Ворошиловский стрелок

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ворошиловский стрелок
Постер фильма
Общая информация
Жанр
Страна производства
Киностудия
РежиссёрСтанислав Говорухин
Автор сценария
Когда вышел1999
Продолжительность95 минут
В главных ролях:
Михаил УльяновИван Афонин
Анна СинякинаКатя Афонина
Владислав ГалкинАлексей
Илья ДревновВадим
Алексей МакаровБорис
Марат БашаровИгорь

Ворошиловский стрелок — художественный фильм 1999 года от режиссёра Станислава Говорухина, снятый по мотивам книги писателя Виктора Пронина «Женщина по средам», написанного в 1995 году.

И первоисточник и великолепная экранизация (один из лучших фильмов у Говорухина, несколько неровного постановщика) — о негодяях-насильниках, и о вигилантстве, причём вынужденном, когда законным путём никакой справедливости не добьёшься. Симпатии автора и режиссёра — похоже, однозначно на стороне вигиланта. Фильм пользуется немалой народной любовью, считается одной из больших удач отечественного кинематографа.

Сюжет[править]

Иван Фёдорович Афонин — ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды», бывший железнодорожник, а ныне пенсионер живёт c своей внучкой Катей, студенткой музыкального училища. В соседнем доме проживает молодой бизнесмен «новый русский» Борис Чуханов, у которого часто собираются два приятеля — Вадим Пашутин (одноклассник Кати) и Игорь Зворыгин (студент, изучающий структурную лингвистику). У этой троицы есть традиция каждую среду отмечать «женский день», приглашая женщин лёгкого поведения.

Но однажды в среду 30 июня пригласить «даму с низкой социальной ответственностью» не удалось, и тут парни примечают возвращавшуюся домой Катю. Вадим предупреждает: «Не тот человек. Не даст!». Зворыгин в ответ ехидно заявляет: «Не даст — отнимем!». Игорь и Вадим заманивают девушку в квартиру Чуханова, под предлогом того, что у Бориса день рождения, но его никто не поздравил. Там парни спаивают девушку (её, непьющую и физически здоровую, развезло лишь самую чуть, в целом она — в здравом рассудке), а затем по очереди насилуют. Катя, ввиду запоздалого осознания, что происходит, парализована ужасом; ей не пришло в голову звать на помощь, а отбиваться у неё нет сил; к тому же Борис её стукнул. Чуханов и Игорь Зворыгин настроены цинично, а Вадим Пашутин, который некогда был безответно влюблён в Катю, сразу после «акта» пытается неуклюже оправдываться и чуть ли не «извиняться» перед ней[1] (но не более чем «чуть ли не»), и этим, разумеется, не вызывает в девушке ничего, кроме гнева и гадливости. После акта глумления Игорь кладёт в сумочку Кати 50 долларов, но девушка выбрасывает деньги на улице (Зворыгин, разумеется, немедленно сбегал и подобрал зелёные бумажки, попутно помешав местному алкашу завладеть ими). Вадим предлагает разбежаться, но Борис, узнав, что Катя живёт с дедом-пенсионером, отказывается, полагая, что у троицы гаденышей проблем никаких не будет.

Пострадавшая возвращается домой; ей стоило бы немедля пойти на медицинскую экспертизу и зафиксировать факт — но вместо этого она сразу идёт в ванную. Пусть она таким образом смоет улики — зато смоет и омерзительность, насколько это возможно; и потом, не носить же это семя в себе?![2] И возможно, Катя вдобавок осознаёт, что экспертиза, как пить дать, обнаружит в крови алкоголь.[3][4]

Иван Фёдорович сразу догадывается о произошедшем. Узнав от своей внучки, кто надругался над ней, он впадает в ярость, хватает топор и идёт разбираться с насильниками. По пути его останавливает сосед — молодой участковый Алексей Подберёзкин — и отправляет старика домой, а сам вызывает милицию. Прибывший отряд во главе с капитаном Кошаевым разгоняет насильников по разным комнатам и выбивает из каждого урода признание (Кошаев в исполнении Сергея Гармаша отыграл троп Чудо одной сцены). Во время этой сцены один из насильников пытается вбросить что-то в духе «Да на этой девке и без того давно уже пробы ставить негде!», но участковый Подберёзкин заявляет, что Катерина выросла у него на глазах, поэтому милиции хорошо известно, какова она на самом деле (безупречно приличная), и эта наглая ложь у преступников не прокатит. К тому же на простынях обнаружена обильная кровь: факт принудительной дефлорации очевиден. Однако в последний момент приезжает отец Вадима — полковник милиции Николай Петрович Пашутин. Он задействует свои связи и обвинение разваливается. Афониным приходит повестка к следователю, который издевательски насмехается над Катей (маскируя это под «учтивость и корректность, всего лишь при этом эмоциональность») и говорит ей, что она добровольно и в корыстных целях занялась сексом с троицей. Попутно он обращает внимание пострадавшей на тот факт, что медицинская экспертиза «сразу по горячим следам» не была проведена, и теперь вряд ли удастся что-то доказать. Иван Афонин решает обратиться к прокурору, но тот заявляет старику, что улики собраны с нарушением закона и советует ему получше воспитывать свою внучку. Иван Афонин высказывает прокурору все, что он думает о нем и о власть предержащих.

