Деконструкция задала новые каноны
Перейти к навигации
Перейти к поиску
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Decon-Recon Switch. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Деконструкция разрушает жанр? Нет, хорошая деконструкция сама задаёт новые каноны жанра!
Примеры[править]
Литература[править]
- «Дон Кихот» — беспощадно деконструируя жанр рыцарского романа, Сервантес неожиданно создал новый архетип героя. Точнее, даже героический пары: Санчо Панса архетипичен не меньше.
- А. Конан Дойл — «Собака Баскервилей» для своего времени была деконструкцией готического романа. Старинный особняк, загадочное убийство, древнее проклятие, призрачная собака-чудовище, прекрасная дева в беде, скептики-рационалисты, которые почти начинают верить в мистику… но вот хрен вам, джентльмены, всё это подстроено коварным злодеем, который хотел, чтобы вы поверили в мистику и проклятие, а чудовище было его ручное. С тех пор сюжет а-ля план Стэплтона ну просто повсюду, объявлять готические проклятия делом рук человека стало мейнстримом — «Скуби-Ду», «Сонная лощина»[1] (тут хоть всадник настоящий), «Братство волка», «Таинственный лес», «Вий 3D», далее везде.
- Легендариум Толкина — Профессор деконструировал облик тогдашних эльфов (крошечных, крылатых, светящихся и живущих в цветах) и создал канон облика эльфов нынешних.
- Строго говоря, реконструировал с опорой на дохристианские мифы.
- В фэнтези попаданцы изначально появились для упрощения отождествления читателем себя с протагонистом, но оказались знатным подспорьем для деконструкции, когда персонаж помимо своего «я» притаскивает с собой также здравый смысл и банальную логику (а временами ещё и какие-никакие научные и технические познания) в сказочный мир, начиная раздавать направо и налево очевидными для простого обывателя и неведомыми сказочным героям тактическими ходами. Деконструкция удалась. Теперь это затёртый до дыр шаблон для данного жанра, который уже сам подвергается то деконструкции, то реконструкции, то чёрт-его-знает-чему ещё.
- Ой ли? Янки из Коннектикута в артурианской Британии (придуман задолго до эпидемии попаданчества) именно так всем и раздавал. Unbuilt Trope?
- Скорее просто ранний пример. Плюс тут всё же подразумевается историческая эпоха, пусть и легендарная, а не полноценно документированная, то есть физически это всё ещё наша вселенная, а речь именно о конкретном подвиде попаданцев, а не всех попаданцах вообще. Эпидемия попаданчества пошла большей частью с попаданцев в фентезийные сеттинги, где существует намеренно плохо проработанная магия или какой-нибудь прикладной флеботинум, который прогрессивному попаданцу удаётся прикладывать гораздо изощрённее, нежели закостеневшим в своих шаблонах жителям сказочного мира.
- Майкл Муркок, «Элрик из Мелнибонэ». Герой героического фэнтези — не лихой варвар-забияка, не ловкий вор, не любимец женщин, а угрюмый одиночка с трагической судьбой и седыми, несмотря на молодость, волосами? Тогда — что-то новое. Сейчас — кто сказал Дриззт? Фесс? Артас?
- Во многом роман «Интервью с вампиром» для вампирских ужасов. Тогда: вау, вампиры — бывшие люди, у них есть чувства, и они не обязательно чудовища! Сейчас: а что, когда-то считали иначе?
- Макс Брукс, «Мировая война Z» — ставшая культовой книга про зомби. Когда весь жанр зомбо-хоррора утонул в трэшаке и казался изжитым — шо, опять они?! Да, они. Но Брукс деконструировал жанр, сделав упор не на противостояние людей с зомбями, а на то, как менялось человеческое общество в результате зомбо-эпидемии (на то, что не только зомби, но и люди идиоты и мясо, которых можно и нужно пускать в расход ради выживания 2% правильных суровых выживальщиков. Что мамкиным социопатам, составляющим целевую аудиторию всякого про зомбаков, само собой, как бальзам на душу). Конечно, книга Брукса была полна клюквы и откровенных неладов со всем, чем только можно, но она задала новые каноны жанра и породила немалое количество идейных продолжателей — «Эпоху мёртвых» Круза, например.
