевой шахматист]] — мужики во дворе любят играть в шахматы с часами и на выбывание, причём на нескольких досках. Иван Фёдорович, главный герой фильма, до завязки: «- Я в болельщики записался. — С твоей квалификацией не в болельщики, а в тренеры идти надо». «[[Слаб в бою, но отличный тактик]]» — это как раз про него. [[Подсвечено]] в диалоге полковника с сыном, после того как дед лишил достоинства двоих из трёх насильников: «Молодец! Правильно сообразил. Теперь в тебя трудно будет попасть. Если, конечно, он захочет стрелять в окно. [[Боевой шахматист|А в окно он стрелять не будет. Как я вижу, он проявляет разнообразие. Интересно, что он приготовил для тебя?]]»
* [[Бесславные девяностые]] - конечно подобное могло произойти и позже, и страшно сказать, раньше. Но едва ли какой то другой фильм тогда снятый, настолько чётко демонстрирует зловонное паскудство эпохи. Причём не для коммерсанта, братка или мента, а именно для обычного человека из народа и его родных и близких.
* [[Бронебойный ответ]] — Пашутин-старший, пытаясь выгородить сына, спрашивает у начальника группы задержания (С. Гармаш) есть ли у него дети. Тот отвечает: «Две дочки!»
* [[Боевой шахматист]], который [[слаб в бою, но отличный тактик]] — Иван Афонин. [[Подсвечено]] в диалоге полковника с сыном, после того как дед лишил достоинства двоих из трёх насильников: «Молодец! Правильно сообразил. Теперь в тебя трудно будет попасть. Если, конечно, он захочет стрелять в окно. [[Боевой шахматист|А в окно он стрелять не будет. Как я вижу, он проявляет разнообразие. Интересно, что он приготовил для тебя?]]»
* [[Большая нерезиновая деревня]] — Иван Афонин отправляется покупать оружие в Москву.
* [[Бронебойный ответ]] — капитан Кошаев, в ответ на скулёж Зворыгина о том, что мент ответит за задержание, выдает: «Конечно, отвечу, я тебе письмо напишу!»
** В момент, когда Пашутин-старший, пытаясь выгородить сына, спрашивает у капитана, есть ли у него дети, тот отвечает: «Две дочки!»
*** Иван Афонин, пожалуй, мастер бронебойных ответов. Чего стоит этот диалог с Пашутиным-старшим:
{{q|{{spoiler|'''Пашутин-ст.'''}}: Это ты… Я знаю, это ты. И вот что я тебе скажу, народный мститель. Если с моим Вадимом что-нибудь случится…<br>{{spoiler|'''Афонин'''}}: Поздно.<br>{{spoiler|'''Пашутин-ст.'''}}: Что «поздно»?<br>{{spoiler|'''Афонин'''}}: Поздно спохватился. Уже случилось.<br>{{spoiler|'''Пашутин-ст.'''}}: Что?.. Что ты сказал? [[Перейти на КРИК|ЧТО ТЫ СКАЗАЛ]]?!<br>|без комментариев}}
* [[Вигилант]] — ветеран-фронтовик расправляется с подонками, изнасиловавшими его внучку. Что характерно — ни один из трёх подонков не сдох: старик собирался уж было их мочить, но судьба подкинула ему более изящные и, что ценно, нелетальные способы, и мстителю осталось только ими воспользоваться. {{spoiler|А в финале он ещё и наказания избежал, потому что подвернулся понимающий молодой мент, который питает к старику прямо-таки сыновние чувства и поэтому ограничился нелегальным изъятием оружия (чтобы ветеран не продолжал)}}.
* [[Вигилант]] — ветеран-фронтовик расправляется с подонками, изнасиловавшими его внучку. Что характерно — ни один из трёх подонков не сдох: старик собирался уж было их мочить, но судьба подкинула ему более изящные и, что ценно, нелетальные способы, и мстителю осталось только ими воспользоваться. {{spoiler|А в финале он ещё и наказания избежал, потому что подвернулся понимающий молодой мент, который питает к старику прямо-таки сыновние чувства и поэтому ограничился нелегальным изъятием оружия (чтобы ветеран не продолжал)}}.
* [[Виновата буржуазная система]] — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
* [[Виновата буржуазная система]] — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
** Ну, правда, законными методами там никто настаивать и не пытался. Но, чтобы добиться правды законным путём, там надо было пойти жаловаться куда-то гораздо выше прокурора (прокурор оказался мразью): скажем, в Верховный Суд, министру внутренних дел, а то и лично президенту. А в такое старик не полез, просто плюнул и решил взять дело в свои руки.
