Редактирование: Ложная мистика

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 16: Строка 16:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* Николай Носов, рассказ «Живая шляпа». Одно из самых безобидных применений этого тропа. Можно ещё припомнить его же «Тук-тук-тук».
* Николай Носов, рассказ «Живая шляпа». Одно из самых безобидных применений этого тропа. Можно ещё припомнить его же «Тук-тук-тук».
* «[[Хроники странного королевства]]»: [[чудом спасшийся]] принц Орландо притворяется призраком себя же, чтобы запугать педофила Луи.
* «[[Хроники странного королевства]]»: [[чудом спасшийся]] принц Орландо притворяется призраком себя же, чтобы запугать педофила Луи.
Строка 45: Строка 45:
* «[[Архимаг (серия книг)|Шумерские ночи]]», рассказ «Маг на побегушках» — два из трёх заданий Креола в первый день на должности мага-консультанта при городской страже окончились сабжем. Призраки в амбаре оказались {{spoiler|порождением артефакта, наводящего страшный, но безвредный морок}}, а тварь в подвале Шебарриса {{spoiler|тупо ему мерещилась}}.
* «[[Архимаг (серия книг)|Шумерские ночи]]», рассказ «Маг на побегушках» — два из трёх заданий Креола в первый день на должности мага-консультанта при городской страже окончились сабжем. Призраки в амбаре оказались {{spoiler|порождением артефакта, наводящего страшный, но безвредный морок}}, а тварь в подвале Шебарриса {{spoiler|тупо ему мерещилась}}.


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* Итальянская сказка «Борода графа» — феодал крадет крестьянских коров, а они винят ведьму.
* Итальянская сказка «Борода графа» — феодал крадет крестьянских коров, а они винят ведьму.
* Чрезвычайно популярные на рубеже XVIII-XIX вв. готические романы госпожи Радклиф обычно только кажутся мистическими: в конце произведения все загадки получают вполне естественное объяснение.
* Чрезвычайно популярные на рубеже XVIII-XIX вв. готические романы госпожи Радклиф обычно только кажутся мистическими: в конце произведения все загадки получают вполне естественное объяснение.
Строка 168: Строка 168:
* Телепатия, телекинез, ясновидение, экстрасенсорика и прочие оккультные практики. На сегодняшний день известно как минимум три фонда из [[W: Фонд Джеймса Рэнди|США]], [https://en.wikipedia.org/wiki/Australian_Skeptics Австралии] и [[W: Премия имени Гарри Гудини|России]], обещающих заплатить щедрую сумму денег за демонстрацию в экспериментальных условиях магических способностей, и на 2022-й год никто из претендентов деньги так и не забрал, хотя попыток было более чем достаточно. И, да, участники небезызвестной «Битвы экстрасенсов» тоже пробовали там свои силы с [[Фиаско|аналогичным успехом]].
* Телепатия, телекинез, ясновидение, экстрасенсорика и прочие оккультные практики. На сегодняшний день известно как минимум три фонда из [[W: Фонд Джеймса Рэнди|США]], [https://en.wikipedia.org/wiki/Australian_Skeptics Австралии] и [[W: Премия имени Гарри Гудини|России]], обещающих заплатить щедрую сумму денег за демонстрацию в экспериментальных условиях магических способностей, и на 2022-й год никто из претендентов деньги так и не забрал, хотя попыток было более чем достаточно. И, да, участники небезызвестной «Битвы экстрасенсов» тоже пробовали там свои силы с [[Фиаско|аналогичным успехом]].
** Попадалось утверждение, что настоящий экстрасенс никогда не возьмёт денег (и вообще ничего материального) за работу. Так что ничего удивительного, что польстившиеся на деньги «маги» обломались. Хотя с другой стороны, а что мешает экстрасенсу «сдать экзамен», а денег не брать или пожертвовать 100% от суммы на благотворительность?
** Попадалось утверждение, что настоящий экстрасенс никогда не возьмёт денег (и вообще ничего материального) за работу. Так что ничего удивительного, что польстившиеся на деньги «маги» обломались. Хотя с другой стороны, а что мешает экстрасенсу «сдать экзамен», а денег не брать или пожертвовать 100% от суммы на благотворительность?
** Опять же, представьте, что кто-то решит доказать существование людей, способных написать гениальное произведение, и предложит соискателем прийти и сделать это вотпрямщас в риалтайме на заданную тему. Вряд ли такие найдутся, потому что творчество и вдохновение - вещь эфемерная, плохо контролируемая и по заказу не выдаваемая. Если какие-то выходящие за рамки современных научных представлений способности существуют, они относятся именно к этой категории, а не к категории "супермен, способный взглядом двигать вагоны", и их носители действительно не могут демонстрировать их по заказу в заданных условиях.