Подберёзкин предлагает Афонину обратиться в Генеральную прокуратуру, но Иван Фёдорович, отчаявшись добиться торжества справедливости законными методами, решает осуществить правосудие своими руками. Он продаёт знакомому бизнесмену за $5000 свой дом в родной деревне; узнаёт от внучки, что соседка Мария Гавриловна Артёмова уехала в деревню на три недели и оставила ключи для присмотра за квартирой, из окон которой открывается вид на окна квартиры Бориса; отправляется в Москву, где, походив по барахолкам, выходит на нелегальных торговцев оружием и приобретает у них СВД с глушителем. Разумеется, торговцы поначалу не спешили ему верить (мало ли, вдруг это провокация силовиков?); но их главарь, побеседовав с дедом, приходит к выводу, что, по-видимому, тут всё без подвоха, и ветерана действительно «достали так, что дальше некуда», а законным путём ничего не добьёшься. Проверяя оружие, пенсионер неожиданно для торговцев поражает мишень так метко, что они восхищённо называют его «Ворошиловским стрелком».

Вернувшись домой, Иван Фёдорович встречает свою дочь Ольгу, мать Кати. Но радость встречи быстро сменяется горьким разочарованием: женщина решила навестить отца лишь для того, чтоб попросить у него деньги на какие-то свои цели. Старик ей в ответ заявляет, что у него денег нет, а услышав, что Ольга попросит денег у полковника Пашутина, Афонин тут же выгоняет её вместе с ухажёром «Додиком» (молодым армянином Давидом, торгашом-«челноком») из своего дома.

Ночью Иван Фёдорович тайком переносит винтовку в квартиру уехавшей соседки. В очередную среду, 28 июля, троица насильников вновь собирается на квартире у Бориса. Иван Афонин начинает свою месть: старик стреляет из винтовки в бутылку шампанского, которую держит между ног Игорь, тем самым кастрируя насильника. Афонин прячет винтовку и, ради видимости алиби, возвращается к компании мужиков-доминошников во дворе, которые наблюдают, как «скорая» забирает Зворыгина в больницу. Пашутин допрашивает сына и Чуханова, но те не могут ничего сказать: они думают, что бутылка шампанского сама взорвалась. Позже Пашутин-старший сообщает своему сынку, что бутылка взорвалась не просто так: в неё угодила пуля. Парни при этом заявляют, что у них при себе оружия не было.

В очередную среда Афонин замечает Бориса на новом автомобиле BMW E34. Он идёт в квартиру Артёмовой, достает винтовку и целится в Бориса. Тот садится за руль, а Афонин стреляет зажигательным патроном в бензобак. Машина взрывается; коммерсант, охваченный пламенем, выскакивает наружу. Он остаётся в живых, но получает сильные ожоги спины, задницы и половых органов, машина же сгорает дотла. Полковник Пашутин обнаруживает пулевое отверстие в бензобаке сгоревшей машины. Мент заявляет сыну, что в следующую среду Вадим станет жертвой. Папаше стыдно, что у него такой сын (хоть и нешуточно страшно за судьбу ненаглядного чада), и оттого мент ядовито насмехается над отпрыском (типа «педагогика» такая), чем, сам того не желая, запугивает его до последней крайности. Охваченный ужасом Вадим занавешивает окна и достаёт из шкафа ружьё. Участковый Подберёзкин догадывается о происходящем, приходит к Кате, когда её деда нет дома, и тайком забирает ненадолго ключи от квартиры Артёмовой.

