Редактирование: Пафос

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 8: Строка 8:
'''Пафос''' (от древнегреческого πάθος) обозначает «страсть», сопереживание [[протагонист|герою]] в [[драма|драме]]. Также пафосом называют особый стиль речи, письма или поведения, в котором преобладают возвышенные эмоции (в худшем случае — только их имитация): восторг и трагизм, воодушевление и драматизация, эпичность и показательный героизм.
'''Пафос''' (от древнегреческого πάθος) обозначает «страсть», сопереживание [[протагонист|герою]] в [[драма|драме]]. Также пафосом называют особый стиль речи, письма или поведения, в котором преобладают возвышенные эмоции (в худшем случае — только их имитация): восторг и трагизм, воодушевление и драматизация, эпичность и показательный героизм.


Не похоже на то, что подразумевается в современной разговорной речи? Ага. А почему? Потому что эволюция понимания развивалась по линейке страсть → сопереживание → сочувствие → жалость; в современном английском pathos выродился в pathetic — «смешной», «шутовской», «позерский», «жалкий»: «You are just pathetic» — «Ты просто смешон». Но это в английском. За времена железного занавеса торжественные речи советского правительства сформировали другую линейку: пафос → драматичный → торжественный → «[[крутой]]», но об этом все забыли очень быстро, потому что торжественность и суровость речей времён Великой Отечественной выродилась в канцелярит и лозунги типа «даёшь пятилетку в три дня!», что набило оскомину и в итоге после развала СССР стало ассоциироваться с дутой, переоценённой пустышкой. «Пафос» в русском языке стало означать что-то вроде «претенциозности» или «завышенного самомнения».
Не похоже на то, что подразумевается в современной разговорной речи? Ага. А почему? Потому что эволюция понимания развивалась по линейке страсть → сопереживание → сочувствие → жалость; в современном английском pathos выродился в pathetic — «смешной», «шутовской», «позерский», «жалкий»: «You are just pathetic» — «Ты просто смешон». Но это в английском. За времена железного занавеса торжественные речи советского правительства сформировали другую линейку: пафос → драматичный → торжественный → «крутой», но об этом все забыли очень быстро, потому что торжественность и суровость речей времён Великой Отечественной выродилась в канцелярит и лозунги типа «даёшь пятилетку в три дня!», что набило оскомину и в итоге после развала СССР стало ассоциироваться с дутой, переоценённой пустышкой. «Пафос» в русском языке стало означать что-то вроде «претенциозности» или «завышенного самомнения».


Масла в огонь подлили [[литература]] и [[кино]] — всю китчевую, лубочную и православно-помпезную халтуру стали обзывать «пафосной», а как следствие — авторы стали стыдиться и бояться изображать в своих творениях хоть что-нибудь, что вызывает чувства, и пафос выродился в патетику, а страсть — в нытьё. Согласитесь, это неправильно.
Масла в огонь подлили [[литература]] и [[кино]] — всю китчевую, лубочную и православно-помпезную халтуру стали обзывать «пафосной», а как следствие — авторы стали стыдиться и бояться изображать в своих творениях хоть что-нибудь, что вызывает чувства, и пафос выродился в патетику, а страсть — в нытьё. Согласитесь, это неправильно.
{{q|pre=1|Пафос в каком-то смысле сродни юмору. Только не настоящему, а натужному, как в некоторых «[[русский квест|руссо квесто]]» или в популярных телепрограммах. Знаете, бывает ещё так, что после реплики подвешивается пауза, которую заполняют записью смеха? Это вернейший признак того, что перед нами юмор синтетический. «А ну смейся, паршивец! — говорит зрителю гогот с экрана. — Вот им уже смешно, и ты давай, ну-ка! Ты что, тупой? Мы только что по-шу-ти-ли!»
А теперь прислушаемся к пафосным репликам. Когда их произносят вслух, чаще всего оставляют многозначительные паузы: ну, кто ещё не проникся? Мы тут о Высоком говорим! А то порой не стесняясь заполняют их бурными аплодисментами, переходящими в овацию…
Так вот, и то и другое — имитация чувств. Так бездарности пытаются заставить вас сопереживать… пустоте в их сердцах и головах.
Но дешёвый юмор безвреднее: его легче опознать и [[так неостроумно, что уже смешно|выставить на позор]]. Признаваться в нежной любви к «штырлицам» или к их телевизионным аналогам во многих компаниях, слава богу, уже давно не комильфо. А вот пафос… а что пафос? Это же высокие чувства!..
Никакие это не высокие чувства. Когда у человека в самом деле болит сердце, он не становится в позу оперного героя и не обрушивает на головы слушателей пакетированные «традиционные ценности». О серьёзном говорят просто. А то и… [[грустный клоун|с шуткой]], [[прятаться за улыбкой|потому что от неё не так больно]]. История [[Похождения бравого солдата Швейка|бравого солдата Швейка]] в двадцать раз серьезнее истории [[спасти рядового Райана|бравого солдата Райана]].|Ричард Псмит, «Василий Иваныч меняет профессию»}}


