Редактирование: Какая такая конвекция?
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Справочник|link=Справочник автора/Теплопередача}} | {{Справочник|link=Справочник автора/Теплопередача}} | ||
{{Q|А теперь давайте все вместе подумаем, как засунуть квадратную фигню в круглую дырку<ref>Поглотители CO<sub>2</sub> в командном модуле и лунном не были унифицированы. Тот же персонаж, узнав это, высказался так: «И это — правительственная программа!». Капитан Очевидность поясняет, что в этом фильме матчасть знают очень хорошо, чего не скажешь о героях статьи, так что цитата является сарказмом в адрес людей, для которых проблема с углекислым газом — ввиду отсутствия конвекции — не стоит.</ref>. И быстро.|Глава кризисного центра NASA, х/ф «Аполлон 13»}} | {{Q|А теперь давайте все вместе подумаем, как засунуть квадратную фигню в круглую дырку<ref>Поглотители CO<sub>2</sub> в командном модуле и лунном не были унифицированы. Тот же персонаж, узнав это, высказался так: «И это — правительственная программа!». Капитан Очевидность поясняет, что в этом фильме матчасть знают очень хорошо, чего не скажешь о героях статьи, так что цитата является сарказмом в адрес людей, для которых проблема с углекислым газом — ввиду отсутствия конвекции — не стоит.</ref>. И быстро.|Глава кризисного центра NASA, х/ф «Аполлон 13»}} | ||
[[Файл:Valyria. | [[Файл:Valyria.PNG|thumb|right|Город на реках из лавы. Да, точно.]] | ||
Если авторы [[не в ладах с физикой]], то нередко страдает именно тот её раздел, который описывает распространение тепла в средах. | Если авторы [[не в ладах с физикой]], то нередко страдает именно тот её раздел, который описывает распространение тепла в средах. | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
* Дышать-то ещё ладно, в саунах дышат, хотя там не 300 градусов. Но куда девается инфракрасное излучение? Ведь героев фактически поместили в неслабую такую печь-гриль. | * Дышать-то ещё ладно, в саунах дышат, хотя там не 300 градусов. Но куда девается инфракрасное излучение? Ведь героев фактически поместили в неслабую такую печь-гриль. | ||
** Костюм пожарного («боевой», блестящий такой), спецодежда металлурга, защитные палатки/накидки — как раз про это, отражать излучение. Рядом с большим количеством расплавленного металла, текущей лавой, хорошо горящим автомобилем, в очаге лесного пожара и т. п. находиться весьма проблемно из-за прожарки излучением, даже если нет проблемы с дыханием. | ** Костюм пожарного («боевой», блестящий такой), спецодежда металлурга, защитные палатки/накидки — как раз про это, отражать излучение. Рядом с большим количеством расплавленного металла, текущей лавой, хорошо горящим автомобилем, в очаге лесного пожара и т. п. находиться весьма проблемно из-за прожарки излучением, даже если нет проблемы с дыханием. | ||
Строка 29: | Строка 28: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* [[Питер Джексон]] умудрился весьма правдоподобно показать термоэффекты во «Властелине колец»: плащи и волосы развеваются в потоках горячего ветра, воздух колеблется и дрожит, на лицах выступает пот. Это очень помогает успешно подавлять недоверие в сцене спасения Фродо и Сэма из пекла на склоне Роковой горы. | * [[Питер Джексон]] умудрился весьма правдоподобно показать термоэффекты во «Властелине колец»: плащи и волосы развеваются в потоках горячего ветра, воздух колеблется и дрожит, на лицах выступает пот. Это очень помогает успешно подавлять недоверие в сцене спасения Фродо и Сэма из пекла на склоне Роковой горы. | ||