Пашутин-старший же узнаёт, что Афонин недавно продал дом. Он с двумя сыщиками приходит с обыском в квартиру Афониных. Во время обыска за своими ключами приходит Марья Гавриловна. Все тут же идут к ней домой и проводят обыск в квартире, но подручные Пашутина ничего не находят. Пашутин заявляет Иван Фёдоровичу, что знает о том, что тот — стрелок, и грозит расправой, если с его сыном что-нибудь случится. Старик отвечает: «Поздно спохватился. Уже случилось» (Афонин подразумевал, что сынок полковника связался с плохой компанией и стал насильником). Охваченный ужасом Пашутин-старший спешит домой. Там полковник стучится в запертую квартиру, пытается выстрелом из пистолета открыть замок, но тут из квартиры раздаётся ответный выстрел, который тяжело ранит Пашутина-старшего. Его помощник врывается в квартиру и обнаруживает невменяемого Вадима с ружьём, спрятавшегося за холодильником. Отобрав у парня оружие, опер вызывает скорую для полковника и психиатра для Вадима, который в этот момент истерично хохочет.

Подберёзкин просит Афонина зайти к нему. Там выясняется, что участковый заблаговременно забрал из квартиры Артёмовой СВД. Неофициально конфисковав оружие, Подберёзкин отпускает старика. Таким образом, Афонину больше нечего опасаться: никто против него ничего не докажет. Иван Фёдорович благодарит участкового и уходит. Придя домой, пенсионер слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь», и тихо плачет от радости, понимая, что в их дом вернулись мир и спокойствие.

Действующие лица и исполнители[править]

  • Иван Фёдорович Афонин — Михаил Ульянов
  • Катя — Анна Синякина
  • Алексей Подберёзкин — Влад Галкин (Сухачёв)
  • Борис Чуханов — Алексей Макаров
  • Игорь Зворыгин — Марат Башаров
  • Вадим Пашутин — Илья Древнов
  • Пашутин-старший, полковник милиции — Александр Пороховщиков
  • Капитан Кошаев — Сергей Гармаш
  • Ольга, мать Кати — Ирина Розанова
  • Давид, ухажёр (и очередной жених?) Ольги — Карен Мурадян
  • Следователь — Владимир Семаго (Говорухин пригласил сняться политика, непрофессионального актёра)
  • Красавица-шлюха, прикалывавшаяся над Афониным в коридоре (тоже вызванная к следователю) — Ирина Третьякова
  • Прокурор — Георгий Мартиросян
  • Главарь нелегальных торговцев оружием (в прошлом их боевой командир?) — Сергей Апрельский
  • Пострадавший на войне торговец оружием (подёргивается, лыбится и заикается) — Алексей Шевченков
  • Рыночный торговец, предлагавший Афонину газовый пистолет (приятель и наводчик торговцев оружием) — Олег Комаров (в титрах ошибочно А. Комаров)
  • Славик по прозвищу «Скарлатина», местный алкаш лет за 40, самая яркая фигура среди дворовых шахматистов-доминошников — Вячеслав Голоднов
  • Артёмова М. Г., соседка — Роза Якимова

Что здесь имеется[править]

