Готтентотская мораль

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngОсторожно, деликатная тема!
Posmotreli  — не цитатник острополитического публициста. Мы никак не затрагиваем текущую политику, не конфликтуем ни с кем — и не разжигаем никакой сторонний конфликт. Меньше рецептов, больше культурных отсылок.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Moral Myopia, Protagonist-Centered Morality. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Нам можно, а другим нельзя
« Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом?
Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жён, а зло — когда у меня украдут.
»
«

Что есть зло?
Готтентот вам ответить готов:
Это если зулус угоняет коров,
И несчастен тогда готтентот,
Потерявший рогатый свой скот.
А тогда что такое добро?
Вновь уложимся в несколько слов:
Ведь добро — угонять у зулусов коров,
И свое на них ставить тавро.
Это знает любой готтентот:
Только так — и не наоборот.

»
— Алекс Авни Железнов
« В грядущей битве нет правильной стороны, друг мой. Они постоянно сражаются, потому что никто из них не может или не хочет заняться ничем другим. Обе стороны жаждут крови. Мы с тобой уже видели подобное раньше — две стороны конфликта, вне зависимости от того, кто из них и насколько разными были изначально, вне зависимости от того, кто из них и насколько правомерно начал войну — становятся практически неотличимы друг от друга. Жестокость против жестокости, глупость против глупости. »
— «Малазанская Книга Павших», книга «Охотники за костями»
« Ещё больше иронии в том, что оба крайних крыла политического спектра сходятся в средствах и методах; очень многое их объединяет — жестокость к колеблющимся, кровь, которую они готовы пролить за «правое» дело, защищая свою версию реальности. Ненависть, которую они высказывают тем, кто проявляет сомнения. Скептицизм, в конце концов, прикрывает презрение, а нет раны глубже и кровавее, чем когда тебя презирает кто-то, у кого нет никаких убеждений. »
— «Малазанская Книга Павших», книга «Буря жнеца»

Готтентотская мораль — всё, что идёт на пользу/ведёт к счастью протагониста — хорошо; всё, что идёт ему во вред/ведёт к несчастью — плохо. Как правило, является неотъемлемой принадлежностью Мэри Сью. Готтентотской моралью отличается также среднестатистический попаданец и выживальщик. Названием обязано готтентотам — африканскому кочевому народу, чьи представления о собственности сильно отличались от европейских. (Нет, не так, как это описано в эпиграфе: они считали, что, продав корову, владелец сохраняет право на её будущий приплод, а белые колонисты считали, что, купив корову они заодно покупают и право на этот приплод; соответственно фразу можно с точностью до перевода понимать и так: если я отобрал у соседа моё имущество, которое тот не хотел отдавать — это хорошо, если сосед отобрал у меня моё имущество — это плохо). Посмотре.ли не пропагандирует расизм, но так уж название исторически сложилось.

На первый взгляд, это похоже на случаи чёрно-серой, cеробуромалиновой и морали всех оттенков серого, но есть резкое отличие: автор, исповедующий готтентотскую мораль, действительно ВЕРИТ, что добро и зло существуют, и что граница проходит по отношению к протагонисту.

Нюанс как бы с прикрученным фитильком — комбинация готтентотской и чёрно-белой морали. Вкратце: если вам удар по морде — это плохо, а если другому — ну, это конечно тоже плохо, но в 10 раз менее плохо.

Пропатченная версия сабжа — так называемые «двойные стандарты». В этом случае в тезисе «хорошо то, что хорошо для меня» «Я» расширяется до родных, друзей, союзников и просто симпатичных людей. Некоторые готтентоты считают, что других людей за готтентотскую мораль следует уважать, а потерпевших от них — презирать («молодцы, в люди выбились, а потерпевшие — лохи, лузеры, быдло и т. п.») конечно, если потерпевшие — не сами готтентоты. При выходе на политический уровень получаем троп Вам террористы, нам партизаны. Где-то рядом находится определение «Наш сукин сын», которое дал какой-то американский президент какому-то диктатору какой-то банановой республики Анастасио Гарсиа Сомоса, диктатор Никарагуа. Цитата Рузвельта относилась к объявлению каудильо войны Германии в момент, когда от него, как и от других латиноамериканских диктаторов, ожидали сотрудничества с Гитлером..

Не стоит путать с тропом «Я хороший, мне всё можно» — к таким «хорошим» относятся те, кто искренне верит, что они добрые в традиционном понимании, но творят что-то мерзкое.

Что не является тропом[править]

Стоит учесть, что те, кто со стороны выглядят «готтентотами», в части случаев либо движутся не эгоцентричными мотивами (но могут приблизиться к тропу, убедив себя, что хорошим всё можно), либо считают, что сами ведут себя аморально, но имеют смысл так поступать (этот случай, конечно, не заслуживает оправдания, но относится, скорее, к другому тропу или ещё к одному).

  • «Нравственно то, что в интересах пролетариата» (В. Ленин)[1] — это инверсия сословной морали, а не сабж. Самого себя Ленин, разумеется, считал не пролетариатом, а его верным слугой и защитником. Однако Ленин действовал в интересах пролетариата не потому, что пролетарии — хорошие люди, а потому, что согласно марксистскому учению, пролетариат — передовой класс, который совершит революцию и установит более прогрессивный строй. При таком подходе классы-эксплуататоры — объективное зло сами по себе, а всё, что помогает угнетённым избавиться от эксплуататоров[2], — объективное добро, каким бы жестоким ни казалось с точки зрения «старой» морали.
  • На войне никто практически не говорит: «Я — значит, хороший, свой — значит, хороший, чужой — значит, плохой». Там скорее «я убиваю его, чтобы он не убил меня» и «я служу своей армии и просто выполняю её приказы». А вот во время холодной войны готтентотская мораль в пропаганде процветает во все поля: что бы ни делали враги — это плохо, потому что они враги. Что бы ни делали мы — хорошо, потому что это мы.
  • Гопники не считают себя центром добра, их философия строится скорее на том, что «не мы такие, жизнь такая».
  • В религиях вероотступничество тоже объясняется иначе, чем «добро — это Мы, а зло — это Они». Тот, кто перешел из «нашей» религии в другую, видится как человек, предпочитающий ложь истине и пренебрегший истинным Богом (или богами) ради тёмных сил или вымышленных существ.

Бесспорно же можно считать носителями готтентотской морали только тех, кто морально равноценный поступок равного себе человека не считает таковым по эгоцентрическим соображениям. И если чётко можно выделить угнетателя и угнетённого, агрессора и жертву, то обороняющийся или требующий адекватной компенсации за ущерб ещё не является «готтентотом», но «Я пострадавший, мне всё можно» — подходит под троп стопроцентно.

Ворон ворону глаз не выклюет — вариант, когда с «чужими» можно поступать дурно, а со «своими» — ни-ни!

