Редактирование: Неоновые восьмидесятые

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 30: Строка 30:


== Технологии ==
== Технологии ==
* 12 апреля 1981 года — первый полёт «спейс шаттла». НАСА рассчитывало, что к концу десятилетия челноки будут летать через каждые две недели, но катастрофа Челленджера в 1986 году поставила жирный крест на этих наполеоновских планах.
* В 1982-м году в продажу поступают первые музыкальные компакт-диски. Тем не менее до самого конца декады основными аудионосителями продолжают оставаться виниловые пластинки и компакт-кассеты (первые окончательно сдадут позиции в [[Конец истории|90-х]], а вторые лишь в [[новое тысячелетие|00-х]]).
* Победа VHS в [[:wikipedia:Videotape format war|войне форматов]].
* Победа VHS в [[:wikipedia:Videotape format war|войне форматов]].
* Появляются компактные видеокамеры и [[:w:Видеофотоаппарат|фотовидеоаппараты]]. Они уже используют полупроводниковые матрицы (вместо передающих трубок или плёнки), но запись видеосигнала всё ещё аналоговая.
* «Killer micro» — благодаря развитию электроники, содержимое «многоуважаемого шкафа» [[:wikipedia:Minicomputer#Mid-1980s_and_1990s_decline|стало возможно запихнуть в небольшую коробку на рабочем столе]].
* «Killer micro» — благодаря развитию электроники, содержимое «многоуважаемого шкафа» [[:wikipedia:Minicomputer#Mid-1980s_and_1990s_decline|стало возможно запихнуть в небольшую коробку на рабочем столе]].
* Персональные компьютеры. Появились эти [[Так плохо, что уже хорошо|калькуляторы-переростки]] ещё в предыдущее десятилетие (производство Commodore PET, Apple II и TRS-80 началось в 1977 году), но массовое распространение началось именно в восьмидесятые.
* Персональные компьютеры. Появились эти [[Так плохо, что уже хорошо|калькуляторы-переростки]] ещё в предыдущее десятилетие (производство Commodore PET, Apple II и TRS-80 началось в 1977 году), но массовое распространение началось именно в восьмидесятые.
** Отдельно стоит упомянуть IBM PC. Слепленный в спешке и на коленке, он выглядел пародией на «настоящий компьютер», но его цена (1600 долларов за вариант с 16 кБ памяти, почти шесть раз дешевле System/23, самого дешёвого компьютера от IBM на тот момент), [[Грозная репутация|гордый лейбл]] «IBM» и открытая архитектура [[:wikipedia:IBM_Personal_Computer#Success|сделали своё дело]]. Уже к середине десятилетия больше половины американских компаний использовало IBM PC.
** Отдельно стоит упомянуть IBM PC. Слепленный в спешке и на коленке, он выглядел пародией на «настоящий компьютер», но его цена (1600 долларов за вариант с 16 кБ памяти, почти шесть раз дешевле System/23, самого дешёвого компьютера от IBM на тот момент), [[Грозная репутация|гордый лейбл]] «IBM» и открытая архитектура [[:wikipedia:IBM_Personal_Computer#Success|сделали своё дело]]. Уже к середине десятилетия больше половины американских компаний использовало IBM PC.
* В мире игровых приставок тем временем помирает, прихлопнутое «кризисом видеоигр», второе поколение (Atari 2600 и другие, менее известные), на смену ему приходит третье (легендарная <s>Dendy</s> NES и её конкурентка Sega Master System) и четвёртое (SNES и Sega MegaDrive) поколения.
* Быстрое и сравнительно массовое распространение компьютеров закономерно привело к желанию как-нибудь пообщаться с единомышленниками. С середины десятилетия начинает разрастаться Фидо, многие открывают свои BBS-ки (электронные доски объявлений), открывавшие доступ к публикации постов и объявлений (эдакие прото-блоги), тематическим эхоконференциям (прообразам форумов, чатов и конф), каталогам обмена файлами. Параллельно с 1980 года развивается UseNet, изначально — сеть, связывавшая компьютеры различных ВУЗ-ов. Из UseNet родится современный интернет, хотя произойдет это только в следующем десятилетии (1993 год). В Фидо, на BBS-ках и в Юзнете зарождается современная сетевая культура с такими базовыми понятиями, как «модератор», «администратор», «бан», «троллинг», «спам», «флуд», «флейм», «смайл», «репутация».