  • Автомат Калашникова — на задержание троицы уродов наряд милиции приехал с «Калашами» — на дворе 1999 год. Во-первых, устав требует, а во-вторых, Кошаев рассчитывал (и не зря) на то, какое отличное деморализирующее действие производит «Калаш», направленный насильнику в рожу.
  • Боевой шахматист — мужики во дворе любят играть в шахматы с часами и на выбывание, причём на нескольких досках. Иван Фёдорович, главный герой фильма, до завязки: «- Я в болельщики записался. — С твоей квалификацией не в болельщики, а в тренеры идти надо». «Слаб в бою, но отличный тактик» — это как раз про него. Подсвечено в диалоге полковника с сыном, после того как дед лишил достоинства двоих из трёх насильников: «Молодец! Правильно сообразил. Теперь в тебя трудно будет попасть. Если, конечно, он захочет стрелять в окно. А в окно он стрелять не будет. Как я вижу, он проявляет разнообразие. Интересно, что он приготовил для тебя?»
  • Большая нерезиновая деревня — Иван Афонин отправляется покупать оружие в Москву.
  • Бронебойный ответ — капитан Кошаев, в ответ на скулёж Зворыгина о том, что мент ответит за задержание, выдает: «Конечно, отвечу, я тебе письмо напишу!»
    • В момент, когда Пашутин-старший, пытаясь выгородить сына, спрашивает у капитана, есть ли у него дети, тот отвечает: «Две дочки!»
      • Иван Афонин, пожалуй, мастер бронебойных ответов. Чего стоит этот диалог с Пашутиным-старшим:
« Пашутин-ст.: Это ты… Я знаю, это ты. И вот что я тебе скажу, народный мститель. Если с моим Вадимом что-нибудь случится…
Афонин: Поздно.
Пашутин-ст.: Что «поздно»?
Афонин: Поздно спохватился. Уже случилось.
Пашутин-ст.: Что?.. Что ты сказал? ЧТО ТЫ СКАЗАЛ?!
»
— без комментариев
  • Бесславные девяностые - конечно подобное могло произойти и позже, и страшно сказать, раньше. Но едва ли какой то другой фильм тогда снятый, настолько чётко демонстрирует зловонное паскудство эпохи. Причём не для коммерсанта, братка или мента, а именно для обычного человека из народа и его родных и близких.
  • Вигилант — ветеран-фронтовик расправляется с подонками, изнасиловавшими его внучку. Что характерно — ни один из трёх подонков не сдох: старик собирался уж было их мочить, но судьба подкинула ему более изящные и, что ценно, нелетальные способы, и мстителю осталось только ими воспользоваться. А в финале он ещё и наказания избежал, потому что подвернулся понимающий молодой мент, который питает к старику прямо-таки сыновние чувства и поэтому ограничился нелегальным изъятием оружия (чтобы ветеран не продолжал).
  • Виновата буржуазная система — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
    • Ну, правда, законными методами там никто настаивать и не пытался. Но, чтобы добиться правды законным путём, там надо было пойти жаловаться куда-то гораздо выше прокурора (прокурор оказался мразью): скажем, в Верховный Суд, министру внутренних дел, а то и лично президенту. А в такое старик не полез, просто плюнул и решил взять дело в свои руки.
  • Винтовки — это круто — «Только жизнь тяжелая пошла — нельзя без инструмента… Никак нельзя… Сам видишь…»
  • Золотая молодёжь — три молодых долболоба каждую среду устраивают «сексуальный день» — трахают девушек, если те согласны, а несогласных всё равно трахают, то есть насилуют (впоследствии суя им крупные суммы в долларах). Старший — богатый «новый русский»; второй — студент-спортсмен-красавец и на хорошем счету в вузе; у самого младшего папаша — полковник, очень крупный ментовский начальник, и на него в основном и уповали все трое. Сам полковник сына не то что ненавидит, но явно считает не шибко умным и трусливым подонком (хотя тут претензии скорее к нему самому — за воспитание-то он ответственный[5]). Как, впрочем, и его дружков. Тем не менее, из передряги всех троих вытаскивает — родная всё-таки кровиночка, а остальных за компанию, а то ещё начнут жаловаться куда не надо… Вот только дедушка очередной жертвы оказался ветераном войны, бывшим бойцом сталинских железнодорожных бригад и классным снайпером. Вендетта вышла знатная, трое насильников и папа-крыша сильно пострадали, но остались живы; а старик даже в финале сумел избежать кары (благодаря понимающему молодому менту).
    • Если бы так же вышло еще в советском фильме «Убийца» по роману Александра Крашенинникова с той же фабулой! (Причем и фильм, и роман появились много раньше литературной и киноверсии «Ворошиловского стрелка».) Увы, тамошний сынок крупного партийного деятеля оказался везучим.
  • Изнасилование — худшее из зол — Чуханов, Зворыгин и Пашутин-младший совершают изнасилование Кати Афониной. Выродки после совершённого уверены, что ничего с ними не станется.
    • Изнасилование и месть — как выяснится позднее — сталось. Да ещё как!
      • А прямо в квартире Чуханова, сразу после «экспресс-дознания», Кошаев резко подсветил прямо в глаза появившемуся там Пашутину-старшему (не сомневаясь, что полковник будет отмазывать сына и двух его дружков): «Совершенно уверены в своей безнаказанности!». «Дерзишь, капитан», — только и ответил начальник.
