Редактирование: Готтентотская мораль

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 7: Строка 7:
Что есть зло? <br />
Что есть зло? <br />
Готтентот вам ответить готов:<br />
Готтентот вам ответить готов:<br />
Это если зулус угоняет коров,<br>
Это если зулус угоняет коров,<br />
И несчастен тогда готтентот,<br />
И несчастен тогда готтентот,<br />
Потерявший рогатый свой скот.<br />
Потерявший рогатый свой скот.<br />
Строка 68: Строка 68:
* Герои Иара Эльтерруса в принципе частенько этим грешат, но особо показательный пример можно найти в «Сером Мече». Дракон Рохарх (положительный персонаж) с целью забрать на тот свет побольше врагов активирует амулет и подрывает ''целый город'', большую часть населения которого составляют вполне себе гражданские лица. Взрыв уносит «больше ста тысяч жизней», причём позже разные персонажи вспоминают это как совершенно рядовое происшествие. Ну ладно, думает читатель, мир чудовищно перенаселён, человеческая жизнь почти ничего не стоит… такой вот сеттинг. Но. Через некоторое время для избавления от ГГ, небезосновательно почитаемого за главную угрозу всему миру, вражеские маги активируют заклинание, принося в жертву ровно сто тысяч человек (с сопутствующим самопожертвованием одного из инициаторов ритуала). И все чуть ли не в один голос начинают стенать: ах, да как же так, да ведь это было чудовищное преступление, да нельзя платить за победу такую цену! Напрашивается вывод — массовые убийства вполне оправданы, но только если ты на правильной стороне.
* Герои Иара Эльтерруса в принципе частенько этим грешат, но особо показательный пример можно найти в «Сером Мече». Дракон Рохарх (положительный персонаж) с целью забрать на тот свет побольше врагов активирует амулет и подрывает ''целый город'', большую часть населения которого составляют вполне себе гражданские лица. Взрыв уносит «больше ста тысяч жизней», причём позже разные персонажи вспоминают это как совершенно рядовое происшествие. Ну ладно, думает читатель, мир чудовищно перенаселён, человеческая жизнь почти ничего не стоит… такой вот сеттинг. Но. Через некоторое время для избавления от ГГ, небезосновательно почитаемого за главную угрозу всему миру, вражеские маги активируют заклинание, принося в жертву ровно сто тысяч человек (с сопутствующим самопожертвованием одного из инициаторов ритуала). И все чуть ли не в один голос начинают стенать: ах, да как же так, да ведь это было чудовищное преступление, да нельзя платить за победу такую цену! Напрашивается вывод — массовые убийства вполне оправданы, но только если ты на правильной стороне.
* Алексей Фомичев, цикл «Оборотень», «Пусть Бог не вмешивается». Главный герой совершает [[изнасилование]]! При этом, когда то же самое делает главный злодей, автор его явно осуждает.
* Алексей Фомичев, цикл «Оборотень», «Пусть Бог не вмешивается». Главный герой совершает [[изнасилование]]! При этом, когда то же самое делает главный злодей, автор его явно осуждает.
** Строго говоря тут стоит сделать несколько поправок: [[Протагонист-злодей|Артур]] — [[Братва|живущий «по понятиям» бывалый беспредельщик]] и дистиллированный (а заодно как минимум на полбашки отмороженный — принципы у него есть, но их не много: едва-едва хватает на то, чтобы придерживаться «понятий») [[лихие девяностые|антигерой девяностых]] (а заодно дежурное [[зло воздающее]]), [[Жертва — козёл|жертва — сама по себе та ещё штучка]] и с точно такими же шансами могла им быть просто прикончена [[Сарказм|за всё хорошее]], а так под конец ''процедур'' она даже не сказать, что сильно недовольна осталась — так по мелочи: запыхалась, умом повредилась — [[Он просто идиот|тем немногим, что ещё оставался]], ну то есть [[Сарказм|практически не пострадала]]. {{spoiler|Артур ещё [[шутки ради]] оставил ей медяк — мол большего она не стоит.}} Ну и в довершение всего [[Все оттенки серого|там не один Артур такой морали придерживается]]. У автора к тому моменту повествования уже просто отсутствует необходимость давать какую-то моральную оценку действиям протагониста — читатель к тому моменту и так уже прекрасно представляет, что это за фрукт.
