Враг силён твоим страхом

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Горобец: Помянем его душу. Славный был человек Хома. (…)
Халява: А пропал ни за что.
Горобец: Я знаю, почему он пропал. Если бы не побоялся, то ничего ведьма бы с ним сделать не смогла. (…) Побоялся, вот и пропал.
»
— Фильм «Вий» (1967)

Если персонаж начинает паниковать и из-за этого тупить, вследствие чего и погибает — это несовместимая с жизнью трусость.

А чему же посвящена данная статья? Несколько другому явлению. Представьте, что налицо мистическая (и/или псионическая) подоплёка: чем больше ты в глубине души трусишь — тем меньше у тебя шансов на победу, враг попросту питается твоим страхом (такая уж у него абилка), а ты становишься слабее в физическом и/или магическом плане. И наоборот, чем лучше твое моральное состояние, с чем большей искренней бодростью и оптимизмом ты держишься — тем меньше у врага шансов что-то тебе сделать. В особо тяжёлых случаях твоя стойкость отнимает у врага ВСЯКИЕ шансы.

Популярный мотив в сказках и фэнтези. Одновременно — и дидактический момент: не впадай в малодушие — этим ты ослабляешь себя! Кто подумал «Ну всё, мне конец!» — тому может настать конец по одной лишь этой причине. Помни притчу о лягушке, которая как следует старалась не утонуть в молоке — и яростными движениями лапок сбила из него масло, после чего просто вскочила на масляный ком и выпрыгнула из кувшина.

Где встречается[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Фольклор настойчиво приписывает такую абилку Дьяволу и многим его слугам и порождениям. Струсивший перед ними — не убережет себя.
  • Белое Е*ило и Чёрное Е*ило из похабного анекдота 1980-х. «А-а-ай!.. Какой ужас! Кто ты, белый желтоглазый призрак?!» — (замогильным голосом) «Я Белое Е*ило! Вижу, ты меня боишься — а значит, у меня есть сила, чтобы тебя трахнуть!!..» — «Господи, боль какая… Ууу, а это что за чёрная белозубая туша ползёт на меня, ой ма-а-ма!..» — (вкрадчивым тоном) «Хе-хе-хе. Я Чёрное Е*ило. Обожаю трусишек. А ну расслабься…» — «Боже, там теперь никогда не заживёт, я сейчас, наверное, умру… И перед глазами всё мутится… Что это ещё за серая тварь с красными пятнами!.. Эй ты, Серое Е*ило, я тебя не боюсь!!! Я тебя презираю, и ты ничего мне не сможешь сделать, жалкая тварь!!» — (нормальным мужским голосом) «Гражданин, оскорбляем при исполнении? И в каком виде на улице? А ну проедем!».

