Редактирование: Не в ладах с историей

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 16: Строка 16:


== Где встречается ==
== Где встречается ==
* [[Не в ладах с историей/Субверсии|Субверсии]] — кажется, что автор налажал, но на самом деле либо детально изучил тему и не разделяет общепринятых стереотипов, либо же [[Браунизация|нарочно играет с тропом]].<br><br>
* [[Не в ладах с историей/Отечественная литература|Отечественная литература]]
* [[Не в ладах с историей/Зарубежная литература|Зарубежная литература]]
* [[Не в ладах с историей/Отечественные фильмы|Отечественные фильмы]]
* [[Не в ладах с историей/Зарубежные фильмы|Зарубежные фильмы]]
* [[Не в ладах с историей/Отечественные сериалы|Отечественные сериалы]]
* [[Не в ладах с историей/Зарубежные сериалы|Зарубежные сериалы]]
* [[Не в ладах с историей/Телевидение и публицистика|Телевидение и публицистика]]
* [[Не в ладах с историей/Мультфильмы|Мультфильмы]]
* [[Не в ладах с историей/Видеоигры|Видеоигры]]
* [[Не в ладах с историей/Музыка|Музыка]]<br><br>


=== Общее ===
=== Общее ===
* [[Анахронизм|Команда «огонь» или «пли» лучникам]]. Не в ладах не только с историей, но и с элементарной логикой. Правильно — «пускай» (в обстановке активного столкновения сокращаемое до «пщай!»)
* [[Анахронизм|Команда «огонь» или «пли» лучникам]]. Не в ладах не только с историей, но и с элементарной логикой.
** [[С прикрученным фитильком]] — если это лучники, стреляющие огненными стрелами, то так уж и быть, можно!
** [[С прикрученным фитильком]] — если это лучники, стреляющие огненными стрелами, то так уж и быть, можно!
*** И по этой команде они примутся разводить огонь, от которого будут поджигать стрелы, потому что до того ждали, решит полководец вести обстрел с этой позиции, или они пойдут на другую.
*** И по этой команде они примутся разводить огонь, от которого будут поджигать стрелы, потому что до того ждали, решит полководец вести обстрел с этой позиции, или они пойдут на другую.
Строка 31: Строка 43:
***** [[МТА]] на заметку — блок со шкивом вполне годится на роль [[Вундервафля|вундервафли]] для [[Попаданец-прогрессор|попаданца-прогрессора]] в [[Попаданец в прошлое|далёкое прошлое]], потому как позволяет сделать то, для чего нужен рычаг, там, куда рычаг нужного размера не просунуть, и при этом обладает гораздо большим ресурсом, нежели доисторический безроликовый блок, а изготовлен может быть посредством весьма примитивных технологий. Только к этому нужно ещё много длинных верёвок, которые делаются ''«крутилкой»'' из нитей, а нити в свою очередь тоже надо прясть из природного сырья с длинными волокнами — в общем вундервафель целый парк.
***** [[МТА]] на заметку — блок со шкивом вполне годится на роль [[Вундервафля|вундервафли]] для [[Попаданец-прогрессор|попаданца-прогрессора]] в [[Попаданец в прошлое|далёкое прошлое]], потому как позволяет сделать то, для чего нужен рычаг, там, куда рычаг нужного размера не просунуть, и при этом обладает гораздо большим ресурсом, нежели доисторический безроликовый блок, а изготовлен может быть посредством весьма примитивных технологий. Только к этому нужно ещё много длинных верёвок, которые делаются ''«крутилкой»'' из нитей, а нити в свою очередь тоже надо прясть из природного сырья с длинными волокнами — в общем вундервафель целый парк.
* Во многих книгах, фильмах и сериалах, посвящённых античности, всадники пользуются стременами. Однако древнейшее известное науке стремя было сделано в 322 году н. э. в Китае<ref>Чуть ранее, начиная со II века н. э., в Индии начали использовать прототипы стремян — простые кожаные петли, приделанные к седлу.</ref>. Так что ни древние греки, ни римляне, ни их современники или предки стремян не знали. В Европе стремена стали известны только во времена Великого Переселения Народов (конец V века).
* Во многих книгах, фильмах и сериалах, посвящённых античности, всадники пользуются стременами. Однако древнейшее известное науке стремя было сделано в 322 году н. э. в Китае<ref>Чуть ранее, начиная со II века н. э., в Индии начали использовать прототипы стремян — простые кожаные петли, приделанные к седлу.</ref>. Так что ни древние греки, ни римляне, ни их современники или предки стремян не знали. В Европе стремена стали известны только во времена Великого Переселения Народов (конец V века).
** Впрочем, как правило эта ошибка не сильно отражается на сути происходящего и чрезмерное внимание к ней может быть отнесено к «заклепочничеству». А для кино это ещё и [[допустимая жанровая условность]] — не каждый каскадёр и тем более актёр на коне, тем более в обстановке, приближенной к боевой, без стремян удержится.
** С другой стороны, это изобретение оказало настолько колоссальное влияние на историю человечества, что его датировку следовало бы помнить более твердо. Переход от пехоты (которой воевали в античности) к рыцарской коннице средневековья - это следствие изобретения стремян, без них никакие рыцари бы просто не появились.
* Нередко в кино полный доспех появляется лет эдак на 200—300, а то и на 500 раньше, чем он действительно сформировался. В действительности доспехи типа «сияющий на солнце робот» массово появились только под занавес рыцарской эпохи в XV веке и просуществовали менее 200 лет. Да в это время не смогли полностью вытеснить конкурирующий тип пластинчатого доспеха — бригантину. Но, как и в предыдущем примере, не стоит слишком сильно обращать на это внимание до тех пор, пока в полные латы облачена единичная элита, а не вообще все пороговно.
