Комплекс Пиноккио

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Become a Real Boy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Примархи. Говорят, что они всегда называют Вас отцом. Это выглядит таким… сентиментальным. Я никогда не понимал, почему Вы позволяете это.
Император некоторое время молчал. Когда Он заговорил, Его взгляд вернулся к огромной фигуре на хирургической плите.
— Когда-то жил писатель, — начал Он, — сочинитель детских рассказов, написавший историю о деревянной марионетке, которая хотела родиться заново и стать человеческим ребёнком. И эта марионетка, этот покрашенный автоматон, вырезанный из дерева и желавший обрести плоть, кровь и кости, ты знаешь, как он называл своего создателя? Как такое существо называло своего творца, давшего ему облик, форму и жизнь?
«Отец», — Аркхан почувствовал мурашки на коже. — Я понял, Божественный.
»
— «Повелитель Человечества», Аарон Дембски-Боуден.

История одного бураттино по имени Пиноккио известна по всему миру. Сюжет её базируется на одном явлении: деревянный мальчик хочет стать настоящим. Как показывает литература, не только деревянным мальчикам присущи такие неестественные стремления…

Комплекс Пиноккио — это специфическое для искусственных созданий желание стать «настоящими». Под этим может пониматься разное: уподобление творцу, превращение в биологическое существо, обретение «души» (что бы под ней ни понималось). Хотя, если рассуждать логически, раз существо способно мыслить и действовать, мечтать и ставить себе цели — значит, душа у него уже есть… Ключевых факторов три: существо создано искусственно, существо считает себя неполноценным, существо пытается исправить это.

Иногда возможна вариация: общество считает существо неполноценным и не даёт занять достойное место. Такие случаи попадают под троп, если сам носитель комплекса согласен с обществом и ищет проблему в себе. Если субъект плевать хотел на мнение общества по этому вопросу (и/или хочет изменить это мнение, а не себя самого), то очевидно не комплексует.

Очень часто комплекс толкает носителя на обратную киборгизацию, но поскольку явление чисто психологическое, может быть излечен и без таких радикальных вмешательств.

Встретить страдающих от этого комплекса бураттин можно как в фэнтези, так и в научной фантастике.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Пиноккио», кодификатор. Заглавный герой превращён в настоящего мальчика крёстной феей после опасных приключений, приведших к серьёзному моральному росту.
    • А также всевозможные адаптации, за исключением «Приключений Буратино» и адаптаций этой повести.
  • Истории о Стране ОзЖелезный дровосек, с прикрученным фитильком. Изначально обычный человек, который постепенно заменял травмированные части тела металлическими протезами, пока не стал полностью железным… Но отсутствие сердца не давало ему покоя.
    • Тот же герой и у Волкова
    • А в продолжении от Сергея Сухинова — плюшевый медвежонок Том, мечтающий стать настоящим медведем или, на худой конец, человеком. В конце девятой книги становится. Ненадолго.
  • Вениамин Каверин, «Легкие шаги» — стать человеком мечтает снегурочка Настенька. Получилось.
  • Арда — гномы были созданы Ауле в обход божественной воли, а потому изначально не имели свободной воли и разума. Но когда вразумленный Ауле хотел их уничтожить, они запросили пощады: Илуватар сжалился и вдохнул в них «настоящую суть». Собственно, вдохнул ещё за секунду до их мольбы, иначе они просто не смогли бы эту мольбу произнести.
  • Джанни Родари, рассказ «Робот, которому захотелось спать» — робот по имени Катерино мечтает уметь спать, как его хозяева. После долгих тренировок он действительно вырабатывает у себя умение засыпать, и другие роботы следуют его примеру.
  • С. Лем предпочитал аверсии или какие-либо игры со штампами. Роботы Лема во вменяемом состоянии редко хотели стать людьми, в «Сказках роботов» причины у них на то были.
    • «Стиральная трагедия» — всевозможные андроиды, неотличимые от людей, пытались изображать из себя людей. Причина — вести бизнес, интегрироваться в человеческое общество. Только не всегда они готовы мыслить как человек, для кого-то человеческий облик — только удобная маскировка. Были еще и робопсихи — один из экземпляров (стиральный автомат с ИИ) был подвержен приступам, во время которых считал себя человеком. В этом состоянии он пил, курил, играл в карты, бродяжничал-побирался, свистом глушил радио, хулиганил и «отрывался» по полной программе. А на суде застрелил помощника прокурора, требовавшего высшей меры. И робопсих ушел от ответственности — еще не было психушек для стиральных автоматов с ИИ.
  • А. Азимов, «Двухсотлетний человек» — робот заменяет все свои части на разработанные им же протезы и добивается признания себя человеком в судебном порядке. Даже старение себе запустил, потому что люди «не хотели терпеть» рядом с собой бессмертного де-юре человека.
  • Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд, «Кукольная комедия» — инверсия: Лиля изначально человек, но за плохое поведение превращена в куклу. Вместе с тремя такими же бедолагами она пытается спасти соседскую девочку, а заодно и стать обратно человеком.
  • Discworld. В очень интересной коллективной форме встречается у големов. Обычно они считают себя инструментами, не видят в этом ничего плохого и не страдают от психологических проблем (кроме совсем уж из ряда вон выходящих случаев, проистекающих из противоречий в их шхемах — вложенных в голову приказах), поскольку у них банально нет собственной воли. Однако будучи освобожденными (путём акта дарения голема самому ему) обретают собственные интересы и стремятся добиться для своих собратьев свободы воли и социального равенства с прочими народами, населяющими Анк-Морпорк. Получается, что «свободные» големы считают безвольных големов неполноценными, и сами же их выкупают и исправляют.
  • «Космоолухи» — подробно раскрыто во второй книге на примере Дэна. Стать настоящими людьми у пары киборгов в экипаже «Мозгоеда» не получилось, но алькуявцами таки да. Впрочем, в последних частях цикла вроде бы наметился прогресс в отношении к киборгам, которые осознали личности.
    • Тут вообще-то субверсия тропа: физически слабыми людьми киборги быть не хотят, и вполне так считают процессор с имплантами плюсом — они хотят равных прав, не меняя свою сущность. Подсвечено автором одного фанфика, где Трикси устраивает скандал всему ОЗК, потому что хочет родить ребёнка (угадайте с одного раза, от кого…), но если ему придётся жить человеком, без процессора и имплантов — для неё это сродни инвалидности.
  • Ф. Пулман, «Северное сияние»панцербьёрн Йофур Ракинсон хочет стать подобным людям и получить собственного деймона (т. е. душу).
  • Сергей Таск, «Тайна рыжего кота» — персонажи, нарисованные кистью художника, вылезают из картины и мечтают остаться в реальном мире. Только если Фикс, Рыжий кот и Бьюти творят в нашем мире добро, то Афрозина и Бэрр — зло.

