Редактирование: Комплекс Пиноккио
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 4: | Строка 4: | ||
История одного '''бураттино''' по имени Пиноккио известна по всему миру. Сюжет её базируется на одном явлении: деревянный мальчик хочет стать настоящим. Как показывает литература, не только деревянным мальчикам присущи такие неестественные стремления… | История одного '''бураттино''' по имени Пиноккио известна по всему миру. Сюжет её базируется на одном явлении: деревянный мальчик хочет стать настоящим. Как показывает литература, не только деревянным мальчикам присущи такие неестественные стремления… | ||
Комплекс | Комплекс Пиноккио — это специфическое для искусственных созданий желание стать «настоящими». Под этим может пониматься разное: уподобление творцу, превращение в биологическое существо, обретение «души» (что бы под ней ни понималось). Хотя, если рассуждать логически, раз существо способно мыслить и действовать, мечтать и ставить себе цели — значит, душа у него уже есть… Ключевых факторов три: существо создано искусственно, существо считает себя неполноценным, существо пытается исправить это. | ||
Иногда возможна вариация: общество считает существо неполноценным и не даёт занять достойное место. Такие случаи попадают под троп, если сам носитель комплекса согласен с обществом и ищет проблему в себе. Если субъект плевать хотел на мнение общества по этому вопросу (и/или хочет изменить это мнение, а не себя самого), то очевидно не комплексует. | Иногда возможна вариация: общество считает существо неполноценным и не даёт занять достойное место. Такие случаи попадают под троп, если сам носитель комплекса согласен с обществом и ищет проблему в себе. Если субъект плевать хотел на мнение общества по этому вопросу (и/или хочет изменить это мнение, а не себя самого), то очевидно не комплексует. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
* «[[Пиноккио]]», [[кодификатор]]. Заглавный герой превращён в настоящего мальчика крёстной феей после опасных приключений, приведших к серьёзному моральному росту. | * «[[Пиноккио]]», [[кодификатор]]. Заглавный герой превращён в настоящего мальчика крёстной феей после опасных приключений, приведших к серьёзному моральному росту. | ||
** А также всевозможные адаптации, за исключением «Приключений [[Буратино]]» и адаптаций этой повести. | ** А также всевозможные адаптации, за исключением «Приключений [[Буратино]]» и адаптаций этой повести. | ||
* Истории о [[Страна Оз|Стране Оз]] | * Истории о [[Страна Оз|Стране Оз]] — [[Железный дровосек]], [[с прикрученным фитильком]]. Изначально обычный человек, который постепенно заменял травмированные части тела металлическими протезами, пока не стал полностью железным… Но отсутствие сердца не давало ему покоя. | ||
** Тот же герой и у [[Волшебник Изумрудного города|Волкова]] | ** Тот же герой и у [[Волшебник Изумрудного города|Волкова]] | ||
** А в продолжении от [[Изумрудный город (Сухинов)|Сергея Сухинова]] — плюшевый медвежонок Том, мечтающий стать настоящим медведем или, на худой конец, человеком. В конце девятой книги становится. {{spoiler|[[Жертвенный агнец|Ненадолго.]]}} | ** А в продолжении от [[Изумрудный город (Сухинов)|Сергея Сухинова]] — плюшевый медвежонок Том, мечтающий стать настоящим медведем или, на худой конец, человеком. В конце девятой книги становится. {{spoiler|[[Жертвенный агнец|Ненадолго.]]}} | ||
* Вениамин Каверин, «Легкие | * Вениамин Каверин, «Легкие шаги» — стать человеком мечтает [[Снегурочка#Больше Снегурочек, хороших и разных!|снегурочка]] Настенька. Получилось. | ||
* [[Arda]] | * [[Arda]] — гномы были созданы Ауле в обход божественной воли, а потому изначально не имели свободной воли и разума. Но когда вразумленный Ауле хотел их уничтожить, они запросили пощады: [[Единый Бог|Илуватар]] сжалился и вдохнул в них «настоящую суть». Собственно, вдохнул ещё за секунду до их мольбы, иначе они просто не смогли бы эту мольбу произнести. | ||
