Редактирование: В Библии об этом не написано

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Verst}}
{{Q|Если в священных текстах ничего не сказано о китайцах — значит, их нет.|noanon=1}}
{{Q|Если в священных текстах ничего не сказано о китайцах — значит, их нет.|noanon=1}}


Строка 16: Строка 14:
== Примеры ==
== Примеры ==
* Анекдот о том, как живописец изобразил ангелов в кроссовках. В ответ на возмущение священника «Где вы видели ангелов в кроссовках?», живописец ответил: «А где вы видели ангелов без кроссовок?».
* Анекдот о том, как живописец изобразил ангелов в кроссовках. В ответ на возмущение священника «Где вы видели ангелов в кроссовках?», живописец ответил: «А где вы видели ангелов без кроссовок?».
* Лютейшая [[инверсия]] с течением истории — «[[Божественная комедия]]» Данте Алигьери. В произведении вагон и маленькая тележка неканоничных элементов, что вызывало обвинения автора в ереси. Но, по сути, под впечатлением от неё католики принимают догмат о Чистилище.
* Лютейшая [[инверсия]] с течением истории — «Божественная комедия» Данте Алигьери. В произведении вагон и маленькая тележка неканоничных элементов, что вызывало обвинения автора в ереси. Но, по сути, под впечатлением от неё католики принимают догмат о Чистилище.
* Э. Л. Войнич, «[[Овод]]» — последнее выступление кардинала Монтанелли посвящено страданиям Бога-Отца, о которых в Библии — ни слова.
* Э. Л. Войнич, «[[Овод]]» — последнее выступление кардинала Монтанелли посвящено страданиям бога-отца, о которых в Библии — ни слова.
* «[[Имя розы]]» Умберто Эко: слепой Хорхе и Вильгельм спорят из-за книги, в которой обосновывается необходимость смеха. Хорхе считает её дьявольским искушением, Вильям — бесценным раритетом. А всё потому, что в Библии не сказано, смеялся ли Христос.
* «[[Имя розы]]» Умберто Эко: слепой Хорхе и Вильгельм спорят из-за книги, в которой обосновывается необходимость смеха. Хорхе считает её дьявольским искушением, Вильям — бесценным раритетом. А всё потому, что в Библии не сказано, смеялся ли Христос.
** На свадьбе в Кане Он, очевидно, сидел с благочестивейшей [[морда кирпичом|мордой кирпичом]], [[сарказм|да]].
** На свадьбе в Кане Он, очевидно, сидел с благочестивейшей мордой кирпичом, да.
*** Некоторые упоротые действительно считают, что да, и сотворил при этом не вино, а виноградный сок.
*** Некоторые упоротые действительно считают, что да, и сотворил при этом не вино, а виноградный сок.
* Фильм «Догма» вбивает [[Педаль в пол|педаль в землю]]: там бегают падшие ангелы и дерьмодемоны, с героиней путешествует не упомянутый в Библии 13-й апостол-негр, а Бог оказывается женщиной.
* Фильм «Догма» вбивает [[Педаль в пол|педаль в землю]]: там бегают падшие ангелы и дерьмодемоны, с героиней путешествует не упомянутый в Библии 13-й апостол-негр, а Бог оказывается женщиной.
** По поводу «половой принадлежности» Бога в [[Библия|Библии]]: согласно Ветхому Завету, «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; ''мужчину и женщину'' сотворил их» (Быт. 1:27). Согласно же христианской догме, три лика Святой Троицы — это Отец, Сын и Дух Святой; только вот в еврейском языке слово «Дух» («руах») — однозначно ''женского'' рода, то есть речь идёт о творческой («мужской») природе Бога-Отца и животворящей («женской») — Святого Духа.
** По поводу «половой принадлежности» Бога в [[Библия|Библии]]: согласно Ветхому Завету, «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; ''мужчину и женщину'' сотворил их» (Быт. 1:27). Согласно же христианской догме, три лика Святой Троицы — это Отец, Сын и Дух Святой; только вот в еврейском языке слово «Дух» («руах») — однозначно ''женского'' рода, т. е. речь идёт о творческой («мужской») природе Бога-Отца и животворящей («женской») — Святого Духа.
** По-гречески «Дух Святой» — «Агио Пневма», словосочетание среднего рода. По-русски и по-старославянски — мужского. Так что грамматический род не важен, а в христианском богословии Духу Святому женственности сроду не приписывали.
** По-гречески «Дух Святой» — «Агио Пневма», словосочетание среднего рода. По-русски и по-старославянски — мужского. Так что грамматический род не важен, а в христианском богословии Духу Святому женственности сроду не приписывали.
** А еще есть такая сущность, как Святая София, Премудрость Божия. Играла большую роль в гностицизме и в раннем христианстве. Понятие крайне мозголомное, но если совсем по-простому, то это вроде бы та часть Б~га, которая доступна для понимания простым смертным.
