Редактирование: Кому сохранить верность

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 4: Строка 4:
Главный герой верно служил и никогда не помышлял о предательстве… Но среди тех, кому он служит, произошёл раскол, и на чью сторону он ни стал бы — одни заклеймят его «мерзким [[предатель|предателем]]», а другие назовут «сохранившим верность», что приводит к дилемме '''Кому сохранить верность?'''.
Главный герой верно служил и никогда не помышлял о предательстве… Но среди тех, кому он служит, произошёл раскол, и на чью сторону он ни стал бы — одни заклеймят его «мерзким [[предатель|предателем]]», а другие назовут «сохранившим верность», что приводит к дилемме '''Кому сохранить верность?'''.


Надтроп: [[садистский выбор|Садистского выбора]].
Вариант [[садистский выбор|Садистского выбора]].
 
Связанный троп — [[Один брат — партизан, другой брат — полицай]], семья так пытается выжить, чтобы при любом раскладе хотя бы один из семьи смог выжить и продолжить род.


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 12: Строка 14:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «Песнь о Нибелунгах» — дилемма маркграфа Рюдегера: как верный вассал, он должен сражаться с врагами короля, а как гостеприимный хозяин — защищать своих гостей, оказавшихся этими самыми врагами.
* «Песнь о Нибелунгах» — дилемма маркграфа Рюдегера: как верный вассал, он должен сражаться с врагами короля, а как гостеприимный хозяин — защищать своих гостей, оказавшихся этими самыми врагами.
* Александр Дюма, «[[Три мушкетёра]]»: в «Двадцать лет спустя» д’Артаньян и Портос оказались на стороне кардинала и двора, а Арамис и Атос — на противостоящей стороне Фронды. Всех их весьма расстроил этот факт. В итоге верность друзьям победила-таки.
* Александр Дюма, «[[Три мушкетёра]]»: в «Двадцать лет спустя» д’Артаньян и Портос оказались на стороне кардинала и двора, а Арамис и Атос — на противостоящей стороне Фронды. Всех их весьма расстроил этот факт. В итоге верность друзьям победила-таки.
** А вот в «Виконте де Бражелоне» конфликт был пожёстче — д’Артаньян принёс личную клятву в верности королю Людовику XIV (а к таким вещам д’Артаньян относится ''очень'' серьёзно), а король позже приказал ему арестовать Атоса по несправедливому обвинению. Конфликт лояльностей был так силён, что циник д’Артаньян [[Дойти до самоубийства|попытался заколоться]] — но король [[Прерванное самоубийство|остановил его]] и понял, что был неправ насчёт ареста.
** А вот в «Виконте де Бражелоне» конфликт был пожёстче — д’Артаньян принёс личную клятву в верности королю Людовику XIV (а к таким вещам д’Артаньян относится ''очень'' серьёзно), а король позже приказал ему арестовать Атоса по несправедливому обвинению. Конфликт лояльностей был так силён, что циник д’Артаньян [[Дойти до самоубийства|попытался заколоться]] — но король [[Прерванное самоубийство|остановил его]] и понял, что был неправ насчёт ареста.
** Не троп! На самом деле попытка самоубийства была связана не с трудностью выбора — выбор д’Артаньян сделал сразу в пользу Атоса, принял поручение лишь затем, чтобы дать другу бежать. Но Атос бежать не захотел. Попытка заколоться объяснялась тем, что, с точки зрения д’Артаньяна, король оскорбил его, отшвырнув его шпагу. «Коль скоро эта шпага поругана… у нее не может быть других ножен, чем ваше сердце или мое. Я выбираю свое, государь; благодарите бога и мое долготерпение!».
** Не троп! На самом деле попытка самоубийства была связана не с трудностью выбора — выбор д’Артаньян сделал сразу в пользу Атоса, принял поручение лишь затем, чтобы дать другу бежать. Но Атос бежать не захотел. Попытка заколоться объяснялась тем, что, с точки зрения д’Артаньяна, король оскорбил его, отшвырнув его шпагу. «Коль скоро эта шпага поругана… у нее не может быть других ножен, чем ваше сердце или мое. Я выбираю свое, государь; благодарите бога и мое долготерпение!».
* Жоржи Амаду, «Генералы Песка» — дилемма Хромого. Кого лучше предать: своих старых друзей или своих приёмных родителей, добрых и любящих? Не предать никого НЕ ПОЛУЧИТСЯ!