* Быстрое и сравнительно массовое распространение компьютеров закономерно привело к желанию как-нибудь пообщаться с единомышленниками. С середины десятилетия начинает разрастаться Фидо, многие открывают свои BBS-ки (электронные доски объявлений), открывавшие доступ к публикации постов и объявлений (эдакие прото-блоги), тематическим эхоконференциям (прообразам форумов, чатов и конф), каталогам обмена файлами. Параллельно с 1980 года развивается UseNet, изначально — сеть, связывавшая компьютеры различных ВУЗ-ов. Из UseNet родится современный интернет, хотя произойдет это только в следующем десятилетии (1993 год). В Фидо, на BBS-ках и в Юзнете зарождается современная сетевая культура с такими базовыми понятиями, как «модератор», «администратор», «бан», «троллинг», «спам», «флуд», «флейм», «смайл», «репутация».
* Первые эпидемии [[Компьютерные вирусы|компьютерных вирусов]].
* В 1982-м году в продажу поступают первые музыкальные компакт-диски. Тем не менее до самого конца декады основными аудионосителями продолжают оставаться виниловые пластинки и компакт-кассеты (первые окончательно сдадут позиции в [[Конец истории|90-х]], а вторые лишь в [[новое тысячелетие|00-х]]).


== Культура и быт ==
== Культура и быт ==
* В США рынок игр для игровых приставок оказывается перенасыщен однотипными примитивными поделками, что закономерно выливается в крах видеоигровой индустрии 1983 года. В течение двух последующих лет прекращается выпуск множества консолей, закрываются видеоигровые журналы, резко падают продажи. Исправить ситуацию смогла только Nintendo, которая даже позиционировала свое детище не как приставку, а как полноценную «развлекательную систему» с обучающими функциями (Nintendo Entertainment System, NES).
* В США рынок игр для игровых приставок оказывается перенасыщен однотипными примитивными поделками, что закономерно выливается в крах видеоигровой индустрии 1983 года. В течение двух последующих лет прекращается выпуск множества консолей, закрываются видеоигровые журналы, резко падают продажи. Исправить ситуацию смогла только Nintendo, которая даже позиционировала свое детище не как приставку, а как полноценную «развлекательную систему» с обучающими функциями (Nintendo Entertainment System, NES).
* Компьютерные игры переживают расцвет, благо, компьютеры дешевеют и становятся доступными широким массам. [[Ultima]], [[Might & Magic]] и другие культовые серии кодифицируют жанр RPG в виде, более-менее похожем на современный. Широко распространяются и шутеры, квесты, стратегии.
* Компьютерные игры переживают расцвет, благо, компьютеры дешевеют и становятся доступными широким массам. [[Ultima]], [[Might & Magic]] и другие культовые серии кодифицируют жанр RPG в виде, более-менее похожем на современный. Широко распространяются и шутеры, квесты, стратегии.
** Именно в это десятилетие появляются [[Визуальный роман|визуальные романы]].
* Компьютеризация возрождает интерес к научной фантастике. Также под ее влиянием зарождается такой жанр, как киберпанк — квинтэссенция всех чаяний и страхов восьмидесятых (компьютеризированный мир под пятой корпораций, несомненно японских). Примечательно что литературный и кинематографический киберпанк зародились практически одновременно и независимо друг от друга. В то время как Уильям Гибсон писал Джонни-мнемоника и Сожжение Хром, в Голливуде  снимались «[[Бегущий по лезвию]]» и «[[Трон (вселенная)|Трон]]», в Канаде «Видеодром», в Японии «Взрывающийся город», а в ФРГ — «Камикадзе–1989».
* Компьютеризация возрождает интерес к научной фантастике. Также под ее влиянием зарождается такой жанр, как киберпанк — квинтэссенция всех чаяний и страхов восьмидесятых (компьютеризированный мир под пятой корпораций, несомненно японских). Примечательно что литературный и кинематографический киберпанк зародились практически одновременно и независимо друг от друга. В то время как Уильям Гибсон писал Джонни-мнемоника и Сожжение Хром, в Голливуде  снимались «[[Бегущий по лезвию]]» и «[[Трон (вселенная)|Трон]]», в Канаде «Видеодром», в Японии «Взрывающийся город», а в ФРГ — «Камикадзе–1989».
* Рок-музыку накрывает волна [[металл]]а, который становится более-менее похожим на то, что играют тяжелые группы сегодня. Формируются не только традиционные стили (хэви, пауэр, спид), но и экстремальные. Окончательно разуверившись в хипповских идеалах шестидесятых и в психоделическом духоискательстве семидесятых, рокеры становятся злее и радикальнее. Появляются первые эксперименты с экстремальным вокалом.