** А еще есть такая сущность, как Святая София, Премудрость Божия. Играла большую роль в гностицизме и в раннем христианстве. Понятие крайне мозголомное, но если совсем по-простому, то это вроде бы та часть Б-га, которая доступна для понимания простым смертным.
*** По другому толкованию, София Премудрость Божия — это Сам Иисус Христос.
*** По другому толкованию, София Премудрость Божия — это Сам Иисус Христос.
*** В софиологии В. Соловьева, прот. П. Флоренского, прот. С. Булгакова и др. проскакивают выражения об «ипостасной Софии» выражения, правда, они всё время открещивались от того, что София является ипостасью в том же смысле, что Отец, Сын и Святой Дух.
*** В софиологии В. Соловьева, прот. П. Флоренского, прот. С. Булгакова и др. проскакивают выражения об «ипостасной Софии» выражения, правда, они всё время открещивались от того, что София является ипостасью в том же смысле, что Отец, Сын и Святой Дух.
* Кристофер Мур «Агнец: евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа» — в преддверии нового тысячелетия наконец-то настало время поведать миру правду о мессии, поэтому архангел Разиил (см. также роман «Самый глупый ангел») воскрешает Шмяка (Biff), дабы тот написал книгу о том, чем они с Джошуа занимались в промежутке между шестью и тридцатью годами.
* Кристофер Мур «Агнец: евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа» — в преддверии нового тысячелетия наконец-то настало время поведать миру правду о мессии, поэтому архангел Разиил (см. также роман «Самый глупый ангел») воскрешает Шмяка (Biff), дабы тот написал книгу о том, чем они с Джошуа занимались в промежутке между шестью и тридцатью годами.
* «[[Симпсоны]] в кино» — отыграно [[шутки ради]]. В момент, когда Абрахам Симпсон начал пророчить тёмное будущее Спрингфилда, Гомер, пытаясь успокоить его, пролистывает святое писание со словами: «В Библии нет на это ответа!»
* «[[Симпсоны]] в кино» — отыграно [[шутки ради]]. В момент, когда Абрахам Симпсон начал пророчить тёмное будущее Спрингфилда, Гомер, пытаясь успокоить его, пролистывает святое писание со словами: «В Библии нет на это ответа!»


Строка 33: Строка 31:
* Вселенная комиксов Top Cow (Witchblade, Darkness, Universe, Artifacts): рая не существует, только ад, в котором имеются, помимо прочего, Цербер, таксист Харон, загадочный сверхсильный Кондуктор (в ад попадают через метро на поезде). Усталый добряк Сатана просит защиты у героев, свергнутый смертным злодеем. Ангелы нейтральны, хотя во время заварушки помогают главным героям. Два из тринадцати великих артефактов, управляющих миром, — Кольцо Соломона и Копьё Судьбы, естественно, не каноничные.
* Вселенная комиксов Top Cow (Witchblade, Darkness, Universe, Artifacts): рая не существует, только ад, в котором имеются, помимо прочего, Цербер, таксист Харон, загадочный сверхсильный Кондуктор (в ад попадают через метро на поезде). Усталый добряк Сатана просит защиты у героев, свергнутый смертным злодеем. Ангелы нейтральны, хотя во время заварушки помогают главным героям. Два из тринадцати великих артефактов, управляющих миром, — Кольцо Соломона и Копьё Судьбы, естественно, не каноничные.


* В удолбанной манге [[Bastard!!]] Люцифер и Сатана — разные сущности. Причём Сатана — тот самый ангел, что восстал против бога.
* В удолбанной манге [[Bastard!!]] Люцифер и Сатана — разные сущности. Причём Сатана — тот самый ангел, что восстал против бога.  
* Ранобэ и манга «High School DxD» — Сатана — титул правителя демонов, и их четыре. Падшие ангелы и демоны — разные существа, и Люцифер именно демон, а не падший ангел (в отличие, например, от Азазеля).
* Ранобэ и манга «High School DxD» — Сатана — титул правителя демонов, и их четыре. Падшие ангелы и демоны — разные существа, и Люцифер именно демон, а не падший ангел (в отличие, например, от Азазеля).


Строка 39: Строка 37:
Nota bene: многое из нижеизложенного передается в традиционных церквях (католическая, православная, армянская, коптская) из поколения в поколение как Священное Предание, дополняющее Священное Писание (или как «устная Тора» и Агада в иудейской традиции). Многие (но не все) протестантские конфессии отрицают Предание как источник, опираясь в трактовке Библии только на саму Библию, поэтому, например, не верят в католическое чистилище и православные мытарства.
Nota bene: многое из нижеизложенного передается в традиционных церквях (католическая, православная, армянская, коптская) из поколения в поколение как Священное Предание, дополняющее Священное Писание (или как «устная Тора» и Агада в иудейской традиции). Многие (но не все) протестантские конфессии отрицают Предание как источник, опираясь в трактовке Библии только на саму Библию, поэтому, например, не верят в католическое чистилище и православные мытарства.
