Мэри Смит

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Мэри Сью от мира экономики.
« Локомотив экономического роста — это как слон в известном месте… »
— Виктор Черномырдин
« Произносить слова мы научились. Теперь бы научиться считать деньги. »
— Он же

Круто, когда в центре повествования крутой персонаж? А если крутой персонаж ещё и круто побеждает, это ведь ещё круче, правда? Но можно ещё круче — можно побеждать смекалкой, а можно вообще заставить противника победить себя самого! Вам этого мало? Вам хочется ещё на 20 % круче? Как насчёт победить миром? Как насчёт победить не какого-то там тёмненького властелинишку, а сам миропорядок? Как насчёт одолеть несправедливость мироустройства одним лишь умом? Считаете, что это невозможно? Мэри Смит смеётся вам прямо в лицо, ведь для неё все решения лежат на поверхности — они уже готовы, осталось только воспользоваться и получить такой результат, какой вам никакое очень сильное колдунство никогда дать не сможет!

Ой, что это?!

Какое ещё подавление недоверия?!

В смысле оно так не работает?!

Но ведь по телевизору с трибуны сказали…

Какая же напасть в этот раз постигла наше разнесчастное Юное Дарование, творящее свой Magnum Opus? Неужто в умных книжках, с которыми оно сверялось, написана неправда? Может кто-то что-то скрывает? Да нет, всё гораздо проще: умных книжек много, а времени у автора мало — если он в них с головой зароется, там его потом и найдут археологи, обнимающего свой недописанный роман. Даже признанные светила экономических наук в современной мировой экономике разбираются не совсем до конца — чего уж говорить о простом литераторе, а если речь заходит ещё и об экономиках разных эпох… Вот только простого литератора это не останавливает: ну и что, что он не экономист — он ведь может опереться на примеры из мировой истории! Вот только то сова трещит, то глобус хрустит — ну не натягивается, как ты ни старайся, и всё тут. А всё потому, что по авторскому замыслу познания его персонажа в области экономики на порядок превосходят познания в той же области самого автора, отчего внятно описать его действия не получается, а оставлять их за кадром тоже нельзя, потому что именно их автор выбрал призванием персонажа — приходится выкручиваться.

Как же так получается, что всё получается не так?[править]

В истории человечества каждый переход на новый уклад жизни был неразрывно связан с созданными предшествовавшим ему укладом услоявиями, которые и предопределили этот переход. Новый уклад не просто решал проблемы старого — он их решал через использование достижений старого. К тому же ни один переход не был мгновенным и повсеместным — каждый раз это был длительный процесс, складывавшийся из множества мелких событий в отдельных регионах и даже в масштабах отдельно взятой страны в новейшей истории занимавший годы, а в более древние времена затягивавшийся на поколения. Разумеется во время каждого перехода были некоторые ключевые лица, принявшие ключевые решения, обусловившие дальнейшую видимость самопроизвольности и необратимости процесса — если в произведении все эти ключевые лица объединяются в одно, а сам процесс сжимается до пары-тройки глав (А то даже и абзацев!), перед нами предстаёт предмет статьи. Кратко пройдёмся по основным характерным явлениям.

Какие такие ограничения на свободном рынке?![править]

Целая группа явлений, популяризованных идеологией абсолютного доминирования свободного рынка над плановой экономикой, физикой, математикой, логикой и прочими незначительными недоразумениями нашей вселенной. В реальности любой микроменеджмент и макроменеджмент всегда содержит какие-то элементы планирования, а вся «свободность» сводится к «гибкости» используемого при планировании подхода для лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям, которые будут меняться в любом случае, независимо от того, давали ли вы на то своё разрешение.

