Редактирование: ЛитРПГ
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{video|jzC_pkNSQVk|Первому игроку — приготовиться!}} | {{video|jzC_pkNSQVk|Первому игроку — приготовиться!}} | ||
Самый юный жанр фантастики. Основоположником и пионером считается кореец Нам Хи Сон (Nam Heesung) со своим «Лунным скульптором», написанным в начале 2010-х годов. В России же расцвет начался позже, примерно в 2013—14 годах | Самый юный жанр фантастики. Основоположником и пионером считается кореец Нам Хи Сон (Nam Heesung) со своим «Лунным скульптором», написанным в начале 2010-х годов. В России же расцвет начался позже, примерно в 2013—14 годах. Итого жанру и десяти лет нет, отчего многими он почитается несерьёзным, на уровне фанфиков. Хотя, возможно, он просто еще не дождался своих Сименонов и Муркоков… | ||
== Суть жанра == | == Суть жанра == | ||
Чистые ЛитРПГ — это произведения о игре протагониста в VMMORPG, то есть в целом ту же [[MMORPG]], что и те, что встречаются в нашем мире — только реализованную внутри специализированной [[Машина лотофагов|машины лотофагов]]. Основная часть истории описывает именно происходящее в игре, а вот реальный мир или едва упоминается, или [[Наше время + 20|мало отличается от настоящего]]. Соответственно, герой создаёт себе персонажа определённой расы и [[Класс персонажа|класса]], распределяет статы и выбирает [[Скилл|умения]]; попадает в [[Нубская пещера|стартовую локацию]] и затем в обычный открытый мир, проходит [[Квест (геймплей)|квесты]], убивает мобов | Чистые ЛитРПГ — это произведения о игре протагониста в VMMORPG, то есть в целом ту же [[MMORPG]], что и те, что встречаются в нашем мире — только реализованную внутри специализированной [[Машина лотофагов|машины лотофагов]]. Основная часть истории описывает именно происходящее в игре, а вот реальный мир или едва упоминается, или [[Наше время + 20|мало отличается от настоящего]]. Соответственно, герой создаёт себе персонажа определённой расы и [[Класс персонажа|класса]], распределяет статы и выбирает [[Скилл|умения]]; попадает в [[Нубская пещера|стартовую локацию]] и затем в обычный открытый мир, проходит [[Квест (геймплей)|квесты]], убивает мобов, собирает [[Лут|лут]], экипирует шмот и, в общем, прокачивается, находит группу или даже вступает в клан… Весь основной контент знаком игрокам в MMO: собственно, именно они и составляли основной костяк читателей первых произведений жанра. Даже язык и специфические для жанра термины в основном взяты из жаргона игроков тех лет. | ||
Казалось бы, в произведениях об играх должны преобладать весёлые, «игровые» мотивы. Однако уже начиная с отцов-основателей фокус был смещён в сторону упорного [[Гринд|гринда]], собирания и [[Жаба и хомяк|схомячивания]] всего и вся, от навыков и статов до всякого [[Металлолом и макулатура|годного в продажу мусора]], и [[Играть в экселе|расчёты билдов на бумажке]]. С этой точки зрения типичная литРПГ в виде «игрок или группа игроков взаимодействуют с игровым окружением ради максимально эффективной расскачки» близка, как ни странно, к [[Производственный роман|производственному роману]]. В конце концов прокачка персов — тоже своего рода производство и бизнес, и не только в книгах, но кое-где и в реальной жизни. | Казалось бы, в произведениях об играх должны преобладать весёлые, «игровые» мотивы. Однако уже начиная с отцов-основателей фокус был смещён в сторону упорного [[Гринд|гринда]], собирания и [[Жаба и хомяк|схомячивания]] всего и вся, от навыков и статов до всякого [[Металлолом и макулатура|годного в продажу мусора]], и [[Играть в экселе|расчёты билдов на бумажке]]. С этой точки зрения типичная литРПГ в виде «игрок или группа игроков взаимодействуют с игровым окружением ради максимально эффективной расскачки» близка, как ни странно, к [[Производственный роман|производственному роману]]. В конце концов прокачка персов — тоже своего рода производство и бизнес, и не только в книгах, но кое-где и в реальной жизни. | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
