Неоновые восьмидесятые

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The '80s. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Восьмидесятые — сложный, но яркий период в истории как США и Европы, так и соцлагеря. Говорим «восьмидесятые» — подразумеваем кислотно-яркие цвета, любовь одновременно к мистике и научной фантастике, олдскульный метал и синтипоп, триумф неолиберализма в лицах Тэтчер и Рейгана, начинающийся кризис социалистической системы. Хронологические рамки эпохи, как и большинства прочих, несколько размыты и выходят за рамки календарного десятилетия. Для удобства за начальную дату мы возьмем 1979 год — приход к власти в Великобритании Маргарет Тэтчер, иконы неолиберальной политики. А вот с конечной датой все однозначно: 1991 год, распад СССР.

Первая половина десятилетия у нас прошла еще под знаком застоя, вторая — Перестройка.

Характерная стилистика — китч восьмидесятых.

Предыдущая эпоха — Свинцовые семидесятые. Следующая — Конец истории.

Важнейшие события и тенденции эпохи[править]

(link)

Классическая песня Iron Maiden с альбома 1984 года, передающая страхи времен роста международной напряженности. Название «Две минуты до полуночи» связано со знаменитыми «Часами судного дня», которые показывали именно такое время до ядерной войны.
  • Расцвет неолиберальной экономики. Маргарет Тэтчер в Великобритании, Рональд Рейган в США и их последователи в других странах последовательно продвигали идеи laissez-faire, снижения налогового бремени и оптимизации государственных расходов. Благодаря этому удалось преодолеть экономическую рецессию семидесятых, а с ней — и характерную для той эпохи нестабильность, но многие люди были не в восторге («тэтчеризм» и «рейганомика» не просто так стали ругательствами среди сторонников более социально-ориентированной политики).
  • Японское экономическое чудо пробивает педаль в асфальт. В 1980 году японский ВВП пробивает рекордную отметку в триллион долларов. Япония и другие «азиатские тигры» пугают нарастающей экономической мощью весь мир. Многие уверены, что Япония вот прямо совсем скоро выкупит США и Европу с потрохами.
  • В первой половине десятилетия разрядка семидесятых сменяется очередным ростом напряженности между социалистическими и капиталистическими странами. США и ряд других стран (ФРГ, Канада, Япония и другие) бойкотируют Олимпиаду 1980 года в Москве полностью, сборные некоторых других государств, включая Великобританию, выступают под флагами МОК. В ответ СССР и соцстраны бойкотируют Олимпиаду 1984 года в Лос-Анджелесе.
    • 1983 год становится пиком нового противостояния социалистических и капиталистических стран. Рейган произносит свою знаменитую речь про «Империю Зла». Практически сразу после этого США начинают развертывать программу «Звёздные войны» ака СОИ. 1 сентября над Сахалином был сбит корейский Boeing 747. Мир снова балансирует на грани ядерной войны.
    • Одной из самых значимых фигур этого времени неожиданно для всех стала Саманта Смит, школьница из штата Мэн, которая в том же 1983 году написала письмо Андропову о том, почему СССР хочет ядерной войны. После некоторых пертурбаций Андропов ответил ей необычно теплым и искренним письмом, содержащим ударную дозу душегрейки. Саманта посетила СССР и моментально стала звездой. Её трагическая гибель в авиакатастрофе (1985) стала поводом для огромного количества конспирологических теорий.
  • Полет Матиаса Руста. 25 мая 1987 года немецкий пилот-любитель пересек границу СССР и приземлился прямо в центре Москвы. Эта история многими считается еще более мутной, чем гибель Саманты Смит, причем намного более заслуженно (радиолокационное поле не менялось три дня, ПВО засекла нарушителя, но сообщила о «стае птиц», Горбачев получил очень удобный повод устроить чистку среди командного состава…)
    • При этом сам Руст, как показывает его дальнейшая жизнь, отнюдь не был похож на человека высоких идеалов, совершившего полет из пацифистских соображений.
  • Со второй половины восьмидесятых рост напряженности сменяется разрядкой. Длится она недолго — примерно тогда же дружественные СССР режимы в странах Восточной Европы начинают рушиться один за другим. В 1989 году по Центральной и Восточной Европе прокатывается волна антикоммунистических выступлений и падений просоветских правительств, известная под не совсем точным наименованием «Осень народов»:
    • В Польше по итогам забастовочного движения 1988 года и первых выборов с участием несистемной оппозиции весной 1989 года антикоммунистическая «Солидарность» получает 35 % мест в Сейме и 99 из 100 — в Сенате. Коммунистический премьер-министр Кищактак уходит в отставку, формируется правоцентристское правительство, приступающее к рыночным реформам. Уход в отставку президента Ярузельского в 1990 году только закрепляет уже состоявшийся крах ПНР.
    • В Венгрии опять же в 1988 году отправляется в отставку Янош Кадар, бессменный фактический руководитель страны с 1956 года. В октябре 1989 года коммунистическая ВСРП реформируется в социал-демократическую ВСП и фактически демонтирует просоветский режим.
    • В ГДР проходит волна демонстраций и мирных протестов. 9 ноября 1989 года гражданам ГДР разрешают посещать Западный Берлин. На выборах 1990 года побеждает левоцентристкий ХДС, чье правительство почти сразу же запускает процесс объединения с ФРГ. Берлинская стена окончательно стала ненужным артефактом и была снесена.
    • В ЧССР также происходят митинги, получившие (ставшее крылатым) название «Бархатная революция». В конце декабря формируется некоммунистическое правительство Александра Дубчека и Вацлава Гавела. 29 марта 1990 года ЧССР преобразуется в ЧСФР (Чешскую и Словацкую Федеративную Республику). В 1992 году она распалась на современную Чехию и Словакию.
    • В Болгарии 10 ноября 1989 года происходит переворот: Политбюро ЦК БКП внезапно смещает многолетнего руководителя Тодора Живкова. Страна два года балансировала на грани гражданской войны, но в конечном итоге коммунисты все-таки ушли из власти сравнительно мирно.
    • В Румынии в декабре начинаются массовые протесты (ЧСХ, поддержанные СССР). Военные перешли на сторону демонстрантов. 22 декабря Чаушеску бежал из Бухареста, но был схвачен и расстрелян.
  • СФРЮ и Албания стояли наособицу, но и там в 1989—1990 годах к власти пришли не-коммунисты. Вскоре после этого Югославия скатилась в ад гражданской войны.
  • В свете вышеприведенных событий руководимые Советским Союзом международные организации стран соцлагеря — Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи — потеряли смысл. 25 февраля 1991 года расформировываются военные структуры ОВД, 1 июля в Праге подписывается протокол о ее расформировании. В том же году СЭВ сначала преобразовывается в Организацию международного экономического сотрудничества, а потом распускается.
  • Финальным аккордом становится крах СССР. К концу эпохи околосоциалистические режимы сохраняются только в Кубе, Лаосе, Вьетнаме, КНДР и Китае. Наступает новая эпоха.

