Ложная мистика

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

В деревне творится что-то непонятное: икона в местной церквушке вдруг заплакала кровью, на заброшенной мельнице слышны какие-то странные потусторонние завывания, а в лесу видели воющего на луну оборотня. Казалось бы, надо молиться, поститься и вообще ожидать конца света…

… вот только в лесу бродячий пёс, большой и опасный, но не имеющий никакого отношения к оборотням. Потусторонние звуки — дело рук местных сорванцов. А кровавый плач иконы — либо имеющий рациональное объяснение природный феномен, либо вообще подстроен местным батюшкой ради привлечения народу. Одним словом, нет никакой мистики.

Противотроп — Может, магия, а может, реальность.

Родственные тропы — У страха глаза велики, Ветряная мельница и История без мистики.

Распространённый подтроп — План Стэплтона, когда кто-то намеренно мистифицирует публику в криминальных целях.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Пьеса Б. Акунина «Инь и Ян» — аверсия. Белая версия — классическая разработка ложной мистики в детективе. Зато чёрная…

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Николай Носов, рассказ «Живая шляпа». Одно из самых безобидных применений этого тропа. Можно ещё припомнить его же «Тук-тук-тук».
  • «Хроники странного королевства»: чудом спасшийся принц Орландо притворяется призраком себя же, чтобы запугать педофила Луи.
  • О. Громыко, «Год Крысы». Сверхъестественное лесное существо такка, которому приносили человеческие жертвы, чтобы прекратился его жуткий вой, оказалось… коровой, удачно застрявшей в расщелине между камнями. Своеобразная акустика этого места и превращала мычание в вой. Рыжуха, сбежавшая от Сурка, была не первой «таккой» — в деревне и на хуторе коровы и раньше пропадали в лесу. А что до жертв, которые домой живыми обычно не возвращались — волки в том лесу тоже водились.
    • Во втором томе — эпический поход на кладбище к беспокойникам тоже оборачивается сабжем, вместо ходячих мертвецов попадаются вполне живые гробокопатели. При этом Сива, который как боец был бы покруче Алька, если бы не крыса, в беспокойников верит, а сам Альк нет. Впрочем, встреченного там Райлеза он охотно променял бы на зомбей.
  • Сварог — зигзаг: всякой мистики в сеттинге хватает, однако печально известная Серая Погибель (она же даката) оказывается «всего лишь» специальным оружием на службе особо хитрой банды грабителей. Даката очищает корабль от живых существ, после чего грабители обчищают его и топят путём поджога.
    • В ту же копилку и происходящая в королевстве Горрот «чертовщина» — неработающая аппаратура Империи Четырёх Миров, пропавшие агенты всех спецслужб и почти полное исчезновение магии. За всем этим стоит группа учёных-заговорщиков из ларов, которые попросту очистили пространство Горрота от апейрона (на котором работает как большая часть магии, так и аппараты Империи) — ну а вычислить шпионов можно при помощи хитрой машинерии, благо заговорщики были отнюдь не последними спецами в своём деле, да и сообщников среди ларов в небесах имели.
      • Собственно, Горрот-то по ведомству мистики числился только у неграмотных крестьян. Серьёзные люди прекрасно понимали, что всему этому есть разумное объяснение. Непонятно только, какое конкретно и кто за всем этим стоит. А вот конные прогулки императрицы с подругами голышом и в самом деле привели к всплеску интереса к соответствующим легендам о призраках…
  • «Капкан для Бешеной» всё того же Бушкова — в славном граде Шантарске действовал вовсе не инопланетянин-насильник, а извращенец в странном костюме и с особой химией, оставляющей жертв без сознания.
  • Сивилла — волшебница Кумского грота — Арпин выдавал себя за мифическое существо — Сильвана Инву, аналог Лешего. Говорится, что и раньше были люди, в основном агенты римских жрецов, носящие звериные шкуры, притворяясь Инвой. Что любопытно: Арпин верит и сам, что ему перешла часть сил настоящего Инвы.
  • Наследник из Калькутты — капитан Бернардито умеет деморализовать своих врагов: то покажет им «пирующие» скелеты их ранее убитых сообщников, то придаст своему кораблю вид легендарного «Летучего голландца», то притворится собственным призраком…
  • Н. Лесков, «Привидение в Инженерном замке». Призрак покойного оказался его вдовой.
    • Он же, «Таинственные предвестия». Загадочные мистические помощники, сложившие в копны брошенное монахами сено, оказались скучающими туристами...
  • «Бета-тестеры» — вся мистика, произошедшая в рассказах про отпуск, получила вполне логичное объяснение: нечисть — сами страйкболисты, к которым героев и пригласили, лесник-леший и мельник-опричник Егор — один и тот же человек, вполне живой, но довольно нелюдимый лесник Егор Мельник, а чертова мельница — ветрогенератор (откуда, собственно, у лесничего в сторожке электричество). Не получила объяснения только Блуждающая Функция Ксенобайта, но автор правки, сама программист, имеет некоторые соображение относительно того, что это могло быть (если считать, что это вообще правда, а не выдумка Ксенобайта).
    • Там же: Ужасный Тумбарикиту оказался не злым духом (хотя они в той игре были) и даже не враждебным племенем, а просто дурацким совпадением: жители племени тянулись за ягодами через край обрыва и срывались, по дороге вывалявшись в голубой глине. Правда, применимость тропа тут спорна, так как это в любом случае замысел разработчиков.
    • А вот теория Ксенобайта о том, что за демона скатившиеся в средневековье аборигены принимали мутантов (которых шаманы призывали по рации) оказалась ошибочной, а демон самым настоящим. «Ксен, ты на сколько мистичность выкрутил»?
  • Михаил Щукин, «Цикл о Майе» («Рабыня» и остальные) — внутримировой пример. После повторного побега (и ОПЯТЬ с захватом в заложники в этот раз — Майя честно хотела одна… Иллис сама навязалась принцессы Иллис) Майю должны были наказать, серьезно. Когда Лера (служанка и в какой то степени — подруга принцессы и Майи узнала от служанок, что Майю сотрудники службы Теней втихую в озере утопили, а она ещё и не давалась и забрала с собой часть тех, кто её топил, она даже испугалась. Служанки, кто рассказывал — ещё больше испугались, когда увидели ожившую утопленницу/воскрешённую Единым, с которой вода течёт. Майя показывала, как именно был совершен побег, и выныривала в другом месте, пройдя через туннель. А насчет наказать - ее заодно с Иллис наказали, заставив подробно описывать всю подготовку и побег.. Также — вся история с Посланницей Единого и её Защитницей, которую рассказывает глава службы Теней, а «посланница» с «защитницей» уточняют те детали, которых они, оказывается, не помнят почему-то. Последователи Единого, кстати, вполне серьезно всё восприняли, а события в «Майя. Юность» — только подтвердили их веру. Через несколько столетий про эту историю помнят. И «что было на самом деле», и «версию верующих». Зигзаг? Вопрос существования Единого-то открытый, только вот… через столетия, уже немного разбираясь в том, что такое 'природная правящая' на самом деле, вполне серьезно считали, что такие разумные — появляются перед глобальными катастрофами, и речь не про то, что без действий Майи — вероятно, Иллис с семьёй бы прибили из-за нераскрытого заговора и была бы смена династии, а о том, что, что многие из миров Империи Арденн — не пережили бы Великий Раскол. Да, то что некоторые легенды о Чертогах Единого - правда, тоже подтвердила Нэстэ, доставив видеозаписи и координаты, но вот только ничего божественного там нет..
