Редактирование: Мэри Смит

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 20: Строка 20:
=== Какие такие ограничения на свободном рынке?! ===
=== Какие такие ограничения на свободном рынке?! ===
Целая группа явлений, популяризованных идеологией абсолютного доминирования свободного рынка над плановой экономикой, физикой, математикой, логикой и прочими незначительными недоразумениями нашей вселенной. В реальности любой микроменеджмент и макроменеджмент всегда содержит какие-то элементы планирования, а вся ''«свободность»'' сводится к ''«гибкости»'' используемого при планировании подхода для лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям, которые будут меняться в любом случае, независимо от того, давали ли вы на то своё разрешение.
Целая группа явлений, популяризованных идеологией абсолютного доминирования свободного рынка над плановой экономикой, физикой, математикой, логикой и прочими незначительными недоразумениями нашей вселенной. В реальности любой микроменеджмент и макроменеджмент всегда содержит какие-то элементы планирования, а вся ''«свободность»'' сводится к ''«гибкости»'' используемого при планировании подхода для лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям, которые будут меняться в любом случае, независимо от того, давали ли вы на то своё разрешение.
А ещё есть внеэкономические методы принуждения, которых тем больше со стороны наиболее влиятельных игроков рынка, чем этот рынок свободнее. Мало что мешает какому-нибудь монополисту натравить на конкурента людей в малиновых пиджаках, которые превратят его головной офис в решето, а затем выйдут по УДО (или, в более мягком варианте, раздуть вежливое приветствие, брошенное гендиректором своей секретарше, до систематических домогательств, а потом растиражировать слух через СМИ). Собственно, наиболее точное воплощение либертарианства — Китай после Синьхайской революции, показал, что самым надёжным фактором экономического роста предприятия в обществе с полностью свободным рынком является частная армия в пару-тройку сотен тысяч рыл.


==== Бесконечный спрос ====
==== Бесконечный спрос ====
Строка 34: Строка 36:


==== Бесконечное предложение ====
==== Бесконечное предложение ====
Реальные экономисты с этими граблями прекрасно знакомы ещё с незапамятных времён, потому перешагивают через них практически рефлекторно, даже не задумываясь о том, а вот литераторы [[Танцы на граблях|отплясывают на них регулярно]], особенно когда речь заходит о рынке услуг или рынке труда (последнее ещё может усугубляться поверхностным знакомством с трудами Маркса, перевранными в неудачном пересказе). Предложение не берётся из ниоткуда — его кто-то должен произвести. Да, существует ''«виртуальное спекулятивное предложение»'', являющееся одним из основных инструментов современных торгов на современных биржах, когда вместо ''«товара»'' предлагается ''«обещание товара»'', которое само по себе может быть ничем не обеспечено, но зато может быть перепродано раньше, чем эта необеспеченность вскроется ([[Кнопка берсерка|<s>Гусары</s> Коммунисты, молчать!]]) — но даже такое ''мнимое'' предложение на практике не бесконечно, потому что его как минимум кто-то должен разместить на бирже.
Реальные экономисты с этими граблями прекрасно знакомы ещё с незапамятных времён, потому перешагивают через них практически рефлекторно, даже не задумываясь о том, а вот литераторы [[Танцы на граблях|отплясывают на них регулярно]], особенно когда речь заходит о рынке услуг или рынке труда (последнее ещё может усугубляться поверхностным знакомством с трудами Маркса, перевранными в неудачном пересказе). Предложение не берётся изниоткуда — его кто-то должен произвести. Да, существует ''«виртуальное спекулятивное предложение»'', являющееся одним из основных инструментов современных торгов на современных биржах, когда вместо ''«товара»'' предлагается ''«обещание товара»'', которое само по себе может быть ничем не обеспечено, но зато может быть перепродано раньше, чем эта необеспеченность вскроется ([[Кнопка берсерка|<s>Гусары</s> Коммунисты, молчать!]]) — но даже такое ''мнимое'' предложение на практике не бесконечно, потому что его как минимум кто-то должен разместить на бирже.