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — повелением Бога и благом Израиля оправданы в Ветхом Завете геноцид, жестокие массовые казни, рабство и многое другое. Разумеется, по отношению к Избранникам Божьим непозволительно поступать точно так же. Им — можно. Их — нельзя.
    • Когда все-таки случается, то непременно с божьего попустительства, в качестве кары за их грехи.
  • Адова куча анекдотов: «Пойдём бить других! — А если они нас? — А нас-то за что?» Видимо, у каждого народа есть что-то подобное, меняются только действующие лица.
  • «Сталинист — это либерал, которого обокрали. Либерал — это сталинист, которого посадили».

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • В. И. Даль, «Денщик» — заглавный герой: «весь мир распадался для него на две половины: на мы и не мы. Мы — это были для него сам он с барином своим и со всеми пожитками: не мы — это были все прочие господа, весь видимый мир. В более обширном смысле мы означало также свою роту, батальон или даже полк, а в самом пространном значении мы принималось в смысле: вся армия… Вор … был у него тот, кто готов был обокрасть барина своего или собрата, сотоварища, кто ворует у той половины вселенной, которую Яков называл мы и наше. … Но если б вы сказали ему, что и сам он вор, потому что в хозяйстве его находится некупленный ухват, взятая где-то мимоходом сковородка, сапоги, стоящие рубля четыре и купленные по известным причинам за двугривенный[3], — то Яков выпучил бы на вас глаза и с чистейшею совестью, покачав головой, сослался бы на барина своего и на весь полк: они-де знают его, Якова, как человека, которого можно осыпать золотом, и он ничего не тронет».
  • Е. Замятин, притча «Арапы».
  • Братья Стругацкие, «Град обреченный» — антисемитизм Эллизауэра «сделался в значительной степени абстрактным» после того, как Кацман смог найти склад с соляркой, которая очень сильно помогла экспедиции: «Я ненавижу жидов! Нет ничего хуже жида! Но я ничего не имею против евреев, вот взять хотя бы Кацмана…».
    • Разделение на правильных евреев, которые едва ли не высшая раса и вообще арийцы, правда, и встречаются в единичных экземплярах и в теории, и мерзких презренных жидов, которые не обязательно даже евреи, а «я жидами называю всех, кого считаю плохими» — действительно широко встречается в бытовом антисемитизме.
  • В цикле «Отблески Этерны» Веры Камши всё, что делается во благо государства Талиг и лично Рокэ Алвы, Первого Маршала — добро. Всё, что делается им во вред — зло.
    • Справедливости ради стоит отметить, Рупперт фок Фельсенбург любит Дриксен не меньше, чем Савиньяк Талиг, а Карло Капрас испытывает те же чувства к Гайифской империи. Другое дело, что «хорошие» патриоты других стран быстро понимают, что с Талигом надо дружить, а Алвой восхищаться. А если не понимают, то они мерзавцы или вовсе одержимые.
    • В последнем томе, «Полночь», педаль уходит в пол: Лионель Савиньяк принимает к исполнению план, согласно которому в не заражённый скверной город привозят заражённого, а потом убивают всех заразившихся от него жителей. Иными словами, всех, кто не устойчив к заразе, под нож, даже если они еще не заразились, и могли бы не заразиться. Цель, как известно, оправдывает средства.
    • Внутримировой сабж: Ричарда Окделла никто не хотел брать на службу оруженосцем, потому что его отец был государственным преступником. В итоге Ричарда берёт к себе Рокэ Алва, которому безразлично мнение общественности. Когда несколько позже тот же Алва обещает принять в гвардию Герарда Арамону, Ричард искренне возмущён, потому что «это же сын капитана Арамоны, подлеца и труса!» А когда Алва в ответ прямо указывает на готтентотскую мораль Ричарда — тот возмущается ещё сильнее, потому что «это другое»…
  • «Тайный город» Вадима Панова: всё, что идёт на благо Тёмного двора и его вассалов — хорошо. И это при том, что тайногородские Навы — довольно человечные на общем фоне дарксайдеры в фэнтези.
    • По большому счету люды и чуды рассуждают точно так же, как навы (особенно показателен вылившийся в войну дележ синтетического Золотого Корня и лаборатории по его производству). Но поскольку у них нет собственных интриганов уровня Сантьяги, то и попытки усилиться за счет соседей стабильно проваливаются.
  • Оливулская империя в цикле Анастасии Парфёновой «Танцующая с Ауте» страшно возмущена тем, что «эльфы» перебили их правящий род и захватили власть. Захватчиков показательно ненавидят, героиню, ставшую новой Императрицей, называют Кровавой Ведьмой. То, что войну начали сами оливулцы, а, когда военная экспансия не принесла результатов, воспользовались биологическим оружием, выкосившим добрую половину эль-ин, наоборот, воспринимается как вполне допустимое поведение.
  • Как уже было сказано, большинство циклов о попаданцах, изо всех сил укрепляющих Государство Российское под мудрым руководством Сталина/Петра I/Ивана Грозного. Ясное дело, любые противники России — злодеи и упыри.
  • Герои книг Виталия Зыкова (обеих серий) делятся на законченных корыстных сволочей, наивных идеалистов (быстро вымирают) и мрачных мизантропов, живущих по принципу «за свою страну/нацию/расу я вам всем глотки перегрызу». Судя по эволюции характеров всех POV-персонажей в сторону последней категории, именно таким автору видится нравственный идеал. Всех героев, имевших глупость поставить любовь, дружбу, честность или нравственность выше политической целесообразности ждет быстрая и беспощадная кара.
    • Впрочем, это не мешает им обвинять друг в друга в этом же самом. Сотрудничала с врагами? Предательница и мразь. Под угрозой смерти? Неважно.
  • Герои Иара Эльтерруса в принципе частенько этим грешат, но особо показательный пример можно найти в «Сером Мече». Дракон Рохарх (положительный персонаж) с целью забрать на тот свет побольше врагов активирует амулет и подрывает целый город, большую часть населения которого составляют вполне себе гражданские лица. Взрыв уносит «больше ста тысяч жизней», причём позже разные персонажи вспоминают это как совершенно рядовое происшествие. Ну ладно, думает читатель, мир чудовищно перенаселён, человеческая жизнь почти ничего не стоит… такой вот сеттинг. Но. Через некоторое время для избавления от ГГ, небезосновательно почитаемого за главную угрозу всему миру, вражеские маги активируют заклинание, принося в жертву ровно сто тысяч человек (с сопутствующим самопожертвованием одного из инициаторов ритуала). И все чуть ли не в один голос начинают стенать: ах, да как же так, да ведь это было чудовищное преступление, да нельзя платить за победу такую цену! Напрашивается вывод — массовые убийства вполне оправданы, но только если ты на правильной стороне.
  • Алексей Фомичев, цикл «Оборотень», «Пусть Бог не вмешивается». Главный герой совершает изнасилование! При этом, когда то же самое делает главный злодей, автор его явно осуждает.
    • Строго говоря тут стоит сделать несколько поправок: Артур — живущий «по понятиям» бывалый беспредельщик и дистиллированный (а заодно как минимум на полбашки отмороженный — принципы у него есть, но их не много: едва-едва хватает на то, чтобы придерживаться «понятий») антигерой девяностых (а заодно дежурное зло воздающее), жертва — сама по себе та ещё штучка и с точно такими же шансами могла им быть просто прикончена за всё хорошее, а так под конец процедур она даже не сказать, что сильно недовольна осталась — так по мелочи: запыхалась, умом повредилась — тем немногим, что ещё оставался, ну то есть практически не пострадала. Артур ещё шутки ради оставил ей медяк — мол большего она не стоит. Ну и в довершение всего там не один Артур такой морали придерживается. У автора к тому моменту повествования уже просто отсутствует необходимость давать какую-то моральную оценку действиям протагониста — читатель к тому моменту и так уже прекрасно представляет, что это за фрукт.
    • Во второй книге того же цикла «Всеми правдами и неправдами» с участием Артура есть куда более мерзкая сцена, когда его новые «коллеги» в рамках празднования очередных успехов снимают ему несовершеннолетнюю проститутку, а по факту сдаваемую для утех невольницу — даже то, что у Артура на тот момент амнезия и что он пребывает под влиянием весьма своеобразной атмосферы бандитских земель, картину не исправляет, потому как поведение антигероя в этой сцене буквально животное прямо с момента, как девочку втолкнули в комнату — вместе с воспоминаниями Артур ещё и заметной части самоконтроля лишился.
  • цикл «Путь индюка» Вадима Проскурина — местные «эльфы» фанатично проповедуют одновременно толерантность и нетерпимость. Толерантность — к тем, кто идёт путями Геи, то есть к «эльфам». Нетерпимость — включая убийства ради обряда посвящения — ко всем остальным. Аналогия с воинами социальной справедливости настолько полная, что не верится, что книга написана в 2011.
  • Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — яркая черта всего местного населения, начиная от радикального «только наши племя Люди, а потому остальных можно убивать почти всегда» кочевников, до «их бы неплохо ограбить, но это не выгодно» в развитых городах и у торговцев. Единственный носитель идеи равенства всех людей это попаданец из Москвы будущего, но и ему приходится на время принять эту концепцию. Протагонисту так и не удалось выбить эту концепцию даже у наиболее близких ему людей, пришлось объявлять всех людей мира буквально пятиюродными братьями, благо что в некотором роде, с учетом обширных брачных союзов, слоновьей памятью местных на родственные связи и внедренной практике приема в племя чужаков, так оно и было.
  • «Приключения Незнайки и его друзей», эпизод с художественной выставкой Незнайки: всех коротышек он изобразил в нелепом и смешном виде, и они смеялись над чужими портретами, но страшно обижались на свои. Это Пончик? Бу-га-га, жиртрест, скоро лопнешь! Это Знайка? Гга-ха-ха, учёный осёл! А это кто? Я? Снимай портрет, а то накажу!
  • Евгений Лукин, «Миссионеры» — священник с каравеллы «Святая Девы» с удовольствием описывает сожжение на костре дикаря виновного лишь в том, что его лицо было татуировано «изображениями ската и акулы, которые, как известно, суть не что иное, как два воплощения врага рода человеческого». И сколь искренне его возмущение, когда туземцы на других островах начинают жечь колонизаторов ракетами.
    • Тут скорей «Караул, спасают!» в режиме «педаль в литосферу». Священник не допустил бессмысленного убийства пленного, признал туземца за равного и крестил его, ну а потом сжёг за явную связь с дьяволом, чтобы спасти его душу.
  • Д.Мансуров, «Кащей Бессмертный» — колдуны жутко возмущены, что кремниты создали киборгов, которые нападают на их, колдунов, миры, и портят их технику. При этом, все нападения начались после того, как колдуны, «изучая» мир кремнитов, обнаружили интересные свойства их ресурсов, и украли весь урожай, обрекая кремнитов на голодную смерть. А вся техника колдунов создана как раз на основе украденного. Сам Кащей при этом прямо насмехается над моралью колдунов (тем, правда, наука все равно впрок не пошла, так что ещё несколько раз пришлось по носу щелкать).