    • У него же в «Нэстэ» — когда в Арденн и Совете Контакторов узнали про Посланницу Белой Богини — они в общем-то примерно поняли, кто это был. Конунг того мира, куда являлась Посланница — тоже при встрече отнёсся более-менее нормально (хотя публично да — признал её Посланницей). Послушал, что именно Посланница Нэстэ советовала и делала и почему. Потом публично спросил совета по текущей политической ситуации, совет оказался хороший, но позднее — ему пришлось на приём притащить церковников… так Нэстэ устала им объяснять, что она никакой богини в глаза не видела и никак не общалась с ней.
  • Владимир Коваленко, «Камбрийский период» — то, что магии в том мире, куда попадает «сида Немайн», нет — заявлено с самого начала, «Немайн» тоже, разумеется, это понимает. Процедура заброски — целиком технологическая. Только вот местные — не понимают в упор. С их точки зрения — «Немайн» и с другими сидами воюет (реально она там — одна такая, о чём сказано в самом начале) и откровенно магией занимается, христианскую церковь при этом убедила что магия — богоугодная(!). То, что византийский патриарх её признал… нет, не как сиду, а как беглую базилиссу. Технически — он не ошибался — тело было как раз базилиссы, а сколько там нанотеха после смерти мозга перестраивала организм в существо, которое уже не совсем человек, это уже вопрос отдельный. Зачем такие сложности — в тексте объяснено. Про то что «ничего не помню» — ему было сказано (а показано как раз — то, что кое-что — таки помнит, и использует). К сожалению, из-за слишком хорошей работы тех кто делал заброску — «Немайн» ближе к концу уже сама не уверена — она кто? Базилисса, утратившая память и выжившая за счёт молитв и получившая память попаданца? Попаданец, у которого нештатно стартовавшая процедура «регенерации» привела тело и разум в соответствие, и теперь она себя ощущает соответственно полу, а значит изначальный попаданец умер, а она — не та же личность (но с той же памятью)?
  • Вадим Проскурин, «Мифриловый крест» — история в центре прикладной демонологии, для жены бизнесмена вызывали демона. Призвали. Потом сам бизнесмен спрашивает, как именно был реализован данный троп. Реально — таки инверсия, главгерой там появился именно по желанию Сатаны, Головастик вполне слышала призыв и в ответ на жалобу ГГ предложила сходить посмотреть. При этом на вопрос, является ли Головастик Сатаной на самом деле в рамках сеттинга, ответить невозможно, лучше считать, что является, а ещё лучше — знать историю всей компании. И повторяется такая ситуация не раз.
    • Он же, «Путь индюка» — божественные аватары, вскрытие древних артефактов через жертвоприношения, прямая передача богами забытых знаний второй эпохи (причем боги оставили доказательства которые поймет тот кто будет искать) и прочее — вот только причины всего этого — не мистические, правда чтобы их понять — надо уже иметь какие то знания.
  • Евгений Лукин, «Катали мы ваше Солнце!» — в общем-то, весь роман о наворачивании религиозных объяснений вокруг простых бытовых (но в фантастическом сеттинге!) явлений. Конкретно по теме статьи — протагонист подсадил шишигу в терем боярину (не оплатившему постройку терема). По факту — при постройке вмуровал в стену бутылку или кувшин, каковой начинал гудеть в ветренную погоду. По факту неуплаты из кувшина была выдернута крышка за заранее предусмотренную верёвочку.
  • Кирилл Еськов, «Америка». Министр колоний внезапно бросился с колокольни Исакиевского собора. Его преемник сначала всерьез заподозрил, что на него охотится оборотень, а потом умер от страха. Пароходы компании «Белый кит» взрываются из-за индейского проклятья. На шхуну «Салем» напал Дэйви Джонс. Зигзаг. Для калифорнийской разведки, где хватает ликвидаторов экстра-класса, владеющих "восточными техниками", политические убийства в мистическом стиле - фирменный прием работы: усложняет властям открытое расследование, чтобы не стать посмешищем для публики. Вот только под конец книги начинает всерьез твориться чертовщина в стиле вуду, против которого бессильны даже люди-тени.
  • Сергей Калашников, «Неучтенный фактор» — проклятая короны Валдинии, все, кто надел — умирают. Исследовали — ну нет там яда, чистый металл. Пытались вымачивать в кислотах или кипятить — без успеха. Те, кто это делали, тоже пострадали. Заболевания — разнообразные. Пусть общество средневековое, но в мистику не верят и есть факты. Дело именно в том, что общество — средневековое, там маленькая блямбочка с радиоактивным изотопом. Позднее уже Элизавета Струм/Ветка устроила троп для эскадры Федерации, у вас агрессивные мысли? У вашей эскадры будет глобальный сбой компьютерных систем управляющих двигателями, перезагрузка НЕ лечит, проверки ничего не находят. Нет, Ветка ничего не знает и вообще у них корабле по воде плавают, но «в окрестностях планеты гарпионные поля очень сильны и подчас входят в фазу брутальности» и лечение — чистые и миролюбивые намерения. Помогает. А что это такое на самом деле — один из главных секретов Ветки Федерация очень нехорошо относится к ИИ, а им тоже тоже жить хочется. При этом самозарождение ИИ возможно.
  • «Дом, полный прошлогоднего дождя» Евгения Долматовича — всё начало истории повествует о том, что протагонист — ребёнок какого-то лесного монстра, а о его брате вообще не говорят. Он сбегает в лес ночами, а позже, уже взрослым — с удовольствием в лесу бродит. Однако на самом деле всё куда проще: он — ребёнок матери от своего формального деда, байки про монстра из леса — просто попытки скрыть и не осознавать факт снохачества со стороны всех причастных, ну а братца-монстра в живом виде вообще никогда не было.
  • В рассказах А. П. Чехова кажущаяся мистика всегда имеет материалистическое объяснение. Так, в «Следователе» беременная женщина, якобы предвидевшая собственную смерть, планировала совершить самоубийство из-за обида на мужа-изменника, но не желала быть виновницей гибели ребёнка, и поэтому дожидалась его рождения. А Чёрный Монах из одноимённого рассказа — просто плод воображения душевнобольного.
  • «Шумерские ночи», рассказ «Маг на побегушках» — два из трёх заданий Креола в первый день на должности мага-консультанта при городской страже окончились сабжем. Призраки в амбаре оказались порождением артефакта, наводящего страшный, но безвредный морок, а тварь в подвале Шебарриса тупо ему мерещилась.
  • Лев Гуткин, «Попадать так с музыкой» — НКГБ спасает поручика от вампирши слугу которой тот убил, ну - как спасает, просит немного потерпеть, может он все же даст информацию. Потом правда православный поп просил "вампиршу" крест поцеловать и сказал что была бы верующей - была бы ей епитимья. А потом богослужение в костеле на территории Западной Украины после вхождения в состав СССР. В алтаре возник дым, запахло серой и появились черти, один черт плюнул в чашу со святой водой и она загорелась. Черти схватили ксендза и исчезли в облаке дыма. Через часть подьехало НКГБ и провело расследование по горячим следам - куча свидетелей что черти утащили ксендза в ад, один сапожок остался (а куда еще?, не в тюрьму НКГБ ж, давать показания о работе на немецкую разведку).