** А вот в «Хоббите» сцена в плавильне выглядит издевательски бутафорской. | ** А вот в «Хоббите» сцена в плавильне выглядит издевательски бутафорской. | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
** Да, но там действовали джедаи, немножко понимающие в том, как красиво игнорировать законы физики. Когда Вейдер, после того как Кеноби убедительно доказал ему превосходство в высоте, от боли потерял концентрацию, то сразу вспыхнул как спичка в метре от лавы. | ** Да, но там действовали джедаи, немножко понимающие в том, как красиво игнорировать законы физики. Когда Вейдер, после того как Кеноби убедительно доказал ему превосходство в высоте, от боли потерял концентрацию, то сразу вспыхнул как спичка в метре от лавы. | ||
** Там же в сериале «[[Мандалорец]]» — герои [[Плавать в лаве|плывут в лодке по реке лавы]], как будто по обычной реке. Да, сама лодка у них керамическая и жаронепроницаемая, но температура воздуха там должна быть такая… один из пяти путешественников — дроид, ещё один — в герметичном и весьма прочном скафандре, третий имеет дар к Силе… но ещё двое — обычные люди с незащищёнными руками и лицами! | ** Там же в сериале «[[Мандалорец]]» — герои [[Плавать в лаве|плывут в лодке по реке лавы]], как будто по обычной реке. Да, сама лодка у них керамическая и жаронепроницаемая, но температура воздуха там должна быть такая… один из пяти путешественников — дроид, ещё один — в герметичном и весьма прочном скафандре, третий имеет дар к Силе… но ещё двое — обычные люди с незащищёнными руками и лицами! | ||
* | * [[Game of Thrones (TV)|«Игра престолов»]], 7-й сезон: огонь взрослого дракона показан настолько горячим, что практически мгновенно превращает человека в доспехах в обугленный скелет. Но если это так, то всё в радиусе метров пяти от струи такого огня должно загораться и плавиться. От такого огня не увернёшься удачным прыжком, как там показано, и не особенно побегаешь по земле, где он только что прошёлся. | ||
** … А ведь человек на 70 % состоит из воды. И там будет не «обугленный скелет», а довольно неаппетитное и разлетающееся зрелище. Сюда же идут все сцены с аккуратными прожжёнными дырками от лазпистолетов/световых мечей. Попробуйте ткнуть в тушу раскалённым до белизны ломом. | ** … А ведь человек на 70 % состоит из воды. И там будет не «обугленный скелет», а довольно неаппетитное и разлетающееся зрелище. Сюда же идут все сцены с аккуратными прожжёнными дырками от лазпистолетов/световых мечей. Попробуйте ткнуть в тушу раскалённым до белизны ломом. | ||
** Да никаких особых спецэффектов не будет — испаряющиеся ткани создадут прослойку между | ** Да никаких особых спецэффектов не будет — испаряющиеся ткани создадут прослойку между огнем и подлежащими слоями, вследствие чего клиент, конечно, получит несовместимые с жизнью ожоги, но не более того (абляционное охлаждение). Если, помимо жара, дыхание дракона обладает ещё и высокой скоростью потока, как у реактивной струи, то дракон должен летать хвостом вперёд и цель скорее не сожжёт, а именно унесёт (что для цели не имеет, впрочем, особой разницы). Аналогично лазеры — сколько-нибудь длительное воздействие на цель непрерывного лазера приведет к тому, что цель окутается клубами дыма и пара, в которых лазер будет терять энергию. А импульсный — будет напоминать просто взрыв на цели, без красивых лучиков и пиу-пиу… | ||
** Неплоха в этом плане также 6-я серия 8-го, прости Семеро, сезона, где Джон Сноу спокойненько стоит в полуметре от струи драконьего огня, плавящей ''сталь'' {{spoiler|Железного Трона}}, и даже не потеет. | ** Неплоха в этом плане также 6-я серия 8-го, прости Семеро, сезона, где Джон Сноу спокойненько стоит в полуметре от струи драконьего огня, плавящей ''сталь'' {{spoiler|Железного Трона}}, и даже не потеет. | ||
* [[TES/The Elder Scrolls III: Morrowind|Morrowind]] — лавовые реки и озера в Морровинде обычное дело. Возле них и непосредственно над ними можно свободно дышать, и даже прыжок прямо в лаву не убьёт тебя на месте тут же. Впрочем, к чести Морровинда, надо заметить, что ни одного живого города на реке из лавы не стоит, только зловещие аццкие руины, а регион с лавой (Молаг Амур) пользуется репутацией [[Мертвые земли|мёртвых земель]]. | * [[TES/The Elder Scrolls III: Morrowind|Morrowind]] — лавовые реки и озера в Морровинде обычное дело. Возле них и непосредственно над ними можно свободно дышать, и даже прыжок прямо в лаву не убьёт тебя на месте тут же. Впрочем, к чести Морровинда, надо заметить, что ни одного живого города на реке из лавы не стоит, только зловещие аццкие руины, а регион с лавой (Молаг Амур) пользуется репутацией [[Мертвые земли|мёртвых земель]]. | ||
