Редактирование: Обыденность зла

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{noirl}}
{{Q|Среди действующих лиц нашей сказки [''«[[Обыкновенное чудо]]»''], более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нём обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. А то и наследственностью.|[[Слово Божие]] от Евгения Шварца}}
{{Q|Среди действующих лиц нашей сказки [''«Обыкновенное чудо»''], более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нём обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. А то и наследственностью.|[[Слово Божие]] от Евгения Шварца}}
{{Q|— Люди, — Геральт повернул голову, — любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлёстывая жён вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их всё-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить.|Анджей Сапковский}}
{{Q|— Люди, — Геральт повернул голову, — любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлёстывая жён вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их всё-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить.|[[Анджей Сапковский]], «[[Сага о ведьмаке|Край света]]»}}
{{Q|Обычные. Такие же, как все.|[[Леонид Филатов]], «Дилижанс» (речь о весьма недостойных, но ничем не выдающихся людях)}}
{{q|Где-то была гениальная фраза про то, что выдуманное зло [[великолепный мерзавец|изворотливо, находчиво, умно]], а [[добро — это паршиво|добро – скучно и приторно]]. Тогда как '''настоящее зло — [[тупой — это зло|тупо]], монотонно и обыденно''', а добро — умно, удивительно и разнообразно.|[https://vk.com/wall-92307020_379143 Одоната Ветер]}}


Чтобы вызывать ужас и омерзение, [[Злодей|злодею]] совсем необязательно быть [[Демон|посланцем из Ада]], [[Вампир|кровососущим мертвецом]] или [[Чужеродное чудовище|каким-нибудь вовсе непознаваемым страховидлом]]. Обычные люди о двух руках, двух ногах и одной голове с этой задачей справляются ничуть не хуже, а то и лучше. В конце концов, от чёрта рогатого никто не ждёт раздачи бесплатного мороженого, а когда простой человек начинает вытворять такое, что всех чертей может заткнуть за пояс, шок и отвращение аудитории гарантированы.
Чтобы вызывать ужас и омерзение, [[Злодей|злодею]] совсем необязательно быть [[Демон|посланцем из Ада]], [[Вампир|кровососущим мертвецом]] или [[Чужеродное чудовище|каким-нибудь вовсе непознаваемым страховидлом]]. Обычные люди о двух руках, двух ногах и одной голове с этой задачей справляются ничуть не хуже, а то и лучше. В конце концов, от чёрта рогатого никто не ждёт раздачи бесплатного мороженого, а когда простой человек начинает вытворять такое, что всех чертей может заткнуть за пояс, шок и отвращение аудитории гарантированы.
Строка 8: Строка 7:
Плюс сто очков к обыденности злодей получает, если он не наглухо слетевший с катушек маньяк, каннибал или ещё какой психопат, а рядовой гражданин. Серийные убийцы (к счастью!) по улицам толпами не шастают, а вот избивающие по пьяни членов семьи люди обыденность зла демонстрируют наиболее наглядно.
Плюс сто очков к обыденности злодей получает, если он не наглухо слетевший с катушек маньяк, каннибал или ещё какой психопат, а рядовой гражданин. Серийные убийцы (к счастью!) по улицам толпами не шастают, а вот избивающие по пьяни членов семьи люди обыденность зла демонстрируют наиболее наглядно.


Бонусные очки, если бытовой злодей творит нехорошее дело, но при этом уверен, что [[я не злой|поступает]] [[Так было надо|правильно]] и что ему потом спасибо скажут, если только не окажутся [[неблагодарное быдло|безнадёжно-неблагодарными свиньями]]. Так самое страшное, что настоящего героя народ тупо и демонстративно [[время не пощадило|забывает]], даже не сговариваясь, ибо похоже мыслит.
Бонусные очки, если бытовой злодей творит нехорошее дело, но при этом уверен, что [[Так было надо|поступает правильно]] и что ему потом спасибо скажут, если только не окажутся [[неблагодарное быдло|безнадёжно-неблагодарными свиньями]]. Так самое страшное, что настоящего героя народ тупо и демонстративно забывают, даже не сговариваясь, ибо похоже мыслят.
 
Так как обыденное зло обычно противопоставляют фантастическим и невероятным вещам, троп зачастую пересекается с [[Плохие люди]].


== Примеры ==
== Примеры ==
{{Q|Слепая ненависть к другому рождается [[зависть]]ю, страхом и безоглядной жаждой потребления.|Платон Беседин}}
{{Q|Слепая ненависть к другому рождается [[зависть]]ю, страхом и безоглядной жаждой потребления.|Платон Беседин}}


Строка 17: Строка 19:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
{{Q|В мире полным-полно подонков — и эти подонки могли запросто рядиться в одеяния аристократов, Кулаков, даже рясы жрецов или балахоны учёных мужей — подонков всегда хватало, тут без вопросов, и всегда они жаждали хаоса и возможностей, которые тот предоставлял. Жаждали бессмысленной жестокости, высвобождения ненависти, хотели убивать и насиловать. И тут уже всякое оправдание сгодится, да и без оправдания тоже можно.|«[[Malazan Book of the Fallen|Малазанская книга Павших]]», книга «Охотники за костями»}}
{{Q|Пираты плохие, а солдаты хорошие, хотя убивают и те и другие. Торговец, по уши погрязший в обмане, — порядочный человек, но воришка, который крадёт у него кошелек, — подлый злодей. Команда этого корабля, Тарес, Дороль и остальные, — просто пираты. А ты когда-нибудь думала о том, откуда берутся пираты? Известно ли тебе, госпожа, что такое служба на имперском корабле? Или торговом барке?|Раланд, «Король Тёмных Просторов» Феликса Креса; пополам с [[Одним миром мазаны|ещё одним тропом]]}}


==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====
* Едва ли не все книги Александра Варго (псевдоним российской группы писателей, работающих в жанре хоррора, мистики и ужасов, и возглавляемых С. Дёминым). Даже при наличии заглавного маньяка/монстра обязательно будут как минимум двое персонажей ничуть не жиже. Причём они спокойно будут маскироваться под обычных людей — по крайней мере в глазах других персонажей.