* Что Люцифер ака Денница<ref>И то, и другое — тоже не имя, а название утренней звезды (планеты Венеры) на латыни и старославянском соответственно.</ref> в Ис. 14 — это Сатана.
* Что Люцифер ака Денница<ref>И то, и другое — тоже не имя, а название утренней звезды (планеты Венеры) на латыни и старославянском соответственно.</ref> в Ис. 14 — это Сатана.
** Вообще «сатана», строго говоря, это «противник» или «обвинитель», и в Ветхом Завете это слово появляется именно в ситуациях, когда некий персонаж спорит с Богом и/или обвиняет других персонажей в чём-то. Так что, вполне возможно, изначально никакого Сатаны как отдельного персонажа вообще не предполагалось.
** Вообще «сатана», строго говоря, это «противник» или «обвинитель», и в Ветхом Завете это слово появляется именно в ситуациях, когда некий персонаж спорит с богом и/или обвиняет других персонажей в чём-то. Так что, вполне возможно, изначально никакого Сатаны как отдельного персонажа вообще не предполагалось.
** По контексту вообще понятно, что Денница — это город Вавилон. Впрочем, в Библии одно и то же может относиться сразу к нескольким понятиям, например, фраза «из Египта воззвал Я Сына Моего» относится сразу к совершившим Исход из Египта евреям и к младенцу Иисусу, которого святой Иосиф укрыл в Египте от Ирода. А тождество Сатаны и Денницы — неотъемлемая часть Предания.
** По контексту вообще понятно, что Денница — это город Вавилон. Впрочем, в Библии одно и то же может относиться сразу к нескольким понятиям, например, фраза «из Египта воззвал Я Сына Моего» относится сразу к совершившим Исход из Египта евреям и к младенцу Иисусу, которого святой Иосиф укрыл в Египте от Ирода. А тождество Сатаны и Денницы — неотъемлемая часть Предания.
*** Причём предания довольно-таки позднего: ещё в IV веке имя «Люцифер» считалось вполне христианским — известен, например, ''святой'' Люцифер Каларийский (ум. 371)<ref>Одна <s>[[одна сатана|сотона]]</s> парочка сатанистов дала это имя своему новорождённому сыну. Православная бабушка втихаря сносила его в церковь покрестить, и [[пастырь хитрый|тролль-батюшка]] нарёк мальчонку именно в честь этого святого. Когда правда вскрылась, визгов по интернетам было…</ref>. И более того: эпитет Lucifer (Светоносный) в некоторых католических гимнах относится ко Христу. Да и в самой Вульгате — 2Петр.1:19. А в церковнославянской Библии здесь… правильно, Денница.
*** Причём предания довольно-таки позднего: ещё в IV веке имя «Люцифер» считалось вполне христианским — известен, например, ''святой'' Люцифер Каларийский (ум. 371). И более того: эпитет Lucifer (Светоносный) в некоторых католических гимнах относится ко Христу. Да и в самой Вульгате — 2Петр.1:19. А в церковнославянской Библии здесь… правильно, Денница.
* Абаддон называется не демоном, а ангелом бездны.
* Абаддон называется не демоном, а ангелом бездны.
* Архангел Метатрон тоже не упоминается.
* Архангел Метатрон тоже не упоминается.
Строка 55: Строка 53:
** Яблоки — это распространенный мифологический образ, встречающийся в греческих, скандинавских и славянских преданиях. Они дают вечную молодость… либо да, с точки зрения философов — неисчерпаемую мудрость. Видимо, во время христианизации произошло совмещение исконного языческого образа с библейским.
** Яблоки — это распространенный мифологический образ, встречающийся в греческих, скандинавских и славянских преданиях. Они дают вечную молодость… либо да, с точки зрения философов — неисчерпаемую мудрость. Видимо, во время христианизации произошло совмещение исконного языческого образа с библейским.
** Хотя есть и более простое объяснение. В латыни яблоко (mālum) и зло (malum) омонимы. Что касается оригинального плода, то единственный более-менее похожий миф древней Вавилонии повествует о семи растениях, каждое из которых ядовито или как минимум может использоваться как наркотик.
** Хотя есть и более простое объяснение. В латыни яблоко (mālum) и зло (malum) омонимы. Что касается оригинального плода, то единственный более-менее похожий миф древней Вавилонии повествует о семи растениях, каждое из которых ядовито или как минимум может использоваться как наркотик.
** К тому же слово «яблоко» у многих народов употребляется в широком смысле — как обозначение любого плода. Например, апельсин — это фламандское слово appelsien, «китайское яблоко». Помидор — это французское pomme d’or, «золотое яблоко». Ананас по-английски называется pineapple — «сосновое яблоко». В общем, Адам с Евой съели какой-то плод, а какой — неизвестно.