  • Инженю — Катя. Из-за чего и пострадала.
  • К чёрту закон, я делаю добро! — участковый, который спасает старика-вигиланта от тюрьмы, пряча снайперскую винтовку у себя.
    • Капитан Кошаев тоже. С точки зрения любого адвоката и прокурора, то что он делает — самые что ни на есть «ментовской беспредел». Но чисто по человечески, хочется крепко держать выблядков стянув им руки за спину, пока он им на яйца ботинком наступает…
      • В его случае, впрочем, с прикрученным фитильком. Станислав Карпов сходу бы пакет на голову натянул…
  • Каков родитель, таково и дитя — ментовской полковник (милицейским назвать его язык не поворачивается, не заслужил) Пашутин и его сын Вадим. Папаша сына презирал, и явно не из-за случая с изнасилованием, а сам отмазал его от законной ответственности, чтобы спасти свою репутацию. К счастью, в конце оба получили по заслугам.
  • Крутой в отставке и Крутой дедуля — пенсионер Иван Афонин, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер многих наград. Прямолинеен как рельс, к несправедливости и скотскому отношению к людям нетерпим. А взяв винтовку в руки и свершив свою месть, поднимает уровень крутизны на новый уровень.
  • Макаку чешет — вы вот, не смотрев фильм, догадались бы с ходу, что оружейне барыги подразумевают под «плёткой» и «маслятами»? Вот и герой не сообразил, пока не пояснили.
  • Мешок на голове — торговцы оружием заботятся о своей безопасности.
  • Милиция — всех цветов спектра. Есть и «светлый» участковый Подберёзкин, есть и «тёмный» полкан Пашутин-старший. Между ними можно поставить Кошаева.
  • На тебе! — Иван Афонин слышит по радио песню в исполнении кабаре-дуэта «Академия» — «Ты отказала мне два раза, „не хочу!“ сказала ты, вот такая вот зараза, девушка моей мечты». Протагонист недовольно морщится и выдаёт высокоточный матснаряд: «Тьфу, бл*!..»
    • Там же. Один из насильников, Игорь Зворыгин, говорит, что изучает в университете структурную лингвистику. Филолог Борис Орехов предположил, что это не просто так — это привет вполне конкретному режиссёру Павлу Лунгину (по первому образованию как раз структурному лингвисту). Лунгин любит изображать в своих фильмах всяческую чернуху, а моральных уродов выписывает прямо-таки любовно. Чуханов, Зворыгин и Пашутин-младший — вполне «лунгинские» персонажи.
      • А многие думали, что просто какое-то предельно абстрактное и никому не нужное «влияние пения на трение» имеется в виду.
  • Не в ладах с оружием — у прицела ПСО-1 увеличение не 4-кратное, а как минимум 20-кратное. Дальномерная шкала с середины почему-то начинает идти в обратную сторону, видимо предполагается, что на дистанции 200 м и 1000 м типовая цель — человек ростом 1,7 метра — имеет один и тот же размер, а на 600 м — втрое меньше (и как вообще пользоваться дальномером при таком киношном увеличении, если цель, которая должна вписываться в шкалу в полный рост, не вписывается во все поле прицела даже одной мордой?). Глушитель в фильме полностью сводит звук выстрела к щелчку затвора, тогда как реальная эффективность ТГП-В считается спорной. Кроме того, Иван Федорович покупает для винтовки «обычные» и «зажигательные» патроны (ЛПС и БЗТ?), а про спецпатроны для бесшумной стрельбы (ЛС) не сказано ни слова, тогда как при стрельбе обычными патронами со сверхзвуковой скоростью пули глушитель в принципе позволяет только скрывать позицию снайпера (громкий звук ударной волны убрать невозможно, но он глушит и без того приглушенный глушителем звук выстрела, за счет чего невозможно понять, откуда стреляли. Но что стреляли, будет понятно), да и опасен — слишком большое давление газов (глушитель делается изначально под ослабленный патрон с дозвуковой скоростью пули, и потому предполагает задержку части газов с целью доведения давления в стволе до штатного, чтобы сработала автоматика оружия. Логично, что при стрельбе обычным патроном давление станет выше штатного) может разорвать как сам глушитель, так и разбить автоматику.
    • Кроме того, такая махина как СВД явно избыточна для стоявшей перед дедом задачи — ему куда больше подошла бы ВСС, «Вал» или даже просто автомат с глушителем.
      • На ВСС или Вал 5 000$ бы не хватило, на черном рынке они стоят примерно вдвое больше, ведь стоимость составляет ещё и расходы на стырить и щедрые комиссионные стырившим. Про СВД и то сказали, что только тебе, как ветерану.
  • Не в ладах с юриспруденцией — Кошаев говорит троице поганцев, что в милицию поступила информация о совершенном групповом изнасиловании, и упоминает статью 131 УК РСФСР. Во-первых, согласно УК РСФСР 1960 года 131 статья предусматривает ответственность за оскорбление; за изнасилование ответственность наступает по 117 статье указанного уголовного кодекса. Во-вторых, принимая во внимание то, что декорации к фильму не делались, а на дворе стоял 1999 год, тогда ни к чему ссылаться на УК РСФСР: с 1997 года действует УК РФ, который как раз предусматривает ответственность за изнасилование в статье 131.