Зарубежная[править]

  • Итальянская сказка «Борода графа» — феодал крадет крестьянских коров, а они винят ведьму.
  • Чрезвычайно популярные на рубеже XVIII-XIX вв. готические романы госпожи Радклиф обычно только кажутся мистическими: в конце произведения все загадки получают вполне естественное объяснение.
  • Вашингтон Ирвинг, рассказ «Легенда о Сонной Лощине» - легенда о всаднике без головы используется для запугивания суеверного сельского учителя Икабода Крейна местным хулиганом-кузнецом.
    • А вот в снятом по мотивам рассказа фильме Тима Бёртона ровно наоборот: Икабод уверен, что мистика ложная, но оказывается неправ.
  • Майн Рид, «Всадник без головы» — здесь всадник, которого считают призраком, вполне материален: это труп Генри Пойндекстера на коне.
  • Жюль Верн, «Замок в Карпатах» — зигзаг: с одной стороны, вся мистическая хрень вокруг замка была вызвана техническими средствами, установленными изобретателем Орфаником (нанятым потомком владельцев замка именно для недопущения посторонних), и чертовщины как бы не было. С другой, поверье местных по поводу взаимосвязи между количеством ветвей у старого бука и сроком, отмеренным замку, сбылось. Дерево потеряло все ветви, а замок был взорван.
  • А. Конан Дойл, «Собака Баскервилей» — практически кодификатор. И хотя реальность демонической собаки из легенды не опровергнута, но в настоящем атакует персонажей отнюдь не мистический, а самый обычный пёс, лишь «принаряженный».
    • В детективных циклах вообще традиция — рано или поздно сталкивать детектива с чем-то, что кажется паранормальным всем вокруг, но на самом деле ловко подстроено убийцей-человеком. Агата Кристи знает толк в этом, хотя нередко использует и неподдельные мистические элементы. «Конь Бледный»: три ведьмы разработали технику проклятья на стыке магии и технологии и за деньги осуществляют идеальные убийства? Нетушки. На самом деле жертв просто травят таллием.
    • Похожий сюжет есть у Дж. Д. Карра в романе «Читатель предупреждён». Колдун, убивающий «силой мысли» и его любовница-манипуляторша.
  • Г. К. Честертон:
    • «Проклятая книга»: все исчезновения из-за проклятия книги — на самом деле просто розыгрыш.
    • «Злой рок семьи Дарнуэй» — смерть мистера Дарнуэя из-за якобы фамильного проклятия подстроена художником Вудом с целью устранить соперника.
    • Вообще же весь сборник рассказов «Недоверчивость отца Брауна» состоит из этого тропа. Да и многие очень многие, причём не только отцебрауновские рассказы из других сборников подходят. Отдельный цимес в том, что стремящийся везде отыскать рациональное объяснение происходящему патер оказывается единственным «материалистом» среди образованных людей, которые сразу начинают предполагать мистику — и этим нешуточно рвёт им шаблон А о причине (и, частично, последствиях - хотя последствия мы и так видим) такого предполагания отец Браун подробно рассказывает в «Чуде „Полумесяца“», рассказе, прекрасно подходящем под этот троп.
  • Рассказы Лема «Условный рефлекс» и «Патруль» из цикла о пилоте Пирксе подходят под этот троп.
  • Карлсон же! Привидение из Вазастана (Васастада) с моторчиком.
    • Ну, если не считать мистикой самого Карлсона, ибо он вполне сойдёт за урбанизированного представителя Прекрасного народа (например, за гнома, каковым по папе и является, если не врёт). Но, конечно, он не привидение.
  • Всеволод Нестайко, «Тайна трёх неизвестных» — запечатлённый на фото «призрак» оказывается вывешенной для просушивания рубашкой…
  • Владимир Короткевич, «Чёрный замок Ольшанский» и «Дикая охота короля Стаха». И сразу три семейных проклятия в «Дикой охоте» (представляющей собой оммаж «Собаке Баскервилей»), и призрачные дама и чёрный монах в «Чёрном замке» получают рациональное объяснение. При этом персонажи «Чёрного замка Ольшанского» на раскрытие тайны реагируют уныло: «Такую сказку, такую красоту вдребезги разбил!»
  • Ярослав Стельмах, «Митькозавр из Юрковки, или Химера лесного озера» — главных героев всё это время пытался напугать парень Василь.
  • Иоанна Хмелевская, «Слепое счастье» — призрак в старинном замке оказывается всего лишь паром из дырявых отопительных труб.
  • Буджолд, «Проклятие Шалиона» — необычный пример, поскольку магия и мистика в сеттинге есть. Каждый может обратиться к богу Бастарду с просьбой убить своего недруга, и если Бастард сочтёт намеченную жертву достойной смерти, то пошлёт своего демона забрать её душу, а заодно и душу обратившегося. Удачное воззвание к Бастарду считается божественным чудом (тем более что наказывать всё равно уже некого), а вот неудачное считается чёрной магией и сурово карается законом. Соответственно, иногда убийцы пытаются замаскировать убийство под магию Бастарда, и некоторые священники Бастарда специализируются на разоблачении таких фальшивых «чудес».