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Вий» (см. эпиграф). Похоже, ритор Горобец прав: Хома сам отнимал у себя шансы на выживание и победу — тем, что трепетал, паниковал и верил не в себя, а всего лишь в Божью защиту, и то некрепко. Не потому ли Бог и не смог его защитить, что Хома сложил с себя всякую личную ответственность за то, чтобы спастись?
  • «Королевство кривых зеркал» — министр Нушрок умел внушать такой страх своим взглядом, что люди под его воздействием сами бросались с Башни Смерти. Когда же третьеклассница Оля нашла в себе смелость противостоять колдуну, дело кончилось тем, что с Башни сорвался сам Нушрок.
  • Кир Булычёв, «Гай-до» — огромные пауки, нападающие только на тех, кто их боится.
  • Антон Орлов, «Пепел Марнейи» — Гонбер Живодёр. Молодой человек с внешностью и манерами аристократа; на самом деле — порождённая сущность, питающаяся болью и страхом. На момент повествования силы, полученной от изуверских убийств и страха обывателей, могло хватить Гонберу даже для смещения богов. Не говоря о том, что он стал неуничтожим ни для лучших воинов, ни для сильнейших магов: Живодёра пытались рубить на мелкие кусочки, сжигать, поражать заклинаниями — но людской страх тут же возвращал его к жизни (с понятными последствиями для покушавшихся). Избавить от него мир Сонхи смог только Страж Мира, совершив героическое самопожертвование.
  • А. Китаева, «Перстень без камня» — не верящие в бога монахи-пустоверы, названные по изречению «Свято Место — пусто!». Способны своим неверием побеждать грозных магических тварей, потому что Враг силён твоим страхом.
  • Г. Л. Олди — рассказ (или небольшая повесть?) так и называется — «Страх». Антагонист не просто силен страхом, который насылает на человека, он им питается, убивая при этом свою жертву. Однако, когда его жертвой оказался новорожденный младенец, который еще не способен бояться, антагонист ничего не мог с ним поделать. Он насылал видения нетопырей, чудовищ, адских демонов, но ничего не помогало. И тогда антагонист испугался.
  • Сергей Мусаниф, «Первое правило стрелка» — героям приходится пройти сквозь Лес Кошмаров, в котором обитают бесплотные существа, которые могут материализоваться в виде самых страшных кошмаров путника.
    • Дракон Бозел столкнулся с рыцарем-драконоборцем, но будучи в теле человека, да ещё и с волшебным мечом легко одолел врага.
    • Стрелок Джек Смит Вессон вынужден сразиться с собственным наставником. Джек победил, но далось ему это нелегко.
    • А самым главным страхом молодого волшебника Гарри Тринадцатого оказалась девушка. В черных чулках, черном бюстгальтере и туфлях на высоком каблуке. Испытание было суровым: Гарри выполз из кустов через два с половиной часа. Одежды на нем не осталось, а все тело было исцарапано так, словно сначала его драли дикие кошки, а потом услужливые медсестры лечили его при помощи кактусовых компрессов.
  • «Архимаг» — в начале третьей книги цикла Креол ловит анамрада, демона из Сонного Царства. Эти твари живут в человеческих снах, где они принимают облик самого жуткого из человеческих страхов. Страх является их пищей, и они изводят человека кошмарами до полной эмоциональной инертности, после чего убивают свою жертву (смерть во сне тут оказывается вполне реальной смертью и наяву), чтобы найти себе новую. Анамрад, на которого охотился Креол, оказался прототипом Фредди Крюгера и Оле-Лукойе.
  • А. Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — именно так действует охранная система замка Кощея: «Морок питается лишь твоим страхом… Трусливого он или топором зарубит, или змеей ужалит, или шавкой какой живьём сожрёт…». И, как выяснилось впоследствии, если над чудищами посмеяться, они просто исчезают.
  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — комиссионеры мрака выманивают у людей эйдосы (души) в том числе и запугиванием. Вот только человеку с эйдосом ни комиссионеры, ни суккубы, ни сами стражи мрака не способны причинить никакого физического вреда. Но стоит произнести фразу вроде «Делайте что угодно, только не убивайте!»…
  • Павел Корнев, цикл «Всеблагое электричество» — главный герой первых двух двух подциклов обладает способностью управлять чужими страхами, причём может не только убить, но и вылечить или вернуть душу в мёртвое тело, получив зомби.
  • Фазиль Искандер, «Кролики и удавы» — деконструкция: оказывается, удавы могут гипнотизировать кроликов, только если кролики их боятся; гипноз на самом деле — страх. Когда кролики перестают бояться, это на некоторое время создаёт удавам проблемы. Пока они не обнаруживают, что кроликов можно просто душить.
  • А. Шуваев, «Гном». Финские солдаты готовы защищать укрепрайон даже от танков, но когда на позиции врываются двенадцать воющих демонов, неуязвимых для оружия и молниеносно убивающих всё живое вокруг себя, бывалые воины бегут, забыв себя от ужаса. А факт сдачи укрепрайона дюжине пехотинцев становится мощным аргументом за выход Финляндии из войны. А всего-то — собрать дюжину самых сильных мужиков, одеть их в тяжеленные непробиваемые доспехи и накачать наркотой…

Зарубежная[править]