На других языках[править]

  • Сознательно сделано в романе «Рыжий Орм» Франца Гуннара Бенгтссона. Герои (викинги X века), угодив в рабство на галеры, ненавидят и рабство, и оковы, и плети, и надсмотрщиков (которым мстят при первой возможности). Позже героям удаётся стать владельцами собственной галеры с рабами, и очень быстро герои приходят к выводу, что оковы и плети — полезные и нужные вещи.
  • Книги Дэйла Брауна, отставного капитана и байкера, про лётчиков и бананотехнологии. Описания действий американцев вполне можно использовать в пропаганде, выдавая за творчество российских ура-патриотов — крышевание наркоторговли и терроризма в Косово, в том числе Красным крестом и европейскими странами НАТО вопреки их интересам. Но американцам нужны базы в Персидском заливе, а для этого нужно дружить с исламистами вообще и Саудовской Аравией в частности. А ещё они летают, где хотят, и бомбят, кого сочтут нужным, невзирая на всякие там суверенитеты. Когда на Балканы приходит российская армия, принеся с собой мир, стабильность и процветание — это плохо, так как пугает местное население воспоминаниями о советской оккупации во время Второй мировой и приносит доход российскому нефтяному магнату, а в прошлом наркобарону (и им же спровоцировано путём тайного авиационного удара по лагерю беженцев, под который был закамуфлирован созданный американцами лагерь подготовки террористов). Американцам нужна туркменская нефть — нет проблем, натравим на Туркмению талибов из Афгана и будем бомбить российские войска, вошедшие в страну по незаконной просьбе законного правительства. А когда президент России называет компашку главных героев международными террористами, обосновывая их действиями ни много ни мало ядерный удар по США, американский президент понимает, что ему реально нечем крыть, кроме как матом. Это могло бы сойти за все оттенки серого или даже чёрного, но автору это не мешает снабжать свои книжки эпиграфами типа «я посвящаю эту книгу американским воинам света, борющимся за мир и свободу во всем мире».
    • Вообще, для американской военной фантастики очень характерны заявки в духе «чего это они в нас из зенитки стреляют, неужто потому, что мы на них бомбы сбрасываем» и прочие «у меня три сына, один служит в Руритании, другой в Кураке, третий в Вальверде, муж в Утае генералом, а сама я политолог, изучаю проблему российского империализма». Легче сказать, где этого нет.
      • Некоторые, впрочем, находят вполне логичный выход: Вальверде, Курак, Руритания и Утай — это так, чурки странные, воевать против них это бремя белого человека. А вот Россия — единственная страна, угрожавшая миру и благополучию в ЕВРОПЕ после ВМВ, и единственная, в ней же покушавшаяся на суверенитет и территориальную целостность. И только пафосный пацанский принцип 5-й статьи Устава НАТО не доводил до греха. Что, тоже по теме.
  • Джон Шеттлер, «Киров» — НАТО готово костьми лечь, чтобы освободить от российской оккупации Прибалтику (а заодно, наверное, Крым, Осетию, Абхазию и калининградскую область — это не считается вторжением на территорию РФ, это так было надо) во имя священных принципов суверенитета и территориальной целостности, а также международного права. И потому, что Путин это Гитлер, забивший на оные (определение автора). Поэтому освобождать Прибалтику поедут британская бригада, выведенная по этому поводу из Египта, где охраняла нефтяное месторождение от египетской же армии, и американская армия, прокачанная до неостановимого бронированного джаггернаута в войне за нефть в Ираке (автор признает, что война в Ираке была за нефть, но не считает это агрессией или империализмом). И американский авианосец, с которого бомбили 14 стран, чем он вполне отработал налогоплательщикам свои капремонты. Впрочем, см.выше — агрессия это про Европу, воевать с арабами… Это, в какой-то степени данность.
  • Валерьян Подмогильный, «Город» («Місто») — внутримировой пример (роман написан без выраженной авторской позиции, но мало кто станет оправдывать поведение Степана, во всяком случае, ближе к концу). Главный герой с начала и до конца романа убежден, что он всегда прав и ему все должны. При этом, если в начале этим оправдывается скандал в центре занятости (как так он должен прийти в приемный день в нужный кабинет?! Нет, работу ему должен искать лично начальник, и немедленно!) и хамство в адрес тех, в чьем доме он живет, то в конце — нанесение в буквальном смысле смертельного (покончила с собой) оскорбления своей любовнице, «в отместку» за то, что он хочет уйти от нее, но все еще ее любит. У холодильника становится понятно, что закидоны Степна связаны с пережитой войной, но это его все равно не оправдывает.
  • «Властелин колец» — диалог орков, обнаруживших тело Фродо, в конце второго тома «Две крепости». Горбаг: «Тому, большому, с мечом, он был вообще без надобности, вот он его и бросил на дороге. Обычное дело для эльфов.» Шаграт: «Ты помнишь, старого Уфтака? Он пропал, а через несколько дней мы нашли его в углу: он висел вниз головой, был в полном сознании и страшно злился. Ох, как мы смеялись тогда! Она (Шелоб), наверное, забыла про него. Мы, конечно, не стали его трогать, нельзя ей мешать.»
    • Тут мораль даже не готтентотская. Тут троп «злу не постичь Добра» — орки банально не умеют не судить по себе.
  • Андре Нортон, «Планета Вуду» — планету Хатка основали негры, бежавшие из концлагеря, куда их загнали фашисты только за то, что они черные, и это было безумие — думать, будто от цвета кожи что-то зависит (говорящий ещё и кривится от презрения). Спустя три предложения он же говорит, что по прибытии на планету установили систему, в которой чем ты был чернее, тем ты был выше по статусу, а белые вообще не люди. И авторшей никак не порицается. Кроме того, она умудрилась угодить еще и в ловушку «Черной пантеры» за шестьдесят лет до её выхода — стремясь показать высокоразвитую черную цивилизацию, не додумалась ни до чего большего, чем первобытные племена с бластерами.