Бесконечный спрос[править]

Грабли, на которые наступали не только МТА, но и реальные маститые экономисты, до сих пор вздрагивающие от словосочетания «кризис перепроизводства». В реальной жизни за спросом на товар стоит процесс его потребления, а если товар — это автомобиль, который может отъездить лет десять при бережном уходе, или дом, который и полвека простоять способен? Вот и выходит, что одним только снижением цены спрос можно поднять не всегда, ведь это повлияет в первую очередь на тех, кто готовился купить, но не мог накопить нужную сумму, а те, кто уже купил, над покупкой запасного впрок ещё подумают. Даже у туалетной бумаги, которая расходуется людьми постоянно, есть свой предел сбываемого в единицу времени объёма, сверх которого люди будут её докупать разве что только ради лайфхаков.


Бесконечное предложение[править]

Реальные экономисты с этими граблями прекрасно знакомы ещё с незапамятных времён, потому перешагивают через них практически рефлекторно, даже не задумываясь о том, а вот литераторы отплясывают на них регулярно, особенно когда речь заходит о рынке услуг или рынке труда (последнее ещё может усугубляться поверхностным знакомством с трудами Маркса, перевранными в неудачном пересказе). Предложение не берётся из ниоткуда — его кто-то должен произвести. Да, существует «виртуальное спекулятивное предложение», являющееся одним из основных инструментов современных торгов на современных биржах, когда вместо «товара» предлагается «обещание товара», которое само по себе может быть ничем не обеспечено, но зато может быть перепродано раньше, чем эта необеспеченность вскроется (Гусары Коммунисты, молчать!) — но даже такое мнимое предложение на практике не бесконечно, потому что его как минимум кто-то должен разместить на бирже.

Безинерционный рынок[править]

В экономике играет ту же роль, что безинерционный движитель в физике. Чтобы торговец заработал на продаже своего товара, к нему за этим товаром для начала должен прийти покупатель, потому производителю зачастую проще сбывать свою продукцию перекупщику, который всегда сам прибежит и сразу закупит целую партию товара, нежели конечному покупателю, за которым перекупщику потом ещё самому бегать — и это реально выгодно для самого производителя, потому что так товар начинает окупаться раньше, а затраты на дальнейшую возню с продукцией ложатся на плечи перекупщика: «сегодняшняя копейка и в оборот может быть пущена сегодня же в отличие от завтрашнего рубля». С кривыми спроса-предложения многие знакомы ещё со школьной скамьи, а потому то, что с ростом продаж цена падает, буквально от зубов отскакивает — вот только в реальности процесс выглядит чуточку запутаннее: если к продавцам внезапно прибегает толпа покупателей, горящая желанием размести какой-то товар, цену продавцы не снижают, а повышают, чтобы успеть навариться на волне скачка спроса — и только после того, как товар перейдёт в разряд дефицитных, его производство станет повышаться, потому как станет видно, что имел место не просто всплеск спроса, а его повышение на длительный период — и вот уже после этого в погоне за тем, чтобы отжать себе как можно большую долю рынка, производители и продавцы станут снижать цены, чтобы переиграть конкурентов (иногда вплоть до демпинга). Мгновенный переход от малых объёмов товара по огромным ценам к огромным объёмам товаров по бросовым ценам на практике не встречается, потому что он нерационален. Но в литературных произведениях герой может совершенно спокойно завалить рынок бросовыми диковинками, на которые магическим образом мгновенно возникнет огромный спрос. Правда, если он так заваливает рынок золотом или валютой — это попытка именно обрушить экономику и вызвать гиперинфляцию.

Волшебная конкуренция[править]

В плановой экономике, как известно, никто не проявляет инициативу потому что за этим не следует непосредственного вознаграждения. А вот при свободном рынке возможности стать богаче с помощью предпринимательства или продуктивности на работе мотивируют всех производить лучшую продукцию, так как это даст конкурентное преимущество и позволит заработать больше из-за возросшего спроса. Экономика от этого растёт как на дрожжах, прогресс летит вперёд как на ракете, и вообще красота.

