Редактирование: Железный кнопкодав

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 17: Строка 17:
Родственный троп — [[машина Голдберга]], когда задачу выполняет сильно переусложнённая конструкция, собранная из подручных средств.
Родственный троп — [[машина Голдберга]], когда задачу выполняет сильно переусложнённая конструкция, собранная из подручных средств.
== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Комплексные франшизы]] ===
* [[Star Wars]], особенно приквелы.
** Первый эпизод — роботы-пилоты танков в армии Торговой Федерации. Специально для того, чтобы [[презренный Джа-Джа]] мог закинуть гранату в люк.
*** Обоснуй, причем каноничный: танки делали ещё для предыдущей «мясной» армии Федерации. А потом просто поленились ([[Сова — эффективный менеджер|и зажмотились]]) переделывать сборочную линию. Проще запихнуть новых дроидов в старые танки. А если сделать побольше, то излишки танков можно ещё и продать. Почему бы тогда не продать их все, а потенциальных «пилотов» не отправить строить завод под новые? А потому что устаревшие танки можно '''не снимать с производства,''' а продавать тем нищим клиентам, кто не захочет/не сможет покупать роботов-пилотов. Курочка по зёрнышку клюёт, да. При этом базовая платформа робота-пилота весьма универсальна, причём и на рынке гражданской продукции, — переместить сенсоры и отсек управления, оторвать голову и приделать динамик, получив универсального робота-организатора вечеринок/диджея/официанта? Запросто!
** Третий эпизод — педаль в асфальт: те же дроиды вручную заряжают бортовые орудия сепаратистского крейсера!
** Справедливости ради, регулярно встречается и [[аверсия]]: так, дроид-стервятник — это натуральный [[трансформер]], [[боевой многоножник]] и [[истребитель]] во единой морде.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 36: Строка 29:
* Роберт Хайнлайн
* Роберт Хайнлайн
** «Дверь в лето» — электронный «чертёжник Дэн» не жмёт на кнопки, но он действительно чертит на настоящей бумаге! Пояснение: когда-то любое изделие или инженерная конструкция требовала целой комнаты чертёжников, и если хоть что-то изменилось в проекте — чертёж в помойку, переделывай. Гектары бумаги. Сейчас все чертежи существуют на экране компьютера, где скопировать или сдвинуть фрагмент очень легко. Понятно, что в настоящее время электронная машина, которая физически чертит — звучит эксцентрично. Есть, правда, плоттеры и графопостроители, но они используются для распечатки уже готового чертежа.
** «Дверь в лето» — электронный «чертёжник Дэн» не жмёт на кнопки, но он действительно чертит на настоящей бумаге! Пояснение: когда-то любое изделие или инженерная конструкция требовала целой комнаты чертёжников, и если хоть что-то изменилось в проекте — чертёж в помойку, переделывай. Гектары бумаги. Сейчас все чертежи существуют на экране компьютера, где скопировать или сдвинуть фрагмент очень легко. Понятно, что в настоящее время электронная машина, которая физически чертит — звучит эксцентрично. Есть, правда, плоттеры и графопостроители, но они используются для распечатки уже готового чертежа.
** «Луна — суровая хозяйка» — в начале. Майк синтезирует голос и передаёт его по телефону… Позже в светлую голову главгероя приходит передавать колебания электричества непосредственно в телефон, не создавая никаких посторонних звуков в машинном зале.
** «Луна — суровая хозяйка» — в начале. Майк синтезирует голос и передаёт его по телефону… Позже в светлую голову главгероя приходит передавать колебания электричества непосредственно в телефон, не создавая никаких посторонних звуков в машинном зале.
* Николай Носов «[[Незнайка в Солнечном городе]]» — шахматные роботы переставляют фигуры на физической доске.
* Николай Носов «[[Незнайка в Солнечном городе]]» — шахматные роботы переставляют фигуры на физической доске.
** Это же намеренный элемент геймплея! Роботы не только переставляют фигуры, но и запрограммированы выдавать определённый набор поведенческих алгоритмов (вроде почёсывания носа или фразочек "Сейчас вам будет крышка") - всё, чтобы мясному оппоненту было интереснее играть.
** Это же намеренный элемент геймплея! Роботы не только переставляют фигуры, но и запрограммированы выдавать определённый набор поведенческих алгоритмов (вроде почёсывания носа или фразочек "Сейчас вам будет крышка") - всё, чтобы мясному оппоненту было интереснее играть.
* Сергей Лукьяненко «Спектр» — ''Верные своей традиции до конца модернизировать старое, прежде чем заменить его новым, дио-дао сохранили на планете транспортную сеть, построенную ещё тысячи лет назад. Древние просёлочные дороги были выложены камнем, потом — забетонированы, потом — обзавелись тремя широкими рельсами, иногда металлическими, а иногда — из удивительно прочного дерева. Сотню лет назад по этим рельсам забегали паровозы, потом их сменили (но до сих пор — не все) сверкающие локомотивы на электрической тяге.'' В частности под троп подходит телефон без наборного диска; для звонка дио-дао общается не с телефонистом, а с компьютерной системой распознавания речи.
* Сергей Лукьяненко «Спектр» — ''Верные своей традиции до конца модернизировать старое, прежде чем заменить его новым, дио-дао сохранили на планете транспортную сеть, построенную ещё тысячи лет назад. Древние просёлочные дороги были выложены камнем, потом — забетонированы, потом — обзавелись тремя широкими рельсами, иногда металлическими, а иногда — из удивительно прочного дерева. Сотню лет назад по этим рельсам забегали паровозы, потом их сменили (но до сих пор — не все) сверкающие локомотивы на электрической тяге.'' В частности под троп подходит телефон без наборного диска; для звонка дио-дао общается не с телефонистом, а с компьютерной системой распознавания речи.
* Диафильм «В 2017 году» (1960 год). Интерфейс универсального кухонного комбайна таков: утром мама пишет на бумаге рукой записку, что приготовить. Сын, проснувшись, кидает эту записку в коммуникационную щель кухонного комбайна, тот «невидимыми лучами ощупывает очертания букв на записке», распознает задание и приступает к работе: отмеряет «ковшами-автоматами» и режет «специальными ножами» продукты. Ну, сенсорный экран в 1960 году был малопредставим, но то, что сыпучие продукты логичнее было бы расфасовать в бункеры с шиберами, а потребные к нарезке продукты выпускать уже нарезанными, авторы продумать поленились — детский диафильм же, схавают…
* Диафильм «В 2017 году» (1960 год). Интерфейс универсального кухонного комбайна таков: утром мама пишет на бумаге рукой записку, что приготовить. Сын, проснувшись, кидает эту записку в коммуникационную щель кухонного комбайна, тот «невидимыми лучами ощупывает очертания букв на записке», распознает задание и приступает к работе: отмеряет «ковшами-автоматами» и режет «специальными ножами» продукты. Ну, сенсорный экран в 1960 году был малопредставим, но то, что сыпучие продукты логичнее было бы расфасовать в бункеры с шиберами, а потребные к нарезке продукты выпускать уже нарезанными, авторы продумать поленились — детский диафильм же, схавают…
* Джон Гоуди, «Опасные пассажиры поезда 123» — [[с прикрученным фитильком]]: в оригинальной книге и всех экранизациях банда Райдера, чтобы обмануть ручку бдительности, используют механическое устройство, прижимающее ее. Это позволяет им запустить вагон метропоезда без машиниста и тем самым незаметно выбраться из тоннелей, пока все гонятся за приманкой.
* Джон Гоуди, «Опасные пассажиры поезда 123» — [[с прикрученным фитильком]]: в оригинальной книге и всех экранизациях банда Райдера, чтобы обмануть ручку бдительности, используют механическое устройство, прижимающее ее. Это позволяет им запустить вагон метропоезда без машиниста и тем самым незаметно выбраться из тоннелей, пока все гонятся за приманкой.
* Генри Каттнер. «Робот-зазнайка». Гениальный раздолбай Гэллегер по пьяни изобрел робота, не помнил, зачем. Оказалось… Открывать вручную ему баночное пиво!
* Генри Каттнер. «Робот-зазнайка». Гениальный раздолбай Гэллегер по пьяни изобрел робота, не помнил, зачем. Оказалось... Открывать вручную ему баночное пиво!


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Star Wars]] (как минимум эпизоды II и III).
** И первый эпизод — роботы-пилоты танков в армии Торговой Федерации. Специально для того, чтобы [[презренный Джа-Джа]] мог закинуть гранату в люк.
*** Обоснуй, причем каноничный: танки делали еще для предыдущей «мясной» армии Федерации. А потом просто поленились (и зажмотились) переделывать сборочную линию. Проще запихнуть новых дроидов в старые танки. А если сделать побольше, то излишки танков можно еще и продать.
**** А почему бы тогда не продать все устаревшие танки, а потенциальных «пилотов» не отправить строить завод под новые?
***** А потому что устаревшие танки можно '''не снимать с производства,''' а продавать тем нищим клиентам, кто не захочет/не сможет покупать роботов-пилотов. Курочка по зёрнышку клюёт, да. При этом базовая платформа робота-пилота весьма универсальна, причём и на рынке гражданской продукции, — переместить сенсоры и отсек управления, оторвать голову и приделать динамик, получив универсального робота-организатора вечеринок/диджея/официанта? Запросто!
* «[[Терминатор]]» — в прологе «Генезиса» человеческому сопротивлению удается прорваться на базу Скайнета, используя выведенного из строя терминатора для имитации управления грузовиком с узниками для лагеря уничтожения. После показанных в предыдущих фильмах боевых роботов и близко не похожих на человека возникает резонный вопрос: а что мешало Скайнету для перевозки людей и грузов сделать полностью роботизированные транспортники? Обоснуй, в принципе, легко подводится тот же, что и выше: грузовики довоенного образца, из чего логично следует, что и конструкция, и сборочный завод достались Скайнет в наследство от людей. Экзоскелеты терминаторов устаревших моделей тоже при деле — так что задачи логистики успешно решаются. Сомнительно, что компьютерный разум, не обладающий серендипностью, станет искать пути повышения эффективности системы, пока эта система со своими функциями справляется. Вот только есть один нюанс: кто водил грузовики до запуска в производство терминаторов?
* «[[Терминатор]]» — в прологе «Генезиса» человеческому сопротивлению удается прорваться на базу Скайнета, используя выведенного из строя терминатора для имитации управления грузовиком с узниками для лагеря уничтожения. После показанных в предыдущих фильмах боевых роботов и близко не похожих на человека возникает резонный вопрос: а что мешало Скайнету для перевозки людей и грузов сделать полностью роботизированные транспортники? Обоснуй, в принципе, легко подводится тот же, что и выше: грузовики довоенного образца, из чего логично следует, что и конструкция, и сборочный завод достались Скайнет в наследство от людей. Экзоскелеты терминаторов устаревших моделей тоже при деле — так что задачи логистики успешно решаются. Сомнительно, что компьютерный разум, не обладающий серендипностью, станет искать пути повышения эффективности системы, пока эта система со своими функциями справляется. Вот только есть один нюанс: кто водил грузовики до запуска в производство терминаторов?
** «Да придет спаситель» — на базе Скайнет многие устройства имеют ''[[ай-всё|сенсорный]]'' интерфейс. Эммммм… а для кого, простите?
** «Да придет спаситель» — на базе Скайнет многие устройства имеют ''[[ай-всё|сенсорный]]'' интерфейс. Эммммм… а для кого, простите?
Строка 57: Строка 55:
=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[Джетсоны]] — в их [[Ретрофутуризм|ретрофутуристическом]] мире единственная работа — это нажимать на кнопки. В одной из серий главный герой ахает, когда же изобретут робота, который бы нажимал на кнопки вместо него.
* [[Джетсоны]] — в их [[Ретрофутуризм|ретрофутуристическом]] мире единственная работа — это нажимать на кнопки. В одной из серий главный герой ахает, когда же изобретут робота, который бы нажимал на кнопки вместо него.
* «[[Чудеса на виражах]]», эпизод «Кто заменит робота?» — робопилот профессора Финта, сидящий за штурвалом железный болван. Впрочем, тут есть вполне логичный [[обоснуй]]: этого болвана можно сажать в уже имеющиеся самолеты, не тратясь на их переделку.
* «[[Чудеса на виражах]]», эпизод «Кто заменит робота?» — робопилот профессора Финта, сидящий за штурвалом железный болван. Впрочем, тут есть вполне логичный [[обоснуй]]: этого болвана можно сажать в уже имеющиеся самолеты, не тратясь на их переделку.


=== [[Аниме]] ===
=== [[Аниме]] ===
{{video|KlJ8eTuFe9U|хакер старой школы}}
{{video|KlJ8eTuFe9U|хакер старой школы}}
* [[Ghost in the Shell|Призрак в доспехах]] — человеко-машинные интерфейсы на затылке есть почти у всех, однако иногда персонажи почему-то стучат по клавиатуре робопальцами.
* [[Ghost in the Shell|Призрак в доспехах]] — человеко-машинные интерфейсы на затылке есть почти у всех, однако иногда персонажи почему-то стучат по клавиатуре робопальцами.
** Возможно из соображений безопасности? Уже сейчас вставив в компьютер случайно найденную на улице флешку можно лишиться машины, а если же в роли этой машины выступает ваш собственный мозг…
** Возможно из соображений безопасности? Уже сейчас вставив в компьютер случайно найденную на улице флешку можно лишиться машины, а если же в роли этой машины выступает ваш собственный мозг...


