Железный кнопкодав

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Tinman typist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Отгадайте загадку: огромная дура размером с дом, жрет 20 литров горючки в час, шумит и дымит, как сволочь и режет яблоко на две дольки. Отгадали, что это? Советская машина для разрезания яблок на четыре дольки! »
— Тульские шахтёры знают, что к чему.

Вы хотите подключить к одной электрической системе (скажем, компьютеру) другую электрическую систему (скажем, робота-фармилу для MMO, который гарантированно не вызовет срабатывание античита)?

Решение инженера: берём Arduino, дерём реализацию USB-клавиатуры, дописываем функциональность собственно робота.

Решение инженера старой школы: покупаем самую дешманскую клавиатуру, выдираем плату, припаиваем к нужным концам проводки с реле, собираем схему, которая это реле будет замыкать.

Решение курильщика: строим машину, которая будет нажимать на кнопки. Особенно если она ещё и антропоморфная.

В общем, железный кнопкодав — это машина, которая пользуется человеческими интерфейсами там, где лучше бы подошёл машинный. К тому же на экране это впечатляет — робот печатает на клавиатуре с невообразимой быстротой.

  • Более-менее реалистичный обоснуй: антропоморфная машина многофункциональная. Почему бы ей, помимо прочей ручной работы, не поручить и на кнопки понажимать?
  • Ещё один реалистичный обоснуй: ничего нет, кроме человеческого интерфейса — либо ради безопасности (автомат в общественном месте), либо просто не предусмотрели, либо техника это не предусматривает принципиально (старая электро/радиотехника, машина/станок без компьютера, и так далее).
  • Фантастический обоснуй: в этом сеттинге для подсоединения клавиатуры используется не простой USB или подобный, а куда более сложный интерфейс, в принципе допускающий например взлом подключённого в качестве клавиатуры устройства или взятие его под контроль со стороны разумного компьютера. Ещё более фантастический вариант: в сеттинге реально существует техномагия, и потому прямое подсоединение создаёт риск заразиться каким-то аномальным вирусом. Потому набирать через клавиатуру всяко безопаснее. В любом случае, автору надо как-то хотя бы в самых общих чертах описать подобные технологии, и представлять другие их возможные последствия, чтобы не опростоволоситься.

Родственный троп — машина Голдберга, когда задачу выполняет сильно переусложнённая конструкция, собранная из подручных средств.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны, особенно приквелы.
    • Первый эпизод — роботы-пилоты танков в армии Торговой Федерации. Специально для того, чтобы презренный Джа-Джа мог закинуть гранату в люк.
      • Обоснуй, причем каноничный: танки делали ещё для предыдущей «мясной» армии Федерации. А потом просто поленились (и зажмотились) переделывать сборочную линию. Проще запихнуть новых дроидов в старые танки. А если сделать побольше, то излишки танков можно ещё и продать. Почему бы тогда не продать их все, а потенциальных «пилотов» не отправить строить завод под новые? А потому что устаревшие танки можно не снимать с производства, а продавать тем нищим клиентам, кто не захочет/не сможет покупать роботов-пилотов. Курочка по зёрнышку клюёт, да. При этом базовая платформа робота-пилота весьма универсальна, причём и на рынке гражданской продукции, — переместить сенсоры и отсек управления, оторвать голову и приделать динамик, получив универсального робота-организатора вечеринок/диджея/официанта? Запросто!
    • Третий эпизод — педаль в асфальт: те же дроиды вручную заряжают бортовые орудия сепаратистского крейсера!
    • Справедливости ради, регулярно встречается и аверсия: так, дроид-стервятник — это натуральный трансформер, боевой многоножник и истребитель во единой морде.