* Рок-музыку накрывает волна [[метал]]а, который становится более-менее похожим на то, что играют тяжелые группы сегодня. Формируются не только традиционные стили (хэви, пауэр, спид), но и экстремальные. Окончательно разуверившись в хипповских идеалах шестидесятых и в психоделическом духоискательстве семидесятых, рокеры становятся злее и радикальнее. Появляются первые эксперименты с экстремальным вокалом.
** Глэм-рок и глэм-метал, впрочем, позиций не сдают и даже более того — на протяжении всего десятилетия Motley Crue, Ratt, Def Leppard и Van Halen были более популярными, продавали больше альбомов и собирали больше залов, чем какие-нибудь [[Metallica]], [[Iron Maiden]] или, тем более, Bathory и Venom. С другой стороны, к концу восьмидесятых-началу девяностых глэм себя исчерпал и умер естественной смертью, а метал еще на протяжении минимум двадцати лет оставался живее всех живых.
** Глэм-рок и глэм-метал, впрочем, позиций не сдают и даже более того — на протяжении всего десятилетия Motley Crue, Ratt, Def Leppard и Van Halen были более популярными, продавали больше альбомов и собирали больше залов, чем какие-нибудь [[Metallica]], [[Iron Maiden]] или, тем более, Bathory и Venom. С другой стороны, к концу восьмидесятых-началу девяностых глэм себя исчерпал и умер естественной смертью, а метал еще на протяжении минимум двадцати лет оставался живее всех живых.
** На соседнем фланге классический панк медленно разваливается (Clash в творческом кризисе, Sex Pistols попросту распались), зато развиваются пост-панк и новая волна. На пике формы Bauhaus, Siouxsie and The Banshees, The Cure и The Sisters of Mercy, к концу десятилетия начнут собираться уже отпрыски брака готики с металлом — в частности, Paradise Lost и My Dying Bride. «Новая волна» возникла в прошлом десятилетии, но и в 80-е (особенно в первую их половину) продолжают оставаться популярными Blondie, The Cars, Talking Heads, The Police, Dire Straits. Также зародившийся 70-х синти-поп, в 80–е  переходит из музыкального авангарда в мэйнстрим (вытесняя из хит-парадов устаревшее диско) а его суперзвёздами становятся Duran Duran, Human League, Ultravox, Eurythmics и Depeche Mode.
** На соседнем фланге классический панк медленно разваливается (Clash в творческом кризисе, Sex Pistols попросту распались), зато развиваются пост-панк и новая волна. На пике формы Bauhaus, Siouxsie and The Banshees, The Cure и The Sisters of Mercy, к концу десятилетия начнут собираться уже отпрыски брака готики с металлом — в частности, Paradise Lost и My Dying Bride. «Новая волна» возникла в прошлом десятилетии, но и в 80-е (особенно в первую их половину) продолжают оставаться популярными Blondie, The Cars, Talking Heads, The Police, Dire Straits. Также зародившийся 70-х синти-поп, в 80–е  переходит из музыкального авангарда в мэйнстрим (вытесняя из хит-парадов устаревшее диско) а его суперзвёздами становятся Duran Duran, Human League, Ultravox, Eurythmics и Depeche Mode.
Строка 52: Строка 47:
** Модным танцем эпохи становится пришедший из «черных» кварталов Нью-Йорка брейк-данс, а его музыкальным символом (во всяком случае для широких масс) — внезапно, написанная захотевшим поэксперементировать с электро и хип-хопом, 42-х летним патриархом джаза и фанка Херби Хэнкоком композиция Rock It.
** Модным танцем эпохи становится пришедший из «черных» кварталов Нью-Йорка брейк-данс, а его музыкальным символом (во всяком случае для широких масс) — внезапно, написанная захотевшим поэксперементировать с электро и хип-хопом, 42-х летним патриархом джаза и фанка Херби Хэнкоком композиция Rock It.
* В 1981-м году в США начинает вещать канал MTV специализирующийся  на показе видеоклипов, после чего производство музыкальных роликов становится на поток. Отныне каждая уважающяя себя  рок/поп–звезда должна заботиться не только о качественном музыкальном материале, но и о соответствующей визуальной составляющей.
