Редактирование: Карты Таро
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|TarotMotifs|Tarot Motifs}} | {{TVTropes|TarotMotifs|Tarot Motifs}} | ||
'''Карты Таро́''' — частый атрибут западной [[Гадалка|гадалки]], наряду с обычными [[Мотив игральных карт|игральными]]. Это колода из 78 карт, разложив их на столе и прочитав, гадалка дает ответ на вопрос или вопросы клиента. Существует во множестве вариантов, причём некоторые активно используют [[ | '''Карты Таро́''' — частый атрибут западной [[Гадалка|гадалки]], наряду с обычными [[Мотив игральных карт|игральными]]. Это колода из 78 карт, разложив их на столе и прочитав, гадалка дает ответ на вопрос или вопросы клиента. Существует во множестве вариантов, причём некоторые активно используют [[Астролог|астрологическую]] и [[Алхимия|алхимическую]] символику, тогда как другие являются просто картинками из жизни (древней, средневековой, а иногда, напротив, подчёркнуто современной, с автомобилями, компьютерами и т. п.) | ||
Наиболее распространена во всем мире колода «Таро Райдера — Уэйта», созданная британским мистиком Артуром Уэйтом и художницей Памелой Коулман-Смит в начале | Наиболее распространена во всем мире колода «Таро Райдера — Уэйта», созданная британским мистиком Артуром Уэйтом и художницей Памелой Коулман-Смит в начале XX века. Именно её обычно представляют, когда речь заходит о Таро. На втором месте по популярности — колода «Марсельское Таро» (другое название — итальянское таро). На третьем — «Таро Тота» Алистера Кроули. В игровом таро наиболее распространена колода [[w:Таро Нуво|Таро Нуво]] с обычными французскими символами мастей и жанровыми сценками на козырях, не имеющими отношения к традиционным символам, на втором месте — традиционная марсельская. Но есть и множество других, вплоть до крайне экзотических, например, Квантовое Таро или Таро Инопланетян. Есть даже «Таро Московской Шахерезады, или Путь гастарбайтеров». | ||
== Колода == | == Колода == | ||
Строка 58: | Строка 58: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Группа авторов под руководством [[Макс Фрай|Макса Фрая]], «78: антология» — на каждый из Арканов написан художественный текст, раскрывающий его смысл. | * Группа авторов под руководством [[Макс Фрай|Макса Фрая]], «78: антология» — на каждый из Арканов написан художественный текст, раскрывающий его смысл. | ||
* Межавторская серия «Таро Бездны». Каждый рассказ назван в честь одной карты и обыгрывает её значение. | * Межавторская серия «Таро Бездны». Каждый рассказ назван в честь одной карты и обыгрывает её значение. | ||
Строка 67: | Строка 67: | ||
* Алексей Атеев, «Карты Люцифера» | * Алексей Атеев, «Карты Люцифера» | ||
==== | ==== На других языках ==== | ||
* Чарльз Вильямс, «Старшие Арканы» — фэнтези с эзотерическими мотивами, где особая, [[Артефакт|исключительно сильная]], колода Таро играет ключевую роль в сюжете. | * Чарльз Вильямс, «Старшие Арканы» — фэнтези с эзотерическими мотивами, где особая, [[Артефакт|исключительно сильная]], колода Таро играет ключевую роль в сюжете. | ||
* М. Павич, «Последняя любовь в Константинополе» — в романе 22 главы, соответствующих Старшим Арканам. | * М. Павич, «Последняя любовь в Константинополе» — в романе 22 главы, соответствующих Старшим Арканам. | ||
Строка 80: | Строка 80: | ||
* «[[Final Destination|Пункт назначения]]-3» — показана кукла-гадалка, перед которой разложены Старшие Арканы Таро. И, крупным планом, её палец, указывающий на XIII Аркан «Смерть», который символизирует главную идею всего цикла. | * «[[Final Destination|Пункт назначения]]-3» — показана кукла-гадалка, перед которой разложены Старшие Арканы Таро. И, крупным планом, её палец, указывающий на XIII Аркан «Смерть», который символизирует главную идею всего цикла. | ||
* «[[Люди под лестницей]]» — в самом начале фильма сеструха нагадала Шуту на картах Таро встречу с Дьяволом, Смертью и Страшным Судом. | * «[[Люди под лестницей]]» — в самом начале фильма сеструха нагадала Шуту на картах Таро встречу с Дьяволом, Смертью и Страшным Судом. | ||
* | * «Джезабель» — мамаше заглавной героини при трёх раскладах выпадает «Смерть»… И если в первый раз мамаша философствует, что это символ перемен и обновления, то дальше ей становится не до философствований. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 93: | Строка 92: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* «Кафе Таро» — Памела гадает на Таро, и каждая из глав названа в честь карты. | * «Кафе Таро» — Памела гадает на Таро, и каждая из глав названа в честь карты. | ||
* [[ | * [[JJBA]], третья часть — стенды команды героев, главзлодея и первой половины рядовых противников названы в честь Старших Арканов. Потом карты кончились, и Араки пришлось в дальнейшем называть стэнды в честь рок-групп и их песен. | ||
* [[ | * «[[Sailor Moon]]» — Эйл призывает монстров из японского варианта карт Таро. | ||
** Когда Сэцуна в | ** Когда Сэцуна в третьем сезоне рассказывает главгероям о Сейлор Сатурн, [[Дева Апокалипсиса|воине смерти и разрушения]], на фоне силуэта Сатурн мелькает карта Смерть. | ||
** А ещё во 2 серии | ** А ещё во 2 серии первого сезона йома манипулировала школьниками, заставляя их хулиганить, с помощью карты XV Дьявол. | ||
* [[CLAMP/X|X]] — к манге прилагается специальная колода Таро с изображениями всех персонажей на Старших Арканах | *[[CLAMP/X|X]] — к манге прилагается специальная колода Таро с изображениями всех персонажей на Старших Арканах. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 109: | Строка 106: | ||
