Редактирование: Остап Бендер

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 51: Строка 51:
И этот обаяшка терпит [[фиаско]] в финале обеих книг! [[Бедный злодей!]] Но скорее всё-таки [[антигерой]]. А ведь «[[Магнит для противоположного пола|Его любили]] домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник». (О. Б. [[о себе в третьем лице]]).
И этот обаяшка терпит [[фиаско]] в финале обеих книг! [[Бедный злодей!]] Но скорее всё-таки [[антигерой]]. А ведь «[[Магнит для противоположного пола|Его любили]] домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник». (О. Б. [[о себе в третьем лице]]).


Но фиаско — это ещё не смерть. Остап Бендер говорил, что его похоронят пышно и с оркестром, а на памятнике ему будет высечено: «Здесь лежит известный теплотехник и истребитель<ref>Остап пародирует тогдашнюю [[Ботать по фене|феню]]: „тёплый“ означало наглого и обаятельного мошенника, который выманивает или тайком похищает у людей деньги и/или ценности, после того как вотрётся к ним в доверие, а „лётчик“ по созвучию говорили вместо „налётчик“.</ref>». Его смерть так и не показана.
Но фиаско — это ещё не смерть. Остап Бендер говорил, что его похоронят пышно и с оркестром, а на памятнике ему будет высечено: «Здесь лежит известный теплотехник и истребитель». Его смерть так и не показана.