    • Возможно, актёр Гармаш просто оговорился и вместо «РФ» по привычке сказал «РСФСР». Сойдёт и за внутрисюжетную оговорку матёрого Кошаева: он в холодной ярости.
  • Нежданный любимец автора — Говорухин в одном из интервью признавался, что его любимый фильм — «Ворошиловский стрелок».
  • Несовместимое с жизнью остроумие — папаша-полковник излишне увлёкся, «тролля» своего трусоватого сынка («Хочешь, я тебе секрет открою? Ты следующий. Так что, дорогой, скоро в вашем кругу появится ещё один недобиток. Если, конечно, крепко повезёт. А если не повезёт — похороним» — и далее в том же духе), в результате получил пулю в живот — у парня развилась нехилая такая паранойя, из-за чего он поехал крышей. Но тут с прикрученным фитильком, поскольку не факт, что рана смертельная. Никакой смерти, во всяком случае, в кадре не показано.
    • Хотя по первоначальному сценарию полковник Пашутин должен был именно умереть, без всяких недосказанностей. Изменили по требованию местного МВД (если верить интервью актёра А. Пороховщикова, сыгравшего Пашутина-старшего).
    • Но в любом случае, рана в живот, даже в такой увесистый — это серьёзно. Полковник — очень зрелый мужчина, и как минимум инвалидность ему гарантирована.
  • Обвинение жертвы — следователь, к которому пришла изнасилованная Катя, фактически принял сторону насильников и нагло смеялся ей в лицо, ссылаясь на то, что она добровольно пошла в квартиру насильников и пила у них алкоголь. А прокурор и вовсе заявил деду-ветерану Кати, что надо было получше воспитывать внучку.
    • Ну, это сознательный слив дела, а не просто так. Но чисто внешние приёмчики — аккурат в духе тропа.
  • Обнять и плакать — Катя Афонина, ставшая жертвой изнасилования со стороны троих подонков (причём среди них был её бывший одноклассник, которому она доверяла), и на которую плевать родной матери (женщина убеждена, что купить дублёнку достаточно, а изнасилование дочери не трагедия). И её дедушка Иван Фёдорович, которому пришлось вершить правосудие своими руками.
  • Оторву твой длинный… — Иван Афонин стреляет Зворыгину прямо в пах. Так что, получается, «Отстрелю твой длинный…»
    • У Бориса Чуханова случилась знатная попаболь после того, как пенсионер выстрелил в бензобак его «бумера». Судя по тому, что впоследствии обсуждают Пашутины, коммерсанту здорово обожгло спину, задницу и все те же яйца.
  • Палёный злодей — Борис Чуханов ощутимо обгорел с обеих сторон ниже пояса, когда Афонин подорвал выстрелом его машину.
  • Похорошеть в адаптации — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — отвратительный толстяк, подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось.
  • Правило Миранды — аверсия: капитан Кошаев говорит Пашутину-младшему, что «сейчас зачитает ему права»… Но вместо этого следует выбивание признания. Да такое, что аж сам тов. Пучков впечатлился.
  • Проблема противоположных оценок — фильм, несомненно, очень популярен, но некоторые критики обвинили его в романтизации самосуда.
« Мой лучший фильм — «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти[6], но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей. »
— из «Правил жизни Станислава Говорухина».
  • Снайпер — Иван «Ворошиловский стрелок» Афонин.
    • В недавние времена «ворошиловскими стрелками» называли тех, кто успешно овладел стрелковым делом и был награждён одноимённым значком. После премьеры фильма у данного словосочетания появился новый смысл: так стали называть ещё тех индивидов, кто творит самосуд с помощью огнестрельного оружия.
  • Снайперская винтовка — старая добрая СВД с глушителем. Разве что у прицела дальномер почему-то с дистанции 600 метров начинает идти в обратную сторону, у прицела кратность не 4, все 40 (как пользоваться дальномером, если цель, которая должна влезать в него в полный рост, не влезает во все поле зрения прицела одной мордой?), да и с глушителем звука выстрела нет вообще.
    • А ещё в фильме показали СВУ (снайперскую винтовку укороченную), выполненную по схеме «булл-пап».
  • Торгаш — это плохо — один из насильников — Борис Чуханов — является коммерсантом.
    • Сюда же «челнок» Давид, которого Иван Афонин презрительно нарекает «Додиком».
  • Торговец оружием — Главный герой пришёл к ним за орудием возмездия.
    • Профессиональный риск торговца оружием — аверсия. Так и ждёшь, что у старика-протагониста (готовящегося в вигиланты) случится какая-нибудь неприятность с нелегальными торговцами оружием. Но всё обошлось: и дед подстраховался («Только я заранее предупреждаю — деньги не при мне»), и торговцы оказались людьми со стандартами. В итоге честно получил «плётку» (снайперскую винтовку), «маслята» (патроны) и даже возможность потренироваться в стрельбе вкупе с парой советов. Вообще, по фильму складывается впечатление, что оружием торгуют бывшие военные[7], так что в целом не удивительно, что они сочувственно отнеслись к доведенному до ручки ветерану.
  • Тревожный смычок — Когда Иван Афонин выцеливает подонков в первый раз, играет вот такая мелодия (пардон за посторонние звуки, лучшей версии автор правки не нашел).
