Редактирование: Пафос
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
'''Пафос''' (от древнегреческого πάθος) обозначает «страсть», сопереживание [[протагонист|герою]] в [[драма|драме]]. Также пафосом называют особый стиль речи, письма или поведения, в котором преобладают возвышенные эмоции (в худшем случае — только их имитация): восторг и трагизм, воодушевление и драматизация, эпичность и показательный героизм. | '''Пафос''' (от древнегреческого πάθος) обозначает «страсть», сопереживание [[протагонист|герою]] в [[драма|драме]]. Также пафосом называют особый стиль речи, письма или поведения, в котором преобладают возвышенные эмоции (в худшем случае — только их имитация): восторг и трагизм, воодушевление и драматизация, эпичность и показательный героизм. | ||
Не похоже на то, что подразумевается в современной разговорной речи? Ага. А почему? Потому что эволюция понимания развивалась по линейке страсть → сопереживание → сочувствие → жалость; в современном английском pathos выродился в pathetic — «смешной», «шутовской», «позерский», «жалкий»: «You are just pathetic» — «Ты просто смешон». Но это в английском. За времена железного занавеса торжественные речи советского правительства сформировали другую линейку: пафос → драматичный → торжественный → | Не похоже на то, что подразумевается в современной разговорной речи? Ага. А почему? Потому что эволюция понимания развивалась по линейке страсть → сопереживание → сочувствие → жалость; в современном английском pathos выродился в pathetic — «смешной», «шутовской», «позерский», «жалкий»: «You are just pathetic» — «Ты просто смешон». Но это в английском. За времена железного занавеса торжественные речи советского правительства сформировали другую линейку: пафос → драматичный → торжественный → «крутой», но об этом все забыли очень быстро, потому что торжественность и суровость речей времён Великой Отечественной выродилась в канцелярит и лозунги типа «даёшь пятилетку в три дня!», что набило оскомину и в итоге после развала СССР стало ассоциироваться с дутой, переоценённой пустышкой. «Пафос» в русском языке стало означать что-то вроде «претенциозности» или «завышенного самомнения». | ||
Масла в огонь подлили [[литература]] и [[кино]] — всю китчевую, лубочную и православно-помпезную халтуру стали обзывать «пафосной», а как следствие — авторы стали стыдиться и бояться изображать в своих творениях хоть что-нибудь, что вызывает чувства, и пафос выродился в патетику, а страсть — в нытьё. Согласитесь, это неправильно. | Масла в огонь подлили [[литература]] и [[кино]] — всю китчевую, лубочную и православно-помпезную халтуру стали обзывать «пафосной», а как следствие — авторы стали стыдиться и бояться изображать в своих творениях хоть что-нибудь, что вызывает чувства, и пафос выродился в патетику, а страсть — в нытьё. Согласитесь, это неправильно. | ||
С другой стороны, такие [[жанр]]ы, как трагедия, драма и эпос, по-прежнему хранят верность пафосу в его первоначальном значении. В [[Космическая опера|космической опере]] без пафоса никак, в [[Опера|опере классической]] (и вообще в театре) — тем более, в масштабных героических полотнах типа «Трои» или «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]» — тоже. [[Педаль в пол]] жмёт как обычно, Вагнер. | С другой стороны, такие [[жанр]]ы, как трагедия, драма и эпос, по-прежнему хранят верность пафосу в его первоначальном значении. В [[Космическая опера|космической опере]] без пафоса никак, в [[Опера|опере классической]] (и вообще в театре) — тем более, в масштабных героических полотнах типа «Трои» или «[[Arda/Lord of the Rings|Властелина Колец]]» — тоже. [[Педаль в пол]] жмёт как обычно, Вагнер. | ||
Строка 32: | Строка 26: | ||
=== Мифология и [[фольклор]] === | === Мифология и [[фольклор]] === | ||
* Практически любая религия. Нет, серьёзно: а как иначе? | * Практически любая религия. Нет, серьёзно: а как иначе? | ||
* | * «[[Илиада]]», «[[Одиссея]]» и любой другой древнегреческий эпос. Гекзаметр прямо-таки вопиет о пафосе! | ||
** Шире — абсолютно любой героический эпос: в «Эдде», «Рамаяне» и «Махабхарате» этого добра тоже навалом. | ** Шире — абсолютно любой героический эпос: в «Эдде», «Рамаяне» и «Махабхарате» этого добра тоже навалом. | ||
Строка 39: | Строка 33: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Ник Перумов — цикл «Миры Упорядоченного». Особенно те части, где идёт речь о Хедине и Ракоте. | |||
** Вообще, полное впечатление, что Перумов старался учиться пафосу у Толкина. Получалось с переменным успехом. | |||
* «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]» Дж. Р. Р. Толкина. Да и «Властелин колец» тоже, пусть и в меньшем объёме. | * «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]» Дж. Р. Р. Толкина. Да и «Властелин колец» тоже, пусть и в меньшем объёме. | ||
** Вообще, ни одно [[высокое фэнтези]] не может обойтись без изрядной порции пафоса — иначе оно не было бы высоким. | ** Вообще, ни одно [[высокое фэнтези]] не может обойтись без изрядной порции пафоса — иначе оно не было бы высоким. | ||
* «[[Часодеи]]». Автор перебарщивает с пафосом. Из-за этого регулярно получается [[бафос-нежданчик]]. | * «[[Часодеи]]». Автор перебарщивает с пафосом. Из-за этого регулярно получается [[бафос-нежданчик]]. | ||
Строка 51: | Строка 45: | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* | * «[[Голубой щенок]]» — Моряк это любит. | ||
* Советские мультфильмы А.Снежко-Блоцкой по древнегреческим мифам. | * Советские мультфильмы А.Снежко-Блоцкой по древнегреческим мифам. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]] — стандартные морали о дружбе в первых двух сезонах подаются с таким пафосом, что взрослые фанаты чуть ли не культ из этого выстроили. Дружба как целая наука, о достижениях в которой надо отчитываться <s>божественному</s> мудрому наставнику, Гармония и её Элементы в виде списка добродетелей (куда почему-то попала и магия), Дисгармония и её дух… | * [[My Little Pony: Friendship is Magic]] — стандартные морали о дружбе в первых двух сезонах подаются с таким пафосом, что взрослые фанаты чуть ли не культ из этого выстроили. Дружба как целая наука, о достижениях в которой надо отчитываться <s>божественному</s> мудрому наставнику, Гармония и её Элементы в виде списка добродетелей (куда почему-то попала и магия), Дисгармония и её дух… | ||
** Порою очень неплохо напомнить в таком формате то, о чём взрослые успели забыть. | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* | * [[Супергерой]]ские комиксы на том и стоят. | ||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
* Любая грамотно сделанная [[супермеха]], платиновый эталон — [[Tengen Toppa Gurren Lagann]]. | * Любая грамотно сделанная [[супермеха]], платиновый эталон — [[Tengen Toppa Gurren Lagann]]. | ||
* [[ | * [[Legend of the Galactic Heroes]]. | ||
* | * Mudazumo Naki Kaikaku (Легенда о Коидзуми) — мировые лидеры сражаются в маджонг между собой, с Четвертым Рейхом и т. д. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Фактически любой слешер, что вам известен. | |||
* Серия [[Call of Duty]]: пафос на пафосе едет и пафосом погоняет. [[Опухание сиквелов|Приелось уже]]. | * Серия [[Call of Duty]]: пафос на пафосе едет и пафосом погоняет. [[Опухание сиквелов|Приелось уже]]. | ||
* Серия [[Mass Effect]], пусть и [[Суповой набор от Bioware|по схеме «реализм-чернуха-пафос»]]. Впрочем, концовки пафосны у всех, [[рушится царство кощеево|особенно у второй части]]! | |||
* [[StarCraft]] — протоссы без этого не могут. | * [[StarCraft]] — протоссы без этого не могут. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer 40,000]]. Скажем так: кто незнаком, тот не знает, что такое пафос, ибо сия вселенная стоит на 4 столпах: мрачность, брутальность, безысходность и ПАФОС(!!!). {{spoiler|А ровно посерёдке есть ещё пятая секретная | * [[Warhammer 40,000]]. Скажем так: кто незнаком, тот не знает, что такое пафос, ибо сия вселенная стоит на 4 столпах: мрачность, брутальность, безысходность и ПАФОС(!!!). {{spoiler|А ровно посерёдке есть ещё пятая секретная подпорка — завуалированная пародийность; но не все её замечают. [[Фанатское утрирование|Даже когда вовсю используют сами.]]}} Пафосно тут почти всё и все. А произведения о [[Warhammer 40,000/Адептус Астартес|космическом десанте]] или [[Warhammer 40,000/Бог-Император|Императоре]] просто состоят из него. Впрочем, без него Вархаммер не был бы Вархаммером. Его старший брат — [[Warhammer Fantasy Battles|Вархаммер FB]] немного отстаёт. | ||
** На самом деле педаль в пол уже хотя бы потому, что фанаты точно знают, что в вахе много пафоса, а что такое этот самый пафос — могут объяснить далеко не все… | ** На самом деле педаль в пол уже хотя бы потому, что фанаты точно знают, что в вахе много пафоса, а что такое этот самый пафос — могут объяснить далеко не все… | ||
*** Если посмотреть с критической точки зрения, то и самой сути пафоса в сороковнике не так уж и много, как утрируют фанаты. Ладно эмоциональные речи персонажей, но как пафос можно увидеть в превозмогании? Имеется ввиду не превозмогание себя и своего характера, а толпы [[эффект штурмовика|врагов, которые в силу сюжетной надобности (а во многих случаях это иначе и не объяснишь) не могут победить]] [[унылая непобедимость|непобедимых]] [[протагонист]]ов. Получающийся «пафос» ну никак не вяжется с заявленными мрачностью и безысходностью. | *** Если посмотреть с критической точки зрения, то и самой сути пафоса в сороковнике не так уж и много, как утрируют фанаты. Ладно эмоциональные речи персонажей, но как пафос можно увидеть в превозмогании? Имеется ввиду не превозмогание себя и своего характера, а толпы [[эффект штурмовика|врагов, которые в силу сюжетной надобности (а во многих случаях это иначе и не объяснишь) не могут победить]] [[унылая непобедимость|непобедимых]] [[протагонист]]ов. Получающийся «пафос» ну никак не вяжется с заявленными мрачностью и безысходностью. | ||
Строка 84: | Строка 80: | ||
** И «Патетическая соната» (№ 8) Бетховена — тоже! | ** И «Патетическая соната» (№ 8) Бетховена — тоже! | ||
*** Проще назвать у Бетховена произведение, которое было бы ''не'' исполнено пафоса. Потому что у него они почти все наполнены «бездной мрачной на краю». Даже те самые сонаты, в которых пафос для тогдашней публики был совершенно внезапен (см. общее): их обычно играли не на концертах, а в домах знати. | *** Проще назвать у Бетховена произведение, которое было бы ''не'' исполнено пафоса. Потому что у него они почти все наполнены «бездной мрачной на краю». Даже те самые сонаты, в которых пафос для тогдашней публики был совершенно внезапен (см. общее): их обычно играли не на концертах, а в домах знати. | ||
* Пафос — практически необходимая часть [[ | * Пафос — практически необходимая часть [[Металл|металла]]. Как же без него петь про воинов, викингов, богов и славную смерть? | ||
** Manowar играют настолько пафосный хэви-метал, что продавливают педаль в Австралию. Чуть ли не каждая вторая их песня восхваляет Воинов С Большой Буквы, Готовых Отдать Жизнь За Истинный Металл!!! | ** Manowar играют настолько пафосный хэви-метал, что продавливают педаль в Австралию. Чуть ли не каждая вторая их песня восхваляет Воинов С Большой Буквы, Готовых Отдать Жизнь За Истинный Металл!!! | ||
*** Временами у них просматривается явный бафос. | *** Временами у них просматривается явный бафос. | ||
Строка 91: | Строка 87: | ||
** Therion записывает помпезные симфоник-металлические гимны на тему мифологии. | ** Therion записывает помпезные симфоник-металлические гимны на тему мифологии. | ||
** Ну и конечно же [[Именно то, что написано на упаковке|Epica]], тексты песен которой представляют сплошной [[философический угар]]. Но подают они очень пафосно, как и впрочем любая симфоник-метал группа. | ** Ну и конечно же [[Именно то, что написано на упаковке|Epica]], тексты песен которой представляют сплошной [[философический угар]]. Но подают они очень пафосно, как и впрочем любая симфоник-метал группа. | ||
** Brothers Of Metal. Текстуально — пафосно, эпично и одиноугодно до запредела, музыкально — мелодичный TrueЪ Heavy Metal (сами они в интервью признавались в любви к Manowar, а также к Sabaton, с которыми даже родом из одного города (!) и играли у них на разогреве) с годным вокалом брата и сестры Иоакима и Ильвы Эрикссонов. Песни действительно крутые, но официальные клипы доставляют особенно, поскольку на экране происходит натуральный стёб, троллинг и деконструкция того самого, о чём в процессе поётся. Это надо видеть: [[yt:FLQnrOZmZoc|The Mead Song]], [[yt: | ** Brothers Of Metal. Текстуально — пафосно, эпично и одиноугодно до запредела, музыкально — мелодичный TrueЪ Heavy Metal (сами они в интервью признавались в любви к Manowar, а также к Sabaton, с которыми даже родом из одного города (!) и играли у них на разогреве) с годным вокалом брата и сестры Иоакима и Ильвы Эрикссонов. Песни действительно крутые, но официальные клипы доставляют особенно, поскольку на экране происходит натуральный стёб, троллинг и деконструкция того самого, о чём в процессе поётся. Это надо видеть: [[yt:FLQnrOZmZoc|The Mead Song]], [[yt:Be_CyeFqziY|One]]. | ||
* Группа Queen тоже умела записывать пафосные и при этом уместные песни (I want it all, The Show Must Go On, We Are The Champions etc) | * Группа Queen тоже умела записывать пафосные и при этом уместные песни (I want it all, The Show Must Go On, We Are The Champions etc) | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |