Какая такая конвекция?

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Convection Shmonvection, Lava is Boiling Kool-Aid. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Шурик в библиотеке.jpgВот что написано по этому поводу в «Ста фактах мировой истории»...
На эту тему существует интересная статейка в «Справочнике автора». Из неё вы можете узнать о том, как обстоят дела в реальной жизни по поводу темы этой статьи. Узнать больше Вы сможете здесь.
« А теперь давайте все вместе подумаем, как засунуть квадратную фигню в круглую дырку[1]. И быстро. »
— Глава кризисного центра NASA, х/ф «Аполлон 13»
Город на реках из лавы. Да, точно.

Если авторы не в ладах с физикой, то нередко страдает именно тот её раздел, который описывает распространение тепла в средах.

В старые добрые времена, когда горение в кадре изображали собственно горением, пар — паром, дым — дымом, такие проколы случались реже, ибо природу не обманешь. Сейчас и огонь, и сопутствующие явления нередко изображают на компьютере, чтобы лишний раз не повергать риску декорации и не платить каскадерам. И вот тут глюки встречаются довольно часто.

Нарисовали огонь — забыли нарисовать искры. Нарисовали пар — забыли, что он легче воздуха и поднимается вверх. Нарисовали соприкосновение огня и воды — забыли, что должен быть пар. Нарисовали море лавы — забыли, что воздух над ним должен дрожать, а достаточно легкие предметы типа бумаги или перьев или палой листвы — подниматься в его потоках. Поместили людей в жаркое помещение, изобразив жар освещением — забыли набрызгать на лица «пот». И так далее, и тому подобное.

Один из самых популярных проколов — это легкость, с которой персонажи передвигаются среди потоков лавы или расплавленного металла, если действие происходит на металлургическом заводе. Просто избегай светящихся красных кусков, и все путем! На самом деле даже когда металл остывает до серого цвета, он прогрет до 600—700 градусов по Цельсию; воздух над ним — до 200—300 градусов соответственно, и дышать им невозможно.

  • Дышать-то ещё ладно, в саунах дышат, хотя там не 300 градусов. Но куда девается инфракрасное излучение? Ведь героев фактически поместили в неслабую такую печь-гриль.
    • Ну справедливости ради — в хорошенько нагретой сауне дышать-то конечно можно, только осторожно, и не очень глубоко. И желательно— не слишком долго. Бегать, прыгать, переносить тяжести, а также устраивать рукопашные схватки и прочие физические активности по примеру киногероев, даже в сауне не нагретой до 300 градусов будет крайне сложно.
    • Костюм пожарного («боевой», блестящий такой), спецодежда металлурга, защитные палатки/накидки — как раз про это, отражать излучение. Рядом с большим количеством расплавленного металла, текущей лавой, хорошо горящим автомобилем, в очаге лесного пожара и т. п. находиться весьма проблемно из-за прожарки излучением, даже если нет проблемы с дыханием.

Впрочем, такой поворот сплошь и рядом проходит по разряду взрывы в космосе. Если от зрителя не требуется слишком сильное подавление недоверия, авторам это легко прощается.

Особняком стоит космос: очень редко в каком фильме на космическом корабле, который не использует антигравитацию или силу тяжести вращением, можно увидеть вентилятор. Между тем, в невесомости тёплое не поднимается вверх, а холодное не опускается вниз — таким образом, если не включить вентилятор, продукты дыхательной деятельности космонавта будут скапливаться вокруг него и он может задохнуться. Ах да, а ещё не получится поставить чайник (точнее, получится — но результаты будут удручающие).

  • Вентиляторов может быть не видно, но их гудение постоянно окружает космонавтов. Также одна из первых мер при возгорании в космосе — общее отключение вентиляции, горение при этом не прекращается, но существенно замедляется. Наконец, потерянные мелкие предметы практически однозначно находятся на решетках вентиляции — рано или поздно они туда прилетят, куда им еще деваться-то в условиях невесомости…

Хотя следует помнить, что временами реальность нереалистична. Например, когда вода падает на металл, раскаленный докрасна, пара не видно. Испарение воды идет, конечно же, но воздух прогрет настолько, что пар не конденсируется в видимые глазом «облачка».

