Редактирование: Враг силён твоим страхом

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Q|'''Горобец:''' Помянем его душу. Славный был человек Хома. (…)<br>'''Халява:''' А пропал ни за что.<br>'''Горобец:''' Я знаю, почему он пропал. Если бы не побоялся, то ничего ведьма бы с ним сделать не смогла. (…) Побоялся, вот и пропал.|Фильм «Вий» (1967)}}
{{Q|'''Горобец:''' Помянем его душу. Славный был человек Хома. (…)<br />'''Халява:''' А пропал ни за что.<br />'''Горобец:''' Я знаю, почему он пропал. Если бы не побоялся, то ничего ведьма бы с ним сделать не смогла. (…) Побоялся, вот и пропал.|Фильм «Вий» (1967)}}


Если персонаж начинает паниковать и из-за этого тупить, вследствие чего и погибает — это [[несовместимая с жизнью трусость]].
Если персонаж начинает паниковать и из-за этого тупить, вследствие чего и погибает — это [[несовместимая с жизнью трусость]].


А чему же посвящена данная статья? Несколько другому явлению. Представьте, что налицо мистическая (и/или [[псионика|псионическая]]) подоплёка: чем больше ты в глубине души трусишь — тем меньше у тебя шансов на победу, враг попросту питается твоим страхом (такая уж у него [[абилка]]), а ты становишься слабее в физическом и/или магическом плане. И наоборот, чем лучше твое моральное состояние, с чем большей искренней бодростью и оптимизмом ты держишься — тем меньше у врага шансов что-то тебе сделать. В особо тяжёлых случаях твоя стойкость отнимает у врага ВСЯКИЕ шансы.
А чему же посвящена данная статья? Несколько другому явлению. Представьте, что налицо мистическая (и/или [[псионика|псионическая]]) подоплёка: чем больше ты в глубине души трусишь — тем меньше у тебя шансов на победу, враг попросту питается твоим страхом (такая уж у него [[абилка]]), а ты становишься слабее в физическом и/или магическом плане. И наоборот, чем лучше твое моральное состояние, с чем большей искренней бодростью и оптимизмом ты держишься — тем меньше у врага шансов что-то тебе сделать. В особо тяжёлых случаях твоя стойкость отнимает у врага ВСЯКИЕ шансы.


Популярный мотив в сказках и [[фэнтези]]. Одновременно — и [[басня|дидактический]] момент: не впадай в малодушие — этим ты ослабляешь себя! Кто подумал «Ну всё, мне конец!» — тому может настать конец по одной лишь этой причине. Помни притчу о лягушке, которая как следует старалась не утонуть в молоке — и яростными движениями лапок сбила из него масло, после чего просто вскочила на масляный ком и выпрыгнула из кувшина.
Популярный мотив в сказках и [[фэнтези]]. Одновременно — и [[басня|дидактический]] момент: не впадай в малодушие — этим ты ослабляешь себя! Кто подумал «Ну всё, мне конец!» — тому может настать конец по одной лишь этой причине. Помни притчу о лягушке, которая как следует старалась не утонуть в молоке — и яростными движениями лапок сбила из него масло, после чего просто вскочила на масляный ком и выпрыгнула из кувшина.


== Где встречается ==
== Где встречается ==


=== Мифология и фольклор ===
=== Мифология и фольклор ===
* Фольклор настойчиво приписывает такую абилку [[Дьявол]]у и многим его слугам и порождениям. Струсивший перед ними — не убережет себя.
* Фольклор настойчиво приписывает такую абилку [[Дьявол]]у и многим его слугам и порождениям. Струсивший перед ними — не убережет себя.
* Белое Е*ило и Чёрное Е*ило из похабного анекдота 1980-х. «А-а-ай!.. Какой ужас! Кто ты, белый желтоглазый призрак?!» — ''(замогильным голосом)'' «Я Белое Е*ило! Вижу, ты меня боишься — а значит, у меня есть сила, чтобы тебя трахнуть!!..» — «Господи, боль какая… Ууу, а это что за чёрная белозубая туша ползёт на меня, ой ма-а-ма!..» — ''(вкрадчивым тоном)'' «Хе-хе-хе. Я Чёрное Е*ило. Обожаю трусишек. А ну расслабься…» — «Боже, там теперь никогда не заживёт, я сейчас, наверное, умру… И перед глазами всё мутится… Что это ещё за серая тварь с красными пятнами!.. Эй ты, Серое Е*ило, я тебя не боюсь!!! Я тебя презираю, и ты ничего мне не сможешь сделать, жалкая тварь!!» — {{spoiler|(нормальным мужским голосом) «[[Милиция|Гражданин, оскорбляем при исполнении?]] [[Антиреклама спиртного|И в каком виде на улице? А ну проедем!]]».}}
* Белое Е*ило и Чёрное Е*ило из похабного анекдота 1980-х. «А-а-ай!.. Какой ужас! Кто ты, белый желтоглазый призрак?!» — ''(замогильным голосом)'' «Я Белое Е*ило! Вижу, ты меня боишься — [[Изнасилование — это весело|а значит, у меня есть сила, чтобы тебя трахнуть!!]]..» — «Господи, боль какая… Ууу, а это что за чёрная белозубая туша ползёт на меня, ой ма-а-ма!..» — ''(вкрадчивым тоном)'' «Хе-хе-хе. Я Чёрное Е*ило. Обожаю трусишек. А ну расслабься…» — «Боже, там теперь никогда не заживёт, я сейчас, наверное, умру… И перед глазами всё мутится… Что это ещё за серая тварь с красными пятнами!.. Эй ты, Серое Е*ило, я тебя не боюсь!!! Я тебя презираю, и ты ничего мне не сможешь сделать, жалкая тварь!!» — {{spoiler|(нормальным мужским голосом) «[[Милиция|Гражданин, оскорбляем при исполнении?]] [[Антиреклама спиртного|И в каком виде на улице? А ну проедем!]]».}}


