Пафос

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Служи Императору сегодня, ибо завтра ты уже можешь быть мёртв.

Не будет мира до тех пор, пока враги Императора отравляют воздух своим дыханием!

Лучше умереть за Императора, чем жить ради себя!

»
— Пафосные цитаты из Warhammer 40k

(link)

Зигфрид куёт меч. Хрестоматийный пример сурового вагнеровского пафоса

Пафос (от древнегреческого πάθος) обозначает «страсть», сопереживание герою в драме. Также пафосом называют особый стиль речи, письма или поведения, в котором преобладают возвышенные эмоции (в худшем случае — только их имитация): восторг и трагизм, воодушевление и драматизация, эпичность и показательный героизм.

Не похоже на то, что подразумевается в современной разговорной речи? Ага. А почему? Потому что эволюция понимания развивалась по линейке страсть → сопереживание → сочувствие → жалость; в современном английском pathos выродился в pathetic — «смешной», «шутовской», «позерский», «жалкий»: «You are just pathetic» — «Ты просто смешон». Но это в английском. За времена железного занавеса торжественные речи советского правительства сформировали другую линейку: пафос → драматичный → торжественный → «крутой», но об этом все забыли очень быстро, потому что торжественность и суровость речей времён Великой Отечественной выродилась в канцелярит и лозунги типа «даёшь пятилетку в три дня!», что набило оскомину и в итоге после развала СССР стало ассоциироваться с дутой, переоценённой пустышкой. «Пафос» в русском языке стало означать что-то вроде «претенциозности» или «завышенного самомнения».

Масла в огонь подлили литература и кино — всю китчевую, лубочную и православно-помпезную халтуру стали обзывать «пафосной», а как следствие — авторы стали стыдиться и бояться изображать в своих творениях хоть что-нибудь, что вызывает чувства, и пафос выродился в патетику, а страсть — в нытьё. Согласитесь, это неправильно.

« Пафос в каком-то смысле сродни юмору. Только не настоящему, а натужному, как в некоторых «руссо квесто» или в популярных телепрограммах. Знаете, бывает ещё так, что после реплики подвешивается пауза, которую заполняют записью смеха? Это вернейший признак того, что перед нами юмор синтетический. «А ну смейся, паршивец! — говорит зрителю гогот с экрана. — Вот им уже смешно, и ты давай, ну-ка! Ты что, тупой? Мы только что по-шу-ти-ли!»

А теперь прислушаемся к пафосным репликам. Когда их произносят вслух, чаще всего оставляют многозначительные паузы: ну, кто ещё не проникся? Мы тут о Высоком говорим! А то порой не стесняясь заполняют их бурными аплодисментами, переходящими в овацию… Так вот, и то и другое — имитация чувств. Так бездарности пытаются заставить вас сопереживать… пустоте в их сердцах и головах. Но дешёвый юмор безвреднее: его легче опознать и выставить на позор. Признаваться в нежной любви к «штырлицам» или к их телевизионным аналогам во многих компаниях, слава богу, уже давно не комильфо. А вот пафос… а что пафос? Это же высокие чувства!.. Никакие это не высокие чувства. Когда у человека в самом деле болит сердце, он не становится в позу оперного героя и не обрушивает на головы слушателей пакетированные «традиционные ценности». О серьёзном говорят просто. А то и… с шуткой, потому что от неё не так больно. История бравого солдата Швейка в двадцать раз серьезнее истории бравого солдата Райана.

»
— Ричард Псмит, «Василий Иваныч меняет профессию»

С другой стороны, такие жанры, как трагедия, драма и эпос, по-прежнему хранят верность пафосу в его первоначальном значении. В космической опере без пафоса никак, в опере классической (и вообще в театре) — тем более, в масштабных героических полотнах типа «Трои» или «Властелина Колец» — тоже. Педаль в пол жмёт как обычно, Вагнер.

Примеры[править]

Общее[править]

(link)

Immortal настолько пафосно играет блэкметал, что без улыбки смотреть невозможно. И 2:10, конечно же!

Мифология и фольклор[править]

  • Практически любая религия. Нет, серьёзно: а как иначе?
  • «Илиада», «Одиссея» и любой другой древнегреческий эпос. Гекзаметр прямо-таки вопиет о пафосе!
    • Шире — абсолютно любой героический эпос: в «Эдде», «Рамаяне» и «Махабхарате» этого добра тоже навалом.

Театр[править]

  • «Генрих V» и другие исторические пьесы Уильяма Шекспира.

Литература[править]

  • «Сильмариллион» Дж. Р. Р. Толкина. Да и «Властелин колец» тоже, пусть и в меньшем объёме.
    • Вообще, ни одно высокое фэнтези не может обойтись без изрядной порции пафоса — иначе оно не было бы высоким.
  • Ник Перумов — цикл «Миры Упорядоченного». Особенно те части, где идёт речь о Хедине и Ракоте.
    • Вообще, полное впечатление, что Перумов старался учиться пафосу у Толкина. Получалось с переменным успехом.
  • «Часодеи». Автор перебарщивает с пафосом. Из-за этого регулярно получается бафос-нежданчик.

Кино[править]

  • Фильм «300 спартанцев». Это СПАРТААА!!! Порой это уже просто смешно (хотя смех здесь скорее когнитивное искажение — ибо многочисленный стёб над этой знаменитой сценой привёл к переосмыслению оригинала).
  • «Бриллиантовая рука» неоднократно играет с тропом, как и подобает хорошей пародии.
  • «Защитники» состоят в основном из плагиата и неумелых потуг на пафос.

Мультфильмы[править]

  • «Голубой щенок» — Моряк это любит.
  • Советские мультфильмы А.Снежко-Блоцкой по древнегреческим мифам.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony: Friendship is Magic — стандартные морали о дружбе в первых двух сезонах подаются с таким пафосом, что взрослые фанаты чуть ли не культ из этого выстроили. Дружба как целая наука, о достижениях в которой надо отчитываться божественному мудрому наставнику, Гармония и её Элементы в виде списка добродетелей (куда почему-то попала и магия), Дисгармония и её дух…

Комиксы[править]

  • Супергеройские комиксы на том и стоят.

Аниме[править]

Видеоигры[править]

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000. Скажем так: кто незнаком, тот не знает, что такое пафос, ибо сия вселенная стоит на 4 столпах: мрачность, брутальность, безысходность и ПАФОС(!!!). А ровно посерёдке есть ещё пятая секретная подпорка — завуалированная пародийность; но не все её замечают. Даже когда вовсю используют сами. Пафосно тут почти всё и все. А произведения о космическом десанте или Императоре просто состоят из него. Впрочем, без него Вархаммер не был бы Вархаммером. Его старший брат — Вархаммер FB немного отстаёт.

Музыка[править]

  • Любой государственный гимн.
  • И антигосударственные, революционные песни тоже.
  • В классической музыке:
    • При звуках «Полёта валькирий» Вагнера, наверное, каждому хочется если не аннексировать Судеты и вторгнуться в Польшу или поливать с вертолёта пулемётными очередями всё внизу, то, по меньшей мере, встать. Лирическое отступление: Марк Твен критиковал Вагнера за то, что он испоганил хорошую музыку текстами. Оставим это на совести Марка Твена.
    • «Патетическая симфония» П. И. Чайковского (№ 6) не означает «жалкая».
    • «Патетическая оратория» Свиридова на стихи Маяковского тогда уж тоже.
    • И «Патетическая соната» (№ 8) Бетховена — тоже!
      • Проще назвать у Бетховена произведение, которое было бы не исполнено пафоса. Потому что у него они почти все наполнены «бездной мрачной на краю». Даже те самые сонаты, в которых пафос для тогдашней публики был совершенно внезапен (см. общее): их обычно играли не на концертах, а в домах знати.
  • Пафос — практически необходимая часть металла. Как же без него петь про воинов, викингов, богов и славную смерть?
    • Manowar играют настолько пафосный хэви-метал, что продавливают педаль в Австралию. Чуть ли не каждая вторая их песня восхваляет Воинов С Большой Буквы, Готовых Отдать Жизнь За Истинный Металл!!!
      • Временами у них просматривается явный бафос.
    • Sabaton играет не менее пафосный power-metal на батальные темы. Их Aces in Exile сделана из пафоса на 97 %.
    • HammerFall с их любимыми рыцарями-храмовниками стараются не отставать от этих двоих.
    • Therion записывает помпезные симфоник-металлические гимны на тему мифологии.
    • Ну и конечно же Epica, тексты песен которой представляют сплошной философический угар. Но подают они очень пафосно, как и впрочем любая симфоник-метал группа.
    • Brothers Of Metal. Текстуально — пафосно, эпично и одиноугодно до запредела, музыкально — мелодичный TrueЪ Heavy Metal (сами они в интервью признавались в любви к Manowar, а также к Sabaton, с которыми даже родом из одного города (!) и играли у них на разогреве) с годным вокалом брата и сестры Иоакима и Ильвы Эрикссонов. Песни действительно крутые, но официальные клипы доставляют особенно, поскольку на экране происходит натуральный стёб, троллинг и деконструкция того самого, о чём в процессе поётся. Это надо видеть: The Mead Song, One.
  • Группа Queen тоже умела записывать пафосные и при этом уместные песни (I want it all, The Show Must Go On, We Are The Champions etc)