В реальности же мотивированные деньгами участники рынка будут делать то, что приносит им деньги, а не то, что вы от них хотите. Да, можно просто изобретать инновации и делать лучший продукт, но этого недостаточно. Точнее, изменяется понимание лучшего: им становится то, что приносит больше прибыли и хорошо продаётся. Если срезать издержки за счёт «обычного» качества дальше некуда, всё большая часть затрат на производство становится затратами на создание спроса и убеждение потенциального покупателя в том, что ему нужен именно ваш товар, с помощью психологических трюков рекламы и упаковки — и это, внезапно, тоже инновации. Доходит и до существования откровенно вредных товаров, таких как алкоголь, табак и другие наркотики — только потому что на них, по понятным причинам, есть спрос. Упомянутое выше поднятие цен в ответ на скачок спроса — тоже порождение этого эффекта, как и халтура со стороны что предпринимателей, что рабочих — ведь можно зарабатывать больше, делая меньше. И как вишенка на торте — тот факт, что борьбу за рынок ведут чтобы в ней победить, и каждый имеющий шанс этого достичь располагает также ресурсами для внеэкоомического принуждения — от подсылания людей в малиновых пиджаках до публичного оскандаливания вражеского директора.

Почему же так происходит? Потому что вся прогрессивная мощь свободного рынка основана на том, что разориться там можно так же легко, как разбогатеть. А значит, чтобы не разориться, люди будут делать всё, и эта установка останется у них в головах даже когда потеряет практический смысл. Тут-то и вмешивается государство, превращающее естественный отбор в искусственный с помощью ГОСТов и антимонопольного законодательства. Тот, чьи способы получения прибыли не имеют достаточной положительной корреляции с прогрессом и прочим ростом, исключается из размножения рынка, а остальные продолжают свою конкурентную борьбу в рамках дозволенного.

Что за издержки?![править]

Ещё одна группа явлений, вызванная тем, что автор занимается написанием произведения, а не управлением своей собственной фирмой.

Стартового капитала всегда хватает[править]

Разумеется в реальности хватает его не всегда и не всем, а даже если и хватает, то обычно не на всё. Современная основанная на кредитах и инвестициях экономика породила стереотип о «бизнесе с нуля», когда от самого предпринимателя достаточно одного только волевого решения, а всё остальное он приобретёт на рынке на деньги, которые возьмёт у банков. Исторически далеко не одно предприятие прогорело из-за того, что взятого изначально кредита не хватило на наращивание объёмов производства до позволяющего удержаться на рынке уровня, из-за чего в итоге не удалось расплатиться даже по этому кредиту и пришлось объявлять банкротство. И даже гениальные изобретатели, чьи творения способны буквально озолотить при самых минимальных вложениях, часто оказывались неспособны наскрести средств даже на какой-то номинальный запуск производства и в итоге продавали свои патенты крупным компаниям, у которых потребный для запуска нового производства капитал уже заведомо есть под рукой.

Бесплатная доставка[править]

На практике, если распутать цепочки производства до конца, выяснится, что пресловутая «себестоимость» товара большей частью складывается именно из затрат на логистику и меньшей частью из затрат на собственно само производство. Почему так? А потому, что логистика — это услуга, причём затратная, потому как складывается из содержания складов, обслуживания транспортного парка, поддержания исправности транспортных линий, затрат на обеспечение транспорта энергией и так далее, заканчивая зарплатой водителей, грузчиков и сторожей — это целый комплекс мер, раскинувшийся от технологий и аж до политики, связывающий человечество в единую цивилизацию, не давая ей распасться на отдельные анклавы.