В этом плане забавна цитата с Баша. https://bash.im/quote/462228

  • Вода вообще может некоторое, достаточно продолжительное, время «бегать» по раскаленному металлу в виде капель, не испаряясь активно сама и не особо охлаждая металл. Или стекать струйкой с тем же эффектом, не касаясь поверхности металла из-за паровой подушки. Смоченной рукой можно махнуть через струю текущего чугуна и не получить ожогов, испаряющаяся вода «отожмет» металл. Аналогично при большой разнице температур в другую сторону — с жидким азотом можно без обморожений вытворять всякое, например, поливать им руку — испарение ограничивает теплопередачу и первые несколько секунд, пока кожа «горячая», все в порядке. Для реально быстрого охлаждения, скажем, для получения аморфных сплавов, испаряющиеся жидкости не применяют, охлаждая металл между холодными и массивными быстро вращающимися металлическими валками.

Кстати, о нереалистичной реальности — если человек упадёт в лаву, он не просто сгорит, а устроит интересные спецэффекты.

Примеры[править]

  • Питер Джексон умудрился весьма правдоподобно показать термоэффекты во «Властелине колец»: плащи и волосы развеваются в потоках горячего ветра, воздух колеблется и дрожит, на лицах выступает пот. Это очень помогает успешно подавлять недоверие в сцене спасения Фродо и Сэма из пекла на склоне Роковой горы.
    • А вот в «Хоббите» сцена в плавильне выглядит издевательски бутафорской.
  • Star Wars — всего одно слово — «Мустафар».
    • Да, но там действовали джедаи, немножко понимающие в том, как красиво игнорировать законы физики. Когда Вейдер, после того как Кеноби убедительно доказал ему превосходство в высоте, от боли потерял концентрацию, то сразу вспыхнул как спичка в метре от лавы.
    • Там же в сериале «Мандалорец» — герои плывут в лодке по реке лавы, как будто по обычной реке. Да, сама лодка у них керамическая и жаронепроницаемая, но температура воздуха там должна быть такая… один из пяти путешественников — дроид, ещё один — в герметичном и весьма прочном скафандре, третий имеет дар к Силе… но ещё двое — обычные люди с незащищёнными руками и лицами!
  • «Игра престолов», 7-й сезон: огонь взрослого дракона показан настолько горячим, что практически мгновенно превращает человека в доспехах в обугленный скелет. Но если это так, то всё в радиусе метров пяти от струи такого огня должно загораться и плавиться. От такого огня не увернёшься удачным прыжком, как там показано, и не особенно побегаешь по земле, где он только что прошёлся.
    • … А ведь человек на 70 % состоит из воды. И там будет не «обугленный скелет», а довольно неаппетитное и разлетающееся зрелище. Сюда же идут все сцены с аккуратными прожжёнными дырками от лазпистолетов/световых мечей. Попробуйте ткнуть в тушу раскалённым до белизны ломом.
    • Да никаких особых спецэффектов не будет — испаряющиеся ткани создадут прослойку между огнём и подлежащими слоями, вследствие чего клиент, конечно, получит несовместимые с жизнью ожоги, но не более того (абляционное охлаждение). Если, помимо жара, дыхание дракона обладает ещё и высокой скоростью потока, как у реактивной струи, то дракон должен летать хвостом вперёд и цель скорее не сожжёт, а именно унесёт (что для цели не имеет, впрочем, особой разницы). Аналогично лазеры — сколько-нибудь длительное воздействие на цель непрерывного лазера приведет к тому, что цель окутается клубами дыма и пара, в которых лазер будет терять энергию. А импульсный — будет напоминать просто взрыв на цели, без красивых лучиков и пиу-пиу…
    • Неплоха в этом плане также 6-я серия 8-го, прости Семеро, сезона, где Джон Сноу спокойненько стоит в полуметре от струи драконьего огня, плавящей сталь Железного Трона, и даже не потеет.
  • Morrowind — лавовые реки и озера в Морровинде обычное дело. Возле них и непосредственно над ними можно свободно дышать, и даже прыжок прямо в лаву не убьёт тебя на месте тут же. Впрочем, к чести Морровинда, надо заметить, что ни одного живого города на реке из лавы не стоит, только зловещие аццкие руины, а регион с лавой (Молаг Амур) пользуется репутацией мёртвых земель.
    • Ещё к чести «Морровинда» нужно заметить, что под это дело подвели обоснуй — в Нирне лава переходит в жидкое состояние при меньшей температуре, чем в нашем мире. Но все равно эта температура не может быть настолько низкой, чтобы нырок в лаву не закончился мгновенной смертью. Иначе это уже не лава, а воск[2].
      • Следовательно, такой нирнский феномен надо списать никак не на «чрезмерно низкую, как у воска, температуру разжижения лавы», а на повышенную огне- и жароустойчивость персонажей. Так и есть: данмеры, основное население Морровинда, по канону огнеупорны.
        • Педаль в пол: в Обливионе персонаж-аргонианин может даже дышать лавой! Да, недолго, но хватает, чтобы срезать путь. И тут же прокачиваешь исцеление. Двойной профит. Впрочем, поскольку лава находится не в весомо-грубо-зримом Нирне, а именно в Обливионе — местном инфернальном астрале, можно предположить, что это и не лава вовсе, а так, демонская видимость одна для запугивания жалких смертных.
    • На самом деле, это общий бич многих игр (одно из немногих исключений см. ниже). Очень яркий пример — серия Might and Magic. В ранних сериях (четвёртая и пятая) попадание в глубокую воду без соответствующего заклинания вообще смертельно (хотя и возможно только посредством магии — просто так игра никого туда не пустит), в то время как по лаве можно (и иногда нужно) бегать довольно долго. В шестой-восьмой — лава и вода одинаково опасны (обоснуй для воды — то, что она якобы «очень холодная» — выглядит довольно слабым: ну не жидкий азот же вместо неё).
  • Франшиза Resident Evil — педаль в пол. И в пятой части, и в одной из кампаний шестой — последняя битва происходит в жерле вулкана. Не просто на фоне огненных фонтанов, а на тонкой корочке застывшей лавы, плавающей на поверхности лавового озера, как пенка на молоке. Ну ладно, тот факт, что оба босса, даже будучи сброшены в лаву, успели там поплескаться несколько минут, прежде чем были добиты героями, еще можно списать на сверхпрочность и регенерацию, то герои по-хорошему должны были не потеть и тяжело дышать в колеблющемся воздухе, а изжариться в шашлык. Неужели герои настолько Избранные, и судьба (или Небо) аж с такой страшной силой их хранит?!
  • Терминатор 2 — зигзаг. Герои, удирая по сталелитейному заводу, упираются в огромный ковш с расплавленным металлом и отступают назад, бормоча «Здесь слишком жарко!». Что абсолютно не мешает им, сбросив Т-1000 в ещё более огромный ковш, перегибаться через перила и заглядывать туда сверху.
  • Ж. Верн «Вокруг Луны» — космонавты чуть не замерзают, приоткрыв иллюминатор: тепло утекает из корабля гораздо быстрее, чем воздух. На практике было бы наоборот.
  • «Экипаж» (2016) — редкостной теплостойкостью отличаются бортпроводник самолета и пассажиры, которые спокойно пребывают в салоне увязшего в потоке лавы микроавтобуса (как при этом не загорелись хотя бы волосы или одежда — вопрос другой).
  • Mass Effect: Andromeda — миссия лояльности Пиби происходит внутри действующего вулкана. Везде потоки лавы, но ни Райдер, но сопартийцы даже шлемов не надевают и спокойно прыгают и лазают по только что поднявшимся из лавы колоннам Реликтов.
  • В серии про комиссара Каина Сэнди Митчелла, герои заплутав в тоннелях внутри ледника мгновенно проделывают новый проход… выстрелом в массив льда плазменным орудием.
  • «Снежная королева 3: Огонь и лёд» — герои спокойно плавают по лаве на лодке (видимо каменной) и прыгают по камням, в ней плавающим.