* Простота описания мира. Это Гюго прощают кровососущих осьминогов; современного автора за них съели бы заклёпочники. Вот автор и уходит от реалистичности последовательно в фантастику, затем в фентези, а теперь ещё и в литРПГ. В последним случае мир даже не подаётся как реальный (в случае фентезийных изводов — как близкий законами к реальному). Автор может буквально парой правил и параметров определить необходимое ему мироустройство, и не иметь дела с неудобными вопросами. Как движется нежить на руинах города Мора, если там столь холодно, что Виид не сразу сумел совладать с погодой? А нет ответа и не будет: геймдев населил область монстрами-вампирами — значит они будут двигаться, а не стоять статуями до весны. | * Простота описания мира. Это Гюго прощают кровососущих осьминогов; современного автора за них съели бы заклёпочники. Вот автор и уходит от реалистичности последовательно в фантастику, затем в фентези, а теперь ещё и в литРПГ. В последним случае мир даже не подаётся как реальный (в случае фентезийных изводов — как близкий законами к реальному). Автор может буквально парой правил и параметров определить необходимое ему мироустройство, и не иметь дела с неудобными вопросами. Как движется нежить на руинах города Мора, если там столь холодно, что Виид не сразу сумел совладать с погодой? А нет ответа и не будет: геймдев населил область монстрами-вампирами — значит они будут двигаться, а не стоять статуями до весны. | ||
* Общее восприятие автора, персонажа и читателя. Для жанра характерны [[Таблица характеристик|таблицы характеристик]] и [[Скилл оценки|скилл оценки]], позволяющие персонажам… оценивать то, что они видят. Причём автор, читатель и персонаж знают о предмете ровно одно и то же: то, что написано в его описании. Это сильно упрощает как описание мира, так и понимание читателем. Предположим, персонаж А учился фехтованию. Как показать его уровень? Описать сам процесс в надежде, что читатель поймёт? А ведь тут и автор может не суметь описать то, чего сам не знает, и читатель — не понять… Показать победу над другим персонажем? А уровень того как узнать? А вот если Б — тоже крутой фехтовальщик, то как оценит его уровень А? Если А бросается биться с Б — это уверенность в своих навыках или самоуверенность? А если уходит от боя — это делает его трусом или, наоборот, здравомыслящим и опытным бойцом? В худшем случае герой [[Я всё понял|просто всё понимает]], а зритель, упустивший ход его мысли, недоумевает. В чуть лучшем случае он проговаривает свои догадки вслух перед [[Доктор Ватсон|кем-то другим]] — что тоже весьма уныло. Введение же Системы позволяет автору, читателю и персонажу видеть перед собой одни и те же цифры, напрямую, без экивоков, культурного и временного контекста, описывающие состояние мира. Именно поэтому на посвящённых сетевой литературе сайтах произведениям этого жанра часто ставят тег «умный герой». Персонаж за редким исключением не изобретает суперщиты из супердуба и даже не плетёт многоуровневых интриг: просто за счёт общей простоты мира и обеспечиваемой «оценкой» полноты знаний о нём ход мысли персонажа просто и отследить, и реалистично описать. | * Общее восприятие автора, персонажа и читателя. Для жанра характерны [[Таблица характеристик|таблицы характеристик]] и [[Скилл оценки|скилл оценки]], позволяющие персонажам… оценивать то, что они видят. Причём автор, читатель и персонаж знают о предмете ровно одно и то же: то, что написано в его описании. Это сильно упрощает как описание мира, так и понимание читателем. Предположим, персонаж А учился фехтованию. Как показать его уровень? Описать сам процесс в надежде, что