    • Она же играет и в тот момент, когда дедушка пытается узнать у пострадавшей внучки, что с ней стряслось.
  • Фанатское обеление — как ни странно, симпатиями некоторых малолетних дебилов пользуются даже Вадим, Игорь и Борис. Их-де, бедных-несчастных мальчиков, которые мирно паслись на лужайке и собирали цветочки сидели и никого не трогали, спровоцировала эта гадина, которая ходит, разодевшись, аки последняя шлюха (вестимо, в мини-юбке и маечке, — как она посмела?!), и заваливается непонятно к кому в квартиру. Угу. Это при том, что на улице жара (Борис вон вообще без рубашки) и никакие интимные места под одеждой героини всё равно не просвечиваются (и вообще, как показывает жизнь — если маньяку приспичит, ему будет пофиг, как одета жертва). Но вообще вопросы по поводу одежды, по-хорошему, надо задать режиссёру и сценаристу. Потому что в книге-первоисточнике Катя — сюрприз! — в рубашке и джинсах. Не коротких, не рваных, не обтягивающих. С какой целью поменяли костюмец — увы, ведомо одним создателям фильма. Да и кто этот «непонятно кто»? В числе звавших Катю в квартиру был Вадим — его она знает с детства, а от таких людей, как правило, подвоха не ждут. И да, это ж как красиво получается: девушек насиловать вообще-то нехорошо, но если они наивные и нескромно одеты… «Животное да не убьёт другое животное без причины», блин.
  • Фанатское очернение — Катя подвергается осуждению со стороны малолетних дебилов, которые заявляют, что она сама спровоцировала изнасилование: мол, «нечего щеголять без лифчика и в коротком топике и мини-юбке и ходить на вечеринки к парням, даже если одного из них ты знаешь с детства».
    • А уж если начнут сравнивать с книгой — вообще караул. Типичный крик души в подобных рецензиях: «Что эти гады-создатели сделали со взрослой, разумной, целомудренной героиней, которая не шляется по улице, сверкая стройными ножками, а, как порядочная девушка, надевает рубашку и джинсы (не короткие, не рваные, не обтягивающие)?!» Хотя за «хождение на вечеринки к парням» книжной Кате достаётся не меньше — какая же история про изнасилование без хоть чьей-то реакции «самадуравиновата»!
    • Все забывают один момент — пошла она не абы куда, а к парню, которого знает с детства. От такого обычно подвоха не ждут — и справедливости ради, риск нарваться действительно меньше, чем в совсем малознакомой компании.
    • Небезызвестный С. Кара-Мурза в журнальной рецензии на фильм справедливо отмечает: девушка, может, и не «самадуравиновата», но то, что дура, это очевидно. О дурной славе компании, в которую её пригласили, знал и сплетничал весь двор. Присутствие знакомого парня не самая идеальная гарантия и в наше время, а уж в те весёлые годы — и подавно; про то, чем заканчиваются такие посиделки, в ту пору вещали во всех красках из каждого утюга. Пойти после этого в чужую квартиру в максимально «дискотечном» наряде и абсолютно никак не позаботиться о собственной безопасности на случай чего-то непредвиденного? Да запросто!
      • Всё это, разумеется, ничуть не «оправдывает» (и не может оправдывать) насильников, и хочется надеяться, что Кара-Мурза это тоже понимает. Эти три говнюка не имели права Катю даже пальцем тронуть, если она твёрдо и однозначно сказала «Нет!». Будь она при этом хоть в мини-бикини.
        • Именно поэтому юриспруденция с позитивной виктимологией не желает связываться. С одной стороны, виновата ли она в том, что изнасиловали — нет, потому что виноваты те, кто изнасиловал. Но разумной осторожности, с житейской точки зрения, явно не проявила (повторимся, никто этих козлов не оправдывает). А еще потому, что для юриспруденции данный вопрос бесполезен — в изнасиловании виноват насильник? Так какая разница, во что была одета жертва. Жертва своим внешним видом или неосторожным поведением «спровоцировала»? А как это определить? Судебно-психиатрическую экспертизу проводить? И что, давать за это меньше? А как «стандартизировать», то есть, вывести законодательную норму — в платье насиловать это изнасилование, а в мини-юбке самадуравиновата? Причем одному так, другому наоборот? А можно и с другой стороны зайти — не смог сдержаться, видя откровенно одетую женщину? Значит, опасное животное, не способное себя контролировать. Алкогольное опьянение, например, не смягчающее, а отягчающее обстоятельство, именно по такой логике.
  • Фефекты фикции — один из нелегальных торговцев оружием (явно бывших военных), по всей видимости, страдает ПТСРом (из-за чего всё время не по делу жутковато лыбится и пошучивает) и слегка заикается. Контужен?.. Протагонист-старик (сам ветеран, только Второй мировой, а не современных «горячих точек») его беззлобно поддразнил.
  • Чернозёмы и засечные линии — фильм в основном снимался в Калуге.
  • Чудо одной сцены — «экспресс-дознание», устроенное капитаном Кошаевым. Любо-дорого смотреть, как милицейский капитан вытаскивает признание из трех уродов. Хотя некоторые посчитали, что «маловато будет»: некоторые очень одаренные «предлагали позвать Пистона и сделать телевизор погромче».

