«
|
Среди действующих лиц нашей сказки [«Обыкновенное чудо»], более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нём обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. А то и наследственностью.
|
»
|
— Слово Божие от Евгения Шварца
|
«
|
— Люди, — Геральт повернул голову, — любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлёстывая жён вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их всё-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить.
|
»
|
— Анджей Сапковский, «Край света»
|
«
|
Обычные. Такие же, как все.
|
»
|
— Леонид Филатов, «Дилижанс» (речь о весьма недостойных, но ничем не выдающихся людях)
|
Чтобы вызывать ужас и омерзение, злодею совсем необязательно быть посланцем из Ада, кровососущим мертвецом или каким-нибудь вовсе непознаваемым страховидлом. Обычные люди о двух руках, двух ногах и одной голове с этой задачей справляются ничуть не хуже, а то и лучше. В конце концов, от чёрта рогатого никто не ждёт раздачи бесплатного мороженого, а когда простой человек начинает вытворять такое, что всех чертей может заткнуть за пояс, шок и отвращение аудитории гарантированы.
Плюс сто очков к обыденности злодей получает, если он не наглухо слетевший с катушек маньяк, каннибал или ещё какой психопат, а рядовой гражданин. Серийные убийцы (к счастью!) по улицам толпами не шастают, а вот избивающие по пьяни членов семьи люди обыденность зла демонстрируют наиболее наглядно.
Бонусные очки, если бытовой злодей творит нехорошее дело, но при этом уверен, что поступает правильно и что ему потом спасибо скажут, если только не окажутся безнадёжно-неблагодарными свиньями. Так самое страшное, что настоящего героя народ тупо и демонстративно забывает, даже не сговариваясь, ибо похоже мыслит.
Так как обыденное зло обычно противопоставляют фантастическим и невероятным вещам, троп зачастую пересекается с Плохие люди. Также наш троп является неотъемлемой частью жанра чернуха.
«
|
Слепая ненависть к другому рождается завистью, страхом и безоглядной жаждой потребления.
|
»
|
— Платон Беседин
|
- Анекдот: «А ты вот хотя бы представляешь, что чувствует снайпер, стреляя в мирных жителей? Правильно, отдачу в плечо».
Отечественная[править]
- Рассказ Л. Толстого «После бала» во многом как раз об этом.
- М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы» — целиком о тропе, как и большая часть творчества этого автора. Ни Порфирий «Иудушка» Головлёв, ни его мать не являются какими-то сугубыми злодеями, однако в основном именно их поступки и характер прямо или косвенно привели к смерти практически всех членов семейства, включая и самого Иудушку с матерью.
- Сварог — да, в этом мире наличествуют мраккультисты и Великий Мастер во главе них, но основная масса злодеев — просто люди (и лары), готовые ради своих амбиций решительно на всё. Отдельно стоит король Хелльстада Фаларен — обычный человек, на которого свалилось огромное могущество, превратив его в итоге в эдакого пресыщенного всем злодея из книг маркиза де Сада
- П. Санаев, «Похороните меня за плинтусом». Подобное психологическое насилие в семьях — вещь, к сожалению, обыденная и довольно часто встречающаяся, просто не всем повезло быть пасынком известного режиссёра.
- А. Богатырёв, «Марсианин» — интересная вариация случайно попавшие в наш мир туристы из параллельной реальности, где СССР — ведущая мировая держава, были шокированы обыденностью зла в капиталистической России.
- Захар Петров, «Муос» — наиболее омерзительным и жутким в романе являются не монстры-змеи и даже не зомбированные червями люди-ленточники (которые вообще по сути в их понимании благонамеренные экстремисты), а патологический садист и апокалиптический маньяк Рэй Славински, совершенно нефантастический (в плане отсутствия каких-то мутаций) человек.
- Стругацкие, «Обитаемый остров» — «Ужасно, когда тебя пытает не враг, а чиновник. Вот посмотрите на мою левую руку. Мне ее отпилили в доброй довоенной охранке, в три приема, и каждый акт сопровождался обширной перепиской… Палачи выполняли тяжелую, неблагодарную работу, им было скучно, они пилили мою руку и ругали нищенские оклады. И мне было страшно».
- Едва ли не все книги Александра Варго (псевдоним российской группы писателей, работающих в жанре хоррора, мистики и ужасов, и возглавляемых С. Дёминым). Даже при наличии заглавного маньяка/монстра обязательно будут как минимум двое персонажей ничуть не жиже (в некоторых книгах, впрочем, вообще нет ни единого положительного персонажа. «Кристмас», к примеру). Причём они спокойно будут маскироваться под обычных людей — по крайней мере в глазах других персонажей.
- Юрий Нестеренко:
- «Приговор» — практически все персонажи. На 21-м году гражданской войны не стоит доверять ни добродушной крестьянской чете, ни гостеприимным бабушкам, ни аристократической чести…
- «Комбинат». Педаль выжимается в пол с самого начала, когда описываются мрачные будни нищей депрессивной российской провинции — но при этом явных злодеев среди персонажей нет, не считая эпизодических уголовников (да и те — мелкая шпана). Обычные люди, которым просто не повезло жить в таком месте, вполне способные вызывать сочувствие… В финале, когда выясняется, что все жители Красноленинска знают, для чего существует Комбинат и сам город — педаль уходит под землю.