* Часто европейские воины средневековья изображаются поголовно с прямыми обоюдоострыми мечами, хотя односторонние в тогдашних реалиях были распространены едва ли не шире, чем двухсторонние. Причина банальна: лезвие — самая дорогая часть меча, и, отказавшись от одного из них, можно сэкономить приличное количество денег и человекочасов. В связи с этим крайне странно выглядят фразы [[скайрим]]ских стражников в духе «Ха-ха-ха, у них там мечи кривые», а уж некоторые товарищи, протиповоставляющие в интернет-срачах суровое европейское оружие японщине, у знакомых с, например, гроссмессером и швейцарской саблей вызывают разве что здоровый смех.
* Часто европейские воины средневековья изображаются поголовно с прямыми обоюдоострыми мечами, хотя односторонние в тогдашних реалиях были распространены едва ли не шире, чем двухсторонние. Причина банальна: лезвие — самая дорогая часть меча, и, отказавшись от одного из них, можно сэкономить приличное количество денег и человекочасов. В связи с этим крайне странно выглядят фразы [[скайрим]]ских стражников в духе «Ха-ха-ха, у них там мечи кривые», а уж некоторые товарищи, протиповоставляющие в интернет-срачах суровое европейское оружие японщине, у знакомых с, например, гроссмессером и швейцарской саблей вызывают разве что здоровый смех.
* В большинстве произведений, где присутствуют римские легионеры, они изображены в доспехе лорика сегментата. Этот доспех стал своего рода «визитной карточкой» римлян, вот только приняли они его на вооружение только во времена императора Августа, так что ни во время Галльских, ни во время гражданских войн они его не могли носить, по крайней мере, в массовом порядке.
* Практически везде, где затрагивается тема эпохи Цезаря, упоминаются раздачи хлеба в Риме. В особо запущенных случаях — в виде бросаемых в толпу булок. На самом деле хлеб первым додумался раздавать император Аврелиан, большой благотворитель, который также раздавал овощи, мясо, а иногда и деньги. Во времена же Цезаря и Августа, а также столетием до них и тремя столетиями после, раздавали зерно, из которого римляне варили кашу. Кроме того, раздавалось всё централизованно и получателями была не только беднота, патриции и даже консулы не находили ничего зазорного в том, чтобы получить свою долю из государственных запасов. Ну как государственных… И Цезарь, и Август были достаточно богаты, чтобы «накрывать поляну» на всех граждан во время праздников из своего кармана.
* Практически везде, где затрагивается тема эпохи Цезаря, упоминаются раздачи хлеба в Риме. В особо запущенных случаях — в виде бросаемых в толпу булок. На самом деле хлеб первым додумался раздавать император Аврелиан, большой благотворитель, который также раздавал овощи, мясо, а иногда и деньги. Во времена же Цезаря и Августа, а также столетием до них и тремя столетиями после, раздавали зерно, из которого римляне варили кашу. Кроме того, раздавалось всё централизованно и получателями была не только беднота, патриции и даже консулы не находили ничего зазорного в том, чтобы получить свою долю из государственных запасов. Ну как государственных… И Цезарь, и Август были достаточно богаты, чтобы «накрывать поляну» на всех граждан во время праздников из своего кармана.
** Ну, вообще-то паёк анноны раздавался из доходов от т. н. ''ager publicus'' — государственной земли, принадлежащей Риму как нации. Раздачи еды и денег политиками и полководцами из собственных средств (как правило перед выборами или важными судебными заседаниями, чтобы обеспечить себе общественную поддержку, или после крупных побед, когда было принято делиться военной добычей) — это было уже ''дополнительно'' к анноне.
** Ну, вообще-то паёк анноны раздавался из доходов от т. н. ager publicus — государственной земли, принадлежащей Риму как нации. Раздачи еды и денег политиками и полководцами из собственных средств (как правило перед выборами или важными судебными заседаниями, чтобы обеспечить себе общественную поддержку, или после крупных побед, когда было принято делиться военной добычей) — это было уже ''дополнительно'' к анноне.
* Если уж речь зашла о Риме, то затронем и тему [[гладиатор]]ов. Вот некоторые из самых распространенных ошибочных представлений о воинах арены.
* Если уж речь зашла о Риме, то затронем и тему гладиаторов. Вот некоторые из самых распространенных ошибочных представлений о воинах арены.
** Гладиаторы и венаторы — разные виды воинов арены. Последние сражались на потеху публике с хищными зверями и только с ними. К тому же венаторов презирали даже сильнее, чем гладиаторов.
** Гладиаторы и венаторы — разные виды воинов арены. Последние сражались на потеху публике с хищными зверями и только с ними. К тому же венаторов презирали даже сильнее, чем гладиаторов.
** Не все гладиаторы были рабами. Хватало и свободных, которые сами добровольно шли на арену (за деньгами, славой, женским вниманием, острыми ощущениями). А встречались еще и вольноотпущенники, из бывших гладиаторов — таким в римском обществе были закрыты почти все пути, демобилизованный гладиатор не мог занимать мало-мальски серьёзные и денежные должности, оставалось только идти на арену снова. Также в гладиаторы попадали осуждённые преступники — эта мера наказания была равносильна смертной казни.