** Ещё к чести «Морровинда» нужно заметить, что под это дело подвели [[обоснуй]] — в Нирне лава переходит в жидкое состояние при меньшей температуре, чем в нашем мире. Но все равно эта температура не может быть настолько низкой, чтобы нырок в лаву не закончился мгновенной смертью. Иначе это уже не лава, а воск<ref>Кроме того, [[плавать в лаве]] — все равно невозможно; по причине высокой вязкости и плотности лавы — в неё все равно нырнуть не удастся. Если только у тебя нет [[перк]]а | ** Ещё к чести «Морровинда» нужно заметить, что под это дело подвели [[обоснуй]] — в Нирне лава переходит в жидкое состояние при меньшей температуре, чем в нашем мире. Но все равно эта температура не может быть настолько низкой, чтобы нырок в лаву не закончился мгновенной смертью. Иначе это уже не лава, а воск<ref>Кроме того, [[плавать в лаве]] — все равно невозможно; по причине высокой вязкости и плотности лавы — в неё все равно нырнуть не удастся. Если только у тебя нет [[перк]]а [[Экипаж «Меконга»|«Пермеация/Проницаемость»]].</ref>. | ||
*** Следовательно, такой нирнский феномен надо списать никак не на «чрезмерно низкую, как у воска, температуру разжижения лавы», а на [[суперспособности|повышенную огне- и жароустойчивость персонажей]]. Так и есть: данмеры, основное население Морровинда, по канону огнеупорны. | *** Следовательно, такой нирнский феномен надо списать никак не на «чрезмерно низкую, как у воска, температуру разжижения лавы», а на [[суперспособности|повышенную огне- и жароустойчивость персонажей]]. Так и есть: данмеры, основное население Морровинда, по канону огнеупорны. | ||
**** [[Педаль в пол]]: в Обливионе персонаж-аргонианин может даже дышать лавой! Да, недолго, но хватает, чтобы срезать путь. И тут же прокачиваешь исцеление. Двойной профит. Впрочем, поскольку лава находится не в весомо-грубо-зримом Нирне, а именно в Обливионе — местном инфернальном астрале, можно предположить, что это и не лава вовсе, а так, демонская видимость одна для запугивания жалких смертных. | **** [[Педаль в пол]]: в Обливионе персонаж-аргонианин может даже дышать лавой! Да, недолго, но хватает, чтобы срезать путь. И тут же прокачиваешь исцеление. Двойной профит. Впрочем, поскольку лава находится не в весомо-грубо-зримом Нирне, а именно в Обливионе — местном инфернальном астрале, можно предположить, что это и не лава вовсе, а так, демонская видимость одна для запугивания жалких смертных. | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
** [[Аверсия|Зато]] упавший в яму с расплавленным сплавом «Сатурнит» Курьер гибнет ещё до падения в расплав. | ** [[Аверсия|Зато]] упавший в яму с расплавленным сплавом «Сатурнит» Курьер гибнет ещё до падения в расплав. | ||
*** Аналогично в Скайриме — урон наносит только магический огонь (и лужи масла, поджигаемые огнём или лампой), а на обычных кострах спокойно можно стоять без вреда для здоровья. Хотя в том же Обливионе попадание в светильники или костры таки наносит урон огнём. | *** Аналогично в Скайриме — урон наносит только магический огонь (и лужи масла, поджигаемые огнём или лампой), а на обычных кострах спокойно можно стоять без вреда для здоровья. Хотя в том же Обливионе попадание в светильники или костры таки наносит урон огнём. | ||
* [[Factorio]] | * [[Factorio]] - В игре пар может храниться вечно. | ||
* [[Frostpunk]] — игра атмосферна и всем хороша, но какой умник решил строить здания именно такими? Башни, высокие узкие коробочки, куча совершенно лишних поверхностей, великолепно рассеивающих тепло… [[Педаль в асфальт|Педаль сквозь вечную мерзлоту]] продавливают [https://frostpunk.gamepedia.com/Seedling_Ark Ковчеги Флоры], где хранятся сверхчувствительные к холоду семена и саженцы — это большие, красивые здания с башенками, ребристыми стенами и стеклянными крышами. Тем не менее, люди там очень неплохо выживают в мире, где −60 по Цельсию — тёплый летний денёк. Право слово, если бы они строили что-то более похожее на и́глу, а не иглу́ — смогли бы уже давно полететь в космос. | * [[Frostpunk]] — игра атмосферна и всем хороша, но какой умник решил строить здания именно такими? Башни, высокие узкие коробочки, куча совершенно лишних поверхностей, великолепно рассеивающих тепло… [[Педаль в асфальт|Педаль сквозь вечную мерзлоту]] продавливают [https://frostpunk.gamepedia.com/Seedling_Ark Ковчеги Флоры], где хранятся сверхчувствительные к холоду семена и саженцы — это большие, красивые здания с башенками, ребристыми стенами и стеклянными крышами. Тем не менее, люди там очень неплохо выживают в мире, где −60 по Цельсию — тёплый летний денёк. Право слово, если бы они строили что-то более похожее на и́глу, а не иглу́ — смогли бы уже давно полететь в космос. | ||
