Карты Таро

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Tarot Motifs. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Карты Таро́ — частый атрибут западной гадалки, наряду с обычными игральными. Это колода из 78 карт, разложив их на столе и прочитав, гадалка дает ответ на вопрос или вопросы клиента. Существует во множестве вариантов, причём некоторые активно используют астрологическую и алхимическую символику, тогда как другие являются просто картинками из жизни (древней, средневековой, а иногда, напротив, подчёркнуто современной, с автомобилями, компьютерами и т. п.)

Наиболее распространена во всем мире колода «Таро Райдера — Уэйта», созданная британским мистиком Артуром Уэйтом и художницей Памелой Коулман-Смит в начале XX века. Именно её обычно представляют, когда речь заходит о Таро. На втором месте по популярности — колода «Марсельское Таро» (другое название — итальянское таро). На третьем — «Таро Тота» Алистера Кроули. В игровом таро наиболее распространена колода Таро Нуво с обычными французскими символами мастей и жанровыми сценками на козырях, не имеющими отношения к традиционным символам, на втором месте — традиционная марсельская. Но есть и множество других, вплоть до крайне экзотических, например, Квантовое Таро или Таро Инопланетян. Есть даже «Таро Московской Шахерезады, или Путь гастарбайтеров».

Колода[править]

Старшие Арканы[править]

В колоде Райдера — Уэйта[править]

Они же Великие Арканы. Их 22: 21 «козырь» со своими уникальными названиями и изображениями плюс отдельно карта «Шут». Традиционно подписываются и нумеруются римскими цифрами. Помимо широкого спектра трактовок символизируют общеизвестные архетипы, благодаря чему фигурируют в поп-культуре чаще всего.

  • 0 (XXII) «Шут/Дурак» (The Fool) — молодой человек в цветастой одежде, с белой розой в руке и узелком на плече. Глядя в небо, он шагает к обрыву, от чего его пытается удержать собака под ногами. Архетип Ребёнка, символизирует незрелость, беззаботность, легкомыслие и безрассудство. Шут может считаться как самым младшим, так и самым старшим в данном ряду.
  • I «Маг» (The Magician) — мужчина среднего возраста с магическим жезлом в поднятой руке, стоящий перед столом с предметами, олицетворяющими масти младших арканов: жезл, кубок, меч и динарий. Над головой символ бесконечности, пояс образуют две кусающие друг друга за хвост змеи. У ног цветут растения. Архетип Мастера, символизирует смекалку, инициативу, потенциал и созидательную деятельность, а также хитрость и манипулятивность.
  • II «Верховная Жрица» (The High Priestess) — моложавая женщина в жреческих одеяниях со свитком Торы/книгой в руках, сидящая на каменном кубе между колоннами Боаз и Яхин. На голову надет древнеегипетский головной убор лунной богини Хатхор (в некоторых вариантах папская тиара), на груди висит крест, под ногами — серп Луны. На занавесе позади изображены разрезанные плоды граната. Архетип Богини, символизирует интуицию, ясновидение и таинственность.
  • III «Императрица» (The Empress) — женщина в одежде с рисунком цветов и скипетром в поднятой правой руке сидит в кресле посреди сада с рекой, окружённая злаками. У подножия кресла стоит щит в форме сердца, украшенный знаком Венеры. На голове — корона/диадема с 12 звёздами. В левой руке иногда изображён щит с эмблемой феникса. Архетип Матери, символизирует плодородие, процветание, чувственность и творческую энергию.
  • IV «Император» (The Emperor) — на троне из камня, украшенном головами Овна (знак Марса), сидит одетый в латы беловолосый мужчина. На голове — золотая корона, в руках — скипетр, иногда держава. Вокруг простираются лысые горы и красное небо. Часто на изголовье трона или живьём изображён феникс. Архетип Отца, символизирует дисциплину, прагматизм, ответственность и настойчивость, иногда упрямство и деспотизм.
  • V «Верховный жрец» (The Hierophant) — на троне между двумя массивными каменными колоннами сидит человек, одетый в сутану. На голове — папская тиара, в левой руке — крест с тремя перекладинами, правая рука поднята в благословляющем жесте. У ног — два скрещенных золотых ключа (герб Ватикана). По обе стороны от жреца лицом к нему стоят, склонив головы, два коленопреклоненных священника. Архетип Святого, символизирует веру, нравственные ценности и догматизм, возможно нетерпимость и фанатизм.
  • VI «Влюблённые» (The Lovers) — обнажённые Адам и Ева на фоне Эдемского сада. Над ними парит благословляющий амур, над амуром светит солнце. Позади Евы — Древо познания, на котором часто изображают Змея-Искусителя, позади Адама — Древо жизни. Архетип Выбора, символизирует неизбежность принятия решений и дилемму между долгом и желанием, материальным и идейным.
  • VII «Колесница» (The Chariot) — тяжёлая колесница в анфас, запряжённая двумя сфинксами — белым справа и чёрным слева. На передке колесницы — эмблема в виде крылатого щита, с символом вертикально стоящего стержня в горизонтальном круге вокруг него. Управляет колесницей молодой воин в доспехе с короной на голове и остроконечным скипетром в руке, над головой возничего усыпанный звездами голубой балдахин. Архетип Прорыва, символизирует триумф, амбиции и устремления, а также высокомерие, браваду и несдержанность.
  • VIII «Сила» (Strength)
  • IX «Отшельник» (The Hermit)
  • X «Колесо Фортуны» (The Wheel of Fortune)
  • XI «Правосудие» (The Justice)
  • XII «Повешенный» (The Hanged Man)
  • XIII «Смерть» (The Death)
  • XIV «Умеренность» (The Temperance)
  • XV «Дьявол» (The Devil)
  • XVI «Башня» (The Tower)
  • XVII «Звезда» (The Star)
  • XVIII «Луна» (The Moon)
  • XIX «Солнце» (The Sun)
  • XX «Суд» (The Judgement)
  • XXI «Мир» (The World)

