Редактирование: Ворошиловский стрелок
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
}} | }} | ||
''' | '''Ворошиловский стрелок''' — художественный фильм 1999 года от режиссёра Станислава Говорухина, снятый по мотивам книги писателя Виктора Пронина «Женщина по средам», написанного в 1995 году. | ||
И первоисточник | И первоисточник и великолепная экранизация (один из лучших фильмов у Говорухина, несколько неровного постановщика) — о негодяях-насильниках, и о [[вигилант]]стве, причём вынужденном, когда законным путём никакой справедливости не добьёшься. Симпатии автора и режиссёра — похоже, однозначно на стороне вигиланта. Фильм пользуется немалой народной любовью, считается одной из больших удач отечественного кинематографа. | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
Иван Фёдорович Афонин — [[Крутой дедуля|ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды»]], бывший железнодорожник, а [[Крутой в отставке|ныне пенсионер]] живёт | Иван Фёдорович Афонин — [[Крутой дедуля|ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды»]], бывший железнодорожник, а [[Крутой в отставке|ныне пенсионер]] живёт c своей внучкой Катей, студенткой музыкального училища. В соседнем доме проживает молодой бизнесмен «новый русский» Борис Чуханов, у которого часто собираются два приятеля — Вадим Пашутин (одноклассник Кати) и Игорь Зворыгин (студент, изучающий структурную лингвистику). У этой троицы есть традиция каждую среду отмечать «женский день», приглашая женщин лёгкого поведения. | ||
Но однажды в среду 30 июня пригласить «даму с низкой социальной ответственностью» не удалось, и тут парни примечают возвращавшуюся домой Катю. Вадим предупреждает: «Не тот человек. Не даст!». Зворыгин в ответ ехидно заявляет: «Не даст — отнимем!». Игорь и Вадим заманивают девушку в квартиру Чуханова, [[Наглая ложь|под предлогом того, что у Бориса день рождения, но его никто не поздравил]]. Там парни спаивают девушку (её, непьющую и физически здоровую, развезло | Но однажды в среду 30 июня пригласить «даму с низкой социальной ответственностью» не удалось, и тут парни примечают возвращавшуюся домой Катю. Вадим предупреждает: «Не тот человек. Не даст!». Зворыгин в ответ ехидно заявляет: «Не даст — отнимем!». Игорь и Вадим заманивают девушку в квартиру Чуханова, [[Наглая ложь|под предлогом того, что у Бориса день рождения, но его никто не поздравил]]. Там парни спаивают девушку (её, непьющую и физически здоровую, развезло лишь самую чуть, в целом она — в здравом рассудке), [[Изнасилование — худшее из зол|а затем по очереди насилуют]]. Катя, ввиду запоздалого осознания, что происходит, парализована ужасом; ей не пришло в голову звать на помощь, а отбиваться у неё нет сил; к тому же Борис её стукнул. Чуханов и Игорь Зворыгин настроены цинично, а Вадим Пашутин, который некогда был безответно влюблён в Катю, сразу после «акта» пытается неуклюже оправдываться и чуть ли не «извиняться» перед ней<ref>Похоже на своеобразную отсылку к рассказу Леонида Андреева про парня, девушку которого изнасиловали несколько отморозков, а парень после этого начал плакать над ней, утешать её… и тут возжелал её плоти и «присунул» ей в свою очередь. Нюансы: Катя — не девушка Вадима (он всего лишь мечтал об этом); Вадим не плакал и не страдал морально (но [[Крокодилушка|чувствовал себя несколько неловко]] — это видно невооружённым глазом); Вадим пошёл вторым, а не последним. | ||
* А ещё [[Ужас у холодильника|очень похоже, что Вадим | * А ещё [[Ужас у холодильника|очень похоже, что Вадим самую чуточку ку-ку]]. Эта интересная личность повела в адрес изнасилованной Кати (наедине с ней, и уже после собственной эякуляции) такие речи, которые можно истолковать и как «У нас с тобой, может быть, теперь начнутся отношения; мы всё это переживём, перемелется, мукА будет…». Честное слово, после такого Вадимова фортеля {{spoiler|его последующее сюжетное сползание в безумие}} выглядит ЕЩЁ правдоподобнее!</ref> (но не более чем «чуть ли не»), и этим, разумеется, не вызывает в девушке ничего, кроме гнева и гадливости. После акта глумления Игорь кладёт в сумочку Кати 50 долларов, но девушка выбрасывает деньги на улице (Зворыгин, разумеется, немедленно сбегал и подобрал зелёные бумажки, попутно помешав местному алкашу завладеть ими). Вадим предлагает разбежаться, но Борис, узнав, что Катя живёт с дедом-пенсионером, отказывается, полагая, что у троицы гаденышей проблем никаких не будет. | ||