* [[The Binding of Isaac]] — карты Таро здесь одноразовые, каждая со своим эффектом. | * [[The Binding of Isaac]] — карты Таро здесь одноразовые, каждая со своим эффектом. | ||
* Серия «[[Silent Hill]]» — как минимум в [[Silent Hill/Silent Hill 3|третьей]] и [[Silent Hill/Silent Hill 4|четвёртой]] частях карты Таро имеют большое значение. | * Серия «[[Silent Hill]]» — как минимум в [[Silent Hill/Silent Hill 3|третьей]] и [[Silent Hill/Silent Hill 4|четвёртой]] частях карты Таро имеют большое значение. | ||
* [[Persona]] — все персоны группируются по арканам. Чтобы персона главного героя стала сильнее, ему необходимо развивать Социальные Связи, которые развивают аркану. Допустим, проведя время с каким-нибудь неигровым персонажем, у игрока прокачивается одна аркана и, следовательно, его персоны этой же арканы становятся сильнее. В [[Persona 4|четвёртой части]] герои активируют свои персоны с помощью карт Таро. | * [[Persona]] — все персоны группируются по арканам. Чтобы персона главного героя стала сильнее, ему необходимо развивать Социальные Связи, которые развивают аркану. Допустим, проведя время с каким-нибудь неигровым персонажем, у игрока прокачивается одна аркана и, следовательно, его персоны этой же арканы становятся сильнее. В [[Persona 4|четвёртой части]] герои активируют свои персоны с помощью карт Таро. | ||
* [[Undertale]] — мета-пример: на официальных картах Tarot Art Prints изображены персонажи игры в соответствии со своими архетипами. | * [[Undertale]] — мета-пример: на официальных картах Tarot Art Prints изображены персонажи игры в соответствии со своими архетипами. | ||
Строка 130: | Строка 126: | ||
* Серия The House of the Dead — мутанты-боссы названы в честь карт Таро. | * Серия The House of the Dead — мутанты-боссы названы в честь карт Таро. | ||
* [[Fahrenheit: Indigo Prophecy]] — приятель предлагает Карле погадать на картах, результат оказывается мрачным. | * [[Fahrenheit: Indigo Prophecy]] — приятель предлагает Карле погадать на картах, результат оказывается мрачным. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
Строка 145: | Строка 138: | ||
=== [[Реальная жизнь|Пятиминутка реальности]] === | === [[Реальная жизнь|Пятиминутка реальности]] === | ||
* Карточная игра, подобная бриджу, с постоянным набором козырей сверх обычной итальянской колоды (в варианте с четырьмя придворными картами) возникает в начале | * Карточная игра, подобная бриджу, с постоянным набором козырей сверх обычной итальянской колоды (в варианте с четырьмя придворными картами) возникает в начале XV века в северной Италии, а сто лет спустя получила, как и предназначенная для неё колода, название tarocchi (множественное число от tarocco с неясной этимологией), заимствованное французами в форме tarot. В разных регионах названия, числовые значения и даже количество козырей заметно варьировались. Карта под названием Дурак (Шут), использование которой в разных вариантах игры приблизительно соответствовало современному джокеру, не имела номера и не входила в набор козырей. В России для игры использовалась 32-карточная колода (без шестёрок), где роль старших арканов выполняли Дамы и Валеты, а роль Дурака (Шута) — семёрка треф («кочерга» или «крюк»). Оккультное толкование Таро начинается с середины XVIII века. Клюквенно древнеегипетское толкование символов козырей и мастей (тузов) марсельского варианта Таро представил в 1781 году масон Антуан Кур де Жебелен, который также соотнёс число козырей с количеством букв древнееврейского алфавита, для чего впервые причислил к ним Дурака. Тогда же Ж.-Б. Эттейллой было положено начало регулярному использованию Таро для гадания. В оккультной практике впервые возникает нетрадиционная терминология: карты Папесса (II) и Папа (V) переименованы в Верховную жрицу и Верховного жреца, а масти монеты и дубины — в пентакли и жезлы. Названия Старшие и Младшие арканы вводит только в 1870 году Поль Кристиан. Использование колод таро для гадания [[Развесёлые ромалэ|цыганами]] не фиксируется до начала XX века. | ||
* В южной Европе по сей день существует несколько вариантов игрового таро, напоминающего вист или преферанс. Используется ряд региональных шаблонов, [https://spielkarten.livejournal.com/74715.html с французскими и итальянскими мастями]. | * В южной Европе по сей день существует несколько вариантов игрового таро, напоминающего вист или преферанс. Используется ряд региональных шаблонов, [https://spielkarten.livejournal.com/74715.html с французскими и итальянскими мастями]. | ||
* К. Г. Юнг объяснял возможную действенность Таро и других гадательных практик принципом [[w:Синхроничность|синхроничности]] (современной научной парадигмой рассматривается как [[лженаука]]). | * К. Г. Юнг объяснял возможную действенность Таро и других гадательных практик принципом [[w:Синхроничность|синхроничности]] (современной научной парадигмой рассматривается как [[лженаука]]). |