читатель поймёт? А ведь тут и автор может не суметь описать то, чего сам не знает, и читатель — не понять… Показать победу над другим персонажем? А уровень того как узнать? А вот если Б — тоже крутой фехтовальщик, то как оценит его уровень А? Если А бросается биться с Б — это уверенность в своих навыках или самоуверенность? А если уходит от боя — это делает его трусом или, наоборот, здравомыслящим и опытным бойцом? В худшем случае герой [[Я всё понял|просто всё понимает]], а зритель, упустивший ход его мысли, недоумевает. В чуть лучшем случае он проговаривает свои догадки вслух перед [[Доктор Ватсон|кем-то другим]] — что тоже весьма уныло. Введение же Системы позволяет автору, читателю и персонажу видеть перед собой одни и те же цифры, напрямую, без экивоков, культурного и временного контекста, описывающие состояние мира. Именно поэтому на посвящённых сетевой литературе сайтах произведениям этого жанра часто ставят тег «умный герой». Персонаж за редким исключением не изобретает суперщиты из супердуба и даже не плетёт многоуровневых интриг: просто за счёт общей простоты мира и обеспечиваемой «оценкой» полноты знаний о нём ход мысли персонажа просто и отследить, и реалистично описать. | ||
* Естественная [[Сюжетная изоляция|сюжетная изолированность]]. В VMMORPG нет правительств и международных организаций, а кланы | * Естественная [[Сюжетная изоляция|сюжетная изолированность]]. В VMMORPG нет правительств и международных организаций, а кланы — весьма малы по меркам реального мира. Следует отметить также уровни и прокачку, из-за которых толпы нубов мало на что способны повлиять. Кое-где ограничение на число игроков вполне могут быть введены и искусственно. В итоге можно создать масштабную историю буквально с десятками действующих персонажей. Это роднит литРПГ с произведениями о спорте: там тоже один-единственный крутой игрок может быть величиной мирового значения. | ||
Конечно, из «плюсов» легко выводятся и минусы жанра: | Конечно, из «плюсов» легко выводятся и минусы жанра: | ||
* Действие — только игра? Тогда нужно подобрать её серьёзность. Если слишком мала — получатся или лулзы ради лулзов, не вызывающие отклика у читателей, потому что не вызывают эмоций даже у персонажей, или герой-задрот, тратящий часы жизни ради какой-то фигни. Если слишком велика — то игра перестаёт быть «только игрой» и становится той же реальностью, только дополнительно осложнённой. | * Действие — только игра? Тогда нужно подобрать её серьёзность. Если слишком мала — получатся или лулзы ради лулзов, не вызывающие отклика у читателей, потому что не вызывают эмоций даже у персонажей, или герой-задрот, тратящий часы жизни ради какой-то фигни. Если слишком велика — то игра перестаёт быть «только игрой» и становится той же реальностью, только дополнительно осложнённой. | ||
* Мир прост? Значит, просто придумать [[Идиотский сеттинг|глупый, неинтересный мир с шизофреническими правилами]]. И прикрыть это нечем: чем меньше всяких красивостей, тем очевидней просчёты автора. К примеру, как соотносятся показатели с физическими величинами? Допустим, в данном мире у обычного человека сила в 20 пунктов. Какая же сила должна быть у того, кто умеет разрушать острова? Обычно большие числа не сочиняют | * Мир прост? Значит, просто придумать [[Идиотский сеттинг|глупый, неинтересный мир с шизофреническими правилами]]. И прикрыть это нечем: чем меньше всяких красивостей, тем очевидней просчёты автора. К примеру, как соотносятся показатели с физическими величинами? Допустим, в данном мире у обычного человека сила в 20 пунктов. Какая же сила должна быть у того, кто умеет разрушать острова? Обычно большие числа не сочиняют и пишут что-то вроде 3000 силы. То есть силы 150 человек достаточно, чтобы разрушить остров<ref>Для сравнения, беря типичные размеры рейдов из MMORPG, это 3 типичных рейда по 50 человек, 1,5 по 100 или даже часть одного на 150+ — то есть, можно собраться гурьбой и развалить его на руду и песок.