** Ну, правда, законными методами там никто настаивать и не пытался. Но, чтобы добиться правды законным путём, там надо было пойти жаловаться куда-то гораздо выше прокурора (прокурор оказался мразью): скажем, в Верховный Суд, министру внутренних дел, а то и лично президенту. А в такое старик не полез, просто плюнул и решил взять дело в свои руки.
* [[Винтовки — это круто]] — «Только жизнь тяжелая пошла — нельзя без инструмента… Никак нельзя… Сам видишь…»
* [[Винтовки — это круто]] — «Только жизнь тяжелая пошла — нельзя без инструмента… Никак нельзя… Сам видишь…»
* [[Золотая молодёжь]] — три молодых долболоба каждую среду устраивают «сексуальный день» — трахают девушек, если те согласны, а несогласных всё равно трахают, то есть [[Изнасилование — худшее из зол|насилуют]] (впоследствии суя им крупные суммы в долларах). Старший — богатый «новый русский»; второй — студент-спортсмен-красавец и на хорошем счету в вузе; у самого младшего папаша — полковник, очень крупный ментовский начальник, и на него в основном и уповали все трое. Сам полковник сына не то что ненавидит, но явно считает не шибко умным и трусливым подонком (хотя тут претензии скорее к нему самому — за воспитание-то он ответственный<ref>Ну да… Только Ивану Федоровичу тогда за свою горе-дочь тоже надо только себе претензии предъявлять</ref>). Как, впрочем, и его дружков. Тем не менее, из передряги всех троих вытаскивает — родная всё-таки кровиночка, а остальных за компанию, а то ещё начнут жаловаться куда не надо… Вот только дедушка очередной жертвы оказался ветераном войны, бывшим бойцом сталинских железнодорожных бригад и классным [[снайпер]]ом. Вендетта вышла знатная, {{spoiler|трое насильников и папа-крыша [[жестокое милосердие|сильно пострадали, но остались живы]]}}; а старик {{spoiler|даже в финале сумел избежать кары (благодаря понимающему молодому менту)}}.
* [[Золотая молодёжь]] — три молодых долболоба каждую среду устраивают «сексуальный день» — трахают девушек, если те согласны, а несогласных всё равно трахают, то есть [[Изнасилование — худшее из зол|насилуют]] (впоследствии суя им крупные суммы в долларах). Старший — богатый «новый русский»; второй — студент-спортсмен-красавец и на хорошем счету в вузе; у самого младшего папаша — полковник, очень крупный ментовский начальник, и на него в основном и уповали все трое. Сам полковник сына не то что ненавидит, но явно считает не шибко умным и трусливым подонком (хотя тут претензии скорее к нему самому — за воспитание-то он ответственный). Как, впрочем, и его дружков. Тем не менее, из передряги всех троих вытаскивает — родная всё-таки кровиночка, а остальных за компанию, а то ещё начнут жаловаться куда не надо… Вот только дедушка очередной жертвы оказался ветераном войны, бывшим бойцом сталинских железнодорожных бригад и '''классным [[снайпер]]ом'''. Вендетта вышла знатная, {{spoiler|трое насильников и папа-крыша [[жестокое милосердие|сильно пострадали, но остались живы]]}}; а старик {{spoiler|даже в финале сумел избежать кары (благодаря понимающему молодому менту)}}.
** Если бы так же вышло еще в советском фильме «Убийца» по роману Александра Крашенинникова с той же фабулой! (Причем и фильм, и роман появились много раньше литературной и киноверсии «Ворошиловского стрелка».) Увы, тамошний сынок крупного партийного деятеля оказался [[Кармический Гудини|везучим]].
** Если бы так же вышло еще в советском фильме «Убийца» по роману Александра Крашенинникова с той же фабулой! (Причем и фильм, и роман появились много раньше литературной и киноверсии «Ворошиловского стрелка».) Увы, тамошний сынок крупного партийного деятеля оказался [[Кармический Гудини|везучим]].
* [[Изнасилование — худшее из зол]] — Чуханов, Зворыгин и Пашутин-младший совершают изнасилование Кати Афониной. Выродки после совершённого уверены, что ничего с ними не станется.
** [[Изнасилование и месть]] — как выяснится позднее — сталось. [[Оторву твой длинный...|Да]] [[О, мой зад!|ещё]] [[Разум не вынес|как]]!
*** А прямо в квартире Чуханова, сразу после «экспресс-дознания», Кошаев резко подсветил прямо в глаза появившемуся там Пашутину-старшему (не сомневаясь, что полковник будет отмазывать сына и двух его дружков): «Совершенно уверены в своей безнаказанности!». «Дерзишь, капитан», — только и ответил начальник.
* [[Инженю]] — Катя. Из-за чего и [[Изнасилование — худшее из зол|пострадала]].
* [[Инженю]] — Катя. Из-за чего и [[Изнасилование — худшее из зол|пострадала]].