  • Fallout: New Vegas — педаль в подвал «Гоморры», где Курьер щедро пересыпает термитом огромные контейнеры с контрабандным оружием (на каждый контейнер уходит не меньше мешка термита) и поджигает. Следует ослепительная вспышка, всё оружие сплавляется в монолитную массу… и всё. Мало того, что в «Гоморре» не начинается пожар из-за выделения такого адского количества тепла в замкнутом пространстве — Курьер и его спутники, находящиеся в момент вспышкив той же комнате, не испытывают ни малейшего дискомфорта.
    • Да и вообще, огонь в этой игре жжёт, только если создан огнемётом. Герой может сколько угодно сидеть в лагерном костре или бегать по горящим руинам Разлома без малейшего вреда — пламя там чисто декоративное.
    • Зато упавший в яму с расплавленным сплавом «Сатурнит» Курьер гибнет ещё до падения в расплав.
      • Аналогично в Скайриме — урон наносит только магический огонь (и лужи масла, поджигаемые огнём или лампой), а на обычных кострах спокойно можно стоять без вреда для здоровья. Хотя в том же Обливионе попадание в светильники или костры таки наносит урон огнём.
  • Factorio — В игре пар может храниться вечно.
  • Frostpunk — игра атмосферна и всем хороша, но какой умник решил строить здания именно такими? Башни, высокие узкие коробочки, куча совершенно лишних поверхностей, великолепно рассеивающих тепло… Педаль сквозь вечную мерзлоту продавливают Ковчеги Флоры, где хранятся сверхчувствительные к холоду семена и саженцы — это большие, красивые здания с башенками, ребристыми стенами и стеклянными крышами. Тем не менее, люди там очень неплохо выживают в мире, где −60 по Цельсию — тёплый летний денёк. Право слово, если бы они строили что-то более похожее на и́глу, а не иглу́ — смогли бы уже давно полететь в космос.
  • Педаль в асфальт — игра Hot Lava, где пол превращается в ту самую лаву. На всякую мебель эта лава, естественно, не действует.
    • Тут даже не обоснуй, а жанровая условность — мы играем за подростка, играющего в «пол — это лава». И вся игра идет через его глаза и через призму его воображения. Вы же не думали, что у пацана в доме открылся филиал ада?
  • «Мир юрского периода 2» — потерявший сознание Оуэн лежит на склоне извергающегося вулкана, почти вплотную к Оуэну текут два лавовых потока. И ничего! Ни ожогов, ни смерти от перегрева… да Оуэн даже не очнулся от этого, казалось бы, дикого жара.
    • Кстати, то безобидное облако пыли, в котором бегали герои — это, вообще-то, пирокластический поток температурой за 500 градусов, который должен был выжечь всё живое задолго до того, как из вулкана полилась лава.
    • Это название фильма. разве есть одноимённая игра?
  • «После нашей эры» — холодная вода в пещере внутри вулкана во время извержения. Кто-нибудь, вытащите вулканолога из петли!
  • «Акира» — главгерой телекинезом вытаскивает из подземной лаборатории огромную сферу, которая охлаждает до абсолютного нуля тело Акиры, раскрывает её… и ничего, город не превращается в сплошную снежинку, даже в непосредственной близости комфортно и тепло.
  • Borderlands 2 — на одном из уровней в верхней части карты расположен вулкан, в жерло которого можно зайти и погулять по тянущимся через лавовые озера каменным дорожкам. Падение смертельно, но дышать можно свободно. Да и финальная битва проходит на тропинках посреди лавового озера. Плавать в нем может только финальный босс, но дышат герои, хотя бегают в самом пекле, совершенно свободно.
  • Земля до начала времён — во всех мультфильмах серии вулканы выступают в роли красивых декораций, изредка создающих небольшие неудобства героям. Во втором мультфильме динозаврики спокойно перебирались через лавовую реку по бревну, еще в одном прыгали по тонущим в лаве камням.
  • Петька 2: Судный день. Попав в подземелье инопланетян, герои спокойно гуляют между целых рек лавы, вытекающих из труб (!), шутят про купание, еще и берут немножко в чане для квестов. И даже не потеют. Но тут уже явно пародия на троп.
  • Dark Souls 2 — имеется целая крепость, утонувшая в лаве из-за веса (так как сделана целиком из железа), но урон в принципе наносится только при непосредственном контакте с лавой или плавающими в ней камнями, причём находящаяся на том же уровне от лавы платформа лестницы, и урона сразу нет.