* В 1981-м году в США начинает вещать канал MTV специализирующийся  на показе видеоклипов, после чего производство музыкальных роликов становится на поток. Отныне каждая уважающяя себя  рок/поп–звезда должна заботиться не только о качественном музыкальном материале, но и о соответствующей визуальной составляющей.
* [[Моральная паника|Сатанинская паника]]. В начале восьмидесятых в США и в меньшей мере — других странах начинает распространяться массовая истерия по поводу [[Псевдозаговор|сатанинского подполья, якобы действующего по всему миру и включающего в себя множество высокопоставленных лиц]]. Сатанисты якобы занимаются вовлечением молодых женщин и мужчин в проституцию, растлением несовершеннолетних, подстрекательствами к терактам и массовым самоубийствам молодежи, похищениями людей, кровавыми жертвоприношениями, убийствами священнослужителей мировых религий, подготавливая скорый приход Антихриста (понимался как глобальный диктатор, который создаст всемирное тоталитарное государство). В вовлечении людей в сатанизм обвинялись [[Во всём виновата Дока 2!|литература в модных жанрах фэнтези и НФ, стремительно набиравшие популярность настольные и компьютерные игры, рок-музыка]]. На этой волне у безобидных гиков и неформалов часто возникали проблемы с законом. Возможно, кстати, что появление блэк-метала и массовый рост интереса к сатанинской и антихристианской тематике у рок-групп восьмидесятых [[Хорошие сапоги, надо брать|был вызван именно сатанинской паникой]] — мол, да, мы такие, и это круто, а вы всего лишь глупые обыватели <s>и не выкупаете постиронию</s>!
* [[Моральная паника|Сатанинская паника]]. В начале восьмидесятых в США и в меньшей мере — других странах начинает распространяться массовая истерия по поводу [[Псевдозаговор|сатанинского подполья, якобы действующего по всему миру и включающего в себя множество высокопоставленных лиц]]. Сатанисты якобы занимаются вовлечением молодых женщин и мужчин в проституцию, растлением несовершеннолетних, подстрекательствами к терактам и массовым самоубийствам молодежи, похищениями людей, кровавыми жертвоприношениями, убийствами священнослужителей мировых религий, подготавливая скорый приход Антихриста (понимался как глобальный диктатор, который создаст всемирное тоталитарное государство). В вовлечении людей в сатанизм обвинялись [[Во всём виновата Дока 2|литература в модных жанрах фэнтези и НФ, стремительно набиравшие популярность настольные и компьютерные игры, рок-музыка]]. На этой волне у безобидных гиков и неформалов часто возникали проблемы с законом. Возможно, кстати, что появление блэк-метала и массовый рост интереса к сатанинской и антихристианской тематике у рок-групп восьмидесятых [[Хорошие сапоги, надо брать|был вызван именно сатанинской паникой]] — мол, да, мы такие, и это круто, а вы всего лишь глупые обыватели <s>и не выкупаете постиронию</s>!
* В 1981 году в США регистрируется аномальная вспышка редких заболеваний, связанных с тяжелым иммунодефицитом — саркомы Капоши, ранее встречавшейся в основном у пожилых людей средиземноморского происхождения, и пневмоцистной пневмонии, развивавшейся у пациентов с лейкозом, проходивших химиотерапию. Аномалия заключалась в том, что тем и другим по непонятным причинам начали болеть молодые мужчины-гомосексуалы, которые не входили в эти группы риска. В 1982 году загадочное поветрие было выделено в отдельную нозологию — GRID\ГСИН (Gay-Related immune deficiency, «гей-связанная иммунная недостаточность»). В дальнейшем похожие проблемы были также обнаружены у инъекционных наркоманов, людей с гемофилией А и уроженцев Гаити (так называемые четыре «H» — homosexuality, heroine, haemophilia, Haiti). Общей чертой у пострадавших из всех этих всех четырех групп было катастрофическое, порой до неопределяемых значений, снижение числа CD4-лимфоцитов. Когда стало ясно, что страдают не только гомосексуалы и не только мужчины, аббревиатуру GRID заменили на AIDS (СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита). В 1983 году ученым удается найти возбудителя болезни — вирус, поражающий те самые CD4-лимфоциты, делая иммунную систему беспомощной. Он получил обозначение «вирус иммунодефицита человека» — HIV\ВИЧ. Очень скоро заболевших ВИЧ-инфекцией начинают регистрировать и по всему остальному миру, в том числе и в соцлагере. Отныне и навсегда ВИЧ и СПИД (HIV и AIDS в английском) — одни из самых страшных аббревиатур в медицине. Начинается усиленная пропаганда барьерной контрацепции как наиболее эффективного средства предотвращения заражения.