* Рассказ Л. Толстого «После бала» во многом как раз об этом.
* «Приговор» Юрия Нестеренко — практически все персонажи. На 21-м году гражданской войны не стоит доверять ни добродушной крестьянской чете, ни гостеприимным бабушкам, ни аристократической чести…
* М. Е. Салтыков-Щедрин, «[[Господа Головлёвы]]» — целиком о тропе, как и большая часть творчества этого автора. Ни Порфирий «Иудушка» Головлёв, ни его мать не являются какими-то сугубыми злодеями, однако в основном именно их поступки и характер прямо или косвенно привели к смерти практически всех членов семейства, {{spoiler|включая и самого Иудушку с матерью}}.
** Его же «Комбинат». Педаль выжимается в пол с самого начала, когда описываются мрачные будни нищей депрессивной российской провинции — но при этом явных злодеев среди персонажей нет, не считая эпизодических уголовников (да и те — мелкая шпана). Обычные люди, которым просто не повезло жить в таком месте, вполне способные вызывать сочувствие… В финале, когда выясняется, что '''все''' жители Красноленинска знают, для чего существует Комбинат и сам город — педаль уходит под землю.
* [[Сварог]] — да, в этом мире наличествуют [[мраккультист]]ы и [[Сатанинский архетип|Великий Мастер]] во главе них, но основная масса злодеев — просто люди (и [[люди-плюс|лары]]), [[цель оправдывает средства|готовые ради своих амбиций решительно на всё]]. Отдельно стоит [[безумный король|король Хелльстада Фаларен]] — [[был никем, стал кошмаром|обычный человек, на которого свалилось огромное могущество, превратив его в итоге в эдакого пресыщенного всем злодея из книг маркиза де Сада]]
** «Чёрная Топь» того же автора — аналогично.
* П. Санаев, «[[Похороните меня за плинтусом]]». Подобное психологическое насилие в семьях — вещь, к сожалению, обыденная и довольно часто встречающаяся, просто не всем повезло быть пасынком известного режиссёра.
* Интересная вариация в «Марсианине» А. Богатырёва: случайно попавшие в наш мир туристы из параллельной реальности, где СССР — ведущая мировая держава, были шокированы обыденностью зла в капиталистической России.
* А. Богатырёв, «Марсианин» — интересная вариация случайно попавшие в наш мир туристы из параллельной реальности, где СССР — ведущая мировая держава, были шокированы обыденностью зла в капиталистической России.
* П. Санаев, «[[Похороните меня за плинтусом]]». Автор правки подтверждает, что подобное психологическое насилие в семьях — вещь, к сожалению, обыденная и довольно часто встречающаяся, просто не всем повезло быть пасынком известного режиссёра.
* Захар Петров, «Муос» — наиболее омерзительным и жутким в романе являются не монстры-змеи и даже не зомбированные червями люди-ленточники (которые вообще по сути в их понимании [[благонамеренный экстремист|благонамеренные экстремисты]]), а патологический садист и [[апокалиптический маньяк]] Рэй Славински, совершенно нефантастический (в плане отсутствия каких-то мутаций) человек.
* Едва ли не все книги Александра Варго (псевдоним российской группы писателей, работающих в жанре хоррора, мистики и ужасов, и возглавляемых С. Дёминым). Даже при наличии заглавного маньяка/монстра обязательно будут как минимум двое персонажей ничуть не жиже (в некоторых книгах, впрочем, вообще нет ни единого положительного персонажа. «Кристмас», к примеру). Причём они спокойно будут маскироваться под обычных людей — по крайней мере в глазах других персонажей.
* [[Юрий Нестеренко]]:
** «[[Приговор]]» — практически все персонажи. На 21-м году гражданской войны не стоит доверять ни добродушной крестьянской чете, ни гостеприимным бабушкам, ни аристократической чести…
** «[[Комбинат]]». Педаль выжимается в пол с самого начала, когда описываются мрачные будни нищей депрессивной российской провинции — но при этом явных злодеев среди персонажей нет, не считая эпизодических уголовников (да и те — мелкая шпана). Обычные люди, которым просто не повезло жить в таком месте, вполне способные вызывать сочувствие… В финале, когда выясняется, что '''все''' жители Красноленинска знают, для чего существует Комбинат и сам город — педаль уходит под землю.
** «[[Чёрная Топь]]» — аналогично.
* Рассказ https://mymindiscreepy.space/posts/u-menya-net-brata — троп пополам с [[полное чудовище]].
* «Злее не бывает» Игоря Мерцалова — совершенно бытовой кошмар о бывшем гопнике, спившемся до полной невменяемости, и его семье, из которой он теперь тянет каждую копейку.


==== На других языках ====
==== На других языках ====
{{Q|В мире полным-полно подонков — и эти подонки могли запросто рядиться в одеяния аристократов, Кулаков, даже рясы жрецов или балахоны учёных мужей — подонков всегда хватало, тут без вопросов, и всегда они жаждали хаоса и возможностей, которые тот предоставлял. Жаждали бессмысленной жестокости, высвобождения ненависти, хотели убивать и насиловать. И тут уже всякое оправдание сгодится, да и без оправдания тоже можно.|«[[Malazan Book of the Fallen|Малазанская книга Павших]]», книга «Охотники за костями»}}
* «[[Lord of the Flies|Повелитель мух]]».