** [[Обоснуй]]: свою роль сыграло мнение [[Сарказм|умников]] из верхов, что жить в [[Уныло, но практично|и́глу]] — недостойно англичанина, и вообще [[Круто, но непрактично|жилье должно напоминать о родном Лондоне]]. Остальное дело сделала коррупция. | ** [[Обоснуй]]: свою роль сыграло мнение [[Сарказм|умников]] из верхов, что жить в [[Уныло, но практично|и́глу]] — недостойно англичанина, и вообще [[Круто, но непрактично|жилье должно напоминать о родном Лондоне]]. Остальное дело сделала коррупция. | ||
Строка 78: | Строка 78: | ||
** [[Педаль в пол]] с сооружёнными стенами и лестницами — они принципиально уязвимы только к гравитации. Даже стена из ''льда'' никак не пострадает от магмы или огня и никогда не растает. | ** [[Педаль в пол]] с сооружёнными стенами и лестницами — они принципиально уязвимы только к гравитации. Даже стена из ''льда'' никак не пострадает от магмы или огня и никогда не растает. | ||
** А от драконьего огня (в четыре раза жарче лавы!) можно защититься обычным щитом из чего угодно. | ** А от драконьего огня (в четыре раза жарче лавы!) можно защититься обычным щитом из чего угодно. | ||
== Контрпримеры == | == Контрпримеры == | ||
Строка 92: | Строка 91: | ||
** Тем удивительней читать в «Белой ночи» о шарике пламени температурой в 12000 (!) градусов, который не выжег всем находящимся рядом глаза. Хотя, может быть, именно за счёт магии и отводилось тепло, или что Гарри сам преувеличил, запугивая не в меру обнаглевшую ученицу. <!--У переводчика страсть не к лишним нулям, у переводчика страсть косячить при переводе очевидных преувеличений, в оригинале berjillion («дофигаллион») что у пистолета-пулемёта, что у чайников при наглядном сравнении мощности пресловутого языка пламени.--> | ** Тем удивительней читать в «Белой ночи» о шарике пламени температурой в 12000 (!) градусов, который не выжег всем находящимся рядом глаза. Хотя, может быть, именно за счёт магии и отводилось тепло, или что Гарри сам преувеличил, запугивая не в меру обнаглевшую ученицу. <!--У переводчика страсть не к лишним нулям, у переводчика страсть косячить при переводе очевидных преувеличений, в оригинале berjillion («дофигаллион») что у пистолета-пулемёта, что у чайников при наглядном сравнении мощности пресловутого языка пламени.--> | ||
** Зато в «Переменах» во дворе Эрлкинга есть огонь примерно уровня поверхности Солнца. И ощущается жар только при контакте. Хотя тут зигзаг: огонь создан самим Эрлкингом в собственных владениях в Небывальщине — мире, где физические законы действуют не всегда. | ** Зато в «Переменах» во дворе Эрлкинга есть огонь примерно уровня поверхности Солнца. И ощущается жар только при контакте. Хотя тут зигзаг: огонь создан самим Эрлкингом в собственных владениях в Небывальщине — мире, где физические законы действуют не всегда. | ||
* [[Dungeon Crawl]] Sone Soup — редкий случай, когда в игре, пусть и на примитивном уровне, но всё же учтён подобный больной момент. Просто так шагнуть в лаву могут только специальные существа вроде лавовых големов. Игрока туда просто не пустят (однако в лаву можно свалиться в состоянии «помрачённого ума», что без магической защиты от огня приводит к мгновенной смерти). То же самое — с глубокой водой, за исключением особо высоких существ вроде титанов (и, разумеется, водных обитателей) — считается, что «глубокая вода» всё же достаточно мелкая, чтобы они могли стоять на дне, высунув голову. | * [[Dungeon Crawl]] Sone Soup — редкий случай, когда в игре, пусть и на примитивном уровне, но всё же учтён подобный больной момент. Просто так шагнуть в лаву могут только специальные существа вроде лавовых големов. Игрока туда просто не пустят (однако в лаву можно свалиться в состоянии «помрачённого ума», что без магической защиты от огня приводит к мгновенной смерти). То же самое — с глубокой водой, за исключением особо высоких существ вроде титанов (и, разумеется, водных обитателей) — считается, что «глубокая вода» всё же достаточно мелкая, чтобы они могли стоять на дне, высунув голову. | ||
* [[The Legend of Kyrandia]] — уже в первой части Брэндону требуется пересечь реку лавы. Если попробовать пройти просто так, он сразу же сгорит. | * [[The Legend of Kyrandia]] — уже в первой части Брэндону требуется пересечь реку лавы. Если попробовать пройти просто так, он сразу же сгорит. | ||
Строка 100: | Строка 98: | ||
* «Три богатыря и морской царь» — шутки ради. После затопления Киева одна из богатырских жен жалуется, что нельзя суп сварить — вода под водой не закипает. | * «Три богатыря и морской царь» — шутки ради. После затопления Киева одна из богатырских жен жалуется, что нельзя суп сварить — вода под водой не закипает. | ||
* «[[Плутония]]» — геолог Обручев прекрасно знает, что вулканы — это нифига не смешно. Ни те, что с лавой, ни те, что с газопылевой тучей. | * «[[Плутония]]» — геолог Обручев прекрасно знает, что вулканы — это нифига не смешно. Ни те, что с лавой, ни те, что с газопылевой тучей. | ||
* [[Oxygen Not Included]] — ваш главный враг в этой игре не недостаток кислорода, как можно было бы подумать из названия, а тепло. Производится оно ох как легко, а вот избавиться от него — задача нетривиальная. При этом первой жертвой потепления становится сельское хозяйство — в игре есть ровно одно теплолюбивое растение, которое при том крайне сложное в выращивании, и из которого нельзя ничего приготовить без других ингредиентов. | * [[Oxygen Not Included]] — ваш главный враг в этой игре не недостаток кислорода, как можно было бы подумать из названия, а тепло. Производится оно ох как легко, а вот избавиться от него — задача нетривиальная. При этом первой жертвой потепления становится сельское хозяйство — в игре есть ровно одно теплолюбивое растение, которое при том крайне сложное в выращивании, и из которого нельзя ничего приготовить без других ингредиентов. | ||
** Буквальная магма тоже есть, очень высокой температуры, и вполне передаёт своё тепло окружению. На обычных картах от этого защищают жилы абиссалита, имеющего неприлично низкий коэффициент теплопередачи, но есть карты и модификаторы, где стартовую зону от магмы ничего не отделяет. | ** Буквальная магма тоже есть, очень высокой температуры, и вполне передаёт своё тепло окружению. На обычных картах от этого защищают жилы абиссалита, имеющего неприлично низкий коэффициент теплопередачи, но есть карты и модификаторы, где стартовую зону от магмы ничего не отделяет. | ||
** Зато в игре отсутствует как класс тепловое ''излучение'', вакуум является абсолютным теплоизолятором, и вакуумная прослойка — первейшая необходимость на вышеупомянутых картах. | ** Зато в игре отсутствует как класс тепловое ''излучение'', вакуум является абсолютным теплоизолятором, и вакуумная прослойка — первейшая необходимость на вышеупомянутых картах. | ||
* [[Cataclysm: Dark Days Ahead]] — лава очень сильно нагревает находящихся рядом персонажей, и на ней можно готовить на халяву. Но предметы поджигает (вернее, уничтожает) только при непосредственном контакте, а при попытке по ней прогуляться персонаж умрёт от… жажды! Несмотря на наличие в игре огня и горения, лава всего лишь перегревает. Встречается в пещерах, вышеупомянутых адских пастях, и в виде редких трещин на поверхности. | * [[Cataclysm: Dark Days Ahead]] — лава очень сильно нагревает находящихся рядом персонажей, и на ней можно готовить на халяву. Но предметы поджигает (вернее, уничтожает) только при непосредственном контакте, а при попытке по ней прогуляться персонаж умрёт от… жажды! Несмотря на наличие в игре огня и горения, лава всего лишь перегревает. Встречается в пещерах, вышеупомянутых адских пастях, и в виде редких трещин на поверхности. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | |||
{{Nav/Не знает матчасти}} | {{Nav/Не знает матчасти}} |