** Строго говоря тут стоит сделать несколько поправок: [[Протагонист-злодей|Артур]] — [[Братва|живущий «по понятиям» бывалый беспредельщик]] и дистиллированный (а заодно как минимум на полбашки отмороженный — принципы у него есть, но их не много: едва-едва хватает на то, чтобы придерживаться «понятий») [[антигерой девяностых]] (а заодно дежурное [[зло воздающее]]), [[Жертва — козёл|жертва — сама по себе та ещё штучка]] и с точно такими же шансами могла им быть просто прикончена [[Сарказм|за всё хорошее]], а так под конец ''процедур'' она даже не сказать, что сильно недовольна осталась — так по мелочи: запыхалась, умом повредилась — [[Он просто идиот|тем немногим, что ещё оставался]], ну то есть [[Сарказм|практически не пострадала]]. {{spoiler|Артур ещё [[шутки ради]] оставил ей медяк — мол большего она не стоит.}} Ну и в довершение всего [[Все оттенки серого|там не один Артур такой морали придерживается]]. У автора к тому моменту повествования уже просто отсутствует необходимость давать какую-то моральную оценку действиям протагониста — читатель к тому моменту и так уже прекрасно представляет, что это за фрукт.
** Во второй книге того же цикла «Всеми правдами и неправдами» с участием Артура есть куда более ''мерзкая'' сцена, когда его новые «коллеги» в рамках празднования очередных успехов снимают ему несовершеннолетнюю проститутку, а по факту сдаваемую для утех невольницу — даже то, что у Артура на тот момент [[амнезия]] и что он пребывает под влиянием [[Обыденность зла|весьма своеобразной атмосферы бандитских земель]], картину не исправляет, потому как поведение антигероя в этой сцене буквально животное прямо с момента, как девочку втолкнули в комнату — вместе с воспоминаниями Артур ещё и заметной части самоконтроля лишился.
** Во второй книге того же цикла «Всеми правдами и неправдами» с участием Артура есть куда более ''мерзкая'' сцена, когда его новые «коллеги» в рамках празднования очередных успехов снимают ему несовершеннолетнюю проститутку, а по факту сдаваемую для утех невольницу — даже то, что у Артура на тот момент [[амнезия]] и что он пребывает под влиянием [[Обыденность зла|весьма своеобразной атмосферы бандитских земель]], картину не исправляет, потому как поведение антигероя в этой сцене буквально животное прямо с момента, как девочку втолкнули в комнату — вместе с воспоминаниями Артур ещё и заметной части самоконтроля лишился.
* Вади Проскурин, цикл «Путь индюка» — местные «эльфы» фанатично проповедуют одновременно толерантность и нетерпимость. Толерантность — к тем, кто идёт путями Геи, то есть к «эльфам». Нетерпимость — включая убийства ради обряда посвящения — ко всем остальным. Аналогия с воинами социальной справедливости настолько полная, что не верится, что книга написана в 2011.
* цикл «Путь индюка» Вадима Проскурина — местные «эльфы» фанатично проповедуют одновременно толерантность и нетерпимость. Толерантность — к тем, кто идёт путями Геи, то есть к «эльфам». Нетерпимость — включая убийства ради обряда посвящения — ко всем остальным. Аналогия с воинами социальной справедливости настолько полная, что не верится, что книга написана в 2011.
* Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — яркая черта всего местного населения, начиная от радикального «только наши племя Люди, а потому остальных можно убивать почти всегда» кочевников, до «их бы неплохо ограбить, но это не выгодно» в развитых городах и у торговцев. Единственный носитель идеи равенства всех людей это попаданец из Москвы будущего, но и ему приходится на время принять эту концепцию. Протагонисту так и не удалось выбить эту концепцию даже у наиболее близких ему людей, пришлось объявлять всех людей мира буквально пятиюродными братьями, благо что в некотором роде, с учетом обширных брачных союзов, слоновьей памятью местных на родственные связи и внедренной практике приема в племя чужаков, так оно и было.
* Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — яркая черта всего местного населения, начиная от радикального «только наши племя Люди, а потому остальных можно убивать почти всегда» кочевников, до «их бы неплохо ограбить, но это не выгодно» в развитых городах и у торговцев. Единственный носитель идеи равенства всех людей это попаданец из Москвы будущего, но и ему приходится на время принять эту концепцию. Протагонисту так и не удалось выбить эту концепцию даже у наиболее близких ему людей, пришлось объявлять всех людей мира буквально пятиюродными братьями, благо что в некотором роде, с учетом обширных брачных союзов, слоновьей памятью местных на родственные связи и внедренной практике приема в племя чужаков, так оно и было.
* «[[Незнайка/Приключения Незнайки и его друзей|Приключения Незнайки и его друзей]]», эпизод с [[эффект Незнайки-художника|художественной выставкой Незнайки]]: всех коротышек он изобразил в нелепом и смешном виде, и они смеялись над чужими портретами, но страшно обижались на свои. Это Пончик? Бу-га-га, жиртрест, скоро лопнешь! Это Знайка? Гга-ха-ха, учёный осёл! А это кто? Я? Снимай портрет, а то накажу!
* «[[Незнайка/Приключения Незнайки и его друзей|Приключения Незнайки и его друзей]]», эпизод с [[эффект Незнайки-художника|художественной выставкой Незнайки]]: всех коротышек он изобразил в нелепом и смешном виде, и они смеялись над чужими портретами, но страшно обижались на свои. Это Пончик? Бу-га-га, жиртрест, скоро лопнешь! Это Знайка? Гга-ха-ха, учёный осёл! А это кто? Я? Снимай портрет, а то накажу!
Строка 89: Строка 89:
** Тут мораль даже не готтентотская. Тут троп «[[злу не постичь Добра]]» — орки банально не умеют не судить по себе.
** Тут мораль даже не готтентотская. Тут троп «[[злу не постичь Добра]]» — орки банально не умеют не судить по себе.
* Андре Нортон, «Планета Вуду» — планету Хатка основали негры, бежавшие из концлагеря, куда их загнали фашисты только за то, что они черные, и это было '''безумие — думать, будто от цвета кожи что-то зависит''' (говорящий ещё и кривится от презрения). Спустя три предложения он же говорит, что по прибытии на планету установили систему, в которой чем ты был чернее, тем ты был выше по статусу, а белые вообще не люди. И авторшей никак не порицается. Кроме того, она умудрилась угодить еще и в ловушку «[[Black Panther|Черной пантеры]]» [[непреднамеренное совпадение|за шестьдесят лет до её выхода]] — стремясь показать высокоразвитую черную цивилизацию, не додумалась ни до чего большего, чем первобытные племена с бластерами.
* Андре Нортон, «Планета Вуду» — планету Хатка основали негры, бежавшие из концлагеря, куда их загнали фашисты только за то, что они черные, и это было '''безумие — думать, будто от цвета кожи что-то зависит''' (говорящий ещё и кривится от презрения). Спустя три предложения он же говорит, что по прибытии на планету установили систему, в которой чем ты был чернее, тем ты был выше по статусу, а белые вообще не люди. И авторшей никак не порицается. Кроме того, она умудрилась угодить еще и в ловушку «[[Black Panther|Черной пантеры]]» [[непреднамеренное совпадение|за шестьдесят лет до её выхода]] — стремясь показать высокоразвитую черную цивилизацию, не додумалась ни до чего большего, чем первобытные племена с бластерами.
* Тэд Уильямс «Жил на свете рыцарь вредный» — драконы кушают людей пачками, притом что им необязательно есть именно людей — какие-нибудь кабаны, например, сгодяться, люди, видимо, просто вкуснее — особенно королевских кровей. Но при этом убийство человеком дракона, даже если человек пришёл отомстить за убитого, драконами воспринимается как ужасное преступление.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Американские боевики — США всегда поступают правильно.
* Американские боевики — США всегда поступают правильно.