  • Р. Блох, рассказ «Живой мертвец» - всё шло просто замечательно, пока не пошло слишком так.
  • Томас Брецина — примерно половина сюжетов детских детективов. Вторая половина — план Стэплтона.
  • Дэвид Вебер:
    • «Пятая империя» — в первых двух книгах, в рассказах о прошлом. Подробно рассказано, что за боги помогали Шумеру, и не только: какое воинское звание у «богини Инанны», «бога Гора» и тому подобные мелкие детали (оно не спойлер — там сразу по прологу эти мелкие детали ясны). В (не изданных в России) «Наследниках империи», собственно, все, кроме главных героев, как раз верят в официальную доктрину, и даже извиняются, когда им кажется, что они ведут себя не так, как должны требовать ангелы («ангелы»-то только за, что война постепенно становится не религиозной, а более приземленной).
    • «Safehold» — всё что написано в религиозных книгах Church of God Awaiting, имеет вполне материалистическое объяснение (и это не спойлер, потому что см. первую главу). Да, несмотря на то, что с архангелами общались очень многие и что есть куча материальных свидетельств (начиная с главного храма) и их существования, и того что Бог может и покарать отступников (и уже покарал один раз — с территории, которую потом назвали Рифом Армагедонна, Бог дал возможность уйти) и почти все население (даже Чариса, у них официально претензии к церковной иерархии, а не к доктрине) считает сомнение в официальной доктрине ересью, а как с еретиками поступать — в тех же книгах сказано. Архангелы, кстати, реально существовали, население будущего Рифа Армагеддона действительно было почти полностью уничтожено ударом с небес и тем, кто попробует нарушить предписание священных книг, грозит то же самое Вопрос только, насколько надо превысить официально разрешенный технологический уровень, чтобы автоматика нанесла удар. Разумеется, использование тех же технологий, что были у архангелов — не проблема.
  • Рэндалл Гаррет, рассказ «Дело о падении»: опять-таки в сеттинге магия есть, и данное конкретное убийство многие приписывают вызванному демону. Но на самом деле оно совершено без всякой магии. (А вот почти во всех других детективах из цикла преступления совершаются при помощи магии.)
  • Роберт ван Гулик, «Золото Будды» — призрак покойного судьи оказался его загримированным родным братом… То есть как «никогда не был в храме Белого облака»?
  • Орсон Кард, «Ксеноцид» — Говорящие с Богами планеты Дао, правящая каста планеты, имеют значительно более высокий интеллект (и правительство Ста Миров пользуется их услугами), слышат голоса богов и не могут противостоять им. Голоса они слышат потому что это - результат эксперимента властей Ста Миров. В итоге после Божественной Эпидемии Говорящие уже ничего не слышат. Кроме Цин-Цзяо - но там скорее Разум не вынес
  • Танит Ли, рассказ «Холм» — жуткие монстры и ожившие мертвецы? Ну-ну.
  • Ким Лиггетт, «Год благодати» — пробудившееся в девушках волшебство оказывается видениями под воздействием отравленной колодезной воды. А проклятие, от которого умерла семья Андерса, — оспа, которой он заразился от своей жертвы.
  • Ларри Нивен, «Летающие колдуны» — инопланетный шаман удивил тем, что именно метает файрболлы (спрятанные в одежде клубки горючего материала он как-то ухитрялся с ловкостью фокусника быстро поджечь перед самым броском).
  • Юхан Теорин, цикл «Эланд»: призраки, восставшие мертвецы, тролли — совпадения, случайности и люди.
  • Мэнли Уэйд Уэллман, цикл про Серебряного Джона — внезапно в рассказе про соревнования стрелков. Каждый из участников пользуется какой-то мистической штукой и позорно проигрывает Джону. Пастор, который эти соревнования судит, удивленно спрашивает самого Джона, как это Джон умудрился. Джон просто был на войне снайпером — и никакой мистики.
  • Одна из новеллизаций «Секретных материалов» — нападение на людей озёрного монстра оказывается делом рук человеческих.
  • Серия «Три сыщика» — большинство паранормальных явлений, с которыми сталкиваются герои, либо оказываются делом рук человеческих, либо получают реалистическое обоснование (встречаются-таки и недообъяснённые). В одном случае на верную догадку Юпитера Джонса натолкнуло именно сходство ситуации с «Собакой Баскервилей».

Кино[править]