Литература[править]

  • Азимов, «Раб корректуры» — робот-корректор работает именно так.
  • «Снова и снова» К. Саймака — справочное бюро организовано как робот, ищущий дискеты с нужными данными вручную, связь с ним через видеофон.
  • Марчелло Арджили, «Десять городов», глава «Машиноградос» — в этом городе всё делают машины, людям остаётся только нажимать на кнопки. Но главный герой считает, что и этого слишком много, поэтому изобретает «механического двойника», который должен нажимать кнопки взамен людей.
    • Впрочем, ещё в прологе упоминается механический кнопконажиматель — судя по всему, не антропоморфный, как изобретение главгероя, но тоже ориентирован на кнопки.
    • А в финале обнаруживается, что абсолютно все жители Машиноградоса, сами того не осознавая, являются именно такими «машинами для нажатия кнопок», просто антропоморфными до предела — способными размножаться, стареть и умирать. Ужас у холодильника: а кем были прежние обитатели города, создавшие эти машины и вымершие с тех пор — людьми или только предыдущим поколением «механических двойников»?
  • Роберт Хайнлайн
    • «Дверь в лето» — электронный «чертёжник Дэн» не жмёт на кнопки, но он действительно чертит на настоящей бумаге! Пояснение: когда-то любое изделие или инженерная конструкция требовала целой комнаты чертёжников, и если хоть что-то изменилось в проекте — чертёж в помойку, переделывай. Гектары бумаги. Сейчас все чертежи существуют на экране компьютера, где скопировать или сдвинуть фрагмент очень легко. Понятно, что в настоящее время электронная машина, которая физически чертит — звучит эксцентрично. Есть, правда, плоттеры и графопостроители, но они используются для распечатки уже готового чертежа.
    • «Луна — суровая хозяйка» — в начале. Майк синтезирует голос и передаёт его по телефону… Позже в светлую голову главгероя приходит передавать колебания электричества непосредственно в телефон, не создавая никаких посторонних звуков в машинном зале.
  • Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе» — шахматные роботы переставляют фигуры на физической доске.
  • Сергей Лукьяненко «Спектр» — Верные своей традиции до конца модернизировать старое, прежде чем заменить его новым, дио-дао сохранили на планете транспортную сеть, построенную ещё тысячи лет назад. Древние просёлочные дороги были выложены камнем, потом — забетонированы, потом — обзавелись тремя широкими рельсами, иногда металлическими, а иногда — из удивительно прочного дерева. Сотню лет назад по этим рельсам забегали паровозы, потом их сменили (но до сих пор — не все) сверкающие локомотивы на электрической тяге. В частности под троп подходит телефон без наборного диска; для звонка дио-дао общается не с телефонистом, а с компьютерной системой распознавания речи.
  • Диафильм «В 2017 году» (1960 год). Интерфейс универсального кухонного комбайна таков: утром мама пишет на бумаге рукой записку, что приготовить. Сын, проснувшись, кидает эту записку в коммуникационную щель кухонного комбайна, тот «невидимыми лучами ощупывает очертания букв на записке», распознает задание и приступает к работе: отмеряет «ковшами-автоматами» и режет «специальными ножами» продукты. Ну, сенсорный экран в 1960 году был малопредставим, но то, что сыпучие продукты логичнее было бы расфасовать в бункеры с шиберами, а потребные к нарезке продукты выпускать уже нарезанными, авторы продумать поленились — детский диафильм же, схавают…
  • Джон Гоуди, «Опасные пассажиры поезда 123» — с прикрученным фитильком: в оригинальной книге и всех экранизациях банда Райдера, чтобы обмануть ручку бдительности, используют механическое устройство, прижимающее ее. Это позволяет им запустить вагон метропоезда без машиниста и тем самым незаметно выбраться из тоннелей, пока все гонятся за приманкой.
  • Генри Каттнер. «Робот-зазнайка». Гениальный раздолбай Гэллегер по пьяни изобрел робота, не помнил, зачем. Оказалось… Открывать вручную ему баночное пиво!