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 77: Строка 75:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
{{q|Мышка вверх пузом лежит и хохочет —<br>Мышке нитка письку щекочет|[https://web.archive.org/web/20180307084709/https://ithappens.me/story/1253 Устройство], не дающее компу самоотключиться}}
{{q|Мышка вверх пузом лежит и хохочет —<br />Мышке нитка письку щекочет|[https://web.archive.org/web/20180307084709/https://ithappens.me/story/1253 Устройство], не дающее компу самоотключиться}}
* Часто используется как временное решение. Особенно «повезло» выдвигающемуся лотку CD-ROM — кто его только не использует, чтобы нажать на кнопку… [https://pikabu.ru/story/prostyie_resheniya_problem_6484996 Ручная перезагрузка] висящего сервера. [https://qna.habr.com/q/105537 То же самое] с глючным ИБП. [http://thedailywtf.com/articles/Open-Sesame Пропуск по SSH], когда отказал СКУД.
* Часто используется как временное решение. Особенно «повезло» выдвигающемуся лотку CD-ROM — кто его только не использует, чтобы нажать на кнопку… [https://pikabu.ru/story/prostyie_resheniya_problem_6484996 Ручная перезагрузка] висящего сервера. [https://qna.habr.com/q/105537 То же самое] с глючным ИБП. [http://thedailywtf.com/articles/Open-Sesame Пропуск по SSH], когда отказал СКУД.
* С 1920-х до 1982 компания AT&T владела всеми телефонами, давала их в аренду и запрещала подключать прочие приборы к телефонной линии. Потому на заре модемной связи делали модемы с акустической связью — на них клали телефонную трубку.
* С 1920-х до 1982 компания AT&T владела всеми телефонами, давала их в аренду и запрещала подключать прочие приборы к телефонной линии. Потому на заре модемной связи делали модемы с акустической связью — на них клали телефонную трубку.
Строка 90: Строка 88:
* [[С прикрученным фитильком]] — скриптовая система AutoIt. Она ориентирована не на физические, а на виртуальные кнопки, но всё же работает с человеческим интерфейсом: открывает, переключает и сворачивает окна, перемещает по экрану указатель мышки и выполняет клики, имитирует нажатие клавиатурных клавиш, вводит текст в поля форм… [[Обоснование]]: для многих и многих простых задач написать скрипт-«кнопкодав» гораздо проще, чем разбираться с API очередной программы (даже если он вообще есть и доступен) — или ЗАписать: «обезьянка видит, обезьянка повторяет».
* [[С прикрученным фитильком]] — скриптовая система AutoIt. Она ориентирована не на физические, а на виртуальные кнопки, но всё же работает с человеческим интерфейсом: открывает, переключает и сворачивает окна, перемещает по экрану указатель мышки и выполняет клики, имитирует нажатие клавиатурных клавиш, вводит текст в поля форм… [[Обоснование]]: для многих и многих простых задач написать скрипт-«кнопкодав» гораздо проще, чем разбираться с API очередной программы (даже если он вообще есть и доступен) — или ЗАписать: «обезьянка видит, обезьянка повторяет».
* Также при автоматизированном тестировании подчас весьма православно не дёрнуть соответствующую функцию, а эмулировать взаимодействие с соответствующим элементом интерфейса. А то вдруг кнопка «серенькая» и не нажимается — а функция отрабатывает на ура (хотя пользователь ту функцию вызвать не смог бы).
* Также при автоматизированном тестировании подчас весьма православно не дёрнуть соответствующую функцию, а эмулировать взаимодействие с соответствующим элементом интерфейса. А то вдруг кнопка «серенькая» и не нажимается — а функция отрабатывает на ура (хотя пользователь ту функцию вызвать не смог бы).
* Паровоз «[[w:Механический путешественник|Механический путешественник]]» (он же, «Паровой конь») использовал в качестве движителя пару механических ног, толкавших его по рельсам.
* Паровоз [[w:Механический путешественник|«Механический путешественник»]] (он же, «Паровой конь») использовал в качестве движителя пару механических ног, толкавших его по рельсам.
* А в пароходе «[[w:Фитч, Джон#Создание парохода|Настойчивость]]» паровая машина приводила в движение вёсла.
* А в пароходе [[w:Фитч, Джон#Создание_парохода|«Настойчивость»]] паровая машина приводила в движение вёсла.
* [http://www.douglas-self.com/MUSEUM/TRANSPORT/reinstractor/reinstractor.htm Управляемые вожжами тракторы]. Было актуально лет так сто назад, чтобы можно было просто заменить лошадь трактором, без лишних расходов на покупку нового сельхозинвентаря.
* [http://www.douglas-self.com/MUSEUM/TRANSPORT/reinstractor/reinstractor.htm Управляемые вожжами тракторы]. Было актуально лет так сто назад, чтобы можно было просто заменить лошадь трактором, без лишних расходов на покупку нового сельхозинвентаря.


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!