Редактирование: Ксенофобия и толерантность

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Шаблон:Денацификация}}
Ни одна культура не существует без самоидентификации. Есть «мы» и есть некие особенности, отличающие нас от других. И, соответственно, есть «они», у которых есть совсем другие особенности. Некоторым людям удаётся рассматривать человеческое общество с отстранённостью ботаника, изучающего цветы на полянке. Ромашка — белая, фиалка — фиолетовая. Маша — розовая, Вася — голубой (в сексуальном смысле); Петя — красный, Лена — зелёная (в политическом смысле); Миша — коричневый (по цвету кожи). Но большинству людей свойственно воспринимать отличия других от себя более или менее настороженно. Это восприятие находится где-то на шкале от абсолютной ''толерантности'' (да, они не такие, как мы, ну и что) до абсолютной ''ксенофобии'' (все должны быть такие, как мы, кто не такой — не должен существовать).
Ни одна культура не существует без самоидентификации. Есть «мы» и есть некие особенности, отличающие нас от других. И, соответственно, есть «они», у которых есть совсем другие особенности. Некоторым людям удаётся рассматривать человеческое общество с отстранённостью ботаника, изучающего цветы на полянке. Ромашка — белая, фиалка — фиолетовая. Маша — розовая, Вася — голубой (в сексуальном смысле); Петя — красный, Лена — зелёная (в политическом смысле); Миша — коричневый (по цвету кожи). Но большинству людей свойственно воспринимать отличия других от себя более или менее настороженно. Это восприятие находится где-то на шкале от абсолютной ''толерантности'' (да, они не такие, как мы, ну и что) до абсолютной ''ксенофобии'' (все должны быть такие, как мы, кто не такой — не должен существовать).


== Происхождение ==
== Происхождение ==
[[Библия|Ветхий Завет]] пронизан упоминаниями о ксенофобии, начиная от крайне иносказательного упоминания захвата семитскими племенами гиксосов части Египта и, видимо, периода их изгнания; упоминается о неприязни египтян к древним иудеям. Описано завоевание евреями Ханаана, которое сопровождалось уничтожением семитских городов и племён на почве религиозной ненависти, далее закономерно ставшей взаимной, а также об особой ненависти семитских племён Эдома (идуминитян) к древним иудеям.


У животных существует такое явление, как  ''этологическая изоляция'' — агрессия по отношению к близким видам. Явление обусловлено банальной логикой эволюции - близкие биологические виды, как правило, потребляют ресурсы одной экологической ниши. Соответственно, появление чужака, частично похожего на тебя, - признак того, что еды скоро станет не хватать... Конкурента нужно превентивно прогнать. Если не хочет уходить - проявить агрессию.
Причины весьма банальны, только [[Исландская правдивость|в рассказах о ксенофобах их предпочитают не вспоминать]]. Почему в Риме преследовали христиан? Ну, во-первых, их воспринимали как иудеев, как раз-таки страдавших ксенофобией (демонстративно отказывались от браков с римлянами) и имевших проблемы с законом (надо молиться императору, какое ещё «Да не будет у тебя других богов перед лицом моим»?). Во-вторых, христиане ещё и якобы мутили какое-то непонятное колдовство (чудеса), опять же не слишком законное. Вот нам только колдуна-уголовника под боком не хватало! А вдруг порчу наведёт? Кто этих сектантов разберет-то. При этом на самом то деле на проблемы христиан с законом смотрели сквозь пальцы, иначе львы их жрали бы куда чаще.
 
Род Homo относится к животным. Да, Homo Sapiens - больше, чем животное, но животных механизмов в его психосоматике вообще и этологии, в частности, также хватает. Представители своего же биологического вида, в силу особенностей внешности, поведения, языка, производящие впечатление близкого подвида, автоматически включают механизм этологической изоляции.  


Естественно, если отдать все на волю этологии, никакой цивилизации не построишь - бесконечные конфликты с соседями сожрут все ресурсы. Одна из причин успеха Homo - создание культуры, определяющей свои критерии принадлежности к "нашим", а также вырабатывающей механизмы контроля над инстинктивной агрессией, что позволяет сосредоточить б''о''льшие человеческие ресурсы на решении общих задач.
Почему римляне смотрели на варваров как на существ второго сорта? Причина проста — технологическая пропасть. Когда у тебя осадная башня, а у варвара-кочевника только лук, это повод задуматься. Ну действительно, если варвар — не идиот, чего он не пойдёт и не построит нормальный город, в котором будут делать нормальное оружие? При контакте же с превосходящей культурой никакой особой ксенофобии не возникало. Скажем, Япония весьма уважала культуру Китая и с удовольствием таскала её к себе.


== Развитие ==
== Развитие ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!