==== Безинерционный рынок ====
==== Безинерционный рынок ====
В экономике играет [[гипердрайв|ту же роль]], что [[w:Инерцоиды|безинерционный движитель]] в физике. Чтобы торговец заработал на продаже своего товара, к нему за этим товаром для начала должен прийти покупатель, потому производителю зачастую проще сбывать свою продукцию перекупщику, который всегда сам прибежит и сразу закупит целую партию товара, нежели конечному покупателю, за которым перекупщику потом ещё самому бегать — и это реально выгодно для самого производителя, потому что так товар начинает окупаться раньше, а затраты на дальнейшую возню с продукцией ложатся на плечи перекупщика: ''«сегодняшняя копейка и в оборот может быть пущена сегодня же в отличие от завтрашнего рубля»''. С кривыми спроса-предложения многие знакомы ещё со школьной скамьи, а потому то, что с ростом продаж цена падает, буквально от зубов отскакивает — вот только в реальности процесс выглядит чуточку запутаннее: если к продавцам внезапно прибегает толпа покупателей, горящая желанием размести какой-то товар, цену продавцы не снижают, а повышают, чтобы успеть навариться на волне скачка спроса — и только после того, как товар перейдёт в разряд дефицитных, его производство станет повышаться, потому как станет видно, что имел место не просто всплеск спроса, а его повышение на длительный период — и вот уже после этого в погоне за тем, чтобы отжать себе как можно большую долю рынка, производители и продавцы станут снижать цены, чтобы переиграть конкурентов (иногда вплоть до [[w:Демпинг|демпинга]]). Мгновенный переход от малых объёмов товара по огромным ценам к огромным объёмам товаров по бросовым ценам на практике не встречается, потому что он нерационален. Но в литературных произведениях герой может совершенно спокойно завалить рынок бросовыми диковинками, на которые магическим образом мгновенно возникнет огромный спрос. Правда, если он так заваливает рынок золотом или валютой — это попытка именно обрушить экономику и вызвать гиперинфляцию.
В экономике играет [[гипердрайв|ту же роль]], что [[w:Инерцоиды|безинерционный движитель]] в физике. Чтобы торговец заработал на продаже своего товара, к нему за этим товаром для начала должен прийти покупатель, потому производителю зачастую проще сбывать свою продукцию перекупщику, который всегда сам прибежит и сразу закупит целую партию товара, нежели конечному покупателю, за которым перекупщику потом ещё самому бегать — и это реально выгодно для самого производителя, потому что так товар начинает окупаться раньше, а затраты на дальнейшую возню с продукцией ложатся на плечи перекупщика: ''«сегодняшняя копейка и в оборот может быть пущена сегодня же в отличие от завтрашнего рубля»''. С кривыми спроса-предложения многие знакомы ещё со школьной скамьи, а потому то, что с ростом продаж цена падает, буквально от зубов отскакивает — вот только в реальности процесс выглядит чуточку запутаннее: если к продавцам внезапно прибегает толпа покупателей, горящая желанием размести какой-то товар, цену продавцы не снижают, а повышают, чтобы успеть навариться на волне скачка спроса — и только после того, как товар перейдёт в разряд дефицитных, его производство станет повышаться, потому как станет видно, что имел место не просто всплеск спроса, а его повышение на длительный период — и вот уже после этого в погоне за тем, чтобы отжать себе как можно большую долю рынка, производители и продавцы станут снижать цены, чтобы переиграть конкурентов (иногда вплоть до [[w:Демпинг|демпинга]]). Мгновенный переход от малых объёмов товара по огромным ценам к огромным объёмам товаров по бросовым ценам на практике не встречается, потому что он нерационален. Но в литературных произведениях герой может совершенно спокойно завалить рынок бросовыми диковинками, на которые магическим образом мгновенно возникнет огромный спрос. Правда, если он так заваливает рынок золотом или валютой — это попытка именно обрушить экономику и вызвать гиперинфляцию.
==== Волшебная конкуренция ====
В плановой экономике, как известно, [[Унылый Совок|никто не проявляет инициативу]] потому что за этим не следует непосредственного вознаграждения. А вот при свободном рынке возможности стать богаче с помощью предпринимательства или продуктивности на работе мотивируют всех производить лучшую продукцию, так как это даст конкурентное преимущество и позволит заработать больше из-за возросшего спроса. Экономика от этого растёт как на дрожжах, прогресс летит вперёд как на ракете, и вообще красота.
В реальности же мотивированные деньгами участники рынка будут делать [[Капитан Очевидность|то, что приносит им деньги]], а не то, что вы от них хотите. Да, можно просто изобретать инновации и делать лучший продукт, но этого недостаточно. Точнее, изменяется понимание лучшего: им становится то, что приносит больше прибыли и хорошо продаётся. Если срезать издержки за счёт «обычного» качества дальше некуда, всё большая часть затрат на производство становится [[Заколдованный круг|затратами на создание спроса]] и убеждение потенциального покупателя в том, что ему нужен именно ваш товар, с помощью психологических трюков рекламы и упаковки — и это, внезапно, тоже инновации. Доходит и до существования откровенно вредных товаров, таких как алкоголь, табак и <s>другие</s> наркотики — [[Заколдованный круг|только потому что на них, по понятным причинам, есть спрос]]. Упомянутое выше поднятие цен в ответ на скачок спроса — тоже порождение этого эффекта, как и халтура со стороны что предпринимателей, что рабочих — ведь можно зарабатывать больше, делая меньше. И как вишенка на торте — тот факт, что борьбу за рынок ведут [[Капитан Очевидность|чтобы в ней победить]], и каждый имеющий шанс этого достичь располагает также ресурсами для внеэкоомического принуждения — от подсылания [[Братва|людей в малиновых пиджаках]] до публичного оскандаливания вражеского директора.
Почему же так происходит? Потому что вся прогрессивная мощь свободного рынка основана на том, что разориться там можно так же легко, как разбогатеть. А значит, чтобы не разориться, люди будут делать ''[[Эффект Молоха|всё]]'', и эта установка останется у них в головах даже когда потеряет практический смысл. Тут-то и вмешивается государство, превращающее естественный отбор в искусственный с помощью ГОСТов и антимонопольного законодательства. Тот, чьи способы получения прибыли не имеют достаточной положительной корреляции с прогрессом и прочим ростом, исключается из <s>размножения</s> рынка, а остальные продолжают свою конкурентную борьбу в рамках дозволенного.


=== Что за издержки?! ===
=== Что за издержки?! ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!