  • Легендариум Толкина: в письме 210 Толкин утверждает, что главное оружие назгулов — страх, который усиливается в темноте. Бесстрашный может противостоять назгулу относительно легко.
  • «Гарри Поттер»: монстр под названием боггарт (он же пу́га) принимает облик того, чего ты больше всего боишься — и в таком состоянии реально опасен. К счастью, существует заклинание против боггарта — «Ridiculus!» (лат. «Смешной!»). Произнося его, надо вообразить себе того же боггарта в каком-нибудь потешном виде (желательно — пародирующем его конкретную пугалку)… боггарт поневоле примет навязанный ему комичный облик, и в таком виде не обидит и мухи, а злоба его будет бессильной.
    • Вот только Молли Уизли в пятой книге так и не смогла справиться с боггартом, который принимал облик её мёртвых близких. Действительно, такой ужас в смешное не превратишь при всём желании. Спас её только «патронус» Гарри.
    • Вообще-то спас Ридикулус Люпина. Гарри сам немного прифигел от происходящего, особенно когда увидел, что тоже входит в список людей, которых Молли боится потерять.
  • С. Кинг, «Оно» — древний монстр появляется обычно в облике существа, наиболее страшного для выбранной жертвы.
    • Любопытный побочный эффект, практически инверсия, которого не ожидал сам монстр: слабости принятой формы ему тоже достаются. Если люди верят, что вервольфа можно убить серебряной пулей, — значит, пока монстр в облике вервольфа, серебряная пуля для него смертельно опасна. Причём дело здесь именно в вере конкретного человека, а не в фольклорных стереотипах. Например, Ричи Тозиер причинил Ему сильную боль… всего лишь подражая голосу пожилого ирландского полицейского (в представлении одиннадцатилетнего мальчишки слуга закона не по зубам ни одному чудовищу на свете).
  • Дренайский цикл — субверсия: священник Дардалион нагнал на противника свой страх, и вражеские воины обратились в бегство, хотя уже были готовы решительной атакой уничтожить защитников полуразрушенной крепости.
  • «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен — серые гномы. Мелкие, злобные существа, которые становятся опасными, когда чувствуют, что их боятся. Если дать понять, что они не страшны, чаще всего быстро сбегают.
  • «Холодное сердце» (не мультфильм Frozen, а сказка Вильгельма Гауфа, экранизированная под названием «Сказка, рассказанная ночью»): злой дух Михель-Великан может обманом, подкупом или запугиванием выманить у человека его живое сердце и заменить его каменным, но против твердой воли бессилен. Если его не бояться, он будет весьма качественно стараться запугать, но не сможет навредить.
    • И не только против твёрдой воли. Если читать не сокращённую советской цензурой версию, то можно открыть новые вещи: оказывается, бывший/будущий угольщик во время поединка с Михелем держит в руках крестик, подаренный ему добрым духом того же леса.
  • Dragonlance. Субверсия. Если вам хватило наглости и безрассудства залезть в Шойкарову рощу без разрешения хозяина Башни высшей Магии, которую эта роща охраняет — вам что со страхом, что без страха зададут жару. Но если, уже получив приглашение и войдя в Рощу, вы не справитесь с насылаемым ею на всех страхом… ну, мир вашему праху.
    • В цикле «Врата Смерти» тех же авторов — змеедраконы. Собственно, они и без этого свойства невероятно круты, но тот, кто их боится, может сражаться с ними только при помощи усиленного рунной магией оружия. А вот если не бояться — то и обычным гномьим топором можно неплохо приложить!
  • «Призрак-5» Шекли. Хорошо когда есть одеяльце, под которым можно укрыться от страшных тварей…
    • Его же «Запах мысли» — потерпевший космокрушение попадает на планету где все животные прирождённые телепаты. Потому ему сперва приходится научиться скрывать свой страх, в том числе и примышляясь кем-то другим. Мощная аверсия в концовке - герой обращает зверей в паническое бегство, примыслив себе степной пожар... который перерастает в реальный.
  • «Стальное Сердце» Брэндона Сандерсона (трилогия «Реконеры/Мстители»). Среди суперспособностей главного антогониста и тирана по совместительству есть способность, которая делает своего обладателя неуязвимым к любому урону (прямому или косвенному), если наносящий этот самый урон хотя бы немного боится его. В финале убил сам себя, активировав спрятанный в стволе отобранного пистолета детонатор. Ибо единственным существом, которое не боится Стального Сердца, был он сам!
  • Макс Брукс, «Мировая война Z» — рассуждая о том, как удалось зомби (тупым, медлительным и не так чтобы трудноубиваемым) поставить человечество на грань уничтожения, несколько собеседников протагониста приходят к выводу, что причиной тому человеческий страх. Человек может дрогнуть, впасть в панику, оцепенеть от ужаса, не выдержать эмоционального напряжения — у оживших мертвецов таких проблем по определению нет.
  • «Хроники Края» — демон Хрумхрымс страхом буквально питается. Особенно для него «вкусен» страх смерти. Напрямую он навредить никому не способен, но способен обманом заманить в смертельную ловушку, чтобы вдоволь напитаться.
  • А. Валенберг, «Кожаный мешок» — найти сокровище троллей можно только ночью, при этом до самого рассвета его невозможно будет забрать, а тролли, хоть и не смогут навредить физически, напустят пугающих видений, и если отпустить заглавный мешок или промолвить хоть словечко, оно тут же и исчезнет, как и не было его.