{{Q|[[Пират]]ы плохие, а солдаты хорошие, хотя убивают и те и другие. Торговец, по уши погрязший в обмане, — порядочный человек, но воришка, который крадёт у него кошелек, — подлый злодей. Команда этого корабля, Тарес, Дороль и остальные, — просто пираты. А ты когда-нибудь думала о том, откуда берутся пираты? Известно ли тебе, госпожа, что такое служба на имперском корабле? Или торговом барке?|Раланд, «Король Тёмных Просторов» Феликса Креса}}
* [[Стивен Кинг]] обожает этот троп:
* Стивен Кинг обожает этот троп:
** «[[Stephen King/It|Оно]]» — на одного несчастного [[Древнее зло|древнего монстра]] там целая туча обыденных злодеев: малолетние психопаты Генри Бауэрс, Джон Гартон и Патрик Хокштеттер, грязно посматривавший на собственную дочку Эл Марш, домашний садист Том Роган.
** «[[Stephen King/It|Оно]]» — на одного несчастного [[Древнее зло|древнего монстра]] там целая туча обыденных злодеев: малолетние психопаты Генри Бауэрс, Джон Гартон и Патрик Хокштеттер, грязно посматривавший на собственную дочку Эл Марш, домашний садист Том Роган.
*** Интерлюдии о жизни Дерри ещё ярче подсвечивают обыденность зла: в массовых убийствах охотно принимают участие рядовые горожане, жён и детей не бьющие, над соседями не издевающиеся.
*** Интерлюдии о жизни Дерри ещё ярче подсвечивают обыденность зла: в массовых убийствах охотно принимают участие рядовые горожане, жён и детей не бьющие, над соседями не издевающиеся. Хотя не то чтобы расстрелянную банду слишком-то жалко…
*** Глава о судьбе братьев Коркоранов тему раскрывает полностью: тут есть и отчим-садист, одного пасынка «довоспитывавший» до смерти, а второго постоянными избиениями вынудивший сбежать из дому (из-за чего до мальчишки быстро добралось Оно); и его сука-жена, которая сначала покрывала мужа, а после его разоблачения быстренько развелась и отсудила личные сбережения пропавшего сына; и школьная администрация, закрывавшая на весь этот кошмар глаза (не дай бог начальство узнает и урежет финансирование!).
*** Глава о судьбе братьев Коркоранов тему раскрывает полностью: тут есть и отчим-садист, одного пасынка «довоспитывавший» до смерти, а второго постоянными избиениями вынудивший сбежать из дому (из-за чего до мальчишки быстро добралось Оно); и его сука-жена, которая сначала покрывала мужа, а после его разоблачения быстренько развелась и отсудила личные сбережения пропавшего сына; и школьная администрация, закрывавшая на весь этот кошмар глаза (не дай бог начальство узнает и урежет финансирование!).
** «Сияние» — Джек Торранс отличался склонностями к вспышкам насилия задолго до того, как в его жизни появился отель «Оверлук». Равно как и его папаше для жестокого избиения супруги помощь сверхъестественного зла не потребовалась.
** «Сияние» — Джек Торранс отличался склонностями к вспышкам насилия задолго до того, как в его жизни появился отель «Оверлук». Равно как и его папаше для жестокого избиения супруги помощь сверхъестественного зла не потребовалась.
** «[[Stephen King/Needful Things|Необходимые вещи]]» — мерзкие поступки, пусть и вследствие демонического соблазна, совершают самые обычные жители городка Касл-Рок. Устоять перед искушением смогли единицы.
** «[[Stephen King/Needful Things|Необходимые вещи]]» — мерзкие поступки, пусть и вследствие демонического соблазна, совершают самые обычные жители городка Касл-Рок. Устоять перед искушением смогли единицы.
** «Буря столетия»: [[педаль в пол]]. Да, главзлодей там — демон, но сам он мало злодействует: весь цимес в том, чтобы раскрутить на пересечение [[моральный горизонт событий|морального горизонта]] ВСЕХ жителей городка Литтл Толл Айленд.
** «Буря столетия»: [[педаль в пол]]. Да, главзлодей там — демон, но сам он мало злодействует: весь цимес в том, чтобы раскрутить на пересечение [[моральный горизонт событий|морального горизонта]] ВСЕХ жителей городка Литтл Толл Айленд.
* Книжная серия «[[Saga o wiedźminie|Сага о ведьмаке]]» (и её сиквел — трилогия игр [[The Witcher]]). Монстры в основном помаленьку вымирают, и их не так уж много; а маги, ведьмаки и нелюди не принесли столько горя, сколько его доставили войны и феодальные распри.
** «Мизери» — в этом романе вообще нет ни капли сверхъестественного, и во многом благодаря этому он является одним из самых страшных среди произведений Кинга: ведь в теории подобное может произойти с любым из нас. А вот попасться в лапы вурдалаку или быть укушенным вампиром весьма маловероятно в нашем мире.
* Снова Сапковский, трилогия о гуситах. Роты смерти колдуна Грелленорта смотрятся довольно блекло на фоне всеобщей мерзости — рыцарей-разбойников, садистов-фанатиков, циничных предателей, алчных князей, развратного духовенства и простых безликих бандитов.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]»:
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — семейство Дурслей, вкупе с тётушкой Мардж и её бульдогом.