* Жоржи Амаду, «Генералы Песка» — дилемма Хромого. Кого лучше предать: своих старых друзей или своих приёмных родителей, добрых и любящих? Не предать никого НЕ ПОЛУЧИТСЯ!
* [[Р. Л. Стивенсон,]] «Владетель Баллантрэ» — во время гражданской войны в Англии братья воевали по разные стороны баррикад, чтобы в любом случае семья могла заявить о лояльности победителю.
* [[Р. Л. Стивенсон,]] «Владетель Баллантрэ» — во время гражданской войны в Англии братья воевали по разные стороны баррикад, чтобы в любом случае семья могла заявить о лояльности победителю.
* «[[Сага о Форкосиганах]]»: Барраяр — это, если угодно, реконструкция инверсии тропа. Общество — это просто сумма вассальных отношений, в которых всегда ясно, кто на чьей стороне должен быть, случись раскол, а приоритет личной ответственности начальника или судьи над правом и инструкциями гарантирует, что не будет разночтений насчет законности решений. Даже в случае восстания стороны друг друга рассматривают как врагов, а не предателей.
* «[[Сага о Форкосиганах]]»: Барраяр — это, если угодно, реконструкция инверсии тропа. Общество — это просто сумма вассальных отношений, в которых всегда ясно, кто на чьей стороне должен быть, случись раскол, а приоритет личной ответственности начальника или судьи над правом и инструкциями гарантирует, что не будет разночтений насчет законности решений. Даже в случае восстания стороны друг друга рассматривают как врагов, а не предателей.
Строка 26: Строка 28:
** [[Педаль в асфальт]] — Первое восстание Блэкфайра и Танец Драконов, когда страна, по факту, разваливалась чуть ли не надвое, поддерживая противоборствующие стороны.
** [[Педаль в асфальт]] — Первое восстание Блэкфайра и Танец Драконов, когда страна, по факту, разваливалась чуть ли не надвое, поддерживая противоборствующие стороны.
* [[Борис Акунин]], декалогия «Смерть на брудершафт» — перед протагонистом такой дилеммы не стоит: всегда за российское государство [[колебаться с линией партии|вне зависимости от того]], [[Россия, которую мы потеряли|царь]] во главе, [[Красный Октябрь|Временное правительство]] или [[СССР|большевики]].
* [[Борис Акунин]], декалогия «Смерть на брудершафт» — перед протагонистом такой дилеммы не стоит: всегда за российское государство [[колебаться с линией партии|вне зависимости от того]], [[Россия, которую мы потеряли|царь]] во главе, [[Красный Октябрь|Временное правительство]] или [[СССР|большевики]].
* Стивен Сейлор, «Рим» — после гибели Юлия Цезаря его родственник Луций Пинарий оказывается перед выбором: поддержать своего родственника Марка Антония, или другого родственника — Гая Юлия Цезаря Октавиана. Он выбирает Антония, но в итоге побеждает Октавиан — и Пинарий остаётся у разбитого корыта.
* Стивен Сейлор, «Рим» — после гибели Юлия Цезаря его родственник Луций Пинарий оказывается перед выбором: поддержать своего родственника Марка Антония, или другого родственника - Гая Юлия Цезаря Октавиана. Он выбирает Антония, но в итоге побеждает Октавиан - и Пинарий остаётся у разбитого корыта.
* Алексей Толстой, «Хождение по мукам» — выбор Рощина, когда он узнаёт красного комиссара Телегина, переодетого в форму белогвардейского подполковника, и не выдаёт его.
* Алексей Толстой, «Хождение по мукам» — выбор Рощина, когда он узнаёт красного комиссара Телегина, переодетого в форму белогвардейского подполковника, и не выдаёт его.
* «[[Неприкаянный]]» — ближе к концу Эл стоит перед выбором: либо Система, либо идеалы Свободы. А ещё тут замешана любовная линия.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!