* «Сказание о Рустаме»: [[Демон в облике человека|див Тулад]] согласен выпить «за победу добра», как предложил Рустам: «Поскольку моё ремесло — повсюду, где можно, творить только зло, то то, что ''вы'' — злом, то добром ''мы'' зовём. Выходит, что мы за добро оба пьём!».
* «[[Свадьба в Малиновке]]» — «С тебя честный человек сапоги снял, а с меня — бандит».
* «[[Свадьба в Малиновке]]» — «С тебя честный человек сапоги снял, а с меня — бандит».
* [[Vampire Diaries|Дневники вампира]] — весь сериал состоит из этого тропа!
* [[Vampire Diaries|Дневники вампира]] — весь сериал состоит из этого тропа!
Строка 99: Строка 97:
* «Назад в будущее» — мать главного героя, читающая сыну нотации в стиле «вот мы в ваши годы таким не занимались», в его возрасте буднично признаётся, что ей уже не впервой встречаться с парнями в машине, а до кучи ещё дует из горла вискас, упёртый из родительского бара. Образец такого типа морали (как и большинство родителей в реальной жизни).
* «Назад в будущее» — мать главного героя, читающая сыну нотации в стиле «вот мы в ваши годы таким не занимались», в его возрасте буднично признаётся, что ей уже не впервой встречаться с парнями в машине, а до кучи ещё дует из горла вискас, упёртый из родительского бара. Образец такого типа морали (как и большинство родителей в реальной жизни).
* «День, когда Земля остановилась» — соплеменники Клаату, устраивающие геноцид любых разумных рас, которые они считают слишком агрессивными и опасными для себя. Якобы миролюбивая раса для этого разработала боевых роботов, уничтожающих целые планеты в автоматическом режиме. Сам Клаату, однако, сомневается в правильности такой политики и позволяет землянам остановить уже включенного робота.
* «День, когда Земля остановилась» — соплеменники Клаату, устраивающие геноцид любых разумных рас, которые они считают слишком агрессивными и опасными для себя. Якобы миролюбивая раса для этого разработала боевых роботов, уничтожающих целые планеты в автоматическом режиме. Сам Клаату, однако, сомневается в правильности такой политики и позволяет землянам остановить уже включенного робота.
* [[Фильмы Marvel о Торе|Тор]] во всех фильмах Марвел, где он есть. Ему можно вторгаться в миры, нападать на случайных людей (даже после того, как он «изучил урок» во время изгнания после нападения на Йотунхейм, — едва появившись на Земле в «Мстителях», он нападает на Старка и забирает Локи. И не пытается выяснить, что с ним случилось, а немедленно обвиняет во всех грехах), мечтать (и устраивать) геноцид, но когда то же самое делает Локи или Хела — это плохо. Впрочем, Один воспитал сына по подобию своему — он был рад растить Хелу убийцей и [[палач]]ом, но [[попаболь|жутко возмущён]], когда выяснилось, что ничем кроме она быть не может.
* [[Thor Trilogy|Тор]] во всех фильмах Марвел, где он есть. Ему можно вторгаться в миры, нападать на случайных людей (даже после того, как он «изучил урок» во время изгнания после нападения на Йотунхейм, — едва появившись на Земле в «Мстителях», он нападает на Старка и забирает Локи. И не пытается выяснить, что с ним случилось, а немедленно обвиняет во всех грехах), мечтать (и устраивать) геноцид, но когда то же самое делает Локи или Хела — это плохо. Впрочем, Один воспитал сына по подобию своему — он был рад растить Хелу убийцей и [[палач]]ом, но [[попаболь|жутко возмущён]], когда выяснилось, что ничем кроме она быть не может.
* [[Captain America Trilogy|Стив Роджерс]] меняет своё мнение от фильма к фильму (может, из-за сценаристов), но и мораль в итоге должна меняться. То ему не нравится, что Старк не из тех, кто ложится на проволоку, то он прямо запрещает Вижену жертвовать собой ради половины Вселенной. То он отказывается оставлять город хоть с одним гражданским на нём (что одновременно угрожает миллионам людей внизу — потому что чем выше поднимется Нови-Град, тем опаснее потом его падение), то он считает, что «иногда нельзя спасти всех». То он осуждает ЩИТ за вербовку Золя, потому что тот агент Гидры, то оправдывает близнецов Максимофф за присоединение к Гидре (по гораздо меньшим причинам, стоит сказать). И другие персонажи, и зрители должны подстраиваться под его измененную мораль, потому что он — Герой, а остальные неправы.