Усушки и утруски не бывает[править]

Капитан Очевидность подсказывает, что по закону больших чисел однажды что-нибудь обязательно пойдёт не так. А когда от того, так всё пойдёт, или не так, зависит, выйдете ли вы в плюс, или уйдёте в минус, пренебрегать запасом для манёвра мягко говоря рисковано. Когда закупается материал для пошива одежды, он закупается с запасом, потому как площадь выкроек всё равно не покроет ровно сто процентов материала — останутся обрезки, да и сами выкройки делаются с припусками на швы, потому что площадь поверхности сшитой одежды будет меньше суммарной площади выкроек, из которых она сшита. Материал всегда расходуется с потерями. В большой партии товара обязательно встретится бракованный. При транспортировке и хранении однажды где-то что-то обязательно повредят. И предусмотрительный предприниматель всегда закладывает это в смету, чем и отличается от непредусмотрительного — и то даже тогда иногда выходит так, что заложенного запаса оказывается недостаточно.

Какая ещё инфраструктура?![править]

Строго говоря именно инфраструктура может считаться умеренно-достоверным мерилом развития цивилизации, но когда автор изображает шоу в бутылке, слишком многие подробности остаются за кадром.

Вездесущая биржа[править]

Современные средства связи и распространённость так называемых «виртуальных площадок» создают у широкой публики обманчивое представление о бирже, как о некой абстракции. На самом деле даже сейчас каждая отдельно взятая биржевая площадка — это отдельная организация со своими офисами и внутренними распорядками, занимающаяся обслуживанием своей площадки для заключения сделок. А потому «приобрести на бирже» значит не то же самое, что «купить в магазине», а означает «найти на бирже подходящее предложение и заключить договор на поставку», равно как и «продать на бирже» значит не то же самое, что «сдать в комиссионку», а означает «найти на бирже подходящего клиента и заключить с ним договор на поставку». Естественно такими механизмами активно пользуются биржевые спекулянты (и как раз именно их стараниями и создаётся тот самый образ «глобального виртуального комиссионного магазина»), заключающие договора на поставки со всеми подряд поставщиками, хотя самим-то спекулянтам эти товары «поставить» попросту некуда: у них и складов-то даже нет, не говоря о производствах и точках сбыта — такие договора заключаются только для того, чтобы затем перезаключить договора на поставки уже с теми, кому эти товары реально нужны, при этом избежав столкновения с вопросами логистики, потому как проблема доставки на плечи спекулянта не ложится — для него-то как раз все товары «на бирже», и возить ничего никуда не нужно. Это породило такое неоднозначное явление, как «прямые договора», заключаемые «крупными игроками» в обход биржи, что лишает спекулянтов их хлеба, но позволяет заключившим такой договор сэкономить. Если же речь идёт о более ранних эпохах, то там биржа больше походила на базар, куда было нужно прийти своими ногами, а потом самому искать в гомонящей толпе подходящего вам продавца или покупателя — такая биржа выступала в первую очередь удобным местом сбора, где помимо прочего можно было узнать свежие новости, а вместе с ними заодно и актуальные расценки, по которым разные люди предлагают покупать или продавать те или иные товары.

Неизнашивающиеся инструменты[править]

Для производства чего угодно нужны какие-то средства. Даже если речь идёт об услугах. Даже когда речь идёт о, например, певце, все «услуги» которого сводятся к собственно пению — поддержание голосовых связок в достойном состоянии многим исполнителям влетает в копеечку, а ведь по-хорошему ещё и костюмчик нужен, чтобы перед клиентом смотреться представительно. Простой извозчик может попытаться и сам на себе тянуть всю хозяйственную сторону своего извоза, да только заработать таким макаром у него много не выйдет — разделение труда не случайно придумали: здоровье лошади проверяет коновал ветеринар — а без него может статься, что лошадь только на колбасу пустить останется, подковать лошадь кузнец потребен — а коли занесло в такую глухомань, что на тьму вёрст окрест ни единой наковальни, и там угораздило расковаться, может статься, что самому телегу тянуть придётся, когда лошадь копыта собьёт, а то и вообще бросать груз, а ведь телегу-то ещё и к мастеру-колёснику возить надо временами — а то с треснувшими ободами да с кривыми спицами много не навозишь. И вот как-то так оно само собой получается, что заниматься своим трудом представитель профессии может только там, где у него есть какие-никакие гарантии возможности содержать свои орудия труда в исправности, а это самое содержание ещё и далеко не бесплатное — не станет краснодеревщик браться за заказ, если объём работы такой, что он все свои резцы об него сточит под нуль, а денег на новые заказчик вперёд не даёт.