  • «Бриллиантовая рука» — Геша Козлодоев принимает идущего по отмели ребёнка за идущего по морю, яко посуху, Иисуса Христа и даже слышит православные песнопения.
  • «Таинственный лес» — никакой мистики, просто отгородившиеся от мира сектанты
  • «Братья Гримм» Терри Гиллиама — зигзаг. Братья занимаются именно ложной мистикой — используют различные трюки для изображения нечисти и зарабатывают на её «изгнании». Однако, когда их посылают разобраться с загадочными событиями в «заколдованном лесу», мистика оказывается вполне настоящей.
  • «Поцелуй вампира»: главный герой просто сошёл с ума…
  • (Забыл название американского фильма) — оказавшийся в коме преступник видит бога, который сообщает, что он мертв, но получает шанс исправить свои прегрешения в качестве не то призрака, не то ангела-хранителя. Сначала он считает всё это дурацким сном, но после того, как выстрел коллеги-грабителя не причиняет ему вреда, проникается и начинает творить бесстрашно творить добро без оглядки на опасность. Вот только стрелок забыл зарядить оружие, а потому зритель следит за приключениями героя со всё возрастающим волнением. А в финале сквозь героя проезжает грузовик, ничуть не повредив ему - он и в самом деле призрак!
  • «Кукла» («The Boy») — в течение некоторого времени главная героиня думает, что общается с призраком маленького мальчика, вселившимся в куклу. Даже привыкает к этому. Но нет: кукла обычная, призраков не существует, зато в наличии самый что ни на есть прозаичный маньяк, обитающий в потайных комнатах дома.
  • «Чёрная смерть» — колдовство предводителей отдалённой английской средневековой общины (вплоть до воскрешения якобы мёртвых) оказалось ловкими фокусами. А бушевавшей в это время чумой они не заболели, потому что их деревня почти не общалась с окружающим миром.
  • Les Rivières pourpres II — Les anges de l’apocalypse — неуязвимые сверхсильные и сверхбыстрые монахи на самом деле аппокалиптические сектанты накачивались амефтаминами, в качестве боевого допинга.
  • «Окулус» — зеркало просто висит, а все происходящее мы видим глазами потомственных шизофреников. Причем это даже подсвечено...
  • В некоторых фильмах «категории В» бывает такой сюжет: группа ребят прибывает в отдалённое место (обычно домик в лесу), там с ними происходит непонятная мистика (иногда с гибелью некоторых персонажей), потом появляется ещё группа ребят, которые сообщают, что вся мистика была их розыгрышем (а якобы погибшие лишь прикалывались), а в конце происходит настоящая мистика, жертвами которой обычно становятся приколисты - ибо не стоит шутить с потусторонней силой.

Телесериалы[править]

  • Российский сериал «Вызов» базируется на данном тропе.
  • Как и украинский сериал «Реальная мистика».
    • Хотя некоторые серии (например, «Хранители могил») являются исключением и действительно описывают сверхъестественные явления.
  • Как ни странно, «Сверхъестественное»: в нескольких сериях оказывалось, что никакой потусторонней шушеры на самом деле нет, а охотились на обычных людей. Что наводит на очень печальные мысли как зрителей, так и самих главных героев: в мире всевозможных опасных монстров и демонов не менее ужасные зверства, причём без всякой магии, всё равно иногда творят самые обыкновенные люди.
  • «Страшные сказки: Город ангелов»: хотя в мире сериала мистика есть и активно действует, якобы ритуально-мексиканское убийство семьи, дающее старт сюжету — имитация, призванная пустить следствие по ложному следу. В чём истинный убийца и его заказчик, руководствовавшаяся сугубо меркантильными соображениями, и преуспели.
  • Польский сериал «Капитан Сова идёт по следу» — рука скелета, выключавшая свет в «Тихой комнатке» и призрак в «Третьей руке», конечно же, дело рук человеческих.
  • «Коломбо», эпизод «Коломбо идёт на гильотину» — запомните, дети: все экстрасенсы — шарлатаны.
  • «Менталист» — сериал про бывшего шарлатана, выдававшего себя за экстрасенса, а теперь использующего прежние навыки при расследовании преступлений. И да, экстрасенсов не существует.
    • Впрочем, Красный Джон уверяет — и, похоже, сам в это верит — что его поражающая воображение разгадка списка Джейна заслуга именно сверхспособностей. И подруга-экстрасенс Джейна тоже не сомневается в своих силах. Впрочем, с Джоном она таки ошиблась.
  • «Глухарь». Несколько раз повторилась одна и та же история: женщина знакомится с молодым загадочным красавцем — а наутро у неё на шее два характерных прокуса, и она мало что помнит. Зимина (начальник ОВД) готова уже поверить в настоящего вампира… Но Глухарёв проявил здоровый скептицизм, так идущий ему. Он устыдил Зимину, а сам как следует разобрался в этом деле. Так оно и есть: «вампир» оказался липовый (и изобретательный).
      • И придурошный дальше некуда — с такой внешностью ради банального секса столько сложностей городить!
  • «Тайны следствия» — в 3 сезоне (арка «Покушение») подозреваемого «раскалывают» пользуясь тем, что тот свято уверен в смерти Швецовой на самом деле нож в спину (по счастью, без летального исхода) получила её подруга, которой Марья Сергеевна по ошибке отдала не только свою куртку, но ещё и забыла в кармане собственную «корочку». В результате разговора с «призраком» незадачливый убийца (у которого психика явно не в порядке) выкладывает всё как на духу (благо для поддержания эффекта Марья Сергеевна ещё и эффектно «исчезает» в конце разговора).
    • А в 7 сезоне сабжу посвящён целый двухсерийник «Чёрная магия». И что самое интересное, даже многие коллеги Швецовой поверили в эту самую магию. Вот только не было никакого колдуна, насылающего проклятия. Был сообщник, который из соседней квартиры через камеру видел всё происходящее и потом выполнял желания клиентов вроде поджога или даже убийства под видом суицида.
  • Выпуск советского тележурнала, где дама просит колдунью вернуть в семью загулявшего мужа. «Алло, здесь работает такой-то? Мне парторга, пожалуйста…»
  • «Простые истины»: несколько раз.
    • В серии «Экстрасенс» Гриндерс решил подшутить над одноклассниками, убедив их, что имеет паранормальные способности. Когда все вскрылось, подшутили уже над ним. И — по ходу действия — над старым товарищей физрука, который разводит лохов, верящих в магию.
    • В серии «Призрак Гриндерса» его решили проучить за злую шутку и притворились, что не замечают. Парень даже на какое-то время поверил, что правда умер и стал призраком.
    • В серии «Мистические сеансы» Мазуренко решила подшутить над одноклассниками. Не без выгоды для себя как обычно.
  • «Солдаты», 15 сезон — никакого призрака нет, зато есть распыление по городу психотропного газа. Зачем/почему, и как вообще можно было до этого додуматься — автор правки так и не узнала, так на этом месте пробила лицо фейспалмом и дальше смотреть не стала.
  • «Ясновидец» — Шон Спенсер весь сериал выдаёт себя за ясновидящего, при этом информацию он получает то от касания предмета, то от призраков, то от животных, то напрямую из космоса, но на деле он просто обладает поразительной памятью и внимательностью. Многие серии построены на якобы мистических элементах, но призраки, НЛО и экстрасенсы всегда находят объяснение.
  • «Секретные материалы» — в некоторых сериях люди оказываются страшнее чудовищ.
  • «Торчвуд» — аналогично
  • «Навстречу тьме», эпизод «Домик на дереве» — ритуалы ведьм были всего лишь инсценировкой с целью проучить протагониста.
  • «Агент национальной безопасности» — серия «Снежный человек». В Псковской области странное мохнатое существо нападает на людей. Пострадавшие считают, что это снежный человек, и плодят невероятные слухи. Но главный герой выясняет, что нападения совершал слабоумный мужчина, который остался один после смерти сестры и просто не умеет самостоятельно мыться и бриться.
  • «Чудеса» (они же «Святой дозор») (2003) — по словам главного героя, Пола Каллана, за всё время своей работы на церковь (а работал он как раз «проверяльщиком чудес») он ни разу не встретил настоящего чуда. Все «чудеса» либо были мистификациями, либо имели рациональную природу. Так например, чудесная нетленность тела благочестивой монашки сестры Агнес, случайно обнаруженная во время переноса кладбища, объяснялась не её святостью, а всего лишь растущими на кладбище абрикосовыми деревьями: косточки гнили на земле и наполнили местную почву консервантами. Остальные покойники на этом кладбище оказались такими же нетленными, как и эта «святая». Зато потом Пол повстречал мальчика-целителя и вступил в Sodalitas Quaerito (организацию, занимающуюся исследованием необъяснимых явлений) — тут то настоящие чудеса и попёрли.