Сетевая[править]

  • «Последнее и окончательное фэнтези» — пародия и деконструкция. Главный ужас вселенной оборачивается худшим страхом противника, поэтому для победы над ним приходится отыскать парня с убогим воображением где-нибудь на задворках космоса. «Понимаешь, Вася, Галактика — это очень взрослое место, — терпеливо разъяснил маг. — И здесь у всех очень взрослые страхи. Поэтому, если бы на бой Гельмента вызвал Крэг, настоящий спасатель Галактик — тот превратился бы в непобедимого пожирателя миров. Если бы я — он стал бы Сатаной. Если бы придворный лекарь — неизлечимой болезнью, если бы принцесса — он стал бы неуязвимой машиной, одержимой желанием лишить Вселенную любви и надежды и наделенной такой силой. Поэтому нам нужен был ты. Где же в Большом космосе ты встретишь взрослого человека, который больше всего на свете боится, что его унизит перед телками какой-нибудь хам?.. Вася, поверь мне, ты сделал великое дело: никто, кроме тебя, не мог бы так ослабить Гельмента. Фактически, ты победил его, а я лишь добил».

Кино[править]

  • В какой-то степени фильм «Ключ от всех дверей»: там акцент был на том, чтобы поверить в злое колдовство, а не испугаться его. Но, видимо, при этом ожидалось, что человек также будет верить в грозную силу/всесилие/необоримость этого колдовства…
  • Киноверсия Mortal Kombat (1995). «Только одно может победить вас: ваш собственный страх» (с) Lord Raiden
  • «Джиперс Криперс». Монстр буквально чувствует запах страха своих будущих жертв. И именно по нему он находит их, а потом утаскивает в своё логово.
  • «Мисс Менд» (1926), фильм по отдалённым мотивам романа Мариэтты Шагинян «Месс-Менд, или Янки в Петрограде». В книге злодей Чиче — сильный гипнотизёр и человек-минус. В фильме же его гипноз — чистой воды позёрство… но так уж вышло, что жертва как раз читала бульварный роман о гипнотизёре и вообразила, что Чиче её на самом деле загипнотизировал, а раз так — ничего не поделаешь, придётся подчиняться.
  • «После нашей эры» — инопланетные мутанты урсы, от природы слепые, буквально чуют страх. В физиологическом смысле — ведь боящиеся живые существа выделяют феромоны. Однако против людей, которые преодолели страх, урсы бессильны, ибо такие люди для них неотличимы от неживой природы.
  • «Зомби каникулы» — страх привлекает зомби. А значит у героев всего два выхода — водка и наркотики.
  • «Лига Справедливости» — парадемоны. Просто парадемоны.
  • «Кошмар на улице Вязов» — Фредди Крюгер, о чём неоднократно упоминается на протяжении всей франшизы.
  • «Питер Пэн» — злодейская инверсия: Капитан Крюк утратил свою силу и погиб, когда дети внушили ему, что он стар, одинок и обречён.
  • «Белоснежка и Охотник» — Чёрный Лес питается страхом тех, кто в него войдёт.
  • «Геймер» (2009) — редкое выворачивание тропа наизнанку. Именно так Джону удаётся одолеть Кена, который на тот момент контролирует его движения силой мысли: «Просто подумай — а я сделаю.»
  • «Гримкатти» (2022) — довольно необычный вариант. Заглавный монстр, нападающий на детей и подростков и видимый только ими, черпает силу из беспокойства их родителей. Среди родителей гуляет страшилка об ужасном самоубийственном флэшмобе из интернета, подкарауливающем неокрепшие умы их чад (аналог нашумевшего в своё время «Синего кита», только с зубастой бледнорожей НЁХ вместо кита), родители начинают волноваться, НЁХ набирает силу и приходит к детям, другие родители, узнав об этом, волнуются за своих детей ещё сильнее… Заколдованный круг, усугубляемый тем, что детям никто не верит.
  • Death Machine — каким-то лядом Зверь Войны способен чувствовать страх противника. Аверсия ближе к концу фильма - превратившийся в киберсолдата герой страха не испытывает, потому вполне может начистить машине чавку.