Самопрокладывающиеся дороги[править]

Почему древние греки возили грузы по морю, а древние римляне возили грузы по дорогам? Наверно потому, что древние греки селились по берегам моря или как минимум крупных рек, а древние римляне селились в глубине своего полуострова и дальше на континенте? С точностью до наоборот — причину и следствие перепутали местами! Древние римляне не мелочились и строили натуральные дорожные сети, за счёт которых и могли бодро расселяться вглубь континента, а древние греки строили корабли, на которых по морю можно было уйти довольно далеко, а вот от моря уйти можно только по достаточно полноводной реке, причём желательно без порогов, чтобы волоком меньше проходить приходилось. Корабли — это очень круто, потому что построить корабль можно «здесь и сейчас», а добраться на нём потом можно да хоть до другого полушария головного мозга Земного Шара — а дорогу нужно строить по всей её длине, и добраться по ней можно только до чего-то в её пределах. А как же простые грунтовки? А так, что они любят превращаться в распутицу, наводя на мысли о том, что возможно всё же лучше было добираться морем: вплавь-то идти придётся в любом случае, но вода в море всё же почище будет, чем грязь в поле. Хорошая дорога — это в первую очередь отсыпка из щебёнки на хорошую глубину, чтобы такая дорога могла выдерживать нагрузку от перемещающегося по ней транспорта и перераспределять её на подстилающие слои грунтов с минимальными деформациями. Но корабль можно загрузить только в пределах его грузоподъёмности, происходящей от пределов его водоизмещения и прочности — а по дороге транспорт может двигаться одновременно по всей её длине. Вот и вышло, что дороги обеспечили Римской Империи отличную связь и возможность регулярно исправно перевозить как большие, так и малые грузы. Но где транспортной сети нет, там так легко и просто грузы не доставить — сперва эту сеть нужно построить, а уже потом можно наслаждаться результатами. Но тем не менее у многих авторов дорожные сети возникают изниоткуда по мановению руки, а то и просто присутствуют в качестве чего-то само-собой разумеющегося — просто римляне в своё время столько дорог понастроили[1], что в сознании среднестатистического европейца с трудом укладывается мысль о том, что где-то дорог может не быть вообще.

Градация степеней тяжести поражения[править]

Иногда случается так, что даже среднего бытового понимания экономики достаточно для того, чтобы произведение получалось читать только сквозь пальцы прикрывающей лицо ладони, но бывает и так, что поначалу персонаж выглядит просто удивительно талантливым и везучим, а фатальный недостаток обнаруживается только при более внимательном рассмотрении.