</ref>. Некоторые авторы выкручиваются, мол, на самом деле характеристики растут экспоненциально, [[Акула вуду|что делает ситуацию ещё хуже]]. Получается, что 5+ к силе радикально отличаются, в зависимости от изначального показателя силы, и какие-нибудь слабенькое баффающее зелье превращается в супер-макгаффин, дающее астрономические силы из-за такой вот «игромеханики». Можно, конечно, рассчитывать характеристики по очень сложной формуле — но тогда оценить её «на глаз» становится почти невозможно. Ясно, что X+1 круче X, а Х круче Х-1, понятно, проходит ли герой тот или иной [[скиллчек]] — и всё. Более того: утверждая, что мир — созданная кем-то [[Виртуальная реальность|виртуальность]], автор подписывает себя на придумывание таких законов, которые отвечали бы целям создателя. И создатель при этом обычный человек, а не непознаваемое [[Чужеродное чудовище|чу-чу]] с [[Серобуромалиновая мораль|непонятно какой моралью]]. В самостоятельном сеттинге автор может развести руками: «европейцы уничтожают индейцев потому, что их развитие круче. [[Кошмарные медицинские состояния|Дети умирают от рака]], потому что [[Злой рок|такова судьба]]». Автор же литрпг должен обосновывать каждое правило и вообще почти всё происходящее интересом создателей виртуальности. В стандартном варианте в игру в первую очередь должно быть интересно играть простым игрокам. | ||
** Проблема сопоставления оказывается ещё глубже, когда поднимается вопрос: а что мы, собственно, отсчитываем? Силу от чего отсчитывать? А ловкость? Обычно она отражает скорость, и получается, что какой-нибудь [[Планетарное тело|монстр планетарного размера]] окажется суперловким, ибо дрейфует по космосу со скоростью сто километров в секунду, хотя ему требуется сто секунд на то, чтобы покрыть расстояние в длину своего тела. Или чудовище, [[Аицин бронепоезд|быстрое по прямой, не умеющее поворачивать]] окажется ловчее ниндзя, который по прямой бежит не столь быстро, но умеет реагировать на пули и уклоняться от них и закручивать своё тело так, словно в нём нет костей. А силу как отсчитывать? Как энергию удара? А какого удара, и что делать с существами, чьи особенности анатомии даже разогнаться для тарана не позволяют, зато могут таскать тонны груза? А если наоборот, отсчитывать от возможности таскать грузы, то как отсчитывать урон тех, кто грузы таскать не может опять же чисто анатомически? Как правило с этим не заморачиваются даже в таком виде, и получается как в анекдоте «Штурман, приборы…». Что уж говорить про более, кхм, невычислимые характеристики, вроде интеллекта | ** Проблема сопоставления оказывается ещё глубже, когда поднимается вопрос: а что мы, собственно, отсчитываем? Силу от чего отсчитывать? А ловкость? Обычно она отражает скорость, и получается, что какой-нибудь [[Планетарное тело|монстр планетарного размера]] окажется суперловким, ибо дрейфует по космосу со скоростью сто километров в секунду, хотя ему требуется сто секунд на то, чтобы покрыть расстояние в длину своего тела. Или чудовище, [[Аицин бронепоезд|быстрое по прямой, не умеющее поворачивать]] окажется ловчее ниндзя, который по прямой бежит не столь быстро, но умеет реагировать на пули и уклоняться от них и закручивать своё тело так, словно в нём нет костей. А силу как отсчитывать? Как энергию удара? А какого удара, и что делать с существами, чьи особенности анатомии даже разогнаться для тарана не позволяют, зато могут таскать тонны груза? А если наоборот, отсчитывать от возможности таскать грузы, то как отсчитывать урон тех, кто грузы таскать не может опять же чисто анатомически? Как правило с этим не заморачиваются даже в таком виде, и получается как в анекдоте «Штурман, приборы…». Что