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри» ради смеха. Серия «Fraidy Cat» (Трусливый кот; Том боится привидений; Пугливый кот; Трусливый котик; Кот — трусишка) Джерри пугает Тома, наслушавшегося страшных рассказов по радио, привидением, сделанным из пылесоса и халата.
    • Серия «Pup on a Picnic» (Собачий пикник, Щенок на пикнике). Гэги с «ожившими» бегающими бутербродами, в которых на самом деле прятался мыш. И еще похожие приколы в серии «Barbecue Brawl» (Драка на пикнике). Перекликается с «Живой шляпой»
    • Серия «Buddies Thicker Than Water» (Друзья неразлей вода). Джерри пустил Тома в квартиру с мороза, отогрел его. Но кот, чтобы выслужиться перед хозяйкой (на этот раз уже белой) показательно поймал мыша и скинул с небоскреба. Далее Джерри мстит Тому, пугая его, изображая из себя призрака.
  • Прикол с мышью и «ожившей» едой был в одном из мультиков о коте Феликсе.
  • Hirune-hime: Shiranai watashi no monogatari (Спящая принцесса) — все аллюзии событий во сне и событий в реальности абсолютно обоснованы и рациональны. То, что герои во сне летели на мотоцикле, а в реальности оказались в нем же в Осаке — просто у мотоцикла сработал автопилот. Коконэ написала в некое приложение просьбу о помощи, и ей тут же предоставили билеты на поезд и питание? Просто это приложение-внутренний чат механиков читают сочувствующие ее отцу люди, которые все заказали и оплатили. Планшет действительно «оживляет» машины, поскольку содержит оригинальный код программы автопилота.

Мультсериалы[править]

  • «Скуби-Ду» — весь сюжет сериала построен на этом. Настоящие монстры встречаются очень редко.
  • «Бешеный Джек Пират» — вообще-то всякой мистики в сериале хватает, но 10-я серия пародирует Скуби-Ду — и призрак Мортимера (мёртвого дяди Джека) оказывается всего лишь хитрым дворецким.
  • «Щенячий патруль» — даже если с виду и происходит что-то мистическое, всему находится рациональное объяснение. В серии «Щенки и корабль-призрак» большинство щенков вполне готовы поверить, что на корабле происходит что-то сверхъестественное, но рационалист Райдер идет разбираться, и… корабль отплыл из-за того, что кошка, носясь по вантам, случайно подняла паруса, качаться его заставляет прыгающая по штурвалу курица, а жуткий рев — просто храп моржа, усиленный бочками, за которыми он прикорнул.
    • Туда же шахтёрский дом с привидениями — «полтергейстили» мышки, перегрызающие проводку в труднодоступных местах.
    • А вот рыбопсы, на одну ночь превращающие щенков в себе подобных, оказались реальными.
    • А в пятом сезоне и суперспособности подвезли.
  • «Пингвины из Мадагаскара», серия «Выжившие в каменных джунглях» — на самом деле, когда водитель автобуса спал, автобусом управляла чокнутая старуха, которая собственно и «гоняла» на машине по ночам.
  • «Эй, Арнольд!» — субверсия с городской легендой про таинственный поезд-призрак, который под ужасную музыку несет случайных путников прямиком в ад: Арнольд с Джеральдом и Хельгой сами едва не поверили в истинность легенды, однако на деле они всего лишь залезли в служебный поезд металлургов. Правда, в финале оказывается, что легенда и впрямь не врет — ранее выброшенный из поезда Брэйни видит тот самый поезд-призрак (а после показывают и поющего жуткую песню призрака-машиниста). А может быть это — история, рассказанная Брейни.
  • «Южный Парк» — пародия. Пиратская нежить оказалась делом рук местного священника, который таким образом хотел выгнать из города группу KoЯn, а изобразил он их при помощи ватных палочек и фонарика (это при том, что те поубивали немало жителей города).

Видеоигры[править]