** Семейство Дурслей вкупе с тётушкой Мардж и её бульдогом.
** Тут всё непросто. [[Слово Божие]] гласит: [[Воинствующие мещане|взрослые Дурсли — Вернон и Петунья]] — свято уверены, что они самое настоящее Добропорядочное Доброе Добро. Унижая и недокармливая Гарри, они не хотят ему зла — они уверены, что таким образом «[[Караул, спасают!|спасают]] мальчика от страшной волшебной участи», уже убившей его мать (сестру Петуньи). Примерно так: станет, мол, ребёнок мало кушать — и в нём не накопится [[Мана|ЭТО]]; будет сопляк знать своё место — и приучится быть нормальным человеком, а не [[Маг|ЭТИМ]]!
*** Тут всё непросто. [[Слово Божие]] гласит: [[Воинствующие мещане|взрослые Дурсли — Вернон и Петунья]] — свято уверены, что они самое настоящее Добропорядочное Доброе Добро. Унижая и недокармливая Гарри, они не хотят ему зла — они уверены, что таким образом «[[Караул, спасают!|спасают]] мальчика от страшной волшебной участи», уже убившей его мать (сестру Петуньи). Примерно так: станет, мол, ребёнок мало кушать — и в нём не накопится [[Мана|ЭТО]]; будет сопляк знать своё место — и приучится быть нормальным человеком, а не [[Маг|ЭТИМ]]! Именно поэтому они до последнего старались не пустить Гарри в [[школа волшебства|школу волшебства]] и были готовы «защищать мальчика» с оружием в руках (буквально!).
** Именно поэтому они до последнего старались не пустить Гарри в [[школа волшебства|школу волшебства]] и были готовы «защищать мальчика» с оружием в руках (буквально!).
*** До гибели своей сестры Петунья и сама, подобно ей, хотела в волшебницы, но её не приняли. Поэтому она рассорилась с Лили — и очень [[зависть|завидовала]] ей. Но гибель Лили от руки местного [[Тёмный властелин|Тёмного Властелина]] привела Петунью в ужас, и она поклялась, что никогда больше даже мечтать не посмеет об ЭТОЙ стезе, и близких своих, если потребуется, удержит от неё. [[Цель оправдывает средства|Любой ценой]].
** До гибели своей сестры — Петунья и сама, подобно ей, хотела в волшебницы, но её не приняли. Поэтому она рассорилась с Лили — и очень [[зависть|завидовала]] ей. Но гибель Лили от руки местного [[Тёмный властелин|Тёмного Властелина]] привела Петунью в ужас, и она поклялась, что никогда больше даже мечтать не посмеет об ЭТОЙ стезе, и близких своих, если потребуется, удержит от неё. [[Цель оправдывает средства|Любой ценой]].
*** [[Маленькие гадёныши|Дадли Дурсль]] (сын Вернона и Петуньи) — просто избалованный и злой мальчишка, не осознающий, насколько он объективно несчастен (несчастен исключительно по собственной милости и по милости упоротых родителей, [[Избалованный ребёнок|сделавших из него культ]]). [[Вырастут — поумнеют|Подрос — поумнел]].
** [[Маленькие гадёныши|Дадли Дурсль]] (сын Вернона и Петуньи) — просто избалованный и злой мальчишка, не осознающий, насколько он объективно несчастен (несчастен исключительно по собственной милости и по милости упоротых родителей, [[Избалованный ребёнок|сделавших из него культ]]). [[Вырастут — поумнеют|Подрос — поумнел]].
*** [[Мегера со скалкой|Тётушка Мардж]] — озлобленная, грубая и властная стерва, к тому же пьяница… которую, однако, Вернон Дурсль любит нежной братней любовью. Когда она была девочкой — [[Инстинкт старшего брата|он всегда за неё заступался]], а она чувствовала себя за [[Силач|дюжим младшим братиком]] как за каменной стеной. Выросши и постаревши, она стала заводчицей породистых собак — а любимого бульдожку она балует, сюсюкается с ним и ''поит его коньяком'', который хлещет и сама. То есть попросту портит и медленно убивает пса.
** Ну а [[Мегера|тётушка Мардж]] — озлобленная, грубая и властная стерва, к тому же пьяница… которую, однако, Вернон Дурсль любит нежной братней любовью. Когда она была девочкой — [[Инстинкт старшего брата|он всегда за неё заступался]], а она чувствовала себя за [[Силач|дюжим младшим братиком]] как за каменной стеной. Выросши и постаревши, она стала заводчицей породистых собак — а любимого бульдожку она балует, сюсюкается с ним и ''поит его коньяком'', который хлещет и сама. То есть — попросту портит пса.
** С некоторой натяжкой сюда можно добавить и Долорес Амбридж (Кхембридж). Это не вселенское зло. Это бюрократ, получающий истинное удовольствие от того, что заставляет других подчиняться правилам и законам. А что конкретно эти жестокие и извращённые законы и правила она сама и написала — просто добавочная везуха, вишенка на торте.
** С некоторой натяжкой сюда можно добавить и Долорес Амбридж (Кхембридж). Это не вселенское зло. Это бюрократ, получающий истинное удовольствие от того, что заставляет других подчиняться правилам и законам. А что конкретно эти жестокие и извращённые законы и правила она сама и написала — просто добавочная везуха, вишенка на торте.
* [[Анджей Сапковский]]:
** «[[Saga o wiedźminie|Сага о ведьмаке]]» (и [[сиквел]] — трилогия игр [[The Witcher]]). Монстры в основном помаленьку вымирают, и их не так уж много; а маги, ведьмаки и нелюди не принесли столько горя, сколько его доставили войны и феодальные распри.
** «[[Сага о Рейневане]]». Роты смерти колдуна Грелленорта смотрятся довольно блекло на фоне всеобщей мерзости — рыцарей-разбойников, садистов-фанатиков, циничных предателей, алчных князей, развратного духовенства и простых безликих бандитов.
* «[[A Song of Ice and Fire|Песнь Льда и Пламени]]» (и «[[Game of Thrones (TV)|Игра престолов]]») — во все поля. Пока что наиболее мерзкие существа в этой вселенной — это охреневшие от безнаказанности феодалы, кровожадные рыцари и наёмники, а вовсе не таинственные ледяные демоны, поднимающие мертвецов (хотя и такие там есть, да ещё как есть).
* Ялмар Тесен, «[[A Dangerous Presence|Опасное соседство]]» — обыденность зла по отношению к живой природе описывается во всей красе.
* Произведения [[Ричард Лаймон|Ричарда Лаймона]] — во все поля. Видите вон того интеллигентного учителя? Толстого и неуклюжего парня? Самого обычного мальчика? Не обманывайтесь, они сотворят такое, что даже обычным маньякам тошно станет.
* Произведения [[Ричард Лаймон|Ричарда Лаймона]] — во все поля. Видите вон того интеллигентного учителя? Толстого и неуклюжего парня? Самого обычного мальчика? Не обманывайтесь, они сотворят такое, что даже обычным маньякам тошно станет.
* «[[Prince of Nothing|Князь Пустоты]]»: педаль в земное ядро. Мир, где боги — полностью инфернальные сущности, и чтобы не угодить в ад, приходится откупаться от них жестокостью и фанатизмом. Мир, где местные [[не эльфы]] из-за дефективного бессмертия вынуждены [[убить того, кого любишь|убивать тех, кого любят]]. Мир, где грохнувшиеся на голову предыдущим [[Чужеродное чудовище|инопланетяне]] — [[апокалиптический маньяк|апокалиптические маньяки]], вытворяющие такое, что [[Пытки — это серьёзно|лучше]] [[Изнасилование — худшее из зол|вообще]] [[Война на истребление|не]] [[топливо ночного кошмара|упоминать]]. Как думаете, какие здесь будут люди?
* «[[Prince of Nothing|Князь Пустоты]]» — педаль в земное ядро. Мир, где боги — полностью инфернальные сущности, и чтобы не угодить в ад, приходится откупаться от них жестокостью и фанатизмом. Мир, где местные [[не эльфы]] из-за дефективного бессмертия вынуждены [[убить того, кого любишь|убивать тех, кого любят]]. Мир, где грохнувшиеся на голову предыдущим [[Чужеродное чудовище|инопланетяне]] — [[апокалиптический маньяк|апокалиптические маньяки]], вытворяющие такое, что [[Пытки — это серьёзно|лучше]] [[Изнасилование — худшее из зол|вообще]] [[Война на истребление|не]] [[топливо ночного кошмара|упоминать]]. Как думаете, какие здесь будут люди?
* Ялмар Тесен, «[[A Dangerous Presence|Опасное соседство]]» — обыденность зла по отношению к живой природе описывается во всей красе.
* С. Хилл, «Я в замке король!» — это почище отношений Дадли Дурсля с Гарри Поттером.
* С. Хилл. «Я в замке король!» — это почище отношений Дадли Дурсля с Гарри Поттером.
* Феликс Крес, цикл «Книга Всего», «Король просторов» — бывший помощник капитана Раланд в ярких красках описывает дочери капитана Ридарете, о которой он просил позаботиться перед своей кончиной, что из себя представляет служба на имперском корабле или торговом бараке и почему так много людей уходят с них в [[пират]]ство.
* «[[Lord of the Flies|Повелитель мух]]».
* Дэн Симмонс, «Террор» (и одноимённый сериал): сверхъестественный персонаж ровно один — древний [[демон]] в форме огромного [[Полярный медведь|белого медведя]]. Помимо него, есть конченный психопат в лице плотника Хикки и его братии, а также опасности в лице голода, мороза и ледяных торосов.
* «[[A Song of Ice and Fire|Песнь Льда и Пламени]]» (и «[[Game of Thrones (TV)|Игра престолов]]»): во все поля. Пока что наиболее мерзкие существа в этой вселенной — это охреневшие от безнаказанности феодалы, кровожадные рыцари и наёмники, а вовсе не таинственные ледяные демоны, поднимающие мертвецов (хотя и такие там есть, да ещё как есть).
* Сирилл Корнблатт, «Корабль — акула» — садист-моралист Виляка начал, а остальное США подхватило…
* Феликс Крес «Король просторов» из серии «Книга Всего» — бывший помощник капитана Раланд в ярких красках описывает дочери капитана Ридарете, о которой он просил позаботиться перед своей кончиной, что из себя представляет служба на имперском корабле или торговом бараке, и почему так много людей уходят с них в пиратство.
* Р. Харрис, «[[Фатерланд]]». Коллеги-следователи спокойно, между делом обсуждают текучку в виде бытовухи. Основного виновного теперь казнят, вторую участницу отправят «на исправление», мужу ее тоже не позавидуешь. Сущность ''уголовного'' преступления? Какая-то фрау затеяла интрижку с присланным помогать ей с работой по дому поляком-гастарбайтером. В тексте есть еще немало подобных сцен и намёков. Впрочем, узнав о медицинских опытах на людях во время войны, главный герой еще задолго до событий книги пошел и [[Даже у зла есть стандарты|крепко напился]] в компании со своим начальником, который и показал ему секретные документы.
* «[[Terror|Террор]]» Дэна Симмонса (и одноимённый сериал). Сверхъестественный персонаж ровно один — древний демон в форме огромного белого медведя. Помимо него есть конченный психопат в лице плотника Хикки и его братии, а также опасности в лице голода, мороза и ледяных торосов.
** И это вовсе не какая-то особенная фишка [[нацист]]ов — абсолютное большинство человеческой истории характеризовалось вполне аналогичным подходом. Русская боярыня, переспавшая с [[ордынское иго|ордынцем]], супруга конкистадора, разделившая ложе с [[индейцы|индейским]] воином, плантаторка, затащившая в постель [[Гангста, рэп и баскетбол|чёрного]] [[рабство|раба]] — участь их всех была бы ещё хуже. Причём такое преступление заключено не в [[адюльтер]]е как таковом и даже не в том, что его совершила женщина, а в связи с представителем «низшей расы». Только вот время действия романа — не X и даже не XV век, а [[Альтернативная история|1964 г]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Догвилль]]» — весь об этом.
* «[[Догвилль]]» — весь об этом.
* Фильмы о [[буллинг]]е, от советского «[[Чучело|Чучела]]» до эстонского «[[Класс]]а», тоже попадают под этот троп. Обычные школьники из нормальных семей, не какие-нибудь маньяки…
* Фильмы о [[буллинг]]е, от советского «[[Чучело|Чучела]]» до эстонского «[[Класс]]а», тоже попадают под этот троп. Обычные школьники из нормальных семей, не какие-нибудь маньяки…
* «[[Андрей Рублёв]]» — Русь для грустных.
* «[[Иди и смотри]]» — вся суть политики Третьего рейха по отношению к мирным жителям на оккупированных территорий СССР.
* «[[Левиафан]]».
* «[[Лабиринт Фавна]]» — самым омерзительным персонажем является не какой-то сказочный монстр, а палач франкистского режима капитан Видаль.
* «[[Лабиринт Фавна]]» — самым омерзительным персонажем является не какой-то сказочный монстр, а палач франкистского режима капитан Видаль.
* «[[Иди и смотри]]» — вся суть политики Третьего рейха по отношению к мирным жителям на оккупированных территорий СССР.
* «Груз 200» (реж. [[Алексей Балабанов]]).
* «Без свидетелей» Никиты Михалкова. Едва ли не самый страшный персонаж в истории отечественного кинематографа — это [[Я профессор, моя жена профессор...|статусный учёный]], основная цель которого — любой ценой сохранить свою блестящую карьеру.
* «Дитя бога» — У героини ребёнок от бога. {{spoiler|Чудес не бывает, бывают [[Ребёнок от изнасилования|изнасилования]] и [[амнезия]].}}
* «72 метра» — именно это изображает Янычар в качестве меры психологического воздействия на регулярно выпивающего «воина-строителя». С явно скучающим видом человека, которого опять вынудили заниматься какой-то ерундой вместо важных дел, проговаривает под нос: «Планируемое мероприятие — расстрел, участники — так, место — плац, наглядное пособие — пистолет Макарова (достаёт, передёргивает затвор), руководитель — я, исполнитель… а, чёрт, опять самому придётся».
* «Человек за солнцем» — во все поля. На фоне до омерзения жестоких убийств подопытных [[Неэтичный учёный|Сиро Исии]] жалеет солдата, которого тошнит от этих зверств, надеется, что он скоро привыкнет и рекомендует ему отдохнуть. Работник крематория, сжигая изуродованные трупы, напевает песни. Учёные по-дружески обещают угостить офицера ужином, если он найдёт им в качестве подопытного (для извлечения заживо органов) молодого мальчика.
* «Человек за солнцем» — во все поля. На фоне до омерзения жестоких убийств подопытных [[Неэтичный учёный|Сиро Исии]] жалеет солдата, которого тошнит от этих зверств, надеется, что он скоро привыкнет и рекомендует ему отдохнуть. Работник крематория, сжигая изуродованные трупы, напевает песни. Учёные по-дружески обещают угостить офицера ужином, если он найдёт им в качестве подопытного (для извлечения заживо органов) молодого мальчика.
** А самое страшное в этом фильме, что это обычная производственная драма про институт физиологии. [[Мы для них животные!|Просто «бревнами» стали представители не слишком обычного вида]]. Когда вполне приятная дама рассказывает про действия, достойные этого фильма, и на ахуй скучающе замечает, что надо просто абстрагироваться, поневоле вспоминаешь сцену: «это человек… — Нет!… — Это китаец… — Нет! — Это очень плохой китаец… — Нет! Запомните, это — Бревно!». Сиро Исии среди нас гораздо больше, граждане. Оправдания те же. Законодательство пока ограничивает, больше тормозов нет.
** А самое страшное в этом фильме, что это обычная производственная драма про институт физиологии. Просто «бревнами» стали представители не слишком обычного вида. Когда вполне приятная дама рассказывает про действия, достойные этого фильма, и на ахуй скучающе замечает, что надо просто абстрагироваться, поневоле вспоминаешь сцену: «это человек… — Нет!… — Это китаец… — Нет! — Это очень плохой китаец… — Нет! Запомните, это — Бревно!». Сиро Исии среди нас гораздо больше, граждане. Оправдания те же. Законодательство пока ограничивает, больше тормозов нет.


=== [[Телесериал]]ы ===
=== [[Телесериал]]ы ===
* «[[The Sopranos|Клан Сопрано]]» — персонажи телесериала почти не отличаются от тех, кто за ними наблюдает у экранов телевизоров: они растят детей, обсуждают бейсбол и бокс за барной стойкой, боятся застудить простату, нервничают из-за переработок, вступают в профсоюзы… а время от времени ещё скрываются от копов, вымогают деньги, торгуют краденным, делят общак, убивают людей.
* «[[Supernatural|Сверхъестественное]]» — [[Полное чудовище|полными чудовищами]] являются не инфернальные сущности, а обычные люди.
* «[[Supernatural|Сверхъестественное]]» — [[Полное чудовище|полными чудовищами]] являются не инфернальные сущности, а обычные люди.
* «[[Grimm|Гримм]]» — некоторые серии тоже подходят под троп.
* «[[Grimm|Гримм]]» — некоторые серии тоже подходят под троп.
* «Культ» — 7 сезон «Американской историии ужасов». Членами культа являются озлобленные обыватели, которым просто не очень повезло в жизни. Но трупов они понаделали немало.
* «[[Game of Thrones|Игра престолов]]» — диалог Рамси и Оши. Когда [[Полное чудовище|Рамси]] говорит ей о своей привычке сдирать с людей кожу, она спрашивает: «Ты [[каннибал|их ешь после этого]]?». На его отрицательный ответ она говорит: «Я видала и похуже».
* «[[Game of Thrones]]» — диалог Рамси и Оши. Когда [[Полное чудовище|Рамси]] говорит ей о своей привычке сдирать с людей кожи, она спрашивает: Ты их ешь после этого? На его отрицательный ответ, она говорит: Я видала и похуже.
* «Культ» — 7 сезон «Американской истории ужасов». Членами культа являются озлобленные обыватели, которым просто не очень повезло в жизни. Но трупов они понаделали немало.
* «Торчвуд» — в одной из серий охота на нечто сверхъестественное и инопланетное заканчивается встречей с семьёй вполне «нормальных» людей-канибалов. После чего Капитан Харкнесс ещё и подсвечивает, что страшнее человека монстра он ещё не встречал.
* «Пока цветёт папоротник» — потустороннее зло и колдуны, говорите? Ну-ну. Главные герои, которые за время своих побегушек по Алтаю навидались всякого, с уверенностью скажут: жестокий и расчётливый бизнесмен Игорь Князев страшнее. Впрочем, даже его начинаешь жалеть, когда узнаёшь, что его буквально держит за жабры родная бабка — Надежда «[[Коронная фраза|Не называй меня бабушкой!]]» Игоревна. Которая ради собственной выгоды манипулирует внуком, играет за его спиной за его конкурентов и в конце концов просто его «топит». А самое обидное — в итоге этот милый божий одуванчик не получает абсолютно никакого наказания за свои художества и, сдав Игоря в психушку, с удовольствием налагает свои загребущие руки на его активы. Остаётся только посочувствовать тем самым конкурентам — с такой партнёршей, как Надежда Игоревна, долго они на вершине мира явно не продержатся.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* Манга [[Kami no Kodomo]] («Дитя Бога») — даже главный герой, [[Отсутствие эмпатии|социопат]] с [[комплекс бога|комплексом Бога]], для которого [[Полное чудовище|убить человека — всё равно, что чаю выпить]] ([[Сиротинушка|включая собственных родителей!]]), не вызывает такого отвращения, как [[Маленькие гадёныши|его одноклассники в младшей школе]], которые издевались над девочкой-изгоем, загоняя ей булавки под ногти и заставляя есть собственные экскременты. Подсвечено самим героем: потом-то эти детишки вырастут и станут «порядочными членами общества».
* Манга [[Kami no Kodomo]] («Дитя Бога») — даже главный герой, [[Отсутствие эмпатии|социопат]] с [[комплекс бога|комплексом Бога]], для которого [[Полное чудовище|убить человека — всё равно, что чаю выпить]] ([[Сиротинушка|включая собственных родителей!]]), не вызывает такого отвращения, как [[Маленькие гадёныши|его одноклассники в младшей школе]], которые издевались над девочкой-изгоем, загоняя ей булавки под ногти и заставляя есть собственные экскременты. Подсвечено самим героем: потом-то эти детишки вырастут и станут «порядочными членами общества».
* [[Elfen Lied]] — наиболее мерзкими в этом аниме и манге выглядят вовсе не апокалиптические маньяки диклониусы и силпелиты, и даже не полные чудовища, вроде Какудзавы и Шляпника, а самые заурядные люди. Маленькие гаденыши, убившие щенка [[потому что это весело]], отчим, насиловавший маленькую Майю, бесчувственный продавец еды, грубо пославший Нану, у которой были деньги, но которая не умела ими пользоваться и т. д. На их фоне даже псих-наёмник Бандо и неэтичный антизлодей Курама кажутся приличными людьми.
* [[Trigun]] — реалии Гансмоука как таковые.
* Meikyuu Black Company — Веруза Шубах просто добивается непрестанного повышения нормы прибыли и выработки. А добьется падения и вымирания человечества, когда перед лицом армии монстров оно пошлет гиперкапиталистическую цивилизацию в преисподнюю.
* [[Tokyo Godfathers]] — внезапно, есть даже в такой доброй и светлой работе. Кто из всех персонажей не вызывает ничего, кроме отвращения? Группа подростков, устроившая «предновогоднюю уборку» и [[Зло ради самого зла|потехи ради]] избившая бомжа Джина. А потом эти молодчики, как будто ничего и не случилось, пошли тусовать с девчонками.
* Хентайная [[Henshin Emergence]] — [[Чернуха|ой, много]]. Тут и папаша, домогающийся собственной дочери, и парни из класса Саки, шантажом заставившие её отдаться им, и группа старшеклассников, ограбившая и избившая до полусмерти бомжиху на последнем месяце беременности. Если что, жертвой была одна и та же девушка, а те сволочи [[Кармический Гудини|так и не понесут никакой кары]].
* «[[Перелеска]]» — даже те, на кого надеешься до последнего.
* «[[Хроники Эвиллиоса]]».