* В 1981 году в США регистрируется аномальная вспышка редких заболеваний, связанных с тяжелым иммунодефицитом — саркомы Капоши, ранее встречавшейся в основном у пожилых людей средиземноморского происхождения, и пневмоцистной пневмонии, развивавшейся у пациентов с лейкозом, проходивших химиотерапию. Аномалия заключалась в том, что тем и другим по непонятным причинам начали болеть молодые мужчины-гомосексуалы, которые не входили в эти группы риска. В 1982 году загадочное поветрие было выделено в отдельную нозологию — GRID\ГСИН (Gay-Related immune deficiency, «гей-связанная иммунная недостаточность»). В дальнейшем похожие проблемы были также обнаружены у инъекционных наркоманов, людей с гемофилией А и уроженцев Гаити (так называемые четыре «H» — homosexuality, heroine, haemophilia, Haiti). Общей чертой у пострадавших из всех этих всех четырех групп было катастрофическое, порой до неопределяемых значений, снижение числа CD4-лимфоцитов. Когда стало ясно, что страдают не только гомосексуалы и не только мужчины, аббревиатуру GRID заменили на AIDS (СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита). В 1983 году ученым удается найти возбудителя болезни — вирус, поражающий те самые CD4-лимфоциты, делая иммунную систему беспомощной. Он получил обозначение «вирус иммунодефицита человека» — HIV\ВИЧ. Очень скоро заболевших ВИЧ-инфекцией начинают регистрировать и по всему остальному миру, в том числе и в соцлагере. Отныне и навсегда ВИЧ и СПИД (HIV и AIDS в английском) — одни из самых страшных аббревиатур в медицине. Начинается усиленная пропаганда барьерной контрацепции как наиболее эффективного средства предотвращения заражения.
* Отчасти как следствие предыдущего пункта — сексуальная мораль становится несколько более пуританской по сравнению с шестидесятыми и семидесятыми, и вместо бунтаря-хиппи начинает продвигаться образ '''яппи''' (yuppie — young urban professonal person): молодого и уверенного в себе профессионала-карьериста, одевающегося в строгие костюмы и ведущего благопристойный светский образ жизни. В общем, почти как в [[Белый заборчик|пятидесятые]], только с упором на карьеризм, социал-дарвинизм и демонстративное потребление предметов роскоши (общество потребления — это именно то, на что опирается рейганомика). Эта статья, кстати, могла называться «Метал, хип-хоп и яппи».
* Отчасти как следствие предыдущего пункта — сексуальная мораль становится несколько более пуританской по сравнению с шестидесятыми и семидесятыми, и вместо бунтаря-хиппи начинает продвигаться образ '''яппи''' (yuppie — young urban professonal person): молодого и уверенного в себе профессионала-карьериста, одевающегося в строгие костюмы и ведущего благопристойный светский образ жизни. В общем, почти как в [[Белый заборчик|пятидесятые]], только с упором на карьеризм, социал-дарвинизм и демонстративное потребление предметов роскоши (общество потребления — это именно то, на что опирается рейганомика). Эта статья, кстати, могла называться «Метал, хип-хоп и яппи».
Строка 62: Строка 57:
** Деконструкции и пародии на эпическое фэнтези, возникшие как результат пресыщения типовыми романами про Великого Героя, совместно с Верными Напарниками побеждающего Тёмного Властелина. Расцветает [[тёмное фэнтези]] — многие вспоминают об антигероях времен зарождения жанра, таких как Конан или Фафхрд с Серым Мышеловом. Серия о Чёрном отряде за авторством Кука становится культовой. Пародии тоже в цене: в 1983 году Пратчетт выпускает первую книгу о Плоском Мире, а книги Пирса Энтони о Ксанфе появились даже чуточку раньше. А в конце десятилетия первые рассказы о [[Сага о ведьмаке|Геральте из Ривии]] пишет и издаёт [[Анджей Сапковский]].