Кино[править]

  • «Терминатор» — в прологе «Генезиса» человеческому сопротивлению удается прорваться на базу Скайнета, используя выведенного из строя терминатора для имитации управления грузовиком с узниками для лагеря уничтожения. После показанных в предыдущих фильмах боевых роботов и близко не похожих на человека возникает резонный вопрос: а что мешало Скайнету для перевозки людей и грузов сделать полностью роботизированные транспортники? Обоснуй, в принципе, легко подводится тот же, что и выше: грузовики довоенного образца, из чего логично следует, что и конструкция, и сборочный завод достались Скайнет в наследство от людей. Экзоскелеты терминаторов устаревших моделей тоже при деле — так что задачи логистики успешно решаются. Сомнительно, что компьютерный разум, не обладающий серендипностью, станет искать пути повышения эффективности системы, пока эта система со своими функциями справляется. Вот только есть один нюанс: кто водил грузовики до запуска в производство терминаторов?
    • «Да придет спаситель» — на базе Скайнет многие устройства имеют сенсорный интерфейс. Эммммм… а для кого, простите?
  • «Вирус» — самоходный сервер инопланетной энергетической формы жизни, допрашивая Фостер, дублирует озвучиваемые вопросы набором их же на клавиатуре механическими пальцами с выводом текста на экран.
  • «Гостья из будущего» — Вертер упоминает о концерте роботов-гитаристов.

Мультфильмы[править]

  • «Мир дому твоему» — чтобы запустить атомную бомбу, Войне понадобился именно такой робот, который нажмёт на красную кнопку. Но всё кончилось хорошо…
  • WALL-E — один из роботов, которого ВАЛЛ-И видит по пути на капитанский мостик и из него.

Мультсериалы[править]

  • Джетсоны — в их ретрофутуристическом мире единственная работа — это нажимать на кнопки. В одной из серий главный герой ахает, когда же изобретут робота, который бы нажимал на кнопки вместо него.
  • «Чудеса на виражах», эпизод «Кто заменит робота?» — робопилот профессора Финта, сидящий за штурвалом железный болван. Впрочем, тут есть вполне логичный обоснуй: этого болвана можно сажать в уже имеющиеся самолеты, не тратясь на их переделку.

Аниме[править]

(link)

хакер старой школы
  • Призрак в доспехах — человеко-машинные интерфейсы на затылке есть почти у всех, однако иногда персонажи почему-то стучат по клавиатуре робопальцами.
    • Возможно из соображений безопасности? Уже сейчас вставив в компьютер случайно найденную на улице флешку можно лишиться машины, а если же в роли этой машины выступает ваш собственный мозг…

Видеоигры[править]

  • Не робот, но всё-таки… Зажать кнопку и уйти пить чай — заманчивый способ заполучить гадкую ачивку, и геймерская мысль вращается вокруг вопроса: где и как это сделать, чтобы зажатая кнопка или простейший скрипт сделал то, что надо. Например, в The Elder Scrolls IV: Oblivion один из способов качать школу магии — сделать или подобрать заклинание, которое тратит ману медленней, чем та восстанавливается, а дальше понятно. В вторых Аллодах можно прокачать окаменение, найдя место, где враг застрянет, и исполняя заклинание в автоматическом режиме (таковой в игре есть).
    • TAS (Tool-assisted speedrun) — тоже не робот, а программа, связывающаяся с игрой по вполне себе компьютерному интерфейсу и идеально проходящая игру.
  • Syberia — сумасшедшему директору завода захотелось сделать механического пианиста. В то время как нормальный автоматический оргáн лучше всего сделать в виде кучи электроклапанов.
    • Машинист Оскар тоже подходит под троп. Впоследствии ему придумывают и обоснуй для человекоподобного вида — стать экзоскелетом для бессильного Форальберга.
  • Still Life — сервер базы данных ФБР устроен весьма нетривиально: информация хранится на компакт-дисках, которые лежат в выдвижных ящиках огромных стеллажей. По запросу механическая рука ключом (!) открывает нужный ящик, находит в нём нужный диск и вставляет его в дисковод.
    • Реальность нереалистична: несмотря на абсурдную киберпанковость устройства, данные большого объёма, если время доступа не критично, хранят именно в виде лежащих в ложементах носителях, которые при помощи специального механизма подаются в считывающее устройство (т. н. «холодное хранение»). Только как правило это не компакт-диски, а магнитные ленты, как более быстрые (при последовательной записи), надёжные (лазерные диски всё же подвержены как деградации из-за не всегда качественных материалов, так и к повреждению при записи и чтении, хотя существуют специальные диски, сертифицированные для архивации) и ёмкие.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Адептус Механикус это ценят, любят, практикуют. В этом же внезапно уличены некроны.