  • Okami — в наличии имеется несколько комнат, заполненных лавой, попадая в которую Аматерасу сгорает, если не имеет специальной огнезащитной таблички, а с табличкой плавает, как в воде (буквально как в воде, если надеть одновременно водяную и лавовую таблички, она по лаве начнёт бегать), но спокойно может стоять рядом. Ах да, эти комнаты находятся на высоте в несколько этажей (!) в цельнодеревянной постройке (!!!). С другой стороны, снаружи они не видны никак, так что скорее всего тут замешано очень сильное колдунство.
  • Stardew Valley — на тропическом острове есть вулкан, а в вулкане есть лава. Не влияющая на персонажа вообще никак, на неё просто невозможно наступить, а чтобы пройти, надо полить её из лейки, создав временную (до следующего дня) платформу. А на вершине вулкана, в заполненном лавой жерле, вообще растут некоторые растения!
  • Heroes of Might & Magic V — крепость гномов представляет собой огромную дыру на земле, на дне которой раскалённая лава, а по стенкам — вырубленные в скальной породе жилища и прочие здания гномов, можно сказать, практически в жерле спокойного вулкана. Во всех прочих играх серии лава традиционно течёт по замку демонов, несмотря на то что в третьей части и раньше они не жители Ада, а пришельцы. А вот гномы… у Парацельса они были Элементалями Земли, но в фэнтези такое редкость, и в Heroes ничего такого о гномах не известно.
    • Известно, что они были созданы драконом… нет, не земли, а огня.
      • Официальная книга по лору (Компендиум) сообщает, что гномы обладают сверхъестественной жароустойчивостью (а ещё их температура тела выше, чем у других рас). В Might&Magic X, происходящей в том же сеттинге, гномы имеют расовое сопротивление огню.
    • Строго говоря, у демонов и плоть и кровь вполне себе имеются. И трупы после большинства остаются. Автор оригинальной правки вероятно имел ввиду их в целом сверхъестественное происхождение, но и это работает только для игр Асхана (5-7). В оригинальном сеттинге «демоны» были расой пришельцов, ошибочно принятых аборигенами за потусторонних существ. Игромеханически у них (в Героях, но не в Might&Magic) даже сопротивления огню не было.
  • Cataclysm: Dark Days Ahead — в игре имеются «ледяные» лаборатории, соединённые в процессе Катаклизма порталом с промороженным измерением. При этом эффект охлаждения наблюдается только в чанках самой лаборатории, никакой конвекции нет (и если сделать шаг вбок из чанка, холод тут же пропадёт), несмотря на то что такие места бы очень нехило влияли на погоду. Горячий вариант таких порталов тоже есть, «адские пасти», но их значительно сложнее увидеть потому что они представляют из себя заполненные лавой расщелины в подземельях, и см. ниже про лаву в этой игре.
  • Dwarf Fortress — магма влияет на что-либо только при непосредственном в неё попадании, и никогда не остывает (но может испариться, если слой минимальной глубины). Гном спокойно может в руках перетащить железную тележку, заполненную магмой (просто это займёт много времени, бо тяжёлая), а деревянные вещи спокойно лежать рядом с ней, и точно так же например деревянный шлюз сгорит только если открыт и магма может затечь на его тайл. Зато из магмы можно сделать туман, по эффективности сравнимый с термобарической бомбой.
    • Педаль в пол с сооружёнными стенами и лестницами — они принципиально уязвимы только к гравитации. Даже стена из льда никак не пострадает от магмы или огня и никогда не растает.
    • А от драконьего огня (в четыре раза жарче лавы!) можно защититься обычным щитом из чего угодно.
  • Детская игра «пол — это лава». Если пол — лава, то стены — раскалённые докрасна породы, а воздух — смертоносный пар. Если вас это не убивает, вам точно страшна лава? (Более реалистичным, хотя тоже с оговорками, было бы играть в «Пол под током»).