* [[Джанни Родари]], рассказ «Робот, которому захотелось | * [[Джанни Родари]], рассказ «Робот, которому захотелось спать» — робот по имени Катерино мечтает уметь спать, как его хозяева. После долгих тренировок он действительно вырабатывает у себя умение засыпать, и другие роботы следуют его примеру. | ||
* С. Лем предпочитал аверсии или какие-либо игры со штампами. Роботы Лема во вменяемом состоянии редко хотели стать людьми, в «Сказках роботов» причины у них на то были. | * С. Лем предпочитал аверсии или какие-либо игры со штампами. Роботы Лема во вменяемом состоянии редко хотели стать людьми, в «Сказках роботов» причины у них на то были. | ||
** «Стиральная | ** «Стиральная трагедия» — всевозможные андроиды, неотличимые от людей, пытались изображать из себя людей. Причина — вести бизнес, интегрироваться в человеческое общество. Только не всегда они готовы мыслить как человек, для кого-то человеческий облик — только удобная маскировка. Были еще и робопсихи — один из экземпляров (стиральный автомат с ИИ) был подвержен приступам, во время которых считал себя человеком. В этом состоянии он пил, курил, играл в карты, бродяжничал-побирался, свистом глушил радио, хулиганил и «отрывался» по полной программе. А на суде застрелил помощника прокурора, требовавшего высшей меры. И робопсих ушел от ответственности — еще не было психушек для стиральных автоматов с ИИ. | ||
* А. Азимов, «Двухсотлетний | * А. Азимов, «Двухсотлетний человек» — робот заменяет все свои части на разработанные им же протезы и добивается признания себя человеком в судебном порядке. Даже старение себе запустил, потому что люди «не хотели терпеть» рядом с собой бессмертного де-юре человека. | ||
* Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд, «Кукольная | * Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд, «Кукольная комедия» — инверсия: Лиля изначально человек, но за плохое поведение превращена в куклу. Вместе с тремя такими же бедолагами она пытается спасти соседскую девочку, а заодно и стать обратно человеком. | ||
* [[Discworld]]. В очень интересной коллективной форме встречается у големов. Обычно они считают себя инструментами, не видят в этом ничего плохого и не страдают от психологических проблем (кроме совсем уж из ряда вон выходящих случаев, проистекающих из противоречий в их | * [[Discworld]]. В очень интересной коллективной форме встречается у големов. Обычно они считают себя инструментами, не видят в этом ничего плохого и не страдают от психологических проблем (кроме совсем уж из ряда вон выходящих случаев, проистекающих из противоречий в их шхемах — вложенных в голову приказах), поскольку у них банально нет собственной воли. Однако будучи освобожденными (путём акта дарения голема самому ему) обретают собственные интересы и стремятся добиться для своих собратьев свободы воли и социального равенства с прочими народами, населяющими Анк-Морпорк. Получается, что «свободные» големы считают безвольных големов неполноценными, и сами же их выкупают и исправляют. | ||
* «[[Космоолухи]] | * «[[Космоолухи]]» — подробно раскрыто во второй книге на примере {{spoiler|Дэна}}. Стать настоящими людьми у пары киборгов в экипаже «Мозгоеда» не получилось, но алькуявцами таки да. Впрочем, в последних частях цикла вроде бы наметился прогресс в отношении к киборгам, которые осознали личности. | ||
** Тут вообще-то субверсия тропа: физически слабыми людьми киборги быть не хотят, и вполне так считают процессор с имплантами | ** Тут вообще-то субверсия тропа: физически слабыми людьми киборги быть не хотят, и вполне так считают процессор с имплантами плюсом — они хотят равных прав, не меняя свою сущность. Подсвечено автором одного [[фанфик]]а, где {{spoiler|Трикси устраивает скандал всему ОЗК, потому что хочет родить ребёнка (угадайте с одного раза, от кого…), но если ему придётся жить человеком, без процессора и имплантов — для неё это сродни инвалидности.}} | ||
* Ф. Пулман, [[Тёмные Начала|«Северное сияние»]] | * Ф. Пулман, [[Тёмные Начала|«Северное сияние»]] — [[Медведи — это страшно|панцербьёрн]] Йофур Ракинсон хочет стать подобным людям и получить собственного деймона (т. е. душу). | ||