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* «Вий» (см. эпиграф). Похоже, ритор Горобец прав: Хома сам отнимал у себя шансы на выживание и победу — тем, что трепетал, паниковал и верил не в себя, а всего лишь в Божью защиту, и то некрепко. [[Необузданные догадки|Не потому ли Бог и не смог его защитить]], что Хома сложил с себя всякую ''личную'' ответственность за то, чтобы спастись?
* «Вий» (см. эпиграф). Похоже, ритор Горобец прав: Хома сам отнимал у себя шансы на выживание и победу — тем, что трепетал, паниковал и верил не в себя, а всего лишь в Божью защиту, и то некрепко. [[Необузданные догадки|Не потому ли Бог и не смог его защитить]], что Хома сложил с себя всякую ''личную'' ответственность за то, чтобы спастись?
* «Королевство кривых зеркал» — министр Нушрок умел внушать такой страх своим взглядом, что люди под его воздействием сами бросались с Башни Смерти. Когда же третьеклассница Оля нашла в себе смелость противостоять колдуну, дело кончилось тем, что с Башни сорвался сам Нушрок.
* «Королевство кривых зеркал» — министр Нушрок умел внушать такой страх своим взглядом, что люди под его воздействием сами бросались с Башни Смерти. Когда же третьеклассница Оля нашла в себе смелость противостоять колдуну, дело кончилось тем, что с Башни сорвался сам Нушрок.
* Кир Булычёв, «[[Алиса Селезнёва|Гай-до]]» — [[Пауки необычных размеров|огромные пауки]], нападающие только на тех, кто их боится.
* Кир Булычёв, «[[Алиса Селезнёва|Гай-до]]» — [[Пауки необычных размеров|огромные пауки]], нападающие только на тех, кто их боится.
* Антон Орлов, «[[Сонхийский цикл|Пепел Марнейи]]» — Гонбер Живодёр. Молодой человек с внешностью и манерами аристократа; на самом деле — порождённая сущность, питающаяся болью и страхом. На момент повествования силы, полученной от изуверских убийств и страха обывателей, могло хватить Гонберу даже для смещения богов. Не говоря о том, что он стал неуничтожим ни для лучших воинов, ни для сильнейших магов: Живодёра пытались рубить на мелкие кусочки, сжигать, поражать заклинаниями — но людской страх тут же возвращал его к жизни (с понятными последствиями для покушавшихся). Избавить от него мир Сонхи смог только Страж Мира, совершив [[героическое самопожертвование]].
* Антон Орлов, «[[Сонхийский цикл|Пепел Марнейи]]» — Гонбер Живодёр. Молодой человек с внешностью и манерами аристократа; на самом деле — порождённая сущность, питающаяся болью и страхом. На момент повествования силы, полученной от изуверских убийств и страха обывателей, могло хватить Гонберу даже для смещения богов. Не говоря о том, что он стал неуничтожим ни для лучших воинов, ни для сильнейших магов: Живодёра пытались рубить на мелкие кусочки, сжигать, поражать заклинаниями — но людской страх тут же возвращал его к жизни (с понятными последствиями для покушавшихся). Избавить от него мир Сонхи смог только Страж Мира, совершив [[героическое самопожертвование]].
* А. Китаева, «[[Перстень без камня]]» — [[религия без веры в бога|не верящие в бога]] монахи-пустоверы, названные по изречению «Свято Место — пусто!». Способны своим неверием побеждать грозных магических тварей, потому что Враг силён твоим страхом.
* А. Китаева, «[[Перстень без камня]]» — [[религия без веры в бога|не верящие в бога]] монахи-пустоверы, названные по изречению «Свято Место — пусто!». Способны своим неверием побеждать грозных магических тварей, потому что Враг силён твоим страхом.
* Г. Л. [[Олди]] — рассказ (или небольшая повесть?) так и называется — «Страх». Антагонист не просто силен страхом, который насылает на человека, он им питается, убивая при этом свою жертву. Однако, когда его жертвой оказался {{spoiler|новорожденный младенец, который еще не способен бояться}}, антагонист ничего не мог с ним поделать. Он насылал видения нетопырей, чудовищ, адских демонов, но ничего не помогало. И тогда {{spoiler|[[смерть от кармы |антагонист испугался]]}}.
* Г. Л. [[Олди]] рассказ (или небольшая повесть?) так и называется — «Страх». Антагонист не просто силен страхом, который насылает на человека, он им питается, убивая при этом свою жертву. Однако, когда его жертвой оказался {{spoiler|новорожденный младенец, который еще не способен бояться}}, антагонист ничего не мог с ним поделать. Он насылал видения нетопырей, чудовищ, адских демонов, но ничего не помогало. И тогда {{spoiler|[[смерть от кармы |антагонист испугался]]}}.
* Сергей Мусаниф, «Первое правило стрелка» — героям приходится пройти сквозь Лес Кошмаров, в котором обитают бесплотные существа, которые могут материализоваться в виде самых страшных кошмаров путника.
* Сергей Мусаниф, «Первое правило стрелка» — героям приходится пройти сквозь Лес Кошмаров, в котором обитают бесплотные существа, которые могут материализоваться в виде самых страшных кошмаров путника.
** Дракон Бозел столкнулся с рыцарем-драконоборцем, но будучи в теле человека, да ещё и с волшебным мечом легко одолел врага.
** Дракон Бозел столкнулся с рыцарем-драконоборцем, но будучи в теле человека, да ещё и с волшебным мечом легко одолел врага.
** Стрелок Джек Смит Вессон вынужден сразиться с собственным наставником. Джек победил, но далось ему это нелегко.
** Стрелок Джек Смит Вессон вынужден сразиться с собственным наставником. Джек победил, но далось ему это нелегко.
** А самым главным страхом молодого волшебника Гарри Тринадцатого оказалась {{spoiler|девушка. В черных чулках, черном бюстгальтере и туфлях на высоком каблуке.}} Испытание было суровым: Гарри выполз из кустов через два с половиной часа. Одежды на нем не осталось, а все тело было исцарапано так, словно сначала его драли дикие кошки, а потом услужливые медсестры лечили его при помощи кактусовых компрессов.
** А самым главным страхом молодого волшебника Гарри Тринадцатого оказалась {{spoiler|девушка. В черных чулках, черном бюстгальтере и туфлях на высоком каблуке.}} Испытание было суровым: Гарри выполз из кустов через два с половиной часа. Одежды на нем не осталось, а все тело было исцарапано так, словно сначала его драли дикие кошки, а потом услужливые медсестры лечили его при помощи кактусовых компрессов.
* «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — в начале третьей книги цикла Креол ловит анамрада, демона из Сонного Царства. Эти твари живут в человеческих снах, где они принимают облик самого жуткого из человеческих страхов. Страх является их пищей, и они изводят человека кошмарами до полной эмоциональной инертности, после чего убивают свою жертву (смерть во сне тут оказывается вполне реальной смертью и наяву), чтобы найти себе новую. Анамрад, на которого охотился Креол, оказался прототипом Фредди Крюгера и {{spoiler|Оле-Лукойе}}.
* «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — в начале третьей книги цикла Креол ловит анамрада, демона из Сонного Царства. Эти твари живут в человеческих снах, где они принимают облик самого жуткого из человеческих страхов. Страх является их пищей, и они изводят человека кошмарами до полной эмоциональной инертности, после чего убивают свою жертву (смерть во сне тут оказывается вполне реальной смертью и наяву), чтобы найти себе новую. Анамрад, на которого охотился Креол, оказался прототипом Фредди Крюгера и {{spoiler|Оле-Лукойе}}.
* А. Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — именно так действует охранная система замка [[Кощей Бессмертный|Кощея]]: «Морок питается лишь твоим страхом… Трусливого он или топором зарубит, или змеей ужалит, или шавкой какой живьём сожрёт…». И, как выяснилось впоследствии, если над чудищами посмеяться, они просто исчезают.
* А. Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — именно так действует охранная система замка [[Кощей Бессмертный|Кощея]]: «Морок питается лишь твоим страхом… Трусливого он или топором зарубит, или змеей ужалит, или шавкой какой живьём сожрёт…». И, как выяснилось впоследствии, если над чудищами посмеяться, они просто исчезают.
* Дмитрий Емец, «[[Мефодий Буслаев]]» — комиссионеры мрака выманивают у людей эйдосы (души) в том числе и запугиванием. Вот только человеку с эйдосом ни комиссионеры, ни суккубы, ни сами стражи мрака не способны причинить никакого физического вреда. Но стоит произнести фразу вроде «Делайте что угодно, только не убивайте!»…
* Дмитрий Емец, «[[Мефодий Буслаев]]» — комиссионеры мрака выманивают у людей эйдосы (души) в том числе и запугиванием. Вот только человеку с эйдосом ни комиссионеры, ни суккубы, ни сами стражи мрака не способны причинить никакого физического вреда. Но стоит произнести фразу вроде «Делайте что угодно, только не убивайте!»…
* Павел Корнев, цикл «Всеблагое электричество» — главный герой первых двух двух подциклов обладает способностью управлять чужими страхами, причём может не только убить, но и вылечить или вернуть душу в мёртвое тело, получив зомби.
* Павел Корнев, цикл «Всеблагое электричество» — главный герой первых двух двух подциклов обладает способностью управлять чужими страхами, причём может не только убить, но и вылечить или вернуть душу в мёртвое тело, получив зомби.
* Фазиль Искандер, «Кролики и удавы» — [[деконструкция]]: оказывается, удавы могут гипнотизировать кроликов, только если кролики их боятся; гипноз на самом деле — страх. Когда кролики перестают бояться, это на некоторое время создаёт удавам проблемы. Пока они не обнаруживают, что кроликов можно просто душить.
* Фазиль Искандер, «Кролики и удавы» — [[деконструкция]]: оказывается, удавы могут гипнотизировать кроликов, только если кролики их боятся; гипноз на самом деле - страх. Когда кролики перестают бояться, это на некоторое время создаёт удавам проблемы. Пока они не обнаруживают, что кроликов можно просто душить.
* А. Шуваев, «Гном». Финские солдаты готовы защищать укрепрайон даже от танков, но когда на позиции врываются двенадцать воющих демонов, неуязвимых для оружия и молниеносно убивающих всё живое вокруг себя, бывалые воины бегут, забыв себя от ужаса. А факт сдачи укрепрайона дюжине пехотинцев становится мощным аргументом за выход Финляндии из войны. А всего-то — собрать дюжину самых сильных мужиков, одеть их в тяжеленные непробиваемые доспехи и накачать наркотой…
* А. Шуваев, "Гном". Финские солдаты готовы защищать укрепрайон даже от танков, но когда на позиции врываются двенадцать воющих демонов, неуязвимых для оружия и молниеносно убивающих всё живое вокруг себя, бывалые воины бегут, забыв себя от ужаса. А факт сдачи укрепрайона дюжине пехотинцев становится мощным аргументом за выход Финляндии из войны. А всего-то - собрать дюжину самых сильных мужиков, одеть их в тяжеленные непробиваемые доспехи и накачать наркотой...