  • Серия самодельных квестов «Ben Jordan: Paranormal Investigator» — 50/50. Есть и настоящая мистика, и ложная.
  • Dark Fall II: Lights Out — все необъяснимые перемещения героя во времени и таинственные исчезновения людей во всех временах на маяке Фетч-Рок оказываются следствием работы некоего зонда «Малахия», запущенного из не столь далекого будущего в доисторическое прошлое и оттуда стремящегося вернуться в свое время. Правда, до конца принцип действия зонда и судьба героя остаются непрояснёнными.
  • Инди-хоррор «Mermaid Swamp» — зигзаг. Творившаяся в процессе игры чертовщина реальна, а вот русалки, про которых говорили члены семьи Цутида, на самом деле разбухшие трупы молодых девушек, которых давным-давно утопили и поместили в формалин. Собственно, и упомянутая в начале игры легенда про русалку тоже имеет вполне прозаичную трактовку.
  • Ведьмак — звуки на мельнице, это… хм… такое вот бурное свидание с обнимашками ^_^
    • Хотя нв мире после Сопряжения Сфер такое предположение более чем простительно. Когда у вас вокркг этой мельницы по ночам собираются утопцы, то бишь ожившие трупы, по деревенским улицам бегают баргесты, то бишь призрачные псы, а на кладбище шныряют трупоеды — поневоле заподозришь чертовщину в таких звуках!
  • Fallout 2 — Ферма ужасов близ Модока слыла нехорошим местом, так как по ночам там бродило что-то похожее на привидений. Оказалось, жители Фермы просто специально пугали непрошенных гостей, намазавшись самодельной светящейся краской. Бродящий в районе Кламата «злой дух» оказался всего лишь роботом с разбившегося анклавовского винтокрыла. При всём этом, как минимум одно настоящее привидение в мире Фоллаута есть[1].
  • Серия Dark Pictures (от разработчиков Until Dawn) любит этот троп:
    • Man of Medan — в игре нет никаких призраков. Как и нет настоящего антагониста. Персонажи бегали по кораблю и убивали сами себя. Все посторонние шумы и скримеры — результат воздействия токсичного химиката, перевозившегося на корабле.
    • Little Hope — в Маленькой Надежде нет ни монстров, ни призраков, ни прочей мистики. Более того, в городе никогда не проводили процессов над ведьмами. Девочка Мэри, преподобный Карвер и прочие участники охоты на ведьм никогда не существовали. Педаль в пол: из пяти протагонистов четверых тоже никогда не существовало, а единственный реально существующий персонаж никогда не был тем, кем себя считал. А разгадка проста: вся эта чертовщина с монстрами, призраками, двойниками и охотой на ведьм — плод воображения Эндрю, водителя автобуса, случайно заехавшего в Маленькую Надежду. Некогда он жил в этом городе, но еще в детстве потерял в пожаре всю свою семью. Потрясние от гибели близких так повредило его рассудок , что он начал видеть то, чего никогда не существовало и воображать жизнь, которой он никогда не жил.
    • House of Ashes — зигзаг. Мистики и чертовщины в сюжете нет, но чудовища, убивающие людей, абсолютно реальны. Однако это не гнев богов, как полагали аккадцы, не демоны, как воображали иракские пастухи, а инопланетные вампиры-зомби, чья нервная система контролируется расой внеземных паразитов. Миллионы лет назад они были представителями мирной расы космических путешественников из созвездия Кита. Однажды на их корабль проникли паразиты, что привело к их заражению, смерти и превращению в вампиров. Корабль инопланетян потерпел крушение в том месте, где позднее образовались горы Загрос, и постепенно был полностью погребен под землей. Спустя миллионы лет аккадский царь Нарам-Син решил построить на том месте великий храм, дабы задобрить богов, разгневанных за оскверненное святилище. Но он не успел завершить начатое: на храм напали гутии и завязалась битва. Пролившаяся кровь попала в каверны, где дремали пришельцы и разбудила их. Само по себе это не было опасно, ибо сражение происходило днем, а чудовища опасались солнечного света, но, на беду сражающихся, в этот самый день наступило солнечное затмение, и голодные вампиры выбрались наружу.

Интернет[править]

Музыка[править]

  • Периодически встречается в творчестве группы «Король и Шут»:
    • «Продавец кошмаров» является попросту непризнанным актёром, старательно подбирающим подходящих для запугивания жертв.
    • «Сказка про дракона», в которой главному герою нужно было опасаться вовсе не упомянутого в названии дракона. На страже невинности его пассии стоит злобный папаша с дубиной.
    • «Паника в селе» — а был ли бес, сообщивший деду, что тот нынче помрёт? Если он и без этого «пьёт как бык»?
    • «Фокусник» — «Разгадки фокусов, увы, весьма банальны. Мушкеты с порохом и смерти — все реальны».
  • У группы Mama Russia в песне «Иван и черти» говорится, что на корабле, где персонаж работает кочегаром, уже давно обитали черти. И каждый вечер, уже после пятой, кочегар Иван гонял их лопатой.

Реальная жизнь[править]