* Сергей Таск, «Тайна рыжего | * Сергей Таск, «Тайна рыжего кота» — персонажи, нарисованные кистью художника, вылезают из картины и мечтают остаться в реальном мире. Только если Фикс, Рыжий кот и Бьюти творят в нашем мире добро, то Афрозина и Бэрр — зло. | ||
* Марджери Уильямс, «Плюшевый кролик». По-настоящему любимые игрушки становятся Настоящими; заглавный персонаж мечтает удостоиться этой участи. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Приключения Электроника]] | * «[[Приключения Электроника]]» — собственно, Электроник, желающий «стать человеком». Удовлетворяется сторонним признанием его человечности на основе продемонстрированных эмоций и вообще образцово-показательного морального облика. | ||
* «[[Через тернии к звездам]] | * «[[Через тернии к звездам]]» — Нийя. | ||
* «Искусственный | * «Искусственный разум» — именно под впечатлением книги о Пиноккио Дэвид хочет найти Голубую Фею, чтобы она превратила его в настоящего мальчика. Рождается комплекс благодаря «матери» — женщине, взявшей экспериментального эмоционального андроида взамен лежащему в коме сыну, и решившей избавиться от андроида, когда настоящий сын просыпается. Неполноценным паренёк (запрограммированный любить «мать») ощущал себя в сравнении с настоящим сыном, которого мать любила больше. | ||
* «[[Фантагиро]] | * «[[Фантагиро]] 5» — деревянный человек по прозвищу Безымянный пожирает детей, так как верит, что это превратит его в человека. Мотивы злодея не уточняются. | ||
* «Короткое замыкание | * «Короткое замыкание 2» — [[с прикрученным фитильком]] у Джонни Пятого. | ||
* «Робот» aka | * «Робот» aka Endhiran — робот, который решил жить как его создатель после наделения способностью чувствовать. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «Терминатор: хроники Сары | * «Терминатор: хроники Сары Коннор» — киборг Камерон проявляет подобное: она учится танцевать балет, признаётся в любви Джону Коннору, а в одной из серий даже забывает о своей кибернетической сущности и начинает считать себя настоящей девушкой. Многие фанаты франшизы не оценили. | ||
* [[Battlestar Galactica]] | * [[Battlestar Galactica]] — случается у {{Spoiler|человекоподобных сайлонов.}} | ||
* [[Star_Trek/The_Next_Generation_(TNG)|Звёздный путь: Следующее поколение]] | * [[Star_Trek/The_Next_Generation_(TNG)|Звёздный путь: Следующее поколение]] — Дейта, андроид, стремящийся понять и освоить человеческие черты. Подсвечивается Райкером в первой серии. | ||
** [[Star_Trek/Voyager|Звёздный путь: Вояджер]] | ** [[Star_Trek/Voyager|Звёздный путь: Вояджер]] — с прикрученным фитильком, Седьмая: биологически она человек с мышлением борга. Да и Доктор тоже «очеловечивается» за время сериала, превращаясь из вспомогательной медицинской голограммы в полноценную личность. | ||
* «[[Power Rangers]]: Operation | * «[[Power Rangers]]: Operation Overdrive» — [[зигзаг]]: рейнджеры узнают, что Мак — робот-андроид. Правда, Мак нашел в этом плюсы (самый главный из которых — использование [[Режим полубога|Баттлайзера]], который для обычных людей смертельно опасен) и даже смирился с этой правдой, вызывая у Эндрю Хартворда негодование. {{Spoiler|В финале, когда Мак уничтожает Флуриоса, Мак ломается окончательно. Но Корона Авроры [[Чудесное воскрешение|не просто возвращает Мака к жизни, но и превращает его в живого человека]].}} | ||
* «[[Люцифер]] | * «[[Люцифер]]» — одна из главных героинь, демоница Мазикин на протяжении нескольких сезонов ангстует и временами мечется между сторонами от желания получить отсутствующую у демонов душу. Пользуясь визитом в Лос-Анджелес [[Бог|отца заглавного героя]], просит об этом его — получая ответ, что этого не может сделать и он, попутно со сначала очень тонким, а потом и полноценным намёком, что она могла уже отрастить душу самостоятельно. Уразумев, что это так и есть (в чем поклонники сериала были уверены задолго до этого), до чертиков рада, но заодно понимает, что раньше она не боялась смерти из-за гарантированного отсутствия посмертия, а теперь это на фоне накопленных грехов и вины перед друзьями грозит ей попаданием в Ад в статусе уже не высокорангового сотрудника, а «клиента». Пользуясь тем, что Бог решил уйти на пенсию, а Люцифер претендовать на наследование его поста — просит у бывшего шефа при удаче отдать ей правление его бывшей вотчиной. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