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* [[Arda|Легендариум Толкина]]: в письме 210 Толкин утверждает, что главное оружие назгулов — страх, который усиливается в темноте. Бесстрашный может противостоять назгулу относительно легко.
* [[Arda|Легендариум Толкина]]: в письме 210 Толкин утверждает, что главное оружие назгулов — страх, который усиливается в темноте. Бесстрашный может противостоять назгулу относительно легко.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]»: монстр под названием боггарт (он же [[w:Пуго, Борис Карлович|пу́га]]) принимает облик того, чего ты больше всего боишься — и в таком состоянии реально опасен. К счастью, существует заклинание против боггарта — «Ridiculus!» (лат. «Смешной!»). Произнося его, надо вообразить себе того же боггарта в каком-нибудь потешном виде (желательно — пародирующем его конкретную пугалку)… боггарт поневоле примет навязанный ему комичный облик, и в таком виде не обидит и мухи, а злоба его будет бессильной.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]»: монстр под названием боггарт (он же [[w:Пуго,_Борис_Карлович|пу́га]]) принимает облик того, чего ты больше всего боишься — и в таком состоянии реально опасен. К счастью, существует заклинание против боггарта — «Ridiculus!» (лат. «Смешной!»). Произнося его, надо вообразить себе того же боггарта в каком-нибудь потешном виде (желательно — пародирующем его конкретную пугалку)… боггарт поневоле примет навязанный ему комичный облик, и в таком виде не обидит и мухи, а злоба его будет бессильной.
** Вот только Молли Уизли в пятой книге так и не смогла справиться с боггартом, который {{spoiler|принимал облик её мёртвых близких}}. Действительно, такой ужас в смешное не превратишь при всём желании. Спас её только «патронус» Гарри.
** Вот только Молли Уизли в пятой книге так и не смогла справиться с боггартом, который {{spoiler|принимал облик её мёртвых близких}}. Действительно, такой ужас в смешное не превратишь при всём желании. Спас её только «патронус» Гарри.
*** Вообще-то спас Ридикулус Люпина. Гарри сам немного прифигел от происходящего, особенно когда увидел, что тоже входит в список людей, которых Молли боится потерять.
** Вообще-то спас Ридикулус Люпина. Гарри сам немного прифигел от происходящего, особенно когда увидел, что тоже входит в список людей, которых Молли боится потерять.
* С. Кинг, «[[Stephen King/It|Оно]]» — древний монстр появляется обычно в облике существа, наиболее страшного для выбранной жертвы.
* С. Кинг, «[[Stephen King/It|Оно]]» — древний монстр появляется обычно в облике существа, наиболее страшного для выбранной жертвы.
** Любопытный побочный эффект, практически инверсия, которого не ожидал сам монстр: слабости принятой формы ему тоже достаются. Если люди верят, что вервольфа можно убить серебряной пулей, — значит, пока монстр в облике вервольфа, серебряная пуля для него смертельно опасна. Причём дело здесь именно в вере конкретного человека, а не в фольклорных стереотипах. Например, Ричи Тозиер причинил Ему сильную боль… всего лишь подражая голосу пожилого ирландского полицейского (в представлении одиннадцатилетнего мальчишки слуга закона не по зубам ни одному чудовищу на свете).
** Любопытный побочный эффект, практически инверсия, которого не ожидал сам монстр: слабости принятой формы ему тоже достаются. Если люди верят, что вервольфа можно убить серебряной пулей, значит, пока монстр в облике вервольфа, серебряная пуля для него смертельно опасна. Причём дело здесь именно в вере конкретного человека, а не в фольклорных стереотипах. Например, Ричи Тозиер причинил Ему сильную боль… всего лишь подражая голосу пожилого ирландского полицейского (в представлении одиннадцатилетнего мальчишки слуга закона не по зубам ни одному чудовищу на свете).
* [[Drenai Saga|Дренайский цикл]] — субверсия: священник Дардалион нагнал на противника ''свой'' страх, и вражеские воины обратились в бегство, хотя уже были готовы решительной атакой уничтожить защитников полуразрушенной крепости.
* [[Drenai Saga|Дренайский цикл]] субверсия: священник Дардалион нагнал на противника ''свой'' страх, и вражеские воины обратились в бегство, хотя уже были готовы решительной атакой уничтожить защитников полуразрушенной крепости.
* «Рони, дочь разбойника» [[Астрид Линдгрен]] — серые гномы. Мелкие, злобные существа, которые становятся опасными, когда чувствуют, что их боятся. Если дать понять, что они не страшны, чаще всего быстро сбегают.
* «Рони, дочь разбойника» [[Астрид Линдгрен]] серые гномы. Мелкие, злобные существа, которые становятся опасными, когда чувствуют, что их боятся. Если дать понять, что они не страшны, чаще всего быстро сбегают.
* «Холодное сердце» (не мультфильм [[Frozen (мультфильм)|Frozen]], а сказка Вильгельма Гауфа, экранизированная под названием «Сказка, рассказанная ночью»): злой дух Михель-Великан может обманом, подкупом или запугиванием выманить у человека его живое сердце и заменить его каменным, но против твердой воли бессилен. Если его не бояться, он будет весьма качественно стараться запугать, но не сможет навредить.
* «Холодное сердце» (не мультфильм [[Frozen (мультфильм)|Frozen]], а сказка Вильгельма Гауфа, экранизированная под названием «Сказка, рассказанная ночью»): злой дух Михель-Великан может обманом, подкупом или запугиванием выманить у человека его живое сердце и заменить его каменным, но против твердой воли бессилен. Если его не бояться, он будет весьма качественно стараться запугать, но не сможет навредить.
** И не только против твёрдой воли. Если читать не сокращённую советской цензурой версию, то можно открыть новые вещи: оказывается, бывший/будущий угольщик во время поединка с Михелем держит в руках крестик, подаренный ему добрым духом того же леса.
** И не только против твёрдой воли. Если читать не сокращённую советской цензурой версию, то можно открыть новые вещи: оказывается, бывший/будущий угольщик во время поединка с Михелем держит в руках крестик, подаренный ему добрым духом того же леса.
* [[Dragonlance]]. Субверсия. Если вам хватило наглости и безрассудства залезть в [[зловещие растения|Шойкарову рощу]] без разрешения хозяина Башни высшей Магии, которую эта роща охраняет — вам что со страхом, что без страха зададут жару. Но если, уже получив приглашение и войдя в Рощу, вы не справитесь с насылаемым ею на всех страхом… ну, мир вашему праху.
* [[Dragonlance]]. Субверсия. Если вам хватило наглости и безрассудства залезть в [[зловещие растения|Шойкарову рощу]] без разрешения хозяина Башни высшей Магии, которую эта роща охраняет — вам что со страхом, что без страха зададут жару. Но если, уже получив приглашение и войдя в Рощу, вы не справитесь с насылаемым ею на всех страхом… ну, мир вашему праху.
** В цикле «Врата Смерти» тех же авторов — змеедраконы. Собственно, они и без этого свойства невероятно круты, но тот, кто их боится, может сражаться с ними только при помощи усиленного рунной магией оружия. А вот если не бояться — то и обычным гномьим топором можно неплохо приложить!
** В цикле «Врата Смерти» тех же авторов — змеедраконы. Собственно, они и без этого свойства невероятно круты, но тот, кто их боится, может сражаться с ними только при помощи усиленного рунной магией оружия. А вот если не бояться — то и обычным гномьим топором можно неплохо приложить!
* «Призрак-5» Шекли. Хорошо когда есть одеяльце, под которым можно укрыться от страшных тварей…
* «Призрак-5» Шекли. Хорошо когда есть одеяльце, под которым можно укрыться от страшных тварей...
** Его же «Запах мысли» — потерпевший космокрушение попадает на планету где все животные прирождённые телепаты. Потому ему сперва приходится научиться скрывать свой страх, в том числе и примышляясь кем-то другим. {{spoiler|Мощная аверсия в концовке - герой обращает зверей в паническое бегство, примыслив себе степной пожар... который [[пирокинез|перерастает в реальный]]}}.
** Его же "Запах мысли" - потерпевший космокрушение попадает на планету где все животные прирождённые телепаты. Потому ему сперва приходится научиться скрывать свой страх, в том числе и примышляясь кем-то другим. {{spoiler|Мощная аверсия в концовке - герой обращает зверей в паническое бегство, примыслив себе степной пожар... который [[пирокинез|перерастает в реальный]]}}.
* «Стальное Сердце» Брэндона Сандерсона (трилогия «Реконеры/Мстители»). Среди суперспособностей главного антогониста и тирана по совместительству есть способность, которая делает своего обладателя неуязвимым к любому урону (прямому или косвенному), если наносящий этот самый урон хотя бы немного боится его. {{spoiler|В финале убил сам себя, активировав спрятанный в стволе отобранного пистолета детонатор. Ибо единственным существом, которое не боится Стального Сердца, был он сам!}}
* «Стальное Сердце» Брэндона Сандерсона (трилогия «Реконеры/Мстители»). Среди суперспособностей главного антогониста и тирана по совместительству есть способность, которая делает своего обладателя неуязвимым к любому урону (прямому или косвенному), если наносящий этот самый урон хотя бы немного боится его. {{spoiler|В финале убил сам себя, активировав спрятанный в стволе отобранного пистолета детонатор. Ибо единственным существом, которое не боится Стального Сердца, был он сам!}}
* Макс Брукс, «[[World War Z|Мировая война Z]]» — рассуждая о том, как удалось зомби (тупым, медлительным и не так чтобы трудноубиваемым) поставить человечество на грань уничтожения, несколько собеседников протагониста приходят к выводу, что причиной тому человеческий страх. Человек может дрогнуть, впасть в панику, оцепенеть от ужаса, не выдержать эмоционального напряжения — у оживших мертвецов таких проблем по определению нет.
* Макс Брукс, «[[World War Z|Мировая война Z]]» — рассуждая о том, как удалось зомби (тупым, медлительным и не так чтобы трудноубиваемым) поставить человечество на грань уничтожения, несколько собеседников протагониста приходят к выводу, что причиной тому человеческий страх. Человек может дрогнуть, впасть в панику, оцепенеть от ужаса, не выдержать эмоционального напряжения — у оживших мертвецов таких проблем по определению нет.
* «[[Хроники Края]]» — демон Хрумхрымс страхом буквально питается. Особенно для него «вкусен» страх смерти. Напрямую он навредить никому не способен, но способен обманом заманить в смертельную ловушку, чтобы вдоволь напитаться.
* «[[Хроники Края]]» — демон Хрумхрымс страхом буквально питается. Особенно для него «вкусен» страх смерти. Напрямую он навредить никому не способен, но способен обманом заманить в смертельную ловушку, чтобы вдоволь напитаться.
* А. Валенберг, «Кожаный мешок» — найти сокровище троллей можно только ночью, при этом до самого рассвета его невозможно будет забрать, а тролли, хоть и не смогут навредить физически, напустят пугающих видений, и если отпустить заглавный мешок или промолвить хоть словечко, оно тут же и исчезнет, как и не было его.
* А. Валенберг, «Кожаный мешок» — найти сокровище троллей можно только ночью, при этом до самого рассвета его невозможно будет забрать, а тролли, хоть и не смогут навредить физически, напустят пугающих видений, и если отпустить заглавный мешок или промолвить хоть словечко, оно тут же и исчезнет, как и не было его.


==== Сетевая ====
==== Сетевая ====
* [http://truth.sitecity.ru/stext_2806030140.phtml «Последнее и окончательное фэнтези»] — пародия и деконструкция. Главный ужас вселенной оборачивается худшим страхом противника, поэтому для победы над ним приходится отыскать парня с убогим воображением где-нибудь на задворках космоса. «Понимаешь, Вася, Галактика — это очень взрослое место, — терпеливо разъяснил маг. — И здесь у всех очень взрослые страхи. Поэтому, если бы на бой Гельмента вызвал Крэг, настоящий спасатель Галактик — тот превратился бы в непобедимого пожирателя миров. Если бы я — он стал бы Сатаной. Если бы придворный лекарь — неизлечимой болезнью, если бы принцесса — он стал бы неуязвимой машиной, одержимой желанием лишить Вселенную любви и надежды и наделенной такой силой. Поэтому нам нужен был ты. Где же в Большом космосе ты встретишь взрослого человека, который больше всего на свете боится, что его унизит перед телками какой-нибудь хам?.. Вася, поверь мне, ты сделал великое дело: никто, кроме тебя, не мог бы так ослабить Гельмента. Фактически, ты победил его, а я лишь добил».
* [http://truth.sitecity.ru/stext_2806030140.phtml «Последнее и окончательное фэнтези»] пародия и деконструкция. Главный ужас вселенной оборачивается худшим страхом противника, поэтому для победы над ним приходится отыскать парня с убогим воображением где-нибудь на задворках космоса. «Понимаешь, Вася, Галактика — это очень взрослое место, терпеливо разъяснил маг. И здесь у всех очень взрослые страхи. Поэтому, если бы на бой Гельмента вызвал Крэг, настоящий спасатель Галактик — тот превратился бы в непобедимого пожирателя миров. Если бы я — он стал бы Сатаной. Если бы придворный лекарь — неизлечимой болезнью, если бы принцесса — он стал бы неуязвимой машиной, одержимой желанием лишить Вселенную любви и надежды и наделенной такой силой. Поэтому нам нужен был ты. Где же в Большом космосе ты встретишь взрослого человека, который больше всего на свете боится, что его унизит перед телками какой-нибудь хам?.. Вася, поверь мне, ты сделал великое дело: никто, кроме тебя, не мог бы так ослабить Гельмента. Фактически, ты победил его, а я лишь добил».


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 60: Строка 60:
* Киноверсия Mortal Kombat (1995). «Только одно может победить вас: ваш собственный страх» (с) Lord Raiden
* Киноверсия Mortal Kombat (1995). «Только одно может победить вас: ваш собственный страх» (с) Lord Raiden
* «[[Джиперс Криперс]]». Монстр буквально чувствует запах страха своих будущих жертв. И именно по нему он находит их, а потом утаскивает в своё логово.
* «[[Джиперс Криперс]]». Монстр буквально чувствует запах страха своих будущих жертв. И именно по нему он находит их, а потом утаскивает в своё логово.
* «М'''и'''сс Менд» (1926), фильм по отдалённым мотивам романа Мариэтты Шагинян «Месс-Менд, или Янки в Петрограде». В книге злодей Чиче — сильный гипнотизёр и [[Человек-плюс|человек-минус]]. В фильме же его гипноз — чистой воды позёрство… но так уж вышло, что жертва как раз читала бульварный роман о гипнотизёре и вообразила, что Чиче её на самом деле загипнотизировал, а раз так — ничего не поделаешь, придётся подчиняться.
* «М'''и'''сс Менд» (1926), фильм по отдалённым мотивам романа Мариэтты Шагинян «Месс-Менд, или Янки в Петрограде». В книге злодей Чиче — сильный гипнотизёр и [[Человек-плюс|человек-минус]]. В фильме же его гипноз — чистой воды позёрство… но так уж вышло, что жертва как раз читала бульварный роман о гипнотизёре и вообразила, что Чиче её на самом деле загипнотизировал, а раз так — ничего не поделаешь, придётся подчиняться.
* «После нашей эры» — инопланетные мутанты урсы, от природы слепые, буквально чуют страх. В физиологическом смысле — ведь боящиеся живые существа выделяют феромоны. Однако против людей, которые преодолели страх, урсы бессильны, ибо такие люди для них неотличимы от неживой природы.
* «После нашей эры» — инопланетные мутанты урсы, от природы слепые, буквально чуют страх. В физиологическом смысле — ведь боящиеся живые существа выделяют феромоны. Однако против людей, которые преодолели страх, урсы бессильны, ибо такие люди для них неотличимы от неживой природы.
* «Зомби каникулы» — страх привлекает зомби. А значит у героев всего два выхода — водка и наркотики.
* «Зомби каникулы» — страх привлекает зомби. А значит у героев всего два выхода — водка и наркотики.
* «Лига Справедливости» — парадемоны. Просто парадемоны.
* «Лига Справедливости» — парадемоны. Просто парадемоны.
* «[[Кошмар на улице Вязов]]» — [[Фредди Крюгер]], о чём неоднократно упоминается на протяжении всей франшизы.
* «[[Кошмар на улице Вязов]]» — [[Фредди Крюгер]], о чём неоднократно упоминается на протяжении всей франшизы.
* «[[Питер Пэн]]» — злодейская [[инверсия]]: Капитан Крюк утратил свою силу и погиб, когда дети внушили ему, что он стар, одинок и обречён.
* «[[Питер Пэн]]» — злодейская [[инверсия]]: Капитан Крюк утратил свою силу и погиб, когда дети внушили ему, что он стар, одинок и обречён.
* «[[Белоснежка и Охотник]]» — Чёрный Лес питается страхом тех, кто в него войдёт.
* «[[Белоснежка и Охотник]]» — Чёрный Лес питается страхом тех, кто в него войдёт.
* «Геймер» (2009) — редкое выворачивание тропа наизнанку. Именно так Джону удаётся одолеть Кена, который на тот момент контролирует его движения силой мысли: «[[Убойная фраза|Просто подумай — а я сделаю.]]»
* «Геймер» (2009) редкое выворачивание тропа наизнанку. Именно так Джону удаётся одолеть Кена, который на тот момент контролирует его движения силой мысли: [[Убойная фраза|«Просто подумай — а я сделаю.»]]
* «Гримкатти» (2022) — довольно необычный вариант. Заглавный монстр, нападающий на детей и подростков и видимый только ими, черпает силу из беспокойства их родителей. Среди родителей гуляет страшилка об ужасном самоубийственном флэшмобе из интернета, подкарауливающем неокрепшие умы их чад (аналог нашумевшего в своё время «Синего кита», только с зубастой бледнорожей НЁХ вместо кита), родители начинают волноваться, НЁХ набирает силу и приходит к детям, другие родители, узнав об этом, волнуются за своих детей ещё сильнее… [[Заколдованный круг]], усугубляемый тем, что [[Никто не верит ребёнку|детям никто не верит]].
* «Гримкатти» (2022) довольно необычный вариант. Заглавный монстр, нападающий на детей и подростков и видимый только ими, черпает силу из беспокойства их родителей. Среди родителей гуляет страшилка об ужасном самоубийственном флэшмобе из интернета, подкарауливающем неокрепшие умы их чад (аналог нашумевшего в своё время «Синего кита», только с зубастой бледнорожей НЁХ вместо кита), родители начинают волноваться, НЁХ набирает силу и приходит к детям, другие родители, узнав об этом, волнуются за своих детей ещё сильнее... [[Заколдованный круг]], усугубляемый тем, что [[Никто не верит ребёнку|детям никто не верит]].
* [[Death Machine]] — каким-то лядом Зверь Войны способен чувствовать страх противника. Аверсия ближе к концу фильма{{spoiler| - превратившийся в киберсолдата герой страха не испытывает, потому вполне может начистить машине чавку}}.
* [[Death Machine]] - каким-то лядом Зверь Войны способен чувствовать страх противника. Аверсия ближе к концу фильма{{spoiler| - превратившийся в киберсолдата герой страха не испытывает, потому вполне может начистить машине чавку}}.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Баффи — истребительница вампиров]]» (1997) — в колледже юноши решили попугать подружек на Хэллоуин и превратили свое общежитие в «комнату страха». Один из них увидел где-то мистический символ, показавшийся ему забавным, и нарисовал его на полу. Плохая идея. Символ оказался принадлежащим демону страха, и каждый присутствующий в доме оказался со своим самым сильным страхом лицом к лицу.
* [[Buffy the Vampire Slayer]] в колледже юноши решили попугать подружек на Хэллоуин и превратили свое общежитие в «комнату страха». Один из них увидел где-то мистический символ, показавшийся ему забавным, и нарисовал его на полу. Плохая идея. Символ оказался принадлежащим демону страха, и каждый присутствующий в доме оказался со своим самым сильным страхом лицом к лицу.
* ULTRAMAN: TOWARDS THE FUTURE — Инопланетный монстр Гудис оживляет древнего австралийского духа ветра по имени Дангуджа (что-то вроде прямоходящего эндрюсарха-гиганта), который существовал только в легендах (но местные жители так в него верили, что Гудис спокойно его оживил).
* ULTRAMAN: TOWARDS THE FUTURE — Инопланетный монстр Гудис оживляет древнего австралийского духа ветра по имени Дангуджа (что-то вроде прямоходящего эндрюсарха-гиганта), который существовал только в легендах (но местные жители так в него верили, что Гудис спокойно его оживил).
* [[Xena: Warrior Princess|Зена, королева воинов]]. В s1e17 показано античное супероружие под названием «Истина» — этакий сгусток света, который убивает того, кто его боится. «Не бойся истины». Кстати, испускает этот свет ничто иное, как {{spoiler|[[Библия|Моисеевы скрижали с заповедями]]}}.
* [[Xena: Warrior Princess|Зена, королева воинов]]. В s1e17 показано античное супероружие под названием «Истина» — этакий сгусток света, который убивает того, кто его боится. «Не бойся истины». Кстати, испускает этот свет ничто иное, как {{spoiler|[[Библия|Моисеевы скрижали с заповедями]]}}.
* [[Charmed|Зачарованные]] — демон страха Барбас. Умеет воплощать самый сильный страх своей жертвы. Но если этот страх преодолеть, то Барбас становится слабым и уязвимым.
* [[Charmed|Зачарованные]] демон страха Барбас. Умеет воплощать самый сильный страх своей жертвы. Но если этот страх преодолеть, то Барбас становится слабым и уязвимым.
* «[[Этот фантастический мир]]», серия 15: «Абсолютная защита» (по рассказу Шекли «Призрак-5»). Здесь оживают самые ужасные детские страхи. И не просто оживают, а убивают.
* «[[Этот фантастический мир]]», серия 15: «Абсолютная защита» (по рассказу Шекли «Призрак-5»). Здесь оживают самые ужасные детские страхи. И не просто оживают, а убивают.
* ''забыл название'' — тройка неких долгоживущих «[[Герр доктор|Страшных докторов]]», одетых как какие-то стимпанк-рейдеры-бдсмщики. Могут вызывать самые жуткие страхи что твои дементоры.
* ''забыл название'' тройка неких долгоживущих [[Герр доктор|«Страшных докторов»]], одетых как какие-то стимпанк-рейдеры-бдсмщики. Могут вызывать самые жуткие страхи что твои дементоры.
* Во многих сезонах Super Sentai и Power Rangers антагонисты буквально питаются страхом людей, или накапливают энергию страха для каких-то далеко идущих планов. Собственно, для сбора этой энергии они и посылают монстров. И на той же энергии монстры вырастают. В сезоне Ryusoulger монстра порождает не только страх, а любая мощная отрицательная эмоция (например, депрессия) персонажа.
* Во многих сезонах Super Sentai и Power Rangers антагонисты буквально питаются страхом людей, или накапливают энергию страха для каких-то далеко идущих планов. Собственно, для сбора этой энергии они и посылают монстров. И на той же энергии монстры вырастают. В сезоне Ryusoulger монстра порождает не только страх, а любая мощная отрицательная эмоция (например, депрессия) персонажа.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Сказка Зденека Слабого (род. 1930) «Три банана, или Пётр на сказочной планете». А также — ее советская мультипликационная экранизация («Три банана», 1971, постановка М. Ботова). [[Педаль в пол]]: злой дракон Бойсяпой. Ему не так уж приятно рычать на людей (и прочих разумных существ), а потом пожирать их. Он предпочел бы чирикать по-воробьиному, радоваться жизни… Но что-то и/или кто-то [[злодей по должности|заставляет его злодействовать]]. А залог его злодейских побед — в страхе, который он внушает. ''«Кто меня боится — того я сожру!!»'' (с). Но мальчик Пётр отказывается трепетать перед Бойсяпоем — и увеличившийся было в размерах грозный дракон начинает буквально, физически уменьшаться с каждым восклицанием Петра «Не боюсь!». И вот дракон уже размером с воробышка — птицу из тех, которых он так любит. Смирившийся змей кротко произносит: «Буду чирикать. Чик-чирик…» — и превращается в самого настоящего воробья. Навсегда. [[Откровение у холодильника|Может, изначально он воробьём и был?..]]
* Сказка Зденека Слабого (род. 1930) «Три банана, или Пётр на сказочной планете». А также — ее советская мультипликационная экранизация («Три банана», 1971, постановка М. Ботова). [[Педаль в пол]]: злой дракон Бойсяпой. Ему не так уж приятно рычать на людей (и прочих разумных существ), а потом пожирать их. Он предпочел бы чирикать по-воробьиному, радоваться жизни… Но что-то и/или кто-то [[злодей по должности|заставляет его злодействовать]]. А залог его злодейских побед — в страхе, который он внушает. ''«Кто меня боится — того я сожру!!»'' (с). Но мальчик Пётр отказывается трепетать перед Бойсяпоем — и увеличившийся было в размерах грозный дракон начинает буквально, физически уменьшаться с каждым восклицанием Петра «Не боюсь!». И вот дракон уже размером с воробышка — птицу из тех, которых он так любит. Смирившийся змей кротко произносит: «Буду чирикать. Чик-чирик…» — и превращается в самого настоящего воробья. Навсегда. [[Откровение у холодильника|Может, изначально он воробьём и был?..]]
* «Полигон» — весь об этом. Танк-робот делает именно то, чего боятся: «Старайтесь не думать об опасности — машина читает мысли». И соответственно танк безопасен для туземцев, ведь они даже не знают, что это за штука такая. Экранизация рассказа Севера Гансовского.
* «Полигон» — весь об этом. Танк-робот делает именно то, чего боятся: «Старайтесь не думать об опасности — машина читает мысли». И соответственно танк безопасен для туземцев, ведь они даже не знают, что это за штука такая. Экранизация рассказа Севера Гансовского.
* «Два богатыря»: сыграно зигзагом. Герой (Иван-царевич) использует способность злодея (Дэва) расти на чужом страхе, чтоб заманить того в ловушку.
* «Два богатыря»: сыграно зигзагом. Герой (Иван-царевич) использует способность злодея (Дэва) расти на чужом страхе, чтоб заманить того в ловушку.
* «[[Хранители снов]]» — главный гад [[Бука|Бугимен (он же Страшила или Бабайка)]], повелевающий Ночными кошмарами (выглядят как чёрные лошади<ref>Игра слов: по-английски кошмар — nightmare, что может быть прочитано/услышано как night mare — «ночная лошадь». Хотя на самом деле имеется в виду «ночная мара», то есть видение, наваждение.</ref>), в которые он превращает добрые детские сны. Чем сильнее его боятся дети, тем больше и сильнее становится его армия.
* «[[Хранители снов]]» — главный гад [[Бука|Бугимен (он же Страшила или Бабайка)]], повелевающий Ночными кошмарами (выглядят как чёрные лошади<ref>Игра слов: по-английски кошмар — nightmare, что может быть прочитано/услышано как night mare — «ночная лошадь». Хотя на самом деле имеется в виду «ночная мара», т. е. видение, наваждение.</ref>), в которые он превращает добрые детские сны. Чем сильнее его боятся дети, тем больше и сильнее становится его армия.
* «Ничуть не страшно» и сиквел «Змей на чердаке» — ночные ахи-страхи. С фитильком, ибо на серьёзных врагов эти добродушные создания не тянут. И вообще они не антагонисты, они в первой части даже спасли жизнь (или по крайней мере здоровье) главным героям. Но в остальном так и есть: «Труса мы дрожать заставим, смелый глянет — мы растаем».
* «Ничуть не страшно» и сиквел «Змей на чердаке» — ночные ахи-страхи. С фитильком, ибо на серьёзных врагов эти добродушные создания не тянут, но в остальном так и есть: «Труса мы дрожать заставим, смелый глянет — мы растаем».
* «Пирог со смеяникой» — дракон. Смеяника, под ароматом которой всё становится смешным — оружие, с которым ему не справиться.
* «Пирог со смеяникой» — дракон. Смеяника, под ароматом которой всё становится смешным — оружие, с которым ему не справиться.
* Сказка Л. Муур «Крошка-Енот и Тот, Кто Сидит в Пруду» и две её мультэкранизации — первая, неточная/вольная, «Медвежонок и Тот-кто-живёт-в-речке», и последующая, детально повторяющая канон, от самого [[Кот Леопольд|А. Резникова]] — «Крошка Енот». Здесь — в сочетании с [[Ветряная мельница]]. Но протагонист-то верил в опасность и злокозненность «врага» на полном серьёзе. И пока верил — вернуть его в разум удалось, только напомнив ему о тропе, а затем [[басня|посоветовав]] «не набрасываться и не угрожать, а договариваться и ладить».
* «Крошка-енот и Тот Кто Сидит в Пруду»


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 93: Строка 93:
** В другой серии фигурирует симпатичная зверушка, автоматически исполняющая желания тех, кто ее напугал. Казалось бы, враг должен отвлечься на подарок и оставить зверушку в покое. Но некоторые, начиная с коварного Яго, быстро додумались пугать зверушку умышленно.
** В другой серии фигурирует симпатичная зверушка, автоматически исполняющая желания тех, кто ее напугал. Казалось бы, враг должен отвлечься на подарок и оставить зверушку в покое. Но некоторые, начиная с коварного Яго, быстро додумались пугать зверушку умышленно.
* «Приключения Папируса». В одной из серий главному герою приходится столкнуться с оживлённой магией бога Сета нарисованной змеёй, которая тоже черпает силы от страха.
* «Приключения Папируса». В одной из серий главному герою приходится столкнуться с оживлённой магией бога Сета нарисованной змеёй, которая тоже черпает силы от страха.
* [[W.I.T.C.H.]] — как мультсериал, так и комикс — Рыцари Гибели. Не зря злодейка Нерисса потом пустила их в расход, предпочтя свою старую команду стражниц (предварительно зазомбированных, разумеется).
* Мультсериал и комикс Witch — Рыцари Гибели. Не зря злодейка Нерисса потом пустила их в расход, предпочтя свою старую команду стражниц (предварительно зазомбированных, разумеется).
** На самом деле только один из четверых питался страхом, остальные использовали ненависть, гнев и боль.
** На самом деле только один из четверых питался страхом, остальные использовали ненависть, гнев и боль.
*** Педаль в пол в сериях «Нарцисс» и «Рвение». В первой Нерисса накачала Тридарта неконтролируемым страхом Галинор, и тот увеличился раза в два, став непобедимым для стражниц. «Подавился» атакой «горячим бесстрашием» Корнелии, которая случайно получила силы всей пятерки стражниц, помноженные на всю мощь Кондракара. В «Рвении» же Тридарт объелся страха Хай Лин за бабушку и устроил себе растроение личности («Продолжай. Страха в этой пещере хватит на трёх Тридартов»). В итоге первую копию вынесла подоспевшая подруге на помощь Тарани, вторую — уже сама Хай Лин, взявшая себя в руки и переборовшая страх.
* «[[Extreme Ghostbusters|Экстремальные охотники за привидениями]]» — некий насекомоподобный дух, который может реализовывать страхи своих жертв. {{spoiler|Потому что сам всех боится.}}
**** К слову, а почему не зря? Как раз-таки Рыцари Гибели — самые некосячные слуги Нериссы. Зомби-стражницы постоянно нуждались в инструкциях и оказались уязвимы к «Ирма-янию», в то время как Рыцари были преданы Нериссе по умолчанию и при этом могли думать самостоятельно. Ни одного зафейленного поручения, даже от Шегона, в котором, как выяснилось в серии «Милосердие», осталось что-то от Мэтта.
* «Непобедимая команда суперобезьянок» — в 4 сезоне Мандарин при помощи амулета (с ведьмой Валиной внутри) превращает страхи команды в реальность. Однако Чиро в критический момент догадывается использовать страх самого Мандарина (освобождение этой самой Валины) и тем спасает положение.
* «[[Extreme Ghostbusters|Экстремальные охотники за привидениями]]» — некий насекомоподобный дух, который может реализовывать страхи своих жертв. {{spoiler|Потому что сам всех боится.}}
* Халк и Агенты СМЭШ — Налл Живая Тьма. Космическое существо, способное воплощать страхи в реальность, даже если они связаны с физическим состоянием тела жертвы. После того, как он впитал достаточно страхов Халков (а также Лидера и Серебряного Сёрфера), он получил физическое тело. Планирует вторгнуться на Землю, чтобы питаться страхами землян тысячи лет.
* «Непобедимая команда суперобезьянок» — в 4 сезоне Мандарин при помощи амулета (с ведьмой Валиной внутри) превращает страхи команды в реальность. Однако Чиро в критический момент догадывается использовать страх самого Мандарина (освобождение этой самой Валины) и тем спасает положение.
* [[RWBY]] Гримм ориентируются по негативным эмоциям, излучаемым жертвой. Соответственно, если [[Без эмоций|не испытывать эмоций]], можно стать невидимым для Гримм.{{spoiler|А гримм типа "Апатия" способна высасывать эмоции из людей, вместе с жизненной энергией, убивая в процессе}}.
* Халк и Агенты СМЭШ — Налл Живая Тьма. Космическое существо, способное воплощать страхи в реальность, даже если они связаны с физическим состоянием тела жертвы. После того, как он впитал достаточно страхов Халков (а также Лидера и Серебряного Сёрфера), он получил физическое тело. Планирует вторгнуться на Землю, чтобы питаться страхами землян тысячи лет.
* «С приветом по планетам» — эпизод «Мурашки по коже»: фантомимы сильны страхом, но Тут-и-Там и Сильвия их победили благодаря дружбе и заботе друг о друге.
* [[RWBY]] — Гримм ориентируются по негативным эмоциям, излучаемым жертвой. Соответственно, если [[Без эмоций|не испытывать эмоций]], можно стать невидимым для Гримм.{{spoiler|А гримм типа "Апатия" способна высасывать эмоции из людей, вместе с жизненной энергией, убивая в процессе}}.
* «С приветом по планетам» — эпизод «Мурашки по коже»: фантомимы сильны страхом, но Тут-и-Там и Сильвия их победили благодаря дружбе и заботе друг о друге.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* [[Marvel Comics]] — если жертва испытывает страх, то прикосновение Чудища (Лешего) может испепелить её.
* [[Marvel Comics]] если жертва испытывает страх, то прикосновение Чудища может испепелить её.
** Арка «Страх во плоти» — когда Скади распечатала темницу Змея, он предстал перед ней хилым стариком, но почти сразу же после этого его аура накрыла Землю, порождая в человеческих (и не только) сердцах страх, питаясь которым додревний асгардиец быстро вернул себе молодость и силы.
* [[Fables]] Мистер Тьма мало того, что антропоморфная персонификация тьмы, так ещё и обладает упомянутым навыком. При этом и его можно победить, если набрать абсолютно бесстрашную армию, готовую идти на смерть.
** Арка «Страх во плоти: Бесстрашные», прямое продолжение предыдущей арки, — главным оружием Последнего Спящего, оснащенного молотами всех избранных Змеем достойных боевого робота, была способность испускать волны абсолютного ужаса, с помощью которых он и должен был уничтожить всю Мультивселенную. Не подействовало это вундерваффе только на Кроссбоунса, искренне любившего девушку, добровольно вселившую свою душу в робота, чтобы он встал и пошел в бой, и Валькирию, которая смогла противостоять ему только благодаря особому ритуалу едва справлявшемуся с чтением заклинаний от накатившего на него первобытного ужаса Доктора Стрэнджа.
* [[Fables]] — Мистер Тьма мало того, что антропоморфная персонификация тьмы, так ещё и обладает упомянутым навыком. При этом и его можно победить, если набрать абсолютно бесстрашную армию, готовую идти на смерть.
* [[DC Comics]]. Кольца Желтых Фонарей питаются страхом остальных перед своими носителями.
* [[DC Comics]]. Кольца Желтых Фонарей питаются страхом остальных перед своими носителями.
** А единственный способ устоять перед Атроцитусом, предводителем Красных Фонарей — это совсем не бояться. Забоишься — он начнёт контролировать твой разум, и всё пропало.
** А единственный способ устоять перед Атроцитусом, предводителем Красных Фонарей — это совсем не бояться. Забоишься — он начнёт контролировать твой разум, и всё пропало.
* Judge Dredd — Судья Страх убивает своих жертв, поднимая перед ними забрало своего шлема со словами: «Взгляни в лицо Страху!». В комиксе не было дано никаких указаний, пугал ли до смерти сам лик Тёмного Судьи, или же жертвы видели под его забралом то, чего боялись больше всего.
* Judge Dredd — Судья Страх убивает своих жертв, поднимая перед ними забрало своего шлема со словами: «Взгляни в лицо Страху!». В комиксе не было дано никаких указаний, пугал ли до смерти сам лик Тёмного Судьи, или же жертвы видели под его забралом то, чего боялись больше всего.
** А Судья Дредд не испугался и разбил Страху его физиономию…
** А Судья Дредд не испугался и разбил Страху его физиономию…
{{Q| взгляни в кулак Ужаса|Судья Дредд перед тем как врезать Судье Страху по морде}}
{{Q| взгляни в кулак Ужаса|Судья Дредд перед тем как врезать Судье Страху по морде}}


