Редактирование: Остап Бендер
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
И этот обаяшка терпит [[фиаско]] в финале обеих книг! [[Бедный злодей!]] Но скорее всё-таки [[антигерой]]. А ведь «[[Магнит для противоположного пола|Его любили]] домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник». (О. Б. [[о себе в третьем лице]]). | И этот обаяшка терпит [[фиаско]] в финале обеих книг! [[Бедный злодей!]] Но скорее всё-таки [[антигерой]]. А ведь «[[Магнит для противоположного пола|Его любили]] домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник». (О. Б. [[о себе в третьем лице]]). | ||
Но фиаско — это ещё не смерть. Остап Бендер говорил, что его похоронят пышно и с оркестром, а на памятнике ему будет высечено: «Здесь лежит известный теплотехник и | Но фиаско — это ещё не смерть. Остап Бендер говорил, что его похоронят пышно и с оркестром, а на памятнике ему будет высечено: «Здесь лежит известный теплотехник и истребитель». Его смерть так и не показана. | ||
=== Национальность великого комбинатора === | === Национальность великого комбинатора === | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
== Прототипы протагониста == | == Прототипы протагониста == | ||
Основной прототип — Осип (Иосиф) Беньяминович Шор (1899—1978), представлявшийся также как «Остап Шор» [''Остап — украинская версия имени «Евстафий»'']. Младший брат хорошего, но малоизвестного поэта Натана Шора (Фиолетова), друга Ильфа и Петрова<ref>В 1918 он женился на однокурснице по юрфаку Зинаиде Шишовой, в будущем — авторе исторических книг для детей.</ref>. До революции, будучи подростком, обратил на себя внимание как атлет и хороший кулачный боец, заслужил похвалу от самого [[w:Уточкин, Сергей Исаевич|Сергея Уточкина]]<ref>Уточкина (переименовав его в «Курочкина») Остап мимоходом упомянет в «Двенадцати стульях», рассказывая Ипполиту Матвеевичу «ипподромный анекдот».</ref>. В 1917—19 неудачливый студент Питерского технологического. Далее в Гражданскую неведомо чем занимался (уж не контрабандой ли?<ref>См. «Золотой телёнок», арка про поездку на Восточную Магистраль, рассказ Бендера о Вечном Жиде. Совершенно очевидно, что великий комбинатор знал матчасть, с контрабандой был знаком не понаслышке.</ref>). В начале 1920-х, как бы «за компанию с собственным братом», недолго побыл сотрудником Одесского угрозыска. А затем (а также до того?) проявил себя как виртуозный авантюрист и аферист. Часть приключений Остапа Бендера откровенно списана с похождений Шора: тот действительно провернул несколько небезвыгодных фиктивных браков, а также в корыстных целях [[самозванец|выдавал себя]] то за (как сейчас сказали бы) экстрасенса, то за художника (не умея рисовать), то за шахматного гроссмейстера (плохо умея играть в шахматы), то за участника подпольной антисоветской организации (при этом критически и неприязненно относясь к новой власти, но притом и не помышляя ни о какой СЕРЬЁЗНОЙ оппозиционной деятельности). «Я знаю несколько сот сравнительно честных способов отъёма денег у граждан!» — это фраза Шора. И мечта пожить за границей и с большими деньгами, лучше всего на каком-нибудь курорте, например в [[Лазурный берег|Ницце]], Майами или Бразилии — это мечта Шора. В 1934 он «завязал» с мошенничеством и стал снабженцем; в конце тридцатых едва не был репрессирован. К старости [[топливо ночного кошмара|заработал рак кожи]], поскольку с юных лет не так уж часто мылся (сравни со сценой, в которой И. В. рассматривает мускулистую и красивую голую спину Остапа Бендера: «…спина захолустного Антиноя, но несколько грязноватая»). | Основной прототип — Осип (Иосиф) Беньяминович Шор (1899—1978), представлявшийся также как «Остап Шор» [''Остап — украинская версия имени «Евстафий»'']. Младший брат хорошего, но малоизвестного поэта Натана Шора (Фиолетова), друга Ильфа и Петрова<ref>В 1918 он женился на однокурснице по юрфаку Зинаиде Шишовой, в будущем — авторе исторических книг для детей.