Кино[править]

  • Американские боевики — США всегда поступают правильно.
  • «Свадьба в Малиновке» — «С тебя честный человек сапоги снял, а с меня — бандит».
  • Дневники вампира — весь сериал состоит из этого тропа!
  • «О чём ещё говорят мужчины» — Лев Николаевич обладает именно такой моралью в вопросе о любовницах. «Мне можно! Я, понимаешь ли, нравственный ориентир!»
  • «Назад в будущее» — мать главного героя, читающая сыну нотации в стиле «вот мы в ваши годы таким не занимались», в его возрасте буднично признаётся, что ей уже не впервой встречаться с парнями в машине, а до кучи ещё дует из горла вискас, упёртый из родительского бара. Образец такого типа морали (как и большинство родителей в реальной жизни).
  • «День, когда Земля остановилась» — соплеменники Клаату, устраивающие геноцид любых разумных рас, которые они считают слишком агрессивными и опасными для себя. Якобы миролюбивая раса для этого разработала боевых роботов, уничтожающих целые планеты в автоматическом режиме. Сам Клаату, однако, сомневается в правильности такой политики и позволяет землянам остановить уже включенного робота.
  • Тор во всех фильмах Марвел, где он есть. Ему можно вторгаться в миры, нападать на случайных людей (даже после того, как он «изучил урок» во время изгнания после нападения на Йотунхейм, — едва появившись на Земле в «Мстителях», он нападает на Старка и забирает Локи. И не пытается выяснить, что с ним случилось, а немедленно обвиняет во всех грехах), мечтать (и устраивать) геноцид, но когда то же самое делает Локи или Хела — это плохо. Впрочем, Один воспитал сына по подобию своему — он был рад растить Хелу убийцей и палачом, но жутко возмущён, когда выяснилось, что ничем кроме она быть не может.
  • Стив Роджерс меняет своё мнение от фильма к фильму (может, из-за сценаристов), но и мораль в итоге должна меняться. То ему не нравится, что Старк не из тех, кто ложится на проволоку, то он прямо запрещает Вижену жертвовать собой ради половины Вселенной. То он отказывается оставлять город хоть с одним гражданским на нём (что одновременно угрожает миллионам людей внизу — потому что чем выше поднимется Нови-Град, тем опаснее потом его падение), то он считает, что «иногда нельзя спасти всех». То он осуждает ЩИТ за вербовку Золя, потому что тот агент Гидры, то оправдывает близнецов Максимофф за присоединение к Гидре (по гораздо меньшим причинам, стоит сказать). И другие персонажи, и зрители должны подстраиваться под его измененную мораль, потому что он — Герой, а остальные неправы.
    • Бонусом ко всем фильмам и сериалам (в т. ч. Нетфликс) — Баки не виноват, потому что ему промыли мозги, но на остальных, кому тоже промыли мозги, эта защита не действует. А некоторые попали в руки Гидры только потому, что Стив и Наташа сбросили файлы ЩИТа в сеть. Ещё плюсик — Баки, который после экспериментов над собой, пыток и промывания мозгов вынужден был работать на Гидру, без проблем работает с Вандой, которая добровольно работала на Гидру и получила способности промывать мозги благодаря учёным Гидры. Ни они сами, ни другие герои проблем с этим не видят.
    • Капитан Америка на то и капитан Америка, чтобы быть совестью нации. Со всеми типичными для конкретной совести конкретной нации особенностями в духе вышеупомянутых «чего это они в нас стреляют, неужто потому, что мы в них».

Телесериалы[править]

  • «C.S.I.: Место преступления Майами» — в одной серии, группа волейболистов на пляже получает разряд электричества и погибает. Становится известно, что жена (женщина в возрасте) одного состоятельного мужика крутила романы с молодыми парнями из команды. Она объясняет криминалистам, что у неё свои шашни, а у мужа — свои. В конце концов оказывается, что убийца — всё-таки её муж, как раз из-за ревности. Когда она начинает спрашивать почему ему можно спать с девушками, а ей с молодыми парнями нельзя, то он ей начинает объяснять будто несмышлённому ребёнку, мол, я — мужчина! Мне можно! Ну продолжает нести всякую чушь про то, какой для него это позор. А о том, что его интрижки — это позор для жены, ему похоже плевать.
  • Слепая — Ирина из серии «Отчим» ненавидет главную героиню Елену, за то что та убила своего мужа-её любовника … который убил и ограбил всю её семью и был психопатом, злым серийным убийцей, брачным аферистом.
  • «Агенты Щ. И.Т.» — буквально все персонажи живут по принципу «мы — хорошие парни, поэтому можем творить зло». Других за подобные поступки они активно осуждают и пытаются убить (даже если те действуют под принуждением).