** Также есть вполне себе резонный вопрос, выдвинутый известным американским парапсихологом Чарльзом Тартом: зачем фонду Д. Рейнди пытаться выявить лишь ''стереотипно утрированные'' паранормальные способности? Стереотипный экстрасенс действительно знает и видит всё ''идеально'', и общественность подводит под критерии экстрасенсорики именно такой вариант; в то время как человек, предвидящий всё ''лишь на самую малость лучше'' благодаря каким-либо гипотетическим экстрасенсорным способностям, экстрасенсом признан не будет, несмотря на то, что в экспериментальных условиях на большой дистанции его предсказательная способность, если таковая существует, будет отлично заметна на статистических показателях, ощутимо отличающихся от прогнозируемого результата.<ref>Развивая свою мысль, он замечает, что организаторы фонда Д. Рейнди и ему подобных устанавливают единомоментные критерии трактовки наблюдений без оглядки на статистику и теорию вероятностей и требуют точного или почти точного результата в рамках '''одного''' эксперимента, когда для более точных результатов следовало бы отслеживать пусть и небольшие, но статистически значимые отклонения в '''серии''' экспериментов, что позволяет намного надёжнее исключить возможность банального совпадения и утверждать о неслучайности результатов. Самый простой пример: при подбрасывании монеты с правильным, несмещённым центром тяжести и шансе выпадения орла или решки, равном ~49.99% (с учётом маловероятных, но теоретически возможных падений на ребро), разумнее предлагать кандидату на звание экстрасенса не предсказать результат, условно, 49 из 50 бросков, как это делают в фонде Д. Рейнди, а провести большую, с десяток тысяч, серию бросков, вычислить % точности предсказаний и, опираясь на закон больших чисел, всерьёз рассмотреть кандидата, набравшего 55% или выше; ведь такой результат уже невозможно назвать случайным.</ref>
** Также есть вполне себе резонный вопрос, выдвинутый известным американским парапсихологом Чарльзом Тартом: зачем фонду Д. Рейнди пытаться выявить лишь ''стереотипно утрированные'' паранормальные способности? Стереотипный экстрасенс действительно знает и видит всё ''идеально'', и общественность подводит под критерии экстрасенсорики именно такой вариант; в то время как человек, предвидящий всё ''лишь на самую малость лучше'' благодаря каким-либо гипотетическим экстрасенсорным способностям, экстрасенсом признан не будет, несмотря на то, что в экспериментальных условиях на большой дистанции его предсказательная способность, если таковая существует, будет отлично заметна на статистических показателях, ощутимо отличающихся от прогнозируемого результата.<ref>Развивая свою мысль, он замечает, что организаторы фонда Д. Рейнди и ему подобных устанавливают единомоментные критерии трактовки наблюдений без оглядки на статистику и теорию вероятностей и требуют точного или почти точного результата в рамках '''одного''' эксперимента, когда для более точных результатов следовало бы отслеживать пусть и небольшие, но статистически значимые отклонения в '''серии''' экспериментов, что позволяет намного надёжнее исключить возможность банального совпадения и утверждать о неслучайности результатов. Самый простой пример: при подбрасывании монеты с правильным, несмещённым центром тяжести и шансе выпадения орла или решки, равном ~49.99% (с учётом маловероятных, но теоретически возможных падений на ребро), разумнее предлагать кандидату на звание экстрасенса не предсказать результат, условно, 49 из 50 бросков, как это делают в фонде Д. Рейнди, а провести большую, с десяток тысяч, серию бросков, вычислить % точности предсказаний и, опираясь на закон больших чисел, всерьёз рассмотреть кандидата, набравшего 55% или выше; ведь такой результат уже невозможно назвать случайным.</ref>
* Ворох разнообразных историй о религиозных чудесах и последующее их разоблачение; например, некоторые случаи мироточения объясняются фальсификацией — иконы промачивали маслом заранее. Но иногда «миро» и даже «кровь» появляются естественным путём — химический и микробиологический анализ показывают, что в образцах находятся растительные масла, аналогичные тому елею, которым священник помазывает лбы прихожан на всенощном бдении, продукты метаболизма микроорганизмов и прочие вещества, выделившиеся химически из красок. Разумеется, такими фокусами знаменито не только христианство.
* Ворох разнообразных историй о религиозных чудесах и последующее их разоблачение; например, некоторые случаи мироточения объясняются фальсификацией — иконы промачивали маслом заранее. Но иногда «миро» и даже «кровь» появляются естественным путём — химический и микробиологический анализ показывают, что в образцах находятся растительные масла, аналогичные тому елею, которым священник помазывает лбы прихожан на всенощном бдении, продукты метаболизма микроорганизмов и прочие вещества, выделившиеся химически из красок. Разумеется, такими фокусами знаменито не только христианство.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!