Редактирование: Не в ладах с психологией
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Усугубляется засорением такой серьёзной научной дисциплины лженаучным мусором. Стараниями интернет-психологов и коучей, с модой на поп-психологию, психология в массовом сознании стала ассоциироваться с понятиями зоны комфорта и позитивного мышления, «личностным ростом», эзотерикой и всем тем, что можно вычитать в любой книжке про саморазвитие или «как сделать свою жизнь счастливой». На их фоне серьёзные труды по темам развития психики, моторных и сенсорных функций, структуре мышления, формировании убеждений, выглядят не такими простыми, яркими и радостными. | Усугубляется засорением такой серьёзной научной дисциплины лженаучным мусором. Стараниями интернет-психологов и коучей, с модой на поп-психологию, психология в массовом сознании стала ассоциироваться с понятиями зоны комфорта и позитивного мышления, «личностным ростом», эзотерикой и всем тем, что можно вычитать в любой книжке про саморазвитие или «как сделать свою жизнь счастливой». На их фоне серьёзные труды по темам развития психики, моторных и сенсорных функций, структуре мышления, формировании убеждений, выглядят не такими простыми, яркими и радостными. | ||
''Минутка теории науки'': | ''Минутка теории науки'': общеизвестно, что "психология - это не наука". Но всё сложнее: психологию серьёзные учёные считают "донаучной дисциплиной", т.е. "недоразвитой" наукой, поскольку всё ещё не существует единой психологической теории. То же самое раньше было и с другими науками: так, ещё в XIX веке метеорология ещё не имела нормальных прогностических возможностей и, следовательно, была очень неточной, и поэтому не считалась наукой, но постепенно и наработала хороший научный аппарат (т.е. нужные теории и формулы), и улучшенную технику получила. С другой стороны, ситуация с психологией уникальна: "донаучная" стадия характерна в целом для паранаучных теорий и для новых наук (сейчас это социология и политология, например), а психология появилась ещё в Древней Греции (!) и до сих пор не выработала единую теорию. Для некоторых психологов это предмет постоянных шуток: мол, занимаясь восстановлением порядка в душе человека и наведением мостов-взимоотношений между людьми, психологи умудряются вечно ссориться между собой, не сумев договориться о единой теории (да и извечной темой остаётся то, что в своей семье психолог часто не умеет сохранить хорошие отношения, а психиатр с ужасом видит почти во всех людях отклонения и психические болезни). Однако объясняется эта проблема сложностью объекта психологии - человеческого мышления и эмоционального аппарата. Только в XXI веке этот "чёрный ящик" наконец начинает приоткрываться, а раньше психологам приходилось лишь предполагать его устройство, что давало только приблизительные результаты. | ||
== Разновидности == | == Разновидности == | ||
{{Прошу помощи зала}} | |||
{{примеры}} | |||
* Любой картонный персонаж по определению. Думаю, не стоит расписывать психологическую достоверность плоских и плохо прописанных персонажей [[МТА|авторов, не умеющих их писать]]. | * Любой картонный персонаж по определению. Думаю, не стоит расписывать психологическую достоверность плоских и плохо прописанных персонажей [[МТА|авторов, не умеющих их писать]]. | ||
* | * Вся концепция «позитивного мышления». Реальные жизненные проблемы, связанные порой с ответственностью за других людей и с твёрдыми убеждениями и установками, должны решаться не серьёзной работой над собой и решением проблем в реальности, а банальным настроем на то, что всё обязательно хорошо. Хотя реальность нисколько не меняется от того, что человек всегда на позитиве и отрицает любой негатив в своей жизни. | ||
* | ** '''На самом деле:''' реальность-то, положим, не меняется, но мозг, зараза такая, [[:w:Когнитивные искажения|любит и умеет]] отфильтровывать те сигналы, которые в его [[:lm:Квадратно-гнездовой способ мышления|заранее заданную картину мира]] не вписываются, а на тех, которые её подтверждают — зацикливаться. В исходном смысле «позитивное мышление» означало не то, что нужно тупо радоваться вместо того, чтобы впахивать, а то, что впахивать с радостным настроем в принципе эффективнее, чем с унылым. Но потом в тему вцепились деляги и шизотерики и всё опошлили. | ||
** '''На самом деле:''' Но не путайте "позитивное мышление" с "оптимизмом". [[Вечный оптимист]] не обязан всегда быть в хорошем, позитивном, настроении! Оптимизм означает настроенность на решение проблем, надежду на лучшее. А если [[вечный пессимист]] настроен на то, что ничего не получится, то, скорее всего, действительно так и будет: он просто не захочет решать проблему. Так что оптимизм помогает изменить реальность в лучшую сторону, а "позитивное мышление" - нет (вспомните "прожекты" Манилова у Гоголя). | |||
* Распространённое мнение, будто все дети до пубертата поголовно [[маленький ангел|маленькие ангелы]], и только с возрастом они портятся. А потому нежную и ранимую детскую психику надо обязательно оберегать от любого горя и любых ужасов реального мира. Знают ли те, кто чуть ли не культивируют нежную детскую психику, о детской жестокости? Банально о том, что дети разные бывают? Формирование характера в 3-4 года, влияние примера родителей и их воспитания, и разные темпераменты и характеры — всё это формирует совсем разных детей, к каждому из которых нужен свой подход к воспитанию. | * Распространённое мнение, будто все дети до пубертата поголовно [[маленький ангел|маленькие ангелы]], и только с возрастом они портятся. А потому нежную и ранимую детскую психику надо обязательно оберегать от любого горя и любых ужасов реального мира. Знают ли те, кто чуть ли не культивируют нежную детскую психику, о детской жестокости? Банально о том, что дети разные бывают? Формирование характера в 3-4 года, влияние примера родителей и их воспитания, и разные темпераменты и характеры — всё это формирует совсем разных детей, к каждому из которых нужен свой подход к воспитанию. | ||
** '''На самом деле: '''Детская психология изучена довольно хорошо. Если говорить в целом, то дети обычно весьма умны (умнее, чем считают их взрослые) и тонко чувствуют эмоции, а также умеют влиять на родителей и друзей. От взрослых их отличают, прежде всего, почти полное отсутствие опыта и, как следствие, почти абсолютная самоуверенность и | ** '''На самом деле: '''Детская психология изучена довольно хорошо. Если говорить в целом, то дети обычно весьма умны (умнее, чем считают их взрослые) и тонко чувствуют эмоции, а также умеют влиять на родителей и друзей. От взрослых их отличают, прежде всего, почти полное отсутствие опыта и, как следствие, почти абсолютная самоуверенность и "целостность" характера в тех вещах, которые им известны (и кажутся известными)... одновременно с постоянными сомнениями и неуверенностью во всём, что им непонятно (и выражают эту неуверенность они часто капризами, криками и ссорами). Но это касается далеко не всех: как верно сказано выше, у каждого ребёнка свой характер. | ||
* [[Изнасилование]] без последствий. Без ПТСР, без слома психики жертвы, без надобности в долгой психологической терапии, а в [[романтизация насилия|терминальной стадии]] — со [[стокгольмский синдром|стокгольмским синдромом]], перетекающим в «долго и счастливо». | |||
** '''На самом деле:''' сильно зависит от культуры, которую мы описываем. Если у нас на дворе [[пещерное человечество]], ещё не усвоившее даже связи сношения с деторождением, или клюквенный порномарксизм с идеей «[[секс как фастфуд]]», то там вполне возможно отношение в духе «[[изнасилование — не худшее из зол|отряхнулась и пошла]]»; о [[нечеловеческая психология|других биологических видах]] и разговору нет. А вот в нашей современной культуре (и особенно — в современном бескультурье с такими милыми тенденциями как [[обвинение жертвы]]) будет в чистом виде троп. | |||
* [[не в ладах с военным делом|Военные и иные представители силовых структур наделены характерами простых обывателей]]. [[армия — это балаган|Происходит в армии всё, как в офисе или среди компании подростков]], а вовсе не обученных и дисциплинированных профессионалов, выполняющих боевую миссию. Психология солдата, привыкшего к постоянной угрозе смерти, ответственности за жизни гражданских, дисциплине и субординации, постоянным тренировкам, автору не знакома. Как и [[ПТСР|надобность в долгой и целенаправленной адаптации к мирной жизни]] после войны. | |||
** Кроме того, не в ладах с психологией тот автор, который забывает о таком явлении, как [[Профдеформация]] (когда профессия настолько влияет на работника, что он начинает везде использовать свои профессиональные навыки). Профдеформация в слабой форме встречается у всех, начиная от школьников. | |||
* Убеждённый в какой-то идеологии, с детства в её идеалах воспитывавшийся, может сменить свои взгляды всего за минуту. Фанатик может сразу же [[разуверился|разувериться]] в религии, в которую он верил всю жизнь, если только привести логический довод. И вообще, убеждения могут без следа и следствий испариться. | * Убеждённый в какой-то идеологии, с детства в её идеалах воспитывавшийся, может сменить свои взгляды всего за минуту. Фанатик может сразу же [[разуверился|разувериться]] в религии, в которую он верил всю жизнь, если только привести логический довод. И вообще, убеждения могут без следа и следствий испариться. | ||
** Нарутотерапия. И возможность измениться всего за одну проникновенную речь, как бы сильно в своих идеях злодей ни был убеждён. Прописывать долгий путь переосмысления, обдумывания происходящего, после которых и возникнет сомнение в своих психологических установках, всё-таки гораздо труднее. | ** Нарутотерапия. И возможность измениться всего за одну проникновенную речь, как бы сильно в своих идеях злодей ни был убеждён. Прописывать долгий путь переосмысления, обдумывания происходящего, после которых и возникнет сомнение в своих психологических установках, всё-таки гораздо труднее. | ||
** '''На самом деле:''' такое в принципе возможно, но как раз не в том случае, когда для | ** '''На самом деле:''' такое в принципе возможно, но как раз не в том случае, когда для поциента значимы логические доводы, а в том, когда ему понятнее эмоциональные. Другое дело, что оно возможно [[моральный вертихвост|далеко не один раз]]… | ||
* Обратная крайность: произошедшие события ничего в персонаже не изменили и никак на нём не отразились. | |||
* На стыке сабжа с «[[не в ладах с медициной]]» находятся нелады с психиатрией: | |||
* Аутизм часто преподносят как наличие уникального внутреннего мира с обязательной гениальностью. Реальные аутисты, у которых отставание в социальном развитии, которые не привязываются к людям, вместо людей привязываются к вещам, а [[синдром саванта]] среди них очень редок, далеки от романтического образа «не таких, как все». | ** Аутизм часто преподносят как наличие уникального внутреннего мира с обязательной гениальностью. Реальные аутисты, у которых отставание в социальном развитии, которые не привязываются к людям, вместо людей привязываются к вещам, а [[синдром саванта]] среди них очень редок, далеки от романтического образа «не таких, как все». | ||
** '''На самом деле:''' | ** '''На самом деле:''' Интересно, что, по опыту школьных учителей, аутисты, попадающие в школу, постепенно социализируются - например, мальчики-аутисты в пубертате начинают весьма споро бегать за девочками и ухаживать за ними, ничуть не отставая в этом от обычных детей (и в то же время оставаясь отстающими в учёбе и неловкими в спорте). А учителя в спортивных школах могут добавить, что и в спорте они могут добиться успеха - но чаще всего только в том спорте, который требует усидчивости и спокойных постепенных усилий. Но всё это требует активного участия родителей в жизни ребёнка - а именно этого, к сожалению, нередко не хватает... | ||
* Путаница клинической депрессии с обычной подавленностью. Частью в этом виноваты [[ложные друзья переводчика]] (на английском «подавленный» — это именно ''depressed''), частью — вполне реальные [[синдзи]], стремящиеся своё <s>нытьё</s> уныние по жизни объявить именно этой самой. | ** Путаница клинической депрессии с обычной подавленностью. Частью в этом виноваты [[ложные друзья переводчика]] (на английском «подавленный» — это именно ''depressed''), частью — вполне реальные [[синдзи]], стремящиеся своё <s>нытьё</s> уныние по жизни объявить именно этой самой. | ||
* [[Голливудская шизофрения]]. | ** [[Голливудская шизофрения]]. | ||
* [[Синдром Болванщика]]. | ** [[Синдром Болванщика]]. | ||
* [[Житель | ** [[Житель страны эльфов]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
{{примеры}} | {{примеры}} | ||
=== | === Кино === | ||
* | * Расплата, 2016-го года. Протагонист-аутист в нём представлен как этакий андроид из плоти и крови, настолько гениальный, что и бухгалтер из него первоклассный, и математик он отличный, и снайпер он меткий. Вот только поведение и общение у него вовсе не настоящего аутиста, а в общем-то вполне обычного человека без проблем с коммуникацией. Разве что он немногословен и всегда спокоен. | ||
* | * Непосредственно Каха: Другой фильм. Знают его за сцену изнасилования, которую подавали как комедийный элемент. Неприемлемость посыла «женщина-шлюха сама ходит распутная, а отец не смог её нормально воспитать» понятны по очевидным причинам. Тут стоит обратить внимание: по фильму, после изнасилования не происходит болезненной травмы от надругательства над собой, не происходит пост-травматического стрессового расстройства. Не идёт речи о психологической помощи, о долгой терапии и адаптации в реальном мире. Изнасилованная девушка чувствует себя нормально, как будто ничего и не было. | ||
* [[Звёздные Войны]], сиквельная трилогия. Финн заявлен как бывший солдат Первого Ордена, с детства тренировавшийся в армии. Но адаптацию всю жизнь знавшего только войну воина к мирной жизни толком не показали. Никаких армейских привычек, которые изживаются не за один день, Финн не демонстрирует. И да, он уже ведёт себя, как мирный гражданский, с частыми воплями, эмоциональными реакциями по любому удивительному явлению, что на прожжённого вояку нисколько не похоже. | * [[Звёздные Войны]], сиквельная трилогия. Финн заявлен как бывший солдат Первого Ордена, с детства тренировавшийся в армии. Но адаптацию всю жизнь знавшего только войну воина к мирной жизни толком не показали. Никаких армейских привычек, которые изживаются не за один день, Финн не демонстрирует. И да, он уже ведёт себя, как мирный гражданский, с частыми воплями, эмоциональными реакциями по любому удивительному явлению, что на прожжённого вояку нисколько не похоже. | ||
* | * Чужой: Завет. Несмотря на то, что это один из немногих фильмов, где [[Получилась реальность|ясно показали последствия контакта с инопланетной заразой]] и пребывания пусть и на кислородной, но не изученной планете, без скафандра и защиты, более умным это сюжет не делает. Казалось бы серьёзные учёные и колонисты не демонстрируют подготовку ко всем опасностям планеты, а ведут себя аналогично подросткам из плохого слэшера. Вместе с тем, поведением они куда больше похожи на простых туристов, приехавших устраивать пикник, а вовсе не исследователей с образованием и дисциплиной. | ||
* «Дитя | * «Дитя робота». Искусственный интеллект с самого младенчества растил девочку, как свою дочь, и большую часть фильма достоверно показан образ мышления девочки, что выросла в захваченных ИИ лабораториях, не знала жизни до пост-апокалипсиса, а единственный родной и близкий человек — это машина, чьё мышление отличается от человеческого. Но переосмысление жизни и бунт против матери после раскрытия подробностей местного мира происходят слишком скоротечно для девочки, с детства воспитывавшейся в идеях своей матери. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Nav/Не знает матчасти}} | {{Nav/Не знает матчасти}} |