** К тому же слово «яблоко» у многих народов употребляется в широком смысле - как обозначение любого плода. Например, апельсин - это фламандское слово appelsien, «китайское яблоко». Помидор - это французское pomme d'or, «золотое яблоко». Ананас по-английски называется pineapple - «сосновое яблоко». В общем, Адам с Евой съели какой-то плод, а какой - неизвестно.
* Нет там ничего и про Лилит. Ну, почти нет. В синодальном переводе Библии в книге Исайи, 34:14, говорится: «там<ref>на развалинах городов Идумеи (не путать с Иудеей), если что.</ref> будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». Так вот, в тексте на иврите это «ночное» (точнее «ночная» по грамматическому роду существительного, и стоит по грамматике иврита после него) — именно «лилит», от «лайла» (ночь) с женским суффиксом. И по написанию с заглавной против строчной буквы к именам собственным не отнесёшь — нет в семитских языках регистра букв. Но учёные спорят, кто она в точности такая: то ли демон, то ли какая-то зверушка. В переводе короля Якова там, например, сова. А вот в украинском переводе Огиенко — именно Лилит.
* Нет там ничего и про Лилит. Ну, почти нет. В синодальном переводе Библии в книге Исайи, 34:14, говорится: «там<ref>на развалинах городов Идумеи (не путать с Иудеей), если что.</ref> будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». Так вот, в тексте на иврите это «ночное» (точнее «ночная» по грамматическому роду существительного, и стоит по грамматике иврита после него) — именно «лилит», от «лайла» (ночь) с женским суффиксом. И по написанию с заглавной против строчной буквы к именам собственным не отнесёшь — нет в семитских языках регистра букв. Но учёные спорят, кто она в точности такая: то ли демон, то ли какая-то зверушка. В переводе короля Якова там, например, сова. А вот в украинском переводе Огиенко — именно Лилит.
** Есть ещё занятный момент в книге Бытия. Сначала сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). А в следующей главе описывается сотворение Евы из ребра Адама (2:21-24). Собственно, сторонники теории о Лилит считают, что сначала были сотворены Адам и Лилит одновременно (первый фрагмент), а потом, когда бог изгнал Лилит (о чем, впрочем, в книге Бытия ни слова), уже из ребра Адама была сотворена Ева. Мнение церкви: Бытие 1:27 это, так сказать, «флэшфорвард», краткий пересказ событий, изложенных в дальнейшем более подробно. Согласно документарной теории, это два разных мифа, попавшие в Библию из разных источников.
** Есть ещё занятный момент в книге Бытия. Сначала сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). А в следующей главе описывается сотворение Евы из ребра Адама (2:21-24). Собственно, сторонники теории о Лилит считают, что сначала были сотворены Адам и Лилит одновременно (первый фрагмент), а потом, когда бог изгнал Лилит (о чем, впрочем, в книге Бытия ни слова), уже из ребра Адама была сотворена Ева. Мнение церкви: Бытие 1:27 это, так сказать, «флэшфорвард», краткий пересказ событий, изложенных в дальнейшем более подробно. Согласно документарной теории, это два разных мифа, попавшие в Библию из разных источников.
** Лилит названа женой Адама в [[апокриф]]е, получившем известность в XIII веке, и потому не признаваемом христианами (хотя каббалистический иудаизм эту книгу признаёт).
** Лилит названа женой Адама в [[апокриф]]е, получившем известность в XIII веке, и потому не признаваемом христианами (хотя каббалистический иудаизм эту книгу признаёт).
** В б. СССР тема первой жены Адама была популяризована кукольным спектаклем «[[Нет, не тот|Божественная комедия]]», где, впрочем, бета-Женщина не названа именем Лилит. Зато в ранних редакциях пьесы она превращалась в Смерть, что довольно близко к роли демоницы Лилит в вавилонской мифологии.
** В б. СССР тема первой жены Адама была популяризована кукольным спектаклем [[Нет, не тот|«Божественная комедия»]], где, впрочем, бета-Женщина не названа именем Лилит. Зато в ранних редакциях пьесы она превращалась в Смерть, что довольно близко к роли демоницы Лилит в вавилонской мифологии.
* Змей-искуситель Евы и Адама в самой книге Бытия не отождествляется с дьяволом. Косвенно отождествляется в Апокалипсисе: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение 12:9). И в Коране, под влиянием христианского Предания.
* Змей-искуситель Евы и Адама в самой книге Бытия не отождествляется с дьяволом. Косвенно отождествляется в Апокалипсисе: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение 12:9). И в Коране, под влиянием христианского Предания.
** В Ветхом Завете злые духи, в том числе и тот, который назван сатаной (противоречащим, обвинителем), могут выступать как орудия, которыми пользуется Бог для наказания. Или для испытания, как в книге Иова. В Новом Завете слова «дьявол» и «сатана» всегда обозначают силу, враждебную Богу и христианам.