** Деконструкции и пародии на эпическое фэнтези, возникшие как результат пресыщения типовыми романами про Великого Героя, совместно с Верными Напарниками побеждающего Тёмного Властелина. Расцветает [[тёмное фэнтези]] — многие вспоминают об антигероях времен зарождения жанра, таких как Конан или Фафхрд с Серым Мышеловом. Серия о Чёрном отряде за авторством Кука становится культовой. Пародии тоже в цене: в 1983 году Пратчетт выпускает первую книгу о Плоском Мире, а книги Пирса Энтони о Ксанфе появились даже чуточку раньше. А в конце десятилетия первые рассказы о [[Сага о ведьмаке|Геральте из Ривии]] пишет и издаёт [[Анджей Сапковский]].
* Параллельно начинается расцвет фэнтези в кинематографе, собственно в 80-х кинофэнтези как жанр по большому счету и родилось т.к. все фэнтезийные (не являющиеся экранизациями сказок, мифов и легенд) фильмы вышедшие ранее можно пересчитать по пальцам. Два наиболее ярковыраженных направления — расчитанные на семейную аудиторию приключенческие ленты («Бандиты во времени», «Бесконечная история» , «Тёмный кристалл», «[[Лабиринт (фильм)|Лабиринт]]», «[[Уиллоу]]», «Крулл», «Легенда», «Леди-ястреб») и щедро приправленные гуро и обнаженкой «варварские» экшены («[[Конан-варвар]]», «Конан-разрушитель», «Рыжая Соня», «Повелитель зверей», серии фильмов «Ловчий смерти» и «Королева варваров»). Отдельного упомиания  заслуживает снятое бывшим клипмейкером Расселом Малкэхи городское фэнтези «[[Горец]]».
* Параллельно начинается расцвет фэнтези в кинематографе, собственно в 80-х кинофэнтези как жанр по большому счету и родилось т.к. все фэнтезийные (не являющиеся экранизациями сказок, мифов и легенд) фильмы вышедшие ранее можно пересчитать по пальцам. Два наиболее ярковыраженных направления — расчитанные на семейную аудиторию приключенческие ленты («Бандиты во времени», «Бесконечная история» , «Тёмный кристалл», «[[Лабиринт (фильм)|Лабиринт]]», «[[Уиллоу]]», «Крулл», «Легенда», «Леди-ястреб») и щедро приправленные гуро и обнаженкой «варварские» экшены («[[Конан-варвар]]», «Конан-разрушитель», «Рыжая Соня», «Повелитель зверей», серии фильмов «Ловчий смерти» и «Королева варваров»). Отдельного упомиания  заслуживает снятое бывшим клипмейкером Расселом Малкэхи городское фэнтези «[[Горец]]».
* Вал [[Фильм категории Б|дешёвых фильмов]] «про постапокалипсис», с типовым сценарием: некие панки (или борцы за новый постапокалиптический порядок, во главе со самозваным генералом или полковником) набИгают на поселение мирных ситизенов, а героический герой их героически спасает. «Радиоактивный песочек с потолка так и сыплется!».
* Повальная мода на ЗОЖ. Женщины от юных девушек и до домохозяек за 30 занимаются аэробикой, парни (впрочем и некоторые девушки тоже) — бодибилдингом, взрослые солидные дяденьки бегают по утрам трусцой.
* Повальная мода на ЗОЖ. Женщины от юных девушек и до домохозяек за 30 занимаются аэробикой, парни (впрочем и некоторые девушки тоже) — бодибилдингом, взрослые солидные дяденьки бегают по утрам трусцой.
* Изобретенный еще в 70-х [[гуляш и чардаш|венгром]] Эрнё Рубиком кубик-головоломка завладевает умами всего человечества от Москвы до Лос-Анджелеса.
* Изобретенный еще в 70-х [[гуляш и чардаш|венгром]] Эрнё Рубиком кубик-головоломка завладевает умами всего человечества от Москвы до Лос-Анджелеса.
* В мире настольных игр появились (или приняли более-менее привычный вид) многие системы и сеттинги, в частности:
** [[Dungeons & Dragons|Dungeons&Dragons]] (второе издание «Advanced Dungeon&Dragons» и [[Знают именно за это|самый известный]] сеттинг «[[Forgotten Realms]]»).
** [[Warhammer Fantasy Battles]] и [[Warhammer 40,000]] (первое издание «Rogue Trader» вышло в 1987)
** [[GURPS]] (появилась в 1986, а '''то самое''' третье издание — 1988 год).
** [[BattleTech]] — в 1984 году вышла первая [[Варгейм|настольная игра]], а в 1988 — первая компьютерная (BattleTech: The Crescent Hawk's Inception).