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «[[Bleach|Блич]]»: штернриттер «F»(«The Fear»), Эс Нот.
* [[Bleach|«Блич»]]: штернриттер «F»(«The Fear»), Эс Нот.
* [[Chainsaw Man]]: чем больше людей боится определённый объект(это может что угодно: от помидоров до смерти и темноты), тем соответственно сильнее олицетворяющий этот объект демон. Опытные охотники для борьбы с демонами, помимо контрактов с их пойманными сородичами, нивелируют свой страх перед демонами, для того чтобы подсознательно их не подпитывать. Например, [[Крутой дедуля|Кишибе]] «расшатывает свою крышу» ©️, постоянно что-то пригубливая из фляжки; Аки живёт на жажде мести и умереть не боится, а [[Протагонист|Дендзи]] [[Ретроактивное бессмертие|бессмертен]] и [[Крутой, но тупой|интеллектом особо не обременён]], да и за то, чтобы иметь трёхразовое питание и угодить Макиме готов порвать любого.
* [[Full Metal Panic]]: действие лямбда-привода зависит от эмоций владельца. Если владелец боится, ничего внятного у него не выйдет. Зато если найдётся [[С чем не справишься ради любви|достаточный мотив, чтобы преодолеть страх]]…
* [[Full Metal Panic]]: действие лямбда-привода зависит от эмоций владельца. Если владелец боится, ничего внятного у него не выйдет. Зато если найдётся [[С чем не справишься ради любви|достаточный мотив, чтобы преодолеть страх]]…
* [[Hellsing]]: Зорин Блиц.
* [[Hellsing]]: Зорин Блиц.
* Kobayashi-san Chi no Maid Dragon: Тору говорит, что меч, который в неё вонзили боги, сводит с ума человека, который к нему прикоснётся, но пьяная в стельку Кобаяси не подвергается указанному воздействию. Тору это удивляет, но приводит к предположению, что отсутствие веры в богов нейтрализовало эффект.
* Kobayashi-san Chi no Maid Dragon: Тору говорит, что меч, который в неё вонзили боги, сводит с ума человека, который к нему прикоснётся, но пьяная в стельку Кобаяси не подвергается указанному воздействию. Тору это удивляет, но приводит к предположению, что отсутствие веры в богов нейтрализовало эффект.
* [[One Piece]]: Шарлотта Линлин a.k.a. Большая Мамочка позволяет любому желающему покинуть её команду. В обмен на все годы жизни, которые она забирает при помощи силы своего дьявольского фрукта. Джимбей заявляет, что уходит к Луффи, и пусть старуха забирает у него столько лет, сколько захочет. А та, естественно, ничего не может забрать, ведь он не боится!
* [[One Piece]]: Шарлотта Линлин a.k.a. Большая Мамочка позволяет любому желающему покинуть её команду. В обмен на все годы жизни, которые она забирает при помощи силы своего дьявольского фрукта. Джимбей заявляет, что уходит к Луффи, и пусть старуха забирает у него столько лет, сколько захочет. А та, естественно, ничего не может забрать, ведь он не боится!
* Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — в самом прямом смысле. Нуу — местная первородная тьма — является в том числе воплощенным страхом. Способны повелевать теми, кто их боится, и даже захватывать их тела. Не выносят человеческого бесстрашия (вызванного любыми причинами), умирают, если испугаются сами.
* Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — в самом прямом смысле. Нуу — местная первородная тьма — является в том числе воплощенным страхом. Способны повелевать теми, кто их боится, и даже захватывать их тела. Не выносят человеческого бесстрашия (вызванного любыми причинами), умирают, если испугаются сами.
** Выходит интересный [[зигзаг]] с экипажем Аркадии. Храбрецов там только новичок Тадаши. Остальная команда на вид храбростью не отличается. {{spoiler|Когда экипаж оказывается в полном составе буквально прижат к стенке чудовищами, оказывается, что храбрости у них не мало — она у них буквально вообще отсутствует: не могут они пугаться, потому что недостатка храбрости у них быть в принципе не может — одного слова капитана оказывается достаточно, чтобы чудовища просто убрались восвояси.}}
** Выходит интересный [[зигзаг]] с экипажем Аркадии. Храбрецов там только новичок Тадаши. Остальная команда на вид храбростью не отличается. {{spoiler|Когда экипаж оказывается в полном составе буквально прижат к стенке чудовищами, оказывается, что храбрости у них не мало — она у них буквально вообще отсутствует: не могут они пугаться, потому что недостатка храбрости у них быть в принципе не может — одного слова капитана оказывается достаточно, чтобы чудовища просто убрались восвояси.}}
* [[Hataraku Maou-sama!]] — в нашем мире демоны практически бессильны, так как не могут восполнять магическую энергию. Но страх и другие негативные эмоции людей их неплохо подзаряжают маной.
* [[Hataraku Maou-sama!]] в нашем мире демоны практически бессильны, так как не могут восполнять магическую энергию. Но страх и другие негативные эмоции людей их неплохо подзаряжают маной.
* Ranma 1/2 — если ты не полный слабак и при этом не боишься глупого кота-демона Камусару, ты скорее всего его отколотишь, сколь бы [[большая страшная кошка|огромен, страшен и силён]] этот Камусару ни был. Зато если ты так и не сумеешь перебороть в себе страх — у тебя нет шансов против этого монстра. {{spoiler|Ранма (протагонист) позже стал исключением из этого правила — но, скорее всего, только потому, что Ранма (по жизни [[фобия|эйлурофоб]]) не просто боялся, а перебарывал страх, не пасовал; а вдобавок насмехался над упоротостью Камусару.}}
* Ranma 1/2 — если ты не полный слабак и при этом не боишься глупого кота-демона Камусару, ты скорее всего его отколотишь, сколь бы [[большая страшная кошка|огромен, страшен и силён]] этот Камусару ни был. Зато если ты так и не сумеешь перебороть в себе страх — у тебя нет шансов против этого монстра. {{spoiler|Ранма (протагонист) позже стал исключением из этого правила — но, скорее всего, только потому, что Ранма (по жизни [[фобия|эйлурофоб]]) не просто боялся, а перебарывал страх, не пасовал; а вдобавок насмехался над упоротостью Камусару.}}


