Редактирование: Не в ладах с историей
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
* [[Не в ладах с историей/Субверсии|Субверсии]] — кажется, что автор налажал, но на самом деле либо детально изучил тему и не разделяет общепринятых стереотипов, либо же [[Браунизация|нарочно играет с тропом]].<br><br> | |||
* [[Не в ладах с историей/Отечественная литература|Отечественная литература]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Зарубежная литература|Зарубежная литература]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Отечественные фильмы|Отечественные фильмы]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Зарубежные фильмы|Зарубежные фильмы]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Отечественные сериалы|Отечественные сериалы]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Зарубежные сериалы|Зарубежные сериалы]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Телевидение и публицистика|Телевидение и публицистика]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Мультфильмы|Мультфильмы]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Видеоигры|Видеоигры]] | |||
* [[Не в ладах с историей/Музыка|Музыка]]<br><br> | |||
=== Общее === | === Общее === | ||
* [[Анахронизм|Команда «огонь» или «пли» лучникам]]. Не в ладах не только с историей, но и с элементарной логикой. | * [[Анахронизм|Команда «огонь» или «пли» лучникам]]. Не в ладах не только с историей, но и с элементарной логикой. | ||
** [[С прикрученным фитильком]] — если это лучники, стреляющие огненными стрелами, то так уж и быть, можно! | ** [[С прикрученным фитильком]] — если это лучники, стреляющие огненными стрелами, то так уж и быть, можно! | ||
* Во многих произведениях (книгах, комиксах, фильмах, сериалах, мультфильмах, мультсериалах, видеоиграх и т. д.), посвящённых средневековью и более ранним эпохам, корабли имеют штурвал (изобретённый только в 1595 году), за которым стоит рулевой. Соответственно, у них есть и навесной судовой руль, появившийся лишь в начале XIV века (ранее его роль играло огромное рулевое весло на корме — отсюда «кормчий» и/или «кормщик»). | * Во многих произведениях (книгах, комиксах, фильмах, сериалах, мультфильмах, мультсериалах, видеоиграх и т. д.), посвящённых средневековью и более ранним эпохам, корабли имеют штурвал (изобретённый только в 1595 году), за которым стоит рулевой. Соответственно, у них есть и навесной судовой руль, появившийся лишь в начале XIV века (ранее его роль играло огромное рулевое весло на корме — отсюда «кормчий» и/или «кормщик»). | ||
** Даже в более поздние эпохи штурвалы тоже были не у всех судов. Один из примеров — «Остров сокровищ». Во всех без исключения экранизациях (и на многочисленных иллюстрациях) «Испаньолу» награждают штурвалом. При том, что это ШХУНА, весьма некрупный по размерам двухмачтовый корабль, и управляется он румпелем (что прямо указано в тексте) и перекладываемым посредством грота-гика парусом. Конечно, «Испаньола» оснащена нестандартно, однако вряд ли дилетант в морском деле Трелони распорядился установить на судно штурвал — ни к чему, если и так управляется нормально. | ** Даже в более поздние эпохи штурвалы тоже были не у всех судов. Один из примеров — «Остров сокровищ». Во всех без исключения экранизациях (и на многочисленных иллюстрациях) «Испаньолу» награждают штурвалом. При том, что это ШХУНА, весьма некрупный по размерам двухмачтовый корабль, и управляется он румпелем (что прямо указано в тексте) и перекладываемым посредством грота-гика парусом. Конечно, «Испаньола» оснащена нестандартно, однако вряд ли дилетант в морском деле Трелони распорядился установить на судно штурвал — ни к чему, если и так управляется нормально. | ||
Строка 28: | Строка 38: | ||
** Более того, рулевой за штурвалом обычно стоит один. В реальности (гидро/электроусилители руля еще не изобрели) это было возможно только на судах размером с яхту «поБЕДА», а на несколько более крупных — в тихую погоду в открытом море, когда движения штурвала минимальны. Большим и с многочисленными ручками это колесо делали именно потому, что его нередко крутили пять-шесть человек разом, усилий одного попросту не хватало. | ** Более того, рулевой за штурвалом обычно стоит один. В реальности (гидро/электроусилители руля еще не изобрели) это было возможно только на судах размером с яхту «поБЕДА», а на несколько более крупных — в тихую погоду в открытом море, когда движения штурвала минимальны. Большим и с многочисленными ручками это колесо делали именно потому, что его нередко крутили пять-шесть человек разом, усилий одного попросту не хватало. | ||
*** Если на судне уже изобретены блоки и тали, придумать чисто механический усилитель для рулевого механизма достаточно просто. Закон сохранения момента (он же закон рычага) будет действовать и без жидкости, и без электричества, на чистой механике. | *** Если на судне уже изобретены блоки и тали, придумать чисто механический усилитель для рулевого механизма достаточно просто. Закон сохранения момента (он же закон рычага) будет действовать и без жидкости, и без электричества, на чистой механике. | ||
* Во многих книгах, фильмах и сериалах, посвящённых античности, всадники пользуются стременами. Однако древнейшее известное науке стремя было сделано в 322 году н. э. в Китае<ref>Чуть ранее, начиная со II века н. э., в Индии начали использовать прототипы стремян — простые кожаные петли, приделанные к седлу.</ref>. Так что ни древние греки, ни римляне, ни их современники или предки стремян не знали. В Европе стремена стали известны только во времена Великого Переселения Народов (конец V века). | * Во многих книгах, фильмах и сериалах, посвящённых античности, всадники пользуются стременами. Однако древнейшее известное науке стремя было сделано в 322 году н. э. в Китае<ref>Чуть ранее, начиная со II века н. э., в Индии начали использовать прототипы стремян — простые кожаные петли, приделанные к седлу.</ref>. Так что ни древние греки, ни римляне, ни их современники или предки стремян не знали. В Европе стремена стали известны только во времена Великого Переселения Народов (конец V века). | ||
* Часто европейские воины средневековья изображаются поголовно с прямыми обоюдоострыми мечами, хотя односторонние в тогдашних реалиях были распространены едва ли не шире, чем двухсторонние. Причина банальна: лезвие — самая дорогая часть меча, и, отказавшись от одного из них, можно сэкономить приличное количество денег и человекочасов. В связи с этим крайне странно выглядят фразы [[скайрим]]ских стражников в духе «Ха-ха-ха, у них там мечи кривые», а уж некоторые товарищи, протиповоставляющие в интернет-срачах суровое европейское оружие японщине, у знакомых с, например, гроссмессером и швейцарской саблей вызывают разве что здоровый смех. | * Часто европейские воины средневековья изображаются поголовно с прямыми обоюдоострыми мечами, хотя односторонние в тогдашних реалиях были распространены едва ли не шире, чем двухсторонние. Причина банальна: лезвие — самая дорогая часть меча, и, отказавшись от одного из них, можно сэкономить приличное количество денег и человекочасов. В связи с этим крайне странно выглядят фразы [[скайрим]]ских стражников в духе «Ха-ха-ха, у них там мечи кривые», а уж некоторые товарищи, протиповоставляющие в интернет-срачах суровое европейское оружие японщине, у знакомых с, например, гроссмессером и швейцарской саблей вызывают разве что здоровый смех. | ||
* Практически везде, где затрагивается тема эпохи Цезаря, упоминаются раздачи хлеба в Риме. В особо запущенных случаях — в виде бросаемых в толпу булок. На самом деле хлеб первым додумался раздавать император Аврелиан, большой благотворитель, который также раздавал овощи, мясо, а иногда и деньги. Во времена же Цезаря и Августа, а также столетием до них и тремя столетиями после, раздавали зерно, из которого римляне варили кашу. Кроме того, раздавалось всё централизованно и получателями была не только беднота, патриции и даже консулы не находили ничего зазорного в том, чтобы получить свою долю из государственных запасов. Ну как государственных… И Цезарь, и Август были достаточно богаты, чтобы «накрывать поляну» на всех граждан во время праздников из своего кармана. | * Практически везде, где затрагивается тема эпохи Цезаря, упоминаются раздачи хлеба в Риме. В особо запущенных случаях — в виде бросаемых в толпу булок. На самом деле хлеб первым додумался раздавать император Аврелиан, большой благотворитель, который также раздавал овощи, мясо, а иногда и деньги. Во времена же Цезаря и Августа, а также столетием до них и тремя столетиями после, раздавали зерно, из которого римляне варили кашу. Кроме того, раздавалось всё централизованно и получателями была не только беднота, патриции и даже консулы не находили ничего зазорного в том, чтобы получить свою долю из государственных запасов. Ну как государственных… И Цезарь, и Август были достаточно богаты, чтобы «накрывать поляну» на всех граждан во время праздников из своего кармана. | ||
** Ну, вообще-то паёк анноны раздавался из доходов от т. н. | ** Ну, вообще-то паёк анноны раздавался из доходов от т. н. ager publicus — государственной земли, принадлежащей Риму как нации. Раздачи еды и денег политиками и полководцами из собственных средств (как правило перед выборами или важными судебными заседаниями, чтобы обеспечить себе общественную поддержку, или после крупных побед, когда было принято делиться военной добычей) — это было уже ''дополнительно'' к анноне. | ||
* Если уж речь зашла о Риме, то затронем и тему | * Если уж речь зашла о Риме, то затронем и тему гладиаторов. Вот некоторые из самых распространенных ошибочных представлений о воинах арены. | ||
** Гладиаторы и венаторы — разные виды воинов арены. Последние сражались на потеху публике с хищными зверями и только с ними. К тому же венаторов презирали даже сильнее, чем гладиаторов. | ** Гладиаторы и венаторы — разные виды воинов арены. Последние сражались на потеху публике с хищными зверями и только с ними. К тому же венаторов презирали даже сильнее, чем гладиаторов. | ||
** Не все гладиаторы были рабами. Хватало и свободных, которые сами добровольно шли на арену (за деньгами, славой, женским вниманием, острыми ощущениями). А встречались еще и вольноотпущенники, из бывших гладиаторов — таким в римском обществе были закрыты почти все пути, демобилизованный гладиатор не мог занимать мало-мальски серьёзные и денежные должности, оставалось только идти на арену снова. Также в гладиаторы попадали осуждённые преступники — эта мера наказания была равносильна смертной казни. | ** Не все гладиаторы были рабами. Хватало и свободных, которые сами добровольно шли на арену (за деньгами, славой, женским вниманием, острыми ощущениями). А встречались еще и вольноотпущенники, из бывших гладиаторов — таким в римском обществе были закрыты почти все пути, демобилизованный гладиатор не мог занимать мало-мальски серьёзные и денежные должности, оставалось только идти на арену снова. Также в гладиаторы попадали осуждённые преступники — эта мера наказания была равносильна смертной казни. | ||
*** Зато спортивная карьера давала много денег и популярности — несколько сомнительной, но всё-таки. Постаревшие и разбогатевшие экс-гладиаторы часто шли в ланисты (содержатели гладиаторских «конюшен») или ростовщики — занятия в Риме неуважаемые, но денежные. | *** Зато спортивная карьера давала много денег и популярности — несколько сомнительной, но всё-таки. Постаревшие и разбогатевшие экс-гладиаторы часто шли в ланисты (содержатели гладиаторских «конюшен») или ростовщики — занятия в Риме неуважаемые, но денежные. | ||
*** [[педаль в пол|Педаль в арену]] выдавил император (!) Коммод, любивший выступать на арене. Провел 735 боев как в роли собственно гладиатора, так и в роли венатора (что характеризует — диким животным не объяснишь, что это император и его не надо сильно бить). Уважения, впрочем, ему это не добавило. | *** [[педаль в пол|Педаль в арену]] выдавил император(!) Коммод, любивший выступать на арене. Провел 735 боев как в роли собственно гладиатора, так и в роли венатора (что характеризует — диким животным не объяснишь, что это император и его не надо сильно бить). Уважения, впрочем, ему это не добавило. | ||
** Гладиаторов насильно гнали сражаться на арену, используя для этого раскаленные железные прутья (по одной из устаревших точек зрения). На самом деле в древних источниках сообщается, что гладиаторы даже бунтовали из-за того, что они выходят на арену слишком редко: во-первых, гладиаторы жили в условиях, близких к тюремным, от такой жизни и не только на арену захочется; во-вторых, напомним, что за победы в боях они получали порции славы, денег, женского внимания и приближали ими дорогу к свободе | ** Гладиаторов насильно гнали сражаться на арену, используя для этого раскаленные железные прутья (по одной из устаревших точек зрения). На самом деле в древних источниках сообщается, что гладиаторы даже бунтовали из-за того, что они выходят на арену слишком редко: во-первых, гладиаторы жили в условиях, близких к тюремным, от такой жизни и не только на арену захочется; во-вторых, напомним, что за победы в боях они получали порции славы, денег, женского внимания и приближали ими дорогу к свободе. | ||
** Проигравшего бой гладиатора убивали. А это — смотря когда: были специально предназначенные для резни и крови гладиаторы, стоившие недорого, обычно из военнопленных, их-то как раз и убивали. А вот высококвалифицированных, имевших свои фан-клубы и поддержку зрителей, оставляли в живых и лечили, если они были ранены. Как исключение, если соревнование было уникальным и широко разрекламированным, с большим денежным призом, то тогда да, могли и убить, о чем честно предупреждали. | ** Проигравшего бой гладиатора убивали. А это — смотря когда: были специально предназначенные для резни и крови гладиаторы, стоившие недорого, обычно из военнопленных, их-то как раз и убивали. А вот высококвалифицированных, имевших свои фан-клубы и поддержку зрителей, оставляли в живых и лечили, если они были ранены. Как исключение, если соревнование было уникальным и широко разрекламированным, с большим денежным призом, то тогда да, могли и убить, о чем честно предупреждали. | ||
** Про жест «палец вверх/вниз» умолчим, этот миф уже давно разоблачили. На самом деле пощаду означал кулак (меч в ножнах), а смерть — палец (меч обнаженный). | ** Про жест «палец вверх/вниз» умолчим, этот миф уже давно разоблачили. На самом деле пощаду означал кулак (меч в ножнах), а смерть — палец (меч обнаженный). | ||
* Крепостное право в виде переносов реалий одной страны/эпохи на другую. Может быть на самом деле как добровольной арендой земли (иногда даже на [[фронтир]]е, где нет проблемы куда уйти), так и полновесным рабством. Например русский крепостной в 1860-м от древнеримского сельского раба отличался только правом на брак и запретом продавать крепостного отдельно от семьи — но механизма соблюдения этого права не было. А вот крепостной там же в 1560-м — это свободный человек с годичным контрактом. | * Крепостное право в виде переносов реалий одной страны/эпохи на другую. Может быть на самом деле как добровольной арендой земли (иногда даже на [[фронтир]]е, где нет проблемы куда уйти), так и полновесным рабством. Например русский крепостной в 1860-м от древнеримского сельского раба отличался только правом на брак и запретом продавать крепостного отдельно от семьи — но механизма соблюдения этого права не было. А вот крепостной там же в 1560-м — это свободный человек с годичным контрактом. | ||
** Вообще изначально крепостное право было привилегией: крестьянин работает на барина, а барин обязан хранить запасы и содержать крестьянина в голодные годы (иначе имение отберут в пользу государства, а барину придётся идти служить). По-настоящему выжимать из работника все соки начинают, когда появляется ценный агроресурс, который можно сбывать за валюту (зерно в Речи Посполитой и Российской империи, хлопок на американском Юге). Пережитки этого сохранялись и в николаевском кодексе: например, если крестьянин хотел идти в солдаты, а барин его не отпускал, барина судили как государственного изменника: и сам не служит, и лишает царя полезных юнитов. | ** Вообще изначально крепостное право было привилегией: крестьянин работает на барина, а барин обязан хранить запасы и содержать крестьянина в голодные годы (иначе имение отберут в пользу государства, а барину придётся идти служить). По-настоящему выжимать из работника все соки начинают, когда появляется ценный агроресурс, который можно сбывать за валюту (зерно в Речи Посполитой и Российской империи, хлопок на американском Юге). Пережитки этого сохранялись и в николаевском кодексе: например, если крестьянин хотел идти в солдаты, а барин его не отпускал, барина судили как государственного изменника: и сам не служит, и лишает царя полезных юнитов. | ||
** В первоначальном варианте «общественный договор» был вполне справедливым, крестьянин пашет и отдает помещику плоды своего труда, помещик активнейшим образом воюет и жизнь у него, в свете перманентной военной службы, хоть и веселее, но не дольше и не легче, чем у крестьянина. После, когда договор размылся, так что крестьян, помимо работы на износ, стали грести в войско, а многие помещики, наоборот, «косили» от службы, похрустываю булкой под вальсы Шуберта, выжимая ресурсы из крестьян просто потому, что так заведено, это превратилось в предельно несправедливое явление, разрушившее в итоге Российскую империю. | |||
** В первоначальном варианте «общественный договор» был вполне справедливым | ** Вообще-то к моменту гибели Российской империи крепостного права не было уже 56 лет. | ||
* И, кстати, [[Красный Октябрь|большевики]] не свергали царя, ни путем стрельбы с «Авроры» боевыми снарядами по Зимнему дворцу, ни вообще. Свергали Временное правительство. | * И, кстати, [[Красный Октябрь|большевики]] не свергали царя, ни путем стрельбы с «Авроры» боевыми снарядами по Зимнему дворцу, ни вообще. Свергали Временное правительство. | ||
* Многочисленные экранизации книг [[Марк Твен|Марка Твена]] про | * Многочисленные экранизации книг [[Марк Твен|Марка Твена]] про Тома Сойера и Гекльберри Финна с постоянно обутыми детьми, хотя мальчики тогда обувались лишь по торжественным случаям вроде воскресного похода в церковь в лучшей одежде. | ||
** И в холодное время года. Про Гека Финна прямым текстом сказано, что «весною он первый из мальчиков начинал ходить босиком, а осенью последний надевал башмаки» | ** И в холодное время года. Про Гека Финна прямым текстом сказано, что «весною он первый из мальчиков начинал ходить босиком, а осенью последний надевал башмаки» | ||
** В целом касается всех экранизаций произведений, действие в которых происходит до XX века. На детях слишком мало головных уборов и слишком много обуви и штанов/трусов. Последнее, впрочем, скорее [[изменившаяся мораль]]. | ** В целом касается всех экранизаций произведений, действие в которых происходит до XX века. На детях слишком мало головных уборов и слишком много обуви и штанов/трусов. Последнее, впрочем, скорее [[изменившаяся мораль]]. | ||
* Египтяне, рисующие на папирусе иероглифы. Для раннего Египта ещё сойдёт, однако позже появляется демотическое письмо — «письмо писем» — которое используется для повседневных записей: в отличие от иероглифического алфавита, пишем слева направо, знаки графически проще и их значительно меньше (хотя всё равно под три сотни), всё остальное записываем фонетически. Появилось оно где-то на закате Саисской династии, расцвело при Птолемеях, и использовалось больше тысячи лет. Присутствовало, кстати, на Розеттском камне. | * Египтяне, рисующие на папирусе иероглифы. Для раннего Египта ещё сойдёт, однако позже появляется демотическое письмо — «письмо писем» — которое используется для повседневных записей: в отличие от иероглифического алфавита, пишем слева направо, знаки графически проще и их значительно меньше (хотя всё равно под три сотни), всё остальное записываем фонетически. Появилось оно где-то на закате Саисской династии, расцвело при Птолемеях, и использовалось больше тысячи лет. Присутствовало, кстати, на Розеттском камне. | ||
* Непонимание того, насколько молодыми являются заурядные бытовые реалии, на первый взгляд никак не связанные с развитием технологий и общественно-политических институтов. Например, разновидности домашних животных: таким популярным породам кошек, как сфинксы и шотландские вислоухие, в фильме про средневековье или даже условную Россию времен Николая II делать нечего, особи с соответствующими мутациями появились только в ХХ веке. | * Непонимание того, насколько молодыми являются заурядные бытовые реалии, на первый взгляд никак не связанные с развитием технологий и общественно-политических институтов. Например, разновидности домашних животных: таким популярным породам кошек, как сфинксы и шотландские вислоухие, в фильме про средневековье или даже условную Россию времен Николая II делать нечего, особи с соответствующими мутациями появились только в ХХ веке. | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
Строка 66: | Строка 67: | ||
** Для фольклора, особенно средневекового, это вообще очень характерно, подобное в нём скорее является [[допустимая жанровая условность|допустимой жанровой условностью]]. | ** Для фольклора, особенно средневекового, это вообще очень характерно, подобное в нём скорее является [[допустимая жанровая условность|допустимой жанровой условностью]]. | ||
* Анекдот о свободе слова в США и СССР (в США можно кричать у Белого Дома «Трумэн сволочь!», и в СССР тоже можно кричать у Кремля «Трумэн сволочь!»). В реальных США времен Трумэна такое вполне могло закончиться длинной беседой с агентами ФБР — с последующим занесением в разнообразные «черные списки» (а в СССР — прогулкой в отделение за хулиганство: такие публичные крики, хоть бы и верноподданные, — нарушение общественного порядка). | * Анекдот о свободе слова в США и СССР (в США можно кричать у Белого Дома «Трумэн сволочь!», и в СССР тоже можно кричать у Кремля «Трумэн сволочь!»). В реальных США времен Трумэна такое вполне могло закончиться длинной беседой с агентами ФБР — с последующим занесением в разнообразные «черные списки» (а в СССР — прогулкой в отделение за хулиганство: такие публичные крики, хоть бы и верноподданные, — нарушение общественного порядка). | ||
** В первоисточнике ([http://militera.lib.ru/prose/russian/polevoy3/index.html «Нюрнбергские дневники»] Бориса Полевого) этого анекдота речь шла о журналистских статьях, что даже в трумэновские времена отличалось от воплей у Белого Дома. Да и советская сторона там ответила [[Бронебойный вопрос|бронебойным вопросом]], мол, президента в своей статье вы ругать можете, а как насчёт босса и его влиятельных друзей<ref>Очень многие люди, жившие в СССР, отмечают, что тогда была такая штука — производственная демократия: рабочий вполне мог высказать начальнику всё, что о нём думает, и это считалось нормой | ** В первоисточнике ([http://militera.lib.ru/prose/russian/polevoy3/index.html «Нюрнбергские дневники»] Бориса Полевого) этого анекдота речь шла о журналистских статьях, что даже в трумэновские времена отличалось от воплей у Белого Дома. Да и советская сторона там ответила [[Бронебойный вопрос|бронебойным вопросом]], мол, президента в своей статье вы ругать можете, а как насчёт босса и его влиятельных друзей<ref>Очень многие люди, жившие в СССР, отмечают, что тогда якобы была такая штука — производственная демократия: рабочий, дескать, вполне мог высказать начальнику всё, что о нём думает, и это считалось нормой. И действительно: директор завода — всего лишь госслужащий, выгнать неугодного человека с предприятия просто так нельзя — КЗОТ запрещает, да и профсоюз заступится. Остаётся терпеть.</ref>? | ||
* Загадка на сообразительность — «В какой битве умер Наполеон?» «Правильный» ответ — в последней. Вот только Наполеон умер не в битве, а будучи сосланным на остров Святой Елены. И умер там в «битве» с язвой желудка. | * Загадка на сообразительность — «В какой битве умер Наполеон?» «Правильный» ответ — в последней. Вот только Наполеон умер не в битве, а будучи сосланным на остров Святой Елены. И умер там в «битве» с язвой желудка. | ||
* «Песнь о Роланде» — в тексте на арьергард Роланда нападают мавры-язычники, хотя в реальности это были баски. После гибели Роланда, если верить песне, старик Карл разгневался, вернулся и [[крутой дедуля|напинал обидчикам]]. На самом деле этого не было, да и Карлу Великому на тот момент не было еще и 40 (а по некоторым источникам и 30) лет. | * «Песнь о Роланде» — в тексте на арьергард Роланда нападают мавры-язычники, хотя в реальности это были баски. После гибели Роланда, если верить песне, старик Карл разгневался, вернулся и [[крутой дедуля|напинал обидчикам]]. На самом деле этого не было, да и Карлу Великому на тот момент не было еще и 40 (а по некоторым источникам и 30) лет. | ||
Строка 77: | Строка 78: | ||
** Менее заметный, но тоже ляп: в анекдотах действуют махновцы и Котовский. Махно и Котовский не могли пересекаться с Чапаевым, который воевал в теперешнем Северном [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры#Қазақстан/Qazaqstan|Казахстане]]. | ** Менее заметный, но тоже ляп: в анекдотах действуют махновцы и Котовский. Махно и Котовский не могли пересекаться с Чапаевым, который воевал в теперешнем Северном [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры#Қазақстан/Qazaqstan|Казахстане]]. | ||
* И ещё один анекдот — про лингвистов, возводящих происхождение слова «стибрить» к названию реки Тибр. «Профессор, а когда Александр Македонский был в городе ''Пиза'' — у него, часом, ничего не украли?..». Для историков юмор, помимо [[Высокоточный матснаряд|основного]], ещё и в том, что Александр Македонский никогда не бывал в Италии; соответственно, не мог оказаться ни возле Тибра, ни в Пизе. | * И ещё один анекдот — про лингвистов, возводящих происхождение слова «стибрить» к названию реки Тибр. «Профессор, а когда Александр Македонский был в городе ''Пиза'' — у него, часом, ничего не украли?..». Для историков юмор, помимо [[Высокоточный матснаряд|основного]], ещё и в том, что Александр Македонский никогда не бывал в Италии; соответственно, не мог оказаться ни возле Тибра, ни в Пизе. | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
Строка 93: | Строка 87: | ||
* Французский драматург Жан Ануй писал прекрасные пьесы, среди которых одна из лучших — «Бекет», о взаимоотношениях английского короля Генриха II и его лучшего друга Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. В то время большинство английской аристократии и сам король по происхождению были норманнами, а Томас Бекет назван простым саксонцем, из-за чего по ходу пьесы у него возникают проблемы. Но исторический Томас Бекет был самым что ни на есть норманном! А уж как Ануй изобразил супругу Генриха Алиенору Аквитанскую, яркую и незаурядную женщину — это просто финский стыд и позор. | * Французский драматург Жан Ануй писал прекрасные пьесы, среди которых одна из лучших — «Бекет», о взаимоотношениях английского короля Генриха II и его лучшего друга Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. В то время большинство английской аристократии и сам король по происхождению были норманнами, а Томас Бекет назван простым саксонцем, из-за чего по ходу пьесы у него возникают проблемы. Но исторический Томас Бекет был самым что ни на есть норманном! А уж как Ануй изобразил супругу Генриха Алиенору Аквитанскую, яркую и незаурядную женщину — это просто финский стыд и позор. | ||
** Впрочем, последнее можно понять, если знать ту же историю. Второй брак герцогини Аквитанской в исторической перспективе создал для Франции неимоверное количество проблем (в число которых входит, например, Столетняя война), окончательно улаженных лишь более чем четыре века спустя кардиналом Ришелье (хотя взаимная нелюбовь англичан и французов просуществовала намного дольше). Немудрено, что французы Алиенору, скажем так, несколько недолюбливают. | ** Впрочем, последнее можно понять, если знать ту же историю. Второй брак герцогини Аквитанской в исторической перспективе создал для Франции неимоверное количество проблем (в число которых входит, например, Столетняя война), окончательно улаженных лишь более чем четыре века спустя кардиналом Ришелье (хотя взаимная нелюбовь англичан и французов просуществовала намного дольше). Немудрено, что французы Алиенору, скажем так, несколько недолюбливают. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
Строка 127: | Строка 100: | ||
** [[Обоснуй]]: ой, [[Круль, пся крев и краковяк|Польша]], Литва, какая разница, раз эта [[руритания]] до разделов была [[Шляхта, сеймы и фольварки|Polish-Lithuanian Commonwealth]]?<ref>А что, только Пушкину можно называть польское восстание «волнением Литвы», а чтобы невежественные потомки не вообразили, будто речь действительно о балтских народах, уточнять в следующей строке «это спор славян между собою»?</ref> Конечно, Польша как ''страна'' (Царство Польское) тогда тоже входила в Российскую империю, но поляки других территорий действительно участвовали в войне в составе полка казаков-добровольцев на стороне Турции. | ** [[Обоснуй]]: ой, [[Круль, пся крев и краковяк|Польша]], Литва, какая разница, раз эта [[руритания]] до разделов была [[Шляхта, сеймы и фольварки|Polish-Lithuanian Commonwealth]]?<ref>А что, только Пушкину можно называть польское восстание «волнением Литвы», а чтобы невежественные потомки не вообразили, будто речь действительно о балтских народах, уточнять в следующей строке «это спор славян между собою»?</ref> Конечно, Польша как ''страна'' (Царство Польское) тогда тоже входила в Российскую империю, но поляки других территорий действительно участвовали в войне в составе полка казаков-добровольцев на стороне Турции. | ||
* [[Castlevania]] от [[Netflix]]. Создатели попытались добавить вымышленной истории про Дракулу исторического фона, но лучше бы этого не делали: получился штамп [[христианство — это католичество]], доведённый до абсурда. Из мультсериала выходит, что в православной Валахии орудует и фактически правит католическая инквизиция. И ни у кого не возникает вопросов, по какому праву эти паписты сжигают на главной площади православного города жену Дракулы — на минуточку, местного князя (причем такого, что тот бы и настоящих инквизиторов на ремни бы порезал). Лучше бы и дальше оставался графом из абстрактного [[Убервальд]]а… | * [[Castlevania]] от [[Netflix]]. Создатели попытались добавить вымышленной истории про Дракулу исторического фона, но лучше бы этого не делали: получился штамп [[христианство — это католичество]], доведённый до абсурда. Из мультсериала выходит, что в православной Валахии орудует и фактически правит католическая инквизиция. И ни у кого не возникает вопросов, по какому праву эти паписты сжигают на главной площади православного города жену Дракулы — на минуточку, местного князя (причем такого, что тот бы и настоящих инквизиторов на ремни бы порезал). Лучше бы и дальше оставался графом из абстрактного [[Убервальд]]а… | ||
** Дракулу ещё и зовут Цепешем по паспорту, его жена носит это как фамилию. Нужно ли напоминать, что Цепеш — это «сажатель на кол», и за такое оскорбление в лицо Влад III Басараб | ** Дракулу ещё и зовут Цепешем по паспорту, его жена носит это как фамилию. Нужно ли напоминать, что Цепеш — это «сажатель на кол», и за такое оскорбление в лицо Влад III Басараб (да и любой другой правитель, понимающий румынский) тут же велел бы водрузить наглеца на этот самый кол? | ||
* «[[Финес и Ферб]]» — внутримировой пример: «Сэр, зачем мы вообще носим фески в Южной Америке? — То есть мы не в [[Египет|Египте]]? Значит, там пирамиды не ступенчатые!» | * «[[Финес и Ферб]]» — внутримировой пример: «Сэр, зачем мы вообще носим фески в Южной Америке? — То есть мы не в [[Египет|Египте]]? Значит, там пирамиды не ступенчатые!» | ||
* «[[Симпсоны]] | * «[[Симпсоны]]» — меметичная серия, про восстановление СССР. Воскресший Ленин злобно, раскатисто рычит, затем произносит фразу «Долой капитализм» и снова рычит. Стоп, а как он может рычать, если при жизни он [[фефекты фикции|звук «р» не выговаривал]]? | ||
=== [[ | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Danganronpa]] — внутримировой пример. Селестия, потерпев поражение во время дебатов и признав свою вину, старается вести себя максимально мужественно перед намечающейся казнью, и бросает, что после смерти переродится в теле Марии Антуанетты. Вот только «проклятую австриячку», затуманившую разум Людовика XVI тоже казнили, на что готессе иронично намекает Ясухиро. | * [[Danganronpa]] — внутримировой пример. Селестия, потерпев поражение во время дебатов и признав свою вину, старается вести себя максимально мужественно перед намечающейся казнью, и бросает, что после смерти переродится в теле Марии Антуанетты. Вот только «проклятую австриячку», затуманившую разум Людовика XVI тоже казнили, на что готессе иронично намекает Ясухиро. | ||
Строка 146: | Строка 112: | ||
* Rurik: Dawn of Kiev. Видно, что создатели пытались изучать тему… на уровне беглого просмотра Википедии. Во-первых, при чём тут Рюрик, если речь о далёких его потомках? Во-вторых, у князя Владимира появилась неизвестная истории дочь Агата. В-третьих, карта игры одновременно [[не в ладах с географией]] и с историей — одних названий тогда ещё не было, другие находились не там. | * Rurik: Dawn of Kiev. Видно, что создатели пытались изучать тему… на уровне беглого просмотра Википедии. Во-первых, при чём тут Рюрик, если речь о далёких его потомках? Во-вторых, у князя Владимира появилась неизвестная истории дочь Агата. В-третьих, карта игры одновременно [[не в ладах с географией]] и с историей — одних названий тогда ещё не было, другие находились не там. | ||
=== | === Телевидение === | ||
* | * «Городок», конечно, программа несерьёзная, однако к номеру про отца и сына Дюма хочется придраться. На момент написания Дюма-старшим «[[Les trois mousquetaires|Трёх мушкетёров]]» его сын был уже взрослым. «Двадцать лет спустя» же были написаны не двадцать лет спустя, а на следующий год просле «Трёх мушкетёров». | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* Как и странно, но многие исторические карты. Нет, просто плохих карт в мире хватает, но даже хорошие карты, обычно рисуют исторические границы поверх современной карты, в результате чего, во времена древней Руси оказывается существовало Рыбинское водохранилище. Аналогично, на картах изображающих расселение первобытных людей и первые города, скорее всего будет пролив Босфор и современные Чёрное и Азовские моря, вместо Босфорского перешейка, Чёрного озера и Азовской низменности. | * Как и странно, но многие исторические карты. Нет, просто плохих карт в мире хватает, но даже хорошие карты, обычно рисуют исторические границы поверх современной карты, в результате чего, во времена древней Руси оказывается существовало Рыбинское водохранилище. Аналогично, на картах изображающих расселение первобытных людей и первые города, скорее всего будет пролив Босфор и современные Чёрное и Азовские моря, вместо Босфорского перешейка, Чёрного озера и Азовской низменности. | ||
* «Новая хронология». Безумная и почти тролльская | * «Новая хронология». Безумная и почти тролльская теория, смысл которой в том, что вся история — подделка, все источники врут, и только авторы знают, как всё было на самом деле. И, конечно, всё это заговор, чтобы принизить Великую Россию. | ||
** В ту же степь — господин Асов и ему подобные верующие в Гиперборею, [[w:Опочинин, Евгений Николаевич|летуна Никитку]] и родину слонов. | ** В ту же степь — господин Асов и ему подобные верующие в Гиперборею, [[w:Опочинин, Евгений Николаевич|летуна Никитку]] и родину слонов. | ||
* Широко известный в узких кругах Абсентис, популяризатор понятия [[Навозные века|навозных веков]], который так же крайне вольно обращается с реальными историческими фактами в угоду своей основной теме. Если тезисно — получилось как у [[Трудно быть богом|Германа с экранизацией Стругацких]], только про реальное [[средневековье]]. | * Широко известный в узких кругах Абсентис, популяризатор понятия [[Навозные века|навозных веков]], который так же крайне вольно обращается с реальными историческими фактами в угоду своей основной теме. Если тезисно — получилось как у [[Трудно быть богом|Германа с экранизацией Стругацких]], только про реальное [[средневековье]]. | ||
** Примкнувшие к нему любители [[императоры и гладиаторы|Древнего Рима]] и вообще античности. Никто не отрицает более высокий уровень развития Империи по сравнению с пришедшими на ее территорию [[варвар|германскими и славянскими племенами]], но эти граждане давят педаль в асфальт, утверждая, что уровень развития Империи равнялся чуть ли не XIX в. | ** Примкнувшие к нему любители [[императоры и гладиаторы|Древнего Рима]] и вообще античности. Никто не отрицает более высокий уровень развития Империи по сравнению с пришедшими на ее территорию [[варвар|германскими и славянскими племенами]], но эти граждане давят педаль в асфальт, утверждая, что уровень развития Империи равнялся чуть ли не XIX в. Хотя справедливости ради, некоторые техники действительно удалось повторить только в XIX в, а довести до римских показателей среднеевропейскую плотность дорог с твердым покрытием, качество питания городского населения и обеспеченность его водопроводом и канализацией — вообще смогли только перед Первой мировой. | ||
* (Не)определённая группа личностей, известных поименно завсегдатаям пабликов, посвящённых ранне-средневековой истории. Бегают по всем пабликам, рассказывая об «убогих славянах», у которых-де не было никакого оружия, государства и т. д. Постоянно ссылаются на научные работы, которых либо не читают вообще, либо читают выборочно. Начисто игнорируют тот факт, что бедность захоронений не обязательно означает бедность населения (мало ли какой обряд был?). | * (Не)определённая группа личностей, известных поименно завсегдатаям пабликов, посвящённых ранне-средневековой истории. Бегают по всем пабликам, рассказывая об «убогих славянах», у которых-де не было никакого оружия, государства и т. д. Постоянно ссылаются на научные работы, которых либо не читают вообще, либо читают выборочно. Начисто игнорируют тот факт, что бедность захоронений не обязательно означает бедность населения (мало ли какой обряд был?). | ||
* Книга-игра В. Шувалова «Кащеева цепь». Действие происходит в Мангазее (торговый город на северо-западе Сибири, развивавшийся в XVI—XVII веках), среди врагов — половец и викинг. | * Книга-игра В. Шувалова «Кащеева цепь». Действие происходит в Мангазее (торговый город на северо-западе Сибири, развивавшийся в XVI—XVII веках), среди врагов — половец и викинг. | ||
Строка 160: | Строка 126: | ||
* Фильмы, в которых египетскую царицу Клеопатру играют европеоидного вида актрисы — «[[отбеливание]]»? Ну, среди фараонов Египта была XXV династия — нубийская (кушитская), основатели которой были вполне себе негроидами (Нубия или Куш, называвшаяся греками «Эфиопией» — плюс-минус нынешний Судан). Но это было в 744—656 гг. до н. э., а Птолемей начал править Египтом в 305 году до н. э. — причём никакого родства с предыдущими династиями фараонов у македонского стратега Птолемея Лагида, понятно, не было, а женились эллинистические цари в своём кругу. Надо полагать, что у гречанки Клеопатры VII, родившейся в 69 году до н. э., доля нубийской крови была намного меньше чем, например, доля эфиопской у Пушкина, потомка '''чадского''' вождя. | * Фильмы, в которых египетскую царицу Клеопатру играют европеоидного вида актрисы — «[[отбеливание]]»? Ну, среди фараонов Египта была XXV династия — нубийская (кушитская), основатели которой были вполне себе негроидами (Нубия или Куш, называвшаяся греками «Эфиопией» — плюс-минус нынешний Судан). Но это было в 744—656 гг. до н. э., а Птолемей начал править Египтом в 305 году до н. э. — причём никакого родства с предыдущими династиями фараонов у македонского стратега Птолемея Лагида, понятно, не было, а женились эллинистические цари в своём кругу. Надо полагать, что у гречанки Клеопатры VII, родившейся в 69 году до н. э., доля нубийской крови была намного меньше чем, например, доля эфиопской у Пушкина, потомка '''чадского''' вождя. | ||
** Формально она у нее строго нулевая — Клеопатра была потомком основателя династии и по мужской, и по женской линии (поскольку в семействе стандартным был брак между братьями и сестрами) и тем самым была чистокровной македонкой. В реальности, по-видимому, среди предков были и отцы «со стороны», но явно не нубийцы. | ** Формально она у нее строго нулевая — Клеопатра была потомком основателя династии и по мужской, и по женской линии (поскольку в семействе стандартным был брак между братьями и сестрами) и тем самым была чистокровной македонкой. В реальности, по-видимому, среди предков были и отцы «со стороны», но явно не нубийцы. | ||
* Широко распространённое среди неоязычников мнение о том, что в дохристианские времена люди жили в гармонии с природой, а языческие обряды были очень мирными. Вот только во многих языческих культах практиковались человеческие [[жертвоприношения]]. А если человек всерьёз считает, что подсечно-огневое земледелие совместимо с гармонией с природой, то это уже клиника. | * Широко распространённое среди неоязычников мнение о том, что в дохристианские времена люди жили в гармонии с природой, а языческие обряды были очень мирными. Вот только во многих языческих культах практиковались человеческие [[жертвоприношения]]. А если человек всерьёз считает, что подсечно-огневое земледелие совместимо с гармонией с природой, то это уже клиника. | ||
** И тем не менее ''по возможности'' природу действительно старались беречь. Леса дают хорошее дополнительное прикрытие от врагов, и плюс там даже в голодный год можно худо-бедно прожить охотой и собирательством (население было очень небольшим). И не стоит забывать, что многие рощи считались священными, там даже охотиться нельзя было. Луга означают пастбища для скота. И кстати, подсечно-огневым земледелием занимались не все и не всегда. У кельтов, германцев и протославян\балтославян Зарубинецкой и Киевской культур известны находки плугов, в то время как при подсеке пахать не нужно, достаточно боронования. | ** И тем не менее ''по возможности'' природу действительно старались беречь. Леса дают хорошее дополнительное прикрытие от врагов, и плюс там даже в голодный год можно худо-бедно прожить охотой и собирательством (население было очень небольшим). И не стоит забывать, что многие рощи считались священными, там даже охотиться нельзя было. Луга означают пастбища для скота. И кстати, подсечно-огневым земледелием занимались не все и не всегда. У кельтов, германцев и протославян\балтославян Зарубинецкой и Киевской культур известны находки плугов, в то время как при подсеке пахать не нужно, достаточно боронования. | ||
* Широко распространенное среди обывателей мнение о том, что жителей Руси волхвы силой тащили на жертвенники. Для языческого сознания характерно представление о наилучшем из возможных посмертии для человека ДОБРОВОЛЬНО предложившего себя в жертву: одна из базовых мифологем индоевропейцев — добровольное жертвоприношение короля | * Широко распространенное среди обывателей мнение о том, что жителей Руси волхвы силой тащили на жертвенники. Для языческого сознания характерно представление о наилучшем из возможных посмертии для человека ДОБРОВОЛЬНО предложившего себя в жертву: одна из базовых мифологем индоевропейцев — добровольное жертвоприношение короля\королевы ради своего народа.<ref>Именно поэтому те же континентальные германцы, например, готы, и британские кельты вполне благосклонно отнеслись к христианству, особенно в арианском изводе: евангельская история о Христе перекликалась с их мифологией.</ref> Как и пример выше, пополам с «[[не в ладах с богословием]]». | ||
** Вообще более-менее точно известно о единственном случае человеческого жертвоприношения на Руси, и тогда жертвой стал христианин. Мягко говоря, не факт, что он пошёл на это добровольно. | ** Вообще более-менее точно известно о единственном случае человеческого жертвоприношения на Руси, и тогда жертвой стал христианин. Мягко говоря, не факт, что он пошёл на это добровольно. | ||
** И не только Руси. Современному человеку трудно осмыслить, что | ** И не только Руси. Современному человеку трудно осмыслить, что месоамериканские игроки в мяч соревновались не за право выжить, а совсем наоборот: «Как это — победителя в жертву приносили, нелогично, кто же станет сражаться за право быть съеденным?». Отказываются люди посмотреть на происходящее через призму язычника с архаическим сознанием (и даже пример современных современные шахидов не может поколебать уверенности, что его культурно обусловленная система ценностей — единственно возможная). | ||
*** Из-за этого, кстати, довольно странно выглядит важный эпизод из романа Гэри Дженнингса «Ацтек», когда главный герой, {{spoiler|узнав о том, что его дочь принесли в жертву, приходит в дикую ярость и отдает приказ жестоко убить всех, кто хоть сколь-нибудь был причастен к этому}}. Вообще-то наоборот, принесенный в жертву родственник становится для семьи одним из божеств наравне с основателями рода. | *** Из-за этого, кстати, довольно странно выглядит важный эпизод из романа Гэри Дженнингса «Ацтек», когда главный герой, {{spoiler|узнав о том, что его дочь принесли в жертву, приходит в дикую ярость и отдает приказ жестоко убить всех, кто хоть сколь-нибудь был причастен к этому}}. Вообще-то наоборот, принесенный в жертву родственник становится для семьи одним из божеств наравне с основателями рода. | ||
* [https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Egyptian_chess_players.jpg Картина] нидерландского художника XIX века Лоуренса Альма-Тадема «Древнеегипетские игроки в шахматы». Столик действительно похож на найденные в гробницах фараонов столики для игр в [[не шахматы| | * [https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Egyptian_chess_players.jpg Картина] нидерландского художника XIX века Лоуренса Альма-Тадема «Древнеегипетские игроки в шахматы». Столик действительно похож на найденные в гробницах фараонов столики для игр в [[не шахматы|игр]] [[w:Сенет|сенет]] или тьяу (попросту [[кинь-двинь]]-догонялки), в которые играли в [[фараоны и пирамиды|Древнем Египте]], но по-современному «шахматная» чёрно-белая доска 10x6 и фигуры, отличающиеся не формой, а цветом (причём все одного типа, так что это скорее «шашки», чем «шахматы»), — лютый [[анахронизм]]. Разгадка проста: Альма-Тадема принадлежал к творческому движению [https://ru.wikipedia.org/wiki/Прерафаэлиты прерафаэлитов], которые часто имитировали подобные архаические тропы. Да и египтология в то время оставалась в зачаточном состоянии. | ||
* Порой на просторах Интернета можно найти феерически неграмотные высказывания, и не всегда понятно, человек действительно настолько глуп или просто у него юмор такой. Некоторые с убитыми инглишем мозгами, всерьёз верят, что слово «викинги» означает «мы короли». Другие — что свастика это четыре буквы «Г», означающие Гитлера ([[Сарказм|хотя даже советские детсадовцы знают, что это ещё Геббельс, Геринг и Гиммлер!]] — первоначально шутка с политических карикатур, принятая советскими детсадовцами всерьёз). | * Порой на просторах Интернета можно найти феерически неграмотные высказывания, и не всегда понятно, человек действительно настолько глуп или просто у него юмор такой. Некоторые с убитыми инглишем мозгами, всерьёз верят, что слово «викинги» означает «мы короли». Другие — что свастика это четыре буквы «Г», означающие Гитлера ([[Сарказм|хотя даже советские детсадовцы знают, что это ещё Геббельс, Геринг и Гиммлер!]] — первоначально шутка с политических карикатур, принятая советскими детсадовцами всерьёз). | ||
* Современный российский флаг, как известно, «власовская тряпка». В действительности власовцы использовали преимущественно не его, а Андреевский флаг (триколор использовали другие русские [[коллаборационист]]ы, в частности, РННА и дивизия «Руссланд»), и лишь неделю в конце войны, с 6 по 12 мая 1945 года, когда РОА полностью вышла из-под немецкого контроля, официально его утвердили (на построениях эпизодически использовали и раньше, но в утверждении его как официальной символики немецкое командование отказывало, чем возмущался в своих мемуарах В. К. Штрик-Штрикфельдт). | * Современный российский флаг, как известно, «власовская тряпка». В действительности власовцы использовали преимущественно не его, а Андреевский флаг (триколор использовали другие русские [[коллаборационист]]ы, в частности, РННА и дивизия «Руссланд»), и лишь неделю в конце войны, с 6 по 12 мая 1945 года, когда РОА полностью вышла из-под немецкого контроля, официально его утвердили (на построениях эпизодически использовали и раньше, но в утверждении его как официальной символики немецкое командование отказывало, чем возмущался в своих мемуарах В. К. Штрик-Штрикфельдт). | ||
** В любом случае, в отличие от различных «национальных» флагов, придуманных кружками национал-интеллигентов, и которые большинство людей действительно впервые увидело на полицаях, триколор был флагом российской империи со времен Петра Великого, и использование его власовцами не делает его «власовским», как не делает использование красного флага режимом Пол Пота «Краснокхмеровским». Только так же французский триколор не «петэновская тряпка» по всем понятным причинам. | |||
* Любое упоминание о том, как английский король Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей», соглашаясь на уступки баронов взамен на финансирование войн. На самом деле «Хартия» была словесным соглашением, которое записали позже, да и не подписывали короли в те времена ничего, всего лишь скрепляя документы печатью. Однако и в этом случае люди ошибаются — Иоанн даже и не прикладывал к документу печати. За него это сделал чиновник. Так что картины и монеты, где король держит в руке свиток и перо, безбожно врут. И это не первая такая хартия (первую ещё Генрих I выпускал, да и сами бароны требовали «вернуть вольности, которые были при короле Стефане») и даже сам Иоанн Безземельный соблюдал её очень недолго. | * Любое упоминание о том, как английский король Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей», соглашаясь на уступки баронов взамен на финансирование войн. На самом деле «Хартия» была словесным соглашением, которое записали позже, да и не подписывали короли в те времена ничего, всего лишь скрепляя документы печатью. Однако и в этом случае люди ошибаются — Иоанн даже и не прикладывал к документу печати. За него это сделал чиновник. Так что картины и монеты, где король держит в руке свиток и перо, безбожно врут. И это не первая такая хартия (первую ещё Генрих I выпускал, да и сами бароны требовали «вернуть вольности, которые были при короле Стефане») и даже сам Иоанн Безземельный соблюдал её очень недолго. | ||
* Известная крипипаста «Русский эксперимент со сном», где в конце 1940-х годов присутствует КГБшник. Вообще-то МГБ преобразован в КГБ только в 1954. Но особенно «радуют» авторы, которые выдают это за «реальную историю», вот тут начинается клюковка. | * Известная крипипаста «Русский эксперимент со сном», где в конце 1940-х годов присутствует КГБшник. Вообще-то МГБ преобразован в КГБ только в 1954. Но особенно «радуют» авторы, которые выдают это за «реальную историю», вот тут начинается клюковка. | ||
Строка 178: | Строка 144: | ||
* В это трудно поверить, но встречаются попытки отдельных лиц выдавать свои <s>сделанные в Турции по пьяни</s> татуировки за фамильную символику дореволюционных купеческих гильдий, из которых якобы происходят их семьи. К сожалению для этих сказочников, они не знают, что в Российской Империи купеческих гильдий было ровно три — Первая, Вторая и Третья, что гильдиями они назывались по чисто имущественному признаку (держишь лавку? третья гильдия! экспортируешь пеньку? первая гильдия! примерно как «малый, средний и большой бизнес» сейчас), и что какие-либо татуировки в царские времена воспринимались бы скорее как каторжное клеймо, чем как фамильный символ. | * В это трудно поверить, но встречаются попытки отдельных лиц выдавать свои <s>сделанные в Турции по пьяни</s> татуировки за фамильную символику дореволюционных купеческих гильдий, из которых якобы происходят их семьи. К сожалению для этих сказочников, они не знают, что в Российской Империи купеческих гильдий было ровно три — Первая, Вторая и Третья, что гильдиями они назывались по чисто имущественному признаку (держишь лавку? третья гильдия! экспортируешь пеньку? первая гильдия! примерно как «малый, средний и большой бизнес» сейчас), и что какие-либо татуировки в царские времена воспринимались бы скорее как каторжное клеймо, чем как фамильный символ. | ||
** Хм, а вот Пугачев в «Капитанской дочке» вполне себе щеголяет «царскими знаками» на теле. Хотя, конечно, тем самым уподобляясь этим туристам. | ** Хм, а вот Пугачев в «Капитанской дочке» вполне себе щеголяет «царскими знаками» на теле. Хотя, конечно, тем самым уподобляясь этим туристам. | ||
== См. также == | == См. также == |