** Не все гладиаторы были рабами. Хватало и свободных, которые сами добровольно шли на арену (за деньгами, славой, женским вниманием, острыми ощущениями). А встречались еще и вольноотпущенники, из бывших гладиаторов — таким в римском обществе были закрыты почти все пути, демобилизованный гладиатор не мог занимать мало-мальски серьёзные и денежные должности, оставалось только идти на арену снова. Также в гладиаторы попадали осуждённые преступники — эта мера наказания была равносильна смертной казни.
*** Зато спортивная карьера давала много денег и популярности — несколько сомнительной, но всё-таки. Постаревшие и разбогатевшие экс-гладиаторы часто шли в ланисты (содержатели гладиаторских «конюшен») или ростовщики — занятия в Риме неуважаемые, но денежные.
*** Зато спортивная карьера давала много денег и популярности — несколько сомнительной, но всё-таки. Постаревшие и разбогатевшие экс-гладиаторы часто шли в ланисты (содержатели гладиаторских «конюшен») или ростовщики — занятия в Риме неуважаемые, но денежные.
*** [[педаль в пол|Педаль в арену]] выдавил император (!) Коммод, любивший выступать на арене. Провел 735 боев как в роли собственно гладиатора, так и в роли венатора (что характеризует — диким животным не объяснишь, что это император и его не надо сильно бить). Уважения, впрочем, ему это не добавило.
*** [[педаль в пол|Педаль в арену]] выдавил император(!) Коммод, любивший выступать на арене. Провел 735 боев как в роли собственно гладиатора, так и в роли венатора (что характеризует — диким животным не объяснишь, что это император и его не надо сильно бить). Уважения, впрочем, ему это не добавило.
** Гладиаторов насильно гнали сражаться на арену, используя для этого раскаленные железные прутья (по одной из устаревших точек зрения). На самом деле в древних источниках сообщается, что гладиаторы даже бунтовали из-за того, что они выходят на арену слишком редко: во-первых, гладиаторы жили в условиях, близких к тюремным, от такой жизни и не только на арену захочется; во-вторых, напомним, что за победы в боях они получали порции славы, денег, женского внимания и приближали ими дорогу к свободе. Кроме того, показателен и тот факт, что большинство гладиаторов, добившихся освобождения (их называли рудиариями) оставались «в бизнесе»: становились тренерами, кому особо повезло — вледельцами гладиаторских «фирм» (ланистами), а нередко и просто продолжали выступать на арене.
** Гладиаторов насильно гнали сражаться на арену, используя для этого раскаленные железные прутья (по одной из устаревших точек зрения). На самом деле в древних источниках сообщается, что гладиаторы даже бунтовали из-за того, что они выходят на арену слишком редко: во-первых, гладиаторы жили в условиях, близких к тюремным, от такой жизни и не только на арену захочется; во-вторых, напомним, что за победы в боях они получали порции славы, денег, женского внимания и приближали ими дорогу к свободе.
** Проигравшего бой гладиатора убивали. А это — смотря когда: были специально предназначенные для резни и крови гладиаторы, стоившие недорого, обычно из военнопленных, их-то как раз и убивали. А вот высококвалифицированных, имевших свои фан-клубы и поддержку зрителей, оставляли в живых и лечили, если они были ранены. Как исключение, если соревнование было уникальным и широко разрекламированным, с большим денежным призом, то тогда да, могли и убить, о чем честно предупреждали.
** Проигравшего бой гладиатора убивали. А это — смотря когда: были специально предназначенные для резни и крови гладиаторы, стоившие недорого, обычно из военнопленных, их-то как раз и убивали. А вот высококвалифицированных, имевших свои фан-клубы и поддержку зрителей, оставляли в живых и лечили, если они были ранены. Как исключение, если соревнование было уникальным и широко разрекламированным, с большим денежным призом, то тогда да, могли и убить, о чем честно предупреждали.
** Про жест «палец вверх/вниз» умолчим, этот миф уже давно разоблачили. На самом деле пощаду означал кулак (меч в ножнах), а смерть — палец (меч обнаженный).
** Про жест «палец вверх/вниз» умолчим, этот миф уже давно разоблачили. На самом деле пощаду означал кулак (меч в ножнах), а смерть — палец (меч обнаженный).
Строка 49: Строка 57:
** Вообще изначально крепостное право было привилегией: крестьянин работает на барина, а барин обязан хранить запасы и содержать крестьянина в голодные годы (иначе имение отберут в пользу государства, а барину придётся идти служить). По-настоящему выжимать из работника все соки начинают, когда появляется ценный агроресурс, который можно сбывать за валюту (зерно в Речи Посполитой и Российской империи, хлопок на американском Юге). Пережитки этого сохранялись и в николаевском кодексе: например, если крестьянин хотел идти в солдаты, а барин его не отпускал, барина судили как государственного изменника: и сам не служит, и лишает царя полезных юнитов.
** Вообще изначально крепостное право было привилегией: крестьянин работает на барина, а барин обязан хранить запасы и содержать крестьянина в голодные годы (иначе имение отберут в пользу государства, а барину придётся идти служить). По-настоящему выжимать из работника все соки начинают, когда появляется ценный агроресурс, который можно сбывать за валюту (зерно в Речи Посполитой и Российской империи, хлопок на американском Юге). Пережитки этого сохранялись и в николаевском кодексе: например, если крестьянин хотел идти в солдаты, а барин его не отпускал, барина судили как государственного изменника: и сам не служит, и лишает царя полезных юнитов.