Технологии[править]

  • 12 апреля 1981 года — первый полёт «спейс шаттла». НАСА рассчитывало, что к концу десятилетия челноки будут летать через каждые две недели, но катастрофа Челленджера в 1986 году поставила жирный крест на этих наполеоновских планах.
  • В 1982-м году в продажу поступают первые музыкальные компакт-диски. Тем не менее до самого конца декады основными аудионосителями продолжают оставаться виниловые пластинки и компакт-кассеты (первые окончательно сдадут позиции в 90-х, а вторые лишь в 00-х).
  • Победа VHS в войне форматов.
  • Появляются компактные видеокамеры и фотовидеоаппараты. Они уже используют полупроводниковые матрицы (вместо передающих трубок или плёнки), но запись видеосигнала всё ещё аналоговая.
  • «Killer micro» — благодаря развитию электроники, содержимое «многоуважаемого шкафа» стало возможно запихнуть в небольшую коробку на рабочем столе.
  • Персональные компьютеры. Появились эти калькуляторы-переростки ещё в предыдущее десятилетие (производство Commodore PET, Apple II и TRS-80 началось в 1977 году), но массовое распространение началось именно в восьмидесятые.
    • Отдельно стоит упомянуть IBM PC. Слепленный в спешке и на коленке, он выглядел пародией на «настоящий компьютер», но его цена (1600 долларов за вариант с 16 кБ памяти, почти шесть раз дешевле System/23, самого дешёвого компьютера от IBM на тот момент), гордый лейбл «IBM» и открытая архитектура сделали своё дело. Уже к середине десятилетия больше половины американских компаний использовало IBM PC.
  • В мире игровых приставок тем временем помирает, прихлопнутое «кризисом видеоигр», второе поколение (Atari 2600 и другие, менее известные), на смену ему приходит третье (легендарная Dendy NES и её конкурентка Sega Master System) и четвёртое (SNES и Sega MegaDrive) поколения.
  • Быстрое и сравнительно массовое распространение компьютеров закономерно привело к желанию как-нибудь пообщаться с единомышленниками. С середины десятилетия начинает разрастаться Фидо, многие открывают свои BBS-ки (электронные доски объявлений), открывавшие доступ к публикации постов и объявлений (эдакие прото-блоги), тематическим эхоконференциям (прообразам форумов, чатов и конф), каталогам обмена файлами. Параллельно с 1980 года развивается UseNet, изначально — сеть, связывавшая компьютеры различных ВУЗ-ов. Из UseNet родится современный интернет, хотя произойдет это только в следующем десятилетии (1993 год). В Фидо, на BBS-ках и в Юзнете зарождается современная сетевая культура с такими базовыми понятиями, как «модератор», «администратор», «бан», «троллинг», «спам», «флуд», «флейм», «смайл», «репутация».
  • Первые эпидемии компьютерных вирусов.

Культура и быт[править]