** В Ветхом Завете злые духи, в том числе и тот, который назван сатаной (противоречащим, обвинителем), могут выступать как орудия, которыми пользуется Бог для наказания. Или для испытания, как в книге Иова. В Новом Завете слова «дьявол» и «сатана» всегда обозначают силу, враждебную Богу и христианам.
Строка 75: Строка 73:
* И ни слова об Агасфере. Мало того, в еврейском тексте это имя (Ахашверош) принадлежит царю персов, который едва не истребил еврейский народ по наущению Амана.<ref>В синодальном переводе — Артаксеркс, отчасти по созвучию, отчасти как попытка отождествить его с одним из исторических персидских царей, носивших это имя. Хотя согласно более распростанённой и признанной точке зрения, под эти именем выведен Ксеркс, каковым он и значится в некоторых переводах.</ref>
* И ни слова об Агасфере. Мало того, в еврейском тексте это имя (Ахашверош) принадлежит царю персов, который едва не истребил еврейский народ по наущению Амана.<ref>В синодальном переводе — Артаксеркс, отчасти по созвучию, отчасти как попытка отождествить его с одним из исторических персидских царей, носивших это имя. Хотя согласно более распростанённой и признанной точке зрения, под эти именем выведен Ксеркс, каковым он и значится в некоторых переводах.</ref>
** В Предании его тоже нет, хотя бы потому, что у Иисуса на крестном пути в окружении стражи с кнутами вообще не было возможности с кем-то разговаривать.
** В Предании его тоже нет, хотя бы потому, что у Иисуса на крестном пути в окружении стражи с кнутами вообще не было возможности с кем-то разговаривать.
** Зато в трёх из четырёх Евангелий Иисус несёт свой крест… не сам! Его несёт рабочий Симон Киринеянин, впоследствии, разумеется, святой. Только Иоанн настаивает, что не видел никакого Симона, а Иисус нёс крест единолично. Позиция церкви — Симон немножко помогал, а потом Спаситель уже сам.
** Зато в трёх из четырёх Евангелий Иисус несёт свой крест... не сам! Его несёт рабочий Симон Киринеянин, впоследствии, разумеется, святой. Только Иоанн настаивает, что не видел никакого Симона, а Иисус нёс крест единолично. Позиция церкви — Симон немножко помогал, а потом Спаситель уже сам.
* Как и о святом Граале. Написано только, что на вечере Иисус наливал вино в некую чашу и говорил, что это его кровь. Никакой дальнейшей истории эта чаша не имела.
* Как и о святом Граале. Написано только, что на вечере Иисус наливал вино в некую чашу и говорил, что это его кровь. Никакой дальнейшей истории эта чаша не имела.
* Нет имени легионера, ткнувшего распятого Христа копьём (Копьё Судьбы / Копьё Лонгина). Точнее, он назван [[центурион]]ом Лонгином в Евангелии от Никодима, однако это евангелие не входит в Библию и считается [[апокриф]]ическим.
* Нет имени легионера, ткнувшего распятого Христа копьём (Копьё Судьбы / Копьё Лонгина). Точнее, он назван [[центурион]]ом Лонгином в Евангелии от Никодима, однако это евангелие не входит в Библию и считается [[апокриф]]ическим.
Строка 91: Строка 89:
* И списка из [[Семь смертных грехов|семи смертных грехов]] нет.
* И списка из [[Семь смертных грехов|семи смертных грехов]] нет.
** Этот список и формулировка восходит к католической традиции, православная же говорит о ''восьми'' порочных страстях или помыслах. Списка которых в Библии тоже нет.
** Этот список и формулировка восходит к католической традиции, православная же говорит о ''восьми'' порочных страстях или помыслах. Списка которых в Библии тоже нет.
** Но вообще списков смертных грехов (то есть тех, согрешающие которыми «Царства Божия не унаследуют») в посланиях апостола Павла много. Самый длинный в 1-й главе послания к Римлянам и содержит более 20 грехов.
** Но вообще списков смертных грехов (т. е. тех, согрешающие которыми «Царства Божия не унаследуют») в посланиях апостола Павла много. Самый длинный в 1-й главе послания к Римлянам и содержит более 20 грехов.
* В Библии ничего не сказано про Чистилище. Сама его идея появилась в позднем средневековье.
* В Библии ничего не сказано про Чистилище. Сама его идея появилась в позднем средневековье.
* Круги Ада также были описаны не в Библии. Как и вообще о концепции Ада говорится мало, включая общих фраз о вечных муках, тьме внешней и огне неугасимом.
* Круги Ада также были описаны не в Библии. Как и вообще о концепции Ада говорится мало, включая общих фраз о вечных муках, тьме внешней и огне неугасимом.