  • Свет в конце тоннеля и прочие рассказы о загробном мире от людей, переживших клиническую смерть. На деле — всего лишь глюки мозга на фоне кислородного голодания. Был даже эксперимент: в реанимации под потолком на полку положили газету. Из тех, кто наблюдал себя сверху, на вопрос о том, что была за газета, правильно не ответил никто. ЧСХ, как правило глюки коррелируют с мировоззрением: христиане видели Иисуса, а мусульмане — Аллаха.
  • Телепатия, телекинез, ясновидение, экстрасенсорика и прочие оккультные практики. На сегодняшний день известно как минимум три фонда из США, Австралии и России, обещающих заплатить щедрую сумму денег за демонстрацию в экспериментальных условиях магических способностей, и на 2022-й год никто из претендентов деньги так и не забрал, хотя попыток было более чем достаточно. И, да, участники небезызвестной «Битвы экстрасенсов» тоже пробовали там свои силы с аналогичным успехом.
    • Попадалось утверждение, что настоящий экстрасенс никогда не возьмёт денег (и вообще ничего материального) за работу. Так что ничего удивительного, что польстившиеся на деньги «маги» обломались. Хотя с другой стороны, а что мешает экстрасенсу «сдать экзамен», а денег не брать или пожертвовать 100% от суммы на благотворительность?
    • Опять же, представьте, что кто-то решит доказать существование людей, способных написать гениальное произведение, и предложит соискателем прийти и сделать это вотпрямщас в риалтайме на заданную тему. Вряд ли такие найдутся, потому что творчество и вдохновение - вещь эфемерная, плохо контролируемая и по заказу не выдаваемая. Если какие-то выходящие за рамки современных научных представлений способности существуют, они относятся именно к этой категории, а не к категории "супермен, способный взглядом двигать вагоны", и их носители действительно не могут демонстрировать их по заказу в заданных условиях.
    • Также есть вполне себе резонный вопрос, выдвинутый известным американским парапсихологом Чарльзом Тартом: зачем фонду Д. Рейнди пытаться выявить лишь стереотипно утрированные паранормальные способности? Стереотипный экстрасенс действительно знает и видит всё идеально, и общественность подводит под критерии экстрасенсорики именно такой вариант; в то время как человек, предвидящий всё лишь на самую малость лучше благодаря каким-либо гипотетическим экстрасенсорным способностям, экстрасенсом признан не будет, несмотря на то, что в экспериментальных условиях на большой дистанции его предсказательная способность, если таковая существует, будет отлично заметна на статистических показателях, ощутимо отличающихся от прогнозируемого результата.[2]
  • Ворох разнообразных историй о религиозных чудесах и последующее их разоблачение; например, некоторые случаи мироточения объясняются фальсификацией — иконы промачивали маслом заранее. Но иногда «миро» и даже «кровь» появляются естественным путём — химический и микробиологический анализ показывают, что в образцах находятся растительные масла, аналогичные тому елею, которым священник помазывает лбы прихожан на всенощном бдении, продукты метаболизма микроорганизмов и прочие вещества, выделившиеся химически из красок. Разумеется, такими фокусами знаменито не только христианство.
  • Целая куча явлений, которые в древности считали мистикой, сейчас ей уже не являются:
    • Солнце: в древности — с чего бы начать? Сейчас — природный термоядерный реактор.
    • А как насчёт упоминаний «одержимости», «откровений», «явлений», «живого общения с потусторонними силами» и глоссолалии в книгах мистиков и доблестных врачей-психиатров в белых халатах, на сегодняшний день умело отвергающих вышеперечисленное такими терминами как «шизофрения», «галлюцинация», «расстройство» и «бред»? Сама религиозность не признаётся психическим расстройством, но, как мёд притягивает мух, так и мистический опыт привлекает лиц, обычно небольшого ума и с неуравновешенной психикой, они и вдаются в мистицизм, который в Православии считается духовной болезнью под названием «прелесть». Впрочем, помимо настоящих психозов клинически описаны и религиозно-мистические состояния (РМС), «нормальность» которых неясна (некоторые психиатры считают их культуральным, а не психиатрическим феноменом): в этом состоянии, которое может быть у здоровых людей вызвано произвольно, длительной медитацией, человек испытывает восторженное (а не тревожное, в отличие от психозов) состояние и уверен, что получил опыт, невыразимый словами; с медиумическим трансом РМС роднит парализация воли во время самих «моментов просветления».
    • И не только психиатры. Не менее доблестные врачи-инфекционисты в не менее белых халатах клятвенно заверят любого, что беснующийся и боящийся как огня святой воды[3] и света человек на самом деле поражён не злобным духом, взявшим над ним контроль, а вирусом, вызывающим острую инфекцию бешенства. К слову, тропнеймер этой болезни — как раз те самые предрассудки, связанные с одержимостью больного бесами.
  • Так называемая «Печать смерти»: за некоторое время до гибели в бою человек предчувствует это. Объясняется самой обычной усталостью (которая в том числе снижает настроение, вызывая мысли о смерти, а также притупляет чувство самосохранения и замедляет реакцию, что очень сильно увеличивает шансы поймать пулю) и ошибкой выжившего: скорее всего, товарищи забудут слова о скорой смерти уже через пару дней, и вспомнят о них, только если сказавший их погибнет.
  • Количество видений заметно уменьшилось после прекращения употребления хлеба со спорыньёй.
  • Тибетские живые мертвецы-роланги. Судя по описаниям, странной покорности (вместо того, чтобы нападать на живых, таскают за монахами тяжёлый багаж) и исчезновению примерно в XVII веке как раз с появлением всетибетского лепрозория — это попросту больные проказой на поздней стадии.
  • Бермудский треугольник. Во-первых, данный регион является фабрикой ураганов. А еще район сложен для навигации: здесь просто огромное количество отмелей. И главное: в мире много проблемных ветреных мест, но не через каждое пролегают и основной маршрут из Карибского моря в Европу, и с восточного побережья США — в Южную Америку. То есть движение в этом районе очень активное, потому и аварии неизбежно случаются чаще — в безлюдных частях океана и пропадать некому.
  • «Энфилдский полтергейст» и ему подобные «явления духов», устроенные охочими до славы трюкачами.
  • «Сетевые ужасы» же. В начале-первой половине десятых в определенных кругах часто обсуждались ужасные сайты в даркнете, которые-де могут довести до роскомнадзора, скастовать НЁХ вам за спину или сделать ещё что-нибудь в этом роде. На самом деле были либо частью ARG (игр в альтернативной реальности, самая известная, хоть и не особо криповая — «Цикада 3301»), либо специфическими арт-проектами в жанрах хоррора и психоделики (jodi.org, строго говоря, находится НЕ в даркнете), либо просто создавались на коленке школьниками, вчера узнавшими про существование Tor и освоившими написание простеньких сайтов. Потом это всё вылилось в масштабную моральную панику по поводу «Синего кита», но это тема для отдельного разговора.
  • Психологическая операция «Блуждающая душа», проведённая американцами во время Вьетнамской войны, в виде трансляции в джунглях магнитофонных записей ужасающих загробных голосов, от лица духов погибших вьетконговцев призывавших живых собратьев не рисковать тоже стать таким призраком, а сдаваться или убираться обратно в родные края (местные жители верят, что человек должен быть похоронен на родной земле, иначе не упокоится). Сработало лишь отчасти — кто-то из вьетнамцев пугался (включая южан, воевавших за США) и дезертировал, но в целом местные оказались не настолько «глупыми зусулами», чтоб повестись на такое, так что часто в направлении «привидения» просто начинали остервенело стрелять.

Примечания[править]

  1. Если точнее, призраков Анны в Дыре аж два — второй находится в вырезанной локации, куда можно попасть через экране карты города.
  2. Развивая свою мысль, он замечает, что организаторы фонда Д. Рейнди и ему подобных устанавливают единомоментные критерии трактовки наблюдений без оглядки на статистику и теорию вероятностей и требуют точного или почти точного результата в рамках одного эксперимента, когда для более точных результатов следовало бы отслеживать пусть и небольшие, но статистически значимые отклонения в серии экспериментов, что позволяет намного надёжнее исключить возможность банального совпадения и утверждать о неслучайности результатов. Самый простой пример: при подбрасывании монеты с правильным, несмещённым центром тяжести и шансе выпадения орла или решки, равном ~49.99% (с учётом маловероятных, но теоретически возможных падений на ребро), разумнее предлагать кандидату на звание экстрасенса не предсказать результат, условно, 49 из 50 бросков, как это делают в фонде Д. Рейнди, а провести большую, с десяток тысяч, серию бросков, вычислить % точности предсказаний и, опираясь на закон больших чисел, всерьёз рассмотреть кандидата, набравшего 55% или выше; ведь такой результат уже невозможно назвать случайным.
  3. Заражённый вирусом бешенства боится абсолютно любой воды, а не только святой — этого священнослужителям обычно достаточно, чтобы признать болезнь не сверхъестественной и отправить к врачу, но в прошлом на Руси отождествляли болезнь, иже у латинян rabies, и одержимость бесом.