  • В США рынок игр для игровых приставок оказывается перенасыщен однотипными примитивными поделками, что закономерно выливается в крах видеоигровой индустрии 1983 года. В течение двух последующих лет прекращается выпуск множества консолей, закрываются видеоигровые журналы, резко падают продажи. Исправить ситуацию смогла только Nintendo, которая даже позиционировала свое детище не как приставку, а как полноценную «развлекательную систему» с обучающими функциями (Nintendo Entertainment System, NES).
  • Компьютерные игры переживают расцвет, благо, компьютеры дешевеют и становятся доступными широким массам. Ultima, Might & Magic и другие культовые серии кодифицируют жанр RPG в виде, более-менее похожем на современный. Широко распространяются и шутеры, квесты, стратегии.
  • Компьютеризация возрождает интерес к научной фантастике. Также под ее влиянием зарождается такой жанр, как киберпанк — квинтэссенция всех чаяний и страхов восьмидесятых (компьютеризированный мир под пятой корпораций, несомненно японских). Примечательно что литературный и кинематографический киберпанк зародились практически одновременно и независимо друг от друга. В то время как Уильям Гибсон писал Джонни-мнемоника и Сожжение Хром, в Голливуде снимались «Бегущий по лезвию» и «Трон», в Канаде «Видеодром», в Японии «Взрывающийся город», а в ФРГ — «Камикадзе–1989».
  • Рок-музыку накрывает волна металла, который становится более-менее похожим на то, что играют тяжелые группы сегодня. Формируются не только традиционные стили (хэви, пауэр, спид), но и экстремальные. Окончательно разуверившись в хипповских идеалах шестидесятых и в психоделическом духоискательстве семидесятых, рокеры становятся злее и радикальнее. Появляются первые эксперименты с экстремальным вокалом.
    • Глэм-рок и глэм-метал, впрочем, позиций не сдают и даже более того — на протяжении всего десятилетия Motley Crue, Ratt, Def Leppard и Van Halen были более популярными, продавали больше альбомов и собирали больше залов, чем какие-нибудь Metallica, Iron Maiden или, тем более, Bathory и Venom. С другой стороны, к концу восьмидесятых-началу девяностых глэм себя исчерпал и умер естественной смертью, а метал еще на протяжении минимум двадцати лет оставался живее всех живых.
    • На соседнем фланге классический панк медленно разваливается (Clash в творческом кризисе, Sex Pistols попросту распались), зато развиваются пост-панк и новая волна. На пике формы Bauhaus, Siouxsie and The Banshees, The Cure и The Sisters of Mercy, к концу десятилетия начнут собираться уже отпрыски брака готики с металлом — в частности, Paradise Lost и My Dying Bride. «Новая волна» возникла в прошлом десятилетии, но и в 80-е (особенно в первую их половину) продолжают оставаться популярными Blondie, The Cars, Talking Heads, The Police, Dire Straits. Также зародившийся 70-х синти-поп, в 80–е переходит из музыкального авангарда в мэйнстрим (вытесняя из хит-парадов устаревшее диско) а его суперзвёздами становятся Duran Duran, Human League, Ultravox, Eurythmics и Depeche Mode.
    • Многим звездам мэйнстримного рока 70х удается успешно приспособиться к требованиям новой эпохи в той или иной степени проапгрейдив свое звучание элементами синта (Queen, Genesis и их бывший вокалист Питер Гэбриэл, Sparks, ELO, Дэвид Боуи,), либо поп-металла (Kiss, Aerosmith, Whitesnake, Элис Купер), а такие образованные еще на рубеже 60х/70х банды как Judas Priest, Scorpions, Twisted Sister, ZZ Top именно в 80е совершают скачок от широкой известности в узких кругах к мировой славе.
    • Модным танцем эпохи становится пришедший из «черных» кварталов Нью-Йорка брейк-данс, а его музыкальным символом (во всяком случае для широких масс) — внезапно, написанная захотевшим поэксперементировать с электро и хип-хопом, 42-х летним патриархом джаза и фанка Херби Хэнкоком композиция Rock It.