Контрпримеры[править]

  • «Прыжок в ничто» Александра Беляева: подробнейшим образом описаны законы физики в невесомости, вплоть до попыток кипячения чайника. Беляев вообще весьма ответственно подходил к матчасти, с интересом изучая все самые новейшие научные открытия и консультируясь с экспертами.
  • Внезапно «Незнайка на Луне»: во время «антигравитационного кризиса» пришлось решать и проблемы с кипячением воды.
  • Багдерина, «И стали они жить-поживать» — взявшись добыть драконье яйцо из башни Костея, стоящей над колодцем с глубоооооко находящимся «пламенем сердца Земли», Серафима чуть не сваривается заживо. На галерее вокруг колодца, впрочем, относительно прохладно — что и позволило ей выжить, действуя в несколько заходов — но как раз здесь это вполне проходит как очень сильное колдунство.
  • «Красная планета»: Потушить пожар на космическом корабле? Не вопрос. Героиня захлопывает шлем скафандра и разгерметизирует корабль. Горящее помещение в считанные секунды лишается кислорода, а вместе с ним и огня.
  • «Кризис на Центавре» (новеллизация Star Trek): На «Энтерпрайзе» отключается система искусственной гравитации и контроля климата. Первый приказ капитана по кораблю: «Поднимайте всех, и немедленно! Распорядитесь, чтобы дежурный по лазарету обеспечил вентиляцию возле коек больных…».
  • «Нова» Сэмюэла Дилани: герой загнал злодея на берег лавовой реки и вырубил. Бешеный гнев прошел… и тут герой осознал, что его, мягко говоря, припекает, и быстренько смылся. А злодей за считанные минуты на горячем воздухе прожарился до черной корочки, но не умер. Антипример — Дарт Вейдер, оказавшийся в аналогичной ситуации в аналогичном месте, что с ним стало — мы помним. Выжил только благодаря Тёмной Стороне Силы и лично Императору.
  • «Саргассы в космосе» Андрэ Нортон: Герои, заблудившись в лабиринте, решили найти выход радикально — проплавить дырку в скале бластером. Через несколько секунд после начала процедуры едкий пар и раскаленная крошка вымели всех «наблюдателей» за угол, а на самом «бурильщике» от жара несколько раз загорались штаны (к счастью, их форма все же обладала какой-то теплоизоляцией, так что он не обжегся). В довершение всего на пол натекла приличная и дооолго не остывающая лужа расплавленного камня, мимо которой пришлось проскакивать, спрятав все незащищенные участки кожи.
  • «Лунная пыль» Артура Кларка. Приличный чай удалось заварить только после того, как в кабине лунохода подняли давление.
  • Досье Дрездена — огонь, вызванный магией, ничем не отличается от реального — жрет кислород и опасно нагревает воздух в закрытых помещениях. Энергия, используемая для каста, тоже подчиняется законам сохранения: Гарри пару раз замораживал приличный кусок территории… с помощью гигантских языков пламени, высасывая тепло из воздуха на сотни метров вокруг. А недоработка браслета-оберега вылезла ему серьезным увечьем, когда пара головорезов окатили его из огнемета: ведро горящего напалма размазалось по поднятому магическому щиту, а вот тепловое излучение прошло щит как миленькое и изжарило руку с надетым на нее браслетом до черной корочки. Через несколько лет, кое-как восстановив руку, Гарри перебрал и доработал браслет — жрать энергии он стал больше, зато смог блокировать любое физическое воздействие.
    • Тем удивительней читать в «Белой ночи» о шарике пламени температурой в 12000 (!) градусов, который не выжег всем находящимся рядом глаза. Хотя, может быть, именно за счёт магии и отводилось тепло, или что Гарри сам преувеличил, запугивая не в меру обнаглевшую ученицу.
    • Зато в «Переменах» во дворе Эрлкинга есть огонь примерно уровня поверхности Солнца. И ощущается жар только при контакте. Хотя тут зигзаг: огонь создан самим Эрлкингом в собственных владениях в Небывальщине — мире, где физические законы действуют не всегда.
  • Туи Сазерленд «Драконья Сага» — племя ночных драконов ощутило на себе все «прелести» жизни на вулканическом острове в окружении лавы, ядовитого дыма и недостатка солнечного света, из-за чего едва не вымерло полностью. С другой стороны, жили они на этом острове весьма долго, но неизвестно, был ли он таким всегда или стал только в последние годы.