В других колодах[править]

В Марсельском Таро, в отличие от колоды Райдера — Уэйта, старший аркан «Сила» носит номер XI, а «Правосудие» — VIII. В старинных же колодах могут существенно различаться не только последовательность, но и названия козырей («старших арканов» по поздней терминологии). Педаль в пол давит колода Минкьяте, в состав которой входит аж 41 козырь (помимо обычных — 12 знаков зодиака, 4 христианские добродетели и 4 стихии).

Собственную колоду с оригинальными названиями некоторых старших арканов создал также широко известный даже за пределами эзотерических кругов Алистер Кроули. Она называется «Таро Тота» и является третьей по популярности.

Младшие Арканы[править]

По достоинствам соответствуют обычным игральным картам (очковые карты от туза-единицы до десятки плюс придворные карты). Однако есть два отличия.

Во-первых, названия мастей: мечи, пентакли (или монеты), чаши (или кубки) и жезлы (или палицы). Такие же масти используются в итало-испанской колоде обычных карт.

Во-вторых, в каждой масти есть не три, а четыре придворные карты: Паж, Рыцарь, Королева и Король (так в колоде Райдера — Уэйта; в других колодах названия могут быть иными). Таким образом, суммарное количество младших арканов — 56, а не 52.

Уэйт был первым, кто не ограничился изображением символов мастей на очковых картах младших арканов, а проиллюстрировал их полноценными сюжетными картинками.

