Редактирование: Ложная мистика
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Николай Носов, рассказ «Живая шляпа». Одно из самых безобидных применений этого тропа. Можно ещё припомнить его же «Тук-тук-тук». | * Николай Носов, рассказ «Живая шляпа». Одно из самых безобидных применений этого тропа. Можно ещё припомнить его же «Тук-тук-тук». | ||
* «[[Хроники странного королевства]]»: [[чудом спасшийся]] принц Орландо притворяется призраком себя же, чтобы запугать педофила Луи. | * «[[Хроники странного королевства]]»: [[чудом спасшийся]] принц Орландо притворяется призраком себя же, чтобы запугать педофила Луи. | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
* «[[Архимаг (серия книг)|Шумерские ночи]]», рассказ «Маг на побегушках» — два из трёх заданий Креола в первый день на должности мага-консультанта при городской страже окончились сабжем. Призраки в амбаре оказались {{spoiler|порождением артефакта, наводящего страшный, но безвредный морок}}, а тварь в подвале Шебарриса {{spoiler|тупо ему мерещилась}}. | * «[[Архимаг (серия книг)|Шумерские ночи]]», рассказ «Маг на побегушках» — два из трёх заданий Креола в первый день на должности мага-консультанта при городской страже окончились сабжем. Призраки в амбаре оказались {{spoiler|порождением артефакта, наводящего страшный, но безвредный морок}}, а тварь в подвале Шебарриса {{spoiler|тупо ему мерещилась}}. | ||
==== | ==== На других языках ==== | ||
* Итальянская сказка «Борода графа» — феодал крадет крестьянских коров, а они винят ведьму. | * Итальянская сказка «Борода графа» — феодал крадет крестьянских коров, а они винят ведьму. | ||
* Чрезвычайно популярные на рубеже XVIII-XIX вв. готические романы госпожи Радклиф обычно только кажутся мистическими: в конце произведения все загадки получают вполне естественное объяснение. | * Чрезвычайно популярные на рубеже XVIII-XIX вв. готические романы госпожи Радклиф обычно только кажутся мистическими: в конце произведения все загадки получают вполне естественное объяснение. | ||
Строка 168: | Строка 168: | ||
* Телепатия, телекинез, ясновидение, экстрасенсорика и прочие оккультные практики. На сегодняшний день известно как минимум три фонда из [[W: Фонд Джеймса Рэнди|США]], [https://en.wikipedia.org/wiki/Australian_Skeptics Австралии] и [[W: Премия имени Гарри Гудини|России]], обещающих заплатить щедрую сумму денег за демонстрацию в экспериментальных условиях магических способностей, и на 2022-й год никто из претендентов деньги так и не забрал, хотя попыток было более чем достаточно. И, да, участники небезызвестной «Битвы экстрасенсов» тоже пробовали там свои силы с [[Фиаско|аналогичным успехом]]. | * Телепатия, телекинез, ясновидение, экстрасенсорика и прочие оккультные практики. На сегодняшний день известно как минимум три фонда из [[W: Фонд Джеймса Рэнди|США]], [https://en.wikipedia.org/wiki/Australian_Skeptics Австралии] и [[W: Премия имени Гарри Гудини|России]], обещающих заплатить щедрую сумму денег за демонстрацию в экспериментальных условиях магических способностей, и на 2022-й год никто из претендентов деньги так и не забрал, хотя попыток было более чем достаточно. И, да, участники небезызвестной «Битвы экстрасенсов» тоже пробовали там свои силы с [[Фиаско|аналогичным успехом]]. | ||
** Попадалось утверждение, что настоящий экстрасенс никогда не возьмёт денег (и вообще ничего материального) за работу. Так что ничего удивительного, что польстившиеся на деньги «маги» обломались. Хотя с другой стороны, а что мешает экстрасенсу «сдать экзамен», а денег не брать или пожертвовать 100% от суммы на благотворительность? | ** Попадалось утверждение, что настоящий экстрасенс никогда не возьмёт денег (и вообще ничего материального) за работу. Так что ничего удивительного, что польстившиеся на деньги «маги» обломались. Хотя с другой стороны, а что мешает экстрасенсу «сдать экзамен», а денег не брать или пожертвовать 100% от суммы на благотворительность? | ||
** Также есть вполне себе резонный вопрос, выдвинутый известным американским парапсихологом Чарльзом Тартом: зачем фонду Д. Рейнди пытаться выявить лишь ''стереотипно утрированные'' паранормальные способности? Стереотипный экстрасенс действительно знает и видит всё ''идеально'', и общественность подводит под критерии экстрасенсорики именно такой вариант; в то время как человек, предвидящий всё ''лишь на самую малость лучше'' благодаря каким-либо гипотетическим экстрасенсорным способностям, экстрасенсом признан не будет, несмотря на то, что в экспериментальных условиях на большой дистанции его предсказательная способность, если таковая существует, будет отлично заметна на статистических показателях, ощутимо отличающихся от прогнозируемого результата.