== Где встречается ==
== Где встречается ==
{{Примеры}}
=== Фольклор ===
* «[[wikipedia:Polybius (urban legend)|Polybius]]» — согласно городской легенде эта «Дока 2» была выпущена в 1981 году.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Брет Истон Элис «Информаторы» — действие происходит в период 1982-1984-го годов, постоянно упоминается MTV и различные группы «новой волны».
* Брет Истон Элис «Информаторы» — действие происходит в период 1982го-84го годов, постоянно упоминается MTV и различные группы «новой волны».
* Дэвид Бишоф, «Недетские игры» (WarGames) — новеллизация одноимённого фильма, однако имеет отдельную ценность, так как в ней довольно детально показана IT среда того времени. Телефонные дозвоны, BBSки, новостные группы…
* «Недетские игры» (WarGames) Дэвида Бишофа — новеллизация одноимённого фильма, однако имеет отдельную ценность, так как в ней довольно детально показана IT среда того времени. Телефонные дозвоны, BBSки, новостные группы…
* Неизвестный автор (приписывается Стивену Кингу), «Трагедия онлайнизма» — рассказ о том как обладатель модема открыл для себя удивительный мир BBS и не менее удивительные счета за телефон.
* Джон Варли,  «Нажмите „ВВОД”» — Лос-Анджелес начала восьмидесятых. Однажды в доме Виктора Апфела раздаётся телефонный звонок и его настойчиво просят зайти в дом к соседу, нелюдимому затворнику… {{spoiler|Который [[Судмедэксперт в возмущении|нарвался]] не то на [[Всемогущая спецслужба|АНБ]], устраняющую «докопавшихся», не то на [[Цифровое чудовище|созданную ими чучундру]]}}.
* Стивен Леви, «Хакеры: Герои компьютерной революции» (первое издание — 1984 год) — третья часть книги, под названием «Хакеры компьютерных игр». Рассказ о первых годах Sierra On-Line (тогда ещё On-Line Systems), первых программистах игр для домашних компьютеров и распада хакерского сообщества, [[Всё пошло слишком так|не пережившего появления доступных широким массам микроЭВМ]] (так что эпилог, рассказывающий о Ричарде Столлмане, называется «Последний<ref>О том что GNU Project выстрелит (и как выстрелит!) в 1983 году ещё никто не подозревал.</ref> истинный хакер»).


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Atomic Blonde|Взрывная блондинка]]», конечно, имеет местом действия [[Доннерветтер унд сосиски|Восточный Берлин]], но неоновая эстетика не просто присутствует, а прямо-таки бьёт по всем рецепторам.
* «[[Atomic Blonde|Взрывная блондинка]]», конечно, имеет местом действия [[Доннерветтер унд сосиски|Восточный Берлин]], но неоновая эстетика не просто присутствует, а прямо-таки бьёт по всем рецепторам.
* «[[Полицейская академия]]» — первые шесть фильмов. Седьмой это уже настоянные на [[клюква|клюкве]] [[лихие девяностые]].
* Фильмы Уолтера Хилла снятые в этот период, в особенности «48 Часов», «Другие 48 часов» и «Красная Жара». Грязь и наркомафия соседствует с рок-клубами, массивными тачками, стразами и неоном во все поля. Самый сок эпохи в общем то. «Воины» с сильно прикрученным фитильком, в бедных районах Нью-Йорка неоновых вывесок маловато, их часто бьют и воруют.
* «[[Хищник]]» — на самом деле, приметы эпохи все на месте. Война двух блоков на «внеблоковых территориях», «чёрные операции», приоритет специальных подразделений и прокси-формирований перед массовыми армиями. Плюс, именно что серьёзный боевик с отсылкой на реальное противостояние СССР и США в Никарагуа, при том что это фантастика, с по настоящему угрожающим инопланетным антагонистом.
* «[[Терминатор]]» — из нашей эпохи это воспринимается не совсем так. Но вообще Лос-Анджелес 80-х, урбанизированных и техногенный донельзя, выглядит весьма футуристично, на фоне себя же прошлого десятилетия. К тому же все приметы эпохи: электроника, неон, автомобили, и самое главное — страх перед утратой контроля над технологическим прогрессом, всё на месте и очень выпукло показано.
* «Крепкий Орешек» — в эту же копилку. Футуристическое и полностью автоматизированные высокотехнологичное здание в центре Лос-Анджелеса. Наёмники нигилисты замаскированные под идейных террористов. Критическая зависимость и властей и боевиков от технологий, на которых всё и замыкается в конечном итоге. Тоже достаточно новое веяние для своего времени. Не говоря уже о том что на равных с предыдущим пунктом, фильм всего навсего «перевернул» весь жанр боевика ААА класса.