Мультсериалы[править]

  • «С приветом по планетам» «Мaленький вoин» (Сезон 1, Серия 6). Уэсли — один из неопытных, но ретивых прихвостней лорда Злыдня. В течение серии исповедовал готтентотскую мораль, но потом перевоспитался.
  • «Тука и Берти» — Тука. «Ничто никому не принадлежит. Приятно это говорить. А вот слышать…»
  • «Охотники на драконов»: такую мораль открыто исповедуют братья Форесталл. Да и вообще распространённое явление среди детдомовцев-наёмников из-за суровых условий жизни, поэтому с переменным успехом Лиан-Чу делает всё возможное, чтобы Гвиздо, его шебутной друг с кучей тараканов в голове, держался от этой скользкой дорожки как можно дальше.
  • Мой Шумный Дом — мужская версия Лили, малыш Леон просто обожает наблюдать за чужой болью и сам при возможности может [1] укусить, а потом радостно смеяться над этим. Но попробуй тронь его — и он сразу в слезы.
  • Гриффины — такой морали придерживаются те, кто издевается над Мэг. Например в одной из серий хулиган вызвал её на драку, на которой собирается её убить. Она обратилась за помощью в полицию, где её игнорировали. Но когда она подстрелила того из револьвера, её сразу же арестовали.
  • Губка Боб Квадратные Штаны — в серии «Патрик. Игра» Сквидварда арестовывают за то, что он уничтожил игру Патрика. А то, что до этого Боб и Патрик много раз уничтожали имущество Сквидварда, а порой и весь его дом, и за это им ничего не было.

Комиксы[править]

  • Журнал комиксов по мотивам итальянского мультсериала «Хантик: Искатели секретов» (что-то среднее между покемонами и Гарри Поттером), в первом выпуске которого злодеев порицали за использование обмана и хитрости в битве. При этом через пару выпусков, когда в битве с этими же злодеями герой тоже использовал обманный маневр, это подавалось как достоинство и проявление смекалки.

Веб-комиксы[править]

  • Living with HipsterGirl & GamerGirl — Клара. Особенно обращает на себя внимание история ее приобщения к радикальному феминизму. Оказывается, в младенчестве она считала себя мужчиной и высказывалась в духе «и чем эти бабы недовольны? У них и так привилегированное положение». Когда ей объяснили, что «это у тебя не пенис, а пуповина», ее взгляды немедленно изменились.

Аниме и манга[править]

  • Клинок, рассекающий демонов: Хантенгу, (а точнее его воплощенная Ненависть), сожравший сотни человек, внезапно обозвал противостоящих ему охотников настоящими злодеями, ведь мечники на такого слабого и бедного него нападают и всячески обижают!
    • Кайгаку тоже носитель такой морали.
    • Да и вообще, многие о́ни ведут себя так, когда встречаются с охотниками. Мол, «Мы бедные и голодные, а вы мешаете нам покушать»
  • Area 88: многие наёмники ведут себя совершенно спокойно, когда убивают вражеских пилотов, но когда один из них гибнет в бою, они демонстрирует скорбь и возмущение.
    • Потому что убить противника на поле боя — это совершенно нормальная ситуация для войны, а смерть своего пилота — это трагедия, хотя бы потому что он сидел с тобой за одним столом.

Видеоигры[править]

  • «Mass Effect» — организация «Цербер» является носителем данной морали. Для достижения превосходства человечества над остальными расами галактики не гнушаются убийств, терактов, похищений, шантажа. Причём страдают от них и представители официальной власти самого человечества. Соответственно любые действия иных рас в в их глазах выглядит как попытка ущемить людей, а Альянс, который с ними сотрудничает воспринимается как предательство человечества.
  • «Call of Duty: World at War» — рядовой Полонски вовсю поносит дикость японцев за то, что те делают гранаты-ловушки на трупах убитых американских лётчиках, но безумно радуется, когда американский огнемётчик заживо сжигает засевших в доте японских солдат.
    • Справедливости ради, первое является нарушением законов и обычаев войны, а второе — нет. Если бы японцев порвало брошенной в амбразуру гранатой это было бы другое? А безумная радость может быть и в бою, где за слова спроси другой. А японцы донесоблюдались настолько, что их в плен брать перестали — от греха подальше. Ибо слишком часто сдавались с гранатой за пазухой.
  • Rogue Trooper — игрок так ненавидит северян за разгром десанта в Кварцевой зоне и ищет «ответственного» за него вражеского генерала (а найдя бросает медленно умирать в ядовитой атмосфере со словами «я обещал тебя не убить, а не помочь»), словно «Резня в кварцевой зоне» была не вполне естественным для военных противника разгромом вражеского десанта, а как минимум, захватом террористами роддома.
  • This War of Mine — субверсия: Бруно будет не доволен, если кто-то из вашей команды откликнется на чужую просьбу о помощи, так как по его мнению, вы ничем и никому не обязаны… Но, если он САМ поможет нуждающимся, то это не только не понизит его настроение, но и может повысить. Его мораль можно трактовать как «Кто-то помогает другому — пустая трата ресурсов и времени, я помогаю кому-то — ресурсы и время потрачены с пользой». Вероятнее всего, он опасается, что остальные расщедрятся и отдадут больше, чем надо, а он окажет помощь в том объеме, в котором требуется.
    • Хотя, если вы пожертвуете все лекарства, спирт и консервы в больницу, будут рады все без исключения.
  • H.A.W.X. — в миссии «Улисс» «Артемис» выступает против США, герои отказываются и заявляют, что пусть сначала пройдут через них. Затем возмущаются, что «те, с кем они утром сидели на брифинге оказались такими зверями, что так легко и по свои корешам». А сами они не так легко выступили против бывших сослуживцев и долго ломались, атаковать ли флот «Артемис», да.
  • «Ведьмак 3: Дикая охота» — такова мораль на Скеллеге. Ибо историй в духе «мы собрали братву, пошли в набег на „Черных“, резали-жгли-грабили безоружных, вовремя давая по тапкам от регулярной армии, император обделался, собрал в ответ в поход на нас всю сволочь, которая польстилась на золото, но побоялись честно биться, и потому просто разнесли нашу крепость из катапульт, хлопцы героически полегли (не сделав ни выстрела в ответ, хе-хе)» у этих викингов можно встретить чуть менее, чем дофига.
  • «Culpa Innata» — во время интервью иммигранта из Индии, главная героиня затрагивает тему супружеской измены. Он признаётся, что не раз изменял жене. Тогда героиня спрашивает о жене. Он отвечает, что вряд ли, так как в его культуре к женщине, изменяющей мужу, относятся гораздо хуже. Героиня тут же информирует его, что если ему дадут гражданство Всемирного Союза, то он не сможет расчитывать на подобный двойной стандарт. Да и вообще, браков (вернее, брачных контрактов) в Союзе нет — они запрещены как нарушение прав человека. Хочешь спать с кем-то одним? Пожалуйста. Но законных обязательств ни на кого это не накладывает (а детей вообще воспитывают интернаты).
  • Oblivion — эльф-гладиатор из Синей Команды. После каждого боя (а бои на Арене всегда проходят насмерть!) игрок может прийти к нему и выслушать порцию все нарастающих восхвалений в свой адрес. И вот, игрок заканчивает последний поединок с самим Великим Чемпионом и гордый бежит к гладиатору… «Как ты мог его убить? Он был моим другом!». Еб вашу эльфийскую мамашу, каждый убитый героем на Арене был чьим-то другом, но почему-то тогда это его не волновало!
  • Singularity, самое начало — американская диверсионная группа в мирное время вторгается на российскую территорию, а будучи раскрыта, оказывает вооруженное сопротивление. Реакция героев, когда их все-таки берут за жопу - дайте мне американское посольство, Женевская конвенция (которая не применима), и шнурки погладить не забудьте. А пуля в лоб оказывается ужасным вотэтоповоротом и показателем того, что в мире что-то не так (это нарушение уже российского УПК и общих понятий, но не "как эти лапотные орки посмели убить американского военного").