** И не сказано, что геенна огненная, в которую надо проваливать грешникам — это посмертие и то же самое, что шеол (загробный мир).
** И не сказано, что геенна огненная, в которую надо проваливать грешникам — это посмертие и то же самое, что шеол (загробный мир).
* Все ангелы красивы? Все демоны уродливы? Только почему ангелы при каждой встрече говорят людям: «Не бойся?».
* Все ангелы красивы? Все демоны уродливы? Только почему ангелы при каждой встрече говорят людям: «Не бойся?».
** Потому что в природе человека, тем более древнего, испытывать страх от вещей, которые он плохо понимает? Например, родители Самсона видели ангела в виде красивого юноши, но испугались, потому что приняли его за самого Бога, а увидевший Бога должен был умереть (просто как по некому закону природы — как человек, побывавший внутри атомного реактора, например). В то же время Иезкииль и Иоанн Богослов видят ангелов, похожих на льва, орла и быка — но опять же как существ величественных и по-своему прекрасных, а не как монстров.
** Потому что в природе человека, тем более древнего, испытывать страх от вещей, которые он плохо понимает? Например, родители Самсона видели ангела в виде красивого юноши, но испугались, потому что приняли его за самого Бога, а увидевший Бога должен был умереть (просто как по некому закону природы — как человек, побывавший внутри атомного реактора, например). В то же время Иезкииль и Иоанн Богослов видят ангелов, похожих на льва, орла и быка — но опять же как существ величественных и по-своему прекрасных, а не как монстров.
Строка 107: Строка 105:
* А ещё нигде не сказано, что те книги, которые составили Библию, являются первоисточником от первого до последнего слова. Это уже более поздняя раввинская интерпретация. В самом тексте Библии есть ссылки на более древние книги, которые послужили источниками окончательной редакции: летописи Израильского и Иудейского царств, Книга Праведного, Книга Браней Господних, Книга Завета, которую Иосия нашёл в Храме (отождествляется с Второзаконием). В послании Иуды есть одно выражение из книги Еноха.
* А ещё нигде не сказано, что те книги, которые составили Библию, являются первоисточником от первого до последнего слова. Это уже более поздняя раввинская интерпретация. В самом тексте Библии есть ссылки на более древние книги, которые послужили источниками окончательной редакции: летописи Израильского и Иудейского царств, Книга Праведного, Книга Браней Господних, Книга Завета, которую Иосия нашёл в Храме (отождествляется с Второзаконием). В послании Иуды есть одно выражение из книги Еноха.
* [[Аверсия]]: есть заблуждения, что в каноническом тексте Библии не написано, что Христос — это Бог. В одном только Евангелии от Иоанна таких указаний достаточно для ортодоксальных христиан — от первых слов «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (…) и Слово стало плотью и обитало среди нас» до обращённого ко Христу возгласа Фомы «Господь мой и Бог мой!» (нет, у евреев употреблять слово «Боже!» в качестве междометия и матозаменителя для выражения удивления не только не было принято, но прямо запрещалось Декалогом, «не произноси напрасно»). Для ариан и антитринитариев их недостаточно — но тут уже проблема разного толкования Библии, а не того, что там не написано.
* [[Аверсия]]: есть заблуждения, что в каноническом тексте Библии не написано, что Христос — это Бог. В одном только Евангелии от Иоанна таких указаний достаточно для ортодоксальных христиан — от первых слов «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (…) и Слово стало плотью и обитало среди нас» до обращённого ко Христу возгласа Фомы «Господь мой и Бог мой!» (нет, у евреев употреблять слово «Боже!» в качестве междометия и матозаменителя для выражения удивления не только не было принято, но прямо запрещалось Декалогом, «не произноси напрасно»). Для ариан и антитринитариев их недостаточно — но тут уже проблема разного толкования Библии, а не того, что там не написано.
** В Ветхом Завете слово «боги» во множественном числе («элохим») пару раз используется в отношении людей, имеющих власть (судей)<ref>Причём здесь тоже вопрос толкования: многие учёные интерпретируют эти места как рудименты первоначального еврейского политеизма и генотеизма.</ref> и вообще может быть вежливым обращением, примерно как «господа» (а глаголы после «элохим» [[Вывих мозга|в значении Единого Бога]] стоят иногда в единственном числе, иногда во множественном). Согласно тексту Нового Завете, Иисус цитировал эти слова в ответ на обвинение фарисеев, что он якобы делает себя равным Богу.
** В Ветхом Завете слово «боги» во множественном числе («элохим») пару раз используется в отношении людей, имеющих власть (судей)<ref>Причём здесь тоже вопрос толкования: многие учёные интерпретируют эти места как рудименты первоначального еврейского политеизма и генотеизма.</ref> и вообще может быть вежливым обращением, примерно как «господа» (а глаголы после «элохим» [[Вывих мозга| в значении Единого Бога]] стоят иногда в единственном числе, иногда во множественном). Согласно тексту Нового Завете, Иисус цитировал эти слова в ответ на обвинение фарисеев, что он якобы делает себя равным Богу.
