Редактирование: Псевдовосточная философия
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Вкратце|Суррогатные изречения/воззрения, призванные выглядеть «по-восточному» и «офигеть как мудро». Не обязательно пародия именно на буддизм или индуизм; обычно — коктейль из всех восточных учений: буддизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма и всяких псевдорелигий и квазирелигий.}} | {{Вкратце|Суррогатные изречения/воззрения, призванные выглядеть «по-восточному» и «офигеть как мудро». Не обязательно пародия именно на буддизм или индуизм; обычно — коктейль из всех восточных учений: буддизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма и всяких псевдорелигий и квазирелигий.}} | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Проходил | Проходил как–то Будда со своими многочисленными учениками одной деревней. Собралось несколько человек — его противников — и принялись они горячо и зло оскорблять Будду. Он молча слушал очень спокойно. И из–за этого спокойствия им стало как–то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку. Тут что–то не так. Один из них обратился к Будде: | ||
— В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим? | — В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим? | ||
— Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, — ответил Будда — Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из–за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело — решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет — в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь, они того не стоят. Можете забрать их себе. А теперь мои ученики вас [[Высокоточный матснаряд|от@#$%ят]].|Мудрая восточная притча}} | — Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, — ответил Будда — Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из–за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело — решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет — в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь, они того не стоят. Можете забрать их себе. А теперь мои ученики вас [[Высокоточный матснаряд|от@#$%ят]].|Мудрая восточная притча}} | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Черты, по которым можно отличить псевдовосточную философию от нормальной восточной, таковы: | Черты, по которым можно отличить псевдовосточную философию от нормальной восточной, таковы: | ||
* Это именно что абстрактная философия, не относящаяся к какой-то реальной религиозно-философской школе. В одном только Китае есть даосизм, буддизм (эти религии в чём-то схожи по подходу к жизни, но представляют собой как раз очень разные системы взглядов) и конфуцианство (это вообще ни на то, ни на другое не похоже и во многом им противоположно). В Индии есть собственно индуизм, от которого этот самый буддизм и отпочковался, а ещё джайнизм, сикхизм и так далее. В Японии — язычество синто | * Это именно что абстрактная философия, не относящаяся к какой-то реальной религиозно-философской школе. В одном только Китае есть даосизм, буддизм (эти религии в чём-то схожи по подходу к жизни, но представляют собой как раз очень разные системы взглядов) и конфуцианство (это вообще ни на то, ни на другое не похоже и во многом им противоположно). В Индии есть собственно индуизм, от которого этот самый буддизм и отпочковался, а ещё джайнизм, сикхизм и так далее. В Японии — язычество синто и кодекс воина бусидо (и требования бусидо могут противоречить этике буддизма, т. е. соблюдающий бусидо самурай будет обрекать себя на худшее перерождение). А вот псевдовосточная философия на весь условный восток одна, и чаще всего она представляет собой изрядно упрощённое прочтение буддизма, причём эзотерического (то есть того, который IRL практикуют монахи, но не все остальные). | ||
* Она бросается в глаза через внешнюю атрибутику. Все эти кимоно, инь-янь, иероглифы и спокойные люди, велеречиво [[Говорить загадками|говорящие загадками]] (даже тогда, когда это мешает и им, и окружающим). | * Она бросается в глаза через внешнюю атрибутику. Все эти кимоно, инь-янь, иероглифы и спокойные люди, велеречиво [[Говорить загадками|говорящие загадками]] (даже тогда, когда это мешает и им, и окружающим). | ||
* [[Недобрый Свет, незлая Тьма]] — здесь за понятиями Света и Тьмы скрываются не добро и зло, а какие-нибудь другие противоположности наподобие того же инь-яня. Или наоборот несмотря на восточную обёртку [[свет есть добро]] и [[тьма есть зло]] потому что [[Иисус одобряет]] | * [[Недобрый Свет, незлая Тьма]] — здесь за понятиями Света и Тьмы скрываются не добро и зло, а какие-нибудь другие противоположности наподобие того же инь-яня. Или наоборот несмотря на восточную обёртку [[свет есть добро]] и [[тьма есть зло]] потому что [[Иисус одобряет]] | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
* Псевдовосточная философия часто становится объектом пародии: | * Псевдовосточная философия часто становится объектом пародии: | ||
** Коан о мороженом — как бы [[Вывих мозга|парадоксальная загадка]], выраженная [[Язык Пруткова|языком Пруткова]], либо с очевидным ответом, либо вообще ни о чём. | ** Коан о мороженом — как бы [[Вывих мозга|парадоксальная загадка]], выраженная [[Язык Пруткова|языком Пруткова]], либо с очевидным ответом, либо вообще ни о чём. | ||
** | ** Печенье с предсказаниями — изначально создано как псевдокитайская разлюли-малина, поэтому на бумажках, найденных в печенье, часто оказываются пародийные «философские» мысли. | ||
** [[Цитата-бастард|Конфуций этого не говорил]] — благодаря всё тому же печенью с предсказаниями имя несчастного Кун-цзы лепят под самой разнообразной ерундой. | ** [[Цитата-бастард|Конфуций этого не говорил]] — благодаря всё тому же печенью с предсказаниями имя несчастного Кун-цзы лепят под самой разнообразной ерундой. | ||
** [http://www.behigh.org/library/dao-kakao.html Есть даже целые пародийные учения.] | ** [http://www.behigh.org/library/dao-kakao.html Есть даже целые пародийные учения.] | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]» — джедаизм, чьё понимание «равновесия Силы» похоже на буддийскую «Луну в воде» («невозможно увидеть Луну в воде, если вода неспокойна»). А | * «[[Star Wars|Звёздные войны]]» — джедаизм, чьё понимание «равновесия Силы» похоже на буддийскую «Луну в воде» («невозможно увидеть Луну в воде, если вода неспокойна»). А учитель Йода в эпизодах V—VI смахивает на стереотипного Учителя из фильмов о кунфу. | ||
** Про всё это есть даже книга — «Дао „Звёздных войн“». | ** Про всё это есть даже книга — «Дао „Звёздных войн“». | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
** В приквеле «Рождение легенды» Азов «самурайствует» в ФСК. | ** В приквеле «Рождение легенды» Азов «самурайствует» в ФСК. | ||
* Миша Базука (Буддист) в «Физруке». | * Миша Базука (Буддист) в «Физруке». | ||
* Внезапно, «расово верный» (заявлено, что в основу положен сценарий самого Брюса Ли) сериал «Воин» от HBO — так что в данном случае это, скорее, [[самопародия]]: одна из ключевых героинь, [[Шлюха с золотым сердцем|А Той]], регулярно выдаёт что-то в духе тропа, [[Коронная фраза|всякий раз начиная со слов]]: «Как говорил | * Внезапно, «расово верный» (заявлено, что в основу положен сценарий самого Брюса Ли) сериал «Воин» от HBO — так что в данном случае это, скорее, [[самопародия]]: одна из ключевых героинь, [[Шлюха с золотым сердцем|А Той]], регулярно выдаёт что-то в духе тропа, [[Коронная фраза|всякий раз начиная со слов]]: «Как говорил Конфуций...». Вероятнее всего, это просто одна из мер по построению имиджа (да и вряд ли она вообще читала Конфуция), но для американцев сгодится. А вот ГГ, сам будучи китайцем, не забывает в таких случаях напомнить: «Конфуций такого не говорил!» (и надо видеть, с какой довольной улыбкой эта особа отвечает: «Нет, не говорил!»). | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
=== Интернет-проекты и мемы === | === Интернет-проекты и мемы === | ||
* Серия мемов «Монах-мудрец», на которых старичок восточного вида (а это сам Морихей Уэсиба) даёт вредные или просто идиотские советы (например: «Древняя китайская мудрость гласит: если нечего сказать, скажи китайскую мудрость»). | * Серия мемов «Монах-мудрец», на которых старичок восточного вида (а это сам Морихей Уэсиба) даёт вредные или просто идиотские советы (например: «Древняя китайская мудрость гласит: если нечего сказать, скажи китайскую мудрость»). | ||
* Популярные в интернет-фольклоре притчи, которые в открытую издеваются над сабжем. Например, такая: | * Популярные в интернет-фольклоре притчи, которые в открытую издеваются над сабжем. Например, такая: | ||
{{q| | |||
Как-то раз к Конфуцию пришла женщина и задала ему вопрос: | {{q|Как-то раз к Конфуцию пришла женщина и задала ему вопрос: | ||
— Скажи, Конфуций, почему когда женщина имеет много любовников, то ее подвергают общественному порицанию, а когда | |||
— Скажи, Конфуций, почему когда женщина имеет много любовников, то ее подвергают общественному порицанию, а когда мужчина имеет много женщин, то это нормально? | |||
Прежде чем ответить, Конфуций поставил перед ней пять чайников и пять чашек. | Прежде чем ответить, Конфуций поставил перед ней пять чайников и пять чашек. | ||
— Лей чай в пять чашек из одного чайника. Нравится? | — Лей чай в пять чашек из одного чайника. Нравится? | ||
— Нравится, — ответила женщина. | — Нравится, — ответила женщина. | ||
— А теперь, наоборот, лей в одну чашку из пяти чайников. Нравится? | — А теперь, наоборот, лей в одну чашку из пяти чайников. Нравится? | ||
— Ещё больше нравится, — призналась женщина. | — Ещё больше нравится, — призналась женщина. | ||
— Дура! — заорал Конфуций. — Такую притчу испортила!|}} | — Дура! — заорал Конфуций. — Такую притчу испортила!|}} | ||
== Игра с тропом == | == Игра с тропом == | ||
Строка 69: | Строка 75: | ||
* [https://forensics.ru/InFuWo.htm «Суждения об информационной безопасности мудреца и учителя Инь Фу Во, записанные его учениками»]. | * [https://forensics.ru/InFuWo.htm «Суждения об информационной безопасности мудреца и учителя Инь Фу Во, записанные его учениками»]. | ||
* Павел Иевлев, «[https://uazdao.ru/ УАЗдао]». | * Павел Иевлев, «[https://uazdao.ru/ УАЗдао]». | ||
* [http://begemot.be/old-behemoth/Humor/hu.htm Книга тысячи поучений или | * [http://begemot.be/old-behemoth/Humor/hu.htm Книга тысячи поучений или "Поучительные притчи Учителя Ху"] | ||
* [https://bookap.info/okolopsy/kozlov_istinnaya_pravda_ili_uchebnik_dlya_psihologa_po_zhizni_2008_12_05/gl2.shtm Как и зачем психолог Николай Козлов сочинил «древнекитайский сборник афоризмов»]. | * [https://bookap.info/okolopsy/kozlov_istinnaya_pravda_ili_uchebnik_dlya_psihologa_po_zhizni_2008_12_05/gl2.shtm Как и зачем психолог Николай Козлов сочинил «древнекитайский сборник афоризмов»]. | ||
* Бытует мнение, что и «[[w:Хагакурэ|Хагакурэ]]» типичный представитель тропа. А то, что через двести лет [[Развесистая сакура|соплеменники]] [[Тролль|Ямамото Цунэтомо]] пытались следовать сей мудрости со звериной серьёзностью, | * Бытует мнение, что и «[[w:Хагакурэ|Хагакурэ]]» типичный представитель тропа. А то, что через двести лет [[Развесистая сакура|соплеменники]] [[Тролль|Ямамото Цунэтомо]] пытались следовать сей мудрости со звериной серьёзностью, - ярчайшее проявление [[Закон По|закона По]]. | ||
{{Nav/Религия}} | {{Nav/Религия}} |