Пострадавшая возвращается домой; ей стоило бы немедля пойти на медицинскую экспертизу и зафиксировать факт — но вместо этого она сразу идёт в ванную. Пусть она таким образом смоет улики — зато смоет и омерзительность, насколько это возможно; и потом, не носить же | Пострадавшая возвращается домой; ей стоило бы немедля пойти на медицинскую экспертизу и зафиксировать факт — но вместо этого она сразу идёт в ванную. Пусть она таким образом смоет улики — зато смоет и омерзительность, насколько это возможно; и потом, не носить же это семя в себе?!<ref>Афонин именно так объяснил не особенно, может быть, и дальновидный, но по-человечески вполне понятный поступок своей внучки.</ref> И возможно, Катя вдобавок осознаёт, что экспертиза, как пить дать, обнаружит в крови алкоголь.<ref>Если бы менты были честными — это сработало бы как раз против насильников. Но ёжику ясно, что милиция будет покрывать мажоров (один — богач, другой — сын весомых родителей, а третий — отпрыск самого полковника), а в таком случае Катино состояние опьянения постараются трактовать как «Знала, куда и зачем шла, и выпила в рамках добровольной гулянки, готовая к последующему сексу». Закон — что дышло: куда повернёшь, туда и вышло!.. Если Катя опасалась именно этого — она не ошиблась: нечестный следователь, который позже будет с ней разговаривать, примется трактовать употребление ею алкоголя именно в таком ключе; такая позиция следователя — попросту факт из фильма.</ref><ref>В США если жертва изнасилования работала в секс-индустрии, это считается смягчающим обстоятельством для насильника (на этом построен конфликт в ремейке «Мыса Страха»).</ref> | ||
Иван Фёдорович сразу догадывается о произошедшем. Узнав от своей внучки, кто надругался над ней, он впадает в ярость, хватает топор и идёт разбираться с насильниками. По пути его останавливает сосед — молодой участковый Алексей Подберёзкин — и отправляет старика домой, а сам вызывает милицию. Прибывший отряд во главе с капитаном Кошаевым разгоняет насильников по разным комнатам и выбивает из каждого урода признание (Кошаев ''в исполнении Сергея Гармаша'' отыграл троп | Иван Фёдорович сразу догадывается о произошедшем. Узнав от своей внучки, кто надругался над ней, он впадает в ярость, хватает топор и идёт разбираться с насильниками. По пути его останавливает сосед — молодой участковый Алексей Подберёзкин — и отправляет старика домой, а сам вызывает милицию. Прибывший отряд во главе с капитаном Кошаевым разгоняет насильников по разным комнатам и выбивает из каждого урода признание (Кошаев ''в исполнении Сергея Гармаша'' отыграл троп [[Чудо одной сцены]]). Во время этой сцены один из насильников пытается вбросить что-то в духе «Да на этой девке и без того давно уже пробы ставить негде!», но участковый Подберёзкин заявляет, что Катерина выросла у него на глазах, поэтому милиции хорошо известно, какова она на самом деле (безупречно приличная), и эта [[наглая ложь]] у преступников не прокатит. К тому же на простынях обнаружена обильная кровь: факт принудительной ''дефлорации'' очевиден. Однако в последний момент приезжает отец Вадима — [[Оборотни в погонах|полковник милиции Николай Петрович Пашутин]]. Он задействует свои связи и обвинение разваливается. Афониным приходит повестка к следователю, который издевательски насмехается над Катей (маскируя это под «учтивость и корректность, всего лишь при этом эмоциональность») и говорит ей, что она добровольно и в корыстных целях занялась сексом с троицей. Попутно он обращает внимание пострадавшей на тот факт, что медицинская экспертиза «сразу по горячим следам» не была проведена, и теперь вряд ли удастся что-то доказать. Иван Афонин решает обратиться к прокурору, но тот заявляет старику, что улики собраны с нарушением закона и советует ему получше воспитывать свою внучку. Иван Афонин [[Почему ты отстой|высказывает прокурору все, что он думает о нем и о власть предержащих]]. | ||