уж говорить про более, кхм, невычислимые характеристики, вроде интеллекта или харизмы. Более того, какие бы дополнительные характеристики ни нагромождали, они всё-равно будут недостаточны для того, чтобы отсчитывать все ситуации. Для начала стоит вспомнить, что разным частям тела (не говоря уже о органах и тканях) ленятся отсчитывать разную прочность и последствия их травм. Вернее прописывают, в виде критических ударов, но эти характеристики тоже качаются и выходит, что выстрел из пистолета в глаз у одного наносит куда больше урона, чем другого, потому-что прокачал урон от крита. | ||
* Мир понятен как героям, так и читателям? Меньше возможностей спрятать [[Дыра в сюжете|сюжетную дыру]] — ведь автор обязан буквально указывать честные характеристики персонажей и объектов. Нельзя сначала дать слабому герою победить более сильного — а потом развести руками и сказать: «Ну, враг был ранен, устал и вообще не в духе». Больше возможностей просчитывать свои действия для героев — и, следовательно, меньше простора для трагических ошибок, [[Проблемы с коммуникацией убивают|недопониманий]] и [[Идиотский мяч|глупостей]]. [[Я был побеждён силой любви!|Силу любви]], [[Без пяти полуночная спецспособность|полуночную спецспособность]] или ещё что-то такое весьма сложно ввести, [[Героическая сила воли|героическую силу воли]] не показать. | * Мир понятен как героям, так и читателям? Меньше возможностей спрятать [[Дыра в сюжете|сюжетную дыру]] — ведь автор обязан буквально указывать честные характеристики персонажей и объектов. Нельзя сначала дать слабому герою победить более сильного — а потом развести руками и сказать: «Ну, враг был ранен, устал и вообще не в духе». Больше возможностей просчитывать свои действия для героев — и, следовательно, меньше простора для трагических ошибок, [[Проблемы с коммуникацией убивают|недопониманий]] и [[Идиотский мяч|глупостей]]. [[Я был побеждён силой любви!|Силу любви]], [[Без пяти полуночная спецспособность|полуночную спецспособность]] или ещё что-то такое весьма сложно ввести, [[Героическая сила воли|героическую силу воли]] не показать. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
=== Общее === | === Общее === | ||
* [[Киберпанк]]. ЛитРПГ отпочковалась именно от него. Приключения в виртуальной реальности встречались в таких столпах жанра, как «Матрица» и «Экзистенция». Также во многих киберпанк-произведениях упоминаются игроки в виртуальную реальность, полностью попадающую под определение ЛитPRG, но герою киберпанка обычно не до того. | * [[Киберпанк]]. ЛитРПГ отпочковалась именно от него. Приключения в виртуальной реальности встречались в таких столпах жанра, как «Матрица» и «Экзистенция». Также во многих киберпанк-произведениях упоминаются игроки в виртуальную реальность, полностью попадающую под определение ЛитPRG, но герою киберпанка обычно не до того. | ||
** В российском поджанре киберпанка, «фидо-панке», популярном в | ** В российском поджанре киберпанка, «фидо-панке», популярном в начале нулевых, часто попадались произведения, серьезно завязанные на видеоигры, и во многом подходящие под определение литРПГ. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[South Park]] — серия «Занимайтесь любовью, а не Варкрафтом», где умудрились предвосхитить типичные черты ЛитРПГ, вроде беспомощных админов | * [[South Park]] — серия «Занимайтесь любовью, а не Варкрафтом», где умудрились предвосхитить типичные черты ЛитРПГ, вроде беспомощных админов и уникального имбового артефакта. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 63: | Строка 63: | ||
* «Играть, чтобы жить» Дмитрия Руса. Кодификатор понятия [[срыв]] и родоначальник традиции необычного сочетания класса и расы. Тоже, кстати, 7 томов. | * «Играть, чтобы жить» Дмитрия Руса. Кодификатор понятия [[срыв]] и родоначальник традиции необычного сочетания класса и расы. Тоже, кстати, 7 томов. | ||