* [[Captain America Trilogy|Стив Роджерс]] меняет своё мнение от фильма к фильму (может, из-за сценаристов), но и мораль в итоге должна меняться. То ему не нравится, что Старк не из тех, кто ложится на проволоку, то он прямо запрещает Вижену жертвовать собой ради половины Вселенной. То он отказывается оставлять город хоть с одним гражданским на нём (что одновременно угрожает миллионам людей внизу — потому что чем выше поднимется Нови-Град, тем опаснее потом его падение), то он считает, что «иногда нельзя спасти всех». То он осуждает ЩИТ за вербовку Золя, потому что тот агент Гидры, то оправдывает близнецов Максимофф за присоединение к Гидре (по гораздо меньшим причинам, стоит сказать). И другие персонажи, и зрители должны подстраиваться под его измененную мораль, потому что он — Герой, а остальные неправы.
** Бонусом ко всем фильмам и сериалам (в т. ч. Нетфликс) — Баки не виноват, потому что ему промыли мозги, но на остальных, кому тоже промыли мозги, эта защита не действует. А некоторые попали в руки Гидры только потому, что Стив и Наташа сбросили файлы ЩИТа в сеть. Ещё плюсик — Баки, который после экспериментов над собой, пыток и промывания мозгов вынужден был работать на Гидру, без проблем работает с Вандой, которая добровольно работала на Гидру и получила способности промывать мозги благодаря учёным Гидры. Ни они сами, ни другие герои проблем с этим не видят.
** Бонусом ко всем фильмам и сериалам (в т. ч. Нетфликс) — Баки не виноват, потому что ему промыли мозги, но на остальных, кому тоже промыли мозги, эта защита не действует. А некоторые попали в руки Гидры только потому, что Стив и Наташа сбросили файлы ЩИТа в сеть. Ещё плюсик — Баки, который после экспериментов над собой, пыток и промывания мозгов вынужден был работать на Гидру, без проблем работает с Вандой, которая добровольно работала на Гидру и получила способности промывать мозги благодаря учёным Гидры. Ни они сами, ни другие герои проблем с этим не видят.
Строка 109: Строка 107:
* Слепая — Ирина из серии «Отчим» ненавидет главную героиню Елену, за то что та убила своего мужа-её любовника … который убил и ограбил всю её семью и был психопатом, злым серийным убийцей, брачным аферистом.
* Слепая — Ирина из серии «Отчим» ненавидет главную героиню Елену, за то что та убила своего мужа-её любовника … который убил и ограбил всю её семью и был психопатом, злым серийным убийцей, брачным аферистом.
* «Агенты Щ. И.Т.» — буквально все персонажи живут по принципу «мы — хорошие парни, поэтому можем творить зло». Других за подобные поступки они активно осуждают и пытаются убить (даже если те действуют под принуждением).
* «Агенты Щ. И.Т.» — буквально все персонажи живут по принципу «мы — хорошие парни, поэтому можем творить зло». Других за подобные поступки они активно осуждают и пытаются убить (даже если те действуют под принуждением).
* «[[13 причин почему]]» — кроме линии Брайса, однозначного мерзавца, во всех неоднозначных ситуациях Ханну выставляют мученицей. Никто не помог пьяной девушке от Брайса отбиться? Виноваты все, кроме самой Ханны — на неё, видите ли, ступор напал. А на остальных он не имел права напасть. Клэй не прочитал мысли Ханны и не остался? Нет, он не уважает желание любимой девушки, а негодяй, не понимающий её психологию. Парочка начала встречаться, и Ханна себя почувствовала лишней? Ну, это они виноваты тоже. Парень грубо ответил на её же грубость? Он задел её нежную душу, а сам «должен был забыть об этом».


=== [[Мультсериал]]ы ===
=== [[Мультсериал]]ы ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!