  • Dungeon Crawl Sone Soup — редкий случай, когда в игре, пусть и на примитивном уровне, но всё же учтён подобный больной момент. Просто так шагнуть в лаву могут только специальные существа вроде лавовых големов. Игрока туда просто не пустят (однако в лаву можно свалиться в состоянии «помрачённого ума», что без магической защиты от огня приводит к мгновенной смерти). То же самое — с глубокой водой, за исключением особо высоких существ вроде титанов (и, разумеется, водных обитателей) — считается, что «глубокая вода» всё же достаточно мелкая, чтобы они могли стоять на дне, высунув голову.
  • The Legend of Kyrandia — уже в первой части Брэндону требуется пересечь реку лавы. Если попробовать пройти просто так, он сразу же сгорит.
    • А во второй части уже сыграно напрямую: в летающих башмаках Занция может без проблем парить над лавой. Главное — не стоять на ней слишком долго, иначе будет как с Брэндоном.
  • ELEX — при попытке пролететь над лавой даже на приличной высоте героя прожарит.
    • Скорее на неприличной — дистанционная аура есть, но очень скромная. А вот в крепости Хорт можно, в прямом смысле слова, безвредно зайти в жерло вулкана по дорожке между двух лавовых потоков в пещере.
  • «Три богатыря и морской царь» — шутки ради. После затопления Киева одна из богатырских жен жалуется, что нельзя суп сварить — вода под водой не закипает.
  • «Плутония» — геолог Обручев прекрасно знает, что вулканы — это нифига не смешно. Ни те, что с лавой, ни те, что с газопылевой тучей.
  • Zanzarah — при попытке просто так войти в лавовые пещеры Эми сгорает. Для защиты от раскалённого воздуха нужны Карта Огня в инвентаре и фея огня за плечом (но при падении в лаву не помогают и они).
  • Oxygen Not Included — ваш главный враг в этой игре не недостаток кислорода, как можно было бы подумать из названия, а тепло. Производится оно ох как легко, а вот избавиться от него — задача нетривиальная. При этом первой жертвой потепления становится сельское хозяйство — в игре есть ровно одно теплолюбивое растение, которое при том крайне сложное в выращивании, и из которого нельзя ничего приготовить без других ингредиентов.
    • Буквальная магма тоже есть, очень высокой температуры, и вполне передаёт своё тепло окружению. На обычных картах от этого защищают жилы абиссалита, имеющего неприлично низкий коэффициент теплопередачи, но есть карты и модификаторы, где стартовую зону от магмы ничего не отделяет.
    • Зато в игре отсутствует как класс тепловое излучение, вакуум является абсолютным теплоизолятором, и вакуумная прослойка — первейшая необходимость на вышеупомянутых картах.
  • Cataclysm: Dark Days Ahead — лава очень сильно нагревает находящихся рядом персонажей, и на ней можно готовить на халяву. Но предметы поджигает (вернее, уничтожает) только при непосредственном контакте, а при попытке по ней прогуляться персонаж умрёт от… жажды! Несмотря на наличие в игре огня и горения, лава всего лишь перегревает. Встречается в пещерах, вышеупомянутых адских пастях, и в виде редких трещин на поверхности.
  • «Илья Муромец» (фильм пятидесятых) — при сражении богатырей со змеем Горынычем от огня Горыныча доспехи греются. Алёша Попович несколько раз обливается водой (причём, даже парок идёт).

Примечания[править]

  1. Поглотители CO2 в командном модуле и лунном не были унифицированы. Тот же персонаж, узнав это, высказался так: «И это — правительственная программа!». Капитан Очевидность поясняет, что в этом фильме матчасть знают очень хорошо, чего не скажешь о героях статьи, так что цитата является сарказмом в адрес людей, для которых проблема с углекислым газом — ввиду отсутствия конвекции — не стоит.
  2. Кроме того, плавать в лаве — все равно невозможно; по причине высокой вязкости и плотности лавы — в неё все равно нырнуть не удастся. Если только у тебя нет перка «Пермеация/Проницаемость».