Музыка[править]

Часто встречается в песнях, описывающих времена изменившейся морали или не вполне положительных героев.

  • Manowar — March of Revenge (by the Soldiers of Death): пополам с неадекватное возмездие. «Вы убили моего брата, вы за это заплатите»… ребят, а в прошлом куплете не вы ли сами устроили набег с массовыми убийствами и порабощением женщин и детей? Брата-то в честном бою убили, причём, похоже, из самозащиты.
    • Ну, это скорее не готтентотская, а родоплеменная мораль. Брат это ближайший родственник, а чужие, на которых ходили в набег — это так, дерьмо на палке. Вспоминаем «Волкодава», где мужик, брата которого Волкодав еще пацаном завалил во время резни племени Серых псов, считал себя, по меньшей мере, в равной степени пострадавшим (да и Волкодав лишь кривился «а кто героически убил моего не ходящего уже прадеда — ты или твой брат?»).
  • «Каким бы ты ни был проворным, но по законам собачьих стай все коты висят на заборах, все псы попадают в рай»…
  • Иван Памфилов, «Обыкновенная мечта». «иметь красавицу жену, и чтобы верная была», самому ездить в отпуск «с супругой или с кем ещё»
    • «Бессмысленны слова». Пока со старыми приятелями «мутили много криминальных тем» — было круто, а как самому однажды два раненья огнестрельных в тело молодое и контрольный в голову намутили — так сразу «беспредел случился»
  • Рок-опера «Жанна д’Арк» — месса Кошона. И простолюдины, и дворяне хором просят у Бога: «Чтоб взошло обильно просо и пшено, чтоб у нашего соседа не взошло. Чтобы муж обогатился на войне, чтобы разорился наш сосед вдвойне. Чтоб жена не изменяла с четверга, чтобы у соседа отросли рога. Чтобы спасшиеся души вознеслись, чтобы нашему соседу не спастись».

Прочее[править]

  • «Ералаш»: «А ты ему хрясь по сопатке!» — «А если он нам сам накостыляет?» — «А нам-то за что?»

Реальная жизнь[править]

ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
осторожнее с примерами в этом разделе! Никаких упоминаний НЕДАВНИХ политических и военных событий. Иначе раздел придётся удалить напрочь, со всеми удачными и неудачными абзацами.
  • На данном тропе зиждется концепция «Реальной политики», З.Бжезинского, сформулировавшего ее основные современные принципы, но суть которой существовала со времен Неолитической революции. Есть только интересы субъектов политики и их возможности. Все остальное — химера и демагогия. Главное, чтобы исповедовать этот принцип могли только свои.
    • Злые языки утверждают, что в Польше так на полном серьезе и считают — как они, так не мы такие, жизнь такая, что нам нужно быть беспринципными оппортунистами (то есть, даже не должны прикидываться, что мы не просто хотим чего-то отжать себе). Как соседи, так должны быть святыми, любые поползновения против Польши — это повод считать их злом, а еще Польше они должны, как земля колхозу за то, что та щитом стоит на защите их от абсолютного зла с востока.
  • «Я не сдержал обещание — ну что ж, я был слишком занят, и вообще, ничего страшного не произошло. Другой не сдержал обещания, данного мне — гад, как он мог так обмануть моё доверие?».
  • «Я избил лоха и отжал у него мобилу — хорошо, а лох сам виноват, что не смог постоять за себя. Кто-то избил меня и отнял мобилу — плохо, он конченный урод и преступник».
    • «Лох написал на меня заявление, и мне впаяли пять лет — ой-ой-ой, что за звери, за что они так с человеком?! Я написал заявление и того, кто избил меня, посадили на пять лет — правильно, вор должен сидеть в тюрьме, хорошо, что у нас ещё есть правосудие».
    • Некоторые консультанты по самообороне могут предостерегать от следующей ситуации. Вам некий субъект «предлагает выйти», чтобы «перетереть» как «настоящие пацаны» «честно» — один на один. Но если в драке победите вы, то ваш оппонент сразу забывает про «кодекс чести настоящего пацана», а бежит в травмпункт, а потом в полицию. Пишет, что на него напали, избили и проч.
  • «Я женат и хожу по бабам — я мачо, это хорошо; жена переспала с соседом — жена шлюха, сосед — ублюдок»[4]. И гендерная инверсия: «Муж изменил — козёл и бабник, я изменила — он козёл, уделял мне мало внимания».
  • Пропитывает всё мировоззрение инцелов. «Мне бабы не дают? Потому что я хороший парень, мученик, оказавшийся в мире, где меркантильные бабы доят аленей и любят тупых бабуинов! Женщине мужики не дают? Сама виновата / принцеждалка / перетерпит, не мужик же / ВРЁТИ! Я оскорбляю женщин в интернете? Правильно, я веду священную войну за наши права! Меня оскорбили? Это примитивная чернь, не уважающая права на честь и достоинство личности!» В общем, самые эмпатичные в мире люди и борцы за добродетель — в том смысле, что требуют доброго отношения к себе, не предлагая ничего взамен.
  • «Меня обманули — они негодяи. Я обманул — я молодец. Меня поймали на вранье — они вдвойне негодяи. Я заметил чужую ошибку/оплошность/ложь — я большой молодец». Особенно тяжко, если таких взглядов придерживается начальник, от которого вы прямо или косвенно зависите.
  • Классовая мораль — логичное продолжение сословной. Бывает и буржуазная, и пролетарская. В последнем случае угнетённый всегда прав, потому что такова его компенсация за прежние угнетения, и это нужно для построения нового, справедливого мира, где уже можно будет всех уравнять. В СССР в итоге это и сделали — поражение «лишенцев» в гражданских правах отменили уже в 1936-м, а к 1950-м уже и не вспоминали, кто чей дедушка был до революции. Появились, правда, другие способы определять, кто в стране всеобщего равенства равнее прочих…
  • Любая захватническая война или вражда тупоконечников с остроконечниками. Однако такую мораль может проявлять не только агрессор, но и обороняющаяся сторона, если слишком уж активно будет мстить вражьей орде — разумеется, пропаганда подаст это так, будто так было надо и на эти жертвы мы были вынуждены пойти, чтобы избежать большего зла.
    • При этом вовсе необязательно быть активным участником войны. Типичные дневники немецкой семьи во время ВМВ выглядят так — «эх, хорошо, Фриц с Восточного фронта прислал сало, масло, столовое серебро и остарбайтерку Машу! …ой, плохо-то как, приехали недовольные соотечественники Маши, сломали танком наш забор, отобрали у дедушки хронометр, да ещё и разговаривали грубо, свиньи!»
    • Отдельная тема — когда рассуждения о коллективной ответственности за ведение государством войны распространяется на все население… строго одной стороны. Скажем так, очень редко можно услышать о том, что из-за войны в Ираке каждый отдельно взятый американец — отродье сатаны, он должен остаться без куска хлеба и каких-либо лекарств, а потом весь остаток жизни платить и каяться.
    • Или что противостоящие армиям Света стороны правы просто потому, что действовали на своей земле.
  • Японцы не согласны с тем, что у них отобрали Курильские острова по итогам войны и вспоминают про Петербургский договор 1875 года, по которому их отдали Японии в обмен на Сахалин. Когда после Русско-Японской войны японцы требовали Сахалин обратно, и российская делегация вспоминала про этот договор, ответом было «вы проиграли войну, и мы будем исходить из этого обстоятельства».
  • Инцидент с судном «Найт Коммандер» в 1904 году. Следовавший в Японию британский сухогруз был остановлен крейсером «Россия» и досмотрен. Груз был признан контрабандой, после чего, ввиду невозможности буксировки или конвоирования в контролируемый Россией порт, корабль был затоплен. Российское законодательство разрешало затопление захваченных кораблей в подобных обстоятельствах, британцы заявляли о недопустимости согласно нормам призового права. К оценке правомерности действий российского флота был привлечен профессор международного права Т. Э. Холланд, заключивший, что нормы призового права не запрещают потопление захваченных кораблей. С данными выводами британское правительство предпочло не согласиться.
    • Автор данной правки вообще узнал об этом инциденте из художественной книги, автор которой упоминал это в одном контексте с Гулльским инцидентом в плане «наконец, своими бесчисленными злодеяниями лапотные орки довели цивилизованных людей, и Британия отправила свой флот показать им, кто в море хозяин». Вот такое вот право, чуть чего — показать, кто крепче на районе стоит, у кого больше броненосцев, тот и прав.
  • Энтони Бивор вместе с Хальке Зандер и Барбарой Йор, выведшие два миллиона изнасилованных немок из 9 заявленных изнасилований начали с того, что взяли выборку из 32 детей, рожденных жительницами Берлина от советских военных (9 заявили, что в результате изнасилования), и записали в изнасилованные все 32 случая, ибо отдаться за харчи или потому, что мужа с 39-го не видела, а соседки за попытки ходить налево стучали в Гестапо все равно изнасилование. Потому, что все равно имело место принуждение и все такое прочее. А вот американцы никого не насиловали — им было просто не надо, у них были сигареты, харчи из сухпайка, или просто личное обаяние, местные бабы сами вешались. На них, в смысле.
  • Любая революция, даже если учесть то, что политические программы разных революционеров неравноценны: насколько революция «народная», пропагандист определяет не по проценту поддерживающих, а по отношению к ценностям себя любимого. Победили дружественные нам? Это народное восстание во имя демократии. Победили наши противники? Это происки иностранных агентов, а восставшие — террористы.
  • Многие националисты, ратующие за чистоту крови и желающие изгнать со своей земли «чужих», которых считают «низшей расой», заслышав об аналогичном отношении к ним, начинают вопить об угрозе фашизма/расизма. Наиболее честные (но редкие) просто признают своё готтентотство: мы боремся за наших, вы боретесь за ваших, а честно-нечестно — абстракции, на которые плевать.
    • Рассуждения националистов о дегенерации и вырождении в духе Григория Петровича Климова. Как правило, сопровождаются фотографиями иудейских ортодоксов, вступающих в брак только с себе подобными. Затем вышеописанные тезисы о чистоте крови предлагаются для спасения от вырождения собственной нации.
    • Туда же — упоротые антирасисты, которые всячески оправдывают (или в упор не замечают) случаи, когда защищаемые ими «угнетаемые» притесняют «угнетателей».
      • Не менее забавно, когда человек, называющий себя таким борцом, выдает нечто вроде: «Да все <представители не нравящейся борцу группы> — расисты и шовинисты, это в них генетически заложено, ибо отрицательный отбор!» Никакого противоречия между своими декларируемыми взглядами и этакими сентенциями гражданин обычно не ощущает.