Реальная жизнь[править]

« Мышка вверх пузом лежит и хохочет —
Мышке нитка письку щекочет
»
— Устройство, не дающее компу самоотключиться
  • Часто используется как временное решение. Особенно «повезло» выдвигающемуся лотку CD-ROM — кто его только не использует, чтобы нажать на кнопку… Ручная перезагрузка висящего сервера. То же самое с глючным ИБП. Пропуск по SSH, когда отказал СКУД.
  • С 1920-х до 1982 компания AT&T владела всеми телефонами, давала их в аренду и запрещала подключать прочие приборы к телефонной линии. Потому на заре модемной связи делали модемы с акустической связью — на них клали телефонную трубку.
    • В США одно время процветало сообщество «фрикеров»[1] — они паяли «коробочки», чтобы передавать через телефонную трубку технические коды.
  • Аналогично существовали принтеры, которые нажимали на кнопки пишущей машины.
  • Рок-группы роботов.
  • Методики преодоления так называемого «воздушного зазора». Есть компьютер во внутренней сети, под управлением нашей вредоносной проги (кто-то взял да протащил флэшкой). Рядом гаджет во внешней сети, тоже наш. Как передать информацию из одной сети в другую — хоть один бод[2], но передать? Один из способов — ультразвук.
  • Или, когда нужно добавить какую-то отсутствующую функцию (или компенсировать ненужную) в прибор, который вскрывать нельзя. Например, если периодически нужно удалённо считывать показания с измерительного прибора, возможности включить его иначе как кнопкой на корпусе нет, зато есть автоматическое отключение через час работы. Приходится городить конструкции из соленоидов и рычагов.
  • Сама концепция робота-аватара и русский робот ФЁДОР как частный её случай. Обоснуй — он для нештатных ситуаций и может работать не только автономно, но и на телеуправлении.
  • Некоторые музыканты используют «кнопкодавы» на концертах, чтобы зажать клавишу-бурдон на синтезаторе, а высвободившимися руками играть на другом инструменте или на том же синтезаторе выше.
  • С прикрученным фитильком — скриптовая система AutoIt. Она ориентирована не на физические, а на виртуальные кнопки, но всё же работает с человеческим интерфейсом: открывает, переключает и сворачивает окна, перемещает по экрану указатель мышки и выполняет клики, имитирует нажатие клавиатурных клавиш, вводит текст в поля форм… Обоснование: для многих и многих простых задач написать скрипт-«кнопкодав» гораздо проще, чем разбираться с API очередной программы (даже если он вообще есть и доступен) — или ЗАписать: «обезьянка видит, обезьянка повторяет».
  • Также при автоматизированном тестировании подчас весьма православно не дёрнуть соответствующую функцию, а эмулировать взаимодействие с соответствующим элементом интерфейса. А то вдруг кнопка «серенькая» и не нажимается — а функция отрабатывает на ура (хотя пользователь ту функцию вызвать не смог бы).
  • Паровоз «Механический путешественник» (он же, «Паровой конь») использовал в качестве движителя пару механических ног, толкавших его по рельсам.
  • А в пароходе «Настойчивость» паровая машина приводила в движение вёсла.
  • Управляемые вожжами тракторы. Было актуально лет так сто назад, чтобы можно было просто заменить лошадь трактором, без лишних расходов на покупку нового сельхозинвентаря.

Примечания[править]

  1. Не от слова freak, а от слова frequency — «частота».
  2. Импульс в секунду — не обязательно бит.