С четыремя стихиями обычно соотносятся так: жезлы — огонь, чаши — вода, мечи — воздух, монеты — земля. Соответствие с традиционными (французскими) мастями обычных карт: мечи — пики, жезлы — трефы, монеты — бубны, чаши — черви.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Легенда о древнеегипетском происхождении Таро научных подтверждений в настоящее время не имеет. Первое документальное упоминание — в Италии XV в.
  • Вопреки ожиданиям непосвящённых, знатоки не считают ни одну из карт — даже «Дьявола» и «Башню», часто возникающих в художественных произведениях как знак грядущей или уже случившейся беды — однозначно зловещими. Каждая из них в соответствующем контексте может иметь вполне позитивный смысл. А «Смерть» вообще не означает физической смерти человека почти никогда.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Группа авторов под руководством Макса Фрая, «78: антология» — на каждый из Арканов написан художественный текст, раскрывающий его смысл.
  • Межавторская серия «Таро Бездны». Каждый рассказ назван в честь одной карты и обыгрывает её значение.
  • Вера Камша явно неравнодушна к тропу.
    • «Хроники Арции» — здесь вместо карт Таро есть карты О (О — некое полузабытое языческое божество). Их не семьдесят восемь, а сто сорок четыре, и вместо старших арканов — Карты Великой Судьбы. Лупе раскладывает эти карты в середине первой книге цикла, отчасти проливая свет на будущий сюжет. В «Крови Заката» появляется ещё одна колода, нарисованная эльфом Клэром Утренним Ветром. Её тоже кто-то раскладывал, но автор правки не помнит, кто именно.
    • «Отблески Этерны» — каждая глава соответствует определенной карте, число 4 и его степени составляют основу мироустройства, а титул «Ракан» — это анаграмма от «Аркан».
  • Кира Измайлова, Футарк — Виктор Кин быстро догадывается, что гадалка Сибилла — обыкновенная мошенница, когда та начинает гадать ему на картах Таро. Для начала, она раскладывает карты как обычные гадальные, затем заявляет, что карта Сила, на которой изображена женщина в венке, играющая со львом, символизирует возлюбленную Виктора (тот чуть не засмеялся в голос) и в заключение сообщает мужчине (моложавому, но уже хорошо за тридцать) что карты (шестерка кубков, десятка денариев и еще десятка кубков) означают, что он женится не позже двадцати шести лет! Тут уж Виктор и вовсе с трудом удержался от хохота. В общем нет больше в Блумтауне гадального салона…
  • Алексей Атеев, «Карты Люцифера»

Зарубежная[править]

  • Чарльз Вильямс, «Старшие Арканы» — фэнтези с эзотерическими мотивами, где особая, исключительно сильная, колода Таро играет ключевую роль в сюжете.
  • М. Павич, «Последняя любовь в Константинополе» — в романе 22 главы, соответствующих Старшим Арканам.
  • Сэмюэл Дилэни, «Нова» — действие происходит в далёком будущем, но карты Таро играют важную роль в сюжете (потому что POV-персонаж — цыган) С их помощью не только гадают, но и играют в карточные игры. Но в основном они нужны, чтобы дико символизировать!
  • Кресли Коул, «Хроники Аркан» — главные герои — воплощенные карты Таро!
  • Стивен Кинг, «Тёмная Башня» — в финале «Стрелка» Человек в чёрном гадает Роланду на картах таро на его будущих спутников — Узника, Госпожу Теней и Смерть («но не твоя, стрелок!»).

Сетевая литература[править]

  • «Кордицепс, или Больно все умные» — колода Таро лежит на столе в палате одного из пациентов и, кроме того, ещё неким образом участвует в судьбе этого пациента (каким именно — долго объяснять, да и спойлер).

Кино[править]

  • «Пункт назначения-3» — показана кукла-гадалка, перед которой разложены Старшие Арканы Таро. И, крупным планом, её палец, указывающий на XIII Аркан «Смерть», который символизирует главную идею всего цикла.
  • «Люди под лестницей» — в самом начале фильма сеструха нагадала Шуту на картах Таро встречу с Дьяволом, Смертью и Страшным Судом.
  • «Джезабель» — мамаше заглавной героини при трёх раскладах выпадает «Смерть»… И если в первый раз мамаша философствует, что это символ перемен и обновления, то дальше ей становится не до философствований.
  • «Иллюзия обмана» — попавшие в руки главных антигероев четыре карты Таро (Любовник, Отшельник, Смерть и Верховная жрица) с уникальным дизайном служат пропуском в Око, сверхсекретный орден иллюзионистов.