  1. Подозрительно ускоренная динамика. В сущности на первый взгляд ничего противоестественного, но скорость, с которой проявляютсе результаты действий, соответствует не изображённому укладу, от которого выполняется переход, а тому укладу, к которому переход происходит.
  2. Перескок через ступень. В реальности уклады сменяли друг друга в определённом порядке не просто так, а оттого, что каждый последующий был продуктом развития каждого предыдущего. Запустить промышленную революцию в стране, ещё не прошедшей разделение труда, почти нереально — потребуется фактически вводить и разделение труда, и механизацию одновременно. Тем не менее примеры попыток встречаются даже и в реальной жизни, однако редко, когда такие процессы обходятся без внешней поддержки от тех, кто на целевую ступень уже перешёл, а то и уже ушёл на следующую за ней.
  3. Несоответствие методик эпохам. Эффективный менеджер перенёсся в далёкое прошлое в эпоху рабовладения и удвоил эффективность вводом КТУ/KPI? Регулярную кормёжку и элементарную гигиену он ввести не подумал? Наш клиент!
  4. Эффективность решения зависит от сюжетной значимости принимающего. Очень и очень скользкий приём. Естественно мы ожидаем, что центральный персонаж окажется прозорливее побочных персонажей, а потому он будет лучше чувствовать, когда какое действие уместно, а пытающиеся ему бездумно подражать фактически будут идти вслепую, полагаясь не на хитрость, а на удачу. Вот только для этого всего нужно обрамление, которое объяснит, почему один снижением цены на товар в разы увеличил прибыль, а другой тем же самым путём ушёл в минус — тут помочь автору может описание менеджмента издержек, но для этого автору надо его описать, потому что без этого мы оказываемся в одном шаге от следующего пункта.
  5. Экономика — это магия. Терминальная стадия. Стабилизировать состояние пациента способна только ежедневная «кружка Эсмарха» с отваром страниц «Капитала» Карла Маркса. Для общества больной безвозвратно потерян.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Роберт Асприн это дело любит, благо сеттинги у него в основном комедийные, что делает предмет статьи допустимой жанровой условностью, хотя и рискует скатить повествование в абсурдизм.
    • МИФы — Скив не только обладает совершенно противоестественной везучестью, но ещё и регулярно ей пользуется, причём в том числе для поправки финансового положения. Переложить армейскую логистику на частных перевозчиков для экономии расходов на неё? А откуда эти перевозчики взялись, если до того таких объёмов перевозок не было? Сидели и скучали в ожидании заказов, пока лошади простаивали в стоилах? Зачем они тогда вообще в грузоперевозки пошли? Или они забросили плуги и решили возить грузы вместо того, чтобы пахать землю, когда увидели, сколько им заплатят за перевозки? Ну и сколько урожая тогда будет собрано, когда придёт время? Рынок грузоперевозок фактически материализовался из воздуха комплектом вместе со способными выдержать объёмы этих грузоперевозок дорогами.
      • Когда автор заметил, что что-то тут слегка не так, он не придумал ничего лучше, чем ввести Банни, которая Скива превосходит ещё на столько же, на сколько он превосходит всех остальных — впрочем она девочка, потому обижаться мы на неё не будем.
        • Там же натебейка марксистам, когда Гвидо и Нунцио в ходе расследования недостач на одном производстве внедрились в среду рабочих, чтобы найти, кто и как приворовывает, но столкнулись с откровенно людоедским менеджментом, из-за которого встали на сторону рабочих, организовали профсоюз и стали отстаивать их права — а по итогу расследование завершила тем временем копавшаяся в бухгалтерии Банни, обнаружившая, что на самом производстве недостач не было, а приворовывал на самом деле один из менеджеров, который для того вёл двойную бухгалтерию. Причём проворовавшегося менеджера в итоге наоборот поощрили за его действия, ведь его двойная бухгалтерия теперь позволяла уклоняться от налогов и обдирать заказчиков — а действия Гвидо и Нунцио только принесли убытки заказчику расследования.
    • Шуттовской цикл — Уиллард Шутт[2] в свободное от службы время занимается тем, что скупает убыточные предриятия, одним только усилием мысли превращает их в прибыльные и продаёт обратно втридорога, потому что после этого они перестают быть ему интересны. Мир произведения, конечно, тот ещё рассадник головотяпства, поэтому Шутт там действительно способен сойти за гения, но вот чтобы прямо настолько…

Вэб-комиксы[править]

  • Homestuck — послецарапинная версия Дэйва Страйдера, шутки ради: открыл производство даже даром совершенно никому абсолютно не нужного хлама просто ужаснейшего качества (выгядело, как артефакты JPEG-сжатия, и по существу ими же и являлось, только материальными), обусловленного тем, что градус экономии на производстве превысил все мыслимые и все немыслимые пределы — и умудрился на этом разбогатеть, потому что из-за беспрецедентных мер по экономии на всём производственные издержки ушли в минус (не иначе как из ядерных отходов этот хлам производил) и сами стали приносить прибыль, избавляя от необходимости кому-то впаривать товар (правда в итоге товар пришлось как-то утилизировать, чтобы он не выжил людей с планеты, но накопленных к тому моменту сбережений вполне хватило вывести всё это добро в космос и запустить в Солнце).