* Другая аверсия: в Библии все-таки упоминаются кошки, в неканонической книге «Послание Иеремии».
* Другая аверсия: в Библии все-таки упоминаются кошки, в неканонической книге «Послание Иеремии».
* Аверсия посерьёзней: множество православнутых (и даже типа-воцерковлённых) ура-патриотов уверены, что в Библии не написано «не противься злому», что это чисто Толстой или всякие пацифистические секты. А ведь казалось бы, Нагорная проповедь, самые азы.
* Аверсия посерьёзней: множество православнутых (и даже типа-воцерковлённых) ура-патриотов уверены, что в Библии не написано «не противься злому», что это чисто Толстой или всякие пацифистические секты. А ведь казалось бы, Нагорная проповедь, самые азы.
** В особо запущенных случаях можно услышать, будто в Библии не написано «Бог есть любовь».
** В особо запущенных случаях можно услышать, будто в Библии не написано «Бог есть любовь».
* Аверсия: распространено утверждение, будто в Библии нет слова «Библия» (в оригинале таки есть βιβλία — «свитки»). Свидетели Иеговы любят также троллить тем, будто в Библии нет слова «религия» — есть, в Вульгате слово θρησκεία (благочестие, богопочитание) регулярно передаётся латинским religio, которое именно оттуда вообще-то и вошло в европейские языки. Им в ответ парируют, что слова «организация» там тоже нет (таки есть, τάξις — «порядок, чин, структура, организация», например, в 1 Коринфянам 14:40. Впрочем, отнюдь не в значении «корпорация», как в трейднейме «Организация Сторожевой Башни», так что с сильно прикрученным фитильком).
* Аверсия: распространено утверждение, будто в Библии нет слова «Библия» (в оригинале таки есть βιβλία — «свитки»). Свидетели Иеговы любят также троллить тем, будто в Библии нет слова «религия» — есть, в Вульгате слово θρησκεία (благочестие, богопочитание) регулярно передаётся латинским religio, которое именно оттуда вообще-то и вошло в европейские языки. Им в ответ парируют, что слова «организация» там тоже нет (таки есть, τάξις — «порядок, чин, структура, организация», например, в 1 Коринфянам 14:40. Впрочем, отнюдь не в значении «корпорация», как в трейднейме «Организация Сторожевой Башни», так что с сильно прикрученным фитильком).
* И еще одна аверсия — в Книге Чисел вполне четко объясняется, почему Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет. Первый раз он привел их к Ханаану уже на второй год, однако услышав свидетельства соглядатаев, израильтяне испугались отпора от местных жителей. Смысл скитаний был в том, чтобы сменилось поколение и трусливых-маловерных сменили более истовые (кстати, пара человек, проявивших твердость изначально, в течение этих лет не старели, в частности, Иисус Навин).
* Не сказано, что женщине нужно воздерживаться от секса до брака, а мужчине нет. «Каждый, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (от Матфея 5:28). Заповедь «не прелюбодействуй» тоже относится ко всем.
* Не сказано, что женщине нужно воздерживаться от секса до брака, а мужчине нет. «Каждый, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (от Матфея 5:28). Заповедь «не прелюбодействуй» тоже относится ко всем.
** Кстати, прелюбодеяние — это совращение замужней. Сексуальные отношения вне брака называются блудом и перечисляются всегда через запятую с прелюбодеянием и гомосексуальными отношениям без всякого намёка на какую-то градацию по степени греховности.
** Кстати, прелюбодеяние — это совращение замужней. Сексуальные отношения вне брака называются блудом и перечисляются всегда через запятую с прелюбодеянием и гомосексуальными отношениям без всякого намёка на какую-то градацию по степени греховности.
Строка 119: Строка 116:
* Кто такие Сыны Божии и кто такие Дочери Человеческие, сожительствовавшие друг с другом перед потопом и породившие [[нефилим]]ов. В писаниях межзаветной эпохи Сыны Божии отождествляются с ангелами (и это толкование согласно с мнением неверующих библеистов, которые прослеживают эволюцию западносемитских богов низшего ранга в «сынов Элохим» и далее в ангелов). В христианстве подобные толкования решительно обрубаются — Христос сказал, что Ангелы ни женятся, ни посягают, а потому здесь видят указание на смешение сифитов (праведного народа, сынов Божиих, ср. Второзаконие 14:1) с каинитами.