Телесериалы[править]

  • «Меч» — Костик придумал оставлять на месте акций карту «Тройка Мечей», что и дало название всей группе.
    • Во 2-й серии (?) преступник оставляет на месте убийства судьи карту «Дьявол».
  • «Зорро» (1997) — в одной из серий юная гадалка-цыганка раскладывает карты для сержанта Гарсии, предсказывая ему скорую смерть от человека, которого совершенно невозможно заподозрить в этом. В финале оказывается, что этим человеком была сама цыганка, которая состояла в воровской шайке, замышлявшей крупное ограбление в городе. Однако сержанта спасает вмешательство Зорро..
  • «Карнавал» — карты Таро, их символика и гадания на них играют в сериале немалую роль. Вплоть до опенинга.
  • «Секретные материалы» — в серии «Последний отдых Клайда Бракмана» маньяк пытается понять, почему он убивает, обращаясь для этого к различным экстрасенсам и гадателям. Один из гадателей раскладывает Таро, причём предсказывает довольно точно, последняя из карт расклада, по утверждению самого маньяка — это судьба самого гадателя (да-да, это карта за номером XIII).
  • Комиссар Рекс — серия «Смертельное таро». Убийца по-своему интерпретирует значение карт, расправляясь со своими обидчиками. Например «Башня» теперь означает падение с высоты.

Аниме и манга[править]