<ref>Развивая свою мысль, он замечает, что организаторы фонда Д. Рейнди и ему подобных устанавливают единомоментные критерии трактовки наблюдений без оглядки на статистику и теорию вероятностей и требуют точного или почти точного результата в рамках '''одного''' эксперимента, когда для более точных результатов следовало бы отслеживать пусть и небольшие, но статистически значимые отклонения в '''серии''' экспериментов, что позволяет намного надёжнее исключить возможность банального совпадения и утверждать о неслучайности результатов. Самый простой пример: при подбрасывании монеты с правильным, несмещённым центром тяжести и шансе выпадения орла или решки, равном ~49.99% (с учётом маловероятных, но теоретически возможных падений на ребро), разумнее предлагать кандидату на звание экстрасенса не предсказать результат, условно, 49 из 50 бросков, как это делают в фонде Д. Рейнди, а провести большую, с десяток тысяч, серию бросков, вычислить % точности предсказаний и, опираясь на закон больших чисел, всерьёз рассмотреть кандидата, набравшего 55% или выше; ведь такой результат уже невозможно назвать случайным.</ref> | ** Также есть вполне себе резонный вопрос, выдвинутый известным американским парапсихологом Чарльзом Тартом: зачем фонду Д. Рейнди пытаться выявить лишь ''стереотипно утрированные'' паранормальные способности? Стереотипный экстрасенс действительно знает и видит всё ''идеально'', и общественность подводит под критерии экстрасенсорики именно такой вариант; в то время как человек, предвидящий всё ''лишь на самую малость лучше'' благодаря каким-либо гипотетическим экстрасенсорным способностям, экстрасенсом признан не будет, несмотря на то, что в экспериментальных условиях на большой дистанции его предсказательная способность, если таковая существует, будет отлично заметна на статистических показателях, ощутимо отличающихся от прогнозируемого результата.<ref>Развивая свою мысль, он замечает, что организаторы фонда Д. Рейнди и ему подобных устанавливают единомоментные критерии трактовки наблюдений без оглядки на статистику и теорию вероятностей и требуют точного или почти точного результата в рамках '''одного''' эксперимента, когда для более точных результатов следовало бы отслеживать пусть и небольшие, но статистически значимые отклонения в '''серии''' экспериментов, что позволяет намного надёжнее исключить возможность банального совпадения и утверждать о неслучайности результатов. Самый простой пример: при подбрасывании монеты с правильным, несмещённым центром тяжести и шансе выпадения орла или решки, равном ~49.99% (с учётом маловероятных, но теоретически возможных падений на ребро), разумнее предлагать кандидату на звание экстрасенса не предсказать результат, условно, 49 из 50 бросков, как это делают в фонде Д. Рейнди, а провести большую, с десяток тысяч, серию бросков, вычислить % точности предсказаний и, опираясь на закон больших чисел, всерьёз рассмотреть кандидата, набравшего 55% или выше; ведь такой результат уже невозможно назвать случайным.</ref> | ||
* Ворох разнообразных историй о религиозных чудесах и последующее их разоблачение; например, некоторые случаи мироточения объясняются фальсификацией — иконы промачивали маслом заранее. Но иногда «миро» и даже «кровь» появляются естественным путём — химический и микробиологический анализ показывают, что в образцах находятся растительные масла, аналогичные тому елею, которым священник помазывает лбы прихожан на всенощном бдении, продукты метаболизма микроорганизмов и прочие вещества, выделившиеся химически из красок. Разумеется, такими фокусами знаменито не только христианство. | * Ворох разнообразных историй о религиозных чудесах и последующее их разоблачение; например, некоторые случаи мироточения объясняются фальсификацией — иконы промачивали маслом заранее. Но иногда «миро» и даже «кровь» появляются естественным путём — химический и микробиологический анализ показывают, что в образцах находятся растительные масла, аналогичные тому елею, которым священник помазывает лбы прихожан на всенощном бдении, продукты метаболизма микроорганизмов и прочие вещества, выделившиеся химически из красок. Разумеется, такими фокусами знаменито не только христианство. |