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Dragon Age|Dragon Age: Inquisition]] — демоны страха, собственно. Особо отличился Кошмар: огромная жуткая тварь, управляющая целым отрезком Тени (местного потустороннего мира).
* [[Dragon Age|Dragon Age: Inquisition]] демоны страха, собственно. Особо отличился Кошмар: огромная жуткая тварь, управляющая целым отрезком Тени (местного потустороннего мира).
* Haunting starring Polterguy. Такая абилка — становиться сильнее настолько, насколько сможешь запугать своих жертв — основная у играбельного протагониста (при жизни неформала, а ныне полтергейста).
* Haunting starring Polterguy. Такая абилка — становиться сильнее настолько, насколько сможешь запугать своих жертв — основная у играбельного протагониста (при жизни неформала, а ныне полтергейста).
* [[Tropico]] 5 — [[эвкатастрофа]] в финале основной кампании происходит потому, что Эль Президенте начинает вселять надежду и успокаивать весь мир. В итоге [[месть за злодея|злодейку Диас]], грозившую [[апокалиптический маньяк|уничтожить мир ядерным оружием]], успешно арестовывают.
* [[Tropico]] 5 — [[эвкатастрофа]] в финале основной кампании происходит потому, что Эль Президенте начинает вселять надежду и успокаивать весь мир. В итоге [[месть за злодея|злодейку Диас]], грозившую [[апокалиптический маньяк|уничтожить мир ядерным оружием]], успешно арестовывают.
* [[WoW]] — Шаа страха, да и Шаа сомнения тоже. По всей видимости и сам И’Шарадж таким был.
* [[WoW]] Шаа страха, да и Шаа сомнения тоже. По всей видимости и сам И’Шарадж таким был.
* Ghost Master. Игрок выступает в роли этого Мастера и его цель — запугать до полусмерти обитателей конкретного дома. Чем сильнее напуганы жильцы, тем более сильных монстров может вызывать Мастер.
* Ghost Master. Игрок выступает в роли этого Мастера и его цель — запугать до полусмерти обитателей конкретного дома. Чем сильнее напуганы жильцы, тем более сильных монстров может вызывать Мастер.
* Catfight — «дикарка Кимала», {{spoiler|которая на самом деле демоница по имени Джанма, а человеком лишь притворяется}}.
* Catfight — «дикарка Кимала», {{spoiler|которая на самом деле демоница по имени Джанма, а человеком лишь притворяется}}.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* «Берсерк: вселенная магических битв»: Ужас Исхара.
* «Берсерк: вселенная магических битв»: Ужас Исхара.
* [[Deadlands]]: все без исключения демонические силы питаются именно людским страхом. Правда, тут уловка: им важен именно коллективный страх. Поэтому, если ''ты конкретно'' не боишься монстра, это, конечно, поможет тебе воевать с ним, но не сделает его автоматически безопасным — потому что все остальные в округе монстра всё-таки боятся, и это наделяет его неким объективным могуществом. Но после того, как ты с ним справишься, тебе обязательно надо поведать всем вокруг, что бояться больше нечего — а то на остаточный страх прибежит другой демон!
* [[Deadlands]]: все без исключения демонические силы питаются именно людским страхом. Правда, тут уловка: им важен именно коллективный страх. Поэтому, если ''ты конкретно'' не боишься монстра, это, конечно, поможет тебе воевать с ним, но не сделает его автоматически безопасным — потому что все остальные в округе монстра всё-таки боятся, и это наделяет его неким объективным могуществом. Но после того, как ты с ним справишься, тебе обязательно надо поведать всем вокруг, что бояться больше нечего — а то на остаточный страх прибежит другой демон!
** Для особо сильных и глобальных тварей просто рассказать паре людей недостаточно. К счастью, на помощь приходят СМИ — местная газета-очень-страшный-оракул под названием Tombstone Epitaph. Газета коллекционирует, в частности, истории о победах людей над нечистой силой. Напечатаешь свою историю в газете — и страх людской побежден! Именно для этого в игре существует архетип персонажа — журналист.
** Для особо сильных и глобальных тварей просто рассказать паре людей недостаточно. К счастью, на помощь приходят СМИ — местная газета-очень-страшный-оракул под названием Tombstone Epitaph. Газета коллекционирует, в частности, истории о победах людей над нечистой силой. Напечатаешь свою историю в газете — и страх людской побежден! Именно для этого в игре существует архетип персонажа — журналист.
** От того, насколько запугано местное население, зависит не только могущество монстров, но и отравленность злом самой местности. Если демонические силы настолько запугают народ, что тот полностью сбежит из насиженного демонами места, то оно превращается в [[Мордор]], в котором [[Чуждая геометрия|сама геометрия какая-то нездоровая]], а ветер воет голосами мёртвых и зовёт тебя по имени — что, собственно, и называется [[Мертвые земли|мёртвой землёй]].
** От того, насколько запугано местное население, зависит не только могущество монстров, но и отравленность злом самой местности. Если демонические силы настолько запугают народ, что тот полностью сбежит из насиженного демонами места, то оно превращается в [[Мордор]], в котором [[Чуждая геометрия|сама геометрия какая-то нездоровая]], а ветер воет голосами мёртвых и зовёт тебя по имени — что, собственно, и называется [[Мертвые земли|мёртвой землёй]].
** Каких именно монстров плодят тёмные силы — тоже целиком зависит от того, чего народ боится. Если в каком-то городишке есть местная страшная сказка или городская легенда, то будьте уверены, именно персонажа этой былички тёмные силы и оживят (прямо как вышеупомянутый инопланетянин Гудис оживил Дангуджу).
** Каких именно монстров плодят тёмные силы — тоже целиком зависит от того, чего народ боится. Если в каком-то городишке есть местная страшная сказка или городская легенда, то будьте уверены, именно персонажа этой былички тёмные силы и оживят (прямо как вышеупомянутый инопланетянин Гудис оживил Дангуджу).


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Известно, что бегать от собак — последнее дело. Увидев убегающего, даже изначально незлая псина подчинится инстинкту и поскачет за ним, а при случае и тяпнуть может…
* Известно, что бегать от собак — последнее дело. Увидев убегающего, даже изначально незлая псина подчинится инстинкту и поскачет за ним, а при случае и тяпнуть может…
** Да и бегать не надо, собаки каким-то образом чувствуют того, кто их боится. Если человек не боится (или может достать из кобуры), ни одна собака, кроме бешеной, не обратит на него внимания.
** Да и бегать не надо, собаки каким-то образом чувствуют того, кто их боится. Если человек не боится (или может достать из кобуры), ни одна собака, кроме бешеной, не обратит на него внимания.
*** От любых хищников бегать нельзя. У них инстинкт: «Кто убегает, тот добыча».
*** От любых хищников бегать нельзя. У них инстинкт: «Кто убегает, тот добыча».
**** Ну это как сказать. Если до несущегося из леса медведя метров сто, а до двери джипа метра полтора, убегать очень даже можно и нужно, до джипа, а потом уезжать (если вы конечно не охотник, у которого в руках ружьё с правильным зарядом для такой цели).
**** Ну это как сказать. Если до несущегося из леса медведя метров сто, а до двери джипа метра полтора, убегать очень даже можно и нужно, до джипа, а потом уезжать (если вы конечно не охотник, у которого в руках ружьё с правильным зарядом для такой цели).
** В принципе средняя собака среднему человеку массой существенно проигрывает (и координацией на самом деле тоже, о чём знают не все), потому на практике, если человек не испугался, а собак не здоровенная свора, скорее всего ветеринары окажутся бессильны сшить зарвавшегося тузика обратно из лоскутков, потому как у собаки опасны зубы, а [[Человек — это звучит жутко|человек]] [[Осторожно, двести двадцать!|опасен]] [[Используй голову|весь]] (просто прихватит собаке голову, чтобы укусить не смогла, и навалится весом, разом размолов все рёбра и поломав хребет, а то и просто шею свернёт).
** В принципе средняя собака среднему человеку массой существенно проигрывает (и координацией на самом деле тоже, о чём знают не все), потому на практике, если человек не испугался, а собак не здоровенная свора, скорее всего ветеринары окажутся бессильны сшить зарвавшегося тузика обратно из лоскутков, потому как у собаки опасны зубы, а [[Человек_—_это_звучит_жутко|человек]] [[Осторожно,_двести_двадцать!|опасен]] [[Используй_голову|весь]] (просто прихватит собаке голову, чтобы укусить не смогла, и навалится весом, разом размолов все рёбра и поломав хребет, а то и просто шею свернёт).
* Телефонные мошенники именно этим и наживают свои капиталы.
* Да и пропагандисты, прямо скажем, не за красивые глаза свой хлеб получают.


== См. также ==
== См. также ==
Строка 155: Строка 149:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />


{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!