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Dragon Age]] Origins и особенно вторая часть. Своеобразная фишка игры. Конечно, сушествуют всякие демоны, порождения тьмы и прочие хтонические чудовища, однако герою и общему правому делу вредят в-основом не они. Логэйн (хоть он и [[антизлодей]]), Эрл Хоу, соперник в Орзамаре, Хартия, антиванские вороны и прочая… Это не вселенское зло, а обычные властолюбивые [[козёл|козлы]], [[садист]]ы, корыстолюбцы, стяжатели, гопники, [[горе-патриот]]ы и т. д., но вкупе они составляют такой клубок зла, который любого Архидемона переплюнет. Во второй части еще хлеще. Никакой демон или сатана не наделает столько вреда, сколько одна взбесившаяся бабёнка, следующая инстинкту [[храмовник]]а, и подлец-предатель своего брата, движимый жадностью. В «Инквизиции», к сожалению, авторы фишку частично профукали, превратив основной конфликт в картонную «борьбу со вселенским злом».
* [[Dragon Age]] Origins и особенно вторая часть. Своеобразная фишка игры. Конечно, сушествуют всякие демоны, порождения тьмы и прочие хтонические чудовища, однако герою и общему правому делу вредят в-основом не они. Логэйн (хоть он и [[антизлодей]]), эрл Хоу, соперник в Орзаммаре, Хартия, Антиванские Вороны и прочая… Это не вселенское зло, а обычные властолюбивые [[козёл|козлы]], [[садист]]ы, корыстолюбцы, стяжатели, гопники, [[горе-патриот]]ы и т. д., но вкупе они составляют такой клубок зла, который любого Архидемона переплюнет. Во второй части еще хлеще. Никакой демон или сатана не наделает столько вреда, сколько одна взбесившаяся бабёнка, следующая инстинкту [[храмовник]]а, и подлец-предатель своего брата, движимый жадностью.
* В ту же копилку идёт и первые две части Mass Effect ([[суповой набор от Bioware|казалось бы, причём тут один и тот же разработчик?]]). Восставшие геты, зловещие Жнецы и прислуживающие Коллекционеры являются фоном для преступных сообществ, частных армий и всевозможных террористов с экстремистами. Даже в третьей части, в разгар решающей схватки со Жнецами, без этого не обходится.
** В третьей части в целом история та же. Да, демоны, Корифей, ещё кое-кто (не будем спойлерить) — но большую часть адского ада обеспечивают вполне нормальные интриганы, повстанцы, слетевшие с нарезки наркоши и прочий тедасский зоопарк. И наличие натуральной ДЫРЫ В НЕБЕ им не мешает ни капли. [[Термоматерная боеголовка|Вопль]] фемИнквизитора в «Чужаке» более чем оправдан — ибо мир именно такой, как там сказано.
* В ту же копилку идут и первые две части [[Mass Effect]] ([[суповой набор от Bioware|казалось бы, причём тут один и тот же разработчик?]]). Восставшие геты, зловещие Жнецы и прислуживающие Коллекционеры являются фоном для преступных сообществ, частных армий и всевозможных террористов с экстремистами. Даже в третьей части, в разгар решающей схватки со Жнецами, без этого не обходится.
* [[LISA]] — Марти Армстронг, регулярно насиловавший свою дочь (и, по-видимому, принуждавший сынишку Брэда принимать в этом участие). Кончилось тем, что Лиза повесилась.
* [[LISA]] — Марти Армстронг, регулярно насиловавший свою дочь (и, по-видимому, принуждавший сынишку Брэда принимать в этом участие). Кончилось тем, что Лиза повесилась.
** Сама Лиза, например, издевалась над маленькими животными, чтобы облегчить свою боль. Во многом из-за неё неплохой парень Бернард съехал с катушек и возненавидел Брэда.
** Сама Лиза, например, издевалась над маленькими животными, чтобы облегчить свою боль. Во многом из-за неё неплохой парень Бернард съехал с катушек и возненавидел Брэда.
* [[Cyberpunk 2077]] — во все поля. Все пассажиры сварились заживо внутри автоматического автобуса при пересечении пустыни из-за технической неисправности, приведшей к блокировке дверей и отключению системы кондиционирования? Компания-производитель заявила, что успех и безупречная репутация этого автобуса не должны быть омрачены из-за случайных мелких ошибок во вторичных системах. Спасибо хоть, что не подали в суд на родных покойных за то, что они в предсмертной агонии попортили обивку кресел…


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
Строка 89: Строка 121:
* [[Disturbed]] — Innocence. «Кто невинен? Невинных просто нет.»
* [[Disturbed]] — Innocence. «Кто невинен? Невинных просто нет.»
* Dope — Pig Society, Durty World, Blood Money. Да вообще, группы, играющие в жанре nu-metal часто посвящают свои песни [[чернуха|свинцовым мерзостям жизни]].
* Dope — Pig Society, Durty World, Blood Money. Да вообще, группы, играющие в жанре nu-metal часто посвящают свои песни [[чернуха|свинцовым мерзостям жизни]].
* Музыкальная сказка «Али-Баба и 40 разбойников» — разбойники считают убийства и грабежи частью своего рутинного быта: «Утром вставай, режь, убивай, все ему (атаману) отдавай, а себе — стааааарые рааааныыы…»
* Subway to Sally — Warte, warte. «Alle Wölfe und Vampire,/alle Teufel sind nur dies:/Menschen, die die Menschen jagen,/diese Wahrheit ist gewiss»
=== [[Реальная жизнь]] ===
Чуть ли не [[кодификатор]] — книга журналистки и психолога Ханны Арендт «Банальность зла», описывающая судебный процесс над нацистским преступником Адольфом Эйхманом, руководившим в третьем рейхе «окончательным решением еврейского вопроса», в которой Эйхман показан не осознавшим чудовищности своих действий, действующим из стремления к карьерному росту и идеальному исполнению вверенной ему задачи.


{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Villains}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!