Аниме и манга[править]

  • Pumpkin Scissors — Рондарио постоянно ноет, что его бизнес душат налогами, но в то же время спокойно разбрасывается суммами, на которые можно отгрохать небольшой город, если не небольшую страну, мотивируя это тем, что получившие эти деньги всё равно в итоге потратят их на товары и услуги его фирм, параллельно подтолкнув других предпринимателей вложить в эти фирмы свои средства. То ли казнокрадство в Империи Роял перешло все мыслимые и немыслимые пределы, то ли Рондарио претендует на статус эталона предмета статьи.

Видеоигры[править]

  • Практически любая CRPG, где эффективность купли-продажи определяется прокачиваемым навыком, позволяет сделать предметом статьи своего персонажа. Педаль в пол, если навык можно докачать до уровня продажи предметов «за полную стоимость», то есть за ту же сумму, за которую торговец сам эти же товары готов продавать персонажу. Педаль в асфальт, если есть эксплойт, позволяющий заставить торговца покупать дороже, чем он продаёт.
    • в Risen 3 из эксплойта сделали фичу. Последний уровень навыка торговли прямо говорит, что ГГ может купить товар у торговца и продать его ему же дороже. Как это работает? Харизма видимо. По сути этот навык торговли нужен только стрелкам, дабы постоянно закупаться патронами.
      • Добрым словом и пистолетом можно добиться куда большего, чем одним добрым словом. Но да, "харизмой" стрелка это тоже можно назвать.
  • Fable — авторы игры попытались добавить местной экономике реализма, за счёт чего цены на товары устанавливаются динамически в зависимости от того, насколько дефицитным каждый товар выглядит в глазах конкретного торговца. Вот только «дефицитность» товара торговец определяет по своим собственным запасам оного товара, то есть при наличии достаточного запаса денег герою выгоднее скупить у торговца имеющиеся запасы выбранного товара подчистую, тем самым взвинтив цену до небес, а потом продать это всё обратно, добавив сверху свой запас того же товара. Впрочем отчасти сходным образом наваривались первые в истории человечества спекулянты.
  • Четвёртые Герои Меча и Магии — ветка навыков «Nobility» («Знатность/Благородство») позволяет герою производить золото и ресурсы буквально из воздуха, а также заставляет существ в замке плодиться ускоренными темпами, впрочем для этой серии игр такая условность допустима.
    • Во второй и третьей частях деньги приносил навык «Estates» («Доход»), в пятой — перк ветки Лидерства «Управление казной», но сумма всюду была очень скромной. А вот в четвёртой… да, впечатляло. Но ради развития всего этого приходилось жертвовать другими, куда более ценными навыками, либо развивать ветку «Знатности» у героев, не предназначенных для боя, когда была возможность получать опыт не в бою.

Примечания[править]

  1. На постсоветском пространстве на эту тему частенько шутят о том, что в Европе всё чаще обнаруживаются следы древней высокоразвитой цивилизации.
  2. В оригинале персонаж носит фамилию «Phule» (реально существующая индийская фамилия), что созвучно с «Fool» («дурак» — дополнительно подкрепляется тем, что компания его отца носит название «Phule-Proof Munitions», а «foolproof» — устоявшееся выражение для описания исключительной надёжности или буквально «дуракоустойчивости»), а сам персонаж использует псевдонимы «Jester» («Шут») и «Scaramouche» («Скарамучча»), но в менталилете носителей славянских языков скоморохи и юродиевые друг с другом не ассоциируются, в отличие от менталилета носителей романских и германских языков, для которых «шут» изначально был «дурачком на потеху», а не артистом и актёром, потому переводчики решили сосредоточиться только на одном из двух аспектов юмористической этимологии, опустив второй.