        • Ага, а нацистами нас называют только расово неполноценные.
  • Восстания рабов — Спартака, зинджей и другие. Восставшие не имели ничего против рабства как такового, их просто не устраивало, что рабами являются именно они. Своей задачей повстанцы видели вовсе не освобождение других рабов и запрещение рабства (а кто ж тогда работать будет?), и даже не бегство из рабовладельческой державы (да щас, от бань, цирков и поэзии бежать в дикую глушь?) а куда более приземленные вещи — награбить побольше, принудить власти заключить с ними сделку и зажить богато на вилле с собственными рабами (у зинджей и лозунг такой был «воля и свои рабы», несколько противоречивый по нашим меркам).
  • Среди заключённых воровство у своих называется «крысятничеством» и наказывается. В то же время воровство само по себе почётно, воры — это элита преступного мира.
  • Схожих взглядов придерживаются некоторые современные школяры: стучать на одноклассников недопустимо, а вот на учителей (а подчас и на родителей) — другое дело.
  • Сетевые тролли. «Я затроллил, у жертвы баттхёрт — это хорошо, я получил лулзы, жертва сама виновата, что у неё нет чувства юмора и низкий IQ. Меня троллят — плохо, они моральные уроды, это очень низко издеваться над другими».
  • «Я оспариваю чужую точку зрения? Правильно, в споре рождается истина, а идиот должен знать, что он идиот. Мою точку зрения оспаривают? Да у них же ПРИГОРЕЛО
    • Чаще бывает «Мою точку зрения оспаривают? Да это злостные тролли, ЗАБАНИТЬ ИХ!»
  • «Они посмеялись над чем-то, и это оскорбило нас — у них низкопробный юмор, основанный на низменном стремлении поиздеваться над другими. Мы посмеялись над ними и они оскорбились — у них нет чувства юмора».
    • Отметился Естереко, наваливший целое эссе про то, что он свободная личность, и потому имеет право обсирать кого угодно, не взирая на возраст, положение и былые заслуги. Самого же только пальцем тронь…
  • С точки зрения религиозных индифферентистов — большинство религий, где вероотступничество считается грехом наравне с убийством, в то же время переход из другой веры всячески приветствуется.
    • Ну, это потому, что пришедший в нашу веру показал себя зрелым морально и умственно, чтобы понять, что только наша вера правильная, отринув прежние свои дьявольские суеверия. А тот, кто ушел от нашей единственно правильной, соответственно, наоборот, жалкая, ничтожная личность.
  • Готтентотская мораль часто перекликается с обвинением жертвы. Морально близорукий индивид без зазрения совести скажет жертве несчастья «самадуравиновата», но если сам попадёт в подобную беду, негодовать будет только на своих обидчиков.
    • С прикрученным фитильком — чужое хулиганство против других людей готтентот снисходительно оправдывает «баловством» или «удалью», но стоит ему самому столкнуться с подобным, как вчерашние удальцы-баловники сразу оказываются достойными посажения на кол.
  • Мем про «неповорачивающуюся стрелочку». Так одна популярная феминистка Ника Водвуд объясняла, почему белые гетеросексуальные мужчины всегда угнетают всех остальных, но никогда — наоборот. Стрелочка означает направление угнетения, где «угнетение» — буквально любое неприятное действие.
  • Красивые женские персонажи — объективизация и сексуализация, которые обижают женщин! Можно подумать, типичный мужской персонаж — это лысый, низкий и плюгавый. Или хотя бы «заурядный», а не первый парень на деревне.
    • Стоит всё же разграничивать «красивый» и «сексуализированный». Мужских персонажей до недавних пор крайне редко одевали в супероткрытые костюмы, ставили в фансервисные позы и акцентировали внимание на их половых признаках.
      • Конан, Тарзан, Хи-Мэн[5], Рэмбо и десятки других персонажей сейчас с искренним удивлением посмотрели на свои меховые трусы…
    • В ту же степь — модельный бизнес, стриптиз, порно-индустрию и проституцию (в тех странах, где она легальна) никто в том же самом не обвиняет. Вернее обвиняли, но после того, как к таким обвинениям прислушались, резко перестали.ЩИТО?
    • Многочисленные феминистические креативы про роль мастурбации в эмансипации и вообще, что ни один мужчина близко не сравниться с вибратором. Можно представить, чтобы бы было, если бы какой-то мальчик родил статью про то, что Дуня Кулакова всегда на все готова и никогда не потребует не шубу, ни на курорт. И вообще, такого обжатия не обеспечит ни один разъем на женском теле…
  • Художник Павленский, когда поджег дверь в здание ФСБ в России, был активистом и жертвой режима. Когда сделал то же самое с французским банком во Франции — стал буйным психом, однако признан вменяемым и посажен в тюрьму.
  • Мем «Вы не понимаете, это другое!», применяется в случаях, когда кто-либо пойман на применении данного тропа. Часто сопровождается стилизованным под эту фразу логотипом студии «20th Century Fox».
  • Водятлы с зашкаливающим ЧСВ и другими странными представлениями вроде того, что цвет и стоимость машины определяют приоритет в движении. Очень часто можно услышать от таких «ты меня должен был пропустить по понятиям! — Никаких „понятий“ не знаю, я знаю ПДД! — Так ты терпила конченый». Угу, по ПДД — терпила. А гнуться под какого-то ноунеймового хрена с бугра — достойный поступок по-настоящему сильной и свободной личности.
  • Т. н. «граждане СССР». Как понабрать кредитов и не отдавать или не платить за ЖКХ, так они граждане СССР. Как получить по советскому УК от пятнадцати лет до высшей меры за незаконные валютные операции (с долларами и российскими рублями), так моментом вспоминают про гражданство ненавистной частной фирмы, зарегистрированной то ли в Англии, то ли в Германии…
    • Россия не существует, потому что то ли у Ельцина полномочий не было, то ли в конституции что-то там не было прописано, то ли еще какие-то юридические моменты. СССР, разумеется, образовался в результате процесса строго конституционного, и настолько юридически безупречного, что комар носа не подточит.
  • В СССР в 1959 году решительно подавили вспышку завезенной из Индии оспы, посадив половину города на карантин и произведя вакцинацию 6 млн жителей. В благословенном Китае все по разнарядке партии и правительства ходят в масках, вакцинируются и соблюдают. В России обязательная вакцинация — это фашизм. Потому, что власть просто должна как-то сделать так, чтобы эпидемия прошла сама собой и никого при этом ни к чему не принуждая. И не допуская каких-то разногласий, особенно в условиях, когда заболевание новое, а каждый сам себе вирусолог, который больше всех понимает.
  • Россия ядерное оружие досталось от СССР. Ну да, а Великобритании от Британской Империи, и что дальше?
  • Телефонные мошенники «со Сбербанка», которые начинают попрекать несостоявшихся жертв за то, что «если ты понял, что тебя разводят, зачем ты меня заставил полчаса пытаться тебя разводить вместо того, чтобы сразу послать»? Особенно в сочетании с позицией «я свободная личность, которая не хочет горбатиться за зарплату, и я не развожу, потому, что разводят только лохов». Сочетание этих двух посылок в гордые головы не приходит.
    • А бесятся потому, что фармазонщику недоделанному надо сделать до 300-400 звонков в смену, из которых успешными бывают лишь несколько. Любой, кто имел дело со сделкой понимает, насколько тут любое промедление может быть чревато. А класть трубку они сами не могут, они же не рабы!
    • А еще личности, сознательно звонящие с целью развести на деньги, совершенно искренне обижаются, когда их посылают по матери и требуют к себе уважения.

Примечания[править]

  1. Эту цитату использует советский сыщик Шельга во время диспута с инженером Гариным.
  2. Важно сказать что речь идет об уничтожении эксплуататорах как класса. То есть люди, которые эксплуатируют других, лишаются возможности это делать. Меры (вплоть до смертной казни, да) же применяются к тем, кто такой возможности лишаться не хочет, и принимает меры по их возврату.
  3. Видимо, купленные у вора.
  4. Иногда встречаются и апелляции к биологии: мужчина — осеменитель, поэтому он не только может, но еще и должен спать со всеми женщинами, до которых только может дотянуться, чтобы обеспечивать выживание своих генов. А каждая конкретная женщина предназначена для того, чтобы растить конкретного ребенка (ну в самом деле, не отцу же это делать!), поэтому гулянки для нее — плохо и достойно порицания. Тем не менее, почему-то, когда мужчины обвиняют женщин в изменах, они говорят вовсе не про нарушения абстрактных природных функций, а про обиду и предательства своих чувств. Видимо, эти чувства могут быть только у мужчин.
  5. Чье погоняло переводится и как «Он — человек» и как «Настоящий мужик»