- «Чёрная топь» — аналогично.
- «Злее не бывает» Игоря Мерцалова — совершенно бытовой кошмар о бывшем гопнике, спившемся до полной невменяемости, и его семье, из которой он теперь тянет каждую копейку.
«
|
В мире полным-полно подонков — и эти подонки могли запросто рядиться в одеяния аристократов, Кулаков, даже рясы жрецов или балахоны учёных мужей — подонков всегда хватало, тут без вопросов, и всегда они жаждали хаоса и возможностей, которые тот предоставлял. Жаждали бессмысленной жестокости, высвобождения ненависти, хотели убивать и насиловать. И тут уже всякое оправдание сгодится, да и без оправдания тоже можно.
|
»
|
— «Малазанская книга Павших», книга «Охотники за костями»
|
«
|
Пираты плохие, а солдаты хорошие, хотя убивают и те и другие. Торговец, по уши погрязший в обмане, — порядочный человек, но воришка, который крадёт у него кошелек, — подлый злодей. Команда этого корабля, Тарес, Дороль и остальные, — просто пираты. А ты когда-нибудь думала о том, откуда берутся пираты? Известно ли тебе, госпожа, что такое служба на имперском корабле? Или торговом барке?
|
»
|
— Раланд, «Король Тёмных Просторов» Феликса Креса; пополам с ещё одним тропом
|
- Эмануэль Гейбель, стихотворение «Данте». Данте мрачен и угрюм потому, что его потрясло увиденное вовсе не в аду — а на земле.
- «Повелитель мух».
- Стивен Кинг обожает этот троп:
- «Оно» — на одного несчастного древнего монстра там целая туча обыденных злодеев: малолетние психопаты Генри Бауэрс, Джон Гартон и Патрик Хокстеттер, грязно посматривавший на собственную дочку Эл Марш, домашний садист Том Роган.
- Интерлюдии о жизни Дерри ещё ярче подсвечивают обыденность зла: в массовых убийствах охотно принимают участие рядовые горожане, жён и детей не бьющие, над соседями не издевающиеся. Хотя не то чтобы расстрелянную банду слишком-то жалко…
- Глава о судьбе братьев Коркоранов тему раскрывает полностью: тут есть и отчим-садист, одного пасынка «довоспитывавший» до смерти, а второго постоянными избиениями вынудивший сбежать из дому (из-за чего до мальчишки быстро добралось Оно); и его сука-жена, которая сначала покрывала мужа, а после его разоблачения быстренько развелась и отсудила личные сбережения пропавшего сына; и школьная администрация, закрывавшая на весь этот кошмар глаза (не дай бог начальство узнает и урежет финансирование!).
- «Сияние» — Джек Торранс отличался склонностями к вспышкам насилия задолго до того, как в его жизни появился отель «Оверлук». Равно как и его папаше для жестокого избиения супруги помощь сверхъестественного зла не потребовалась.
- «Необходимые вещи» — мерзкие поступки, пусть и вследствие демонического соблазна, совершают самые обычные жители городка Касл-Рок. Устоять перед искушением смогли единицы.
- «Буря столетия»: педаль в пол. Да, главзлодей там — демон, но сам он мало злодействует: весь цимес в том, чтобы раскрутить на пересечение морального горизонта ВСЕХ жителей городка Литтл Толл Айленд.
- «Мизери» — в этом романе вообще нет ни капли сверхъестественного, и во многом благодаря этому он является одним из самых страшных среди произведений Кинга: ведь в теории подобное может произойти с любым из нас. А вот попасться в лапы вурдалаку или быть укушенным вампиром весьма маловероятно в нашем мире.
- «Гарри Поттер»:
- Семейство Дурслей вкупе с тётушкой Мардж и её бульдогом.
- Тут всё непросто. Слово Божие гласит: взрослые Дурсли — Вернон и Петунья — свято уверены, что они самое настоящее Добропорядочное Доброе Добро. Унижая и недокармливая Гарри, они не хотят ему зла — они уверены, что таким образом «спасают мальчика от страшной волшебной участи», уже убившей его мать (сестру Петуньи). Примерно так: станет, мол, ребёнок мало кушать — и в нём не накопится ЭТО; будет сопляк знать своё место — и приучится быть нормальным человеком, а не ЭТИМ! Именно поэтому они до последнего старались не пустить Гарри в школу волшебства и были готовы «защищать мальчика» с оружием в руках (буквально!).
- До гибели своей сестры Петунья очень завидовала ей из-за того, что родители гордились дочерью-волшебницей, и даже сама написала письмо в Хогвартс с просьбой её принять — лишь бы получить такое же родительское внимание. из-за этого и рассорилась с сестрой. Но гибель Лили от руки местного Тёмного Властелина привела Петунью в ужас, и она поклялась, что близких своих, если потребуется, удержит от этого пути. Любой ценой.
- Дадли Дурсль (сын Вернона и Петуньи) — просто избалованный и злой мальчишка (исключительно по собственной милости и по милости родителей, сделавших из него культ). Вырос — поумнел, хоть и не сразу.
- Тётушка Мардж — озлобленная, грубая и властная стерва, к тому же пьяница… которую, однако, Вернон Дурсль любит нежной братней любовью. Когда она была девочкой — он всегда за неё заступался, а она чувствовала себя за дюжим младшим братиком как за каменной стеной. Выросши, она стала заводчицей породистых собак — а любимого бульдожку она балует, сюсюкается с ним и поит его коньяком, который хлещет и сама. То есть попросту портит и медленно убивает пса, сама не понимая.
- С некоторой натяжкой сюда можно добавить и Долорес Амбридж (Кхембридж). Это не вселенское зло. Это бюрократ, получающий истинное удовольствие от того, что заставляет других подчиняться правилам и законам. А что конкретно эти жестокие и извращённые законы и правила она сама и написала — просто добавочная везуха, вишенка на торте.
- Анджей Сапковский:
- «Сага о ведьмаке» (и сиквел — трилогия игр Ведьмак). Монстры в основном помаленьку вымирают, и их не так уж много; а маги, ведьмаки и нелюди не принесли столько горя, сколько его доставили войны и феодальные распри.
- «Сага о Рейневане». Роты смерти колдуна Грелленорта смотрятся довольно блекло на фоне всеобщей мерзости — рыцарей-разбойников, садистов-фанатиков, циничных предателей, алчных князей, развратного духовенства и простых безликих бандитов.
- Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени» и его сериальная адаптация «Игра престолов» — во все поля. Наиболее мерзкие существа в этой вселенной — это охреневшие от безнаказанности феодалы, кровожадные рыцари и наёмники, а вовсе не таинственные ледяные демоны, поднимающие мертвецов (хотя и такие там есть, да ещё как есть).
- Ялмар Тесен, «Опасное соседство» — обыденность зла по отношению к живой природе описывается во всей красе.
- Произведения Ричарда Лаймона — во все поля. Видите вон того интеллигентного учителя? Толстого и неуклюжего парня? Самого обычного мальчика? Не обманывайтесь, они сотворят такое, что даже обычным маньякам тошно станет.
- «Князь Пустоты» — педаль в земное ядро. Мир, где боги — полностью инфернальные сущности, и чтобы не угодить в ад, приходится откупаться от них жестокостью и фанатизмом. Мир, где местные не эльфы из-за дефективного бессмертия вынуждены убивать тех, кого любят. Мир, где грохнувшиеся на голову предыдущим инопланетяне — апокалиптические маньяки, вытворяющие такое, что лучше вообще не упоминать. Как думаете, какие здесь будут люди?
- С. Хилл, «Я в замке король!» — это почище отношений Дадли Дурсля с Гарри Поттером.
- Феликс Крес, цикл «Книга Всего», «Король просторов» — бывший помощник капитана Раланд в ярких красках описывает дочери капитана Ридарете, о которой он просил позаботиться перед своей кончиной, что из себя представляет служба на имперском корабле или торговом бараке и почему так много людей уходят с них в пиратство.
- Дэн Симмонс, «Террор» (и одноимённый сериал): сверхъестественный персонаж ровно один — древний демон в форме огромного белого медведя. Помимо него, есть конченный психопат в лице плотника Хикки и его братии, а также опасности в лице голода, мороза и ледяных торосов.
- Терри Пратчетт, «Ночная стража» — большинство «непоминаемых», за исключением их начальника, не злодеи по сути, а просто тупое быдло, дорвавшееся до власти и получившее возможность самоутверждаться за счёт слабых. В наличии бухгалтер — незлобивый и семейный человек, который никого не пытал и не казнил, просто аккуратно вёл учёт схваченным и убитым горожанам. Довольно прозрачная аллюзия на нацистские (да и любые, в общем-то) концлагеря.
- Сирилл Корнблатт, «Корабль — акула» — садист-моралист Виляка начал, а остальное США подхватило…
- Р. Харрис, «Фатерланд». Коллеги-следователи спокойно, между делом обсуждают текучку в виде бытовухи. Основного виновного теперь казнят, вторую участницу отправят «на исправление», мужу ее тоже не позавидуешь. Сущность уголовного преступления? Какая-то фрау затеяла интрижку с присланным помогать ей с работой по дому поляком-гастарбайтером. В тексте есть еще немало подобных сцен и намёков. Впрочем, узнав о медицинских опытах на людях во время войны, главный герой еще задолго до событий книги пошел и крепко напился в компании со своим начальником, который и показал ему секретные документы.
- И это вовсе не какая-то особенная фишка нацистов — абсолютное большинство человеческой истории характеризовалось вполне аналогичным подходом. Русская боярыня, переспавшая с ордынцем, супруга конкистадора, разделившая ложе с индейским воином, плантаторка, затащившая в постель чёрного раба — участь их всех была бы ещё хуже. Причём такое преступление заключено не в адюльтере как таковом и даже не в том, что его совершила женщина, а в связи с представителем «низшей расы». Только вот время действия романа — не X и даже не XV век, а 1964 г.
- Рассказ «У меня нет брата» — злая бабка рассказчика прекрасно знала, что один из внуков, играя в пещере, застрял там и не может выбраться (рассказчик же врал взрослым из страха), но ничего не сообщила во время поисков. Просто потому, что она ненавидела пропавшего внука.
- «The Shining» — примерно то же, что и в романе, но намного усилено. Отель ли свёл Джека с ума, или всё зло он изначально носил в себе, а отель — это просто отель?
- «Догвилль» — весь об этом.
- Фильмы о буллинге, от советского «Чучела» до эстонского «Класса», тоже попадают под этот троп. Обычные школьники из нормальных семей, не какие-нибудь маньяки…
- «Лабиринт Фавна» — самым омерзительным персонажем является не какой-то сказочный монстр, а палач франкистского режима капитан Видаль.
- «Иди и смотри» — вся суть политики Третьего рейха по отношению к мирным жителям на оккупированных территорий СССР.
- Там как раз кровавая и шизофреническая фантасмагория, это нихрена не обыденность, это нечто из ряда вон.
- «Человек за солнцем» — во все поля. На фоне до омерзения жестоких убийств подопытных Сиро Исии жалеет солдата, которого тошнит от этих зверств, надеется, что он скоро привыкнет и рекомендует ему отдохнуть. Работник крематория, сжигая изуродованные трупы, напевает песни. Учёные по-дружески обещают угостить офицера ужином, если он найдёт им в качестве подопытного (для извлечения заживо органов) молодого мальчика.
- А самое страшное в этом фильме, что это обычная производственная драма про институт физиологии. Просто «бревнами» стали представители не слишком обычного вида. Когда вполне приятная дама рассказывает про действия, достойные этого фильма, и на ахуй скучающе замечает, что надо просто абстрагироваться, поневоле вспоминаешь сцену: «это человек… — Нет!… — Это китаец… — Нет! — Это очень плохой китаец… — Нет! Запомните, это — Бревно!». Сиро Исии среди нас гораздо больше, граждане. Оправдания те же. Законодательство пока ограничивает, больше тормозов нет.
- «Андрей Рублёв» — Русь для грустных.
- «Колоски» (Польша, 2012 год) — разумеется, нацисты, занявшие польскую деревушку, в любом случае устроили бы охоту на евреев. Однако поляки и сами оказались не против расправиться над бывшими соседями, после чего завладели их домами.
- «Волынь» (Польша, 2016 год) — про Волынскую резню. Опять-таки, на территории, где десятилетиями бок-о-бок жили украинцы, поляки и евреи, ещё недавние соседи оказались намного страшней коммунистов и нацистов. Правда, в отличие от упомянутых выше «Колосков», основными жертвами стали сами поляки.
- «Рустам и Сухраб» — здесь див Тулад, в отличие от предыдущего фильма, «Сказания о Рустаме», намеренно воздерживается от колдовства, чтобы проверить свою теорию: люди и сами по себе совершат всё зло, какое только можно. Увы, эксперимент подтвердил правоту дива.
- «Левиафан».
- «Груз 200» (реж. Алексей Балабанов).
- «Без свидетелей» Никиты Михалкова. Едва ли не самый страшный персонаж в истории отечественного кинематографа — это статусный учёный, основная цель которого — любой ценой сохранить свою блестящую карьеру.
- «Дитя бога» — у героини ребёнок от бога. Чудес не бывает, бывают изнасилования и амнезия.
- «72 метра» — именно это изображает Янычар в качестве меры психологического воздействия на регулярно выпивающего матроса. С явно скучающим видом человека, которого опять вынудили заниматься какой-то ерундой вместо важных дел, проговаривает под нос: «Планируемое мероприятие — расстрел, участники — так, место — плац, наглядное пособие — пистолет Макарова (достаёт, передёргивает затвор), руководитель — я, исполнитель… а, чёрт, опять самому придётся… А где журнал расстрелов?…».
- Это была игра на публику из одного человека. Другое дело, что публика почему-то поверила... Видимо, матросик ко всему прочему был ещё и не очень умный.
- «Игра престолов» (2011) — диалог Рамси и Оши. Когда Рамси говорит ей о своей привычке сдирать с людей кожу, она спрашивает: «Ты их ешь после этого?». На его отрицательный ответ она говорит: «Я видала и похуже».
- «Клан Сопрано» — персонажи телесериала почти не отличаются от тех, кто за ними наблюдает у экранов телевизоров: они растят детей, обсуждают бейсбол и бокс за барной стойкой, боятся застудить простату, нервничают из-за переработок, вступают в профсоюзы… а время от времени ещё скрываются от копов, вымогают деньги, торгуют краденным, делят общак, убивают людей.
- «Гримм» — некоторые серии тоже подходят под троп.
- «Культ» — 7 сезон «Американской истории ужасов». Членами культа являются озлобленные обыватели, которым просто не очень повезло в жизни. Но трупов они понаделали немало.
- «Торчвуд» — в одной из серий охота на нечто сверхъестественное и инопланетное заканчивается встречей с семьёй вполне «нормальных» людей-канибалов. После чего Капитан Харкнесс ещё и подсвечивает, что страшнее человека монстра он ещё не встречал. Третий и четвёртый сезоны вдавливают педаль в земную кору. Гвен даже подсвечивает, что главнач причина, по которой Доктор не всегдя является чтобы спасти Землю ― от землян ему просто бывает отвратительно.
- «Пока цветёт папоротник» — потустороннее зло и колдуны, говорите? Ну-ну. Главные герои, которые за время своих побегушек по Алтаю навидались всякого, с уверенностью скажут: жестокий и расчётливый бизнесмен Игорь Князев страшнее. Впрочем, даже его начинаешь жалеть, когда узнаёшь, что его буквально держит за жабры родная бабка — Надежда «Не называй меня бабушкой!» Игоревна. Которая ради собственной выгоды манипулирует внуком, играет за его спиной за его конкурентов и в конце концов просто его «топит». А самое обидное — в итоге этот милый божий одуванчик не получает абсолютно никакого наказания за свои художества и, сдав Игоря в психушку, с удовольствием налагает свои загребущие руки на его активы. Остаётся только посочувствовать тем самым конкурентам — с такой партнёршей, как Надежда Игоревна, долго они на вершине мира явно не продержатся.
- «Великолепный век» — козни, грызня и изощрённые убийства — необъемлемый элемент гаремной жизни. Умение избавиться от соперницы или её ребёнка — необходимый женщине навык для выживания, если, конечно, не хочешь всю жизнь прокуковать простой служанкой при госпожах. Да что там, сам будущий султан до восшествия на престол должен избавиться от братьев-конкурентов.
- «Твин Пикс» — одна из основных тем сериала. Помимо потустороннего инфернального Зла, в Твин Пиксе хватает и «обыденных» преступлений, совершаемых обычными людьми из плоти и крови: организованная преступность, вовлечение в проституцию, наркоторговля, домашнее насилие, финансовые махинации…
- Манга Kami no Kodomo («Дитя Бога») — даже главный герой, социопат с комплексом Бога, для которого убить человека — всё равно, что чаю выпить (включая собственных родителей!), не вызывает такого отвращения, как его одноклассники в младшей школе, которые издевались над девочкой-изгоем, загоняя ей булавки под ногти и заставляя есть собственные экскременты. Подсвечено самим героем: потом-то эти детишки вырастут и станут «порядочными членами общества».
- Elfen Lied — наиболее мерзкими в этом аниме и манге выглядят вовсе не апокалиптические маньяки диклониусы и силпелиты, и даже не полные чудовища, вроде Какудзавы и Шляпника, а самые заурядные люди. Маленькие гаденыши, убившие щенка потому что это весело, отчим, насиловавший маленькую Майю, бесчувственный продавец еды, грубо пославший Нану, у которой были деньги, но которая не умела ими пользоваться и т. д. На их фоне даже псих-наёмник Бандо и неэтичный антизлодей Курама кажутся приличными людьми.
- Trigun — реалии Гансмоука как таковые.
- Meikyuu Black Company — Веруза Шубах просто добивается непрестанного повышения нормы прибыли и выработки. А добьется падения и вымирания человечества, когда перед лицом армии монстров оно пошлет гиперкапиталистическую цивилизацию в преисподнюю.
- Tokyo Godfathers — внезапно, есть даже в такой доброй и светлой работе. Кто из всех персонажей не вызывает ничего, кроме отвращения? Группа подростков, устроившая «предновогоднюю уборку» и потехи ради избившая бомжа Джина. А потом эти молодчики, как будто ничего и не случилось, пошли тусовать с девчонками.
- Хентайная Henshin Emergence — ой, много. Тут и папаша, домогающийся собственной дочери, и парни из класса Саки, шантажом заставившие её отдаться им, и группа старшеклассников, ограбившая и избившая до полусмерти бомжиху на последнем месяце беременности. Если что, жертвой была одна и та же девушка, а те сволочи так и не понесут никакой кары.
- «Перелеска» — даже те, на кого надеешься до последнего.
- «Хроники Эвиллиоса».
- Спорно, на самом деле. Несмотря на название и в целом мрачный сеттинг, моральная составляющая серии в принципе… обычная человеческая? Люди как люди, со своими пороками и недостатками, однако они не «злые» по умолчанию.
- Dragon Age Origins и особенно вторая часть. Своеобразная фишка игры. Конечно, сушествуют всякие демоны, порождения тьмы и прочие хтонические чудовища, однако герою и общему правому делу вредят в основом не они. Логэйн (хоть он и антизлодей), эрл Хоу, соперник в Орзаммаре, Хартия, Антиванские Вороны и прочая… Это не вселенское зло, а обычные властолюбивые козлы, садисты, корыстолюбцы, стяжатели, гопники, горе-патриоты и т. д., но вкупе они составляют такой клубок зла, который любого Архидемона переплюнет. Во второй части еще хлеще. Никакой демон или сатана не наделает столько вреда, сколько одна взбесившаяся бабёнка, следующая инстинкту храмовника, и подлец-предатель своего брата, движимый жадностью.
- В третьей части в целом история та же. Да, демоны, Корифей, ещё кое-кто (не будем спойлерить) — но большую часть адского ада обеспечивают вполне нормальные интриганы, повстанцы, слетевшие с нарезки наркоши и прочий тедасский зоопарк. И наличие натуральной ДЫРЫ В НЕБЕ им не мешает ни капли. Вопль фемИнквизитора в «Чужаке» более чем оправдан — ибо мир именно такой, как там сказано.
- В ту же копилку идут и первые две части Mass Effect (казалось бы, причём тут один и тот же разработчик?). Восставшие геты, зловещие Жнецы и прислуживающие Коллекционеры являются фоном для преступных сообществ, частных армий и всевозможных террористов с экстремистами. Даже в третьей части, в разгар решающей схватки со Жнецами, без этого не обходится.
- LISA — Марти Армстронг, регулярно насиловавший свою дочь (и, по-видимому, принуждавший сынишку Брэда принимать в этом участие). Кончилось тем, что Лиза повесилась.
- Сама Лиза, например, издевалась над маленькими животными, чтобы облегчить свою боль. Во многом из-за неё неплохой парень Бернард съехал с катушек и возненавидел Брэда.
- Cyberpunk 2077 — во все поля. Все пассажиры сварились заживо внутри автоматического автобуса при пересечении пустыни из-за технической неисправности, приведшей к блокировке дверей и отключению системы кондиционирования? Компания-производитель заявила, что успех и безупречная репутация этого автобуса не должны быть омрачены из-за случайных мелких ошибок во вторичных системах. Спасибо хоть, что не подали в суд на родных покойных за то, что они в предсмертной агонии попортили обивку кресел…
- Серия Silent Hill — оба культа Ордена верят в то, что Бог придет на Землю, когда порожденные обыденностью зла страдания людей превысят некий порог, и поэтому особенно одиозные патриархи и матриархи стараются дать Богу получше прочувствовать страдания мира. Кто-то — проводя запредельно жестокие ритуалы над изначально обладающими сверхъестественными способностями личностями, кто-то — устраивая массовые истязания своих не обладающих такими способностями последователей. А город, поскольку был основан на священном для индейцев и обладающим сверхъестественным потенциалом месте, всего лишь материализует порождения кошмаров тех, кто попадает под его влияние. Особенно показательна в этом плане вторая часть, в которой все попавшие в город персонажи — всего лишь простые смертные, каждый со своими грехами за душой. Причем Анжела Ороско попала в свой персональный ад только потому, что ее ежедневное насилие со стороны родных отца и брата, продолжавшееся не один год, сломало окончательно и бесповоротно. А в первой части, помимо наслаждающейся манией величия матриарха Далии Гиллеспи, которая и сожгла заживо родную дочь, чтобы та родила Бога, из-за чего Сайлент Хилл в итоге и провалился в бесконечный кошмар, присутствует и коварный доктор Майкл Кауфманн, который к проповедям Далии всегда относился скептически, но активно сотрудничал с ней, покрывая ее делишки и помогая в ритуалах в обмен на сырье для уникального наркотика, из-за которого большинство жителей и туристов проваливались в параллельный мир Сайлент Хилла, питая его своими кошмарами.
- Kara no Shoujo — думаете, что самыми гнусными личностями в визуальном романе, посвященном раскрытию серии жестоких убийств, будут сами маньяки? Да нет, все они слишком неадекватны и к тому же имеют весьма вескую причину, по которой они сошли с ума и встали на нетвердую тропу кровавых преступлений. Куда более сильные неприятные эмоции вызывают на вид приличные и адекватные персонажи, на деле способные на хоть и менее кровавые, но куда более подлые действия. Видите ту девушку-отличницу строгих правил, всем ребятам пример? А она в юности делала деньги на том, что поставляла педофилам малолетних проституток. А обаятельную медсестру и тихого врача-анастезиолога? Они вполне способны похитить доверившегося им человека ради выкупа. Отец семейства? Насильник собственной дочери и мучитель сына. И так далее. Собственно, даже двое из трех маньяков в конечном счете начали как жертвы обыденного зла: у одного сестра оказалась в числе тех, кого юная особа из примера выше вовлекла в оказание услуг педофилам, а другой оказался жертвой насилия со стороны собственной матери.
- Forgotten Realms: для тёмных эльфов дроу зло — нормальное явление. Ложь, лицемерие, предательство, убийства в темноте — всё это не порицается, а поощряется. Хочешь подняться по социальной ступени — перережь горло тому, кто стоит выше. Но не забывай, что кто-то уже стоит позади тебя.
- WarHammer 40,000: собственно, вселенная посвящена борьбе демонического зла в лице Хаоса, некронов, тиранид и тёмных эльдар с обыденным в лице Империума.
- При этом, судя по всему, сами боги Хаоса изначально — порождение обыденного зла в массовом сознании. Вспыхнул от обиды, схватился за нож и убил обидчика? Спасаясь от правоохранителей, записался в солдаты, увлечён кровавой яростью, пленных не берёшь? Кхорн одобрительно помахивает рукой. Считаешь, что знание — сила? Жаден до тайн и открытий, не считаешься с последствиями своих трудов? Тзинч поможет открыть ещё более интересные секреты. Больных, унылых и отчаянных ждёт «добрый дедуля» Нургл. А ценителей всевозможных удовольствий заберёт в свои объятия Слаанеш.
- World of Darkness не был бы миром Тьмы, не будь там этого самого. Это — альтернативная версия нашего мира, где всё на октаву ниже: копы продажнее, экология хуже, надежд меньше, трава менее зелёная, колбаса менее вкусная, и деревья ниже. Богато представленная в сеттинге нечисть далеко не всегда оказывается непосредственными антагонистами или антагонистами вообще. Ярче всего раскрыто в линейках Werewolf: the Apocalypse с оскотинивающей людей корпорацией Pentex, и Changeling: The Dreaming, для главных героев которой обыденность и безнадёга — натуральный криптонит.
Бесчисленное количество музыкантов посвящают свои песни данному тропу, особенно в жанрах рок и метал.
- Disturbed — Innocence. «Кто невинен? Невинных просто нет.»
- Dope — Pig Society, Durty World, Blood Money. Да вообще, группы, играющие в жанре nu-metal часто посвящают свои песни свинцовым мерзостям жизни.
- Музыкальная сказка «Али-Баба и 40 разбойников» — разбойники считают убийства и грабежи частью своего рутинного быта: «Утром вставай, режь, убивай, все ему (атаману) отдавай, а себе — стааааарые рааааныыы…»
- Subway to Sally — Warte, warte. «Alle Wölfe und Vampire,/alle Teufel sind nur dies:/Menschen, die die Menschen jagen,/diese Wahrheit ist gewiss»
- Король и Шут — «Добрые люди».
- Чуть ли не кодификатор — книга журналистки и психолога Ханны Арендт «Банальность зла», описывающая судебный процесс над нацистским преступником Адольфом Эйхманом, руководившим в третьем рейхе «окончательным решением еврейского вопроса», в которой Эйхман показан не осознавшим чудовищности своих действий, действующим из стремления к карьерному росту и идеальному исполнению вверенной ему задачи.
- Чуть менее, чем все коменданты именно лагерей смерти (не путать с просто концлагерями, там были и увлекающиеся), были по натуре своей скорее хорошими директорами заводов, чем кровожадными чудовищами. Ну просто завод такой достался, немного специфический. Привоз, сортировка, учет и правильное хранение «Циклона-Б», организация выноса и утилизации, чистка крематориев на окрестные поля, сортировка вещей…
Злодейство |
---|
Типажи злодеев | Враги в рогатых шлемах • Гад из будущего • Гад из глубин истории • Гад из прошлого • Гад-первопроходец vs Долгоиграющий злодей vs Злодей арки vs Последний (Заключительный) гад vs Унылый последний гад • Головорезы (безликие головорезы • милые головорезы • непростые головорезы) • Думсдэй-подобный злодей (Зло ради самого зла/Что бы такого сделать плохого) • Житель страны тёмных эльфов • Зловещий карлик • Злодей-бунтарь vs Злодей-консерватор • Злодей в дурацком колпаке • Злодей в стеклянной клетке • Злодей для битья • Злодей, косящий под жертву • Злодей, молящий о пощаде • Злодей с комплексами (Разобиженный) • Злодей с тростью • Злодей-перерожденец • Злодей в маске • Злодей в отставке • Крокодилушка (Лицемер) • Непобеждаемый злодей • Злодей выбирает выражения vs Злодей не выбирает выражения • Ницшеанец-самоучка • Оборотни в погонах • Однокрылый ангел (не взлетел) • Опасное ничтожество • Палёный злодей • Охотник за беглыми рабами • Прагматичный маньяк • Самоуверенный мерзавчик • Толерантное зло • Толстый злодей vs Тощий злодей • Тупой злой • Ученик злодея
Симпатичные злодеи: Великолепный мерзавец • Даже у зла есть стандарты • Злодей-недотёпа • Злодей по должности • Злодей поневоле • Злодей-прагматик • Злодей-страдалец • Злодей с хорошей репутацией • Культурный мерзавец • Милый злодей vs Псевдомилый злодей • Отважный злодей • Сексуальный злодей (Манерный злодей) • Сентиментальный злодей • Смешной злой |
---|
Специальности злодеев | Апокалиптический маньяк/Апокалиптическая бедняжка (Спасение через уничтожение) • Злодеи-бандиты (бандиты-оборванцы • Криминальный барон • Серийный убийца) • Безыдейные террористы • Враг всего живого (Мучитель животных) • Жестокий рабовладелец • Злой ментор (Фейгин) • Мастер пыток • Мастер ядов • Некропедозоофил/Педофил • Не очень благонамеренный экстремист • Неформалы-бандиты • Пастырь ксенофобствующий/Пастырь недобрый • Псих с топором • Разрушитель миров • Религиозный фанатик/Фарисей/Безрелигиозный фанатик (Воинствующий атеист) • Садист • Совратитель • Специалист по вырезанию семей • Сусанин-злодей • Сюжетный буревестник • Тёмный мессия • Тиран в консервной банке • Тиран в отставке • Три цвета злодейства • Улыбашка • Чернокнижника вызывали? |
---|
Особые злодеи | Антизлодей • Злобные пришельцы • Злой двойник • Злой самаритянин • Концентратор ненависти • Моральный банкрот • Неонацист • Полное чудовище (цитаты) • Получился мерзавец • Пришёл, увидел, замочил • Протагонист-злодей (игра за злодея) • Суперзлодей • Тёмный властелин (классификация • Тактика тёмного властелина) • Уволен из гестапо за жестокость (Хуже, чем ужасно) • Чудовище на троне
Женщины, дети, старики и семья: Домашний тиран/Мегера со скалкой (Адский папаша/Скверная мамочка (Медея)/Родитель-кукушка) • Злая бабка/Злобный дед • Зло с женским лицом (Ведьма из пряничного домика • Маньячка • Суровая вражеская тётя • Чёрная вдова)/Синяя Борода • Маленькие гадёныши (Булли) • Жуткие детишки
Особенности национального злодейства: азиат (Зловещая азиатка • кавказец • турок) • американец • англичанин (австралийский каторжник) • африканер • еврей • европеец (для восточного азиата) • ибериец • итальянец • негр (только внешне страшный) • немец (бежавший в Аргентину нацист • белокурая арийская бестия • герр Доктор
• Нацист • Нацистская нежить • Ряженые под Рейх • эти тупые нацисты) • русский • украинец • француз • швед
Злодеи от профессий: • Генерал Горлов • Злая «ночная бабочка» • Злобный глава корпорации • Злобный клоун • Зловещий музыкант • Злой библиотекарь • Злой колдун • Злой начальник • Злой писатель • Злой повар • Злой полицейский • Злой президент • Злой психиатр • Капитан-отморозок • Коварный трактирщик • Педагог-садист • Тёмный судья • Торгаш — это плохо
Мистика: Демон(Монстры против демонов) • Драконы против демонов • Дьявол • Дьявольский дракон • Зло против небытия/Смерть против ада • Злодей-персонификация • Нацистский оккультизм • Нечисть по вызову • Работает на зле • Религия зла (Голливудский сатанизм • Демонология • Мистерии зла) |
---|
Субординация зла | Гад за Гадом (За всем стоял пёс) • Гад-кукловод • Главный Гад (Бестелесный главгад • Гад-которого-нет • Гад-франшизик • Главгад — любитель мордобоя • Дуализм главгадов • Дутый главгад • Подсадной главгад • Самый Главный Гад • Стремящийся в ГлавГады) • Гадский подручный хуже хозяина • Горбун Игорь • Громила • Дракон • Злобный прихвостень • Злодейский кордебалет (Дуэт плохишей) • Злой гений • Псих-наёмник • Тупой приспешник • У главгада лишь пара подручных
Коллективы: Банда маньяков • Гадский ансамбль • Гнусный клан • Злодейский съезд • Совет нечестивых vs Союз борцов за всё плохое • Союз побитых злодеев • Ставка верховного гадокомандования • Типа мы ГИДРА |
---|
О силах зла | А для меня это был вторник/А чё я такого сделал-то?! • Бедный злодей! • Бей своих, чтоб чужие боялись • Беспредел — это круто • Ветряная мельница (Это не просто мельница!) • Вошёл во вкус • Всегда плохие • Всё приходится делать самому • Всё это время был злодеем • Гад умер, но дело его живёт • Грязные дела делают злодеи • Жертва — козёл/Пнуть сукиного сына • Завтра я вам ещё покажу! • Зло в промышленных масштабах • Зло под выбитыми лампочками • Зло против зла • Злобная козлиная бородка • Злобный смех • Злодей сдулся • Злодейская прокрастинация • Злодейская сутулость • Злодейский аффект • Злодейский гамбит • Злодейский китч • Злодейский суицид • Злодейское глумление (Пустить сигаретный дым в лицо) • Злодейское попрекание • Злодея закололи в закоулке • Злорадство • Идти по трупам • Не рой другому яму • Не щадить детей/Не щадить беременных/Не щадить стариков • Нет, я злодей • Нулевой рейтинг • Обыденность зла • Озлобленность на весь мир • Промывание мозгов (Бетризация • Свобода воли — корень всех зол) • Пнуть собаку • Серьёзная мина — плохой человек • Слово кабальеро • Сорвать злость • Съесть дракона • Такова моя натура • Твист Фрэнка Баума • Тем временем в логове злодея • Убить хомячка • Я плохой, мне всё можно
Свойства зла: Зло уродует (Зло меняет голос) • Зло — это круто • Зло — это приятно • Зло — это смертельно холодно • Тупой — это зло • Тьма есть зло
Цветы Цвета зла: Цвета зловещей радуги: Берегись красных глаз • Красный — для героя опасный (Чёрно-красный — для всех опасный) • Рыжий-бесстыжий • Золотая шевелюра зла • Злобный зелёный • Убийственный синий • Фиолетовый — новый чёрный • Розовый — цвет настоящего зла
Белые волосы, чёрное сердце/Чёрные волосы, чёрное сердце • Серый — цвет зла |
---|
Пытки | Безопасная пытка • Заставили смотреть на пытки • Психологические пытки • Пытки — дело житейское • Пытки портят характер • Пытки ломают личность • Пытки — это серьёзно • Садистское наказание • Смехотворные пытки • Это ж надо было додуматься!
Реакция: Партизанское молчание • В конечном счёте ломаются все • Словесный понос от сыворотки правды • Такой психованный, что пытать бессмысленно
Мастер пыток |
---|
← | Амплуа • Добро и зло • Основы |
---|