=== Национальность великого комбинатора ===
=== Национальность великого комбинатора ===
Строка 69: Строка 69:
== Прототипы протагониста ==
== Прототипы протагониста ==
Основной прототип — Осип (Иосиф) Беньяминович Шор (1899—1978), представлявшийся также как «Остап Шор» [''Остап — украинская версия имени «Евстафий»'']. Младший брат хорошего, но малоизвестного поэта Натана Шора (Фиолетова), друга Ильфа и Петрова<ref>В 1918 он женился на однокурснице по юрфаку Зинаиде Шишовой, в будущем — авторе исторических книг для детей.</ref>. До революции, будучи подростком, обратил на себя внимание как атлет и хороший кулачный боец, заслужил похвалу от самого [[w:Уточкин, Сергей Исаевич|Сергея Уточкина]]<ref>Уточкина (переименовав его в «Курочкина») Остап мимоходом упомянет в «Двенадцати стульях», рассказывая Ипполиту Матвеевичу «ипподромный анекдот».</ref>. В 1917—19 неудачливый студент Питерского технологического. Далее в Гражданскую неведомо чем занимался (уж не контрабандой ли?<ref>См. «Золотой телёнок», арка про поездку на Восточную Магистраль, рассказ Бендера о Вечном Жиде. Совершенно очевидно, что великий комбинатор знал матчасть, с контрабандой был знаком не понаслышке.</ref>). В начале 1920-х, как бы «за компанию с собственным братом», недолго побыл сотрудником Одесского угрозыска. А затем (а также до того?) проявил себя как виртуозный авантюрист и аферист. Часть приключений Остапа Бендера откровенно списана с похождений Шора: тот действительно провернул несколько небезвыгодных фиктивных браков, а также в корыстных целях [[самозванец|выдавал себя]] то за (как сейчас сказали бы) экстрасенса, то за художника (не умея рисовать), то за шахматного гроссмейстера (плохо умея играть в шахматы), то за участника подпольной антисоветской организации (при этом критически и неприязненно относясь к новой власти, но притом и не помышляя ни о какой СЕРЬЁЗНОЙ оппозиционной деятельности). «Я знаю несколько сот сравнительно честных способов отъёма денег у граждан!» — это фраза Шора. И мечта пожить за границей и с большими деньгами, лучше всего на каком-нибудь курорте, например в [[Лазурный берег|Ницце]], Майами или Бразилии — это мечта Шора. В 1934 он «завязал» с мошенничеством и стал снабженцем; в конце тридцатых едва не был репрессирован. К старости [[топливо ночного кошмара|заработал рак кожи]], поскольку с юных лет не так уж часто мылся (сравни со сценой, в которой И. В. рассматривает мускулистую и красивую голую спину Остапа Бендера: «…спина захолустного Антиноя, но несколько грязноватая»).
Основной прототип — Осип (Иосиф) Беньяминович Шор (1899—1978), представлявшийся также как «Остап Шор» [''Остап — украинская версия имени «Евстафий»'']. Младший брат хорошего, но малоизвестного поэта Натана Шора (Фиолетова), друга Ильфа и Петрова<ref>В 1918 он женился на однокурснице по юрфаку Зинаиде Шишовой, в будущем — авторе исторических книг для детей.</ref>. До революции, будучи подростком, обратил на себя внимание как атлет и хороший кулачный боец, заслужил похвалу от самого [[w:Уточкин, Сергей Исаевич|Сергея Уточкина]]<ref>Уточкина (переименовав его в «Курочкина») Остап мимоходом упомянет в «Двенадцати стульях», рассказывая Ипполиту Матвеевичу «ипподромный анекдот».</ref>. В 1917—19 неудачливый студент Питерского технологического. Далее в Гражданскую неведомо чем занимался (уж не контрабандой ли?<ref>См. «Золотой телёнок», арка про поездку на Восточную Магистраль, рассказ Бендера о Вечном Жиде. Совершенно очевидно, что великий комбинатор знал матчасть, с контрабандой был знаком не понаслышке.</ref>). В начале 1920-х, как бы «за компанию с собственным братом», недолго побыл сотрудником Одесского угрозыска. А затем (а также до того?) проявил себя как виртуозный авантюрист и аферист. Часть приключений Остапа Бендера откровенно списана с похождений Шора: тот действительно провернул несколько небезвыгодных фиктивных браков, а также в корыстных целях [[самозванец|выдавал себя]] то за (как сейчас сказали бы) экстрасенса, то за художника (не умея рисовать), то за шахматного гроссмейстера (плохо умея играть в шахматы), то за участника подпольной антисоветской организации (при этом критически и неприязненно относясь к новой власти, но притом и не помышляя ни о какой СЕРЬЁЗНОЙ оппозиционной деятельности). «Я знаю несколько сот сравнительно честных способов отъёма денег у граждан!» — это фраза Шора. И мечта пожить за границей и с большими деньгами, лучше всего на каком-нибудь курорте, например в [[Лазурный берег|Ницце]], Майами или Бразилии — это мечта Шора. В 1934 он «завязал» с мошенничеством и стал снабженцем; в конце тридцатых едва не был репрессирован. К старости [[топливо ночного кошмара|заработал рак кожи]], поскольку с юных лет не так уж часто мылся (сравни со сценой, в которой И. В. рассматривает мускулистую и красивую голую спину Остапа Бендера: «…спина захолустного Антиноя, но несколько грязноватая»).
Важное отличие прототипа от персонажа: Осип Шор любил иногда нюхнуть кокаина (возможно, среди факторов, породивших в конце концов рак, был ещё и этот), а ильфо-петровский Остап ни в чём подобном не замечен.


Дополнительный прототип героя (что касается не криминальной биографии, а внешности, телосложения, стиля в одежде, пижонской манеры себя вести, ёрнически-цветистой речи и характерных шуточек) — писатель Валентин Петрович Катаев, брат Е. П. Петрова (Катаева).
Дополнительный прототип героя (что касается не криминальной биографии, а внешности, телосложения, стиля в одежде, пижонской манеры себя вести, ёрнически-цветистой речи и характерных шуточек) — писатель Валентин Петрович Катаев, брат Е. П. Петрова (Катаева).
Строка 165: Строка 163:
<references />
<references />


{{Nav/Ильф и Петров}}
{{Навигация
|имя = Ильф и Петров
|state            =
|заголовок        = Ильф и Петров
|стиль_тела = background-color:white
 
|заголовок1 = Книги
|список1 = [[Остап Бендер/Двенадцать стульев (1927)|Двенадцать стульев]] • [[Остап Бендер/Золотой телёнок (1931)|Золотой телёнок]]
 
|заголовок2 = Адаптации
|список2 = [[Остап Бендер/Подробнее об адаптациях|Подробнее об адаптациях]]
 
}}
 
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Советское искусство}}
{{Nav/Советское искусство}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!