  • В 1981-м году в США начинает вещать канал MTV специализирующийся на показе видеоклипов, после чего производство музыкальных роликов становится на поток. Отныне каждая уважающяя себя рок/поп–звезда должна заботиться не только о качественном музыкальном материале, но и о соответствующей визуальной составляющей.
  • Сатанинская паника. В начале восьмидесятых в США и в меньшей мере — других странах начинает распространяться массовая истерия по поводу сатанинского подполья, якобы действующего по всему миру и включающего в себя множество высокопоставленных лиц. Сатанисты якобы занимаются вовлечением молодых женщин и мужчин в проституцию, растлением несовершеннолетних, подстрекательствами к терактам и массовым самоубийствам молодежи, похищениями людей, кровавыми жертвоприношениями, убийствами священнослужителей мировых религий, подготавливая скорый приход Антихриста (понимался как глобальный диктатор, который создаст всемирное тоталитарное государство). В вовлечении людей в сатанизм обвинялись литература в модных жанрах фэнтези и НФ, стремительно набиравшие популярность настольные и компьютерные игры, рок-музыка. На этой волне у безобидных гиков и неформалов часто возникали проблемы с законом. Возможно, кстати, что появление блэк-метала и массовый рост интереса к сатанинской и антихристианской тематике у рок-групп восьмидесятых был вызван именно сатанинской паникой — мол, да, мы такие, и это круто, а вы всего лишь глупые обыватели и не выкупаете постиронию!
  • В 1981 году в США регистрируется аномальная вспышка редких заболеваний, связанных с тяжелым иммунодефицитом — саркомы Капоши, ранее встречавшейся в основном у пожилых людей средиземноморского происхождения, и пневмоцистной пневмонии, развивавшейся у пациентов с лейкозом, проходивших химиотерапию. Аномалия заключалась в том, что тем и другим по непонятным причинам начали болеть молодые мужчины-гомосексуалы, которые не входили в эти группы риска. В 1982 году загадочное поветрие было выделено в отдельную нозологию — GRID\ГСИН (Gay-Related immune deficiency, «гей-связанная иммунная недостаточность»). В дальнейшем похожие проблемы были также обнаружены у инъекционных наркоманов, людей с гемофилией А и уроженцев Гаити (так называемые четыре «H» — homosexuality, heroine, haemophilia, Haiti). Общей чертой у пострадавших из всех этих всех четырех групп было катастрофическое, порой до неопределяемых значений, снижение числа CD4-лимфоцитов. Когда стало ясно, что страдают не только гомосексуалы и не только мужчины, аббревиатуру GRID заменили на AIDS (СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита). В 1983 году ученым удается найти возбудителя болезни — вирус, поражающий те самые CD4-лимфоциты, делая иммунную систему беспомощной. Он получил обозначение «вирус иммунодефицита человека» — HIV\ВИЧ. Очень скоро заболевших ВИЧ-инфекцией начинают регистрировать и по всему остальному миру, в том числе и в соцлагере. Отныне и навсегда ВИЧ и СПИД (HIV и AIDS в английском) — одни из самых страшных аббревиатур в медицине. Начинается усиленная пропаганда барьерной контрацепции как наиболее эффективного средства предотвращения заражения.
  • Отчасти как следствие предыдущего пункта — сексуальная мораль становится несколько более пуританской по сравнению с шестидесятыми и семидесятыми, и вместо бунтаря-хиппи начинает продвигаться образ яппи (yuppie — young urban professonal person): молодого и уверенного в себе профессионала-карьериста, одевающегося в строгие костюмы и ведущего благопристойный светский образ жизни. В общем, почти как в пятидесятые, только с упором на карьеризм, социал-дарвинизм и демонстративное потребление предметов роскоши (общество потребления — это именно то, на что опирается рейганомика). Эта статья, кстати, могла называться «Метал, хип-хоп и яппи».