  • «Кафе Таро» — Памела гадает на Таро, и каждая из глав названа в честь карты.
  • JoJo's Bizarre Adventure: Stardust Crusaders — стенды команды героев, главзлодея и первой половины рядовых противников названы в честь Старших Арканов. Потом карты кончились, и Араки пришлось в дальнейшем называть стэнды сначала по именам египетских богов, и лишь уже после — в честь рок-групп и их песен.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — Эйл призывает монстров из японского варианта карт Таро.
    • Когда Сэцуна в 3-ем сезоне рассказывает главгероям о Сейлор Сатурн, воине смерти и разрушения, на фоне силуэта Сатурн мелькает карта Смерть.
    • А ещё во 2 серии 1-го сезона йома манипулировала школьниками, заставляя их хулиганить, с помощью карты «XV: Дьявол».
  • X — к манге прилагается специальная колода Таро с изображениями всех персонажей на Старших Арканах.
  • Roku de Nashi Majutsu Koushi to Akashic Records — в местном фэнтези арканы Таро служат уникальными магическими артефактами под контролем придворных имперских магов.
  • Black Rock Shooter — что в оригинале, что в перезапуске имена главгероинь ассоциируются с арканами.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age: Inquisition — изображения на картах спутников Инквизитора соответствуют сюжетам Таро и могут поменяться в зависимости от некоторых принятых по ходу игры решений.
  • Fallout — Житель Убежища может в Адитуме попросить местного гадателя погадать. Это предсказывает некоторые события игры и, кстати, после третьего расклада навсегда увеличивает на единичку значение удачи персонажа.
  • Hyper Light Drifter — игра полностью бессловесная, но официальные названия героя и боссов чисто тарошные.
  • Max Payne — на уровне «Ангел смерти», на кухне виллы дона Пунчинелло, Макс нашёл три карты таро. На них изображены: Башня, обозначающая особняк Пунчинелло, Дьявол, изображающий дона, и Смерть, воплощающаяся в Максе. Как позже выяснится, первые две карты трактованы ошибочно: Башня обозначала здание Айзир, а Дьявол — г-жу Хорн.
  • The Curse of Monkey Island — на Острове Крови гадалка мадам ЭкземаЗима может погадать Гайбрашу на картах Таро, и все пять раз выпадет Смерть.
  • The Binding of Isaac — карты Таро здесь одноразовые, каждая со своим эффектом.
  • Серия «Silent Hill» — как минимум в третьей и четвёртой частях карты Таро имеют большое значение.
  • Persona — все персоны группируются по арканам. Чтобы персона главного героя стала сильнее, ему необходимо развивать Социальные Связи, которые развивают аркану. Допустим, проведя время с каким-нибудь неигровым персонажем, у игрока прокачивается одна аркана и, следовательно, его персоны этой же арканы становятся сильнее. В четвёртой части герои активируют свои персоны с помощью карт Таро.
  • Undertale — мета-пример: на официальных картах Tarot Art Prints изображены персонажи игры в соответствии со своими архетипами.
  • Bloodborne — если присмотреться, то все руны по форме соответствуют картам Таро. А вот какая карта ассоциируется с какой частью сеттинга — предмет споров и теорий (кроме того что Повешенный это Охотник), как и всё остальное в сеттинге.
  • Cyberpunk 2077 — под карты Таро стилизованы сюжетные достижения в игре. Первое достижение (пройти пролог) — это «Шут». Последнее достижение (пройти главную сюжетную линию) — «Мир».
    • Карта «Шут» соответствует самому Ви — протагонисту игры. Её игрок может найти возле своей квартиры.
    • Карта «Маг» находится возле клуба Шельм.
    • Карта «Верховная Жрица» соответствует Ханако Арасака. Игрок может найти соответствующее граффити в многоквартирном доме, где проходит миссия под названием «Поиск и уничтожение» — та самая, где мы впервые встречаемся с этим персонажем. Она символизирует терпение, расчётливость, мудрость, хладнокровность; перевернутая — это тайны, игнорирование собственного внутреннего мира и молчание. Ханако была воспитана, чтобы быть сердцем семьи Арасака и скреплять её части вместе. Эта роль часто заставляла её скрывать своё недовольство и подчиняться желаниям и решениям отца и брата.
    • Карту «Императрица» можно найти возле ночного клуба «Посмертие», а символизирует она Бестию Амендиарес, его владелицу и «королеву фиксеров» Найт-сити.
    • Карта «Император» соответствует Сабуро Арасака. Это его официальное прозвище, а граффити этой карты можно найти в Конпеки Плаза, где игрок впервые видит этого персонажа. Это карта символизирует власть, отцовство, дисциплину и твердую руку; перевёрнутая, она может означать злоупотребление и превышение власти, собственничество и отсутствие самоконтроля. Сабуро держит весь Найт-сити и свою семью под железным контролем, за что его, в частности, ненавидит родной сын Ёринобу.
    • Карта «Иерофан» находится на месте встречи с Одой Сандаю, настолько верным Арасаке, что он не готов поверить в смерть Сабуро от рук своего сына.
    • Карта «Любовники» находится в заброшенном кинотеатре под открытым небом.
    • Карта «Колесница» соответствует Горо Такэмуре. Ви может найти соответствующее граффити возле «Закусочной Тома», где игрок впервые встретит этого персонажа во втором акте. Эта карта символизирует контроль, силу воли, успех, активность, решимость, целенаправленность и самодисциплину; перевёрнутая, она означает неуверенность и может сулить неожиданные судебные дела. Такэмура был несправедливо обвинён в преступлении, которого не совершал, и он решительно настроен добиться справедливости несмотря ни на что. При этом он действительно ощущает себя «не в своей тарелке» из-за того, что потерял господина и был лишён своего статуса.
    • Карту «Сила» игрок находит на товарной станции, где встречается с Панам Палмер.
    • Карта «Отшельник» находится на стене церкви в Пацифике, принадлежащей «Вудуистам».
    • «Колесо судьбы» можно найти в мотеле, где начинается и кончается миссия по похищению Андерса Хеллмана.
    • «Справедливость» находится возле электростанции, где снимающие снафф «Мусорщики», удерживающие Эвелин Паркер, скорее всего понесут заслуженное наказание от руки Ви.
    • Карту «Висельник» можно найти на поле нефтяных вышек к северу от города.
    • «Дьявол» находится во время испытания в виртуальном мире, если Ви решит пойти на союз с «Арасакой». Карта выступает символом одной из концовок игры.
  • Серия The House of the Dead — мутанты-боссы названы в честь карт Таро.
  • Fahrenheit: Indigo Prophecy — приятель предлагает Карле погадать на картах, результат оказывается мрачным.
  • Ogre Battle — тут карты можно получать и копить, чтобы потом использовать для получения разных эффектов (различные виды нанесения урона и восстановление хп, например)
  • Heroes of Might and Magic — в третьей и четвёртой части герою может попасться целая колода карт Таро. Поднимает удачу на единицу.

Настольные игры[править]

  • «Равенлофт» — здесь эти карты именуются «тарокка» и используются гадалками из народа вистани.
  • Warhammer 40000 — гадание на картах Таро присутствует. В частности, Император и Малкадор Сигиллит с их помощью разгадывали ход и итоги Ереси Гора.
  • Pathfinder — аналогом Таро выступает колода Харроу, состоящая из 54 карт. В Харроу шесть мастей, соответствующих классическим характеристикам персонажа в D&D, а в каждую масть входит девять карт, по числу мировоззрений.
  • Mage: The Ascension и Mage: The Awakening — для обеих игр выходила тематическая колода Таро.

Интернет-проекты[править]

  • Классический SCP-361, «Адаптивные карты Таро». Фигуры в Старшем Аркане колоды принимают вид тех или иных значимых личностей общества, в котором находятся. Художникам есть где порезвиться.
  • Видеоблог «волшебницы» мисс Каталин ролин-номер-ужастик. С самогадающими (пугающими) картами https://www.youtube.com/watch?v=99usZf_UNFA

Пятиминутка реальности[править]

  • Карточная игра, подобная бриджу, с постоянным набором козырей сверх обычной итальянской колоды (в варианте с четырьмя придворными картами) возникает в начале XV века в северной Италии, а сто лет спустя получила, как и предназначенная для неё колода, название tarocchi (множественное число от tarocco с неясной этимологией), заимствованное французами в форме tarot. В разных регионах названия, числовые значения и даже количество козырей заметно варьировались. Карта под названием Дурак (Шут), использование которой в разных вариантах игры приблизительно соответствовало современному джокеру, не имела номера и не входила в набор козырей. В России для игры использовалась 32-карточная колода (без шестёрок), где роль старших арканов выполняли Дамы и Валеты, а роль Дурака (Шута) — семёрка треф («кочерга» или «крюк»). Оккультное толкование Таро начинается с середины XVIII века. Клюквенно древнеегипетское толкование символов козырей и мастей (тузов) марсельского варианта Таро представил в 1781 году масон Антуан Кур де Жебелен, который также соотнёс число козырей с количеством букв древнееврейского алфавита, для чего впервые причислил к ним Дурака. Тогда же Ж.-Б. Эттейллой было положено начало регулярному использованию Таро для гадания. В оккультной практике впервые возникает нетрадиционная терминология: карты Папесса (II) и Папа (V) переименованы в Верховную жрицу и Верховного жреца, а масти монеты и дубины — в пентакли и жезлы. Названия Старшие и Младшие арканы вводит только в 1870 году Поль Кристиан. Использование колод таро для гадания цыганами не фиксируется до начала XX века.
  • В южной Европе по сей день существует несколько вариантов игрового таро, напоминающего вист или преферанс. Используется ряд региональных шаблонов, с французскими и итальянскими мастями.
  • К. Г. Юнг объяснял возможную действенность Таро и других гадательных практик принципом синхроничности (современной научной парадигмой рассматривается как лженаука).