- Дальше, к сожалению, с задаванием канонов не получилось: как носились страдающие бомжеватые снежинки-дегенераты, которые мало того что не способны выжить по определению. (так ещё и самоцелью выставили срачи) — так и носятся и страдают. Так что ЭМ, можно, скорее отнести к деконструкции dick-онструкции (см. Валькин Дед)
Кино[править]
- Зомби в фольклоре и ранних фильмах — это загипнотизированный раб колдуна, человек с промытыми мозгами, а не оживший гнилой мертвец, кушающий мозги-и-и. Но потом европейские прокатчики вздумали переименовать «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро в «Зомби», а Лючио Фульчи снял свою серию «Зомби»…
- Быстрые зомби были введены в оборот в кино в «28 дней спустя», в играх — Resident Evil 4.
- На самом деле — реконструкция. В ранних фильмах про зомби они были быстрыми.
- «Хороший, плохой, злой» — деконструируя тогдашний вестерн, фильм сам стал каноническим вестерном.
- Горбун Игорь — канон задала даже не деконструкция, а пародия. В комедии «Молодой Франкенштейн» этого уморительного персонажа слепили из двух каноничных (для ужасов Universal, не книги): слуги Фрица и громилы Игоря. С тех пор Игорь именно такой, как в пародии, — обязательный третий участник везде, где есть Франкенштейн и его чудовище.
- «Крик» высмеял штампы молодёжных слэшеров и перенёс эту самоиронию на мета-уровень: теперь герои и злодеи помнят о существовании фильмов ужасов и сравнивают себя с их персонажами. Штампы ужастиков от этого не исчезли… но пополнились приёмами «Крика».
- Фильмы по комиксам DC когда-то были лёгкие и смешные: сериал про Бэтмена с Адамом Вестом, «Супермены» Доннера… Новые каноны в комиксах задал Фрэнк Миллер (см ниже), а в кино — Тим Бёртон, сделавший Бэтмена зловеще-готическим. С тех пор среди обывателя есть стойкое мнение, что правильная вселенная DC это исключительно такой мрачный стиль. Даже снятые всего через 5-10 лет красочно-смешные фильмы Шумахера уже воспринимались как «неканон», зато мрачную трилогию Нолана приняли на ура.
- Аналогично, Marvel это не всегда шуточки, цветные трико и семейные ценности. Там, как и в DC, бывали и лёгкие, и серьёзные комиксы, а в кино первой крупной экранизацией был вообще «Блэйд». Просто фанатам DC нравится считать свою франшизу более серьёзной и мрачной; они ожидают и даже требуют этого от экранизаций.
- Поджанр «элевейтед хоррор» проделал это с ужасами в целом. Отказ от штампов, скримеров и весёлого трэша? Ужасы как артхаус? Ужасы как социальное высказывание? Теперь этого от ужасов и ждут!
- Изначально весь спектр сильных женских персонажей появился как деконструкция образа девы в беде. Теперь же никакой кино- и игропродукт не может обойтись без сильноженщины по ГОСТу.
Телесериалы[править]
- «Светлячок» (2002), разумеется. Мало того, что удачной деконструкцией дал новое дыхание практически мёртвому жанру космического вестерна, так ещё и оказал влияние на такие столпы космооперы, как «Звёздный путь» и «Звёздные войны» (в особенности это заметно в сольнике про Хана Соло и сериале «Мандалорец»). Сериал «Орвилл» также многое перенял от «Светлячка» и сделал деконструкцию своей фишкой, поэтому имеет все шансы однажды пополнить список в этой статье.
- «Светлячок» — абсолютный, дистиллированный пример реконструкции жанра «космоопера». Но статья Реконструкция задала новые каноны ещё не написана.
Мультфильмы[править]
- «Шрек» в своё время высмеивал многие клише более ранних мультфильмов, а в результате стал чуть ли не эталоном современных.
Комиксы[править]
- Комиксы DC до 1980-х — это вполне традиционная супергеройская франшиза с юмором и яркими костюмами, не сильно отступающая от Marvel. Деконструкцией, задавшей новые каноны, стали комиксы Миллера («Возвращение Тёмного рыцаря», «Год первый») и Мура («Убийственная шутка»), а чуть позже ещё «Смерть в семье» Старлина. Стиль лёгких и наивных комиксов золотого и серебряного века сменился мрачным неонуаром. На их фоне даже фильмы Бёртона потом казались не такими уж мрачными.
Аниме и манга[править]
- Macross — деконструкция космооперы с меха.
- Gundam — деконструкция супермехи создала реалмеху.
- Neon Genesis Evangelion тоже породил новый поджанр.
- Puella Magi Madoka Magica стала самой успешной попыткой в тёмное переосмысление махо-сёдзё, что породило целую плеяду подражателей.
Видеоигры[править]
- Half-Life — для своего времени это была деконструкция жанра шутеров от первого лица того времени. Что там Джон Кармак говорил? Сюжет должен быть как в порнофильмах («просто чтоб был — но не так уж он и важен»)? Окей, пусть в игре будет полноценный сюжет, в котором есть какое-никакое развитие. Крутой накачанный морпех даёт леща пришельцам из глубин космоса? Не-а. Пусть главным героем будет научный сотрудник, а военные будут плохими парнями. Абстрактные уровни, где оружие лежит где попало? Эй, у нас тут не Dungeons and Dragons, так давайте сделаем уровни так, чтобы они выглядели как можно достовернее. А оружие нужно хранить в складах, а не в потайных комнатах. Как итог, Half-Life породила кучу подражателей, и разработчики поняли, что шутерам важны относительная реалистичность и сюжет.
- Ну, сюжет в халфе именно что как в порнофильме — он есть. Ты его видишь глазами персонажа, нихрена не зная о том, что это, где это и что вообще происходит.
- Warcraft 3 деконструировал механику героев в RTS, превратив их из обычных юнитов с парой уникальных способностей в полноценных RPG-персонажей с прокачкой и инвентарём. Последовавший всё десятилетие до выхода Starcraft 2 тренд на смешивание этих двух жанров жил и процветал.
- Там же — деконструкция образа орков, которые теперь стали благородными дикарями. Теперь большинство произведений именно такими орков и рисует.
- Halo — один из первых перешёл от жанра мясных шутеров к шутерам околотактическим с ограничением на количество носимого оружия. Большинство крупных студий продолжили тренд, а именно мясные шутеры до 2016 года ушли из ААА-сферы.
- LSD: Dream Emulator — игра 1998 года про сновидения. Ни стрельбы, ни противников, ни какой-либо цели, ничего, кроме чистого сюрреализма, основанного, кстати, на записях из одного настоящего дневника снов. Автор намеренно плюнул на игровые каноны; в итоге имеем последователей вроде Yume Nikki и аналогичных по духу.
- Penumbra 2 — если игроку не интересны экшн-механики в сюрвивал-хорроре, то почему бы их вообще не убрать? Игрок избавлялся от менеджмента патронов, кривой боёвки и ситуации, когда хоррор превращался в шутер после получения первого ствола. Отчасти возродил игромеханику старых игр (типа Clock Tower), и породил кучу инди-игр в жанре «бегай по лабиринту от монстра, иногда смотри кат-сцены» и такие игры как Outlast, Layers of fear и пр.
- Resident Evil 4 также деконструировал игровой штамп, что зомби могут быть только в нарочито тягучих хоррорах… и породил орду экшенов с зомби.
Реальная жизнь[править]
- История присоединения Калифорнии к США. Объявить casus belli, провести наступление и вынудить оппонента отступить? Фу, старьё! Найти недовольных местных и проспонсировать мятеж? Да что вы, как маленькие?! Привезти свои войска под видом мирных переселенцев, после чего провести замаскированное под мятеж наступление партизанскими методами? Вот, совсем другой разговор! На дворе стояла середина девятнадцатого века. Спустя более полутора веков это остаётся классикой гибридных конфликтов по всей планете и используется практически всеми странами мира!
Примечания[править]
- ↑ «Сонная лощина» была написана за 82 года до «Собаки Баскервилей», так что она не последователь, а, скорее, прародитель рационалистического подхода.
Игры со штампами | |
---|---|
По смыслу | Аверсия • Деконструкция (Деконструкция задала новые каноны) • Зигзаг • Инверсия (Гендерная) • Обоснование (Аргумент мультиверса • Обоснуй) • Пародия (Самопародия) • Реконструкция • Субверсия |
По стилю | Педаль в пол • Ради драмы • Ради ужаса • С прикрученным фитильком • Шутки ради • Подразумевание штампа |
По реакции персонажа | Опора на штамп • Отрицание штампа • Подсветка (Господа, это символично! • Всегда хотел это сказать • Мы знаем, что написали бред) • Эксплуатация штампа |
Распространённые обоснуи | Акула вуду • Онижепришельцы! • Фантастическое допущение • Это был социальный эксперимент • Это очень сильное колдунство • Потому что я Бэтмен! |
← | Основы • Штамп • Явления и идеи |