Подберёзкин предлагает Афонину обратиться в Генеральную прокуратуру, но Иван Фёдорович, отчаявшись добиться торжества справедливости законными методами, решает [[ | Подберёзкин предлагает Афонину обратиться в Генеральную прокуратуру, но Иван Фёдорович, отчаявшись добиться торжества справедливости законными методами, решает [[мститель|осуществить правосудие своими руками]]. Он продаёт знакомому бизнесмену за $5000 свой дом в родной деревне; узнаёт от внучки, что соседка Мария Гавриловна Артёмова уехала в деревню на три недели и оставила ключи для присмотра за квартирой, из окон которой открывается вид на окна квартиры Бориса; отправляется в Москву, где, походив по барахолкам, выходит на нелегальных [[торговец оружием|торговцев оружием]] и приобретает у них СВД с глушителем. Разумеется, торговцы поначалу не спешили ему верить (мало ли, вдруг это провокация силовиков?); но их главарь, побеседовав с дедом, приходит к выводу, что, по-видимому, тут всё без подвоха, и ветерана действительно «достали так, что дальше некуда», а законным путём ничего не добьёшься. Проверяя оружие, пенсионер неожиданно для торговцев поражает мишень так метко, что они восхищённо называют его «Ворошиловским стрелком». | ||
Вернувшись домой, Иван Фёдорович встречает свою дочь Ольгу, мать Кати. Но радость встречи быстро сменяется горьким разочарованием: женщина решила навестить отца лишь для того, | Вернувшись домой, Иван Фёдорович встречает свою дочь Ольгу, мать Кати. Но радость встречи быстро сменяется горьким разочарованием: женщина решила навестить отца лишь для того, чтоб попросить у него деньги на какие-то свои цели. Старик ей в ответ заявляет, что у него денег нет, а услышав, что Ольга попросит денег у полковника Пашутина, Афонин тут же выгоняет её вместе с ухажёром «Додиком» (молодым армянином Давидом, [[Торгаш — это плохо|торгашом]]-«челноком») из своего дома. | ||
Ночью Иван Фёдорович тайком переносит винтовку в квартиру уехавшей соседки. В очередную среду, 28 июля, троица насильников вновь собирается на квартире у Бориса. Иван Афонин начинает свою месть | Ночью Иван Фёдорович тайком переносит винтовку в квартиру уехавшей соседки. В очередную среду, 28 июля, троица насильников вновь собирается на квартире у Бориса. Иван Афонин начинает свою месть: [[Оторву твой длинный...|старик стреляет из винтовки в бутылку шампанского, которую держит между ног Игорь, тем самым кастрируя насильника]]. Афонин прячет винтовку и, ради видимости алиби, возвращается к компании мужиков-доминошников во дворе, которые наблюдают, как «скорая» забирает Зворыгина в больницу. Пашутин допрашивает сына и Чуханова, но те не могут ничего сказать: они думают, что бутылка шампанского сама взорвалась. Позже Пашутин-старший сообщает своему сынку, что бутылка взорвалась не просто так: в неё угодила пуля. Парни при этом заявляют, что у них при себе оружия не было. | ||
В очередную среда Афонин замечает Бориса на новом автомобиле BMW E34. Он идёт в квартиру Артёмовой, достает винтовку и целится в Бориса. Тот садится за руль, а Афонин стреляет зажигательным патроном в бензобак. [[Бензин — это взрывчатка|Машина взрывается]]; коммерсант, охваченный пламенем, выскакивает наружу. Он остаётся в живых, но получает сильные ожоги спины, [[О, мой зад!|задницы]] и половых органов, машина же сгорает дотла. Полковник Пашутин обнаруживает пулевое отверстие в бензобаке сгоревшей машины. Мент заявляет сыну, что в следующую среду Вадим станет жертвой. Папаше стыдно, что у него такой сын (хоть и нешуточно страшно за судьбу ненаглядного чада), и оттого мент ядовито насмехается над отпрыском (типа | В очередную среда Афонин замечает Бориса на новом автомобиле BMW E34. Он идёт в квартиру Артёмовой, достает винтовку и целится в Бориса. Тот садится за руль, а Афонин стреляет зажигательным патроном в бензобак. [[Бензин — это взрывчатка|Машина взрывается]]; коммерсант, охваченный пламенем, выскакивает наружу. Он остаётся в живых, но получает сильные ожоги спины, [[О, мой зад!|задницы]] и половых органов, машина же сгорает дотла. Полковник Пашутин обнаруживает пулевое отверстие в бензобаке сгоревшей машины. Мент заявляет сыну, что в следующую среду Вадим станет жертвой. Папаше стыдно, что у него такой сын (хоть и нешуточно страшно за судьбу ненаглядного чада), и оттого мент ядовито насмехается над отпрыском (типа «педагогика» такая), чем, сам того не желая, запугивает его до последней крайности. Охваченный ужасом Вадим занавешивает окна и достаёт из шкафа ружьё. Участковый Подберёзкин догадывается о происходящем, приходит к Кате, когда её деда нет дома, и тайком забирает ненадолго ключи от квартиры Артёмовой. | ||