  • Завоевания двух прошлых десятилетий, однако же, никуда не деваются, но теперь такой образ жизни начинает ассоциироваться с декадансом, увяданием, близкой смертью и хождением по кромке (особенно если речь про ЛГБТ). Как следствие — в контркультуре, особенно среди тех же ЛГБТ, становится популярным образ вампиров и других иномирных существ, часто андрогинной внешности. Яркие примеры — сценические образы Клауса Номи и Дэвида Боуи, а также образ Джарета Короля Гоблинов в исполнении того же Боуи в фильме «Лабиринт» 1986 года и вампирский фильм «Голод» 1983 года, где в одной из главных ролей снялся всё тот же Боуи.
  • Жанр фэнтези цветет и пахнет. Новыми трендами становятся:
    • Новеллизации настольных игр, в частности Dragonlance и произведения Роберта Сальваторе о темном эльфе Дзирте, как следствие прихода в жанр гиков.
    • Многотомные эпопеи. Культовыми становятся, в частности, произведения Терри Брукса про Шаннару и Раймонда Фэйста про мир Мидкемии. Совместно с предыдущим пунктом они кодифицируют стандартный фэнтези-сеттинг: срисованный с европейского Высокого Средневековья мир, где отважные рыцари совместно с эльфами, гномами и выходцами из прочих рас, популяризованных Профессором, сражаются с орками, драконами и прочей нечистью. Справедливости ради, лучшие произведения жанра, включая те самые романы Брукса и Фэйста, уже тогда предлагали какую-никакую деконструкцию.
    • Планетарные романсы, сочетающие НФ и элементы фэнтези (например, цикл «Маджипур» Сильверберга). Вообще, смешение элементов научной фантастики и фэнтези — неотъемлемая часть стилистики восьмидесятых. В ту же копилку идут сеттинги Might and Magic или Wizardry. Порой проникало в предыдущий пункт: так, мир Шаннары на самом деле является постапокалипсисом, а в произведениях Фэйста есть прямые указания на возможность, особенно в прошлом, межзвездных путешествий, да и сама фабула первой дилогии про Пага — вторжение захватчиков с другой планеты — по тем временам скорее фантастическая. Это потом от «иномировых захватчиков» в фэнтези всех мастей стало не протолкнуться.
    • Деконструкции и пародии на эпическое фэнтези, возникшие как результат пресыщения типовыми романами про Великого Героя, совместно с Верными Напарниками побеждающего Тёмного Властелина. Расцветает тёмное фэнтези — многие вспоминают об антигероях времен зарождения жанра, таких как Конан или Фафхрд с Серым Мышеловом. Серия о Чёрном отряде за авторством Кука становится культовой. Пародии тоже в цене: в 1983 году Пратчетт выпускает первую книгу о Плоском Мире, а книги Пирса Энтони о Ксанфе появились даже чуточку раньше. А в конце десятилетия первые рассказы о Геральте из Ривии пишет и издаёт Анджей Сапковский.
  • Параллельно начинается расцвет фэнтези в кинематографе, собственно в 80-х кинофэнтези как жанр по большому счету и родилось т.к. все фэнтезийные (не являющиеся экранизациями сказок, мифов и легенд) фильмы вышедшие ранее можно пересчитать по пальцам. Два наиболее ярковыраженных направления — расчитанные на семейную аудиторию приключенческие ленты («Бандиты во времени», «Бесконечная история» , «Тёмный кристалл», «Лабиринт», «Уиллоу», «Крулл», «Легенда», «Леди-ястреб») и щедро приправленные гуро и обнаженкой «варварские» экшены («Конан-варвар», «Конан-разрушитель», «Рыжая Соня», «Повелитель зверей», серии фильмов «Ловчий смерти» и «Королева варваров»). Отдельного упомиания заслуживает снятое бывшим клипмейкером Расселом Малкэхи городское фэнтези «Горец».
  • Вал дешёвых фильмов «про постапокалипсис», с типовым сценарием: некие панки (или борцы за новый постапокалиптический порядок, во главе со самозваным генералом или полковником) набИгают на поселение мирных ситизенов, а героический герой их героически спасает. «Радиоактивный песочек с потолка так и сыплется!».
  • Повальная мода на ЗОЖ. Женщины от юных девушек и до домохозяек за 30 занимаются аэробикой, парни (впрочем и некоторые девушки тоже) — бодибилдингом, взрослые солидные дяденьки бегают по утрам трусцой.
  • Изобретенный еще в 70-х венгром Эрнё Рубиком кубик-головоломка завладевает умами всего человечества от Москвы до Лос-Анджелеса.
  • В мире настольных игр появились (или приняли более-менее привычный вид) многие системы и сеттинги, в частности:

Где встречается[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Фольклор[править]

  • «Polybius» — согласно городской легенде эта «Дока 2» была выпущена в 1981 году.

Литература[править]

  • Брет Истон Элис «Информаторы» — действие происходит в период 1982-1984-го годов, постоянно упоминается MTV и различные группы «новой волны».
  • Дэвид Бишоф, «Недетские игры» (WarGames) — новеллизация одноимённого фильма, однако имеет отдельную ценность, так как в ней довольно детально показана IT среда того времени. Телефонные дозвоны, BBSки, новостные группы…
  • Неизвестный автор (приписывается Стивену Кингу), «Трагедия онлайнизма» — рассказ о том как обладатель модема открыл для себя удивительный мир BBS и не менее удивительные счета за телефон.
  • Джон Варли, «Нажмите „ВВОД”» — Лос-Анджелес начала восьмидесятых. Однажды в доме Виктора Апфела раздаётся телефонный звонок и его настойчиво просят зайти в дом к соседу, нелюдимому затворнику… Который нарвался не то на АНБ, устраняющую «докопавшихся», не то на созданную ими чучундру.
  • Стивен Леви, «Хакеры: Герои компьютерной революции» (первое издание — 1984 год) — третья часть книги, под названием «Хакеры компьютерных игр». Рассказ о первых годах Sierra On-Line (тогда ещё On-Line Systems), первых программистах игр для домашних компьютеров и распада хакерского сообщества, не пережившего появления доступных широким массам микроЭВМ (так что эпилог, рассказывающий о Ричарде Столлмане, называется «Последний[1] истинный хакер»).

Кино[править]