Телесериалы[править]

  • Buffy the Vampire Slayer — в колледже юноши решили попугать подружек на Хэллоуин и превратили свое общежитие в «комнату страха». Один из них увидел где-то мистический символ, показавшийся ему забавным, и нарисовал его на полу. Плохая идея. Символ оказался принадлежащим демону страха, и каждый присутствующий в доме оказался со своим самым сильным страхом лицом к лицу.
  • ULTRAMAN: TOWARDS THE FUTURE — Инопланетный монстр Гудис оживляет древнего австралийского духа ветра по имени Дангуджа (что-то вроде прямоходящего эндрюсарха-гиганта), который существовал только в легендах (но местные жители так в него верили, что Гудис спокойно его оживил).
  • Зена, королева воинов. В s1e17 показано античное супероружие под названием «Истина» — этакий сгусток света, который убивает того, кто его боится. «Не бойся истины». Кстати, испускает этот свет ничто иное, как Моисеевы скрижали с заповедями.
  • Зачарованные — демон страха Барбас. Умеет воплощать самый сильный страх своей жертвы. Но если этот страх преодолеть, то Барбас становится слабым и уязвимым.
  • «Этот фантастический мир», серия 15: «Абсолютная защита» (по рассказу Шекли «Призрак-5»). Здесь оживают самые ужасные детские страхи. И не просто оживают, а убивают.
  • забыл название — тройка неких долгоживущих «Страшных докторов», одетых как какие-то стимпанк-рейдеры-бдсмщики. Могут вызывать самые жуткие страхи что твои дементоры.
  • Во многих сезонах Super Sentai и Power Rangers антагонисты буквально питаются страхом людей, или накапливают энергию страха для каких-то далеко идущих планов. Собственно, для сбора этой энергии они и посылают монстров. И на той же энергии монстры вырастают. В сезоне Ryusoulger монстра порождает не только страх, а любая мощная отрицательная эмоция (например, депрессия) персонажа.

Мультфильмы[править]

  • Сказка Зденека Слабого (род. 1930) «Три банана, или Пётр на сказочной планете». А также — ее советская мультипликационная экранизация («Три банана», 1971, постановка М. Ботова). Педаль в пол: злой дракон Бойсяпой. Ему не так уж приятно рычать на людей (и прочих разумных существ), а потом пожирать их. Он предпочел бы чирикать по-воробьиному, радоваться жизни… Но что-то и/или кто-то заставляет его злодействовать. А залог его злодейских побед — в страхе, который он внушает. «Кто меня боится — того я сожру!!» (с). Но мальчик Пётр отказывается трепетать перед Бойсяпоем — и увеличившийся было в размерах грозный дракон начинает буквально, физически уменьшаться с каждым восклицанием Петра «Не боюсь!». И вот дракон уже размером с воробышка — птицу из тех, которых он так любит. Смирившийся змей кротко произносит: «Буду чирикать. Чик-чирик…» — и превращается в самого настоящего воробья. Навсегда. Может, изначально он воробьём и был?..
  • «Полигон» — весь об этом. Танк-робот делает именно то, чего боятся: «Старайтесь не думать об опасности — машина читает мысли». И соответственно танк безопасен для туземцев, ведь они даже не знают, что это за штука такая. Экранизация рассказа Севера Гансовского.
  • «Два богатыря»: сыграно зигзагом. Герой (Иван-царевич) использует способность злодея (Дэва) расти на чужом страхе, чтоб заманить того в ловушку.
  • «Хранители снов» — главный гад Бугимен (он же Страшила или Бабайка), повелевающий Ночными кошмарами (выглядят как чёрные лошади[1]), в которые он превращает добрые детские сны. Чем сильнее его боятся дети, тем больше и сильнее становится его армия.
  • «Ничуть не страшно» и сиквел «Змей на чердаке» — ночные ахи-страхи. С фитильком, ибо на серьёзных врагов эти добродушные создания не тянут. И вообще они не антагонисты, они в первой части даже спасли жизнь (или по крайней мере здоровье) главным героям. Но в остальном так и есть: «Труса мы дрожать заставим, смелый глянет — мы растаем».
  • «Пирог со смеяникой» — дракон. Смеяника, под ароматом которой всё становится смешным — оружие, с которым ему не справиться.
  • Сказка Л. Муур «Крошка-Енот и Тот, Кто Сидит в Пруду» и две её мультэкранизации — первая, неточная/вольная, «Медвежонок и Тот-кто-живёт-в-речке», и последующая, детально повторяющая канон, от самого А. Резникова — «Крошка Енот». Здесь — в сочетании с Ветряная мельница. Но протагонист-то верил в опасность и злокозненность «врага» на полном серьёзе. И пока верил — вернуть его в разум удалось, только напомнив ему о тропе, а затем посоветовав «не набрасываться и не угрожать, а договариваться и ладить».

Мультсериалы[править]

  • Мультсериал «Аладдин». Злая богиня Мираж, косящая под Бастет, в одной из серий насылает горящих котов. Те питаются страхом людей и растут от него. Если их не бояться, они уменьшаются.
    • В другой серии фигурирует симпатичная зверушка, автоматически исполняющая желания тех, кто ее напугал. Казалось бы, враг должен отвлечься на подарок и оставить зверушку в покое. Но некоторые, начиная с коварного Яго, быстро додумались пугать зверушку умышленно.
  • «Приключения Папируса». В одной из серий главному герою приходится столкнуться с оживлённой магией бога Сета нарисованной змеёй, которая тоже черпает силы от страха.
  • W.I.T.C.H. — как мультсериал, так и комикс — Рыцари Гибели. Не зря злодейка Нерисса потом пустила их в расход, предпочтя свою старую команду стражниц (предварительно зазомбированных, разумеется).
    • На самом деле только один из четверых питался страхом, остальные использовали ненависть, гнев и боль.
      • Педаль в пол в сериях «Нарцисс» и «Рвение». В первой Нерисса накачала Тридарта неконтролируемым страхом Галинор, и тот увеличился раза в два, став непобедимым для стражниц. «Подавился» атакой «горячим бесстрашием» Корнелии, которая случайно получила силы всей пятерки стражниц, помноженные на всю мощь Кондракара. В «Рвении» же Тридарт объелся страха Хай Лин за бабушку и устроил себе растроение личности («Продолжай. Страха в этой пещере хватит на трёх Тридартов»). В итоге первую копию вынесла подоспевшая подруге на помощь Тарани, вторую — уже сама Хай Лин, взявшая себя в руки и переборовшая страх.
        • К слову, а почему не зря? Как раз-таки Рыцари Гибели — самые некосячные слуги Нериссы. Зомби-стражницы постоянно нуждались в инструкциях и оказались уязвимы к «Ирма-янию», в то время как Рыцари были преданы Нериссе по умолчанию и при этом могли думать самостоятельно. Ни одного зафейленного поручения, даже от Шегона, в котором, как выяснилось в серии «Милосердие», осталось что-то от Мэтта.
  • «Экстремальные охотники за привидениями» — некий насекомоподобный дух, который может реализовывать страхи своих жертв. Потому что сам всех боится.
  • «Непобедимая команда суперобезьянок» — в 4 сезоне Мандарин при помощи амулета (с ведьмой Валиной внутри) превращает страхи команды в реальность. Однако Чиро в критический момент догадывается использовать страх самого Мандарина (освобождение этой самой Валины) и тем спасает положение.
  • Халк и Агенты СМЭШ — Налл Живая Тьма. Космическое существо, способное воплощать страхи в реальность, даже если они связаны с физическим состоянием тела жертвы. После того, как он впитал достаточно страхов Халков (а также Лидера и Серебряного Сёрфера), он получил физическое тело. Планирует вторгнуться на Землю, чтобы питаться страхами землян тысячи лет.
  • RWBY — Гримм ориентируются по негативным эмоциям, излучаемым жертвой. Соответственно, если не испытывать эмоций, можно стать невидимым для Гримм.А гримм типа "Апатия" способна высасывать эмоции из людей, вместе с жизненной энергией, убивая в процессе.
  • «С приветом по планетам» — эпизод «Мурашки по коже»: фантомимы сильны страхом, но Тут-и-Там и Сильвия их победили благодаря дружбе и заботе друг о друге.

Комиксы[править]

  • Marvel Comics — если жертва испытывает страх, то прикосновение Чудища (Лешего) может испепелить её.
    • Арка «Страх во плоти» — когда Скади распечатала темницу Змея, он предстал перед ней хилым стариком, но почти сразу же после этого его аура накрыла Землю, порождая в человеческих (и не только) сердцах страх, питаясь которым додревний асгардиец быстро вернул себе молодость и силы.
    • Арка «Страх во плоти: Бесстрашные», прямое продолжение предыдущей арки, — главным оружием Последнего Спящего, оснащенного молотами всех избранных Змеем достойных боевого робота, была способность испускать волны абсолютного ужаса, с помощью которых он и должен был уничтожить всю Мультивселенную. Не подействовало это вундерваффе только на Кроссбоунса, искренне любившего девушку, добровольно вселившую свою душу в робота, чтобы он встал и пошел в бой, и Валькирию, которая смогла противостоять ему только благодаря особому ритуалу едва справлявшемуся с чтением заклинаний от накатившего на него первобытного ужаса Доктора Стрэнджа.
  • Fables — Мистер Тьма мало того, что антропоморфная персонификация тьмы, так ещё и обладает упомянутым навыком. При этом и его можно победить, если набрать абсолютно бесстрашную армию, готовую идти на смерть.
  • DC Comics. Кольца Желтых Фонарей питаются страхом остальных перед своими носителями.
    • А единственный способ устоять перед Атроцитусом, предводителем Красных Фонарей — это совсем не бояться. Забоишься — он начнёт контролировать твой разум, и всё пропало.
  • Judge Dredd — Судья Страх убивает своих жертв, поднимая перед ними забрало своего шлема со словами: «Взгляни в лицо Страху!». В комиксе не было дано никаких указаний, пугал ли до смерти сам лик Тёмного Судьи, или же жертвы видели под его забралом то, чего боялись больше всего.
    • А Судья Дредд не испугался и разбил Страху его физиономию…
« взгляни в кулак Ужаса »
— Судья Дредд перед тем как врезать Судье Страху по морде

Аниме и манга[править]

  • «Блич»: штернриттер «F»(«The Fear»), Эс Нот.
  • Chainsaw Man: чем больше людей боится определённый объект(это может что угодно: от помидоров до смерти и темноты), тем соответственно сильнее олицетворяющий этот объект демон. Опытные охотники для борьбы с демонами, помимо контрактов с их пойманными сородичами, нивелируют свой страх перед демонами, для того чтобы подсознательно их не подпитывать. Например, Кишибе «расшатывает свою крышу» ©️, постоянно что-то пригубливая из фляжки; Аки живёт на жажде мести и умереть не боится, а Дендзи бессмертен и интеллектом особо не обременён, да и за то, чтобы иметь трёхразовое питание и угодить Макиме готов порвать любого.
  • Full Metal Panic: действие лямбда-привода зависит от эмоций владельца. Если владелец боится, ничего внятного у него не выйдет. Зато если найдётся достаточный мотив, чтобы преодолеть страх
  • Hellsing: Зорин Блиц.
  • Kobayashi-san Chi no Maid Dragon: Тору говорит, что меч, который в неё вонзили боги, сводит с ума человека, который к нему прикоснётся, но пьяная в стельку Кобаяси не подвергается указанному воздействию. Тору это удивляет, но приводит к предположению, что отсутствие веры в богов нейтрализовало эффект.
  • One Piece: Шарлотта Линлин a.k.a. Большая Мамочка позволяет любому желающему покинуть её команду. В обмен на все годы жизни, которые она забирает при помощи силы своего дьявольского фрукта. Джимбей заявляет, что уходит к Луффи, и пусть старуха забирает у него столько лет, сколько захочет. А та, естественно, ничего не может забрать, ведь он не боится!
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — в самом прямом смысле. Нуу — местная первородная тьма — является в том числе воплощенным страхом. Способны повелевать теми, кто их боится, и даже захватывать их тела. Не выносят человеческого бесстрашия (вызванного любыми причинами), умирают, если испугаются сами.
    • Выходит интересный зигзаг с экипажем Аркадии. Храбрецов там только новичок Тадаши. Остальная команда на вид храбростью не отличается. Когда экипаж оказывается в полном составе буквально прижат к стенке чудовищами, оказывается, что храбрости у них не мало — она у них буквально вообще отсутствует: не могут они пугаться, потому что недостатка храбрости у них быть в принципе не может — одного слова капитана оказывается достаточно, чтобы чудовища просто убрались восвояси.
  • Hataraku Maou-sama! — в нашем мире демоны практически бессильны, так как не могут восполнять магическую энергию. Но страх и другие негативные эмоции людей их неплохо подзаряжают маной.
  • Ranma 1/2 — если ты не полный слабак и при этом не боишься глупого кота-демона Камусару, ты скорее всего его отколотишь, сколь бы огромен, страшен и силён этот Камусару ни был. Зато если ты так и не сумеешь перебороть в себе страх — у тебя нет шансов против этого монстра. Ранма (протагонист) позже стал исключением из этого правила — но, скорее всего, только потому, что Ранма (по жизни эйлурофоб) не просто боялся, а перебарывал страх, не пасовал; а вдобавок насмехался над упоротостью Камусару.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age: Inquisition — демоны страха, собственно. Особо отличился Кошмар: огромная жуткая тварь, управляющая целым отрезком Тени (местного потустороннего мира).
  • Haunting starring Polterguy. Такая абилка — становиться сильнее настолько, насколько сможешь запугать своих жертв — основная у играбельного протагониста (при жизни неформала, а ныне полтергейста).
  • Tropico 5 — эвкатастрофа в финале основной кампании происходит потому, что Эль Президенте начинает вселять надежду и успокаивать весь мир. В итоге злодейку Диас, грозившую уничтожить мир ядерным оружием, успешно арестовывают.
  • WoW — Шаа страха, да и Шаа сомнения тоже. По всей видимости и сам И’Шарадж таким был.
  • Ghost Master. Игрок выступает в роли этого Мастера и его цель — запугать до полусмерти обитателей конкретного дома. Чем сильнее напуганы жильцы, тем более сильных монстров может вызывать Мастер.
  • Catfight — «дикарка Кимала», которая на самом деле демоница по имени Джанма, а человеком лишь притворяется.

Настольные игры[править]

  • «Берсерк: вселенная магических битв»: Ужас Исхара.
  • Deadlands: все без исключения демонические силы питаются именно людским страхом. Правда, тут уловка: им важен именно коллективный страх. Поэтому, если ты конкретно не боишься монстра, это, конечно, поможет тебе воевать с ним, но не сделает его автоматически безопасным — потому что все остальные в округе монстра всё-таки боятся, и это наделяет его неким объективным могуществом. Но после того, как ты с ним справишься, тебе обязательно надо поведать всем вокруг, что бояться больше нечего — а то на остаточный страх прибежит другой демон!
    • Для особо сильных и глобальных тварей просто рассказать паре людей недостаточно. К счастью, на помощь приходят СМИ — местная газета-очень-страшный-оракул под названием Tombstone Epitaph. Газета коллекционирует, в частности, истории о победах людей над нечистой силой. Напечатаешь свою историю в газете — и страх людской побежден! Именно для этого в игре существует архетип персонажа — журналист.
    • От того, насколько запугано местное население, зависит не только могущество монстров, но и отравленность злом самой местности. Если демонические силы настолько запугают народ, что тот полностью сбежит из насиженного демонами места, то оно превращается в Мордор, в котором сама геометрия какая-то нездоровая, а ветер воет голосами мёртвых и зовёт тебя по имени — что, собственно, и называется мёртвой землёй.
    • Каких именно монстров плодят тёмные силы — тоже целиком зависит от того, чего народ боится. Если в каком-то городишке есть местная страшная сказка или городская легенда, то будьте уверены, именно персонажа этой былички тёмные силы и оживят (прямо как вышеупомянутый инопланетянин Гудис оживил Дангуджу).

Реальная жизнь[править]

  • Известно, что бегать от собак — последнее дело. Увидев убегающего, даже изначально незлая псина подчинится инстинкту и поскачет за ним, а при случае и тяпнуть может…
    • Да и бегать не надо, собаки каким-то образом чувствуют того, кто их боится. Если человек не боится (или может достать из кобуры), ни одна собака, кроме бешеной, не обратит на него внимания.
      • От любых хищников бегать нельзя. У них инстинкт: «Кто убегает, тот добыча».
        • Ну это как сказать. Если до несущегося из леса медведя метров сто, а до двери джипа метра полтора, убегать очень даже можно и нужно, до джипа, а потом уезжать (если вы конечно не охотник, у которого в руках ружьё с правильным зарядом для такой цели).
    • В принципе средняя собака среднему человеку массой существенно проигрывает (и координацией на самом деле тоже, о чём знают не все), потому на практике, если человек не испугался, а собак не здоровенная свора, скорее всего ветеринары окажутся бессильны сшить зарвавшегося тузика обратно из лоскутков, потому как у собаки опасны зубы, а человек опасен весь (просто прихватит собаке голову, чтобы укусить не смогла, и навалится весом, разом размолов все рёбра и поломав хребет, а то и просто шею свернёт).
  • Телефонные мошенники именно этим и наживают свои капиталы.
  • Да и пропагандисты, прямо скажем, не за красивые глаза свой хлеб получают.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Игра слов: по-английски кошмар — nightmare, что может быть прочитано/услышано как night mare — «ночная лошадь». Хотя на самом деле имеется в виду «ночная мара», то есть видение, наваждение.