Пашутин-старший же узнаёт, что Афонин недавно продал дом. Он с двумя сыщиками приходит с обыском в квартиру Афониных. Во время обыска за своими ключами приходит Марья Гавриловна. Все идут к ней домой и проводят обыск в квартире, но подручные Пашутина ничего не находят. Пашутин заявляет | Пашутин-старший же узнаёт, что Афонин недавно продал дом. Он с двумя сыщиками приходит с обыском в квартиру Афониных. Во время обыска за своими ключами приходит Марья Гавриловна. Все тут же идут к ней домой и проводят обыск в квартире, но подручные Пашутина ничего не находят. Пашутин заявляет Иван Фёдоровичу, что знает о том, что тот — стрелок, и грозит расправой, если с его сыном что-нибудь случится. Старик отвечает: «[[Бронебойный ответ|Поздно спохватился. Уже случилось]]» (Афонин подразумевал, что сынок полковника связался с плохой компанией и стал насильником). Охваченный ужасом Пашутин-старший спешит домой. Там полковник стучится в запертую квартиру, пытается выстрелом из пистолета открыть замок, но тут из квартиры раздаётся ответный выстрел, который тяжело ранит Пашутина-старшего. Его помощник врывается в квартиру и обнаруживает [[Разум не вынес|невменяемого Вадима с ружьём, спрятавшегося за холодильником]]. Отобрав у парня оружие, опер вызывает скорую для полковника и психиатра для Вадима, который в этот момент истерично хохочет. | ||
Подберёзкин просит Афонина зайти к нему. Там выясняется, что участковый заблаговременно забрал из квартиры Артёмовой СВД. Неофициально конфисковав оружие, Подберёзкин отпускает старика. Таким образом, Афонину больше нечего опасаться: никто против него ничего не докажет. Иван Фёдорович благодарит участкового и уходит. Придя домой, пенсионер слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь», и тихо плачет от радости, понимая, что в их дом вернулись мир и спокойствие. | Подберёзкин просит Афонина зайти к нему. Там выясняется, что участковый заблаговременно забрал из квартиры Артёмовой СВД. Неофициально конфисковав оружие, Подберёзкин отпускает старика. Таким образом, Афонину больше нечего опасаться: никто против него ничего не докажет. Иван Фёдорович благодарит участкового и уходит. Придя домой, пенсионер слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь», и тихо плачет от радости, понимая, что в их дом вернулись мир и спокойствие. | ||
Строка 67: | Строка 67: | ||
* Пострадавший на войне торговец оружием (подёргивается, лыбится и заикается) — Алексей Шевченков | * Пострадавший на войне торговец оружием (подёргивается, лыбится и заикается) — Алексей Шевченков | ||
* Рыночный торговец, предлагавший Афонину газовый пистолет (приятель и наводчик торговцев оружием) — Олег Комаров (в титрах ошибочно А. Комаров) | * Рыночный торговец, предлагавший Афонину газовый пистолет (приятель и наводчик торговцев оружием) — Олег Комаров (в титрах ошибочно А. Комаров) | ||
* Славик по прозвищу | * Славик по прозвищу «Скарлатина», местный алкаш лет за 40, самая яркая фигура среди дворовых шахматистов-доминошников — Вячеслав Голоднов | ||
* Артёмова М. Г., соседка — Роза Якимова | * Артёмова М. Г., соседка — Роза Якимова | ||
Строка 117: | Строка 117: | ||
** У Бориса Чуханова случилась знатная [[попаболь]] после того, как пенсионер выстрелил в бензобак его «бумера». Судя по тому, что впоследствии обсуждают Пашутины, коммерсанту здорово обожгло спину, [[О, мой зад!|задницу]] и все те же яйца. | ** У Бориса Чуханова случилась знатная [[попаболь]] после того, как пенсионер выстрелил в бензобак его «бумера». Судя по тому, что впоследствии обсуждают Пашутины, коммерсанту здорово обожгло спину, [[О, мой зад!|задницу]] и все те же яйца. | ||
* [[Палёный злодей]] — Борис Чуханов ощутимо обгорел с обеих сторон ниже пояса, когда Афонин подорвал выстрелом его машину. | * [[Палёный злодей]] — Борис Чуханов ощутимо обгорел с обеих сторон ниже пояса, когда Афонин подорвал выстрелом его машину. | ||
* [[Похорошеть в адаптации]] — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — [[отвратительный толстяк]], подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось. | * [[Похорошеть в адаптации]] — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — [[отвратительный толстяк]], подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось. | ||
* [[Правило Миранды]] — [[аверсия]]: капитан Кошаев говорит Пашутину-младшему, что «сейчас зачитает ему права»… Но вместо этого следует выбивание признания. Да такое, что аж сам [[Ст. о/у Гоблин|тов. Пучков]] [https://oper.ru/torture/read.php?t=976270905&ysclid=lso3rwt5le307111498 впечатлился]. | * [[Правило Миранды]] — [[аверсия]]: капитан Кошаев говорит Пашутину-младшему, что «сейчас зачитает ему права»… Но вместо этого следует выбивание признания. Да такое, что аж сам [[Ст. о/у Гоблин|тов. Пучков]] [https://oper.ru/torture/read.php?t=976270905&ysclid=lso3rwt5le307111498 впечатлился]. |