С другой стороны, такие [[жанр]]ы, как трагедия, драма и эпос, по-прежнему хранят верность пафосу в его первоначальном значении. В [[Космическая опера|космической опере]] без пафоса никак, в [[Опера|опере классической]] (и вообще в театре) — тем более, в масштабных героических полотнах типа «Трои» или «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]» — тоже. [[Педаль в пол]] жмёт как обычно, Вагнер.
С другой стороны, такие [[жанр]]ы, как трагедия, драма и эпос, по-прежнему хранят верность пафосу в его первоначальном значении. В [[Космическая опера|космической опере]] без пафоса никак, в [[Опера|опере классической]] (и вообще в театре) — тем более, в масштабных героических полотнах типа «Трои» или «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]» — тоже. [[Педаль в пол]] жмёт как обычно, Вагнер.
Строка 32: Строка 26:
=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Мифология и [[фольклор]] ===
* Практически любая религия. Нет, серьёзно: а как иначе?
* Практически любая религия. Нет, серьёзно: а как иначе?
* «Илиада», «Одиссея» и любой другой древнегреческий эпос. Гекзаметр прямо-таки вопиет о пафосе!
* «[[Илиада]]», «[[Одиссея]]» и любой другой древнегреческий эпос. Гекзаметр прямо-таки вопиет о пафосе!
** Шире — абсолютно любой героический эпос: в «Эдде», «Рамаяне» и «Махабхарате» этого добра тоже навалом.
** Шире — абсолютно любой героический эпос: в «Эдде», «Рамаяне» и «Махабхарате» этого добра тоже навалом.


Строка 39: Строка 33:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Ник Перумов — цикл «Миры Упорядоченного». Особенно те части, где идёт речь о Хедине и Ракоте.
** Вообще, полное впечатление, что Перумов старался учиться пафосу у Толкина. Получалось с переменным успехом.
* «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]» Дж. Р. Р. Толкина. Да и «Властелин колец» тоже, пусть и в меньшем объёме.
* «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]» Дж. Р. Р. Толкина. Да и «Властелин колец» тоже, пусть и в меньшем объёме.
** Вообще, ни одно [[высокое фэнтези]] не может обойтись без изрядной порции пафоса — иначе оно не было бы высоким.
** Вообще, ни одно [[высокое фэнтези]] не может обойтись без изрядной порции пафоса — иначе оно не было бы высоким.
* Ник Перумов — цикл «Миры Упорядоченного». Особенно те части, где идёт речь о Хедине и Ракоте.
** Вообще, полное впечатление, что Перумов старался учиться пафосу у Толкина. Получалось с переменным успехом.
* «[[Часодеи]]». Автор перебарщивает с пафосом. Из-за этого регулярно получается [[бафос-нежданчик]].
* «[[Часодеи]]». Автор перебарщивает с пафосом. Из-за этого регулярно получается [[бафос-нежданчик]].


Строка 51: Строка 45:


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Голубой щенок» — Моряк это любит.
* «[[Голубой щенок]]» — Моряк это любит.
* Советские мультфильмы А.Снежко-Блоцкой по древнегреческим мифам.
* Советские мультфильмы А.Снежко-Блоцкой по древнегреческим мифам.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]] — стандартные морали о дружбе в первых двух сезонах подаются с таким пафосом, что взрослые фанаты чуть ли не культ из этого выстроили. Дружба как целая наука, о достижениях в которой надо отчитываться <s>божественному</s> мудрому наставнику, Гармония и её Элементы в виде списка добродетелей (куда почему-то попала и магия), Дисгармония и её дух…
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]] — стандартные морали о дружбе в первых двух сезонах подаются с таким пафосом, что взрослые фанаты чуть ли не культ из этого выстроили. Дружба как целая наука, о достижениях в которой надо отчитываться <s>божественному</s> мудрому наставнику, Гармония и её Элементы в виде списка добродетелей (куда почему-то попала и магия), Дисгармония и её дух…
** Порою очень неплохо напомнить в таком формате то, о чём взрослые успели забыть.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* Супергеройские комиксы на том и стоят.
* [[Супергерой]]ские комиксы на том и стоят.


=== [[Аниме]] ===
=== [[Аниме]] ===
* Любая грамотно сделанная [[супермеха]], платиновый эталон — [[Tengen Toppa Gurren Lagann]].
* Любая грамотно сделанная [[супермеха]], платиновый эталон — [[Tengen Toppa Gurren Lagann]].
* [[Ginga Eiyuu Densetsu]] — тактикульный пример флотских сражений и моральных превозмоганий на их фоне.
* [[Legend of the Galactic Heroes]].
* [[Mudazumo Naki Kaikaku|Легенда о Коидзуми]] — мировые лидеры сражаются в маджонг между собой, с Четвертым Рейхом и т. д.
* Mudazumo Naki Kaikaku (Легенда о Коидзуми) — мировые лидеры сражаются в маджонг между собой, с Четвертым Рейхом и т. д.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Фактически любой слешер, что вам известен.
* Серия [[Call of Duty]]: пафос на пафосе едет и пафосом погоняет. [[Опухание сиквелов|Приелось уже]].
* Серия [[Call of Duty]]: пафос на пафосе едет и пафосом погоняет. [[Опухание сиквелов|Приелось уже]].
* Серия [[Mass Effect]], пусть и [[Суповой набор от Bioware|по схеме «реализм-чернуха-пафос»]]. Впрочем, концовки пафосны у всех, [[рушится царство кощеево|особенно у второй части]]!
* [[StarCraft]] — протоссы без этого не могут.
* [[StarCraft]] — протоссы без этого не могут.
* Серия [[Mass Effect]], пусть и [[Суповой набор от Bioware|по схеме «реализм-чернуха-пафос»]]. Впрочем, концовки пафосны у всех, [[рушится царство кощеево|особенно у второй части]]!


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer 40,000]]. Скажем так: кто незнаком, тот не знает, что такое пафос, ибо сия вселенная стоит на 4 столпах: мрачность, брутальность, безысходность и ПАФОС(!!!). {{spoiler|А ровно посерёдке есть ещё пятая секретная подпорка — завуалированная пародийность; но не все её замечают. [[Фанатское утрирование|Даже когда вовсю используют сами.]]}} Пафосно тут почти всё и все. А произведения о [[Warhammer 40,000/Адептус Астартес|космическом десанте]] или [[Warhammer 40,000/Бог-Император|Императоре]] просто состоят из него. Впрочем, без него Вархаммер не был бы Вархаммером. Его старший брат — [[Warhammer Fantasy Battles|Вархаммер FB]] немного отстаёт.
* [[Warhammer 40,000]]. Скажем так: кто незнаком, тот не знает, что такое пафос, ибо сия вселенная стоит на 4 столпах: мрачность, брутальность, безысходность и ПАФОС(!!!). {{spoiler|А ровно посерёдке есть ещё пятая секретная подпорка — завуалированная пародийность; но не все её замечают. [[Фанатское утрирование|Даже когда вовсю используют сами.]]}} Пафосно тут почти всё и все. А произведения о [[Warhammer 40,000/Адептус Астартес|космическом десанте]] или [[Warhammer 40,000/Бог-Император|Императоре]] просто состоят из него. Впрочем, без него Вархаммер не был бы Вархаммером. Его старший брат — [[Warhammer Fantasy Battles|Вархаммер FB]] немного отстаёт.
** На самом деле педаль в пол уже хотя бы потому, что фанаты точно знают, что в вахе много пафоса, а что такое этот самый пафос — могут объяснить далеко не все…
** На самом деле педаль в пол уже хотя бы потому, что фанаты точно знают, что в вахе много пафоса, а что такое этот самый пафос — могут объяснить далеко не все…
*** Если посмотреть с критической точки зрения, то и самой сути пафоса в сороковнике не так уж и много, как утрируют фанаты. Ладно эмоциональные речи персонажей, но как пафос можно увидеть в превозмогании? Имеется ввиду не превозмогание себя и своего характера, а толпы [[эффект штурмовика|врагов, которые в силу сюжетной надобности (а во многих случаях это иначе и не объяснишь) не могут победить]] [[унылая непобедимость|непобедимых]] [[протагонист]]ов. Получающийся «пафос» ну никак не вяжется с заявленными мрачностью и безысходностью.
*** Если посмотреть с критической точки зрения, то и самой сути пафоса в сороковнике не так уж и много, как утрируют фанаты. Ладно эмоциональные речи персонажей, но как пафос можно увидеть в превозмогании? Имеется ввиду не превозмогание себя и своего характера, а толпы [[эффект штурмовика|врагов, которые в силу сюжетной надобности (а во многих случаях это иначе и не объяснишь) не могут победить]] [[унылая непобедимость|непобедимых]] [[протагонист]]ов. Получающийся «пафос» ну никак не вяжется с заявленными мрачностью и безысходностью.
Строка 84: Строка 80:
** И «Патетическая соната» (№ 8) Бетховена — тоже!
** И «Патетическая соната» (№ 8) Бетховена — тоже!
*** Проще назвать у Бетховена произведение, которое было бы ''не'' исполнено пафоса. Потому что у него они почти все наполнены «бездной мрачной на краю». Даже те самые сонаты, в которых пафос для тогдашней публики был совершенно внезапен (см. общее): их обычно играли не на концертах, а в домах знати.
*** Проще назвать у Бетховена произведение, которое было бы ''не'' исполнено пафоса. Потому что у него они почти все наполнены «бездной мрачной на краю». Даже те самые сонаты, в которых пафос для тогдашней публики был совершенно внезапен (см. общее): их обычно играли не на концертах, а в домах знати.
* Пафос — практически необходимая часть [[металл]]а. Как же без него петь про воинов, викингов, богов и славную смерть?
* Пафос — практически необходимая часть [[Металл|металла]]. Как же без него петь про воинов, викингов, богов и славную смерть?
** Manowar играют настолько пафосный хэви-метал, что продавливают педаль в Австралию. Чуть ли не каждая вторая их песня восхваляет Воинов С Большой Буквы, Готовых Отдать Жизнь За Истинный Металл!!!
** Manowar играют настолько пафосный хэви-метал, что продавливают педаль в Австралию. Чуть ли не каждая вторая их песня восхваляет Воинов С Большой Буквы, Готовых Отдать Жизнь За Истинный Металл!!!
*** Временами у них просматривается явный бафос.
*** Временами у них просматривается явный бафос.
Строка 91: Строка 87:
** Therion записывает помпезные симфоник-металлические гимны на тему мифологии.
** Therion записывает помпезные симфоник-металлические гимны на тему мифологии.
** Ну и конечно же [[Именно то, что написано на упаковке|Epica]], тексты песен которой представляют сплошной [[философический угар]]. Но подают они очень пафосно, как и впрочем любая симфоник-метал группа.
** Ну и конечно же [[Именно то, что написано на упаковке|Epica]], тексты песен которой представляют сплошной [[философический угар]]. Но подают они очень пафосно, как и впрочем любая симфоник-метал группа.
** Brothers Of Metal. Текстуально — пафосно, эпично и одиноугодно до запредела, музыкально — мелодичный TrueЪ Heavy Metal (сами они в интервью признавались в любви к Manowar, а также к Sabaton, с которыми даже родом из одного города (!) и играли у них на разогреве) с годным вокалом брата и сестры Иоакима и Ильвы Эрикссонов. Песни действительно крутые, но официальные клипы доставляют особенно, поскольку на экране происходит натуральный стёб, троллинг и деконструкция того самого, о чём в процессе поётся. Это надо видеть: [[yt:FLQnrOZmZoc|The Mead Song]], [[yt:Be CyeFqziY|One]].
** Brothers Of Metal. Текстуально — пафосно, эпично и одиноугодно до запредела, музыкально — мелодичный TrueЪ Heavy Metal (сами они в интервью признавались в любви к Manowar, а также к Sabaton, с которыми даже родом из одного города (!) и играли у них на разогреве) с годным вокалом брата и сестры Иоакима и Ильвы Эрикссонов. Песни действительно крутые, но официальные клипы доставляют особенно, поскольку на экране происходит натуральный стёб, троллинг и деконструкция того самого, о чём в процессе поётся. Это надо видеть: [[yt:FLQnrOZmZoc|The Mead Song]], [[yt:Be_CyeFqziY|One]].
* Группа Queen тоже умела записывать пафосные и при этом уместные песни (I want it all, The Show Must Go On, We Are The Champions etc)
* Группа Queen тоже умела записывать пафосные и при этом уместные песни (I want it all, The Show Must Go On, We Are The Champions etc)
{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!