Редактирование: Деконструкция задала новые каноны

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes| DeconReconSwitch| Decon-Recon Switch}}
[[Деконструкция]] разрушает жанр? Нет, хорошая деконструкция сама задаёт новые каноны жанра!
[[Деконструкция]] разрушает жанр? Нет, хорошая деконструкция сама задаёт новые каноны жанра!


Строка 7: Строка 6:
* «[[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]]» — беспощадно деконструируя жанр рыцарского романа, Сервантес неожиданно создал новый архетип героя. Точнее, даже героический пары: Санчо Панса архетипичен не меньше.
* «[[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]]» — беспощадно деконструируя жанр рыцарского романа, Сервантес неожиданно создал новый архетип героя. Точнее, даже героический пары: Санчо Панса архетипичен не меньше.
* А. Конан Дойл — «[[Собака Баскервилей]]» для своего времени была деконструкцией [[Готика|готического романа]]. Старинный особняк, загадочное убийство, древнее [[проклятие]], [[Адская гончая|призрачная собака-чудовище]], прекрасная [[дева в беде]], скептики-рационалисты, которые почти начинают верить в мистику… но вот хрен вам, джентльмены, всё это подстроено коварным злодеем, который хотел, чтобы вы поверили в мистику и проклятие, а чудовище было его ручное. С тех пор сюжет а-ля [[план Стэплтона]] ну просто повсюду, объявлять готические проклятия делом рук человека стало мейнстримом — «[[Скуби-Ду]]», «[[Sleepy Hollow|Сонная лощина]]»<ref>«Сонная лощина» была написана за 82 года до «Собаки Баскервилей», так что она не последователь, а, скорее, прародитель рационалистического подхода.</ref> (тут хоть всадник настоящий), «Братство волка», «[[The Village|Таинственный лес]]», «Вий 3D», далее везде.
* А. Конан Дойл — «[[Собака Баскервилей]]» для своего времени была деконструкцией [[Готика|готического романа]]. Старинный особняк, загадочное убийство, древнее [[проклятие]], [[Адская гончая|призрачная собака-чудовище]], прекрасная [[дева в беде]], скептики-рационалисты, которые почти начинают верить в мистику… но вот хрен вам, джентльмены, всё это подстроено коварным злодеем, который хотел, чтобы вы поверили в мистику и проклятие, а чудовище было его ручное. С тех пор сюжет а-ля [[план Стэплтона]] ну просто повсюду, объявлять готические проклятия делом рук человека стало мейнстримом — «[[Скуби-Ду]]», «[[Sleepy Hollow|Сонная лощина]]»<ref>«Сонная лощина» была написана за 82 года до «Собаки Баскервилей», так что она не последователь, а, скорее, прародитель рационалистического подхода.</ref> (тут хоть всадник настоящий), «Братство волка», «[[The Village|Таинственный лес]]», «Вий 3D», далее везде.
* [[Arda|Легендариум Толкина]] — Профессор деконструировал облик тогдашних эльфов (крошечных, крылатых, светящихся и живущих в цветах) и создал канон облика эльфов нынешних.
* [[Легендариум Толкина]] — Профессор деконструировал облик тогдашних эльфов (крошечных, крылатых, светящихся и живущих в цветах) и создал канон облика эльфов нынешних.
** Строго говоря, [[Реконструкция|реконструировал]] с опорой на дохристианские мифы.
** Строго говоря, [[Реконструкция|реконструировал]] с опорой на дохристианские мифы.
* В [[фэнтези]] [[попаданцы]] изначально появились для упрощения отождествления читателем себя с протагонистом, но оказались знатным подспорьем для деконструкции, когда персонаж помимо своего «я» притаскивает с собой также здравый смысл и банальную логику (а временами ещё и какие-никакие научные и технические познания) в сказочный мир, начиная раздавать направо и налево очевидными для простого обывателя и неведомыми сказочным героям тактическими ходами. [[Всё пошло слишком так|Деконструкция удалась.]] Теперь это затёртый до дыр шаблон для данного жанра, который уже сам подвергается то деконструкции, то реконструкции, то чёрт-его-знает-чему ещё.
* В [[фэнтези]] [[попаданцы]] изначально появились для упрощения отождествления читателем себя с протагонистом, но оказались знатным подспорьем для деконструкции, когда персонаж помимо своего «я» притаскивает с собой также здравый смысл и банальную логику (а временами ещё и какие-никакие научные и технические познания) в сказочный мир, начиная раздавать направо и налево очевидными для простого обывателя и неведомыми сказочным героям тактическими ходами. [[Всё пошло слишком так|Деконструкция удалась.]] Теперь это затёртый до дыр шаблон для данного жанра, который уже сам подвергается то деконструкции, то реконструкции, то чёрт-его-знает-чему ещё.
Строка 38: Строка 37:


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[neolurk:Macross|Macross]] — деконструкция [[космоопера|космооперы]] с [[меха]].
* [[Macross]] — деконструкция [[космоопера|космооперы]] с [[меха]].
* [[Gundam]] — деконструкция [[Супермеха|супермехи]] создала [[Реалмеха|реалмеху]].
* [[Gundam]] — деконструкция [[Супермеха|супермехи]] создала [[Реалмеха|реалмеху]].
* [[Neon Genesis Evangelion]] тоже породил новый поджанр.
* [[Neon Genesis Evangelion]] тоже породил новый поджанр.
* [[Puella Magi Madoka Magica]] стала самой успешной попыткой в тёмное переосмысление [[махо-сёдзё]], что породило целую плеяду подражателей.
* [[Puella Magi Madoka Magica]] стала самой успешной попыткой в тёмное переосмысление [[махо-сёдзё]], что породило целую плеяду подражателей.
* [[Otome Game no Hametsu Flag shika Nai Akuyaku Reijou ni Tensei shiteshimatta|Моя реинкарнация в отомэ-игру в качестве главной злодейки]] — кажется, именно это ранобэ перевернуло с ног на голову типичный эскапистский шаблон «девушка попадает в игру в героиню и всех романсит», но прорвало целую плотину из подражателей и последователей, использующих новый канон «девушка попадает в игру в злодейку и меняет ее судьбу в лучшую сторону, попутно всех романсит».
** Вообще первым было «[[Koushaku Reijou no Tashinami|Благоустройство дочери герцога]]» — здесь появился канон открывающей сцены: финал игры, принц стоит рядом с главной героиней игры и требует ответа от злодейки, почему она издевалась над героиней, и нашей попаданке в злодейку нужно срочно придумывать, как выйти из положения живой и свободной.
***Да и вообще применять термин "деконструкция" к жанру про попаданцев (ообенно игропопаданцев) в современном аниме это немного моветон. Попытки авторов оригинальничать и деконструировать стали до такой степени стандартом жанра, что экранизация "пчелы-попаданца" вызовет только усталое "что, опять?"
* [[Kaifuku Jutsushi no Yarinaoshi|Redo of Healer]] — именно она задала моду на негативизированные версии привычных фэнтези, где товарищи и окружающие типичного доброго и наивного героя — упыри и сволочи всех калибров, а сам он терпит от них неисчислимые муки, после чего возвращается назад во времени и вместо типичного ОЯШевского всепрощения начинает загодя мстить всем и каждому долго и со вкусом, попутно активно насилуя и порабощая всё живое.
* [[School Days]] — деконструкция «гаремников».