Кино[править]

  • «Приключения Электроника» — собственно, Электроник, желающий «стать человеком». Удовлетворяется сторонним признанием его человечности на основе продемонстрированных эмоций и вообще образцово-показательного морального облика.
  • «Через тернии к звездам» — Нийя.
  • «Искусственный разум» — именно под впечатлением книги о Пиноккио Дэвид хочет найти Голубую Фею, чтобы она превратила его в настоящего мальчика. Рождается комплекс благодаря «матери» — женщине, взявшей экспериментального эмоционального андроида взамен лежащему в коме сыну, и решившей избавиться от андроида, когда настоящий сын просыпается. Неполноценным паренёк (запрограммированный любить «мать») ощущал себя в сравнении с настоящим сыном, которого мать любила больше.
  • «Фантагиро 5» — деревянный человек по прозвищу Безымянный пожирает детей, так как верит, что это превратит его в человека. Мотивы злодея не уточняются.
  • «Короткое замыкание 2» — с прикрученным фитильком у Джонни Пятого.
  • «Робот» aka Endhiran — робот, который решил жить как его создатель после наделения способностью чувствовать.

Телесериалы[править]

  • «Терминатор: хроники Сары Коннор» — киборг Камерон проявляет подобное: она учится танцевать балет, признаётся в любви Джону Коннору, а в одной из серий даже забывает о своей кибернетической сущности и начинает считать себя настоящей девушкой. Многие фанаты франшизы не оценили.
  • Battlestar Galactica — случается у человекоподобных сайлонов.
  • Звёздный путь: Следующее поколение — Дейта, андроид, стремящийся понять и освоить человеческие черты. Подсвечивается Райкером в первой серии.
    • Звёздный путь: Вояджер — с прикрученным фитильком, Седьмая: биологически она человек с мышлением борга. Да и Доктор тоже «очеловечивается» за время сериала, превращаясь из вспомогательной медицинской голограммы в полноценную личность.
  • «Power Rangers: Operation Overdrive» — зигзаг: рейнджеры узнают, что Мак — робот-андроид. Правда, Мак нашел в этом плюсы (самый главный из которых — использование Баттлайзера, который для обычных людей смертельно опасен) и даже смирился с этой правдой, вызывая у Эндрю Хартворда негодование. В финале, когда Мак уничтожает Флуриоса, Мак ломается окончательно. Но Корона Авроры не просто возвращает Мака к жизни, но и превращает его в живого человека.
  • «Люцифер» — одна из главных героинь, демоница Мазикин на протяжении нескольких сезонов ангстует и временами мечется между сторонами от желания получить отсутствующую у демонов душу. Пользуясь визитом в Лос-Анджелес отца заглавного героя, просит об этом его — получая ответ, что этого не может сделать и он, попутно со сначала очень тонким, а потом и полноценным намёком, что она могла уже отрастить душу самостоятельно. Уразумев, что это так и есть (в чем поклонники сериала были уверены задолго до этого), до чертиков рада, но заодно понимает, что раньше она не боялась смерти из-за гарантированного отсутствия посмертия, а теперь это на фоне накопленных грехов и вины перед друзьями грозит ей попаданием в Ад в статусе уже не высокорангового сотрудника, а «клиента». Пользуясь тем, что Бог решил уйти на пенсию, а Люцифер претендовать на наследование его поста — просит у бывшего шефа при удаче отдать ей правление его бывшей вотчиной.