* «Шериф» Владимира Ильина — как бы не первый представитель «иронического ЛитРПГ». «Вам не кажется, что в вашей игре многовато сбоев даже на меня одного?». Поначалу белки-убийцы, удивительно тупые НПЦ и раскачка метания шишек до уровня критования ими драконов даже забавляет. | * «Шериф» Владимира Ильина — как бы не первый представитель «иронического ЛитРПГ». «Вам не кажется, что в вашей игре многовато сбоев даже на меня одного?». Поначалу белки-убийцы, удивительно тупые НПЦ и раскачка метания шишек до уровня критования ими драконов даже забавляет. | ||
* цикл «Зазеркалье» Алексея Осадчука. Игра-работа, необычные раса и класс, урезанный персонаж (сбросивший таки ограничение) и т. д. Понятно откуда черпал вдохновение Каменистый. | * цикл «Зазеркалье» Алексея Осадчука. Игра-работа, необычные раса и класс, урезанный персонаж (сбросивший таки ограничение) и т. д. Понятно откуда черпал вдохновение Каменистый. | ||
* «Самый странный нуб» Артема Каменистого. Игра-работа плюс необычное сочетание расы и класса. Неплохая компиляция идей из других литРПГ. | * «Самый странный нуб» Артема Каменистого. Игра-работа плюс необычное сочетание расы и класса. Неплохая компиляция идей из других литРПГ. | ||
Строка 86: | Строка 85: | ||
* цикл «Лесовик» Евгения Старухина — герой рос с дедом в деревне, а после его смерти использует свои таёжные навыки для создания уникального билда в игре. | * цикл «Лесовик» Евгения Старухина — герой рос с дедом в деревне, а после его смерти использует свои таёжные навыки для создания уникального билда в игре. | ||
* цикл «Лучшая пятерка» Дмитрия Распопова — герой — бывший киберспортсмен, исключённый из команды и решивший начать всё с нуля. Нечастый пример космооперы, а не фентези, игра переплетается с реальностью. | * цикл «Лучшая пятерка» Дмитрия Распопова — герой — бывший киберспортсмен, исключённый из команды и решивший начать всё с нуля. Нечастый пример космооперы, а не фентези, игра переплетается с реальностью. | ||
* «A.D.сектор» Эдуарда Полякова — герой, ставший калекой, пытается раскрутить свой стримерский канал на бета-тесте новой игры. При этом игра оказалась столь реалистичной, что ГГ в конце концов начал относится к НПС как к людям. Заметив один сюжетно важный эксплойт, герой попадает в немилость к администрации и в конце концов исключается из гонки. | * «A.D.сектор» Эдуарда Полякова — герой, ставший калекой, пытается раскрутить свой стримерский канал на бета-тесте новой игры. При этом игра оказалась столь реалистичной, что ГГ в конце концов начал относится к НПС как к людям. Заметив один сюжетно важный эксплойт, герой попадает в немилость к администрации и в конце концов исключается из гонки. | ||
* цикл «Жрец» Ивана Снежного — нестандартный способ прокачки, и вообще нестандартная для РПГ механика религии. | * цикл «Жрец» Ивана Снежного — нестандартный способ прокачки, и вообще нестандартная для РПГ механика религии. | ||
Строка 106: | Строка 104: | ||
* «Гайд по счастливой жизни в сети» — про девушку-[[Хикикомори|хикки]], уволившуюся с работы ради жизни в виртуальном мире. | * «Гайд по счастливой жизни в сети» — про девушку-[[Хикикомори|хикки]], уволившуюся с работы ради жизни в виртуальном мире. | ||
* [[Itai no wa Iya nanode Bōgyo-Ryoku ni Kyokufuri Shitai to Omoimasu]] — милые девочки играют в VMMORPG. Протагонистка решила вложить всё в защиту, чтоб не страдать от боли — и это оказалось весьма круто. | * [[Itai no wa Iya nanode Bōgyo-Ryoku ni Kyokufuri Shitai to Omoimasu]] — милые девочки играют в VMMORPG. Протагонистка решила вложить всё в защиту, чтоб не страдать от боли — и это оказалось весьма круто. | ||
{{Nav/ЛитРПГ}} | {{Nav/ЛитРПГ}} | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Ролевые игры}} | {{Nav/Ролевые игры}} |