* [[К чёрту закон, я делаю добро!]] — участковый, который спасает старика-[[вигилант]]а от тюрьмы, пряча снайперскую винтовку у себя.
* [[К чёрту закон, я делаю добро!]] — участковый, который спасает старика-[[вигилант]]а от тюрьмы, пряча снайперскую винтовку у себя.
** Капитан Кошаев тоже. С точки зрения любого адвоката и прокурора, то что он делает — самые что ни на есть «ментовской беспредел». Но чисто по человечески, хочется крепко держать выблядков стянув им руки за спину, пока он им на яйца ботинком наступает…
*** В его случае, впрочем, с прикрученным фитильком. [[Глухарь. Пятницкий. Карпов|Станислав Карпов]] сходу бы пакет на голову натянул…
* [[Каков родитель, таково и дитя]] — ментовской полковник (милицейским назвать его язык не поворачивается, не заслужил) [[Оборотень в погонах|Пашутин]] и его [[Самоуверенный мерзавчик|сын Вадим]]. [[Лицемер|Папаша]] сына презирал, и явно не из-за случая с изнасилованием, а сам отмазал его от законной ответственности, чтобы спасти свою репутацию. К счастью, в конце оба [[Кармическая справедливость|получили по заслугам]].
* [[Каков родитель, таково и дитя]] — ментовской полковник (милицейским назвать его язык не поворачивается, не заслужил) [[Оборотень в погонах|Пашутин]] и его [[Самоуверенный мерзавчик|сын Вадим]]. [[Лицемер|Папаша]] сына презирал, и явно не из-за случая с изнасилованием, а сам отмазал его от законной ответственности, чтобы спасти свою репутацию. К счастью, в конце оба [[Кармическая справедливость|получили по заслугам]].
* [[Крутой в отставке]] и [[Крутой дедуля]] — пенсионер Иван Афонин, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер многих наград. Прямолинеен как рельс, к несправедливости и скотскому отношению к людям нетерпим. А взяв винтовку в руки и свершив свою месть, [[Поднять уровень крутизны|поднимает уровень крутизны]] на новый уровень.
* [[К чёрту закон, я делаю добро!]] — участковый, который спасает старика-[[вигилант]]а от тюрьмы, пряча снайперскую винтовку у себя.
* [[Макаку чешет]] — вы вот, не смотрев фильм, догадались бы с ходу, что оружейне барыги подразумевают под «плёткой» и «маслятами»? Вот и герой не сообразил, пока не пояснили.
* [[Мешок на голове]] — торговцы оружием заботятся о своей безопасности.
* [[Мешок на голове]] — торговцы оружием заботятся о своей безопасности.
* [[Милиция]] — всех цветов спектра. Есть и «светлый» участковый Подберёзкин, есть и [[Оборотни в погонах|«тёмный» полкан]] Пашутин-старший. Между ними можно поставить Кошаева.
* [[На тебе!]] — Иван Афонин слышит по радио песню в исполнении кабаре-дуэта «Академия» — «Ты отказала мне два раза, „не хочу!“ сказала ты, вот такая вот зараза, девушка моей мечты». Протагонист недовольно морщится и выдаёт [[высокоточный матснаряд]]: «Тьфу, бл*!..»
* [[На тебе!]] — Иван Афонин слышит по радио песню в исполнении кабаре-дуэта «Академия» — «Ты отказала мне два раза, „не хочу!“ сказала ты, вот такая вот зараза, девушка моей мечты». Протагонист недовольно морщится и выдаёт [[высокоточный матснаряд]]: «Тьфу, бл*!..»
** Там же. Один из насильников, Игорь Зворыгин, говорит, что изучает в университете структурную лингвистику. Филолог Борис Орехов предположил, что это не просто так — это привет вполне конкретному режиссёру Павлу Лунгину (по первому образованию как раз структурному лингвисту). Лунгин любит изображать в своих фильмах всяческую [[Чернуха|чернуху]], а моральных уродов выписывает прямо-таки любовно. Чуханов, Зворыгин и Пашутин-младший — вполне «лунгинские» персонажи.
** Там же. Один из насильников, Игорь Зворыгин, говорит, что изучает в университете структурную лингвистику. Филолог Борис Орехов предположил, что это не просто так — это привет вполне конкретному режиссёру Павлу Лунгину (по первому образованию как раз структурному лингвисту).
*** А многие думали, что просто какое-то предельно абстрактное и никому не нужное «влияние пения на трение» имеется в виду.
*** А многие думали, что просто какое-то предельно абстрактное и никому не нужное «влияние пения на трение» имеется в виду.
* [[Не в ладах с оружием]] — у прицела ПСО-1 увеличение не 4-кратное, а как минимум 20-кратное. Дальномерная шкала с середины почему-то начинает идти в обратную сторону, видимо предполагается, что на дистанции 200 м и 1000 м типовая цель — человек ростом 1,7 метра — имеет один и тот же размер, а на 600 м — втрое меньше (и как вообще пользоваться дальномером при таком киношном увеличении, если цель, которая должна вписываться в шкалу в полный рост, не вписывается во все поле прицела даже одной мордой?). Глушитель в фильме [[Голливудский глушитель|полностью сводит звук выстрела к щелчку затвора]], тогда как реальная эффективность ТГП-В считается спорной. Кроме того, Иван Федорович покупает для винтовки «обычные» и «зажигательные» патроны (ЛПС и БЗТ?), а про спецпатроны для бесшумной стрельбы (ЛС) не сказано ни слова, тогда как при стрельбе обычными патронами со сверхзвуковой скоростью пули глушитель в принципе позволяет только скрывать позицию снайпера (громкий звук ударной волны убрать невозможно, но он глушит и без того приглушенный глушителем звук выстрела, за счет чего невозможно понять, откуда стреляли. Но что стреляли, будет понятно), да и опасен — слишком большое давление газов (глушитель делается изначально под ослабленный патрон с дозвуковой скоростью пули, и потому предполагает задержку части газов с целью доведения давления в стволе до штатного, чтобы сработала автоматика оружия. Логично, что при стрельбе обычным патроном давление станет выше штатного) может разорвать как сам глушитель, так и разбить автоматику.
** Кроме того, такая махина как СВД явно избыточна для стоявшей перед дедом задачи — ему куда больше подошла бы ВСС, «Вал» или даже просто автомат с глушителем.
*** Еще больше бы подошла именно СВУ, так как «пламегаситель» у неё близок к сегодняшним «банкам» — еще и размывает звук. А глушитель на СВД тут не ТГП-В, а... {{spoiler|Криво и не до конца нахлобученный ПБС-1.}}
**** На ВСС или Вал 5 000$ бы не хватило, на черном рынке они стоят примерно вдвое больше, ведь стоимость составляет ещё и расходы на стырить и щедрые комиссионные стырившим. Про СВД и то сказали, что только тебе, как ветерану.
* [[Не в ладах с юриспруденцией]] — Кошаев говорит троице поганцев, что в милицию поступила информация о совершенном групповом изнасиловании, и упоминает статью 131 УК РСФСР. Во-первых, согласно УК РСФСР 1960 года 131 статья предусматривает ответственность за оскорбление; за изнасилование ответственность наступает по 117 статье указанного уголовного кодекса. Во-вторых, принимая во внимание то, что декорации к фильму не делались, а на дворе стоял 1999 год, тогда ни к чему ссылаться на УК РСФСР: с 1997 года действует УК РФ, который как раз предусматривает ответственность за изнасилование в статье 131.
** Возможно, актёр Гармаш просто оговорился и вместо «РФ» по привычке сказал «РСФСР». Сойдёт и за внутрисюжетную оговорку матёрого Кошаева: он в [[Холодная ярость|холодной ярости]].
* [[Нежданный любимец автора]] — Говорухин в одном из интервью признавался, что его любимый фильм — «Ворошиловский стрелок».
* [[Несовместимое с жизнью остроумие]] — папаша-полковник излишне увлёкся, «тролля» своего трусоватого сынка («Хочешь, я тебе секрет открою? Ты следующий. Так что, дорогой, скоро в вашем кругу появится ещё один недобиток. Если, конечно, крепко повезёт. А если не повезёт — похороним» — и далее в том же духе), в результате получил пулю в живот — у парня развилась нехилая такая паранойя, из-за чего он поехал крышей. Но тут [[с прикрученным фитильком]], поскольку не факт, что рана смертельная. Никакой смерти, во всяком случае, в кадре не показано.
* [[Несовместимое с жизнью остроумие]] — папаша-полковник излишне увлёкся, «тролля» своего трусоватого сынка («Хочешь, я тебе секрет открою? Ты следующий. Так что, дорогой, скоро в вашем кругу появится ещё один недобиток. Если, конечно, крепко повезёт. А если не повезёт — похороним» — и далее в том же духе), в результате получил пулю в живот — у парня развилась нехилая такая паранойя, из-за чего он поехал крышей. Но тут [[с прикрученным фитильком]], поскольку не факт, что рана смертельная. Никакой смерти, во всяком случае, в кадре не показано.
** Хотя по первоначальному сценарию полковник Пашутин должен был именно умереть, без всяких недосказанностей. [[шрамы от цензуры|Изменили по требованию местного МВД]] (если верить интервью актёра А. Пороховщикова, сыгравшего Пашутина-старшего).
** Хотя по первоначальному сценарию полковник Пашутин должен был именно умереть, без всяких недосказанностей. Изменили по требованию местного МВД (если верить интервью актёра А. Пороховщикова, сыгравшего Пашутина-старшего).
** Но в любом случае, рана в живот, даже в такой увесистый — это серьёзно. Полковник — очень зрелый мужчина, и как минимум инвалидность ему гарантирована.
* [[Обвинение жертвы]] — следователь, к которому пришла изнасилованная Катя, занял позицию насильников и нагло смеялся ей в лицо, ссылаясь на то, что она добровольно пошла в квартиру насильников и пила у них алкоголь. А прокурор и вовсе заявил деду-ветерану Кати, что надо было получше воспитывать внучку.
* [[Обвинение жертвы]] — следователь, к которому пришла изнасилованная Катя, фактически принял сторону насильников и нагло смеялся ей в лицо, ссылаясь на то, что она добровольно пошла в квартиру насильников и пила у них алкоголь. А прокурор и вовсе заявил деду-ветерану Кати, что надо было получше воспитывать внучку.
** Ну, это сознательный слив дела, а не просто так.
** Ну, это сознательный слив дела, а не просто так. Но чисто внешние приёмчики — аккурат в духе тропа.
* [[Обнять и плакать]] — Катя Афонина, ставшая [[Изнасилование — худшее из зол|жертвой изнасилования]] со стороны троих подонков (причём среди них был её бывший одноклассник, которому она доверяла), и на которую плевать [[Скверная мамочка|родной матери]] (женщина убеждена, что купить дублёнку достаточно, а изнасилование дочери не трагедия). И её дедушка Иван Фёдорович, которому пришлось [[Изнасилование и месть|вершить правосудие своими руками]].
* [[Обнять и плакать]] — Катя Афонина, ставшая [[Изнасилование — худшее из зол|жертвой изнасилования]] со стороны троих подонков (причём среди них был её бывший одноклассник, которому она доверяла), и на которую плевать [[Скверная мамочка|родной матери]] (женщина убеждена, что купить дублёнку достаточно, а изнасилование дочери не трагедия). И её дедушка Иван Фёдорович, которому пришлось [[Изнасилование и месть|вершить правосудие своими руками]].
* [[Оторву твой длинный…]] — Иван Афонин стреляет Зворыгину прямо в пах. Так что, получается, «Отстрелю твой длинный…»
** У Бориса Чуханова случилась знатная [[попаболь]] после того, как пенсионер выстрелил в бензобак его «бумера». Судя по тому, что впоследствии обсуждают Пашутины, коммерсанту здорово обожгло спину, [[О, мой зад!|задницу]] и все те же яйца.
* [[Палёный злодей]] — Борис Чуханов ощутимо обгорел с обеих сторон ниже пояса, когда Афонин подорвал выстрелом его машину.
* [[Похорошеть в адаптации]] — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — [[отвратительный толстяк]], подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось.
* [[Похорошеть в адаптации]] — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — [[отвратительный толстяк]], подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось.
* [[Правило Миранды]] — [[аверсия]]: капитан Кошаев говорит Пашутину-младшему, что «сейчас зачитает ему права»… Но вместо этого следует выбивание признания. Да такое, что аж сам [[Ст. о/у Гоблин|тов. Пучков]] [https://oper.ru/torture/read.php?t=976270905&ysclid=lso3rwt5le307111498 впечатлился].
* [[Профессиональный риск торговца оружием]] — [[аверсия]]. Так и ждёшь, что у старика-протагониста (готовящегося в [[вигилант]]ы) случится какая-нибудь неприятность с нелегальными торговцами оружием. Но всё обошлось: и дед подстраховался («Только я заранее предупреждаю — деньги не при мне»), и торговцы оказались людьми со стандартами. В итоге честно получил «плётку» (снайперскую винтовку), «маслята» (патроны) и даже возможность потренироваться в стрельбе вкупе с парой советов.
* [[Проблема противоположных оценок]] — фильм, несомненно, очень популярен, но некоторые критики обвинили его в романтизации [[Суд Линча|самосуда]].
** [[Слово Божие|Сам Станислав Говорухин указывал]], что этот фильм — своего рода «наказ» власть предержащим:
{{Q|Мой лучший фильм — «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти<ref>На момент съёмок фильма Говорухин был депутатом Государственной думы.</ref>, но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей.|из «Правил жизни Станислава Говорухина».}}
* [[Снайпер]] — Иван «Ворошиловский стрелок» Афонин.
** [[Светлое советское прошлое|В недавние времена]] «ворошиловскими стрелками» называли тех, кто успешно овладел стрелковым делом и был награждён одноимённым значком. После премьеры фильма у данного словосочетания появился новый смысл: так стали называть ещё тех индивидов, кто творит самосуд с помощью огнестрельного оружия.
* [[Снайперская винтовка]] — старая добрая СВД с глушителем. Разве что у прицела дальномер почему-то с дистанции 600 метров начинает идти в обратную сторону, у прицела кратность не 4, все 40 (как пользоваться дальномером, если цель, которая должна влезать в него в полный рост, не влезает во все поле зрения прицела одной мордой?), да и с глушителем [[Голливудский глушитель|звука выстрела нет вообще]].
* [[Снайперская винтовка]] — старая добрая СВД с глушителем. Разве что у прицела дальномер почему-то с дистанции 600 метров начинает идти в обратную сторону, у прицела кратность не 4, все 40 (как пользоваться дальномером, если цель, которая должна влезать в него в полный рост, не влезает во все поле зрения прицела одной мордой?), да и с глушителем [[Голливудский глушитель|звука выстрела нет вообще]].
** А ещё в фильме показали СВУ (снайперскую винтовку укороченную), выполненную по схеме «булл-пап».
* [[Торговец оружием]] — торговцы первого (учитывая сеттинг — может, и третьего) типа, к которым [[Крутой дедуля|главный]] [[вигилант|герой]] пришёл за орудием [[изнасилование и месть|возмездия]].
* [[Торгаш — это плохо]] — один из насильников — Борис Чуханов — является коммерсантом.
* [[Фанатское обеление]] — как ни странно, симпатиями некоторых зрителей пользуются даже [[Золотая молодёжь|Вадим]], [[Культурный мерзавец|Игорь]] и [[Торгаш — это плохо|Борис]]. Их-де, бедных-несчастных мальчиков, которые мирно <s>паслись на лужайке и собирали цветочки</s> сидели и никого не трогали, спровоцировала эта гадина, которая ходит, разодевшись, аки последняя шлюха, и заваливается непонятно к кому в квартиру. Угу. Это при том, что на улице жара (Борис вон вообще без рубашки) и никакие интимные места под одеждой героини всё равно не просвечиваются (и вообще, как показывает жизнь — если маньяку приспичит, ему будет пофиг, как одета жертва). Но вообще вопросы по поводу одежды, по-хорошему, надо задать [[Вопиющий неканон|режиссёру]] и [[Что за фигня, автор?|сценаристу]]. Потому что в книге-первоисточнике Катя — сюрприз! — в рубашке и джинсах. Не коротких, не рваных, не обтягивающих. С какой целью поменяли костюмец — увы, ведомо одним создателям фильма. Да и кто этот «непонятно кто»? В числе звавших Катю в квартиру был Вадим — его она знает с детства, а от таких людей, как правило, подвоха не ждут. И да, это ж как красиво получается: девушек насиловать вообще-то нехорошо, но если они наивные и нескромно одеты… «[[Скотный двор|Животное да не убьёт другое животное ''без причины'']]», блин.
** Сюда же «челнок» Давид, которого Иван Афонин презрительно нарекает «Додиком».
** А кто-то пытается защищать и Николая — полковника полиции, [[И у злодея есть любимые|отца Вадима]]. Того самого, который давил на Кашаева и, [[Коррупционер|пользуясь служебным положением]], [[Я здесь главный, мне всё можно|сперва отчитывал его за медленную работу, а затем попросил отпустить Вадима под домашний арест]].
* [[Торговец оружием]] — [[Крутой дедуля|Главный]] [[вигилант|герой]] пришёл к ним за орудием [[изнасилование и месть|возмездия]].
* [[Фанатское очернение]] — Катя [[обвинение жертвы|подвергается осуждению]] со стороны тех же самых патриархально-отбитых граждан, которые заявляют, что она сама спровоцировала изнасилование: мол, "нечего щеголять без лифчика и в коротком топике и мини-юбке и ходить на вечеринки к парням, даже если одного из них ты знаешь с детства".
** [[Профессиональный риск торговца оружием]] — [[аверсия]]. Так и ждёшь, что у старика-протагониста (готовящегося в [[вигилант]]ы) случится какая-нибудь неприятность с нелегальными торговцами оружием. Но всё обошлось: и дед подстраховался («Только я заранее предупреждаю — деньги не при мне»), и торговцы оказались людьми со стандартами. В итоге честно получил «плётку» (снайперскую винтовку), «маслята» (патроны) и даже возможность потренироваться в стрельбе вкупе с парой советов. Вообще, по фильму складывается впечатление, что оружием торгуют бывшие военные<ref>Те, что помоложе, вероятно, были на первой чеченской войне. Но и те, что постарше (включая главаря), там тоже, по всей видимости, отметились. Главарь, надо думать, [[моложе, чем выглядит]] — актёру на момент съёмок было чуть за 30.</ref>, так что в целом не удивительно, что они сочувственно отнеслись к доведенному до ручки ветерану.
* [[Тревожный смычок]] — Когда Иван Афонин выцеливает подонков в первый раз, играет [https://www.youtube.com/watch?v=HnpJFgRaxbk вот такая мелодия] (пардон за посторонние звуки, лучшей версии автор правки не нашел).
** Она же играет и в тот момент, когда дедушка пытается узнать у пострадавшей внучки, что с ней стряслось.
* [[Фанатское обеление]] — как ни странно, симпатиями некоторых [[Малолетние дебилы|малолетних дебилов]] пользуются даже [[Золотая молодёжь|Вадим]], [[Культурный мерзавец|Игорь]] и [[Торгаш — это плохо|Борис]]. Их-де, бедных-несчастных мальчиков, которые мирно <s>паслись на лужайке и собирали цветочки</s> сидели и никого не трогали, спровоцировала эта гадина, которая ходит, разодевшись, аки последняя шлюха ([[Сарказм|вестимо, в мини-юбке и маечке, — как она посмела?!]]), и заваливается непонятно к кому в квартиру. Угу. Это при том, что на улице жара (Борис вон вообще без рубашки) и никакие интимные места под одеждой героини всё равно не просвечиваются (и вообще, как показывает жизнь — если маньяку приспичит, ему будет пофиг, как одета жертва). Но вообще вопросы по поводу одежды, по-хорошему, надо задать [[Вопиющий неканон|режиссёру]] и [[Что за фигня, автор?|сценаристу]]. Потому что в книге-первоисточнике Катя — сюрприз! — в рубашке и джинсах. Не коротких, не рваных, не обтягивающих. С какой целью поменяли костюмец — увы, ведомо одним создателям фильма. Да и кто этот «непонятно кто»? В числе звавших Катю в квартиру был Вадим — его она знает с детства, а от таких людей, как правило, подвоха не ждут. И да, это ж как красиво получается: девушек насиловать вообще-то нехорошо, но если они наивные и нескромно одеты… «[[Скотный двор|Животное да не убьёт другое животное ''без причины'']]», блин.
** Капитан Очевидность напоминает, что состав преступления от одежды потерпевшей не меняется.
** А кто-то пытается защищать и Николая — полковника полиции, [[И у злодея есть любимые|отца Вадима]]. Того самого, который давил на Кошаева и, [[Коррупционер|пользуясь служебным положением]], [[Я здесь главный, мне всё можно|сперва отчитывал его за медленную работу, а затем попросил отпустить Вадима под домашний арест]].
* [[Фанатское очернение]] — Катя [[обвинение жертвы|подвергается осуждению]] со стороны [[малолетние дебилы|малолетних дебилов]], которые заявляют, что она сама спровоцировала изнасилование: мол, «нечего щеголять без лифчика и в коротком топике и мини-юбке и ходить на вечеринки к парням, даже если одного из них ты знаешь с детства».
** А уж если начнут сравнивать с книгой — вообще караул. Типичный [[борец за нравственность|крик души]] в подобных рецензиях: «Что эти гады-создатели сделали со взрослой, разумной, целомудренной героиней, которая не шляется по улице, сверкая стройными ножками, а, как порядочная девушка, надевает рубашку и джинсы (не короткие, не рваные, не обтягивающие)?!» Хотя за «хождение на вечеринки к парням» книжной Кате достаётся не меньше — какая же история про изнасилование без хоть чьей-то реакции «самадуравиновата»!
** А уж если начнут сравнивать с книгой — вообще караул. Типичный [[борец за нравственность|крик души]] в подобных рецензиях: «Что эти гады-создатели сделали со взрослой, разумной, целомудренной героиней, которая не шляется по улице, сверкая стройными ножками, а, как порядочная девушка, надевает рубашку и джинсы (не короткие, не рваные, не обтягивающие)?!» Хотя за «хождение на вечеринки к парням» книжной Кате достаётся не меньше — какая же история про изнасилование без хоть чьей-то реакции «самадуравиновата»!
** Все забывают один момент — пошла она не абы куда, а к парню, которого знает с детства. От такого обычно подвоха не ждут — и справедливости ради, риск нарваться действительно меньше, чем в совсем малознакомой компании.
** Все забывают один момент — пошла она не абы куда, а к парню, которого знает с детства. От такого обычно подвоха не ждут — и справедливости ради, риск нарваться действительно меньше, чем в совсем малознакомой компании).