*** Изначально именно ''«крепостное»'' право было срочным решением для остановки стихийной миграции из-за неурожаев, но, как говорится, ''«нет ничего более постоянного, чем временное»'', а потому просуществовало оно долго. До введения крепостного права крестьяне были просто крестьянами, а поместья с землями при них были наименьшими субъектами, на которое делилось государство, то есть помещик был представителем власти, осуществлявшим налогообложение (что было, то налогом и обкладывалось), занимавшимся социальной защитой (в меру собственной любви к народу, то есть мог и на зависть современным гуманистам это делать, а мог и застенки царизма в миниатюре отыгрывать), обеспечивавшим судебную власть (если там только не совсем уголовка, с которой наверх по инстанциям) и так далее. И был ''«Юрьев День»'', когда крестьянин с семьёй мог спокойно собрать пожитки и уехать с земель творящего невесть что помещика-самодура — переехать на земли другого и попробовать обжиться там. Так вот ''«крепостное право»'' это самое право переезда отменяло, то есть ''«закрепляло»'' крестьянские семьи за их наделами, за счёт чего с одной стороны крестьяне больше не могли сбегать из-за низкой плодородности земель, но с другой стороны у помещиков <s>исчезала совесть</s> пропадал главный стимул для ''«тонкого менеджмента»'' их земель. Позже это ещё раз аукнулось определённым замедлением индустриализации через снижение мобильности трудоспособного населения, но к тому моменту и среди самих помещиков встречалось мнение о том, что крепостное право своё отжило и стало рудиментом государственного устройства: долгое время буксовавший институт барщины (работы крестян на собственных наделах самого помещика, урожай с которых принадлежал только ему) переродился в институт батрачества (батрак делал всё то же самое, но за оплату, а не по расписанию в рамках трудовой повинности, то есть работник мог более гибко распоряжаться своим временем и не был вынужден разрываться между наделом помещика и своим наделом, потому как мог жить целиком только на свой заработок — к тому же батраков мог нанять и зажиточный крестьянин, если у него было, чем платить) — это обеспечивало более чем достаточно централизации для того, чтобы рудиментом стал уже классический опирающийся в первую очередь на натуральное хозяйство крестьянский образ жизни.
*** Изначально именно ''«крепостное»'' право было срочным решением для остановки стихийной миграции из-за неурожаев, но, как говорится, ''«нет ничего более постоянного, чем временное»'', а потому просуществовало оно долго. До введения крепостного права крестьяне были просто крестьянами, а поместья с землями при них были наименьшими субъектами, на которое делилось государство, то есть помещик был представителем власти, осуществлявшим налогообложение (что было, то налогом и обкладывалось), занимавшимся социальной защитой (в меру собственной любви к народу, то есть мог и на зависть современным гуманистам это делать, а мог и застенки царизма в миниатюре отыгрывать), обеспечивавшим судебную власть (если там только не совсем уголовка, с которой наверх по инстанциям) и так далее. И был ''«Юрьев День»'', когда крестьянин с семьёй мог спокойно собрать пожитки и уехать с земель творящего невесть что помещика-самодура — переехать на земли другого и попробовать обжиться там. Так вот ''«крепостное право»'' это самое право переезда отменяло, то есть ''«закрепляло»'' крестьянские семьи за их наделами, за счёт чего с одной стороны крестьяне больше не могли сбегать из-за низкой плодородности земель, но с другой стороны у помещиков <s>исчезала совесть</s> пропадал главный стимул для ''«тонкого менеджмента»'' их земель. Позже это ещё раз аукнулось определённым замедлением индустриализации через снижение мобильности трудоспособного населения, но к тому моменту и среди самих помещиков встречалось мнение о том, что крепостное право своё отжило и стало рудиментом государственного устройства: долгое время буксовавший институт барщины (работы крестян на собственных наделах самого помещика, урожай с которых принадлежал только ему) переродился в институт батрачества (батрак делал всё то же самое, но за оплату, а не по расписанию в рамках трудовой повинности, то есть работник мог более гибко распоряжаться своим временем и не был вынужден разрываться между наделом помещика и своим наделом, потому как мог жить целиком только на свой заработок — к тому же батраков мог нанять и зажиточный крестьянин, если у него было, чем платить) — это обеспечивало более чем достаточно централизации для того, чтобы рудиментом стал уже классический опирающийся в первую очередь на натуральное хозяйство крестьянский образ жизни.
** В первоначальном варианте «общественный договор» был вполне справедливым: крестьянин пашет и отдает помещику плоды своего труда, помещик активнейшим образом воюет и жизнь у него, в свете перманентной военной службы, хоть и веселее, но не дольше и не легче, чем у крестьянина. После, когда договор размылся, так что крестьян, помимо работы на износ, стали грести в войско, а многие помещики, наоборот, «косили» от службы, похрустываю булкой под вальсы Шуберта, выжимая ресурсы из крестьян просто потому, что так заведено, это превратилось в предельно несправедливое явление, разрушившее в итоге [[Россия, которую мы потеряли|Российскую Империю]].
** В первоначальном варианте «общественный договор» был вполне справедливым, крестьянин пашет и отдает помещику плоды своего труда, помещик активнейшим образом воюет и жизнь у него, в свете перманентной военной службы, хоть и веселее, но не дольше и не легче, чем у крестьянина. После, когда договор размылся, так что крестьян, помимо работы на износ, стали грести в войско, а многие помещики, наоборот, «косили» от службы, похрустываю булкой под вальсы Шуберта, выжимая ресурсы из крестьян просто потому, что так заведено, это превратилось в предельно несправедливое явление, разрушившее в итоге [[Россия, которую мы потеряли|Российскую Империю]].