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Half-Life]] — для своего времени это была деконструкция жанра шутеров от первого лица того времени. Что там [[Doom|Джон Кармак]] говорил? Сюжет должен быть как в порнофильмах («просто чтоб был — но не так уж он и важен»)? Окей, пусть в игре будет полноценный сюжет, в котором есть какое-никакое развитие. Крутой накачанный морпех даёт леща пришельцам из глубин космоса? Не-а. Пусть главным героем будет научный сотрудник, а военные будут плохими парнями. Абстрактные уровни, где оружие лежит где попало? Эй, у нас тут не Dungeons and Dragons, так давайте сделаем уровни так, чтобы они выглядели как можно достовернее. А оружие нужно хранить в складах, а не в потайных комнатах. Как итог, Half-Life породила кучу подражателей, и разработчики поняли, что шутерам важны относительная реалистичность и сюжет.
* [[Half-Life]] — для своего времени это была деконструкция жанра шутеров от первого лица того времени. Что там [[Doom|Джон Кармак]] говорил? Сюжет должен быть как в порнофильмах («просто чтоб был — но не так уж он и важен»)? Окей, пусть в игре будет полноценный сюжет, в котором есть какое-никакое развитие. Крутой накачанный морпех даёт леща пришельцам из глубин космоса? Не-а. Пусть главным героем будет научный сотрудник, а военные будут плохими парнями. Абстрактные уровни, где оружие лежит где попало? Эй, у нас тут не Dungeons and Dragons, так давайте сделаем уровни так, чтобы они выглядели как можно достовернее. А оружие нужно хранить в складах, а не в потайных комнатах. Как итог, Half-Life породила кучу подражателей, и разработчики поняли, что шутерам важны реалистичность и сюжет.
* [[Warcraft]] 3 деконструировал механику героев в [[Стратегия в реальном времени|RTS]], превратив их из обычных юнитов с парой уникальных способностей в полноценных RPG-персонажей с прокачкой и инвентарём. Последовавший всё десятилетие до выхода Starcraft 2 тренд на смешивание этих двух жанров жил и процветал.
** Там же — деконструкция образа орков, которые теперь стали благородными дикарями. Теперь большинство произведений именно такими орков и рисует.
* Halo — один из первых перешёл от жанра мясных шутеров к шутерам околотактическим с ограничением на количество носимого оружия. Большинство крупных студий продолжили тренд, а именно мясные шутеры до 2016 года ушли из ААА-сферы.
* LSD: Dream Emulator — игра 1998 года про сновидения. Ни стрельбы, ни противников, ни какой-либо цели, ничего, кроме чистого сюрреализма, [[Основано на реальных событиях|основанного, кстати, на записях из одного настоящего дневника снов]]. Автор намеренно плюнул на игровые каноны; в итоге имеем последователей вроде [[Yume Nikki]] и аналогичных по духу.
* LSD: Dream Emulator — игра 1998 года про сновидения. Ни стрельбы, ни противников, ни какой-либо цели, ничего, кроме чистого сюрреализма, [[Основано на реальных событиях|основанного, кстати, на записях из одного настоящего дневника снов]]. Автор намеренно плюнул на игровые каноны; в итоге имеем последователей вроде [[Yume Nikki]] и аналогичных по духу.
* [[Penumbra]] 2 — если игроку не интересны экшн-механики в сюрвивал-хорроре, то почему бы их вообще не убрать? Игрок избавлялся от менеджмента патронов, кривой боёвки и ситуации, когда хоррор превращался в шутер после получения первого ствола. Отчасти возродил игромеханику старых игр (типа Clock Tower), и породил кучу инди-игр в жанре «бегай по лабиринту от монстра, иногда смотри кат-сцены» и такие игры как Outlast, Layers of fear и пр.
* [[Penumbra]] 2 — если игроку не интересны экшн-механики в сюрвивал-хорроре, то почему бы их вообще не убрать? Игрок избавлялся от менеджмента патронов, кривой боёвки и ситуации, когда хоррор превращался в шутер после получения первого ствола. Отчасти возродил игромеханику старых игр (типа Clock Tower), и породил кучу инди-игр в жанре «бегай по лабиринту от монстра, иногда смотри кат-сцены» и такие игры как Outlast, Layers of fear и пр.
* [[Resident Evil]] 4 также деконструировал игровой штамп, что зомби могут быть только в нарочито тягучих хоррорах… и породил орду экшенов с зомби.
* [[Resident Evil]] 4 также деконструировал игровой штамп, что зомби могут быть только в нарочито тягучих хоррорах… и породил орду экшенов с зомби.
=== [[Реальная жизнь]] ===
* История присоединения [[Золотой штат|Калифорнии]] к [[Капитан Пиндостан|США]]. [[Война по правилам|Объявить]] [[casus belli]], [[Тактика решает|провести наступление и вынудить оппонента отступить]]? Фу, старьё! [[Экспорт революции|Найти недовольных местных и проспонсировать мятеж?]] Да что вы, как маленькие?! [[Хуцпа|Привезти свои войска под видом мирных переселенцев, после чего провести замаскированное под мятеж наступление партизанскими методами?]] Вот, совсем другой разговор! [[До того, как это стало мейнстримом|На дворе стояла середина девятнадцатого века.]] [[Круто и практично|Спустя более полутора веков это остаётся классикой гибридных конфликтов по всей планете и используется практически всеми странами мира!]]
== Примечания ==
<references/>


{{Nav/Игры со штампами}}
{{Nav/Игры со штампами}}
{{Nav/Производное творчество}}
{{Nav/Производное творчество}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!