** Небезызвестный С. Кара-Мурза в журнальной рецензии на фильм справедливо отмечает: девушка, может, и не «самадуравиновата», но то, что дура, это очевидно. О дурной славе компании, в которую её пригласили, знал и сплетничал весь двор. Присутствие знакомого парня не самая идеальная гарантия и в наше время, а уж в [[Лихие девяностые|те весёлые годы]] — и подавно; про то, чем заканчиваются такие посиделки, в ту пору вещали во всех красках из каждого утюга. Пойти после этого в чужую квартиру в максимально «дискотечном» наряде и абсолютно никак не позаботиться о собственной безопасности на случай чего-то непредвиденного? [[Что за идиот!|Да запросто]]!
** Небезывестный С. Кара-Мурза в журнальной рецензии на фильм справедливо отмечает: девушка, может, и не «самадуравиновата», но то, что дура, это очевидно. О дурной славе компании, в которую её пригласили, знал и сплетничал весь двор. Присутствие знакомого парня не самая идеальная гарантия и в наше время, а уж в [[Лихие девяностые|те весёлые годы]] — и подавно; про то, чем заканчиваются такие посиделки, в ту пору вещали во всех красках из каждого утюга. Пойти после этого в чужую квартиру в максимально «дискотечном» наряде и абсолютно никак не позаботиться о собственной безопасности на случай чего-то непредвиденного? [[Что за идиот!|Да запросто]]!
*** Всё это, разумеется, ничуть не «оправдывает» (и не может оправдывать) насильников, и хочется надеяться, что Кара-Мурза это тоже понимает. Эти три говнюка не имели права Катю даже пальцем тронуть, если она твёрдо и однозначно сказала «Нет!». Будь она при этом хоть в мини-бикини.
**** Именно поэтому юриспруденция с позитивной виктимологией не желает связываться. С одной стороны, виновата ли она в том, что изнасиловали — нет, потому что виноваты те, кто изнасиловал. Но разумной осторожности, с житейской точки зрения, явно не проявила (повторимся, никто этих козлов не оправдывает). А еще потому, что для юриспруденции данный вопрос бесполезен — в изнасиловании виноват насильник? Так какая разница, во что была одета жертва. Жертва своим внешним видом или неосторожным поведением «спровоцировала»? А как это определить? Судебно-психиатрическую экспертизу проводить? И что, давать за это меньше? А как «стандартизировать», то есть, вывести законодательную норму — в платье насиловать это изнасилование, а в мини-юбке самадуравиновата? Причем одному так, другому наоборот? А можно и с другой стороны зайти — не смог сдержаться, видя откровенно одетую женщину? Значит, опасное животное, не способное себя контролировать. Алкогольное опьянение, например, не смягчающее, а отягчающее обстоятельство, именно по такой логике.
* [[Фефекты фикции]] — один из нелегальных торговцев оружием (явно бывших военных), по всей видимости, страдает [[ПТСР]]ом (из-за чего всё время не по делу жутковато лыбится и пошучивает) и слегка заикается. Контужен?.. Протагонист-старик (сам ветеран, только Второй мировой, а не современных «горячих точек») его беззлобно поддразнил.
* [[Фефекты фикции]] — один из нелегальных торговцев оружием (явно бывших военных), по всей видимости, страдает [[ПТСР]]ом (из-за чего всё время не по делу жутковато лыбится и пошучивает) и слегка заикается. Контужен?.. Протагонист-старик (сам ветеран, только Второй мировой, а не современных «горячих точек») его беззлобно поддразнил.
* [[Чернозёмы и засечные линии]] — фильм в основном снимался в Калуге.
* [[Чудо одной сцены]] — «[https://www.youtube.com/watch?v=HlwwBPzftoY экспресс-дознание]», устроенное капитаном Кошаевым. Любо-дорого смотреть, как милицейский капитан вытаскивает признание из трех уродов. Хотя некоторые посчитали, что «[[Падал прошлогодний снег|маловато будет]]»: некоторые [[Сарказм|очень одаренные]] «[[Беспредел (фильм)|предлагали позвать Пистона и сделать телевизор погромче]]».
* [[Шахматы]] — мужики во дворе любят играть в шахматы с часами и на выбывание, причём на нескольких досках. Да и сам Иван Фёдорович, до завязки: «— Я в болельщики записался. — С твоей квалификацией не в болельщики, а в тренеры идти надо».
* [[Я заплачу!]] — Катя сообщает дедушке, что к ней заглянул полковник Пашутин и предложил довольно большую сумму денег. Иван Фёдорович, недолго думая, собирает указанные деньги, идет к полкану и, встретив его в дверях, швыряет банкноты прямо ментяре в лицо.


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
{{Примечания}}


{{Nav/Фильмы-драмы}}
{{Nav/Криминальные фильмы}}
{{Nav/Станислав Говорухин}}
[[Категория:Фильмы по алфавиту]]
{{Nav/Российское искусство}}
{{Nav/Российское искусство}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!