*** Вообще-то к моменту гибели Российской империи крепостного права не было уже 56 лет.
*** Вообще-то к моменту гибели Российской империи крепостного права не было уже 56 лет.
*** Вообще как таковое помещичество начало активно развиваться только после завершения периода феодальной раздробленности и объединения множества княжеств в единое царство. До того знать обитала в основном в городах и действительно временами собиралась в походы. Развитие сетей поместий на территориях вошедших в царство княжеств было обусловлено как раз тем, что воевать знать стала меньше, а значит можно было воспользоваться затишьем и заняться ''«укреплением тылов»'', которые теперь на всё царство были общие, а не свои на каждое княжество, как до того. И идея как раз была в том, что помещик — это такой мини-князь в подчинении у князя уже полноценного, который сам находится в подчинении у царя: в период феодальной раздробленности отдельные поместья просто не могли бы эфективно обороняться от набегов соседских князей, действовавших по принципу ''«чем дальше отошёл от дома, тем больше податей можно вытрясать»'' (грубо говоря ''«твори бардак — мы здесь проездом»'' — в Европе такая петрушка ещё долго продолжалась, одна Германия до её объединения в девятнадцатом веке чего стоит), потому крестьяне чаще селились вблизи от городов, а хутора обустраивали на свой страх и риск.
*** Вообще как таковое помещичество начало активно развиваться только после завершения периода феодальной раздробленности и объединения множества княжеств в единое царство. До того знать обитала в основном в городах и действительно временами собиралась в походы. Развитие сетей поместий на территориях вошедших в царство княжеств было обусловлено как раз тем, что воевать знать стала меньше, а значит можно было воспользоваться затишьем и заняться ''«укреплением тылов»'', которые теперь на всё царство были общие, а не свои на каждое княжество, как до того. И идея как раз была в том, что помещик — это такой мини-князь в подчинении у князя уже полноценного, который сам находится в подчинении у царя: в период феодальной раздробленности отдельные поместья просто не могли бы эфективно обороняться от набегов соседских князей, действовавших по принципу ''«чем дальше отошёл от дома, тем больше податей можно вытрясать»'' (грубо говоря ''«твори бардак — мы здесь проездом»'' — в Европе такая петрушка ещё долго продолжалась, одна Германия до её объединения в девятнадцатом веке чего стоит), потому крестьяне чаще селились вблизи от городов, а хутора обустраивали на свой страх и риск.
* И, кстати, [[Красный Октябрь|большевики]] не свергали царя, ни путем стрельбы с «Авроры» боевыми снарядами по Зимнему дворцу, ни вообще. Свергали Временное правительство.
* И, кстати, [[Красный Октябрь|большевики]] не свергали царя, ни путем стрельбы с «Авроры» боевыми снарядами по Зимнему дворцу, ни вообще. Свергали Временное правительство.
* Многочисленные экранизации книг [[Марк Твен|Марка Твена]] про [[Том Сойер и Гекльберри Финн|Тома Сойера и Гекльберри Финна]] с постоянно обутыми детьми, хотя мальчики тогда обувались лишь по торжественным случаям вроде воскресного похода в церковь в лучшей одежде.
* Многочисленные экранизации книг [[Марк Твен|Марка Твена]] про Тома Сойера и Гекльберри Финна с постоянно обутыми детьми, хотя мальчики тогда обувались лишь по торжественным случаям вроде воскресного похода в церковь в лучшей одежде.
** И в холодное время года. Про Гека Финна прямым текстом сказано, что «весною он первый из мальчиков начинал ходить босиком, а осенью последний надевал башмаки»
** И в холодное время года. Про Гека Финна прямым текстом сказано, что «весною он первый из мальчиков начинал ходить босиком, а осенью последний надевал башмаки»
** В целом касается всех экранизаций произведений, действие в которых происходит до XX века. На детях слишком мало головных уборов и слишком много обуви и штанов/трусов. Последнее, впрочем, скорее [[изменившаяся мораль]].
** В целом касается всех экранизаций произведений, действие в которых происходит до XX века. На детях слишком мало головных уборов и слишком много обуви и штанов/трусов. Последнее, впрочем, скорее [[изменившаяся мораль]].
Строка 77: Строка 85:
** Менее заметный, но тоже ляп: в анекдотах действуют махновцы и Котовский. Махно и Котовский не могли пересекаться с Чапаевым, который воевал в теперешнем Северном [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры#Қазақстан/Qazaqstan|Казахстане]].
** Менее заметный, но тоже ляп: в анекдотах действуют махновцы и Котовский. Махно и Котовский не могли пересекаться с Чапаевым, который воевал в теперешнем Северном [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры#Қазақстан/Qazaqstan|Казахстане]].
* И ещё один анекдот — про лингвистов, возводящих происхождение слова «стибрить» к названию реки Тибр. «Профессор, а когда Александр Македонский был в городе ''Пиза'' — у него, часом, ничего не украли?..». Для историков юмор, помимо [[Высокоточный матснаряд|основного]], ещё и в том, что Александр Македонский никогда не бывал в Италии; соответственно, не мог оказаться ни возле Тибра, ни в Пизе.
* И ещё один анекдот — про лингвистов, возводящих происхождение слова «стибрить» к названию реки Тибр. «Профессор, а когда Александр Македонский был в городе ''Пиза'' — у него, часом, ничего не украли?..». Для историков юмор, помимо [[Высокоточный матснаряд|основного]], ещё и в том, что Александр Македонский никогда не бывал в Италии; соответственно, не мог оказаться ни возле Тибра, ни в Пизе.
** В Пизе, впрочем, он не мог оказаться и по еще одной уважительной причине - помер века за полтора до основания этого города.
* [[Внутримировой пример]] в анекдоте: {{Q|— Место рождения?<br>
— Город Горький<ref>Или Ленинград и Санкт-Петербург</ref>.<br>
— Место жительства?<br>
— Нижний Новгород.<br>
— Причина переезда?<br>
— Государственный переворот.|А на самом деле Горький был переименован в Нижний Новгород}}


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
Строка 93: Строка 94:
* Французский драматург Жан Ануй писал прекрасные пьесы, среди которых одна из лучших — «Бекет», о взаимоотношениях английского короля Генриха II и его лучшего друга Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. В то время большинство английской аристократии и сам король по происхождению были норманнами, а Томас Бекет назван простым саксонцем, из-за чего по ходу пьесы у него возникают проблемы. Но исторический Томас Бекет был самым что ни на есть норманном! А уж как Ануй изобразил супругу Генриха Алиенору Аквитанскую, яркую и незаурядную женщину — это просто финский стыд и позор.
* Французский драматург Жан Ануй писал прекрасные пьесы, среди которых одна из лучших — «Бекет», о взаимоотношениях английского короля Генриха II и его лучшего друга Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. В то время большинство английской аристократии и сам король по происхождению были норманнами, а Томас Бекет назван простым саксонцем, из-за чего по ходу пьесы у него возникают проблемы. Но исторический Томас Бекет был самым что ни на есть норманном! А уж как Ануй изобразил супругу Генриха Алиенору Аквитанскую, яркую и незаурядную женщину — это просто финский стыд и позор.
** Впрочем, последнее можно понять, если знать ту же историю. Второй брак герцогини Аквитанской в исторической перспективе создал для Франции неимоверное количество проблем (в число которых входит, например, Столетняя война), окончательно улаженных лишь более чем четыре века спустя кардиналом Ришелье (хотя взаимная нелюбовь англичан и французов просуществовала намного дольше). Немудрено, что французы Алиенору, скажем так, несколько недолюбливают.
** Впрочем, последнее можно понять, если знать ту же историю. Второй брак герцогини Аквитанской в исторической перспективе создал для Франции неимоверное количество проблем (в число которых входит, например, Столетняя война), окончательно улаженных лишь более чем четыре века спустя кардиналом Ришелье (хотя взаимная нелюбовь англичан и французов просуществовала намного дольше). Немудрено, что французы Алиенору, скажем так, несколько недолюбливают.
=== [[Литература]] ===
Примеры вынесены в подстатьи:
* [[Не в ладах с историей/Отечественная литература|Отечественная литература]]
* [[Не в ладах с историей/Зарубежная литература|Зарубежная литература]]
=== [[Кино]] ===
Примеры вынесены в подстатьи:
* [[Не в ладах с историей/Отечественные фильмы|Отечественные фильмы]]
* [[Не в ладах с историей/Зарубежные фильмы|Зарубежные фильмы]]
=== [[Телесериалы]] ===
Примеры вынесены в подстатьи:
* [[Не в ладах с историей/Отечественные сериалы|Отечественные сериалы]]
* [[Не в ладах с историей/Зарубежные сериалы|Зарубежные сериалы]]
=== [[Телевидение]] и публицистика ===
* Примеры вынесены в подстатью: [[Не в ладах с историей/Телевидение и публицистика|Телевидение и публицистика]]
=== [[Мультфильм]]ы ===
* Примеры вынесены в подстатью: [[Не в ладах с историей/Мультфильмы|Мультфильмы]]


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 127: Строка 107:
** [[Обоснуй]]: ой, [[Круль, пся крев и краковяк|Польша]], Литва, какая разница, раз эта [[руритания]] до разделов была [[Шляхта, сеймы и фольварки|Polish-Lithuanian Commonwealth]]?<ref>А что, только Пушкину можно называть польское восстание «волнением Литвы», а чтобы невежественные потомки не вообразили, будто речь действительно о балтских народах, уточнять в следующей строке «это спор славян между собою»?</ref> Конечно, Польша как ''страна'' (Царство Польское) тогда тоже входила в Российскую империю, но поляки других территорий действительно участвовали в войне в составе полка казаков-добровольцев на стороне Турции.
** [[Обоснуй]]: ой, [[Круль, пся крев и краковяк|Польша]], Литва, какая разница, раз эта [[руритания]] до разделов была [[Шляхта, сеймы и фольварки|Polish-Lithuanian Commonwealth]]?<ref>А что, только Пушкину можно называть польское восстание «волнением Литвы», а чтобы невежественные потомки не вообразили, будто речь действительно о балтских народах, уточнять в следующей строке «это спор славян между собою»?</ref> Конечно, Польша как ''страна'' (Царство Польское) тогда тоже входила в Российскую империю, но поляки других территорий действительно участвовали в войне в составе полка казаков-добровольцев на стороне Турции.
* [[Castlevania]] от [[Netflix]]. Создатели попытались добавить вымышленной истории про Дракулу исторического фона, но лучше бы этого не делали: получился штамп [[христианство — это католичество]], доведённый до абсурда. Из мультсериала выходит, что в православной Валахии орудует и фактически правит католическая инквизиция. И ни у кого не возникает вопросов, по какому праву эти паписты сжигают на главной площади православного города жену Дракулы — на минуточку, местного князя (причем такого, что тот бы и настоящих инквизиторов на ремни бы порезал). Лучше бы и дальше оставался графом из абстрактного [[Убервальд]]а…
* [[Castlevania]] от [[Netflix]]. Создатели попытались добавить вымышленной истории про Дракулу исторического фона, но лучше бы этого не делали: получился штамп [[христианство — это католичество]], доведённый до абсурда. Из мультсериала выходит, что в православной Валахии орудует и фактически правит католическая инквизиция. И ни у кого не возникает вопросов, по какому праву эти паписты сжигают на главной площади православного города жену Дракулы — на минуточку, местного князя (причем такого, что тот бы и настоящих инквизиторов на ремни бы порезал). Лучше бы и дальше оставался графом из абстрактного [[Убервальд]]а…
** Дракулу ещё и зовут Цепешем по паспорту, его жена носит это как фамилию. Нужно ли напоминать, что Цепеш — это «сажатель на кол», и за такое оскорбление в лицо Влад III Басараб по прозвищу Дракула<ref>«Дракон», в честь членства в Ордене Дракона</ref> (да и любой другой правитель, понимающий румынский) тут же велел бы водрузить наглеца на этот самый кол?
** Дракулу ещё и зовут Цепешем по паспорту, его жена носит это как фамилию. Нужно ли напоминать, что Цепеш — это «сажатель на кол», и за такое оскорбление в лицо Влад III Басараб по прозвищу Драк'''у'''ла (да и любой другой правитель, понимающий румынский) тут же велел бы водрузить наглеца на этот самый кол?
* «[[Финес и Ферб]]» — внутримировой пример: «Сэр, зачем мы вообще носим фески в Южной Америке? — То есть мы не в [[Египет|Египте]]? Значит, там пирамиды не ступенчатые!»
* «[[Финес и Ферб]]» — внутримировой пример: «Сэр, зачем мы вообще носим фески в Южной Америке? — То есть мы не в [[Египет|Египте]]? Значит, там пирамиды не ступенчатые!»
* «[[Симпсоны]]»
* «[[Симпсоны]]»
Строка 135: Строка 115:
** Позже там же. Преследуемые разгневанным Сайдшоу Бобом Симпсоны пытаются найти помощь у клоуна Красти, который по счастливой случайности находится в Риме. Барт: «Помоги нам, Красти. Не то мы станем первыми христианами, погибшими в Колизее».
** Позже там же. Преследуемые разгневанным Сайдшоу Бобом Симпсоны пытаются найти помощь у клоуна Красти, который по счастливой случайности находится в Риме. Барт: «Помоги нам, Красти. Не то мы станем первыми христианами, погибшими в Колизее».


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* Примеры вынесены в подстатью: [[Не в ладах с историей/Видеоигры|Видеоигры]]
 
=== [[Визуальныq роман|Визуальные романы]] ===
* [[Danganronpa]] — внутримировой пример. Селестия, потерпев поражение во время дебатов и признав свою вину, старается вести себя максимально мужественно перед намечающейся казнью, и бросает, что после смерти переродится в теле Марии Антуанетты. Вот только «проклятую австриячку», затуманившую разум Людовика XVI тоже казнили, на что готессе иронично намекает Ясухиро.
* [[Danganronpa]] — внутримировой пример. Селестия, потерпев поражение во время дебатов и признав свою вину, старается вести себя максимально мужественно перед намечающейся казнью, и бросает, что после смерти переродится в теле Марии Антуанетты. Вот только «проклятую австриячку», затуманившую разум Людовика XVI тоже казнили, на что готессе иронично намекает Ясухиро.


Строка 146: Строка 123:
* Rurik: Dawn of Kiev. Видно, что создатели пытались изучать тему… на уровне беглого просмотра Википедии. Во-первых, при чём тут Рюрик, если речь о далёких его потомках? Во-вторых, у князя Владимира появилась неизвестная истории дочь Агата. В-третьих, карта игры одновременно [[не в ладах с географией]] и с историей — одних названий тогда ещё не было, другие находились не там.
* Rurik: Dawn of Kiev. Видно, что создатели пытались изучать тему… на уровне беглого просмотра Википедии. Во-первых, при чём тут Рюрик, если речь о далёких его потомках? Во-вторых, у князя Владимира появилась неизвестная истории дочь Агата. В-третьих, карта игры одновременно [[не в ладах с географией]] и с историей — одних названий тогда ещё не было, другие находились не там.


=== [[Музыка]] ===
=== Телевидение ===
* Примеры вынесены в подстатью: [[Не в ладах с историей/Музыка|Музыка]]
* «Городок», конечно, программа несерьёзная, однако к номеру про отца и сына Дюма хочется придраться. На момент написания Дюма-старшим «[[Les trois mousquetaires|Трёх мушкетёров]]» его сын был уже взрослым. «Двадцать лет спустя» же были написаны не двадцать лет спустя, а на следующий год просле «Трёх мушкетёров».


=== Прочее ===
=== Прочее ===
Строка 170: Строка 147:
* Порой на просторах Интернета можно найти феерически неграмотные высказывания, и не всегда понятно, человек действительно настолько глуп или просто у него юмор такой. Некоторые с убитыми инглишем мозгами, всерьёз верят, что слово «викинги» означает «мы короли». Другие — что свастика это четыре буквы «Г», означающие Гитлера ([[Сарказм|хотя даже советские детсадовцы знают, что это ещё Геббельс, Геринг и Гиммлер!]] — первоначально шутка с политических карикатур, принятая советскими детсадовцами всерьёз).
* Порой на просторах Интернета можно найти феерически неграмотные высказывания, и не всегда понятно, человек действительно настолько глуп или просто у него юмор такой. Некоторые с убитыми инглишем мозгами, всерьёз верят, что слово «викинги» означает «мы короли». Другие — что свастика это четыре буквы «Г», означающие Гитлера ([[Сарказм|хотя даже советские детсадовцы знают, что это ещё Геббельс, Геринг и Гиммлер!]] — первоначально шутка с политических карикатур, принятая советскими детсадовцами всерьёз).