* «[[Оно]]» 2017 года — действие первой части было перенесено из 1950-х в 1980-е, благодаря чему в жизнь главных героев вторгаются привычные для культуры развлечений 1980-х вещи — те же видеоигры.
* «Лето 84» — канадский фильм 2017 года, также эксплуатирующий популярный после предыдущего фильма троп «маленький американский городок, лето, 1980-е, подростки, тайна».


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Очень странные дела|Очень странные дела]]» — все три сезона сериала происходят в [[Маленький городок|американской глубинке]] 80-х годов.
* «[[Очень странные дела|Очень странные дела]]» — все три сезона сериала происходят в [[Маленький городок|американской глубинке]] 80-х годов.
* [[Deutschland 83]], [[Deutschland 86]], [[Deutschland 89]] — действие происходит в ГДР и ФРГ, поэтому 1980-е показаны глазами немцев. Первый сезон глубоко раскрывает тему нового похолодания в отношениях между Западом и Востоком, которое началось в конце 1970-х и продолжалось вплоть до прихода к власти Горбачёва. Показаны или упоминаются кризис с евроракетами, план «РЯН», учения «Able Archer 83», инцидент с южнокорейским Боингом над Сахалином, поддерживаемый СССР политический терроризм в Западной Европе и многое другое.
* [[Deutschland 83]], [[Deutschland 86]], [[Deutschland 89]]
* [[Полиция Майами: Отдел нравов]] — столько стиля 80-х, сколько можно без вреда для сюжета запихать в неонуарный боевик, а потом ещё немного сверху. Музыка, мода, автомобили, яхты и даже оружие — всё самое актуальное для своего времени.
* «ГДР»  — отечественная шпионская драма, действие которой происходит осенью 1989 года, в стремительно десоветизирующейся [[ГДР]].
 
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Корпорация «Заговор»]]» — пятая серия первого сезона посвящена попаданию главных героев в городок, застрявший в карикатурных 1980-х. Высмеивается современное представление о той эпохе — то, как оно могло быть.
* [[Утиные истории]] — сериал делался во второй половине восьмидесятых, так что местный сеттинг им более-менее соответствует, с поправкой на [[Забавные животные|антропоморфность]] персонажей.
* [[Чип и Дейл спешат на помощь]] — аналогичный случай, только здесь уже [[Человеко-звериный сеттинг|как-бы наш мир, с разумными животными]].
 
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобе]] ===
* Kamichu! — [[Реальная жизнь|самая обычная]] Япония начала восьмидесятых (действие происходит в 1983-1984 году) и не менее обычная японская восьмиклассница… которая однажды утром поняла, что она стала [[w:ками|ками]].


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* «[[GTA Vice City]]» — действие происходит в 1986году, атмосферу постарались передать достаточно точно (если ориентироваться по американским же фильмам той же эпохи), мобильник-кирпич — одна из важных деталей.
* «[[GTA Vice City]]» — действие происходит в 1986 году, атмосферу постарались передать достаточно точно (если ориентироваться по американским же фильмам той же эпохи), мобильник-кирпич — одна из важных деталей.
* Call of Duty: Black Ops Cold War (2020) — события происходят в начале 80-х в разгар нового этапа Холодной войны. Первая миссия в Берлине по атмосфере напоминает «Взрывную блондинку» - аналогично утопающий в неоне и декадансе город.
* Call of Duty: Black Ops Cold War (2020) — события происходят в 80-тые в разгар Холодной войны
* [[Leisure Suit Larry]] — первые три игры. Дальше начинается [[конец истории]].
{{stub}}
* [[Hotline Miami]] же!
 
=== Интернет творчество ===
* Фанатское творчество по [[Madness Combat]] - Короткий метр Rush City и минисериал Feelings давят [[педаль в пол]], так как пародируют старые полицейские боевики.
 
=== [[Музыка]] ===
* [[Ретровейв]] — жанр, вдохновленный западной электронной музыкой, писавшейся в 1980-е для научно-фантастического и экшн-кино (например, саундтрек фильма  «Нечто» Карпентера)
 
== Примечания ==
{{Примечания}}
 
{{Nav/США}}
{{Nav/США}}
{{Nav/История Европы}}
{{Nav/История Европы}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Сеттинг}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!