  • «Взрывная блондинка», конечно, имеет местом действия Восточный Берлин, но неоновая эстетика не просто присутствует, а прямо-таки бьёт по всем рецепторам.
  • «Полицейская академия» — первые шесть фильмов. Седьмой это уже настоянные на клюкве лихие девяностые.
  • Фильмы Уолтера Хилла снятые в этот период, в особенности «48 Часов», «Другие 48 часов» и «Красная Жара». Грязь и наркомафия соседствует с рок-клубами, массивными тачками, стразами и неоном во все поля. Самый сок эпохи в общем то. «Воины» с сильно прикрученным фитильком, в бедных районах Нью-Йорка неоновых вывесок маловато, их часто бьют и воруют.
  • «Хищник» — на самом деле, приметы эпохи все на месте. Война двух блоков на «внеблоковых территориях», «чёрные операции», приоритет специальных подразделений и прокси-формирований перед массовыми армиями. Плюс, именно что серьёзный боевик с отсылкой на реальное противостояние СССР и США в Никарагуа, при том что это фантастика, с по настоящему угрожающим инопланетным антагонистом.
  • «Терминатор» — из нашей эпохи это воспринимается не совсем так. Но вообще Лос-Анджелес 80-х, урбанизированных и техногенный донельзя, выглядит весьма футуристично, на фоне себя же прошлого десятилетия. К тому же все приметы эпохи: электроника, неон, автомобили, и самое главное — страх перед утратой контроля над технологическим прогрессом, всё на месте и очень выпукло показано.
  • «Крепкий Орешек» — в эту же копилку. Футуристическое и полностью автоматизированные высокотехнологичное здание в центре Лос-Анджелеса. Наёмники нигилисты замаскированные под идейных террористов. Критическая зависимость и властей и боевиков от технологий, на которых всё и замыкается в конечном итоге. Тоже достаточно новое веяние для своего времени. Не говоря уже о том что на равных с предыдущим пунктом, фильм всего навсего «перевернул» весь жанр боевика ААА класса.
  • «Оно» 2017 года — действие первой части было перенесено из 1950-х в 1980-е, благодаря чему в жизнь главных героев вторгаются привычные для культуры развлечений 1980-х вещи — те же видеоигры.
  • «Лето 84» — канадский фильм 2017 года, также эксплуатирующий популярный после предыдущего фильма троп «маленький американский городок, лето, 1980-е, подростки, тайна».

Телесериалы[править]

  • «Очень странные дела» — все три сезона сериала происходят в американской глубинке 80-х годов.
  • Deutschland 83, Deutschland 86, Deutschland 89 — действие происходит в ГДР и ФРГ, поэтому 1980-е показаны глазами немцев. Первый сезон глубоко раскрывает тему нового похолодания в отношениях между Западом и Востоком, которое началось в конце 1970-х и продолжалось вплоть до прихода к власти Горбачёва. Показаны или упоминаются кризис с евроракетами, план «РЯН», учения «Able Archer 83», инцидент с южнокорейским Боингом над Сахалином, поддерживаемый СССР политический терроризм в Западной Европе и многое другое.
  • Полиция Майами: Отдел нравов — столько стиля 80-х, сколько можно без вреда для сюжета запихать в неонуарный боевик, а потом ещё немного сверху. Музыка, мода, автомобили, яхты и даже оружие — всё самое актуальное для своего времени.
  • «ГДР» — отечественная шпионская драма, действие которой происходит осенью 1989 года, в стремительно десоветизирующейся ГДР.

Мультсериалы[править]

Аниме, манга, ранобе[править]

  • Kamichu! — самая обычная Япония начала восьмидесятых (действие происходит в 1983-1984 году) и не менее обычная японская восьмиклассница… которая однажды утром поняла, что она стала ками.

Видеоигры[править]

  • «GTA Vice City» — действие происходит в 1986-м году, атмосферу постарались передать достаточно точно (если ориентироваться по американским же фильмам той же эпохи), мобильник-кирпич — одна из важных деталей.
  • Call of Duty: Black Ops Cold War (2020) — события происходят в начале 80-х в разгар нового этапа Холодной войны. Первая миссия в Берлине по атмосфере напоминает «Взрывную блондинку» - аналогично утопающий в неоне и декадансе город.
  • Leisure Suit Larry — первые три игры. Дальше начинается конец истории.
  • Hotline Miami же!

Интернет творчество[править]

  • Фанатское творчество по Madness Combat - Короткий метр Rush City и минисериал Feelings давят педаль в пол, так как пародируют старые полицейские боевики.

Музыка[править]

  • Ретровейв — жанр, вдохновленный западной электронной музыкой, писавшейся в 1980-е для научно-фантастического и экшн-кино (например, саундтрек фильма «Нечто» Карпентера)

Примечания[править]

  1. О том что GNU Project выстрелит (и как выстрелит!) в 1983 году ещё никто не подозревал.