* Современный российский флаг, как известно, «власовская тряпка». В действительности власовцы использовали преимущественно не его, а Андреевский флаг (триколор использовали другие русские [[коллаборационист]]ы, в частности, РННА и дивизия «Руссланд»), и лишь неделю в конце войны, с 6 по 12 мая 1945 года, когда РОА полностью вышла из-под немецкого контроля, официально его утвердили (на построениях эпизодически использовали и раньше, но в утверждении его как официальной символики немецкое командование отказывало, чем возмущался в своих мемуарах В. К. Штрик-Штрикфельдт).
* Современный российский флаг, как известно, «власовская тряпка». В действительности власовцы использовали преимущественно не его, а Андреевский флаг (триколор использовали другие русские [[коллаборационист]]ы, в частности, РННА и дивизия «Руссланд»), и лишь неделю в конце войны, с 6 по 12 мая 1945 года, когда РОА полностью вышла из-под немецкого контроля, официально его утвердили (на построениях эпизодически использовали и раньше, но в утверждении его как официальной символики немецкое командование отказывало, чем возмущался в своих мемуарах В. К. Штрик-Штрикфельдт).
** В любом случае, в отличие от различных «национальных» флагов, придуманных кружками национал-интеллигентов, и которые большинство людей действительно впервые увидело на полицаях, триколор был флагом российской империи со времен Петра Великого, и использование его власовцами не делает его «власовским», как не делает использование красного флага режимом Пол Пота «Краснокхмеровским». Только так же французский триколор не «петэновская тряпка» по всем понятным причинам.
* Любое упоминание о том, как английский король Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей», соглашаясь на уступки баронов взамен на финансирование войн. На самом деле «Хартия» была словесным соглашением, которое записали позже, да и не подписывали короли в те времена ничего, всего лишь скрепляя документы печатью. Однако и в этом случае люди ошибаются — Иоанн даже и не прикладывал к документу печати. За него это сделал чиновник. Так что картины и монеты, где король держит в руке свиток и перо, безбожно врут. И это не первая такая хартия (первую ещё Генрих I выпускал, да и сами бароны требовали «вернуть вольности, которые были при короле Стефане») и даже сам Иоанн Безземельный соблюдал её очень недолго.
* Любое упоминание о том, как английский король Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей», соглашаясь на уступки баронов взамен на финансирование войн. На самом деле «Хартия» была словесным соглашением, которое записали позже, да и не подписывали короли в те времена ничего, всего лишь скрепляя документы печатью. Однако и в этом случае люди ошибаются — Иоанн даже и не прикладывал к документу печати. За него это сделал чиновник. Так что картины и монеты, где король держит в руке свиток и перо, безбожно врут. И это не первая такая хартия (первую ещё Генрих I выпускал, да и сами бароны требовали «вернуть вольности, которые были при короле Стефане») и даже сам Иоанн Безземельный соблюдал её очень недолго.
* Известная крипипаста «Русский эксперимент со сном», где в конце 1940-х годов присутствует КГБшник. Вообще-то МГБ преобразован в КГБ только в 1954. Но особенно «радуют» авторы, которые выдают это за «реальную историю», вот тут начинается клюковка.
* Известная крипипаста «Русский эксперимент со сном», где в конце 1940-х годов присутствует КГБшник. Вообще-то МГБ преобразован в КГБ только в 1954. Но особенно «радуют» авторы, которые выдают это за «реальную историю», вот тут начинается клюковка.
Строка 178: Строка 156:
* В это трудно поверить, но встречаются попытки отдельных лиц выдавать свои <s>сделанные в Турции по пьяни</s> татуировки за фамильную символику дореволюционных купеческих гильдий, из которых якобы происходят их семьи. К сожалению для этих сказочников, они не знают, что в Российской Империи купеческих гильдий было ровно три — Первая, Вторая и Третья, что гильдиями они назывались по чисто имущественному признаку (держишь лавку? третья гильдия! экспортируешь пеньку? первая гильдия! примерно как «малый, средний и большой бизнес» сейчас), и что какие-либо татуировки в царские времена воспринимались бы скорее как каторжное клеймо, чем как фамильный символ.
* В это трудно поверить, но встречаются попытки отдельных лиц выдавать свои <s>сделанные в Турции по пьяни</s> татуировки за фамильную символику дореволюционных купеческих гильдий, из которых якобы происходят их семьи. К сожалению для этих сказочников, они не знают, что в Российской Империи купеческих гильдий было ровно три — Первая, Вторая и Третья, что гильдиями они назывались по чисто имущественному признаку (держишь лавку? третья гильдия! экспортируешь пеньку? первая гильдия! примерно как «малый, средний и большой бизнес» сейчас), и что какие-либо татуировки в царские времена воспринимались бы скорее как каторжное клеймо, чем как фамильный символ.
** Хм, а вот Пугачев в «Капитанской дочке» вполне себе щеголяет «царскими знаками» на теле. Хотя, конечно, тем самым уподобляясь этим туристам.
** Хм, а вот Пугачев в «Капитанской дочке» вполне себе щеголяет «царскими знаками» на теле. Хотя, конечно, тем самым уподобляясь этим туристам.
=== Субверсии ===
Кажется, что автор налажал, но на самом деле либо детально изучил тему и не разделяет общепринятых стереотипов, либо же [[Браунизация|нарочно играет с тропом]].
* Примеры вынесены в подстатью: [[Не в ладах с историей/Субверсии|Субверсии]]


== См. также ==
== См. также ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!