* Кто такие Сыны Божии и кто такие Дочери Человеческие, сожительствовавшие друг с другом перед потопом и породившие [[нефилим]]ов. В писаниях межзаветной эпохи Сыны Божии отождествляются с ангелами (и это толкование согласно с мнением неверующих библеистов, которые прослеживают эволюцию западносемитских богов низшего ранга в «сынов Элохим» и далее в ангелов). В христианстве подобные толкования решительно обрубаются — Христос сказал, что Ангелы ни женятся, ни посягают, а потому здесь видят указание на смешение сифитов (праведного народа, сынов Божиих, ср. Второзаконие 14:1) с каинитами.
* Не написано, что Ною было приказано взять каждое животное по паре. Ной одних зверей и птиц взял по паре, а других по семь. Естественно, насекомых и уж тем более живущих в воде животных Ной в ковчег не брал.
* Не написано, что Ною было приказано взять каждое животное по паре. Ной одних зверей и птиц взял по паре, а других по семь. Естественно, насекомых и уж тем более живущих в воде животных Ной в ковчег не брал.
** Про «по паре» таки есть: «Введи также в ковчег из всякого скота, и из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре» (Бытие, 6, 19). Правда, уже в следующей главе говорится другое: «и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского». Разгадка проста: Яхвист и Элохист, иудейский и израильский источники текста. В Израиле считали, что Ной должен был взять чистых и нечистых животных на развод, а чистых — ещё и для жертвоприношения, так что их требовалось больше. В Иудее возражали: какое-такое жертвоприношение, если приносить жертвы имеют право только потомки Аарона, а Ной наоборот — его дальний предок? То, что некоторых «чистых» (кошерных) животных пришлось съесть самому Ною с семьёй, а также скормить хищникам, никому отчего-то в голову не пришло.
** Про «по паре» таки есть: «Введи также в ковчег из всякого скота, и из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре» (Бытие, 6, 19). Правда, уже в следующей главе говорится другое: «и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского». Разгадка проста: Яхвист и Элохист, иудейский и израильский источники текста. В Израиле считали, что Ной должен был взять чистых и нечистых животных на развод, а чистых - ещё и для жертвоприношения, так что их требовалось больше. В Иудее возражали: какое-такое жертвоприношение, если приносить жертвы имеют право только потомки Аарона, а Ной наоборот - его дальний предок?
** Также не написано, что гора Арарат является самой высокой — скорее, наоборот, тот факт, что Ною вообще удалось пристать к какой-то горе, а не сесть на равнине или плавать и дальше в море, следует считать очередным чудом. И это не сам Арарат, а просто Араратские горы.
** Также не написано, что гора Арарат является самой высокой — скорее, наоборот, тот факт, что Ною вообще удалось пристать к какой-то горе, а не сесть на равнине или плавать и дальше в море, следует считать очередным чудом. И это не сам Арарат, а просто Араратские горы.
** Форма ноева ковчега — просто спасательная капсула с крышкой. На корабль с носом и обтекаемым корпусом он нисколько не походил. Скорее, это была огромная месопотамская куффа (корзинка из тростника, обмазанная асфальтом, и обшитая шкурами). В Ираке и Индии до сих пор на них ходят по мелководью: дёшево, грузоподъёмно, а для управления достаточно шеста.
** Форма ноева ковчега — просто спасательная капсула с крышкой. На корабль с носом и обтекаемым корпусом он нисколько не походил. Скорее, это была огромная месопотамская куффа (корзинка из тростника, обмазанная асфальтом, и обшитая шкурами). В Ираке и Индии до сих пор на них ходят по мелководью: дёшево, грузоподъёмно, а для управления достаточно шеста.
* [[Давид против Голиафа|Давид после победы над Голиафом]] сразу стал царём Израиля.
* «Давид после победы над Голиафом, сразу стал царём Израиля»
** Нет, Давид после победы над Голиафом вскоре поссорился с царём Саулом, увидевшем в нём опасного соперника, и бежал к… филистимлянам, которые ему дали в управление крепость Секелаг. Давид был провозглашён царё лишь после смерти Саула. Но не все это признали, так что ему пришлось воевать с сыном и наследником Саула за трон в Иерусалиме.
** Нет, Давид после победы над Голиафом вскоре поссорился с царём Саулом, увидевшем в нём опасного соперника, и бежал к... филистимлянам, которые ему дали в управление крепость Секелаг. Давид был провозглашён царё лишь после смерти Саула. Но не все это признали, так что ему пришлось воевать с сыном и наследником Саула за трон в Иерусалиме.
* Нигде не сказано, что первый из всадников Апокалипсиса — это Чума. Названные в Откровении Иоанна Богослова атрибуты не позволяют точно определить, аллегорией чего он является (возможно, безбожной власти); с чумой же его проассоциировали, вероятно, из-за параллелей с книгой пророка Иезекииля: «Кто вдали, тот умрёт от моровой язвы; а кто близко, тот падёт от меча; а оставшийся и уцелевший умрет от голода; так совершу над ними гнев Мой, <s>[[пнуть сукиного сына|муах-ха-ха]]</s>».


== Примечания ==
== Примечания ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!