</ref>. До революции, будучи подростком, обратил на себя внимание как атлет и хороший кулачный боец, заслужил похвалу от самого [[w:Уточкин, Сергей Исаевич|Сергея Уточкина]]<ref>Уточкина (переименовав его в «Курочкина») Остап мимоходом упомянет в «Двенадцати стульях», рассказывая Ипполиту Матвеевичу «ипподромный анекдот».</ref>. В 1917—19 неудачливый студент Питерского технологического. Далее в Гражданскую неведомо чем занимался (уж не контрабандой ли?<ref>См. «Золотой телёнок», арка про поездку на Восточную Магистраль, рассказ Бендера о Вечном Жиде. Совершенно очевидно, что великий комбинатор знал матчасть, с контрабандой был знаком не понаслышке.</ref>). В начале 1920-х, как бы «за компанию с собственным братом», недолго побыл сотрудником Одесского угрозыска. А затем (а также до того?) проявил себя как виртуозный авантюрист и аферист. Часть приключений Остапа Бендера откровенно списана с похождений Шора: тот действительно провернул несколько небезвыгодных фиктивных браков, а также в корыстных целях [[самозванец|выдавал себя]] то за (как сейчас сказали бы) экстрасенса, то за художника (не умея рисовать), то за шахматного гроссмейстера (плохо умея играть в шахматы), то за участника подпольной антисоветской организации (при этом критически и неприязненно относясь к новой власти, но притом и не помышляя ни о какой СЕРЬЁЗНОЙ оппозиционной деятельности). «Я знаю несколько сот сравнительно честных способов отъёма денег у граждан!» — это фраза Шора. И мечта пожить за границей и с большими деньгами, лучше всего на каком-нибудь курорте, например в [[Лазурный берег|Ницце]], Майами или Бразилии — это мечта Шора. В 1934 он «завязал» с мошенничеством и стал снабженцем; в конце тридцатых едва не был репрессирован. К старости [[топливо ночного кошмара|заработал рак кожи]], поскольку с юных лет не так уж часто мылся (сравни со сценой, в которой И. В. рассматривает мускулистую и красивую голую спину Остапа Бендера: «…спина захолустного Антиноя, но несколько грязноватая»). | ||
Дополнительный прототип героя (что касается не криминальной биографии, а внешности, телосложения, стиля в одежде, пижонской манеры себя вести, ёрнически-цветистой речи и характерных шуточек) — писатель Валентин Петрович Катаев, брат Е. П. Петрова (Катаева). | Дополнительный прототип героя (что касается не криминальной биографии, а внешности, телосложения, стиля в одежде, пижонской манеры себя вести, ёрнически-цветистой речи и характерных шуточек) — писатель Валентин Петрович Катаев, брат Е. П. Петрова (Катаева). | ||
Строка 165: | Строка 163: | ||
<references /> | <references /> | ||
{{ | {{Навигация | ||
|имя = Ильф и Петров | |||
|state = | |||
|заголовок = Ильф и Петров | |||
|стиль_тела = background-color:white | |||
|заголовок1 = Книги | |||
|список1 = [[Остап Бендер/Двенадцать стульев (1927)|Двенадцать стульев]] • [[Остап Бендер/Золотой телёнок (1931)|Золотой телёнок]] | |||
|заголовок2 = Адаптации | |||
|список2 = [[Остап Бендер/Подробнее об адаптациях|Подробнее об адаптациях]] | |||
}} | |||
{{Nav/Книги}} | {{Nav/Книги}} | ||
{{Nav/Советское искусство}} | {{Nav/Советское искусство}} |