Примечания[править]

  1. Похоже на своеобразную отсылку к рассказу Леонида Андреева про парня, девушку которого изнасиловали несколько отморозков, а парень после этого начал плакать над ней, утешать её… и тут возжелал её плоти и «присунул» ей в свою очередь. Нюансы: Катя — не девушка Вадима (он всего лишь мечтал об этом); Вадим не плакал и не страдал морально (но чувствовал себя несколько неловко — это видно невооружённым глазом); Вадим пошёл вторым, а не последним.
    • А ещё очень похоже, что Вадим самую чуточку ку-ку. Эта интересная личность повела в адрес изнасилованной Кати (наедине с ней, и уже после собственной эякуляции) такие речи, которые можно истолковать и как «У нас с тобой, может быть, теперь начнутся отношения; мы всё это переживём, перемелется, мукА будет…». Честное слово, после такого Вадимова фортеля его последующее сюжетное сползание в безумие выглядит ЕЩЁ правдоподобнее!
  2. Афонин именно так объяснил не особенно, может быть, и дальновидный, но по-человечески вполне понятный поступок своей внучки.
  3. Если бы менты были честными — это сработало бы как раз против насильников. Но ёжику ясно, что милиция будет покрывать мажоров (один — богач, другой — сын весомых родителей, а третий — отпрыск самого полковника), а в таком случае Катино состояние опьянения постараются трактовать как «Знала, куда и зачем шла, и выпила в рамках добровольной гулянки, готовая к последующему сексу». Закон — что дышло: куда повернёшь, туда и вышло!.. Если Катя опасалась именно этого — она не ошиблась: нечестный следователь, который позже будет с ней разговаривать, примется трактовать употребление ею алкоголя именно в таком ключе; такая позиция следователя — попросту факт из фильма.
  4. В США если жертва изнасилования работала в секс-индустрии, это считается смягчающим обстоятельством для насильника (на этом построен конфликт в ремейке «Мыса Страха»).
  5. Ну да… Только Ивану Федоровичу тогда за свою горе-дочь тоже надо только себе претензии предъявлять
  6. На момент съёмок фильма Говорухин был депутатом Государственной думы.
  7. Те, что помоложе, вероятно, были на первой чеченской войне. Но и те, что постарше (включая главаря), там тоже, по всей видимости, отметились. Главарь, надо думать, моложе, чем выглядит — актёру на момент съёмок было чуть за 30.