Мультфильмы[править]

  • «9» Тимура Бекмамбетова. Тот случай, когда изъян действительно есть, причём серьёзный и делающий цель недостижимой. Созданная Учёным Машина должна была принять в себя человеческую душу и стать человечной, но на практике этого так и не произошло. Планы учёного не совпадали с линией партии (которой нужна была машина войны), его силой отлучили от нерождённого детища, а заканчивали машину уже гораздо менее талантливые спецы. В итоге Машина не была завершена на момент запуска. Поглощённая ей душа не прижилась. Тогда она развязала войну, в ходе которой пожрала души множества людей, однако одушевлённой так и не стала…

Мультсериалы[править]

  • Футурама — Бендер. Считал себя во всём лучше людей, однако когда он узнал, что у роботов нет свободной воли, комплекс расцвёл у него буйным цветом. Избавился от него путём достижения желаемого — получив единственный когда-либо созданный модуль свободной воли.
    • В одной из серий показано что было бы если бы он таки стал человеком — загнулся бы от излишеств.
  • Adventure Time - компьютер БиМО хотел стать настоящим мальчиком в серии «Five Short Graybles»: он даже изображал, что чистит зубы и ходит в туалет.
  • American Dadинверсия. В одной из серий начальник Стена Баллок решает стать таким же как и его отец- бездушной машиной. Пародия на Пиноккио.
  • RWBY — девочка-робот Пенни Полендина, не верившая, что она «настоящая». Впрочем, к концу 7-го сезона она стала до того «настоящей», что хватило ни много ни мало на обретение статуса новой Девы Зимы.

Аниме и манга[править]

Настольные игры[править]

  • Новый Мир Тьмы. Линейка прометианцев — сотворённых человеческими магами и учёными искусственных существ, которые не несут в себе Пламени Творения и очень хотят им разжиться.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect 3 — нечто подобное подхватывает СУЗИ на почве наклюнувшейся романтики с Джокером. «Есть ли у этой платформы душа, создательница Тали?» — в принципе, тоже оно, но в отношении СУЗИ эта тема играется очень напрямую и даже несколько навязчиво.
    • Есть ли у платформы душа - это скорее желание признания и прекращения агрессии. А вот СУЗИ да, заразили этим делом.
  • Haunting Ground — гомункул Даниэлла (на самом деле она просто бесплодная женщина с промытыми мозгами) хочет стать полноценным человеком. И для этого готова убить главную героиню кочергой.
  • Detroit: Become Human — название говорит само за себя. Хоть исход истории и зависит в большинстве случаев от игрока который случайно или намеренно может всё запороть, тема становления андроида проходит через игру довольно толстой нитью. У каждого из трёх главных героев-андроидов формируются свои понятия того о том, как это — быть человеком, но суть у всех троих одна.
  • Dragon Quest IV: Chapters of the Chosen — в начале игры встречается дружественный слим по имени Хэйли, который хочет стать человеком, для чего увязывается за героем. И ведь стал таки!
  • Механоиды — в первой части этот комплекс протагонисту пытаются внушить устами Наблюдателя, утверждающего, что человеческий способ существования лучше и совершеннее механоидского. Во второй — инверсия, Супер не советует становиться похожим на людей вообще хоть как-то. А третья, судя по имеющимся материалам, вернёт нас к превознесению человеков.
  • Library Of Ruina — основной сюжет крутится вокруг навязчивого иррационального желания сверхмощного ИИ Ангелы стать настоящим человеком. На самом деле она пытается таким способом добиться одобрения своего создателя Айна, создавшего ИИ на основе погибшей возлюбленной, но отрёкшегося от своего творения. В хорошей концовке находит смысл жизни в Роланде, который её и такую любит (если он тоже вышел на хорошую концовку) и отказывается от мечты, которая в плохой концовке неизбежно ведёт к гибели. Прямая отсылка к Пиноккио прилагается - это одна из боевых форм Ангелы.
  • Final Fantasy IX - Виви. Почти всю игру мучается вопросом того насколько он жив и реален, как и его братья-куклы, возможно в итоге даже не сумев примириться с реальностью, хотя другие персонажи, особенно Зидан и Квина, стараются его успокоить и переубедить.