Строка 53: | Строка 54: | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Футурама]] | * [[Футурама]] — Бендер. Считал себя во всём лучше людей, однако когда он узнал, что у роботов нет свободной воли, комплекс расцвёл у него буйным цветом. Избавился от него путём достижения желаемого — получив единственный когда-либо созданный модуль свободной воли. | ||
** В одной из серий показано что '''было бы''' если бы он таки стал | ** В одной из серий показано что '''было бы''' если бы он таки стал человеком — загнулся бы от излишеств. | ||
* [[Adventure Time]] - компьютер БиМО хотел стать настоящим мальчиком в серии «Five Short Graybles»: он даже изображал, что чистит зубы и ходит в туалет. | * [[Adventure Time]] - компьютер БиМО хотел стать настоящим мальчиком в серии «Five Short Graybles»: он даже изображал, что чистит зубы и ходит в туалет. | ||
* [[American Dad]] — [[инверсия]]. В одной из серий начальник Стена Баллок решает стать таким же как и его отец- бездушной машиной. Пародия на Пиноккио. | * [[American Dad]] — [[инверсия]]. В одной из серий начальник Стена Баллок решает стать таким же как и его отец- бездушной машиной. Пародия на Пиноккио. | ||
Строка 60: | Строка 61: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Fullmetal Alchemist]] | * [[Fullmetal Alchemist]] — внезапно {{spoiler|гомункулы в [[блестящий неканон|аниме-сериале 2003]]. Мечтают обрести душу, дабы стать полноценными людьми. Объясняют это тем, что не могут жить настоящей жизнью (на примере Альфонса, который в виде [[пустой доспех|живого доспеха]] [[невероятно клёвое проклятие|бессмертен и почти неуязвим]], однако не ощущает себя счастливым)}}. | ||
* [[OreGairu]] — [[Зигзаг|зигзаг]]: Хатиман Хикигая в глубине души мечтает о чем-то "настоящем" в окружающем мире лжи и недомолвок. | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* Новый Мир Тьмы. Линейка | * Новый Мир Тьмы. Линейка прометианцев — сотворённых человеческими магами и учёными искусственных существ, которые не несут в себе Пламени Творения и очень хотят им разжиться. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Mass Effect]] | * [[Mass Effect]] 3 — нечто подобное подхватывает СУЗИ на почве наклюнувшейся романтики с Джокером. «Есть ли у этой платформы душа, создательница Тали?» — в принципе, тоже оно, но в отношении СУЗИ эта тема играется очень напрямую и даже несколько навязчиво. | ||
* Haunting Ground — гомункул Даниэлла {{Spoiler|(на самом деле она просто бесплодная женщина с промытыми мозгами)}} хочет стать полноценным человеком. И для этого готова убить главную героиню кочергой. | |||
* Haunting | * [[Detroit: Become Human]] — название говорит само за себя. Хоть исход истории и зависит в большинстве случаев от игрока <s>который случайно или намеренно может всё запороть</s>, тема становления андроида проходит через игру довольно толстой нитью. У каждого из трёх главных героев-андроидов формируются свои понятия того о том, как это — быть человеком, но суть у всех троих одна. | ||
* [[Detroit: Become Human]] | * Dragon Quest IV: Chapters of the Chosen — в начале игры встречается дружественный слим по имени Хэйли, который хочет стать человеком, для чего увязывается за героем. И ведь стал таки! | ||
* Dragon Quest IV: Chapters of the | * [[Механоиды]] — в первой части этот комплекс протагонисту ''пытаются внушить'' устами Наблюдателя, утверждающего, что человеческий способ существования лучше и совершеннее [[Мозг в банке|механоидского]]. Во второй — [[инверсия]], Супер не советует становиться похожим на людей вообще хоть как-то. А третья, судя по имеющимся материалам, вернёт нас к превознесению человеков. | ||
* [[Механоиды]] | |||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |